Психологические способы активного долголетия

Ключи к долгой жизни.

Фонд Мак Артура спонсировал исследование по проблемам старения, которые пришло к выводу, что для активного долголетия важны три фактора:

  1. Избегать болезней и инвалидности.
  2. Сохранять умственные и физический способности.
  3. Продолжать активно взаимодействовать с социумом.

Чтобы взять от времени все что можно, в равной степени важны физические, интеллектуальные, социальные и духовные аспекты бытия. Мы можем увидеть вокруг себя людей, уделявших недостаточно внимания любому из них – и понять, к чему это привело. Стоит только забыть о дисциплине и целеустремленности, и превращение в старика окажется недолгим. Вот что писал Джимми Картер в своей книге «Достойное старение».

Какова должна быть главная цель для наших поздних лет? Вы удивитесь, узнав, что одна из самых важных вещей – наше собственное счастье. Не думаю, что это эгоистичный подход, ведь он неизбежно откроет путь для лучших отношений с окружающими. Очевидно, что счастье не приходит само по себе, это то. К чему нам приходится стремиться: откровенно, увлеченно и с фантазией. Достижение счастья – это занятие длиной в жизнь, успешная адаптация к непрерывно меняющимся условиям, с которым нам приходится сталкиваться. Это неизбежно вовлекает нас в круг задач, ответственности, трудностей и, возможно, боли. Но этот опыт заставляет нас держаться ближе к другим, и развить важнейшие элементы, необходимые для хорошей жизни – самоуважение и контроль.

Из комментариев автора можно сделать вывод, что первый ключ к активному долголетию – проявить интерес к себе. Оказавшись в компании пожилых людей, можно быстро понять, кто из них занят жалостью к себе, а кто пользуется малейшей возможностью для того, чтобы жить. Успешные люди имеют достаточно самоуважения, чтобы поддерживать тела подтянутыми, ум работающим а сердце занятым.

Кто, кроме близких и психолога, может помочь

В современном пансионате для престарелых есть целый штат специалистов, способных оказать полноценную и разнообразную психологическую помощь. В нем можно вполне комфортно жить, пользоваться качественным медицинским обслуживанием, иметь интересный досуг. Пансионат предлагает постояльцам:

  • разные реабилитационные программы для восстановления утраченных физических и интеллектуальных способностей;
  • полноценную социальную жизнь, общение с разными людьми;
  • мероприятия, удовлетворяющие культурные и творческие запросы.

Психологи пансионата помогают постояльцам легче адаптироваться к жизни современного общества. Помощь оказывается в рамках разнонаправленных методик, среди которых:

  • арт-терапия (лечение искусством);
  • музыкотерапия (воздействие музыкой);
  • глинотерапия (освоение базовых навыков гончарного искусства);
  • гарденотерапия (уход за садом);
  • библиотерапия (чтение литературных произведений).

Участвуя во всех этих мероприятиях, пенсионер получает новый опыт, который благоприятно сказывается на его психике. Такой комплексный подход помогает обеспечить пожилым людям полноценную психологическую реабилитацию.

Рассчитайте стоимость проживания

  • Болезнь Альцгеймера у пожилых людей.
  • Старческий маразм: симптомы, причины, виды, методы лечения.
  • Старческое слабоумие: признаки, терапия, профилактика и мифы.

«Чудовищный» эксперимент

Чудовищный, по своей сути, эксперимент был проведён в 1939 году в США психологом Уэнделлом Джонсоном и его аспиранткой Мэри Тюдор для того, чтобы выяснить, насколько дети подвержены внушению. Для эксперимента были выбраны 22 ребёнка-сироты из города Дэвенпорт. Их разделили на две группы. Детям из первой группы говорили о том, как замечательно и правильно они говорят, и всячески хвалили. Вторую половину детей убеждали, что их речь полна недостатков, и называли их жалкими заиками.

Результаты этого чудовищного эксперимента также были чудовищными: у большинства детей из второй группы, которые не имели никаких дефектов речи, начали развиваться и укоренились все симптомы заикания, сохранявшиеся на протяжении всей их дальнейшей жизни. Сам же эксперимент очень долго скрывали от общественности, чтобы не повредить репутации доктора Джонсона. Потом, всё же, люди узнали об этом эксперименте. Позже, кстати говоря, подобные эксперименты проводили нацисты над заключёнными концлагерей.

Глядя на жизнь современного общества, порой поражаешься тому, как воспитывают своих детей родители в наши дни. Нередко можно увидеть, как они ругают своих детей, оскорбляют их, обзывают, называют очень неприятными словами. Не удивительно, что из маленьких детей вырастают люди со сломанной психикой и отклонениями в развитии. Нужно понимать, что всё то, что мы говорим нашим детям, и, тем более, если мы говорим это часто, со временем найдёт своё отражение в их внутреннем мире и становлении их личности.

Нужно тщательно следить за всем, что мы говорим свои детям, как мы с ними общаемся, какую самооценку формируем и какие ценности прививаем. Только здоровое воспитание и настоящая родительская любовь могут сделать наших сыновей и дочерей адекватными людьми, готовыми к взрослой жизни и способными стать частью нормального и здорового общества.

7

Геронтология – наука о старении

Геронтология – это наука, которая занимается аспектами здоровья и болезней пожилых людей, а также изучает процессы естественного старения. Это, в частности, изменения, происходящие  со временем в тканях, клетках, системах и органах. 

Проблемы геронтологии делятся на несколько основных категорий: 

  1. Социальные и экономические проблемы, вызванные увеличением числа пожилых людей в популяции.

  2. Психологические аспекты старения, которые включают интеллектуальную деятельность и личностную адаптацию.

  3. Физиологические основы старения, наряду с патологическими отклонениями и развитием заболеваний.

Цель геронтологических исследований – узнать больше о процессе старения, но не ради увеличения продолжительности жизни, а с целью минимизировать инвалидность в пожилом возрасте. Иногда геронтологию путают с гериатрией, но это узкая отрасль, занимающаяся профилактикой и лечением заболеваний у пожилых людей. 

До XIX века, когда большинство людей умирали, не дожив до старости, не было особой потребности во врачах, специализирующихся на уходе за пожилыми людьми –  ухудшение здоровья считалось неизбежным сопровождением старости. 

Первым, кто подчеркнул важность специальных исследований болезней в зрелом возрасте, был французский врач Жан-Мартен Шарко в 1881 году. Правда, до начала 20 века подобные исследования были единичными. . Однако позже было замечено, что среди пожилых людей произошло большое количество патологических изменений и что понимание процесса старения может привести к меньшему количеству заболеваний у этой возрастной категории

Так началось изучение геронтологии.

Однако позже было замечено, что среди пожилых людей произошло большое количество патологических изменений и что понимание процесса старения может привести к меньшему количеству заболеваний у этой возрастной категории. Так началось изучение геронтологии.

Марджори Уоррен из Великобритании в 1930-х годах продемонстрировала, что особый уход за хронически больными пожилыми пациентами, которые ранее считались неизлечимыми, могут предотвратить многие опасные последствия старения.

Поскольку в 20-м веке люди старше 65 лет стали составлять значительную часть населения в развитых странах, стало очевидно, что необходимы специализированные врачи, специализирующиеся на лечении болезней, связанных с пожилым возрастом.

Как поставить диагноз

Диагноз СХУ можно поставить при наличии следующих критериев. Обязательно присутствие 2 больших признаков. Это постоянная усталость со снижением активности днем, длящаяся более 6 месяцев. При этом она не уходит даже после полноценного отдыха, и способна усиливаться.

Второй основной критерий – отсутствие соматических и психических заболеваний. Для этого пациента направляют на обследования и консультацию узких специалистов: кардиолога, гастроэнтеролога, невролога и др. Учитывается воздействие психотравмирующего фактора.

Наличия этих 2 пунктов недостаточно. Необходимо также присутствие 6–8 других (малых) симптомов заболевания.

При правильном и своевременном лечении происходит полное выздоровление. Но существует вероятность рецидива при благоприятствующей этому обстановке, например, при воздействии стрессорных факторов или после перенесенного заболевания. В редких случаях синдром приводит к тяжелым последствиям.

Что значит понятие психологическое благополучие?

Под психологическим благополучием понимается целостное, субъективное переживание, много значащее для конкретного человека и связанное с понятиями счастья, самореализации и т. п. Также с его помощью определяется цель в жизни, ее смысл, понимание себя, уровень удовлетворенности жизнью и собой, возможности развития потенциала индивидуума, контакты, коммуникация с другими членами общества. Суть этого понятия заключается в описании состояния и особенных моментов внутреннего мировоззрения особы, определяющие переживание благополучности и конкретное поведение. Разные исследователи вкладывают свой смысл в данное определение. Например, психолог Рифф под видом базовых элементов выделяет:

  • доброжелательные (положительные) взаимоотношения с окружающими – предполагает способность сопереживания и открытости для коммуникации, навыки установления и поддержания контактов с другими людьми, гибкость взаимодействия с ними, способность находить компромиссы;
  • положительное оценивание себя – значит осознать, принять свои плюсы и минусы;
  • независимость – предусматривает автономию, способность без страха отстаивать свои взгляды, нестандартно мыслить и вести себя, как считает правильным;
  • компетентное управление – предусматривает наличие свойств, обуславливающих успех в овладении разными видами деятельности, достижении цели в собственной жизни, преодолении трудностей;
  • целенаправленность – значит осмысленное существование, признание ценности всех этапов своей жизни;
  • рост личности, как чувство непрекращающегося развития и самореализации – заключается в стремлении получать новые знания, ощущая собственный прогресс.

В принципе все исследователи говорят об одном и том же, но разными формулировками. Это понятие связывают с уверенностью в собственных силах, адекватной самооценкой, позитивностью точки зрения, доброжелательностью, коммуникабельностью, эмоциональной стабильностью.

Таким состоянием исключаются душевные недуги, характеризующиеся обидами, страхами, раздражением, враждебностью, усталостью и т.д. Оно тесно связано с душевным здоровьем, осмысленностью жизни, в какой-то степени личностной адекватностью и психическим самочувствием.

Благополучием по определению Всемирной Организации Здравоохранения является мега объект со сложными культурными, социальными, психическими, физическими, экономическими и духовными взаимосвязанными элементами. Это результат воздействия генетической склонности, окружающего мира и индивидуальных особенностей человека. Наряду с этим в психологии рассматривались вопросы счастья, субъективной благополучности, удовлетворением собственной жизнью и ее качеством.

История возникновения

Краткосрочная терапия начала привлекать внимание в 1950-х годах, после роста популярности поведенческой и семейной терапии. Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности

Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности.

Семейная терапия подчеркивает индивидуальность в контексте семьи. В обоих случаях терапевт действует директивно и активно.

Эти два вида терапии отличаются от более ранних доминирующих терапий, основанных на психоаналитическом мышлении, которые фокусировались на инсайте и прошлом индивида, и в которых терапевт не является директивным и полностью пассивен.

Таким образом, поведенческая и семейная психотерапия заложили основу для принятия активных краткосрочных терапевтических подходов.

Популярность краткосрочной терапии возросла в 1980-х годах после эмпирических исследований процесса и результатов психотерапии.

Исследователи использовали мета-анализ, статистический метод, позволяющий сравнить результаты многих исследований, чтобы сделать следующие выводы о психотерапии:

  1. большинство клиентов оставались на терапии в течение шести-восьми сессий,
  2. 75% клиентов, сообщивших об улучшении, получили результаты в течение первых 6 месяцев терапии, и
  3. ограниченная по времени психотерапия давала результаты, аналогичные результатам долгосрочной длительной терапии.

В дополнение к этим результатам исследований социальные изменения в мире увеличили потребность и спрос на быстрые способы получения психологической помощи:

  • Страховые компании и Организации медицинского обслуживания обычно устанавливают ограничения на количество сессий, которые может посещать человек в рамках медицинской страховки.
  • Некоторые люди, не желая оплачивать страховку, предпочитают сразу платить за свою психотерапию.
  • А у подавляющего большинства людей нет ни времени, ни соответствующего личного дохода на длительную психотерапию.
  • Также, спрос на терапию увеличился, в то время как предложение терапевтов (в условиях снижения платы и увеличения рабочей нагрузки) уменьшилось.
  • Поэтому во многих общественных и университетских консультационных центрах просто стало не хватать терапевтов, чтобы принимать клиентов на длительные курсы терапии!

Краткосрочная терапия стала привлекательным методом удовлетворения возросшего спроса на консультационные услуги своевременным и экономически эффективным способом. К тому же результаты мета-исследований показали, что разницы в эффективности между краткосрочной и долгосрочной терапией просто нет.

Хоторнский эксперимент

Под названием Хоторнский эксперимент понимается ряд социально-психологических экспериментов, которые проводились с 1924 по 1932 годы в американском городе Хоторн на фабрике «Western Electrics» группой исследователей, во главе которых был психолог Элтон Мэйо. Предпосылкой для проведения эксперимента послужило снижение производительности труда среди рабочих фабрики. Исследования, которые проводились по этому вопросу, не смогли объяснить причины этого снижения. Т.к. руководство фабрики было заинтересовано в том, чтобы поднять производительность, учёным была дана полная свобода действий. Их целью было выявить зависимость между физическими условиями работы и эффективностью работников.

После долгих исследований учёные пришли к выводу, что на производительность труда влияют социальные условия и, главным образом, возникновение интереса работников к процессу работы, как следствие их осведомлённости о своём участии в эксперименте

Один лишь факт того, что работники выделяются в отдельную группу и к ним проявляется особое внимание со стороны учёных и руководителей уже влияет на эффективность работников. Кстати говоря, в процессе Хоторнского эксперимента был выявлен эффект Хоторна, а сам эксперимент повысил авторитет психологических исследований как научных методов

Зная о результатах Хоторнского эксперимента, а также об эффекте, мы можем применить эти знания на практике, а именно: оказать положительное воздействие на свою деятельность и деятельность других людей. Родители могут улучшить развитие своих детей, педагоги могут повысить успеваемость учащихся, работодатели – эффективность своих работников и производительность труда. Для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая. С этой же целью можно применить внедрение каких-либо инноваций. Но об этом вы можете более подробно узнать отсюда.

А узнать подробности Хоторнского эксперимента вы можете здесь.

2

Эксперименты Лэндиса

Эксперименты Лэндиса также имеют название «Спонтанные выражения лиц и подчинённость». Цикл этих экспериментов был проведён психологом Карини Лэндисом в Миннесоте в 1924 году. Целью эксперимента было выявление общих закономерностей работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение эмоций, а также поиск мимики, характерной для этих эмоций. Участниками экспериментов были студенты Лэндиса.

Для более отчётливого отображения мимики на лицах испытуемых были нарисованы специальные линии. После этого им предъявлялось что-либо способное вызвать сильные эмоциональные переживания. Для отвращения студенты нюхали аммиак, для возбуждения они смотрели порнографические картинки, для удовольствия – слушали музыку и т.д.

Но самый широкий резонанс вызвал последний эксперимент, в котором испытуемые должны были отрезать голову крысе. И поначалу многие участники наотрез отказывались делать это, но в итоге всё равно делали. Результаты эксперимента не отразили никакой закономерности в выражении лиц людей, зато показали, насколько готовы люди подчиняться воле авторитетов и способны под этим давлением делать то, чего в обычных условиях делать бы никогда не стали.

Так ведь и в жизни: когда всё отлично и складывается так, как нужно, когда всё идёт своим чередом, тогда мы чувствуем себя уверенными в себе людьми, имеем своё мнение и сохраняем индивидуальность. Но стоит только кому-то оказать на нас давление, как большинство из нас сразу же перестают быть собой. Эксперименты Лэндиса в очередной раз доказали, что человек легко «прогибается» под других, перестаёт быть самостоятельным, ответственным, разумным и т.д.

На самом же деле, никакой авторитет не может заставлять нас принуждать делать того, чего мы не хотим. Тем более, если это влечёт за собой причинение вреда других живым существам. Если каждый человек будет отдавать себе в этом отчёт, то, вполне вероятно, это сможет сделать наш мир куда гуманнее и цивилизованнее, а жизнь в нём – комфортнее и лучше.

9

Проект «Аверсия»

Этот страшный проект проводился с 1970 по 1989 года в армии ЮАР под «предводительством» полковника Обри Левина. Это была секретная программа, направленная на то, чтобы очистить ряды южно-африканской армии от лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. «Участниками» эксперимента, согласно официальным данным, стали около 1000 человек, хотя точное число жертв неизвестно. Для достижения «благой» цели учёные использовали множество средств: от наркотиков и электрошоковой терапии до кастрации химическими препаратами и операций по перемене пола.

Проект «Аверсия» потерпел неудачу: изменить сексуальную ориентацию военнослужащих оказалось невозможно. А сам «подход» не был основан ни на каких научных данных о гомосексуальности и транссексуальности. Многие жертвы этого проекта так и не смогли реабилитироваться. Некоторые покончили с жизнью самоубийством.

Конечно, этот проект касался только лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Но если говорить о тех, кто отличается от остальных вообще, то мы часто можем видеть, что общество не желает принимать людей «не похожих» на остальных. Даже малейшее проявление индивидуальности может стать причиной насмешек, неприязни, непонимания и даже агрессии со стороны большинства «нормальных». Каждый человек это индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями и психическими свойствами.

Внутренний мир каждого человека это целая вселенная. Мы не имеем права говорить людям, как им нужно жить, говорить, одеваться и т.д. Мы не должны пытаться их изменить, если их «неправильность», конечно, не наносит вреда жизни и здоровью окружающих. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, невзирая на их половую, религиозную, политическую и даже сексуальную принадлежность. У каждого есть право быть самим собой.

8

Позитивный настрой на жизнь

Возможно, самый главный секрет долголетия – это душевное здоровье, потому что, в конечном счете, именно оно определяет наши физиологические процессы в организме. Все долгожители планеты – неисправимые оптимисты и обладают повышенной стрессоустойчивостью. Поэтому постоянно работайте над собой и своими эмоциями. А чтобы было меньше поводов для огорчений, никогда никому ничего плохого в жизни не делайте, помогайте всем, кому можно, тому, кто в этом нуждается, радуйте тех, кто Вам дорог. Вы молоды? Заводите детей, чтобы было ради кого бороться и жить, чтобы видеть, как они растут и идут вперед.

Варианты поведения

Американские психологи выделяют в связи с этим 5 типов старения:

Активность. Несмотря на проблемы со здоровьем и снижением жизненного тонуса, позитивные престарелые люди остаются активными членами социума. Они стремятся сохранять прежний образ жизни, общаются с друзьями-одногодками и молодежью, даже помогают другим.
Демонстративный тип

Не в силах смириться со своим новым статусом, такие пенсионеры всеми силами стараются привлечь к себе внимание.
Бегство. Человек, склонный к этому поведению, переезжает на новое место проживания

Так он надеется отмахнуться от существующих проблем, как будто начать новую страничку своей жизни.
Изоляция. Это тоже своего рода бегство, но связанное с полным отречением от какой-либо социальной жизни. Человек почти не выходит на улицу, замыкается в себе, погружается в глубокую депрессию.
Регрессия. Люди, выбирающие такой тип поведения, сознательно превращаются в своеобразных «взрослых детей». Они постоянно жалуются своим родным, требуют от них повышенного внимания, помощи и непрестанного участия в своей жизни. Регрессия не всегда связана с физической немощностью. Она скорее выражает нежелание — или неспособность — человека решать свои проблемы самостоятельно.

Отношение к старости — это зеркальное отображение прошлого опыта и состояния внутренней наполненности. Если человек привык занимать активную жизненную позицию и смотреть своим проблемам в лицо, он спокойно воспринимает старость как еще один период, который можно и нужно прожить с удовольствием.
Иногда люди «бунтуют» против старости. Они всеми силами поддерживают более-менее хорошее физическое состояние, стараются модно одеваться, не позволяют внукам называть себя «бабушкой/дедушкой». Такие граждане не чувствуют нужды в психологической помощи и даже стараются сами «задавать тон».

Гетеротренинг. Аутогенная тренировка

Метод основан на обучении возможностям самовнушения или аутосуггестии. Самовнушение в данном случает осуществляется через вербальные формулировки – самоприказы. В ходе обучения происходит формирование связей между самоприказами (например, «Я дышу ровно и спокойно») и психофизиологическими процессами в организме. Субъект, прошедший некоторый курс тренировок, может с помощью определенных формул самовнушения вызвать нужные ощущения в теле. С помощью формул после выхода из аутогенного погружения можно вызывать как состояние расслабления, так и состояние активизации, в зависимости от цели. Обычно применяется фиксированный набор формул, но он может быть индивидуально изменен. Часто навыки, приобретенные в ходе обучения нервно-мышечной релаксации, являются хорошей базой для занятий аутогенной тренировкой. Метод может использоваться как аутотренинг и как гетеротренинг: в первом случае формулы являются «указаниями самому себе», во втором – психолог принимает участие в воздействии.

Существуют несколько вариантов метода аутогенной тренировки:

Классический вариант аутогенной тренировки (методика И.Г. Шульца). Система представлена 6-ю упражнениями, направленными на мышцы, кровеносные сосуды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. В ходе упражнения происходит фиксация внимания на определенной области тела или органе, повторение формулы (например, «Моя правая рука тяжелая») и представление желаемых ощущений. Через несколько месяцев тренировки пациент может с помощью только определенной фразы вызвать нужное ощущение.
Модификация классического варианта аутогенной тренировки в форме самовоздействия. Эта техника представлена А.И. Некрасовым. В этом варианте тренировки изменены 6 направлений воздействия: тяжесть, тепло, дыхание, сердце, живот, лоб. Для каждого направления применяются по несколько формул, каждая из которых повторяется по несколько раз.
Модификация классического варианта Л.Д. Гиссена. Данный вариант предусматривает 2 части упражнений: успокаивающая и мобилизационная. Успокаивающая часть содержит 5 групп по 10 формул в каждой, первая группа – вводная. Мобилизационная часть содержит 2 группы: формулы активизации и формулы тонизации.
Аутоофтальмотренинг – методика, разработанная Л.П. Гримаком и А.А. Исраеляном. Она направлена на устранение дефектов зрения, находящихся на ранней стадии, развития и позволяет отсрочить развитие хронического зрительного утомления. Методика подразумевает выполнение особых упражнений, которые формируют зрительные образы, работая с которыми человек улучшает зрительные функции. По Л.П. Гримаку во время сеанса человек сначала погружается в состояние покоя, потом мысленно накапливает тепло вокруг глаз, затем он представляет себе точку, которую заставляет отдаляться и приближаться и двигаться по разной траектории. Таким образом он мысленно выполняет гимнастику для глаз. В конце сеанса человек выходит из состояния аутогенного погружения

Во время выполнения упражнений уделяется внимание дыханию и вызываемым ощущениям.
Методика аутогенной тренировки в форме гетеротренинга. Этот вид тренировки подразумевает некоторое участие психолога в саморегуляции пациента

Данная методика обычно применяется во время короткого перерыва в работе. Она состоит из 2-х основных частей: этапа погружения и этапа выхода из глубоких степеней аутогенного погружения.

Механизмы формирования психологических защит

Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе)  даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.

Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:

На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.

Далее, есть два пути решения конфликта:

  1. Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.

  2. Или “студент” всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.

Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.

Примеры проявления психологических защит

  1. Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?

  2. Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. “Не было такого, что ты выдумываешь!” Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?

  3. Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?

  4. Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?

  5. У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?

Аутогенная тренировка

В основе использования аутогенной тренировки (аутотренинга) лежит овладение техникой самовнушения. Главный элемент аутогенной тренировки — усвоение и оперирование формулами самовнушения в виде самоприказов, когда формируется связь между словесными формулировками и возникновением определенных состояний.

Для формирования требуемого состояния используются специальные формулировки самоприказов — «формулы цели», задающие нужную ориентацию дальнейшему развитию состояния. Они могут иметь разную направленность: способствовать дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну или же, наоборот, оказывать активирующее воздействие

Важно помнить, что для овладения методом требуется тренировка, чтобы формулировки сработали в требуемой ситуации. Через несколько месяцев регулярных занятий бывает достаточно повторить про себя последовательности слов из тренировки (например, «лоб прохладный (голова ясная)»), чтобы достичь быстрого сбрасывания напряжения и активизации состояния

И. Г. Шульц впервые ввел и описал метод аутогенной тренировки, а в последующем он был доработан многими отечественными учеными. К перечню классических упражнений AT относятся следующие (по И. Г. Шульцу):

  1. Упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела путем умственного сосредоточения и локализации ощущений приятной тяжести: «Моя правая (левая) рука тяжелая», «Обе руки совершенно тяжелые», «Моя правая (левая) нога тяжелая», «Обе ноги совершенно тяжелые».
  2. Упражнения для расширения кровеносных сосудов путем внушения ощущений тепла в разных частях тела: «Моя правая (левая) рука теплая», «Обе руки совершенно теплые», «Моя правая (левая) нога совершенно теплая», «Обе ноги совершенно теплые», «Руки и ноги совершенно теплые».
  3. Упражнения для регуляции деятельности сердца: «Мое сердце бьется ровно и спокойно».
  4. Упражнения для контроля за дыханием: «Я дышу ровно и спокойно», «Мне дышится легко».
  5. Упражнения для регуляции деятельности внутренних органов брюшной полости: «Мое солнечное сплетение излучает приятное, внутреннее тепло».
  6. Упражнения для головы и снятия умственного напряжения: «Мой лоб приятно прохладен».

Завершение аутогенной тренировки будет зависеть от конкретной задачи, для которой в данный момент она проводилась — например, для успокоения, засыпания или поднятия энергии.

1. Обычное завершение

Я отдыхаю.

Я отдохнул и успокоился (или)

Я отдохнул, успокоился и набрался сил.

2. Усыпляющее завершение.

Появляется сонливость.

Она усиливается.

Становится все глубже и глубже.

Тяжелеют веки.

Наступает сон.

3. Активирующее завершение.

…и набирается сил.

Уходит чувство тяжести и расслабленности из моих рук, из моих ног, из всего моего тела.

Все мои мышцы становятся легкими и упругими.

Мое внимание на моем лице. Мышцы моего тела подвижные и легкие

Мышцы моего тела подвижные и легкие.

Сонливость рассеялась.

Я все бодрее и бодрее.

Дышу глубоко.

Моя голова отдохнувшая, ясная.

Мое самочувствие хорошее, бодрое.

Я полон энергии.

Я готов действовать!

Встать!»

Сжато о методе

Краткосрочная психотерапия — это тип психологического консультирования, который ограничен во времени (количеству сессий) и ориентирован на настоящее.

Краткосрочная терапия фокусируется на текущих симптомах клиента и текущих жизненных обстоятельствах, а также акцентирует, подчеркивает и опирается на сильные стороны и ресурсы клиента.

Терапевт в краткосрочной терапии активен и директивен.

Конечное количество сессий консультирования является основным фокусом уже с первой сессии. Это заставляет клиента мобилизовать свои ресурсы и получить результат в кратчайшие сроки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий