Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.

Стержень методики Ушаковой — беседа с ребенком

Давайте рассмотрим технику беседы, предлагаемую автором

Посмотрим как она  работает и на что стоит обратить  внимание. Изначально техника направлена на работу воспитателя с детьми

Но, если вы занимаетесь с сыном или дочерью дома, то это может быть беседа непосредственно с самим малышом. Или же групповая беседа со всеми членами семьи. Разговор  с друзьями вашего чада.

Цели вашего разговора с ребенком

Итак, в чем заключается задача взрослого в беседе?

  • Во-первых, интересуйтесь и старайтесь упорядочить полученный опыт детей. Для этого вы узнаете о полученных знаниях ребенка в какой-либо сфере жизни. Однако, если малыш путается, то вам необходимо его скорректировать и «расставить все по полочкам».
  • Во-вторых, в каждом разговоре пытайтесь воспитывать правильное отношение к окружающему миру. То есть, приводите примеры добрых и хороших поступков.
  • В-третьих, приучайте детей быть сконцентрированными на чем-то одном. Следовательно, во время беседы малыш и не должен отвлекаться от обсуждаемой темы.
  • В-четвертых, учите малыша излагать свои мысли просто. Поэтому, если у него длинные и несвязанные предложения, разбейте их на простые. Затем повторите их ему будто пересказывая то, что он вам сообщил.

Более того не менее важным считается:

  • развития у детей внимательности во время беседы.
  • воспитание умения во время разговора слушать других,
  • формирование громкой и отчетливой речи.

Польза правильного разговора

Итак, что дает беседа детям? Самое важное это то, что они приобретают новые знания, навыки и умения. В то же время, каждый акт коммуникации может повлиять на поведение детей в дальнейшем и на их мировоззрение

В то же время, каждый акт коммуникации может повлиять на поведение детей в дальнейшем и на их мировоззрение.

Например, если мы говорим и семейных ценностях, дети действительно начинают задумываться о том, что семья превыше всего. В результате, незамедлительно может поступить предложение: «Мама, давай навестим бабушку с дедушкой». И это ли не прекрасно?

Тематика и план беседы

Аналогичным образом, беседы проводятся на самые разные темы.

С одной стороны, они могут быть глубокими, направленные на формирование у детей каких-либо жизненных ценностей.

С другой стороны  темы могут выбираться для ознакомления с каким-либо новым материалом (например, беседы о природных явлениях).

Конечно же, они должны соответствовать возрасту. Другими словами, если с ребенком 6-7 лет вы можете обсудить какую-либо общественную жизнь его города, то с малышом 3-4 лет уместнее будет поговорить о предметах мебели у него дома.

Таким образом, каждый разговор должен строиться на личном опыте ребенка. Поэтому к нему нужно подготовиться.

Продумайте план беседы: как начать, как привлечь внимание, как вовлечь детей в разговор, что донести до них и т.д. Что включить в нее помимо речи: наглядные пособия (картинки, видео), элементы игры (загадать загадки)

Что включить в нее помимо речи: наглядные пособия (картинки, видео), элементы игры (загадать загадки).

Универсальность беседы и творческий подход

Например, вы хотите поговорить с детьми о зиме. Следовательно, начните беседу с демонстрации фотографий красивой зимней природы. После на своем примере расскажите, почему вам запомнилась та или иная зима. Затем, спросите то же самое у детей.

Между тем донесите до детей ту новую информацию, которую вы запланировали рассказать. И чтобы они это лучше запомнили, придумайте элемент игры. Как правило, это могут быть загадки, не окончившиеся стихотворения, пантомимы и т.д. В конце вы можете вместе спеть песню о зиме или нарисовать совместный зимний пейзаж.

Весь процесс обучения – это как одна большая творческая деятельность, в которой вы можете переставлять составляющие так, как удобно вам. Тем самым вы можете использовать эти техники для любого ребенка и для любого возраста.

Результаты и навыки детей, освоивших методику Ушаковой

Прочитайте и оцените умения и способности вашего ребенка. Между тем определите слабые места над которыми предстоит еще поработать.

Дети 3-4 лет

  1. Ребенок достаточно открыт для общения, с легкостью понимает обращенную к нему речь. Способен отреагировать на вопросы, используя простые предложения.
  2. Малыш сам настроен на общение со близкими взрослыми людьми. Он может обратиться с просьбой, поделиться каким-то ярким событием для него, рассказать о своем состоянии, беспокойстве или желании.
  3. Знает правила речевого этикета и использует его их в речи. Например, приветствие и прощание с воспитателем детского сада; слова просьбы и благодарности.
  4. Возрастает интерес речевого взаимодействия с ровесниками. Малыши легко вступают в игры и беседы друг с другом.
  5. С помощью взрослых дети могут составить небольшой рассказ (3-4 предложения) по картинкам.
  6. Правильно называет окружающие его объекты.
  7. Поставлено речевое дыхание.

Дети 4-5 лет

  1. Дети сами проявляют инициативу в общении. Стараются решать какие-либо задачи или проблемы именно посредством коммуникации друг с другом или взрослыми.
  2. Старается не только отвечать на вопросы, но и задавать встречные, тем самым вступая в полноценный диалог.
  3. Произношение всех звуков чистое.
  4. Ребенок владеет эмоциональной и речевой выразительностью.
  5. Малыш различает понятия «звук» и «слово», различает гласные и согласные звуки на слух, может обозначить первую букву в слове.

Дети 5-6 лет

  1. Дети активны в сочинении сказок или каких-либо рассказов. Стараются отличаться от других, не повторяясь.
  2. Чувствует себя в разговоре спокойно. Более того пытается взять лидирующую роль и сам привлечь людей в разговор.
  3. Дети уже замечают ошибки в речи других и помогают исправить их.
  4. Словарный запас достаточно обилен.
  5. Грамматически речь выстроена правильно.
  6. Речь чиста, эмоциональна и выразительна.
  7. На слух малыш способен определить местоположение звука в слове и дать его характеристики.

Дети 6-7 лет

  1. Ребенок с легкостью заводить друзей с помощью общения, способен организовать какую-либо деятельность среди сверстников.
  2. Дети становятся все более любознательными, что проявляется в их диалогах с людьми (начинают расспрашивать про подробности, детали итд).
  3. Проявляется все больше интереса ко всем составляющим речи: ребенок старается писать и читать.
  4. Малыш привлекает окружающих к коммуникации, каким-либо коллективным играм (загадывание загадок, придумывание сказок итд).
  5. Всегда имеет свое мнение и позицию. Не боится высказываться.
  6. Речь чистая и грамматически правильная.

Методика Ушаковой О.С. помощь ребенку в развитии речи

Метод, разработанный Ольгой Семеновной Ушаковой, отлично подходит для детей на этапе подготовке к школе. Программу можно адаптировать под любого ребенка. Это позволит без проблем справиться с речевыми трудностями.

Именно дошкольному возрасту должно уделяться особенное внимание, чтобы речь по методике Ушаковой развивалась поэтапно. В указанном возрасте человек наиболее восприимчив к новой информации о мире, который его окружает

Родители должны создать комфортные условия и правильно подавать новую информацию, чтобы она легче воспринималась. На речевое развитие оказывает огромное влияние активность в кружках и детском саду, общение в группах.

Методика развития речи детей нуждается в подготовке. Перед освоением необходимо определиться с тем, есть ли отставание в речевом плане. Именно в подобном случае обучение окажется эффективным. Это позволит правильно «поставить» речь и подобрать оптимальную технику обучения. Оно должно быть направлено на:

  • пополнение словарного запаса, способность правильного применения выученных слогов;
  • улучшению и корректировку звуковой речи;
  • умение связно говорить, формулировать собственные мысли;
  • освоение грамотной речи;
  • стимулирование ребенка к максимально четкому произношению звуков.

Техника дошкольного обучения нацелена и на то, чтобы постоянно улучшать получаемые знания.

Основная суть развития связной речи

Методика по развитию речи Ушаковой направлена на последовательное становление. Родители должны практиковать сначала самые простые упражнения, постепенно усложняя обучение. Предварительно необходимо определиться с причинами, которые могут приводить к отклонениям, которые не позволят полноценно развивать собственную речь.

К подобным факторам относится:

Отсутствие родительского внимания

Если с ребенком мало общаются, не читают ему или не озвучивают происходящее – это плохо для развития речи детей дошкольного возраста.
Рассеянное внимание, при котором присутствует много раздражителей или малыши еще не умеют сосредотачиваться.
Психологические особенности. Во внимание можно принимать генетические патологии, врожденную речевую заторможенность.

Учитывая подобные проблемы, тактика должна подбираться в индивидуальном порядке. Это позволит наладить правильное и полноценное речевое развитие.

Начать рекомендуется с того, чтобы правильно разговаривать с малышом, даже в самом маленьком возрасте. Не стоит коверкать речь: любая ситуация, предмет должны произноситься правильно и четко

По методике Ушаковой очень важно:

  • ежедневно читать детские книги, рассказывать сказки (не одни и те же);
  • разговаривать во время игр, объясняя названия того или иного предмета;
  • мотивировать и просить произносить короткие несложные слова, в том числе выдуманные, потому что они даются без труда;
  • исправлять малыша, если он неправильно произносит или формулирует свои мысли;
  • петь песни – именно подобная форма общения важна для речевого развития, потому что такое решение помогает быстрее запомнить слова.

По методике Ушаковой обязательно нужно везде разговаривать с детьми. Им необходимо рассказывать о том, что делают родители, куда они идут, почему

Подобное общение очень важно для ребенка в любом возрасте. Это пробудит в нем интерес и может подтолкнуть к определенным действиям, вопросам

Еще один важный этап в речевом становлении – это использование игрушек и различных предметов во время игр. Это окажется отличным помощником по развитию речи ребенка

Важно приложить максимум усилий, чтобы он постоянно находился в «контакте» с взрослыми, слышал их речь и подражал ей

Коротко о книге

Данное пособие раскрывает методику работы, которую следует проводить с детишками определенной возрастной группы. В книге рассматриваются существующие аспекты деятельности по перспективному речевому развитию:

  • процесс формирования детского вокабуляра;
  • выстраивание речевой грамматики;
  • звукопроизношение;
  • обеспечение связности разговора.

В этой же книге представлены примерные конспекты занятий. Представлена разбивка особенностей речевого развития дошкольников в соответствии с их возрастом. Есть также обзор теоретических основ речевого развития.

Литература помогает развитию

Какие факторы влияют на развитие речи

Заслуживают внимания биологические и социальные предпосылки. В первую категорию включены:

  • наследственные факторы;
  • правильное, без деформаций, строение и работа ЦНС, речевых центров в области мозга, а также органов речи и слуха;
  • нормальная беременность и роды без патологий, осложнений;
  • полноценное физическое становление, психологическая обстановка после появления на свет.

По развитию речи можно определить и социальные факторы

Важно, чтобы с первых дней жизни у детей было полноценное речевое окружение. Еще одним фактором является благоприятная развивающая среда: общение со взрослыми и другими детьми, мягкие и интерактивные игрушки, книги

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Это длительный и поэтапный процесс. В норме он развивается поступательно и определяет развитие личности. От нуля до двух месяцев основным сигналом является крик. Это первая форма коммуникации в детском возрасте, как и плач. Он дает знать о себе, когда испытывает голод, дискомфорт или просто усталость.

Следующие этапы:

  1. Второй-третий месяц. Отмечается гуление, которое приходит на смену плачу. Младенец начинает издавать такие звуки, как «А» или «У», которые реже сочетаются с буквой «Г». Дополнительно он учится понимать речь, которая к нему обращена, а также управлять издаваемыми звуками и интонациями.
  2. Три-шесть месяцев. Присоединяется лепет. Ребенок предпринимает попытки «заговорить» с самим собой и издает звуки, когда к нему обращаются. Также он поворачивает голову в ту сторону, откуда что-либо слышно или замирает при внезапных громких звуках. Родители замечают, что младенец по-разному плачет, в зависимости от того, хочет он есть или просто устал. Также дети в этом возрасте уже узнают свое имя и реагируют на него.
  3. Шесть месяцев. Произносятся первые слоги. Малыш начинает выбирать только определенные из них, которые проще всего произносить. Например, «па» или «ма». Характерно частое повторение этих слогов, потому что детям очень нравится то, как они звучат.
  4. Семь-девять месяцев. Речь становится немного более сложной, появляются комбинации слогов. Лепет будет прогрессировать до произнесения одинаковых фонем, например, «ма-ма-ма» или «па-па-па».
  5. С девяти до 11 месяцев. Отмечается подражание определенным звукам. Ребенок имитирует то, что слышит из речи родителей и других взрослых. Также начинает откликаться на имя и понимать значение слова «нет».

В возрасте от 11 до 13 месяцев дети начинают произносить первые полностью осмысленные слова, состоящие из двух слогов. Они совпадают – это может быть «баба», «папа». Затем, в возрасте 12 месяцев, ребенок начинает проявлять живой интерес к речи взрослых, он имитирует ее, соединяя слоги и получая новые слова. Еще одной вехой развития речи детей дошкольного возраста, становится выполнение простых инструкций: «садись», «ложись»

Он учится махать рукой, а также использовать звуки и жесты, чтобы привлечь внимание

Следующий важный этап в развитии речи – возраст полутора лет. На этом этапе уже определяют разные части тела, указывают на них. Кроме того, он уже освоил несложные слова: от 20 до 50 штук. Еще одной особенностью возраста становится осознанная любовь к чтению – детям нравится, когда им зачитывают книги.

В возрасте двух лет ребенок:

  • начинает произносить первые короткие предложения – из двух слов;
  • понимает несложные инструкции, которые включают в себя несколько последовательных действий: «Папа, дай» или «Хочу то-то»;
  • словарный запас расширяется, в него входит до 200 лексем, при этом окружающие уже точно понимают не менее 100 из них;
  • в речи появляются разные части речи, в том числе прилагательные, а также предлоги и местоимения;
  • появляется склонность к «чтению» книг своим игрушкам.

Следующий ключевой этап – это три года, который называют переломным моментом в развитии личности. Формируются основные речевые навыки. Дети умеют самостоятельно составлять предложения из трех и большего количества слов. Они могут запоминать и повторять истории, знакомые мелодии и рифмы.

Вероятны сложности в произношении звуков, чаще всего шипящих, свистящих или гласных. Значительно расширяется словарный запас, то есть родители не в состоянии точно сказать, сколько слов было освоено. Он уже достаточно эмоционален, может высказываться по любому поводу.

Техника речевого развития дошкольников

Каждая техника по методу Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности ребенка, которые подразумевают выполнение определенных заданий и упражнений.

Таким образом, учитывая психологическое состояние ребенка, его наработанных навыков и умений возможен положительный результат.

На сегодняшний день некоторые методы активно применяются на практике в детских садах и даже дома. Для наиболее эффективного речевого развития требуется постоянное участие со стороны родителей.

Ушакова О.С. разработала методические пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, в которой подробно описывается каждый этап и метод работы с ребенком. Вся методика разработана на совершенствования и коррекции речи малыша.

В каждой методике преследуется определенная цель и структурированный план, который предполагает обучение от простых упражнений к более сложным. Во всех процессах обязательно учитываются причины, по которым ребенок имеет те или иные отклонения, не позволяющие малышу полноценно развить свою речь.

Такими факторами могут быть:

Недостаточное внимание со стороны взрослых. То есть с ребенком мало общаются, не читают ему книги, не озвучивают происходящие действия;
Ребенок, у которого рассеянное внимание;
· Дети с психологическими особенностями

Это могут быть генетические заболевания, врожденная речевая заторможенность.

Именно индивидуально подобранная техника, позволяет наладить правильный, а главное эффективный процесс речевого развития у малыша. Именно правильное диагностирование проблемы, значительно повышают шансы полноценного развития малыша.

Практический материал

Ушакова в своей книге предлагает значительное количество упражнений по развитию речи. Большинство ее предложений строится на игровой деятельности детей, которая позволяет проводить процесс познания в наиболее привычной и интересной форме.

Основными видами речевой работы в соответствующих конспектах являются:

  • пересказ прочитанных сказок, рассказов (в зависимости от возраста детей);
  • рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек, природных пейзажей;
  • описание увиденного в форме описательного рассказа;
  • составление небольших рассказов, основанных на личном опыте детей;
  • самостоятельное сочинение загадок;
  • сочинение сюжетных рассказов;
  • написание продолжений к существующим рассказам.

На что стоит обратить внимание родителям

Каждый родитель должен помнить, что развитие ребенка в большей степени зависит от них. И своевременное определение какой-либо речевой проблемы можно устранить.

Именно в дошкольном возрасте ребенку будет легче наладить свою речь, научиться пользоваться новой информацией и красиво формулировать предложения.

Каждый малыш уже с раннего возраста начинает издавать различные звуки и слоги, а уже к полутора годам может сказать некоторые несложные слова. Дети в трехлетнем возрасте уже спокойно формулируют предложения, и могут объяснить, что им нужно или что им не нравиться.

Если родители отмечают, что малышу легче выражать свои мысли с помощью жестов или плача, то стоит обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше это сделать, тем быстрее получиться устранить проблему.

Не стоит родителям полагаться на то, что малыш со временем выговориться. Следует помочь ему, и тогда он сможет полноценно общаться и жить в социуме.

Как помочь ребенку развить речь в домашних условиях?

Прежде всего речевое развитие ребенка зависит от самих родителей. При правильном общении и достаточном внимании можно избежать нежелательных проблем:

  • Родителям следует правильно разговаривать с ребенком, даже если он очень маленький. Не коверкайте речь, каждая ситуация или предмет должны быть сказаны четко и правильно;
  • Постоянно читать малышу книги и рассказывать сказки;
  • Во время игры говорить, как называется тот или иной предмет;
  • Просить ребенка, чтобы он повторил за вами несложные слова;
  • При неправильном произношении или формулировке попробовать исправить его;
  • Больше петь песенок. Именно песенная форма способствует быстрому запоминанию слов;
  • Разговаривать с ребенком везде. Даже если Вы чем-то заняты каким-то делом, в процессе можно рассказывать малышу о проделанной работе. В этом случае, малышу будет даже интересно. Это может провоцировать его к каким-то вопросам или действиям;
  • Во время игр использовать множество игрушками и различными предметами.

Все это станет верным помощником в речевом развитии дошкольника.

На сегодняшний день практически в каждом детском саду имеются логопедические группы, где основной задачей перед специалистом стоит развитие речи ребенка и устранение недостатков.

Стоит помнить, что правильная речь дошкольника является основным критерием его готовности к школе.

Знакомство с методом Ушаковой

Методика Ушаковой направлена на детей в возрасте от 3 до 7 лет. В целом данная программа включает в себя рекомендации по техники развития речи, разработанные конспекты занятий с различными играми и упражнениями, а также ознакомление с художественной литературой. Программа предполагает достаточно структурированный подход: от простого к сложному.

Задачи

Данная методика ставит перед собой следующие основные задачи:

  • становление связной речи;
  • способность конструировать простые и сложные предложения;
  • умение использовать эти конструкции;
  • формирование грамматического строя и правильное его употребление;
  • развитие образной речи;
  • улучшение звуковой составляющей речи.

Составляющие

Автор предлагает использовать следующие техники:

  • демонстрирование образца правильной речи;
  • рассказ преподавателя;
  • беседа между преподавателем и детьми;
  • чтение художественной литературы;
  • диалоги;
  • монологи;
  • пересказы;
  • описание чего-либо по картинке;
  • рассказы из личного опыта.

И это  может  быть большим плюсом, так как вы можете что-то заменять и комбинировать в занятиях с ребенком. В то же время исходя из его индивидуальны особенностей.

Подготовка детей к обучению грамоте

Чтение и письмо взаимосвязаны между собой. Они являются видами речевой деятельности, в основе которых находится устная речь. Это целый ряд новых ассоциаций, основанный на уже развившейся «сигнальной» системе. Он присоединяется к ней, а затем способствует развитию речи ребенка.

На то, что дети осознают слова и предложения на высоком уровне, готовы обучаться грамоте, указывает:

способность сосредоточить внимание на какой-либо озвученной задаче;
произвольное и преднамеренное выстраивание своих высказываний;
попытки выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;
размышления о возможных вариантах решения;
оценивание того, насколько успешно были выполнены вербальные задачи.

Современные методики предлагают звуковой и аналитический способ обучения грамоте. В их основе находится не только анализ, но и освоение звукового аспекта речи и языка. То есть ребенок одновременно осваивает фонемы – до определенного уровня, и только после этого знакомится с грамотой.

Основным методом становится позиционный принцип чтения. Ребенок должен понимать, что согласные фонемы звучат по-разному и зависят от гласных. Например, «мал» или «мыл» произносятся разными способами – в зависимости от звука, который следует за ними.

На практике это проявляется в том, что необходимо:

  • четко различать гласные и согласные;
  • самостоятельно определять гласные фонемы в любых словах;
  • выявлять именно гласную букву, чтобы определять степень твердости или мягкости согласного звука, который ей предшествовал;
  • усваивать согласные и комбинировать их с имеющимися гласными, чтобы составлять слова и предложения.

Таким образом, ребенок должен научиться ориентироваться в звуковом аспекте речи. Вопрос гласных и согласных важен для освоения грамоты

Отдельное внимание родители должны уделить развитию фонематического слуха, при котором дети умеют различать звуки человеческой речи

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий