Психологическая травма: выход и ключ к исцелению

ЭТАП 6: «КОНТАКТ С ПЕРЕЖИВАНИЕМ»

Тяжелые травмирующие переживания часто имеют свойство оказывать долгое негативное влияние потому, что нам слишком тяжело возвращаться к ним чтобы переработать их в опыт и отпустить. Энергия, которая высвободилась в момент травмы (стыд, страх, унижение — это все очень сильные переживания, которые высвобождают много энергии) никуда не уходит, и если мы не выпустим ее на волю, то она так и остается внутри бомбой замедленного действия.

«Контакт с переживанием» это возможность разминировать эту бомбу. В своей книге психолог приводит несколько упражнений, которые помогают «обезвредить» травму, все они построены на проигрывании разных сценариев момента травмирующего переживания и наблюдения за собой. В качестве одного из упражнений Левин советует сесть в удобную позу, закрыть глаза, вернуться в момент переживания, вспомнить свои ощущения (стыд, страх, боль, ужас и т

д.) и постараться удерживать на этих ощущениях свое внимание как можно дольше, до тех пор, пока они не начнут видоизменяться и их интенсивность не начнет снижаться

Метод Питера Левина.

В этом и заключается смысл метода известного психотерапевта Питера Левина, который считает, что важно прочувствовать и полноценно прожить травмирующий опыт, а не прятать его в глубины подсознания

В результате опыта длительной психологической работы с клиентами, пережившими тяжелые события, он разработал восемь специальных упражнений, которые позволяют, концентрируясь на эмоциональных переживаниях и телесных ощущениях, прожить в полной мере этот опыт и завершить его. Данные упражнения также могут быть полезны также и для тех людей, имеющих тяжелую травму, кто по какой то причине не может или не хочет идти к психологу, а предпочитает решать свои проблемы самостоятельно.  

Причины развития

Шизофрения, как и другие психические расстройства, возникает из-за дисфункции ЦНС. В определенных структурах головного мозга происходит сбой, что приводит к нарушению нейронных связей. Они не разрушаются совсем, просто команды, отдаваемые ЦНС, становятся «неправильными».  

На сегодняшний день нет достоверной информации о том, почему именно развивается шизофрения. Большинство исследователей считают, что это расстройство передается по наследству. То есть, наличие в семье людей с шизофренией в несколько раз увеличивает вероятность развития заболевания и у других ее членов. Но выявить отдельно взятый «ген шизофрении» до сих пор никому не удалось. Вероятнее всего, существует некая генная комбинация, делающая человека уязвимым перед этим расстройством, но не вызывающая его в обязательном порядке. Большую роль играет сочетание различных факторов: окружение человека, генетика, индивидуальные особенности организма и т.д.

Иногда можно встретить высказывания о том, что человек сошел с ума от сильного пережитого стресса. Но психологическая травма не приводит к шизофрении, она лишь может дать толчок к развитию заболевания, если таковая предрасположенность у человека имеется.

Первые признаки шизофрении можно обнаружить в разном возрасте, но у большего количества больных такое расстройство начало развиваться в возрасте от 16 до 25 лет. На этот период приходится наибольшая психоэмоциональная нагрузка, связанная с переходным возрастом у подростков, первой влюбленностью, половым созреванием и гормональной перестройкой. Все это также провоцирует развитие психических заболеваний, к которым у человека есть предрасположенность.

Ученые также не обнаружили взаимосвязи между вероятностью развития шизофрении и принадлежности к определенной расе, национальности, гендеру и т.д.

Распространенность этого расстройства во всем мире примерно одинаковая, ее страдает примерно 1% населения земного шара.

Техники для исцеления детских психологических травм

Самый распространенный и эффективный способ избавиться от детской травмы – вернуться в прошлое и прожить его снова. Но это далеко не единственный путь избавления от травм. Давайте рассмотрим несколько техник, которые можно использовать и для самостоятельной проработки.

Техника перепроживания. Найдите болезненный момент из прошлого, который вы считаете травматичным. Как правило, именно это воспоминание вызывает у вас бурю чувств: обиду, разочарование, гнев, страх и т. д. Найдите начало воспоминания и постарайтесь пережить его заново до конца. Вспоминайте слова, которые вам говорили и которые говорили вы, свои чувства, эмоции, движения тела
Уделите внимание тому, где именно происходило травматическое событие: было это на улице или в комнате? Кто еще принимал участие в событии? Проживайте воспоминание и одновременно наблюдайте за своими ощущениями тогда и сейчас. Проживите воспоминание несколько раз подряд, пока не почувствуете, что оно стало вам доставлять меньше негативных эмоций.
Техника изменения прошлого
Этот прием поможет высвободить «застрявшую» в прошлом энергию действия. Например, вы часто мысленно возвращаетесь к одному и тому же событию из прошлого, в котором вы поступили не так, как хотели. Пример: мама физически наказывает ребенка за ошибку в чистописании, но ему страшно сопротивляться, и из-за этого он молча терпит, ожидая конца наказания. Взрослый может вернуться в такое событие и как можно яснее представить, будто он ведет себя по-другому. Возможно, ему захочется вырваться из маминых рук, а может, он захочет что-то сказать маме

В этой технике, чтобы справиться с детской травмой, важно несколько раз перепрожить воспоминание по-новому так, как вы хотите, пока не почувствуете удовлетворение и успокоение.
Исцеление внутреннего ребенка. Эта техника помогает разблокировать творческую энергию и чувство радости жизни, которые могли быть заблокированы в результате травмы запрета

Например, ребенок мечтал об игрушке, но родители жестко ему отказывали, обесценивая желание малыша иметь то, что он хотел. Во взрослой жизни такой человек может бессознательно запрещать себе радоваться жизни, ставить истинные цели и идти к ним. Техник для исцеления внутреннего ребенка много. Одна из них – составить список того, что вас радует, а также список того, о чем вы мечтали в детстве, но никак не могли получить. И постепенно, ежедневно или еженедельно воплощать в жизнь то, что вы когда-то не смогли воплотить. Известны случаи, когда взрослые состоятельные мужчины покупали себе наклейки с человеком-пауком, о которых так мечтали в детстве, и открывали в себе «второе» дыхание на реализацию новых творческих идей в бизнесе.
Техника принятия чувств. Детям часто запрещают злиться, обижаться, гневаться, кричать или плакать. Вместе с блокированием этих чувств у малыша блокируется способность к свободному самопроявлению. А это во взрослом возрасте обязательно приведет к проблемам с реализацией и психосоматике. Подумайте о том, какие чувства вы считаете запретными. Может, вы считаете, что плакать на людях, тем более мальчику, это плохо? Или думаете, что обижаться – это плохо. Вы имеете право испытывать любые чувства и эмоции. Осознайте это и старайтесь в повседневности чаще говорить другим о том, что чувствуете, наблюдая за реакцией окружающих на ваши слова.

Мы рассмотрели четыре техники, которые помогут вам бороться с детскими травмами самостоятельно. Также рассмотрели вопросы для диагностики травмы и этапы проведения терапии. Всё это поможет лучше понять то, что происходило с вами в детстве, и навсегда избавиться от груза негативных чувств и эмоций прошлого

Но всё равно делаем акцент на важности прохождения терапии с психологом

Приходите на консультацию в школу практической психологии «Центр ИнтерАктив». Здесь вы не только найдете поддержку для исцеления и проработки детских травм, но и получите ценные знания по психологии. Это поможет вам лучше осознать свои потребности, истинные желания и различные внутренние процессы, которые до этого были вам непонятны.

Динамика переживания травмы

Во время периода острого переживания травмы преобладает эмоциональная оценка происходящего. И в этом играют значительную роль средства массовой информации. Однако со временем этап информационной драматизации сменяет рутинизация, когда эмоции отделяются от смысла происходящего. Группы людей, активизировавшие свою деятельность в результате травматического опыта, часто сетуют на то, что травма предается забвению. Нередко, когда стихает эмоциональный накал, у таких людей возникает ощущение, что было совершено предательство. Общественные ритуалы — установление памятников, выход фильмов, книг и статей, посвященных травмирующему событию, — являются необходимыми этапами переживания коллективной травмы. Подобно тому, как развивается процесс горевания, эти этапы невозможно ни ускорить, ни замедлить. Но что реально можно сделать для того, чтобы запустить процесс проживания коллективной травмы, так это признать ее существование. Это станет первым шагом на пути, ведущем к исцелению.

Виды детских психологических травм и причины их возникновения

Детские психологические травмы можно разделить на пять видов: 

  • отвержение окружающими (предательство, игнорирование, изгнание); 

  • разрыв отношений (ссора, конфликт); 

  • потеря (смерть родителей или других членов семьи); 

  • проблемы со здоровьем; 

  • физическое или психологическое насилие. 

Причинами детских травм могут выступить негативные события, которые оказали большое влияние на ребенка. Часто взрослые своими действиями провоцируют возникновение детских травм. Самыми распространенными причинами детской психологической травматизации являются: 

  • Болезни. Постоянное болезненное состояние, которое ограничивает ребенка в общении, движении, учебе, хронические заболевания, которые могут вызывать боль, тревожное состояние – все это вызывает чувство неуверенности и беспомощности. Повзрослев, человек может быть излишне мнителен, постоянно выискивая у себя несуществующие заболевания, излишне увлекаясь медикаментозными препаратами. 

  • Психологическое давление. Родители, стараясь вырастить из ребенка достойного и успешного человека, могут перегнуть палку с психологическим давлением, применять физическое насилие. Как результат – ребенок становится неуверенным, забитым или, наоборот, проявляет агрессию к окружающим. 

  • Предательство, несправедливое отношение со стороны взрослого. Факт предательства, даже если взрослому кажется, что это мелочи, недостойные внимания, для ребенка может стать катастрофическим, вызывать чувство неполноценности, обиды и недоверия к окружающему миру. 

  • Недостаток любви и внимания со стороны родителей. Повзрослев, человек может остаться эмоционально холодным, не уметь проявлять свои чувства. 

  • Потеря близких людей. Даже взрослый тяжело переносит потерю близкого человека, что уж говорить о малышах. Ребенок замыкается в себе, становится необщительным. 

  • Зависимость одного или обоих родителей (алкогольная, наркотическая зависимости, игромания и т. д.). Ребенок предоставлен сам себе, рано взрослеет, начинает чувствовать ответственность за родителей, становится недоверчивым, стремится контролировать обстановку. 

Механизмы травмы

Мы все переживали физические повреждения – порезаться или сломать ногу. Но что такое повреждение? Это насильственное разрушение целого. С феноменологической точки зрения, когда я резал хлеб и порезался, со мной происходит то же, что с хлебом. Но хлеб не плачет, а я – да.

Нож нарушает мои границы, границы моей кожи. Нож разрывает целостность кожи, потому что она недостаточно прочна, чтобы противостоять ему. Такова природа любой травмы. И любую силу, разрывающую границы целостности, мы называем насилием.

Объективно насилие присутствует не обязательно. Если я слаб или в депрессии, то почувствую себя раненым, даже если особых усилий не было.

Последствия травмы – потеря функциональности: например, со сломанной ногой не походишь. И ещё – теряется что-то собственное. Например, моя кровь растекается по столу, хотя природой так не предусмотрено. И ещё приходит боль.

Она выходит на первый план сознания, застилает весь мир, мы теряем работоспособность. Хотя сама по себе боль – это просто сигнал.

Боль бывает разной, но вся она вызывает чувство жертвы. Жертва чувствует себя обнажённой — это основа экзистенциального анализа. Когда мне больно, я чувствую себя обнажённым перед миром.

Боль говорит: «Сделай с этим что-то, это первостепенно. Займи позицию, найди причину, устрани боль». Если мы это делаем, у нас есть шанс избежать большей боли.

Как лечится шизофрения

После постановки диагноза, врачи, как правило, переходят к лечению, основной задачей которого является полное устранение заболевания и его последствий. В случае с шизофренией действия врачей будут направлены на устранение симптоматики, потому что устранить «неполадки» в мозгу пациента они не в силах.

На сегодняшний день прогноз медиков неутешителен – шизофрения неизлечима. У врачей есть некоторое понимание процесса развития расстройства, но как помешать этому они не знают.

Тем не менее, людям, страдающим шизофренией, оказывается квалифицированная специализированная медицинская помощь. Обычно она ведется по нескольким направлениям:

  • медикаментозная терапия. Традиционно при лечении шизофрении применяются нейролептики, способные устранить галлюцинации. В период обострения препараты вводятся при помощи инъекций, в дальнейшем пациент принимает таблетированные формы. Те же препараты помогают предотвратить развитие обострений в будущем. Врач также может назначить седативные средства, транквилизаторы или антидепрессанты. Это необходимо для устранения тревожности, расстройств сна и других симптомов шизофрении.
  • психотерапия. Работа психотерапевтов направлена на проработку психологических и поведенческих проблем пациента. В ходе бесед шизофреник научится управлять своими симптомами, что позволит успешно адаптироваться в обществе и вернуться к нормальной жизни.

Если задать опытному врачу-психиатру вопрос: «Лечится ли шизофрения?», то вы получите однозначный ответ – нет. Но при своевременной и постоянной терапии можно улучшить состояние пациента настолько, что он сможет вести нормальную жизнь.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Выходу из депрессии способствует ряд шагов, которые нужно сделать, учитывая вышеизложенное. Их эффективность доказана людьми, страдающими разными видами данного расстройства, на собственном опыте. 

1

Очень важно правильное питание – здоровый рацион позволяет чувствовать себя хорошо физически и быть в хорошем настроении. В него не входит все, что называется фастфудом: биг-маки, куры-гриль, картофель-фри

хот-доги и т.п. Эти продукты быстрого приготовления способны отравить организм, внести в него множество токсичных веществ. К опасности в этом смысле можно отнести и мясо.

Гораздо полезнее жирные сорта морской рыбы, орехи, твердый сыр, фрукты (особенно яркие), овощи, морская капуста. Неплохой вариант – шоколад, однако с ним нужно быть осторожным, так как избыток сладкого отрицательно влияет на фигуру, а лишние килограммы могут, в свою очередь, опять-таки спровоцировать депрессию.

2. Еще один из отличных способов, как выйти из депрессии – нормализовать сон. Никаких подручных «помощников» для того, чтобы быстро засыпать и полноценно спать до утра, не просыпаясь от каждого шороха, использовать не стоит (имеется в виду снотворное или алкоголь, хотя народные средства в виде отваров вполне подойдут). Можно действовать таким образом:

  • ввести в привычку ложиться спать строго в определенное время, а не когда захочется или как получится;
  • наиболее природный режим сна для человека – засыпать до полуночи, а еще лучше – в 10 вечера, а вставать рано. В этом случае сон имеет лечебные восстановительные свойства;
  • перед сном нецелесообразно смотреть новости, фильмы с негативной окраской типа триллеров и хорроров, а также читать что-то подобное – это может спровоцировать кошмары;
  • ужин должен быть ранним и не плотным;
  • спальню необходимо проветрить, можно принять теплую ванну, выпить стаканчик теплого молока с медом, попросить члена семьи сделать массаж.

 3. Физические нагрузки – отличный вариант выхода из депрессии. Мы живем в эпоху гиподинамии, мало движемся, теряем мало энергии. А вот еще не так давно, у наших дедушек и бабушек, не говоря о далеких предках, такой проблемы, как депрессии, не было, хоть и жизнь у них была не из легких. Они больше работали физически, передвигались пешком, у них не было такого количества «умных» бытовых приборов, облегчающих домашние заботы.

Поэтому нам нужно выделять какое-то время в день для физической активности, будь то неспешные прогулки, бег, работа в палисаднике или на приусадебном участке, занятие фитнесом или на тренажерах, хождение пешком. Чаще нужно бывать на свежем воздухе – он улучшает обмен веществ и обогащает организм кислородом.

4

Позитивное мышление очень важно для выхода из депрессии. Раскрасьте яркими красками депрессивную серость, думайте о хорошем, делайте добро людям

Улыбайтесь, ищите в окружающих лучшие стороны. Если кто-то рядом представляет собой сплошной негатив и ничего с этим поделать нельзя, просто до минимума сократите общение с ним.

5. Делайте то, что нравится. Любимое дело, хобби, зарядит положительной энергией, позволить быстрее и лучше отдохнуть после тяжелого трудового дня, отвлечет от забот и дурных мыслей.

6. Чтобы выйти из депрессии нужно себя побаловать, подарить положительные эмоции. Для женщин роль депрессанта играет шопинг. И все равно, какие это будут покупки, мелкие или крупные, но они все равно порадуют. К слову сказать, шопинг хорош и для мужчин, но им понравятся не украшения, наряды или обувь, а что-то связанное с их увлечением: снасти для рыбалки, ружье для охоты, инструмент.

Положительные эмоции дарит также разнообразие. Это может быть путешествие, поход в ресторан, кино или театр, дельфинарий.

Ведите здоровый образ жизни, избавьтесь от вредных привычек и комплексов, вовремя лечите появившиеся соматические болезни, не копайтесь в себе и не нойте, избегайте стрессовых ситуаций. Можно завести питомца – любимые зверушки оказывают положительное терапевтическое влияние на людей.

А теперь о главном: чтобы получилось выйти из депрессии самостоятельно, нужно ценить каждый миг своей жизни. Она дается один раз и ею нужно наслаждаться, чтобы ничего не проходило мимо. Не следует зацикливаться на неудачах, считать любую проблему глобальной. Выбросьте все из головы, любите и цените близких, общайтесь, наслаждайтесь каждой минутой.

Как отличить полифагию от обычного переедания

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

Сначала может быть трудно определить разницу между перееданием и полифагией, так как в обоих случаях у человека усиливается аппетит. При полифагии, как правило, появляются и другие симптомы, которые указывают на первопричину усиления аппетита. Например, параллельно с чрезмерным голодом может появляться сильная жажда, сонливость, желудочно-кишечные расстройства и даже потеря веса.

При обычном переедании усиление аппетита носит эпизодический характер. Голодные срывы могут случаться, например, во время соблюдения низкокалорийной диеты, а также многие люди склонны переедать во время депрессии или нервных потрясений.

Голод – это сигнал того, что организму нужно больше еды. Но если голод сохраняется постоянно, это может быть признаком неправильных пищевых привычек, гормонального дисбаланса или другого нарушения в организме. Что именно вызвало состояние постоянного голода, в точности определить может только врач.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Извозчикова Нина Владиславовна

Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог.

Общий стаж: 35 лет.

Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист.

Другие статьи автора

Редактор статьи:

Момот Валентина Яковлевна

Специальность: Онкология.

Место работы: Институт экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии им. Р. Е. Кавецкого НАН Украины.

Все отредактированные статьи редактора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Терапевтические группы в деревнях в 1996 году в послевоенное время

Консультанты использовали специально созданный простой опросник, чтобы определить, кто из детей больше всего нуждается в помощи. Детей, у которых были симптомы дистресса или проблемы с обучением, также направляли учителя. Помимо этого, родители приводили детей, с которыми они потеряли эмоциональный контакт.

Консультанты начали работу с группами из 12 детей, встречаясь с ними два раза в неделю на двухчасовые сессии в неповрежденных комнатах школ или домов. В комнатах были игрушки и арт-материалы. На начальном этапе в группе были установлены правила уважительного, безоценочного отношения ко всем присутствующим, что позволило детям почувствовать себя в безопасности, плакать и выражать гнев.

Правило конфиденциальности и другие правила групповой работы помогли восстановить доверие людей друг к другу и веру в восстановление общества, способного защитить своих членов. Дети, которые нуждались в индивидуальной помощи, имели такую возможность после группы или в другое время.

Консультанты, работавшие с этими группами, были обучены важнейшим консультативным навыкам, при этом большое значение придавалось безусловному позитивному отношению и теплоте, эмпатии и конгруэнтности

Поскольку большая часть консультантов имела педагогическое образование, в процессе их тренинга особое внимание было уделено отличиям работы консультанта от педагогической деятельности. Наличие ожиданий учителя или родителя могло бы привести к ориентации детей на потребности консультанта, а не на свои собственные потребности

Особое внимание было уделено достижению ребенком уверенности и чувства “Я хороший”, занятию активной позиции в своей жизни. Группа подтверждала внутренний потенциал к исцелению каждого своего участника.

Каждая сессия начиналась и завершалась обменом чувств по кругу. Дети садились в круг и имели возможность высказать любые чувства и потребности, выразить признательность друг другу. Это давало также возможность разделить с другими события и вести от родных. Не было никакого давления, но каждый ребенок знал, что у него есть возможность в безопасном пространстве поговорить о личных проблемах.

Когда в группе установилась доверительная обстановка и дети узнали друг друга, время обмена по кругу стало очень ценным опытом.

Такая группа подобна мини-обществу, в котором участники начинают доверять друг другу и заботиться друг о друге. Истории могут быть рассказаны, эмоции выражены и проработаны. Это также возможность восстановления самооценки; посредством воображения могут быть исследованы различные способы реагирования и совладания с новыми обстоятельствами. Конечно же остается время для игр, упражнений и веселья. Детям позволяется быть детьми и на время забыть об ответственности, которую они взвалили на свои плечи в результате внезапных и разрушительных событий.

При этом важным фактором является уважение культурных традиций и их использование в работе. Мальчики, чьи отцы или старшие братья были убиты, внезапно сталкиваются с ношей старшего мужчины в семье, со всей той ответственностью, которую налагают кавказские традиции. Возможность говорить о новых ролях, осмыслить свое положение очень ценна для них. Дети переживают неспособность их родителей справиться с трудностями и защитить их. Потеря естественной связи с родителями – источник громадной боли для многих из них. Эти и другие переживания могут быть исследованы в группе.

Консультанту необходимо обладать особым чутьем, чтобы не ожидать от ребенка того, что противоречит его воспитанию. Следует активно вовлекать ребенка в процесс принятия необходимых, касающихся его жизни решений. Это способствует избавлению от чувства бессилия и переживания себя жертвой внешних обстоятельств.

Шаг второй: не изолируйте себя от людей

После психологической травмы вы, возможно, захотите отдалиться от других людей, «уйдя в пещеру». Однако это лишь ухудшит ситуацию.

Начните заново общаться со старыми друзьями. В этом случае имеется два варианта развития событий:

  • Попросить у них помощи и поддержки. Вас должен кто-то внимательно выслушать без осуждения.
  • Говорить на отвлеченные темы. В этом случае вы не станете обузой для своих друзей и приведете нервную систему в порядок.

Постарайтесь совершать совершенно «нормальные» поступки, как и раньше. Это даст мощный сигнал вашему организму о том, что все в порядке.

Заводите новых друзей

Это особенно важно, если вы живете в одиночестве или далеко от семьи и близких

3

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий