Путеводитель по ошибкам мышления

Эмоциональная аргументация. «Я так чувствую, значит, так оно и есть. Точка»

Склонность думать, что та или иная эмоциональная реакция доказывает собственную правоту, несмотря на очевидные факты. Примеры:

  • «Я ревную, значит, мой муж мне точно изменяет. Надо разводиться».
  • «Я чувствую себя таким идиотом (значит, я точно идиот)».
  • «Я чувствую себя виноватым (значит, я точно провинился)».

Очень распространенное когнитивное искажение, часто ведущее к прокрастинации, неврастении или депрессии. «Зачем готовиться к тесту, если я знаю (чувствую), что провалю его?» В итоге тест действительно оказывается провален, поскольку субъект изначально настроил себя на подобный результат, несмотря на неплохую подготовку.

Очень удачный контраргумент на подобный пример: «Ок, ты все равно провалишь тест. Тогда расслабься, иди и спокойно сдай его – тебе все равно нечего терять!»

Непереносимость дискомфорта

Когда человеку предстоит попасть в какую-то ситуацию, в которой ему будет не очень комфортно, он говорит себе: «я не выдержу», «я не смогу этого вынести». Он заранее знает, что в этой ситуации он будет испытывать дискомфорт, потому что такое уже происходило раньше. Но стоит лишь направить мысль в другое русло, как восприятие предстоящей ситуации меняется. Например, вы подходите к кассе в магазине и видите большую очередь. В предвкушении того, что придется долго стоять, у вас появляется мысль: «я этого не вынесу». А попробуйте изменить свое отношение к ситуации, представив, что стоите в очереди за продуктами в период гуманитарной катастрофы. Наверняка тогда бы вы радовались. Изменив перспективу таким образом, вы можете порадоваться тому, что нет никакой гуманитарной катастрофы сейчас, и вам просто нужно немного постоять в очереди, чтобы оплатить продукты, необходимые для приготовления вкусного ужина.

Цифры – это всего лишь цифры

Любой человек, который связан с презентацией и продажей товаров и услуг, скажет, что цифры вызывают доверие. Они подтверждают высказывания, на их основе доказывают то, что по-другому будет звучать неубедительно.

Левитин говорит, что значение цифры в нашем обществе преувеличено. Он называет их чрезмерное влияние на критичность мышления продуктом нашей невнимательности и нежелания сопоставить факты. Современный человек боится цифр, тем самым делая себя уязвимым.

Автор рекомендует отказаться от слепого желания поверить цифрам. Он призывает пошагово вникать во все нюансы новой информации, проводить по возможности собственные расчеты и делать выводы в соответствии с объективным анализом реальности.

 В качестве примера он приводит весьма показательную ситуацию. Представим, что в отдел продаж устроился новый сотрудник. Руководитель, пытаясь мотивировать его, говорит, что лучший специалист фирмы продает до 1000 товаров в день. Если мыслить образно и испугаться цифр, то в такую информацию можно поверить. Но совершенно простая умственная работа позволит вывести начальника «на чистую воду». Достаточно критически отнестись к словам босса, прикинуть, сколько времени в этом случае уделяется на одну сделку, как станет очевидным тот факт, что такое количество ежедневных продаж невозможно, даже если каждый потенциальный покупатель согласится приобрести товар.

Левитин рассказывает о том, как следует относиться к таким модным в интернет пространстве понятиям, как среднее арифметическое, медиана или мода. Если первый термин знаком многим из нас, то понимание двух последних зачастую вызывает затруднение. Автор говорит, что разница между этими понятиями существенна. Их использование определяется конкретной ситуацией. Потому адекватность применения данных понятий должна подвергаться критике.

Следует с осторожностью верить всевозможным диаграммам и графикам. Автор отмечает, что в случаях их применения много подводных камней

Они могут сбить с толку слишком доверчивого читателя. Левитин не только рассказывает о хитростях, которые используют создатели этих информационных материалов, но объясняет, почему человек легко верит им.

Дело в том, что наш мозг – достаточно умный механизм, который будет упрощать себе работу там, где это возможно. Посмотреть на график и поверить цифрам гораздо проще, чем попытаться вникнуть в проблему, сопоставить факты.

Автор говорит, что каждый человек может побороть в себе эту особенность и научиться рационально мыслить. Он отмечает: «Когда ваша визуальная система сталкивается с логической, первая всегда выходит победителем, если только вы не приложите усилий, чтобы переломить это предубеждение» .

Левитин рекомендует не бояться столь нужной умственной работы и подвергать тщательному анализу увиденное и услышанное.

Мышление в рамках шаблона «все или ничего»

Склонность видеть все в черно-белом цвете, постоянное впадение в крайности. Условный девиз подобного шаблона звучит примерно так: «если я не добился совершенства, то я полное ничтожество». Примеры:

  • «Я не дописал доклад, поэтому я впустую потратил весь день».
  • «Нет смысла участвовать в этом турнире, если я не готов на 100%».
  • «Агент не пришел вовремя, поэтому вся их фирма – помойка!»

Проще говоря, при таком типе мышления все, что ниже 100%, равняется нулю. Если вы давно держите диету и вдруг позволили себе немного сладкого, это будет восприниматься как полный провал. «Теперь ты можешь объедаться, сколько влезет, маленькое жирное существо», – уверенно заявит вам ваш мозг. Лекарство заключается в умении осознать, что в жизни есть не только «право» и «лево». Скажите себе: «Я приложил достаточно усилий и сбросил пару килограмм, почему бы не побаловать себя этим аппетитным гамбургером – я это заслужил».

Как научиться мыслить амбивалентно?

Трудно менять способ мыслить, особенно если нравятся радикальные суждения. Но попытки научат применять всесторонний подход к проблемам, что поможет исключить поспешные оценки. Есть ряд правил для того, чтобы мыслить позитивно чтобы изменить свою судьбу.

  • Следует отказаться от строгих суждений. Например, не произносить их. Воздерживаясь от разделения на “плохое” и “хорошее”, можно понять, что мир не может ограничиться двумя данными категориями.
  • Если воспринимать перспективу того или иного события, будет возможно оценить его значимость.
  • Нужно принять то, что человек может ошибаться. Почувствовав себя на месте противника, можно осознать, что именно его точка зрения правильная.
  • Привыкнув к тому, что истинное решение не однозначно, человек учится принимать иное мнение и видеть проблему всесторонне.

Проблема 1: переизбыток информации

В окружающем мире слишком много информации. У нас есть единственный выбор — отсекать в восприятии «лишнее». Мозг использует ряд приемов, чтобы выбрать только ту информацию, которая с большей вероятностью как-то нам пригодится.

Что делать

Важно не только не утонуть в переизбытке информации, но и не отказаться полностью от ее восприятия, не начать отсекать все и вся достаточно агрессивно. Хорошим знаком опасности может быть появление ощущения постоянного «информационного шума», от которого хочется отгородиться полностью

Когнитивные искажения мышления

Мы охотнее замечаем то, что ранее запоминали либо часто встречали.
Странные / смешные / внешне привлекательные / антропоморфные вещи привлекают внимание больше, чем привычные / несмешные.
Мы замечаем, когда что-то меняется.
Нас привлекают частности, подтверждающие наши существующие убеждения.
Мы гораздо легче замечаем изъяны в других, чем в себе.

Когнитивные расстройства

Даже малейшие травмы в итоге могут привести к различным нарушениям когнитивных функций. Естественно, что по уровню выраженности эти нарушения различаются от легкой до тяжелой формы.

Если всмотреться в причины появления этих нарушений, то факторы, приводящие к нарушениям, можно разделить на:

  1. Дегенеративные болезни – болезнь Паркинсонизм, Альцгеймер.
  2. Болезни сосудов – инфаркт, инсульт, атеросклероз.
  3. Проблемы с метаболизмом — гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Различные травмы головного мозга.
  6. Опухоль мозга.

А что касается вида нарушений, то это будет зависеть от того места, где находится воздействующий фактор. Однако, это не значит, что при нарушении нужно опускать руки. Отнюдь, ведь нарушения легкой формы и даже средней тяжести даже у людей в возрасте могут восстановиться, если правильно и своевременно принять меры и лечить их.

После этого — не значит вследствие этого

«После этого — значит, по причине этого» (лат. post hoc ergo propter hoc) — распространенное заблуждение, заключающееся в том, что люди склонны видеть причинно-следственную связь в череде идущих друг за другом событий, хотя этой связи на самом деле может и не быть.

Здесь можно вспомнить известные психологические эксперименты Берреса Скиннера, автора так называемой теории оперантного обусловливания (особого способа формирования условных рефлексов).

Подопытное животное (в ранних опытах использовались крысы, позднее — голуби) помещалось в клетку (так называемые ящики Скиннера), в которую периодически, независимо от действий животного, выпадала еда. После длительного наблюдения оказывалось, что у животных вырабатывались своеобразные ритуалы. Кто-то из подопытных голубей бегал кругами против часовой стрелки, кто-то бился об угол клетки, кто-то начинал систематически вращать головой. Оказалось, что животные начинали повторять те действия, которые они совершали во время приема пищи.

Что же такое критическое мышление?

КøÃÂøÃÂõÃÂúþõ üÃÂÃÂûõýøõ â ÃÂþàÃÂøÿ üÃÂÃÂûõýøÃÂ, úþÃÂþÃÂÃÂù ÿþüþóðõàúÃÂøÃÂøÃÂõÃÂúø þÃÂýþÃÂøÃÂÃÂàú ûÃÂñÃÂü ÃÂÃÂòõÃÂöôõýøÃÂü, ýõ ÿÃÂøýøüðÃÂàýøÃÂõóþ ýð òõÃÂàñõ÷ ôþúð÷ðÃÂõûÃÂÃÂÃÂò, ýþ ñÃÂÃÂàÿÃÂø ÃÂÃÂþü þÃÂúÃÂÃÂÃÂÃÂü ýþòÃÂü øôõÃÂü.

ÃÂÃÂþÃÂòûõýøàÃÂðúþóþ ÃÂøÿð üÃÂÃÂûõýøàüþöýþ ÷ðüõÃÂøÃÂàÃÂöõ àôõÃÂõù ò òþ÷ÃÂðÃÂÃÂõ 2-3 ûõÃÂ. ÃÂðÿÃÂøüõÃÂ, ÃÂòøôõÃÂàÃÂÃÂþ üþöýþ ÿÃÂø ÿþüþÃÂø ÃÂõÃÂÃÂð ëáðûûø ø íýýû.

âõÃÂàýð úÃÂøÃÂøÃÂõÃÂúþõ üÃÂÃÂûõýøõ

ÃÂÃÂÃÂàôòð ÿõÃÂÃÂþýðöð: áðûûø ø íýý. áðûûø úûðôõàüÃÂÃÂøú ò úþÃÂ÷øýúàø ÃÂÃÂþôøÃÂ. àÃÂÃÂþ òÃÂõüàíýý ÿõÃÂõúûðôÃÂòðõàüÃÂÃÂøú ø÷ úþÃÂ÷øýúø ú ÃÂõñõ ò úþÃÂþñúÃÂ. àÃÂõñõýúà÷ðôðõÃÂÃÂàòþÿÃÂþÃÂ: ð úþóôð áðûûø òõÃÂýõÃÂÃÂÃÂ, óôõ þýð ñÃÂôõàøÃÂúðÃÂàüÃÂÃÂøú?

ÃÂÃÂüðõü, ÃÂðü ýõ ÃÂþÃÂÃÂðòøàÃÂÃÂÃÂôð ôðÃÂàÿÃÂðòøûÃÂýÃÂù þÃÂòõÃÂ.

ÃÂþóðôÃÂòðõÃÂõÃÂàúðú þÃÂòõÃÂðÃÂàôõÃÂø ôþ 3-õàø ÿþÃÂûõ?

ÃÂõùÃÂÃÂòøÃÂõûÃÂýþ, ôõÃÂø ôþ 3-õàûõàþÃÂòõÃÂðÃÂÃÂ, ÃÂÃÂþ áðûûø ñÃÂôõàøÃÂúðÃÂàüÃÂÃÂøú ò úþÃÂ÷øýúõ, ð ôõÃÂø ÿþÃÂûõ ÃÂÃÂõÃÂ, ÃÂÃÂþ ò úþÃÂþñúõ. áÿþÃÂþñýþÃÂÃÂàþÃÂþùÃÂø þàÃÂòþøà÷ýðýøù ø ÿþÿÃÂþñþòðÃÂàÿþýÃÂÃÂàÃÂþô üÃÂÃÂûø ôÃÂÃÂóþóþ ÃÂõûþòõúð/ÿõÃÂÃÂþýðöð, ÿÃÂø ÃÂÃÂþü ÿþôòõÃÂóýÃÂò ÃÂþüýõýøàÿÃÂðòôøòþÃÂÃÂàÃÂòþõù ÿðÃÂðôøóüÃÂ, ò ÃÂÃÂþü ø ÷ðúûÃÂÃÂðÃÂÃÂÃÂàÿõÃÂòÃÂõ ÿÃÂõôÿþÃÂÃÂûúø úÃÂøÃÂøÃÂõÃÂúþóþ üÃÂÃÂûõýøÃÂ.

âõÃÂàÿþÃÂûþöýõõ

ÃÂàÃÂòõÃÂõýÃÂ, ÃÂÃÂþ ÃÂàÃÂÿÃÂðòøûøÃÂààÃÂõÃÂõýøõü ÿÃÂõôÃÂôÃÂÃÂõù ÷ðôðÃÂø. ÃÂôýðúþ õÃÂÃÂà÷ðôðÃÂð ø ÿþÃÂûþöýõõ, ÿþÿÃÂþñÃÂùÃÂõ ÃÂõÃÂøÃÂàõõ:

ÃÂÃÂàø ñõùÃÂñþûÃÂýðàñøÃÂð òüõÃÂÃÂõ ÃÂÃÂþÃÂà1.10 $. ÃÂÃÂø ÃÂÃÂþü ñøÃÂð ÃÂÃÂþøàýð 1$ ñþûÃÂÃÂõ, ÃÂõü üÃÂÃÂ. áúþûÃÂúþ ÃÂÃÂþøàüÃÂÃÂ?

ÃÂÃÂûø òàÿþôÃÂüðûø, ÃÂþ üÃÂàÃÂÃÂþøà0.10 $, ÃÂþ ÃÂþÃÂàÃÂðàþóþÃÂÃÂøÃÂàâ ÃÂÃÂþ ýõ ÃÂðú.

àúýøóõ ÃÂ. ÃÂðýõüðýð ÃÂðÃÂõ öõûðýøõ ôðÃÂàþÃÂòõàò 10 ÃÂõýÃÂþò þñþÃÂýþòðýþ øýÃÂÃÂøÃÂøòýÃÂü üÃÂÃÂûõýøõü øûø ÃÂøÃÂÃÂõüþù 1, ð òþàöõûðýøõ ÿþôòõÃÂóýÃÂÃÂàÃÂÃÂàüÃÂÃÂûàÃÂþüýõýøàâÂÂà úÃÂøÃÂøÃÂõÃÂúøü/ðýðûøÃÂøÃÂõÃÂúøü üÃÂÃÂûõýøõü øûø ÃÂøÃÂÃÂõüþù 2.

«Мозг Леонардо. Постигая гений да Винчи» – Леонард Шлейн

Знаете ли вы, что Леонардо да Винчи спал не ночью, как все обычные люди, а 15–20 минут каждые несколько часов? Этот человек был совершенно исключительным, во много раз превосходя интеллектуально не только своих современников, но и многие поколения после. Не удивительно, что к его работе и творчеству интерес не угасает до сих пор. Известный доктор медицины и исследователь Леонард Шлейн через призму современных исследований правого и левого полушарий мозга рассматривает достижения да Винчи в искусстве и науке. Шаг за шагом автор с помощью нестандартного анализа рассматривает произведения гения, сопоставляя их с творчеством современных художников. На фоне этого Шлейн поднимает масштабные вопросы об особенностях интеллекта человека в целом, эволюции нашего вида и о будущем, к которому человечество движется.

«Свободу мозгу!» – Идрисс Аберкан

Книга издательства «Эксмо» «Свободу мозгу! Что сковывает наш мозг и как вырвать его из тисков, в которых он оказался» – один из самых ярких бестселлеров, написанных за последние годы на тему работы мозга. Особенно интересен новый термин, который придумал автор, – «нейроэргономика». Под ним понимается искусство правильного использования мозга. В книге рассказывается о людях с выдающимися способностями, которые запоминают огромные массивы информации и умеют производить в уме сложнейшие математические операции. Автор Идрисс Аберкан утверждает, что дело не в каком-то особенном устройстве мозга. У этих людей мозг точно такой же, как и у нас. Просто они умеют правильно распределять нагрузку на его познавательные функции. А раз смогли они, вполне сможете и вы…

Использование слов «должен», «надо», «обязан» в качестве источника мотивации

Вы думаете, что эти слова придадут вам сил, но в итоге вы оказываетесь один на один с чувством вины, поскольку не успели сделать все, что запланировали (или злитесь, что кто-то другой этого не сделал). Часто это звучит так:

  • «Я ведь обязан был доделать этот договор к пятнице».
  • «Они должны были подумать о моих планах относительно данного проекта, они ведь обязаны понимать, что меня огорчает сложившаяся ситуация».

Важно понять, что «должен», «надо», «обязан» – это слова обязанности. Много ли вы знаете людей, которым нравится действовать из-под палки? Попробуйте заменить эти слова на «я хочу», «я могу» или «я выбираю»

Это как раз та ситуация, когда магия слова способна творить чудеса. Тест: отгадаете художника по картине? →

Самообвинение

Самообвинение – это искаженное мышление, при котором ты винишь во всем себя, неважно, виновата ты на самом деле или нет. Не очень логично винить себя в обстоятельствах, на которые ты не можешь повлиять, например обвинять себя за слабое здоровье или в том, что тебе трудно работать с людьми, при этом являясь интровертом

Если самообвинение становится привычкой, то ты можешь чувствовать себя ответственной даже за то, что находится за пределами твоего контроля, например погода, настроение коллеги, самочувствие второй половины.

Пример. Девушка отдала ребенка в детский сад. Мальчик очень плохо адаптировался: много плакал, практически ничего не ел, часто болел. Она обвинила в этом себя: «Я такая плохая мать, что воспитала сына, склонного к истерикам и капризам». Она даже на секунду не задумалась, что таких детей в группе много, да и данные проявленияво время адаптации – нормальное явление. Что можно говорить о самооценке при типе мышления «самообвинение»? Конечно, она раздавлена.

Автоматические мысли

Наверняка у каждого периодически появляются негативные мысли о прошлом, настоящем или будущем. На их фоне образуется тревога, тоска, раздражение, отчаяние. В результате человек начинает считать, что он недостаточно хорош, у него что-то не получится. Он перестает стремиться к своим целям, и это приводит к полному провалу. Мы даже не всегда можем отследить появление негативных мыслей, а начинаем осознавать это, когда настроение уже изменилось. Но если тут же задуматься и спросить себя, почему я так сейчас чувствую, то можно найти автоматические мысли, которые сами собой возникают в голове.

Именно автоматические мысли отражают ошибки и нарушения мышления. Они искажены и не подкреплены реальными фактами. Однако мы им свято верим. В психологии даже известны случаи, когда специалистам приходилось тратить немало времени на то, чтобы доказать пациенту ошибочность его мышления, ложность его мыслей и отсутствие фактов, подтверждающих их правильность. Иными словами, человек может настолько сильно поверить собственным когнитивным искажениям, что его будет очень сложно переубедить и перенастроить.

Автоматические мысли формируются, когда когнитивные искажения повторяются в каких-то ситуациях в течение жизни. В результате они превращаются в стереотипы и прочно закрепляются в голове. Но с этим можно справиться, начав более реалистично и позитивно оценивать самого себя и происходящее вокруг.

Ошибок интуитивного мышления очень много, но мы рассмотрим основные и наиболее часто встречающиеся.

Эвристическая доступность

Если спросить у студента колледжа: «В твоем учебном заведении учится больше студентов из Колорадо или из Калифорнии?» — то его ответ будет, вероятнее всего, основываться на личных примерах, которые он может вспомнить за короткий промежуток времени. Чем легче мы можем вспомнить что-либо, тем больше мы доверяем этим знаниям. Если задать человеку вопрос: «Мы взяли случайное слово: как ты думаешь, оно вероятнее будет начинаться с буквы К, или эта буква будет в нем третьей по счету?» — то большинство людей гораздо быстрее вспомнят слова, начинающиеся на К, а не слова, где К — третья буква, и дадут свой ответ, основываясь именно на этом. На самом же деле стандартный текст содержит в два раза больше слов, где К стоит на третьем месте.

«Скетчи по воскресеньям» – Кристоф Ниманн

Полное название звучит очень интригующе: «Скетчи по воскресеньям. Как несерьёзные эксперименты вырастают в крутые идеи и меняют нашу жизнь навсегда». Сама книга большая и довольно толстая. Но не пугайтесь: забавных иллюстраций в ней намного больше, чем букв. Это отличный вариант для тех, кому нужно подстегнуть свой творческий процесс, но кто не знает, как это сделать. Знакомо? Вы не одиноки. Художник, лауреат многих наград и ведущий колонки Abstract Sunday («Абстрактное воскресенье») в New York Times Кристофа Ниманна весело и умно рассказывает с помощью иллюстраций и забавных подписей к ним о своей работе, карьере в искусстве и попытках преодоления внешних и внутренних препятствий, с которыми сталкиваются все творческие люди без исключений.

Рациональность в восприятии окружающей действительности

Левитин говорит, что самыми действенными «фильтрами», которые очистят любую правду от лживой шелухи, являются методы, применяемые в науке. Среди них он отмечает:

  1. Байесовский метод. С его помощью можно рассчитать вероятность развития разных сценариев в спорных ситуациях. Он основан на построении специальной таблицы, благодаря которой происходят математические подсчеты. Такой метод особенно полезен в медицине, где ошибка зачастую совершенно недопустима. Незаменим он и в принятии других жизненно важных решений.
  2. Индукция, дедукция и абдукция. Автор подробно раскрывает эти понятия, знакомит читателя с самыми распространенными ошибками критического мышления.

Несмотря на американский стиль повествования, книгу можно назвать актуальной для жителей любого государства. Она не открывает «новых тайн», но позволяет вспомнить давно позабытые истины. Поглощать информационный мусор бездумно после ее прочтения уже не получится. Напротив, появится желание культивировать умственную активность, развивать аналитические способности и умение «отключать» эмоции в тех ситуациях, где должны работать рассуждения.

Список использованных источников:
  • 1. Левитин Дэниел. Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды. / Дэниел Левитин; . – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018 – 272 с. (серия Миф. Личное развитие).
  • 2. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб.-метод. пособие. / А. В. Бутенко, Е.А. Ходос. – Москва: Мирос, 2002. — 176 с.
  • 3. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой учёный. — 2009. — № 11. — С. 170—174.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Мы думаем по шаблону

Наш мозг терпеть не может неизвестность. Мы должны всё знать и всё понимать. Поэтому любую новую информацию срочно нужно утрамбовать в ту систему, которая нам привычна. А если информация противоречит нашим убеждениям, то мы с лёгкостью придумаем этому какое-нибудь объяснение, и уже никто не переубедит нас.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Когда мы думаем о других, то объясняем их поступки личными качествами. Например, почему коллега на меня накричал? Потому что он козёл. А когда мы думаем о себе, то объясняем поведение внешними факторами. Почему я накричал на коллегу? Потому что он козёл.

Следствие — групповая ошибка атрибуции. Мы приписываем свойства всей группы каждому её представителю, и наоборот. Помните новозеландца, который любил кофе? Мы будем думать, что все новозеландцы любят кофе.

Стереотипизация

Избавиться от ошибок атрибуции так трудно, что у каждого новозеландца мы спрашиваем, почему это он вдруг не любит кофе? Мы же знаем, они там все кофеманы.

Функциональная закреплённость

Если мы знаем, как нужно пользоваться предметом, то использовать его иначе у нас не получается. Что можно сделать с пустой алюминиевой банкой? Смять и выбросить. Или сконструировать из неё горелку. Когда мы преодолеваем это искажение, начинается истинный креатив.

Эффект морального доверия

Эффект, связанный с репутацией. Если человек долгое время является образцом в чём-то, принимает верные решения, то это воспринимают как нечто само собой разумеющееся. И сам человек начинает верить, что его решения хороши, только потому что это он их принял.

Вера в справедливый мир

Мы верим, что все злодеи получат по заслугам, а правда когда-нибудь победит, люди будут относиться к нам так, как мы к ним, а всех обидчиков покарает карма / бог / вселенная / макаронный монстр. Это искажение причинно-следственной связи, которое мы трактуем так, чтобы нам было спокойнее и приятнее жить.

Подчинение авторитету

Мы склонны делать то, что нам велят начальники, власти и вообще вышестоящие люди, и выполняем приказы, даже если не согласны с ними.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий