Психоанализ в Психологии (Основатель, Теория, Основы)

О чем могут рассказать оговорки?

По мнению Фрейда и его сторонников – человек проговаривается о скрытых желаниях. Он говорит не «фотография», а «порнография» и «половые» вместо «деловые» партнеры.

Одна из известных шуточных определений оговорки по Фрейду – «имел в виду маму, а помянул мать».

Здесь по неволе вспоминается известная оговорка вице-президента Америки Джорджа Буша-старшего. В 1988 году он приехал по работе в штат Айдахо и участвовал в прямом эфире на ТВ с речью по теме сельскохозяйственной политики.

Буш рассказывал об успехах, которых достиг совместно с президентом США Рональдом Рейганом и неожиданно заявил: «У нас были победы. Были и ошибки – обычный недостаток секса хозяйственной… то есть сельскохозяйственной политики».

Стоит ли говорить, что об этой знаменитой осечке долго говорили еще после окончания карьеры политика, даже если мы сейчас приводим ее в пример.

Из современного вспоминается фраза Дмитрия Медведева: «Кризис не исчезнет, если мы будем работать так, как вы умеете работать – каждый на своем месте».

Да и других медийных примеров масса:

  • одна московская ведущая сказала «климакс» вместо «Климовск»;
  • другая «противозачатие» вместо «противозажатие» (в метро);
  • третья «турнир большого члена» вместо «турнир Большого шлема»;
  • а четвертая – «из чеченского члена» вместо «из чеченского плена».

Такие ляпы – кошмар оратора. Но не всегда имеет смысл усложнять. Не нужно исключать и большое количество мыслительных процессов, которыми одновременно занят мозг, особенно если человек чем-то озабочен. Так что, была это обычная оговорка или та, что «по Фрейду» нужно ориентироваться по ситуации.

Тем более, если человек часто оговаривается – это говорит о невнимательности, потому что он устал или давно не высыпался, как следует. В этом случае ему нужно не к психиатру, а в отпуск.

В оговорке часто таится истинная мысль, мотив. Поэтому, в диалоге нужно обращать не только на сказанное, но и на свои чувства к сказанному. Например, мы часто забываем имена людей, которые нам не интересны. А потом, когда о них заходит речь, долго не можем вспомнить, хотя точно знаем их – это психическая защита.

Другой вид оговорок – от обратного действия, когда человек наотрез забывает какое-то, часто простое и легкое слово. Например, простое наименование компании, которое у многих на слуху, но у человека с представителем этой фирмы был конфликт. Или оно вызывает негативные ассоциации по другому поводу.

Осечки, описки и «забывания» имеют одну и ту же причину – страхи и желания, которые человек вытесняет в бессознательное.

Психоанализ позволил людям конструктивно обсуждать влияние секса на подсознание, а также проблемы, связанные с психическими травмами. Если же их оставить как есть – это чревато серьезными последствиями и может привести к проблемам с психическим здоровьем.

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

Основные категории в психоанализе

Вся психика по Фрейду – это сочетание трех инстанций:

  • бессознательного, своеобразного хранилища вытесненных аффективных влечений;
  • подсознательного, выполняющего функцию фильтра и избирательно пропускающего в сознание приемлемого;
  • сознания.

Подчиненностью поведения человека примитивным неосознаваемым влечениям и присущем человеку инстинктом смерти Фрейд объяснял неотвратимость войн и насилия в обществе. Возникновение общества, культуры, нравственности он объяснял не трудовой деятельностью и отношениями, в которые вступают люди в процессе производства, а агрессивными и эротическими влечениями, являющимися, по Фрейду, двигателями душевной жизни и современных людей.

Фрейд имел свой взгляд на развитие сексуальности. Он разграничил сексуальную и генитальную (половую) функции. Генитальную функцию он связал с продолжением рода, а сексуальную – со стремлением человека к получению удовольствия. Фрейд обозначил ряд последовательных стадий в формировании сексуальности:

  • оральную стадию, при которой объектом получения удовольствия является материнская грудь, а формой проявления функции – сосание;
  • анально-садисткую, связанную с приятными ощущениями, которые ребенок получает при экскреторной деятельности мочевого пузыря и толстой кишки;
  • фаллическую,
  • латентную,
  • генитальную.

Фрейд рассматривал данные этапы как закономерные предстадии в формировании полового влечения. Над ними он ставил эмоциональную форму ранней секреции – Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Замечание 1

Эдипов комплекс – это период обостренной привязанности сына к своей матери, которая сопровождается чувством враждебности к своему отцу. Комплекс Электры – период острой привязанности дочери к своему отцу. Это формы, через которые проходит созревание инфальтивно-сексуальных эмоций.

В 1920 году Фрейд дополняет психоанализ инстинктом смерти – Танатосом. Под ним он понимал стремление человеческого организма к возврату в безжизненное состояние, превращению в неодушевленную материю. По Фрейду существование человека является компромиссом между двумя основными инстинктами – Танатосом и Эросом, при этом Танатос превалирует, получая выражение в актах агрессии, направленных как на других, так и на себя самого.

До 1923 года психоанализ основывался на трех уровнях организации психической жизни человека – бессознательного, предсознательного, сознавательного. Впоследствии данная модель стала представляться компонентами обозначенными терминами: Эго, Ид, Супер-эго.

Ид или Оно – это примитивная часть личности человека, охватывающая все генетически первичное, прирожденное, подчиненное принципу удовольствия, ничего не ведающая о реальности и об обществе. Данная часть личности не признает конфликтов и противоречий, она иррациональна и аморальна. Требованиям Ид служит другая инстанция – Эго или Я. Параллельно Эго является посредником между стимулами среды и самого, а также ответными двигательными реакциями.

К функциям Эго относится запечатление в памяти опыта внешних воздействий, самосохранение организма, избегание угрожающих влияний и контроль над инстинктами, исходящими от Ид. Супер-Эго в этой модели является источником религиозных и моральных чувств, контролирующим агентом. Супер-Эго результат влияний, исходящих от других людей и окружающей социальной среды. Оно возникает еще в раннем детстве и остается неизмененным практически все последующие годы. Оно образуется посредством механизма идентификации с отцом, являющегося ролевой моделью для ребенка. В случае, когда Эго принимает решение или совершает действие в угоду Ид и в противовес Супер-Эго, человек испытывает укоры совести и чувство вины

Данный подход занял важное место в психоанализе и объяснении феномена тревожности

Задача психоаналитических процедур заключалась в том, чтобы освободить Эго от давления и увеличить его силу. От напряжений оно спасается при помощи защитных механизмов – вытеснения, сублимации и регрессии. Вытеснение представляет собой активное и неосознанное устранение из сознания человека мыслей, чувств, стремления к действию.

Рисунок 1. Три уровня организации психики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, в психоанализе главной мотивационной силой признается сфера бессознательного. Сознание, как носитель знаний о внешней среде, согласно Фрейду, бессильно само по себе. Вся энергия сознания черпается из глубин бессознательного.

Глубинная психология и бихевиоризм

Несмотря на различие и противопоставление друг другу классического психоанализа и бихевиоризма, эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек действует как бездуховное существо, поскольку ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле этого слова. ценности и смыслы жизни человека. Кроме того, в этих сферах постулируется зависимость человека от прошлого, поэтому психоаналитики преувеличивают зависимость существования человека и становления его личности от опыта раннего детства и отношений с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно сформированных. поведенческие навыки в развитии личности. 

Представителей этих течений также объединяет представление о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. Бихевиористы приписывают человеку роль пассивной жертвы плохого обучения, а психоаналитики представляют человека как жертву конфликта между социальными нормами и биологическими инстинктами. Следовательно, в обоих направлениях личность деструктивна, неадаптирована, зависима, устарела, больна, и поэтому ее нужно лечить в соответствии с заданной психоаналитической или поведенческой схемой.  

В любом случае психолог оказывается в положении наверху, а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые, лучше самого человека зная, что ему нужно для счастья, относятся к и развивать его. В этом направленность и манипулятивный характер этих направлений. 

Основы психоанализа

Психоанализ – одно из психологических учений, рассматривающее человеческую личность в виде борьбы сознания с подсознанием. Данное противоборство оказывает влияние на уровень эмоционального восприятия и самооценки, а также определяет степень взаимодействия с окружающим миром. Чаще всего, источником конфликта между подсознанием и сознанием является негативный жизненный опыт, полученный человеком на протяжении его жизни. Человеческая природа устроена таким образом, что каждая личность старается избежать различных видов боли и нацелена на поиск наслаждения.

Теория психоанализа построена на утверждении, что человеческая личность основывается на трех составляющих: бессознательная, предсознательная и сознательная части. Каждый из этих компонентов взаимозаменяем и зависим друг от друга. Предсознательная часть содержит в себе человеческие желания и фантастические идеи. Сосредоточение на таких стимулах, переправляет их из предсознательной части в область сознания. Мораль и нравственность – социальные ценности, определяющие человеческую личность. Их влияние на восприятие определенных жизненных событий, может заставить сознание воспринимать различные жизненные ситуации, как болезненные или допустимые. При болезненном восприятии, воспоминания о психотравмирующих обстоятельствах откладываются в бессознательной области.

Такой жизненный опыт, как бы отделяется от остальных, при помощи невидимых барьеров. Психоанализ человека основывается на двух аналитических механизмах:

  1. Изучение самопроизвольных поступков, что совершаются на протяжении всей жизни.
  2. Анализ личности, при помощи ассоциаций и интерпретаций сновидений.

Классические положения в основе психоанализа

Классические положения представляют собой фундаментальные концепции, на которых строится этот метод психотерапии. В ходе своего развития психоанализ претерпел множество изменений и дополнений, но эти базовые принципы остаются ключевыми для понимания человеческой психологии и поведения.

Сознание и бессознательное

Одним из центральных понятий является деление разума на сознательное и бессознательное. Сознательное – это то, что индивид осознает, на чем может сосредоточиться и о чем рассуждать.

Бессознательное – то, что скрыто от осознания, но оказывает огромное влияние на действия, мысли и чувства.

Психоанализ стремится исследовать и понять содержание бессознательного, т.к. оно может объяснить поведение и проблемы.

Структура психики пациента

Психоанализ предлагает структуру личности, состоящую из 3 компонентов: «ид», «эго» и «суперэго»:

  1. «Ид» представляет собой базовые желания и инстинкты, которые все стремятся удовлетворить немедленно.
  2. «Эго» – рациональная и реалистичная часть личности, которая стремится найти баланс между желаниями и реальностью.
  3. «Суперэго» – моральные нормы и социальные ожидания, которые интернализуются из окружающей среды.

Взаимодействие этих 3 компонентов может приводить к конфликтам и формированию психических проблем.

Структура личности.

Защитные механизмы психики

Люди разрабатывают механизмы, чтобы защитить себя от болезненных или тревожных мыслей и чувств из бессознательного. Они включают в себя подавление, рационализацию, проекцию и мн. др. Психоанализ помогает раскрывать механизмы и разбираться в том, как они влияют на поведение и психическое состояние человека.

Интерпретации

Психоанализ использует метод интерпретации, чтобы раскрывать смысл и значение бессознательных процессов и материалов. Аналитик помогает пациенту осознавать скрытые мысли и чувства, что помогает в разрешении внутренних конфликтов и психических проблем.

Психосексуальное развитие личности

Отец психоанализа З. Фрейд разработал теорию психосексуального развития, которая предполагает, что дети проходят через различные этапы развития, связанные с теми или иными зонами своего тела и сексуальными желаниями: оральный, анальный, фаллический и генитальный. Нарушения в развитии на данных этапах могут привести к формированию психологических проблем.

Комплексы

Психоанализ обращает внимание на понятие «комплексов», которые представляют собой особые группы мыслей и чувств, связанные с острыми переживаниями или неудачными отношениями. Примером может быть «эдипов комплекс», описывающий детское влечение к родителю противоположного пола и конфликт с родителем того же пола

Комплексы прорабатываются при психоанализе.

Расщепление сознания

Расщепление сознания (или диссоциация) – это понятие, подразумевающее разделение сознания и личности на части, что может быть связано с выживанием в сложных эмоциональных ситуациях

Оно обращает внимание на то, как человек может не осознавать некоторые аспекты своей жизни или личности

Мнение

Вначале, как положено, о хорошем. Безусловно, заслуги З. Фрейда в области психотерапии и психологии велики. Он первым создал развёрнутую теорию развития личности, создал оригинальный метод лечения невротических расстройств, на основе самоанализа разработал систему клинических наблюдений, обосновал и ввёл в практику свою методику исследования психических процессов, которые невозможно было изучить в то время другими способами. Открыл то, что находится за пределами нашего сознания. Но!

Не все исследования Фрейда получили научное признание, хотя его идеи нашли своё воплощение в практике и привлекли внимание многих учёных. Но как отнестись к стадиям развития личности (оральная, анальная, фаллическая и др.)? Как отнестись к Эдипову комплексу и Электры? Так и хочется задать вопрос Великому Сигизмунду Шломо Фрейду: «Вы это серьёзно?» Получается, что без сексуального влечения, даже у детей, никакого личностного развития? Ой ли? Может поэтому лечение ребёнка не дало результата и врач работал только со взрослыми? А может во всём виновато биполярное расстройство учёного?

Структурная модель личности по Фрейду

Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально. Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) — это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами. Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.

Эго (Я) — это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром. То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.

Мой телеграм-канал о психологии
«Заметки психолога»

Профессиональная психологическая терминология,
научные исследования, карточки выдающихся
психологов, их цитаты и вклад в сообщество.

Супер-эго (Сверх-Я) — это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни

Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?

Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.

По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.

Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание — это вершина, предсознательное и бессознательное — это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго. Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек

По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником — это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери. Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.

Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет. Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери. Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.

Зарождение и развитие психоанализа

В 1885 году Фрейд выиграл конкурс на обучение в Париже у знаменитого врача-психиатра Жана Шарко и осень отбыл во Францию. Шарко изучал причины и лечение истерии. В частности, основным трудом невролога было исследование применения гипноза. В Париже Фрейд увлечённо занимался невропатологией, изучая различия между пациентами, пережившими паралич вследствие физической травмы, и теми, у которых симптомы паралича проявились по причине истерии. Фрейду удалось установить, что истерические пациенты сильно различаются по степени тяжести паралича и местам травм, а также выявить (не без помощи Шарко) наличие определённых связей между истерией и проблемами сексуального характера.

В феврале 1886 года Фрейд вернулся на родину, женился и занялся частной практикой и самостоятельными исследованиями. В период между 1892 и 1895 годами учёный начал поиск метода лечения, который был бы более эффективен, чем гипноз. Фрейд стремился уйти от гипноза, его главной целью было внушить пациенту, что он обязательно должен вспомнить ранее имевшие место в его жизни события и переживания в нормальном, а не гипнотическом состоянии.

В результате поисков Зигмунд Фрейд пришёл к идее использовать всю ту информацию, который клиенты сообщали о себе в диалогах с ним, в качестве ключа к пониманию их психики. Позднее эта методика получила название “метод свободных ассоциаций” и стала основной в работе Фрейда с пациентами.

Суть техники свободных ассоциаций заключается в следовании правилу, согласно которому пациенту предлагается свободно, без утаивания высказывать свои мысли на предложенную психоаналитиком тему, не пытаясь при этом сосредоточиться. Таким образом, согласно теоретическим положениям Фрейда, мысль будет неосознанно двигаться в сторону того, что значимо и/или беспокоит, преодолевая сопротивление вследствие отсутствия сосредоточенности.

По мнению Фрейда, любая появляющаяся мысль не является случайной — она всегда есть производное от процессов, происходивших и происходящих с пациентом

Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания. Применение данного метода позволило полностью отказаться от использования гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа

Как ни странно, особой популярности фрейдовский психоанализ на первых порах не завоевал. Более того, многие коллеги Фрейда крайне отрицательно отозвались о его методике и даже прекратили общение с ним. Впрочем, это не помешало многим другим проникнуться высказанными учёным идеями.

Механизмы психологической защиты личности

Психологические механизмы защиты личности – это типы поведения личности, которые направлены на защиту Эго (Я) от разнообразных тревожных факторов воздействия, которые возникают из-за бытовых конфликтных ситуаций практически ежедневно.

К таким механизмам относятся:

  1. Отрицание — действия, направленные на непринятие сложившейся ситуации, ее игнорирование;
  2. Замещение – это смена импульсов Ид между объектами, в зависимости от их доступности. Эмоциональный настрой и чувства, испытываемые по отношению к одному объекту, который развил тревожность, перемещаются на иной, более доступный объект;
  3. Проекция – тревожный импульс переносится на другой объект. Этот механизм носит неосознанный характер. Он перемещает импульсы и чувства, которые являются неприемлемыми для данной личности на иной, внешний объект;
  4. Реактивная формация – подмена импульсов Ид. Происходит подмена одного импульса, несущего тревожный сигнал, на противоположный импульс положительного настроя;
  5. Сублимация – это замещение или полное изменение конкретных импульсов. Происходит замена целей, которые не возможно достичь, являющихся неактуальными, неприемлемые на те цели, которые можно достичь в социуме;
  6. Идентификация – это перенос свойств иной личности, которыми данная личность не обладает.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий