Психология в коллективе

Почему и зачем это нужно и важно знать?

Понимание личностных типов развития – это мощный инструмент для понимания людей вокруг, в частности на работе. Типологии способствуют оптимизации работы компаний, они катализируют слабые места в команде и показывают, где и что надо «подтянуть». Личностные типологии помогают руководителям формировать эффективные команды. Например, в группы по разработке учебных материалов выбирают генераторов идей, вдохновителей. Руководители получают инструмент воздействия и взаимодействия с сотрудниками, а сами работники – ключи к пониманию своих коллег и руководящего звена.

Руководители компаний, которые проходят тестирование, корректируют деятельность своих компаний и повышают результаты кадровыми перестановками или проработкой «слабых мест» .

В личном плане знание собственного личностного типа тоже необходимо – оно помогает в контроле собственных эмоций и чувств, а также в понимании способностей в работе. Изучение личностных типов – процесс небыстрый и глубокий, а знать о себе нужно здесь и сейчас. Рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «Самопознание» , где вы найдете тесты и упражнения, которые помогут вам раскрыть свои истинные желания, сильные и слабые стороны.

А чтобы научиться лучше понимать людей, обратите внимание на программу «Профайлинг». Вы научитесь составлять психологический портрет собеседника, выявлять ложь и попытки манипуляции, понимать, о чем думают люди, а также многим другим важным в работе и жизни навыкам

Присоединяйтесь! А для закрепления материала статьи предлагаем пройти небольшой тест:

Традиции

Рассматривая психологию коллектива, невозможно обойти стороной и этот ее неотъемлемый и важный элемент. В любой группе людей происходит формирование собственных традиций, которые с течением времени неизменно крепнут. Под этим понятием подразумеваются определенные формы жизнедеятельности любого коллектива, которые отражают интересы, нормы и желания каждого его участника.

Традиции являются источником возникновения новых общих правил, а также сопереживания и взаимопонимания людей. При этом они бывают большие и малые. Первые из этих двух видов традиций представляют собой массовые мероприятия и события. При их подготовке и проведении у людей возникает чувство уважения и общей гордости. Малые традиции являются, как правило, ежедневными. Они позволяют выработать дисциплину, соблюдать нормы, поведенческие привычки, а также учат всех участников группы поддерживать порядок.

Что такое социальная психология?

Социальная психология – это психологический раздел, который изучает особенности поведения и общения личности в обществе или в группе, ее восприятие других, а также влияние членов группы друг на друга. Работа для многих людей является «вторым домом», большинство именно в трудовом коллективе проводят большую часть времени, поэтому организация взаимодействия личности в коллективе имеет такое большое значение.

С детства мы учимся общаться в коллективе – сначала в детском саду, потом в школе, в университете, на работе. Каждый из нас проходит процесс приспособления к коллективу, но не всем удается легко найти общий язык с новыми людьми. Не секрет, что многие взрослые люди, которым не удалось прижиться в коллективе, способны по этой причине даже уйти с работы.

Рабочий коллектив – это социальная среда, в которой взаимодействует множество разных людей с разными способностями и взглядами на жизнь, воспитанием и целями. Но всем им приходится находиться вместе и принимать общие решения, ведь от этого будет зависеть успех организации, в которой они работают.

Простой пример: когда в коллектив приходит новый человек, реакция бывалых сотрудников, с большой вероятностью, будет неоднозначной – они напрягутся, но и будут проявлять любопытство, оценивать и изучать незнакомого человека. Кому-то в итоге новичок придется по душе, а кого-то может раздражать. В обоих случаях с присутствием на работе нового сотрудника придется смириться, чтобы не снизить эффективность рабочего процесса.

Индивидуальный стиль трудовой деятельности

Трудовая деятельность может быть оценена по нескольким критериям – эффективности, скорости производства, вовлеченности и заинтересованности работника, психологическому соответствию, индивидуальным характеристикам работника, трудовой мотивации каждого индивида. Трудовая деятельность как таковая предполагает вклад каждого работника в процесс производства, и для повышения эффективности производства, а значит, и рентабельности, необходимо учитывать ожидания каждого работника как в отношении рабочего плана, так и финансового вознаграждения, отдачи, реакции на инициативы работника. Стимулирование работника – необходимый шаг в развитии производства, роста его престижа и соответствия современным требованиям рынка.

Факторы, влияющие на психологический климат

К личным факторам относится удовлетворенность сотрудника своей работой, занимаемой должностью и деятельностью. Кому-то необходимо как можно чаще менять обстановку и деятельность. Другие же, наоборот, предпочитают рутинную и однообразную работу.

Комфорт на рабочем месте является особенно важным моментом. Кому-то необходимо находиться в центре внимания, другие же предпочитают тихий и укромный уголок. Если все сотрудники работают в уютных для них условиях, то и эффективность работы существенно повышается

Внимание также следует обратить на освещение, канцелярию на столе, температуру воздуха в рабочей зоне

Право свободного времени является очень важным моментом. Создание удобного графика, плановые выходные и достойная оплата труда играют немаловажную роль в коллективе.

Сильное воздействие на психологический климат внутри организации оказывает обстановка в семье. Если человек не может спокойно отдохнуть дома и побыть с семьей, это может негативно сказаться на его работе. В данном случае коллеги могут оказать поддержку.

Важна совместимость сотрудников. Чем больше общего между работающими людьми, тем больше вероятность получить эффективную работу. Сработанность помогает выполнить задачу в несколько раз быстрее. Не менее важным в данном вопросе является компетентность сотрудников в разных сферах. Сплоченный коллектив — залог успеха. Если в коллективе преобладают открытые и культурные люди, желающие добиться положительных результатов, тогда и психологический климат будет на высшем уровне.

Важным признаком нормального психологического климата в коллективе является общительность. Человек должен уметь высказывать свое мнение, не задевая чувств других людей, и чувствовать настроение собеседника.

Чтобы в коллективе был обеспечен позитивный психологический микроклимат, руководителю стоит некоторым образом способствовать этому. Например, сплотить коллектив помогают различные корпоративные мероприятия, совместный отдых с развлечениями, тренинги. Научиться правильно строить коммуникации в коллективе поможет также курс Викиум «Эффективное общение».

Как вести себя с завистниками на работе

Если вы показываете хорошие результаты, будьте готовы столкнуться с врагами. Это частое явление, сопровождаемое многочисленными сплетнями. Безусловно, игнорировать подобное явление трудно. Также не стоит удивляться, если вас подсиживают коллеги.

Проще всего бороться с хамами. Главное — не опускаться до их уровня. Если их поведение переходит границы, стоит задуматься о написании докладной.

Намного сложнее обстоит ситуация со сплетниками и стукачами. Именно они планируют всевозможные подставы и выживают коллег. С такими предателями стоит быть предельно осторожным, ведь нож в спину можно поймать в любой момент.

Главная подстраховка в том, чтобы вас не подставили — это четкое выполнение объемов работы и периодический контроль этапов производства. Вы должны суметь доказать, что не накосячили при неудачной сдаче проекта.

Взрослый мир жесток, поэтому подойти к начальству и просто сказать «мне завидуют» или «меня гнобят» —это инфантильное решение. Наиболее вероятно, что этим вы лишь оттолкнете работодателя.

Исключение составляют лишь некоторые ситуации, когда борьба с манипуляторами и недоброжелателями не может быть успешной без участия руководства. А вот обычная борьба с соперницей или так называемыми вампирами ложится полностью на ваши плечи.

Запомните: как бы сильно ни раздражали коллеги, ваша основная цель — выполнить задание качественно. Окружающий вас социум — это лишь фоновое сопровождение работы.

Актуальность проблемы

Психология определяет типы человеческого поведения. У сотрудников есть роли и обязанности. Если каждый член группы выполняет возложенные обязательства, совместные дела приводят к успеху. На работе важна субординация и взаимное уважение – все служащие знают границы прав и возможностей

Правильно выстроить взаимодействие с подчиненными важно для руководителя: его авторитет зависим от понимания и уважения коллектива

Необходима правильная коммуникация сослуживцев. Они одна команда, каждый член которой заслуживает поддержку. Если связь в группе нарушена, страдает каждый сотрудник – от взаимодействия зависит оплата труда, карьерный рост и достижения. Психология на рабочем месте исключает манипуляции: воздействие на другого человека с целью получить выгоду только вредит.

Отношения с коллективом

Психология работы – это отношения между равными по должности сослуживцами. Коллектив чаще взаимодействует между собой, нежели с руководством. Нездоровая атмосфера сразу сказывается на поведении работников. Они замыкаются, прячут ошибки и подставляют коллег. Что нужно для здоровой атмосферы в коллективе:

  • совместные занятия вне работы – встречи, выезды на природу, корпоративные вечеринки;
  • обсуждение проблем: когда возникают недоразумения, их нужно сразу решать;
  • взаимное уважение.

Сработаться труднее в конкурентной среде, когда заработная плата напрямую зависит от достижений работника. В таких случаях необходимо обеспечить равные условия труда, чтобы каждый мог проявить профессиональные качества.

Между коллегами формируется связь, когда о помощи можно просить открыто. Если работники умеют признавать ошибки, они не боятся работать над собой. Страх и конфликты рождают в коллективе нездоровую атмосферу, в которой нельзя продуктивно работать.

Поведение руководителя

Руководитель – это идейный лидер. Он отвечает за стрессоустойчивость подчиненных, комфорт, в котором они живут. Для работы с подчиненными начальник придерживается основных правил поведения:

  • каждый член коллектива равный, нет любимчиков;
  • система поощрений и наказаний должна быть открытой – работники видят, какие действия влекут за собой положительные или негативные последствия;
  • неуважительный тон или крик не используется в разговоре с подчиненными;
  • деспотичность по отношению к коллективу неприемлема.

Отношение руководства к работникам определяет эффективность работы: даже незначительное напряжение отображается на общей атмосфере. Психологически подчиненные чувствуют себя равными, не ущемленными, и только тогда удается выстроить правильное взаимодействие. Чем больше работник доверяет начальству, тем меньше у него желания скрывать проблемы или ошибки.

Психология на рабочем месте основывается на доверии: руководитель выбрал подчиненных и поручает им те обязанности, на которые они лично подписываются. Сомнения со стороны начальства – это начало неправильных отношений, в которых работник чувствует дискомфорт.

Отношения с начальством

Психология на рабочем месте помогает понять руководство. Если в коллективе взаимодействие устанавливается естественным путем, то для связи с начальством потребуется время. Ценится сотрудник по достижениям и успехам, и на этом факторе работнику нужно сделать упор: он показывает профессионализм не словами, а действиями и результатами.

Не стоит выяснять отношения с коллегами в присутствии начальства. Конфликты решаются внутри коллектива. Нельзя доносить на сотрудников или выставлять их в дурном свете перед руководством. Такое поведение продемонстрирует некомпетентность работника.

Признаки коллектива

Чтобы действительно называться коллективом, собранная группа людей должна иметь несколько основных признаков, которые будут отличать ее от других команд.

Первым и, пожалуй, самым главным признаком считается наличие общей цели. Здесь имеется в виду, что члены коллектива должны работать сообща, двигаться к единственной цели, всегда обсуждать свои действия, советоваться друг с другом. Эту цель определяют сами участники, сформулировав ее из своих индивидуальных стремлений, а также она может даваться извне.

Следующий признак коллектива заключается в том ,что каждый его член признает себя частичкой команды и признает всех остальных ее членов. Если же этого не происходит, то люди просто не смогут работать сообща.

И третий признак коллектива затрагивает культурную сторону каждого его участника. Люди, работающие вместе, должны иметь общие понятия о красоте, правилах поведения, нормах морали.

Особенности педагогического коллектива

По мнению Макаренко, невозможно создать организованную группу детей при отсутствии нормального сообщества учителей. Коллектив образовательных учреждений обладает определенной организационной структурой. Она и определяет психологию педагогического коллектива, состоящую из отношений зависимости и взаимного контроля каждого из его членов. В границах этой структуры работают методические объединения классных руководителей и учителей-предметников. Определенную деятельность ведут и педагогические советы, а также администрация школы.

В коллективе учителей имеет место определенное разделение труда. А процесс их работы невозможен без кооперации. Два этих фактора, которые являются составными элементами психологии педагогического коллектива, требуют от учителей умения сотрудничать друг с другом. Это касается получения необходимой информации, обсуждения проблем. В психологии трудового коллектива, в том числе и педагогического, необходимо понимание точки зрения коллеги, ее принятие, дополнение или аргументированное отклонение. Эти, а также многие другие навыки и умения весьма важны для учителей. Приобретаются они при становлении педагогического коллектива или вхождении в него новичков. Эффективность работы учителей зависит в первую очередь от сложившегося в учреждении образования психологического климата. Подобный фактор определяет самочувствие педагога в школе, стремление его как профессионала к полной отдаче и т.д.

Суть и развитие коллектива по А.С. Макаренко

Креативное мышление — что это такое в психологии

Описанные принципы отлично проецируются на школу, выполняющую роль фундамента, на котором формируются коллективы, объединенные общей целью – учебой. В своей деятельности педагоги руководствуются трудами А.С. Макаренко, в которых описан основной закон жизни коллектива.

Важным пунктом в воспитательном процессе является цель (перспектива). Она может быть близкой или далекой, но вполне понятной каждому ученику. Суть перспективы – мобилизовать силы воспитанников на преодоление трудностей в учебе.

Цель должна соответствовать нуждам коллектива, соизмеряться с его организованностью, уровнем развития и опытом. Постоянная смена перспектив обуславливает прогрессию движения.

Основные критерии коллектива

Развитие личности — что это такое в психологии

Чтобы определиться с понятием коллектив что значит, предлагается ознакомиться с критериями взаимоотношений.

Оценочные признаки коллектива

КритерийОписание
НравственностьВ основе лежат нормы и ценности, базирующиеся на общечеловеческой морали
ОтветственностьЧлен коллектива дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям и в то же время готов отвечать за судьбу каждого из коллег
ОткрытостьУмение выстраивать дружественные отношения с членами своей группы и другими коллективами
КоллективизмЗабота о членах своей группы и противостояние явлениям, разрушающим коллектив
ОрганизованностьРациональное распределение обязанностей между членами, взаимовыручка и заменяемость, быстрое устранение возникших в процессе деятельности недостатков
ИнформированностьПонимание каждым членом поставленных целей, задач, достигнутых итогов (промежуточных и конечных) совместного труда
ЭффективностьСвоевременное и качественное выполнение задач

Совокупность всех описанных критериев присуща только идеальному сообществу. В реальной жизни подобную модель встретить сложно. Одни группы слабо развиты и не дотягивают по социально-психологическим параметрам до названия «коллектив». Другим – условно присваивается данное понятие, так как они находятся в процессе развития.

Определение понятия

Что такое психология коллектива? Под этим понятием понимают сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. На атмосферу, складывающуюся в коллективе, и на его психологию оказывают непосредственное влияние:

  • стоящие перед группой людей задачи;
  • те реальные условия, в которых происходит деятельность членов коллектива;
  • уровень общения и взаимоотношений между людьми, решающими общие задачи.

Коллектив – это в психологии такая группа, создание которой возможно только при обозначении общих целей и потребностей. То есть тех интересов, которые будут постоянно крепнуть и усиливаться по мере ее становления и развития. Без этого вести речь о коллективе неуместно. Тогда можно говорить лишь об определенном количестве отдельных личностей.

Коллектив в психологии – это социальная среда, в которую входят абсолютно разные, непохожие друг на друга люди. У каждого из членов такой группы имеется свой характер и воспитание, способности, мировоззрение и т.д. Все это – составные части коллектива.

Особенности коллектива в психологии заключаются в том, что все эти люди связаны друг с другом. Причем они находятся в данном окружении только благодаря тому, что имеют общую цель. Для осуществления тех или иных действий, призванных запустить рабочий процесс, им приходится общаться друг с другом. Изучением особенностей такого общения и занимается психология коллектива.

С самого детства нас адаптируют к социальной среде. Она представлена детсадовской группой, школьным кругом общения, студенческим сообществом. Все эти формы являются будущими моделями трудового коллектива.

Жизненный цикл коллектива

Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

Обратите внимание! Как бы ни была хороша организация, в ней наблюдаются «взлеты и падения». Иными словами, развитие происходит не по восходящей динамике, а по синусоиде

Стадии формирования коллектива

Этап циклаОсобенности
ПритиркаСтадия постепенного знакомства членов коллектива, налаживание личностных и деловых взаимоотношений. Она может быть как краткой, так и длительной
«Дворцовые перевороты»Проявляется борьбой за доминирующие позиции в коллективе. В неформальной группировке возможна смена лидерства
РезультативностьУ коллектива, успешно прошедшего предыдущий этап, возрастает потенциал. Скрытые ресурсы и способности членов работают на повышение производительности
ЭффективностьКоллектив, благодаря полученному опыту, сплачиванию, успешно решает поставленные задачи. Каждый участник проявляет творческий подход к делу
МастерствоДля данного этапа характерны прочные связи между членами сообщества. Люди не просто притерлись друг к другу и адаптировались к условиям, но и научились быстро гасить конфликты. Каждый член коллектива оценивается по достоинствам
СтарениеДостигнув высшей степени развития, коллектив продолжает существовать «по накатанной», успешно выполняя функции. Если методы работы, структура, взаимоотношения перестанут соответствовать изменившимся внешним условиям, развитие коллектива идет на спад
СмертьОтпала необходимость в функциях, выполняемых конкретным коллективом, и его расформировывают. Либо происходят реструктуризация, реорганизация, в результате которых создается новый коллектив

На стадии формирования коллектива

На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

Как формируется сплоченная команда

Корпоративная культура, развитие, формирование и поддержание которой стоят немалых усилий, полностью и целиком держится на сплоченном коллективе. Но его создание является достаточно долгим процессом. Однако сегодня мы можем вооружиться пошаговой методикой создания идеальной команды. Она состоит из пяти обязательных стадий, и исключать или менять их последовательность крайне нежелательно.

1

Стадия притирки

Это стадия, с которой начинает формироваться новый коллектив. Через нее проходит любая команда, в особенности новая – члены которой еще не работали вместе

Участники обращают внимание друг на друга, пытаются разобраться, кто есть кто, демонстрируют себя и черты своего характера, проявляют способности, раскрывают потенциал

Очень важно уделить максимум внимания общим характеристикам выбранных кандидатов. Здесь можно привлекать к работе психолога или специалиста по межличностным отношениям, который поможет людям притереться друг к другу с учетом индивидуальных особенностей каждого и минимизирует проблемы последующих стадий

2

Конфликтная стадия

Сплочение коллектива практически всегда проходит через конфликты, и это нормальное явление для любой команды. Залогом успешного прохождения этого этапа станет способность эффективно разрешать конфликтные ситуации в команде и вообще противостоять их возникновению. Нередко на конфликтной стадии внутри коллектива формируются мелкие группы, выделяются лидеры и аутсайдеры, в разной форме проявляется недопонимание.

В случаях, когда кто-то из кандидатов никак не может вписаться в группу, постоянно вступает с кем-то в конфронтацию или не выдерживает давления, следует предпринять меры по урегулированию ситуации или устранить неподходящего кандидата.

3

Экспериментальная стадия

После прохождения второй стадии начинается рост потенциала как отдельных членов коллектива, так и всей команды, причем это касается и профессиональной и личной сферы. Для третьего этапа характерны сбои в работе, неравномерное распределение нагрузки, командные дисфункции – все это следствие процесса стабилизации.

В результате рабочих экспериментов руководитель получает возможность более эффективного распределения обязанностей, учитывая способности, знания, навыки и умения каждого члена коллектива. В итоге образуется мощное объединение людей, готовых к решению серьезных практических задач в реальных условиях.

4

Творческая стадия

Четвертая стадия интересна тем, что в процессе взаимодействия людей друг с другом выделяются наиболее ответственные сотрудники и неформальные лидеры. Их можно приобщить к управлению коллективом, выполнению более ответственных задач, контролю работы. Если на первых трех стадиях делать какие-то выводы было еще рано, то теперь все становится на свои места.

5

Стадия зрелости

Пятая стадия сплочения коллектива приводит к его зрелости. Все члены команды четко знают свои роли, функции и ответственность, понимают, что от них требуется. Любые разногласия и спорные вопросы разрешаются конструктивно и в спокойной обстановке. Команда становится полноценной в плане межличностного взаимодействия и соответствия корпоративным требованиям. Со зрелой командой можно смело рассчитывать на достижение высоких результатов.

Как можно увидеть, создание успешной команды подчинено своим закономерностям. Как руководитель, вы должны все их учитывать и не пытаться перепрыгнуть с одной стадии на другую. Вышеназванный алгоритм прошел проверку временем и многократно доказал свою актуальность. Ваша задача – лишь следовать ему и не торопить события. Единственное, при помощи чего вы можете ускорить процесс, – это использовать инструменты сплочения коллектива. О них мы и расскажем ниже.

Правила хорошего тона

Удовлетворенность своей работой зависит не только от зарплаты, но и отношений, которые возникли между сотрудниками и руководством. Умение правильно выражать свои мысли, трезво оценивать сложившуюся обстановку и контролировать свои эмоции – верный путь работать в дружном и слаженном коллективе.

Выбор редакции: Отпуск поле декрета: расчет, длительность, оформление

  • Будьте оптимистом. Многие люди любят жаловаться, но никто не любит выслушивать чужие жалобы;
  • Проявляйте сдержанность, когда интересуетесь профессиональной деятельностью коллег по работе, а также при рассказах о собственных достижениях на предыдущем месте работы. Пускай за вас говорит результат вашей работы.
  • Проявите умеренный интерес к личной жизни начальника и подчиненных. Если человек не настроен, делится своими переживаниями – не настаивайте;
  • Искренность, честность и готовность помочь – верный способ добиться признания и уважения в рабочем коллективе;
  • Не пытайтесь понравиться всем сразу. Это невозможно! Определите для себя 2-3 человек, с которыми вам было бы интересно общаться;
  • Будьте самим собой. Не стоит казаться умнее, скромнее, общительнее, чем вы есть на самом деле. Внутреннее напряжение будет накапливаться, пока не превратится в хроническое недовольство рабой, коллегами и жизнью в целом.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий