Уровни общего недоразвития речи у детей и центры по развитию речи

Как диагностируется нарушение?

Начальная стадия любого типа общего недоразвития речи диагностируется одинаково. Врач-логопед начинает диагностику со сбора анамнеза заболевания, в процессе которого выясняет следующие вопросы:

  • как долго длится у ребенка такое состояние;
  • когда оно возникло;
  • какие есть симптомы;
  • насколько выражено недоразвитие.

На данном этапе очень важно определение наличия или отсутствия у ребенка патологии речи, которая связана с деятельностью речевых центров мозга.

Для того, чтобы полностью проанализировать речевую функцию, врач проверяет как ребенок формирует связные мысли в речи, когда описывает изображение, рассказывает или пересказывает что-то. Логопед должен оценить уровень развития грамматической составляющей речи (может ли малыш формировать и изменять словоформы, грамотно согласовывать слова в предложении) и правильность звуковой передачи мысли.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (3 уровень ОНР) может быть выявлено в случае соотношения активного и пассивного словарного запаса у ребенка. Например, малышу предоставляют определенные картинки, в результате анализа которых нужно разделить предмет и его часть (стол — ножка), соотнести профессию с соответствующим атрибутом (повар — кастрюля), животных и их детенышей (корова – теленок).

Если диагноз нерезко выраженного общего недоразвития речи подтвердится, нужно проанализировать способность ребенка к запоминанию с помощью слуховой памяти, определить степень правильности произношения, грамотности построения слогов, фонетическую составляющую речи и особенности моторики речевой деятельности малыша. Кроме того, потребуется оценить навыки ребенка в сфере речевого этикета.

Что такое аграмматизм?

Каждый человек обучается речи благодаря тому окружению, в котором он находится. Обычно это занимает до 4 лет жизни человека. Здесь наблюдаются ошибки в понимании и построении предложений, что является нормальным. В последующие годы ребенок только корректирует свою речь, выбирает свой стиль общения. Однако существенных ошибок не наблюдается. Что такое аграмматизм? Это нарушение речи, которое проявляется в отсутствии правильной способности строить и воспринимать предложения.

Распознать аграмматизм можно по таким признакам:

  • Человек не понимает написанного.
  • Он не способен пересказать прочитанное, выделяет лишь отдельные слова.
  • Человек плохо высказывает свою мысль.
  • В речи индивида отсутствуют определенные части: предлоги, союзы, глаголы.

В таком случае необходимо обратиться к врачу. Только он способен выявить причины нарушения речи. Это может не быть аграмматизм, в таком случае ставится точный диагноз и назначается лечение.

У людей с рассматриваемой патологией наблюдаются повреждения в сильвиевой части головного мозга. Применяется аграмматизм в отношении письма или чтения. У взрослых может наблюдаться при афазии – использование в речи слов, созвучных по произношению, но не подходящих по смыслу.

перейти наверх

Способы коррекции

Коррекционные мероприятия применяют только после прохождения медицинского обследования и лечения. Только в легких и не запущенных формах, данного дефекта речи, можно работать с логопедами и дефектологами по индивидуальной программе. Стоит сказать, что для каждого пациента подбирается курс коррекционных мероприятий, которые состоят из методик и логопедических техник, направленных на развитие речи.


Фото автора cottonbro: Pexels

В случае развития аграмматизма на фоне афазии, коррекционная работа ведется в зависимости от формы и степени тяжести афазии.

В ходе коррекционных мероприятий используется разный логопедических и педагогический материал, который провоцирует работу определенных участков головного мозга, и позволяет развивать и сохранять высшие психологические процессы.

Изображения с предметами развивают память, внимание и речь. В работе часто используют карточки Домана, которые помимо картинки включают в себя и название изображения

Самым простым примером может служить следующий вид работы: пациенту демонстрируется изображение и четко проговаривается его название, после чего нужно повторить слово

В работе часто используют карточки Домана, которые помимо картинки включают в себя и название изображения. Самым простым примером может служить следующий вид работы: пациенту демонстрируется изображение и четко проговаривается его название, после чего нужно повторить слово.

Специальные доски для написания слов. 

Пациент пишет слова и проговаривает их вслух.

Книги с изображениями повседневных потребностей облегчают понимание между пациентом и врачом.

Каждый случай индивидуален, давать верные прогнозы и назначать виды коррекционных работ в праве только врач.

Как лечить аграмматизма, как вылечить аграмматизм, как избавиться от аграмматизма в Сарклиник?

Сарклиник знает, как лечить аграмматизм, как восстановить грамматическое строение речи, как избавиться от аграмматизма в Саратове. Новые рефлексотерапевтические методы лечения помогли избавиться от аграмматизма многим нашим пациентам. Эффективное лечение дает отличные результаты, пациенты (дети и взрослые) восстанавливают способность пользоваться грамматическим строением речи. На нашем сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно доктору и получить краткий ответ по лечению аграмматизма.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: B-d-s | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Перинатальная энцефалопатия, последствия, лечение

Энкопрез у детей, невротический энкопрез, лечение энкопреза

Акатаграфия, лечение акатаграфии

Яктация, качательные, кивательные движения головы, туловища, тела

Невропатия, детская нервность, лечение, нервный ребенок

Психолого-педагогическая характеристика детей с 1 уровнем речевого развития.

Отсутствие общеупотребительной речи.

Особенности дисонтогенеза: стойкое и длительное отсутствие у ребёнка подражания.

Характеристика речи:

  1. Полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами:
  • отдельное лепетное звукообразование, которое сопровождается мимикой и жестами (“коко – петушок” , “дада- дай”).
  • звукокомплексы используются для обозначения лишь конкретных предметов и действий.

       2.При воспороизведении слов ребёнок сохраняет лишь корневую часть (” ку – кукла” , “гу- игрушка”).

       3.Характерна многозначность слов – полисемантизм. Одним и тем же словом ребёнок обозначает несколько предметов:

  • Названия предметов ( ” биби- машина, самолёт, руль” ).
  • Названия признаков предметов и действий (” кока- кукарекает, клюёт” ,” око- открыть окно, закрыть окно”).

Всё это указывает на ограниченность словарного запаса данной категории детей , поэтому ребёнок вынужден активно использовать жесты , мимику ,информацию. При этом дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию ,интонацию , жесты и мимику взрослого – это позволяет компенсировать недостатки развития импрессивной стороны речи.

      4. Звуковое оформление одних и тех же слов носит непостоянный характер ( ” карандаши- удас, адши” , ” дверь- веть ,пиф” , ” кухня – куня ,куста”)

       5.Ограничена возможность воспроизведения слоговых элементов слова. Преобладают , одно- двухсложные образования в самостоятельной речи, более сложные слова сокращены (” пака ди -собака сидит” ,” ато -молоток”, тя мако -чай с молоком”). В

    В речи ребёнка впервые появляются словосочетания. Этим детям словоизменение недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из  отдельных правильно произносимых двух- трёхсложных слов, включающие звуки раннего и среднего онтогенеза (” дять- дать, взять”).

     Появляются фрагменты существительных, прилагательных и глаголов (” босё- большой”).

     Зачастую такие дети из-за ограниченности словарного запаса не понимают инструкций логопеда.

Дети с 1 уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5- 3 лет в условиях ясель , а с 3-7 лет в условиях детского сада сроком на 4 года. Ребёнок школьного возраста направляется в подготовительный класс школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Основные причины возникновения общего недоразвития речи (ОНР) у ребенка

В большинстве случаев недоразвитие речи связано с внутриутробным развитием плода. Предпосылками могут стать следующие причины:

  • конфликт резус-фактора плода и матери;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при рождении;
  • вредные привычки у будущей мамы;
  • проживание беременной в неблагоприятных условиях;
  • вредные условия труда.

К основным факторам, которые способствуют развитию ОНР после рождения ребенка, относятся:

  • частые инфекционные заболевания;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • хронические заболевания.


Кроме этого, речевое расстройство может иметь психический и психоэмоциональный характер:

  • разные виды стрессового состояния;
  • недостаток внимания или эмоционального контакта малыша с родителями;
  • условия проживания, которые не подходят для развития навыков коммуникации.

Коррекция общего недоразвития речи

Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.

В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.

Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:

  1. Развивают подражательную деятельность. Малыш повторяет звуки, которые слышал ранее;
  2. Тренируют моторику рук. От ловкости маленьких ручек зависит и развитие речи. Специалисты проводят с малышом занятия, которые развивают координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
  3. Тренируют артикуляционный аппарат — мышцы губ, языка, щек. Этому способствуют логопедические упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.

Коррекция ОНР у детей 1-го уровня

Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи

А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.

Коррекция нарушения 2-го уровня

Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).

При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Коррекция нарушения 3-го уровня

Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие

На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы

Коррекция нарушения 4-го уровня

Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением

Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения

Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.

Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.

Что означает ОНР и его симптомы

Вот общие признаки, по которым можно заподозрить недоразвитие речи у ребенка:

  • сказал первые слова в 3 – 4 года, в более тяжелых случаях — и в 5 лет;
  • говорит безграмотно, бессвязно и непонятно, фонетическое оформление речи низкое;
  • малыш понимает обращенные к нему слова, но свои мысли выразить в полном объеме не может.

В зависимости от степени выраженности ОНР, его делят на 4 уровня.

Нарушение 1-го уровня — самое тяжелое. Ребенок либо вообще не говорит, либо говорит отдельные звуки или слоги.

При болезни 2-го уровня малыш хоть и говорит на бытовом уровне, но неграмотно, звуки выговаривает неправильно, его словарный запас маленький.

При недоразвитии речи 3-го уровня ребенок владеет развернутой фразовой речью, но имеется лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие.

Самый легкий — 4-й уровень. Малыш в полном объеме вербально общается, но некоторые проблемы все же имеются.

Далее поговорим о характеристиках каждого уровня ОНР у детей более подробно.

Лечение

Аграмматизм – это сложное неврологическое расстройство, которое требует комплексного лечения у невропатолога с обязательными занятиями у логопеда, педагога и других специалистов.

Преодоление аграмматизма – процесс длительный и начинать лечение нужно при появлении первых признаках патологии, ведь чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов на выздоровление.

В лечении используют:

  • Медикаменты – Пирацетам, Ноотропил, Кортексин, Церебролизин, Нейромультивит, Пантокальцин и так далее.
  • Физиотерапию – лазеротерапию, электромагнтиную терапию, дарсонваль, микротоки и так далее.
  • Логопедический массаж.
  • Логопедические упражнения
  • Консультации психолога.

Источник

Лечение ОНР у детей


Исправлять речевые недостатки у дошкольника нужно комплексно. Кроме логопедической коррекции детям требуется помощь психолога. Родителям рекомендуется обращаться в специализированные учреждения с квалифицированными педагогами. Только при комплексном подходе можно решить проблему и дать ребенку возможность полноценно развиваться и жить в обществе.

Комплексная коррекционная работа

Коррекции ОНР проводятся с учетом уровня развития связной речи

При ОНР 1 уровня важно развить понимание обращенной к ребенку речи, спровоцировать самостоятельную речевую активность ребенка, а также развить внимание, память и мышление у малыша. В этом случае грамматика и фонетика в речи ребенка — не первоочередная задача

При ОНР 2 уровня проводят коррекционную работу над развитием активности речи и пониманием лексико-грамматических конструкций, фразовой речи. Работа логопеда включает корректировку звукопроизношения и логопедические занятия по отсутствующим звукам. Во время коррекции ОНР 3 уровня врач развивает связную речь, совершенствуя лексико-грамматическую сторону речи, закрепляет правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Данная степень заболевания лечится намного проще, чем в случае с 1 и 2 уровнем ОНР.

Основная цель логопедической коррекции при ОНР 4 уровня — достижение ребенком возрастной нормы устной речи, которая необходима для того, чтобы он успешно учился в школе.

Психологическое сопровождение ребенка

Речевые нарушения у ребенка могут стать основной причиной проблемы концентрации внимания

Для малыша будет сложно сосредоточиться на задании и долго удерживать внимание на каком-либо предмете

Такие дети отличаются низким уровнем работоспособности, во время обучения быстро устают. По этой причине при прохождении логопедической коррекции очень важна психологическая помощь ребенку. Первоочередная задача психолога – повысить уровень мотивации ребенка и развить умение концентрации внимания.

Занятия с детьми, которые страдают ОНР из-за их психологических особенностей должны проводиться в маленьких группах (по несколько детей). Важны также и индивидуальные занятия с психологом.

Причины

Формирование ОНР может произойти под влиянием различных факторов. Нередко причина кроется во внутреннем воздействии, когда нарушения произошли еще во время беременности или родов. Это относится к следующим факторам:

  • ранний токсикоз;
  • инфекционные заболевания у женщины;
  • наличие вредных привычек (в том числе во время кормления грудью);
  • резус-конфликт;
  • перенесенное переливание крови;
  • предшествующее лечение от бесплодия (особенно если до беременности прошло мало времени);
  • перенесенные ранее аборты;
  • родовая травма, осложнения во время родов;
  • слишком юный или зрелый возраст женщины;
  • гипоксия плода;
  • порок развития;
  • наследственные патологии.

Выделяют также внешние причины ОНР, то есть определенные условия роста и развития человека:

  • ослабленный организм из-за различных патологий: нарушенного вещественного обмена, астении, поражений внутренних органов, рахита, заболеваний ЦНС, тяжело протекающих болезней;
  • обстановка в семье: эмоционально-отрицательный уровень, психические травмы, продолжительное расставание с близкими людьми, наличие любого нервно-психического заболевания или травмы;
  • наличие речевых нарушений у людей в зоне постоянного общения: нечеткость произношение, нарушение темпа, заикание, подражание детскому лепету;
  • отсутствующее речевое общение на первом году жизни – некоторые считают, что ребенок их еще не понимает, поэтому и разговаривать с ним не надо.

Общая информация

Речь − комплексный навык, в котором принято выделять несколько функциональных элементов:

  • грамматика, подразумевающая знание правил образования предложений и слов, в том числе, их согласование между собой по роду, падежу и числу;
  • лексика, характеризующаяся словарным запасом, лексикон постепенно увеличивается в процессе взросления ребенка;
  • фонетика − правильность произношения звуков и их комбинаций.

СНР в логопедии − это речевой дефект, затрагивающий все три компонента речи у детей в возрасте старше 5 лет. Если аналогичные нарушения выявляются до этого возраста, то логопеды и педиатры говорят о задержке речевого развития.

Основные клинические проявления и типы недуга

Проблемы с речью заключаются в том, что дети начинают говорить позже положенного возраста. Возникновение этого навыка происходит после 2 -4 лет. Речь пациентов характеризуется неправильным использованием грамматических и синтаксических форм.

Ребенок к 7 годам начинает овладевать словообразованием при помощи суффиксов и приставок. Он должен с легкостью получать новые слова и согласовывать их друг с другом. Если этого не происходит, это также указывает на заторможенность развития речи.

У таких детей обнаруживаются дефекты в произношении, фонематическое восприятие. Отмечается нарушение связной речи и несформированный лексико-грамматический строй. В школьном возрасте аграмматизмы проявляются наиболее ярко. Существует несколько групп этого нарушения:

  • импрессивный аграмматизм;
  • экспрессивный;
  • структурный;
  • семантический;
  • неправильное оформление связей слов в предложении.

Состояние экспрессивного аграмматизма характеризуется нарушением строя собственной речи, а при импрессивном отмечаются затруднения при понимании грамматических конструкций.

Структурный вид недуга – это уменьшение количества и динамики движения линейной последовательности составляющих в предложении. Дети нарушают порядок слов. Этот вид патологии возникает у пациентов, у которых отмечается выраженная степень речевой несформированности. Ребенок отвечает на вопрос двумя словами и сопровождает это жестом. Из-за этого у пациента формируется мимико-жестикулярная форма общения. Такие дети не могут не могут сразу составить нужное предложение и повторить его. Именно поэтому конструкция заменяется одним-двумя словами. У пациентов отмечаются ошибки в склонении.

Уровни ОНР

Установлено 4 уровня нарушений. Переход на каждый следующий уровень предполагает появление у ребенка новых речевых возможностей и/или увеличение речевой активности и словарного запаса. Рассмотрим эти уровни подробнее.

Характерные особенности первого уровня

  1. Диагностируется легко, поскольку нарушения очевидны – речь скудна или полностью отсутствует.

  2. Речь ребенка ограничена лишь несколькими нечеткими словами и/или звуками.

  3. Малыш пользуется однословными предложениями, отрывками слов и слогов, самыми простейшими лепетными словами.

  4. Звуки произносятся неправильно.

  5. Ребенок не способен отдельно выделить звук или слог.

  6. Использует мимику и жесты, чтобы заменить ими слова.

  7. Малыш разговаривает на своем собственном языке.

  8. Кроха употребляет одно и то же слово для выражения и действия, и предмета (например, слово «пат» будет означать и существительное «кроватка», и глагол «спать»).

  9. Не может различить числа, времена, не понимает значения предлогов.

  10. Сложносоставные слова сокращаются до примитивных.

Характерные особенности второго уровня

  1. Речевая активность растет, начинают формироваться связи между словами.

  2. Ребенок способен различить числа существительных и глаголов, начинает отличать женский род от мужского.

  3. Сложнее всего малышу даются прилагательные, определение формы, цвета и характеристики предметов.

  4. Использует простейшие предлоги, но иногда пренебрегает ими вовсе.

  5. Предложение состоит из двух-трех слов.

  6. Ребенок отвечает на простые вопросы («Кто тут нарисован?», «Как зовут кота?»).

  7. Падежи употребляются неправильно (ребенок может сказать «Куик нет» вместо «Нет кубика»).

  8. Произношение многих звуков, слов, предложений нарушено.

Характерные особенности третьего уровня

  1. Ребенок активно общается, способен разговаривать фразами, имеет достаточный словарный запас, но в беседах использует лишь небольшую его часть.

  2. В речи преобладают существительные и глаголы.

  3. Малыша легко понимают родители, но в общении с другими людьми требуется «переводчик».

  4. Звуки произносятся с ошибками или неправильно звучат.

  5. Сложные звуки малыш преобразует в простые.

  6. Твердые согласные ребенок меняет на мягкие (например, «шарф – сярф»).

  7. Трудности в произношении шипящих и свистящих.

  8. Один звук заменяет многие другие.

  9. Ребенок может создавать небольшие рассказы, но предложения не всегда выстроены правильно.

Такие проблемы могут создать серьезные трудности при обучении в младшей школе и помешать ребенку в полной мере овладеть навыками письма и чтения.

Характерные особенности четвертого уровня

  1. Звуки ребенок произносит правильно, но может сохраняться невнятность произношения.

  2. Звуки иногда заменяются на схожие другие.

  3. Могут присутствовать ошибки в обозначении признаков предмета (например, малыш может путать «длинный» с «широким»).

Для 4 уровня характерны лишь незначительные сложности и погрешности в произношении. Но если нарушение не исправлять, то, скорее всего, школьник будет плохо учиться, с трудом воспринимать информацию, безграмотно писать.

Аграмматизмы в речи: что это такое?

Аграмматизм — расстройство речи, которое проявляется в трудностях при высказывании или восприятии предложений. Этот термин применяется в рамках психиатрии. Такое нарушение возникает и развивается у детей и взрослых, при этом полной потери речи не происходит.

Причинами возникновения этого недуга у человека являются патологии строения и функционирования его головного мозга. При этом отмечаются поражения лобной и височной коры у пациента. Эта патология развивается по причине небольшого словарного запаса ребенка, плохой речи. Отмечаются в качестве причин также расстройства слухового анализатора и заторможенность мышления.

Моторные нарушения в центре Брока вызывают трудности управления мышцами гортани, языка, челюстей, которые не позволяют хорошо воспроизводить речь. Часто больной может произнести только основные слова. Сенсорные изменения обусловлены нарушением возможности чувствовать, воспринимать звук.

Характеристика детей

Каждое нарушение речи сопровождается небольшими изменениями в личности ребенка. Все части психики работают вместе и сбой одного участка вызывает проблемы в другом.

Чаще всего такие дети начинают говорить поздно – в три года и позже. Их словарь состоит из нескольких простых слов. С точки зрения клинической характеристики, это дошкольники с алалией, задержкой речевого развития и другими патологиями головного мозга. Иногда это следствие соматической слабости организма.

Наблюдаются небольшие проблемы с двигательной сферой. Это плохая координация и ловкость, неконтролируемость скорости. Затруднение вызывает просьба выполнить движения по инструкции.

Характерная особенность нарушения – понимание обращенной речи при отсутствии или недостаточном развитии активной речи. Без специального обучения интерес к общению у дошкольников с ОНР быстро пропадает.

Из-за проблем с речью страдает восприятие, интеллект и воля

Внимание плохо распределяется и обладает низким уровнем развития. Слуховая память отличается бедностью, затруднено запоминание – это выражается в сложности выполнения многоступенчатой инструкции и последовательности выполнения заданий. Характеристика ОНР 2 уровня позволяет точно представить состояние ребенка на конкретный момент времени

Речь становится фразовой, но все еще неправильной в фонетическом и грамматическом оформлении

Характеристика ОНР 2 уровня позволяет точно представить состояние ребенка на конкретный момент времени. Речь становится фразовой, но все еще неправильной в фонетическом и грамматическом оформлении.

Активный словарь расширяется разными частями речи. Дети пытаются использовать словоизменения. Отчетливо слышны проблемы со звукопроизношением, дошкольники не могут отличить схожие по звучанию звуки. Грубо нарушена слоговая структура, нет возможностей для анализа и синтеза.

Нарушения речи могут характеризоваться разными проявлениями. Поэтому требуется детальная диагностика.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий