Психология межличностных отношений

Конфликты в межличностных отношениях

Среди того, что мешает межличностным отношениям, всегда отдельно располагаются конфликты. Считается, что это неизбежное столкновение различных мнений, суждений и действий, который свойственны разным индивидам. Конфликты могут возникать у каждого человека с разными партнерами, однако отличаться будет форма такого противоборства:

  1. При конструктивных конфликтах индивиды стараются решить возникшую проблему или вывести отношения на новый, более качественный уровень.
  2. При деструктивных конфликтах индивиды стараются проявить свою значимость или «продавить» собственную позицию. Такие взаимоотношения обречены на провал и деградацию.

Современные тенденции развития межличностных отношений

С развитием общества связь между людьми претерпевает определенные изменения. В современном глобализованном мире межперсональные связи характеризуются:

  1. Более глубокой персонификацией личности. Индивиды более полно осознают особенности своей личности и партнера.
  2. Ростом образованности и потребностей каждого из участников взаимодействия.
  3. Увеличение дистанции между поколениями и сокращение времени, проведенного индивидом в семье.
  4. Поверхностных речевых контактов и взаимодействий со СМИ становится все больше.
  5. Накопление информации занимает больше времени, чем ее обсуждение. Снижается эмоциональный фон общения.

Проблема отношений с одноклассницамиПравить

Иногда бывает, что куда бы ты не пошел, куда бы не сунул свой любопытный нос, везде тебя поджидает неудача. Здесь дело, скорее всего не в тебе, а в твоих одноклассниках.

Тебе нравились из класса многие девочки, но подходя к каждой из них, ты получал ответ «ну, не знаю», «нет». Ты расстраивался, уходил, продолжал поиски своей любви, но никак и никто не соглашался. Все поиски были тщетными. У тебя снизилась самооценка, сократился круг общения почти до нуля и ты замкнулся в себе, хотя, ты почти не отличаешься от своих одноклассников, только более стеснительный, чем они.

У каждого в группе есть свое Я. Есть Я которое бы ты хотел видеть сам, которое бы хотели видеть в тебе твои одноклассники и Я, которым ты обладаешь сейчас. Изначально, с рождения у всех Я почти одинаковое, не пошатнувшееся под ударами судьбы. Входя в каждый коллектив твое Я начинает изменяться под влиянием твоего окружения.

В классе, в котором ты жертва все хотят видеть тебя «третим лишним». Коллектив давит своими мнениями на тебя и ты прогинаешься и в конце концов твое Я сломлено и ты становишься жертвой. Изменить их ты не можешь, но ты мог бы их подтолкнуть изменяться, что к сожалению невозможно, поскольку при попытке что нибудь изменить, ты получишь опять удар от общества, которое не хочет двигаться вперед, а желает оставаться каким есть.

В данном случае с тобой девочки одноклассницы не хотят иметь дела, потому что они боятся лишь за свою нишу в коллективе. Начиная общаться с тобой, они-бы тоже подверглись нападкам со стороны одноклассников и стали бы изгоями.

Решение: не искать свою любовь в коллективе, где ты жертва; искать ее в той компании, которая никак не связана с твоим классом (или другим коллективом, где ты изгой).

Что такое межличностные взаимоотношения

Межличностными отношения – этоотношения, возникающие непосредственно между личностями (двумя людьми или в группе) в процессе общения, сотрудничества друг с другом. Их отличительные особенности: взаимность, непосредственный контакт. Успешность межличностных отношений зависит от трех составляющих:

  1. Взаимопонимание. С одними людьми человек сразу находит «общий язык», других не может понять. Взаимопонимание достигается при наличии общих взглядов на жизнь, целей, интересов, схожести в характерах. Кроме того, желание понять другого, должно быть взаимным, заинтересованность в общении должны проявлять оба собеседника;
  2. Взаимодействие – это способность осуществлять совместную деятельность, объединять усилия для достижения ожидаемого результата. Если цели участников отношений отличаются, о взаимодействии не может идти речь. Только наличие общей цели, задач, может сплотить разрозненную деятельность людей;
  3. Взаимовосприятие–это оценка людьми физических характеристик и умственных способностей друг друга. В процессе познания внешних особенностей и качеств характера собеседника, у человека формируется ответная реакция на данную личность.

Пример. У 7-б появился новый учитель биологии. У педагога с классом сразу установились хорошие взаимоотношения. Он так интересно организовывал деятельность на уроках, что все учащиеся стали с радостью выполнять домашнее задание, хотя раньше этого не делали.

Межличностные отношения могут возникать между людьми по их личному желанию или под воздействием внешних факторов.

В первом случае, намного легче будет достичь взаимопонимания, так как желание общаться было совместным, общность интересов притянула людей друг к другу. Во втором – могут возникать конфликты, разногласия между участниками межличностных взаимоотношений, так как их объединила чья-то воля, решение, что им нужно сотрудничать.

Пример. Школьный класс формируется школьной администрацией, а не в результате личных пожеланий учеников. Не все одноклассники в классе подружатся друг с другом, у некоторых могут возникать конфликты из-за взаимного неприятия.

Виды общения

Обмен информацией между людьми может проходить чрезвычайно разнообразно. Осознать, что такое общение, какова его роль в обществе, и каких видов оно бывает, поможет коммуникативная классификация.

Виды общения

По содержанию

Когда между людьми выстраивается общение, определение его целей является главной задачей в самом начале. Поэтому деление коммуникации по содержанию позволяет установить мотивы контакта. Согласно этой классификации общение бывает:

  1. Деятельностное. Между индивидуумами происходит обмен навыков, умений, операций и действий.
  2. Мотивационное. При таком общении люди обмениваются потребностями, интересами, побуждениями.
  3. Кондиционное. Благодаря этому виду, один человек способен совершить обмен физиологического и психического состояния.
  4. Когнитивное. Основная цель такого общения заключается в передаче знаний.
  5. Материальное. При коммуникации люди обмениваются продуктами и предметами.

По целям

По целям общение подразделяется на 2 вида:

  • социальное, при котором преследуется цель расширить и укрепить межличностные контакты;
  • биологическое, которое требуется обществу для поддержки и развития организма.

По каналу коммуникации

По каналу коммуникации общение подразделяется на следующие виды:

  1. Невербальный. Обмен информацией между людьми осуществляется при помощи жестов, мимики.
  2. Вербальный. Этот канал социальной коммуникации реализуется при помощи речи.
  3. Искусственный. Общение осуществляется за счет своеобразных амулетов, татуировок, символов, которые имеют определенное значение. Также к этому виду относятся книги, пресса, телефоны, телевидение и радиовещание.

По средствам

По средствам общение бывает:

  1. Косвенным. Общение осуществляется при помощи посредников.
  2. Прямым. Беседа людей происходит при личном контакте.
  3. Опосредованным. При этом общении используются различные средства и орудия для обмена информацией между людьми. Социальные сети – яркий пример такой коммуникации.
  4. Непосредственным. Общение происходит при помощи естественных органов, например, зрения, слуха.

По контакту

В зависимости от контакта с собеседником, общение бывает:

  1. Опосредованным. Такой вид общения считается косвенным. Обмен между людьми осуществляется тогда, когда они отдалены друг от друга. Например, это переписка, разговор по телефону.
  2. Непосредственным. Является прямой коммуникацией, при которой субъекты находятся рядом друг с другом и обмениваются информацией при помощи мимики, жестов и речи. Этот вид считается наиболее полноценным, так как в процессе индивиды способны получать максимум знаний друг о друге.

По условиям ситуации

По условиям ситуации общение бывает:

  1. Официальным. Должностное общение осуществляется исключительно в деловой сфере. Для него характерно наличие большого количества формальностей и правил.
  2. Неофициальным. Частное общение не ограничивается набором правил. Оно может происходить в любой сфере.

Уровни межличностных отношений

Определение 4

Уровень межличностных отношений – это глубина вовлеченности человека во взаимодействие с другими людьми (человеком).

Выделяют следующие уровни межличностных отношений:

  1. Перцептивный уровень межличностных отношений – это уровень понимания и восприятия партнерами друг друга, осознание индивидуальности личности, черт характера, поведения и особенностей (гендерных, расовых, внешних, национальных и т.д.). На данном уровне межличностные отношения между людьми только зарождаются и развиваются. Люди узнают друг друга, начинают испытывать первую эмоциональную реакцию.
  2. Взаимное притяжение или отторжение – это уровень, на котором партнеры испытывают первые чувства друг к другу (симпатия, антипатия, неприязнь и т.д.). То есть, происходит более глубокое ознакомление с человеком.
  3. Интерактивный уровень – это уровень, характеризующийся наличием эмоциональных реакций, требующих постоянной подпитки через взаимодействие между людьми. Так, если люди испытывают друг к другу симпатию, то они стремятся как можно больше взаимодействовать, сотрудничать, общаться. Если же напротив, испытывают по отношению друг к другу негативные чувства, то стараются избегать контактов, чтобы не доводить ситуацию до конфликта.

Практические все виды межличностных отношений проходят все три уровня развития. После достижения третьего уровня межличностные отношения перестают развиваться, так как они достигли своего максимума. В дальнейшем отношения могут остаться на заключительном этапе, то есть люди будут испытывать по ношению друг к другу установившиеся чувства и их межличностные отношения будут относительно «ровными». Может быть и так, что отношения будут меняться, на основании спада эмоциональности и снижения накала чувств к партнеру. Например, некогда пылкая любовь и страсть со временем могут перейти в привычку или привязанность, а сильная ненависть в обычную неприязнь.

Зачастую, люди стремятся сохранить свои отношения на высоком уровне, с этой целью они прибегают к различными ухищрениям. Не всегда это приносит ожидаемый результат, ситуация может выйти кардинально противоположным образом. Например, с целью оживить прежнее чувство любви один из партнеров может обвинить другого в «холодности», что в результате приводит не к возрождению любви и страсти, а напротив, к возникновению конфликта.

Особенности и виды межличностных отношений

Особенности межличностных отношений:

  1. В основе межличностных отношений заложены эмоциональные и чувственные оценки партнеров.
  2. Личность каждого участниками межличностных отношений выступает как отдельная и уникальная единица.
  3. Формирование межличностных отношений проявляется постепенно в ходе взаимодействия людей.
  4. Межличностные отношения динамичны и меняются на протяжении всего времени существования. Смена характера межличностных отношений может быть кардинальной «с положительных – на отрицательные».

Межличностные отношения принято делить на две основных группы: отрицательные и положительные (позитивные).

Определение 2

Положительные (позитивные) межличностные отношения – это отношения, которые основаны на взаимном доверии и уважении.

К данной группе межличностных отношений относятся:

  • симпатия;
  • привлекательность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимный интерес;
  • дружба;
  • взаимная привязанность;
  • любовь.

Основной особенностью данных межличностных отношений является то, что вначале своего развития они не всегда основаны на общих интересах и целях, зачастую они совершенно противоположны взаимной симпатии. То есть, люди начинают общаться между собой в ходе трудовой или учебной деятельности. Постепенно появляется симпатия, людям нравится общаться друг с другом, выявляются общие интересы.

Определение 3

Негативные (отрицательные) межличностные отношения – это отношения, которые основаны на неприятии определенных личностных качеств человека, особенностей его характера или поведения.

Довольно часто неприязнь может быть необоснованной, то есть человек не способен объяснить, почему он испытывает к другому негативные чувства. Основными причинами данных чувств являются: различные противоречия, которые возникли во время общения.

К данной группе межличностных отношений относятся:

  • антипатия;
  • неприязнь;
  • недоверие;
  • агрессия;
  • ненависть;
  • чувство мести.

В настоящее время в практической психологии стали выделять и третью группу межличностных отношений – нейтральные. Выделение данной группы вызывает множество споров среди исследователей в области психологии. Это обусловлено тем, что если человек не испытывает по отношению к другому человеку никаких чувств, то и об отношениях не может быть речи.

Основы психологии отношений

Психология межличностных отношений играет крайне важную роль в современном обществе. Сами взаимоотношения представляют собой комплекс связей, которые возникают у людей благодаря чувствам, суждениям и контакту. Подобные отношения состоят из следующих пунктов:

  • созерцание и восприятие;
  • исходящая симпатия;
  • взаимодействие и поступки.

Разделяют следующие составляющие их элементы: когнитивная, эмоциональная и поведенческая.

Когнитивная часть состоит из познавательных психических процессов:

  • чувства;
  • понимание;
  • представление;
  • воспоминания;
  • мышление;
  • фантазия.

Они помогают человеку познать ключевые особенности партнеров по коллективной занятости и создать взаимопонимание между ними. Особые черты взаимопонимания включают в себя 2 атрибута: адекватность и идентификация. Первый атрибут — это корректность психического отражения той персоны, которая воспринимается. Второй — сравнение себя с личностью другого человека.

Эмоциональная часть состоит из положительных либо отрицательных переживаний, которые создаются в ходе общения с остальными людьми:

  • симпатия либо антипатия;
  • удовлетворенность;
  • эмпатия — экспансивный отзыв на реакцию иного лица, который может выражаться в качестве сопереживания, сочувствия и соучастия.

Поведенческая часть состоит из мимики, жестикуляции, пантомимики, речи и действий, выражающих подход или позицию этого индивидуума к иным людям или же целиком к группе. Кроме того, эта часть предстает главным элементом в урегулировании взаимоотношений. Результативность межличностных отношений расценивается по общему состоянию удовлетворенности/неудовлетворенности всей группы и каждого ее члена.

Культура межличностного общения

Культурный межличностный контакт предполагает, что оба оппонента будут чувствовать себя эмоционально, интеллектуально, психически и физически комфортно от взаимодействия друг с другом. В обществе существуют нормы межличностного общения, овладение которыми позволит вывести взаимодействие на ступень культурного

Так как общение затрагивает любые сферы жизни, важно понимать, где будет уместен серьезный разговор, а где – непринужденная болтовня. Любая из этих бесед имеет свои характеристики и требования. Для того чтобы овладеть культурой межличностных отношений, их необходимо правильно развивать

Для того чтобы овладеть культурой межличностных отношений, их необходимо правильно развивать.

Классификация межличностных отношений

Существует великое множество различных классификаций межличностных отношений, и все они имеют место быть, так как в их основе лежат разные критерии сравнения. Давайте рассмотрим самые основные и популярные из них.

По степени значимости

Классификация межличностных отношений по степени значимости для конкретного человека.

ПервичныеВторичные
Необходимые. Другой участник этих взаимоотношений не может быть заменён, в основе лежат чувства привязанности.

К примеру, родитель-ребёнок.

Не являются необходимыми. Зависят от функций, которые выполняют люди в отношении друг к другу. Им характерна неглубокая эмоциональная вовлеченность.

К вторичным отношениям можно отнести отношения между соседями по дому.

По количеству взаимодействующих элементов

Классификация межличностных отношений по количеству взаимодействующих элементов.

МежличностноеЛичностно-групповоеМежгрупповое
Процесс взаимосвязи между 2-3 людьми.Процесс взаимосвязи между одним индивидом и группой людей.Процесс взаимосвязи двух/нескольких групп людей.

По формам регуляции

Классификация межличностных отношений по формам регуляции.

Формальные отношенияНеформальные отношения
Эти отношения регулируются официальными документами, им присущи определенные нормы и правила.Основаны на взаимном оценивании, авторитетности, ощущениях симпатии и антипатии.

По целям

Классификация межличностных отношений по целям и направленности взаимодействия.

По направленности взаимодействияПо целям взаимодействия
Вертикальная направленностьГоризонтальная направленностьДеловые отношенияЛичные отношения
Направленность, регулируемая установленной иерархией.

К примеру, на работе: руководство – подчиненный.

Направленность, регулируемая установленной иерархией. Здесь речь идёт о взаимодействии людей одного социального статуса.

К примеру, двое коллег на одной должности.

Отношения, возникающие в процессе совместной деятельности людей по достижению целей. Основываются на распределении обязанностей  между группой.Личные межличностные отношения складываются вне совместной деятельности. В их основе лежат чувства.

По степени выраженности эмоций

Классификация межличностных отношений по степени выраженности эмоционального компонента.

Рациональные Эмоциональные
Основополагающим в таких отношениях является владение конкретной информацией о другом человеке. Немаловажными являются и объективные оценки, получаемые от других окружающих.Их основа – чувства, субъективная оценка, возникающая при восприятии конкретным индивидом.

Процесс межличностного взаимодействия редко может относиться лишь к конкретному пункту одной классификации. К примеру, отношения «муж-жена»: одновременно являются формальными и неформальными, эмоциональными, личными, межличностными, горизонтальными и, иногда, деловыми.

Пункты классификаций могут пересекаться между собой и переходить из одного в другой

Для продуктивного взаимодействия важно осознавать, как осуществляются эти переходы, и допустимы ли они в каждом конкретном контакте

Межличностная совместимость и межличностные отношения

При изучении совместимости, как отмечает N.N. Обозов и А.Н.
Обозова считают, что основной задачей является определение этого понятия. Это
понятие является общенаучным, оно используется в медицине, биологии,
кибернетике, философии. Однако общего определения совместимости пока не
существует. Психологические работы дают лишь описательное определение
совместимости. Например: «Совместимость» — это понятие взаимного
согласия характеристик членов группы. К ним относятся: взаимная симпатия,
положительное эмоциональное отношение, взаимное вдохновение, общность интересов
и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических
реакций во время оперативной деятельности, отсутствие выраженных
эгоцентрических устремлений в данной группе.»

Н.Н. Однако Обозов предлагает различать понятия
«связность» и «совместимость». Понятие
«связность» — это согласованность свойств субъектов, которая
обеспечивает эффективное выполнение ими какой-либо деятельности. Понятие
общности применимо только к деловым, профессиональным, производственным
отношениям — отношениям в рамках общей деятельности. Поскольку эти отношения
направлены на получение определенного продукта совместной деятельности, то
проявлением совместимости данного типа будет характеристика деятельности:
эффективность с точки зрения количества и качества затраченного партнерами
времени и энергии. Феномен совместимости, в отличие от совместимости, является
межличностным явлением, основанным на симпатии и влечении в личных отношениях и
служит «общением ради общения».

Неопределенность понятия совместимости привела ко второй
трудности в изучении этого явления: выбору критериев или показателей
совместимости. В работах, посвященных изучению совместимости, мы находим
использование самых разных критериев: высокая эффективность групповой
деятельности, низкая конфликтность в группе, высокое взаимопонимание между
партнерами — словом, каждый из социально-психологических феноменов в его
позитивном значении. Однако ни один из применяемых в настоящее время критериев
совместимости не является достаточно обоснованным и сильным. Можно
продемонстрировать уязвимость каждого из них.

По словам Н.Н. Обозов, важным обстоятельством, определяющим
связи и отношения между людьми в условиях совместной деятельности, является
гомогенность — гетерогенность группы (степень сходства — контраста вероятных
участников взаимодействия по самым различным параметрам.

Первый уровень однородности — неоднородность группы — это
соотношение ее индивидуальных (природных), личностных и
социально-психологических параметров (темперамент, интеллект, характер,
мотивация, интересы, ценностные ориентации, мировоззренческие позиции).

Второй уровень гомогенности — гетерогенность группы — это
отношение (сходство/различие) мнений, оценок, установок к себе, партнеру,
другим людям, к предметному миру. Этот уровень делится на два типа (уровня):
первичный (или начальный) и вторичный (или результирующий). Первичный
подуровень однородности — это исходные данные (до начала взаимодействия членов
группы) соотношения мнений, оценок и отношения к миру. Вторичный подуровень
однородности — это отношение (сходство/различие) мнений, оценок и установок в
результате взаимодействия между членами группы.

Первый уровень гомогенности — гетерогенность членов группы
участвует в регулировании совместной деятельности и межличностных отношений
людей. Однако его регулирующая роль может быть слабо воспринята членами группы.
Это вовсе не означает, что партнеры не видят реальных сходств или различий
между собой. Сходство или различие (физическое, поведенческое) настолько
очевидно, что люди не придают особого значения ни одному из них и воспринимают
их существование как должное.

Иначе обстоит дело с гомогенностью — гетерогенностью второго
уровня. Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в
группе характеризует степень единства взглядов ее членов и выражает
сходство/различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. На
этом этапе партнеры не только осознают сходство/различие в своих мнениях,
оценках и установках, но и начинают понимать их значение для совместных
действий.

Психодиагностика

Межличностные отношения — очень широкое явление, которое сложно диагностировать. Основания для диагностики:

  • объект;
  • задачи, которые решаются исследованиями (выявить сплочённость, к примеру);
  • структурные особенности методики (опросы, социометрии);
  • исходная точка отсчёта (индивидуальные предпочтения).

Также существуют некоторые критерии, по котором и оцениваются отношения:

  • объект;
  • задача, которую нужно решить;
  • особенность методики;
  • точка исследования (суждения психолога).

Чтобы выявить данные об отношениях между сверстниками (лучше всего применять в классе), можно использовать аутосоциоматрицу. Однако, если у ребёнка сильная психологическая защита, то он может просто обойти этот тест и он совсем ничего не покажет.

Методики бывают:

  • наблюдение за реальной ситуацией;
  • самостоятельное моделирование и помещение людей в ситуацию;
  • проективные средства.

Межличностные отношения — это очень запутанная вещь, которая основана на чувствах и эмоциях конкретных людей. Они очень субъективны, поэтому даже специалисты иногда затрудняются сказать что-то точно об этих отношениях.

Итог

Общение двух людей приводит к появлению отношений, если собеседники проявляют интерес друг к другу, начинают познавать и понимать друг друга, а также желают продолжать контакты, поскольку их личные цели могут быть реализованы за счет друг друга. Воздействие с целью достижения своих целей является нормальным явлением, поскольку иначе у людей нет другого мотива взаимодействовать друг с другом.

Межличностные отношения бывают настолько разнообразными и непредсказуемыми, как и само общение. Стоит отметить, что помимо всех действий, которые люди совершают, общение занимает самую главную роль. Люди произносят слова и интонационно выражают свое отношение, посредством чего и происходит основное их взаимодействие. А после общения совершаются действия на основе того воздействия, которое возымело над ними верх.

Качество общения влияет на то, какими будут отношения. Психологи изучают две сферы жизни человека, предоставляя услуги по улучшению отношений или общения с целью максимального достижения своих целей не по принципу «победит либо я, либо он», а по принципу «побеждают оба».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий