Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Игра в жизни дошкольника

Игра – главный спутник дошкольного возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью воспитания духовности маленького человека.

В дошкольном возрасте игра становится деятельностью, в которой формируется личность, обогащается внутреннее ее содержание. В игровой деятельности радость движения, сочетаясь с нравственным обогащением, учит гармонии. Только в игре дети осваивают роли, развивают навыки межличностного общения, учатся выражать эмоции.

?
Результатом игр становится первоначальный несложный банк нравственных представлений. Дети начинают учиться соотносить свои нравственные знания со своими поступками. Они учатся соблюдать усвоенные нормы и правила, делать несложный, но уже самостоятельный моральный выбор.

Главное значение игры связано с воображением: у маленького человека появляется потребность преобразования действительности, способность созидания. Игра соединяет реальные и вымышленные явления, появляются новые свойства знакомых предметов. Взяв роль, ребенок примеряет на себе профессию, особенности личности: он входит в ее образ, вживается, проникает в чувства, настроения, обогащая, углубляя собственную личность.

Игра решает разные нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции самооценки; может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных нравственных чувств.

Игра, в которую ребенок охотно включается, способствует получению важнейшего опыта – опыта чувств. Она становится личным достоянием, которое может всегда применять в реальной жизни.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

В России утверждена не так давно Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина.

Концепция подробно детализирует:

  1. Основные задачи воспитательного процесса.
  2. Векторы педагогической деятельности.
  3. Систему построения воспитательной деятельности.
  4. Формы и методы, применимые в процессе работы над духовно-нравственным развитием.

Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внешкольную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на школу, педагогам необходимо быть тесно связанными с родителями, общественными сообществами.

Какие сказки должен знать дошкольник

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников помогает изучить поведение персонажей и выбрать правильную позицию, научиться сравнивать хорошее и плохое. Какие сказки должен знать ребенок в 5 лет определить можно по уровню развития.

В каждом возрасте должны быть свои сказки, которые подходят по психологическому и эмоциональному состоянию ребенка. Какие сказки должен знать ребенок в 4 года, можно узнать у педагогов в детском саду или в учебно-методической литературе, прочесть в познавательной статье.

Родители могут составить примерный план книг для развития ребенка. Этот метод позволяет не упустить необходимую информацию. Для этого очень часто родители проходят консультацию для детей дошкольного возраста у специалистов.

С 3-8 лет ребенок приучается к чтению.

Список литературы по возрастам:

  • С рождения до 2 лет. Для правильного развития речи необходимо больше читать и разговаривать с ребенком. Чтение должно сопровождаться жестикуляцией и эмоциональным сопровождением. Перед чтением необходимо убрать все отвлекающие факторы. Во время чтения можно показывать действия героев. Заставлять слушать сказку в этом возрасте нельзя, лучше отложить это дело до момента, когда малыш отвлечется от своего занятия. Детские книги с яркой иллюстрацией — это находка для ребенка. Детям можно читать книги Барто, Маршака, Чуковского, русские народные сказки, песни и потешки.
  • С 2 до 4 лет. Возраст, когда малыш хочет все знать. Всезнайке нужно читать небольшие произведения. Теперь он отчетливо понимает о предназначении книги и может выразить свое желание послушать аудио или книгу, прочтенную мамой. Часто детям нравится одна и та же сказка или отрывок произведения. Нужно идти на уступки и повторять это место малышу. Он должен пробовать самостоятельно рассказывать сказку. Пусть это будет в игровой форме и с первого раза не совсем красиво, но стараясь и тренируясь успехи будут радовать. Добавить в домашнюю библиотеку необходимо Сутеева, Л. Толстого, Заходера, Перро, Андерсен, Яснов. Ребенку интересно будет послушать произведение «Стрекоза и муравей», «Старик-Годовик». Для ребенка можно составить презентацию книг. Любимые добавить в особую папку, которая будет находиться у кровати. Интересной будет книга-передвижка.

С раннего возраста следует приучать ребенка к любви к сказкам

  • С 4 до 6 лет. Это прекрасное время для подготовки к школе. В это время идет активное изучение букв, звуков и слогов. Это время положит начало первым книгам. Самое время записаться в библиотеку. В ход идут различные энциклопедии, атласы, сказки с более длинным концом. Для чада можно подготовить памятку, как правильно обращаться с книгой. В докладах знаменитых педагогов существует базовый список сказок, которые должен услышать каждый малыш. Эти сказки способствуют новым знаниям и пониманию речи. (Крылов «Слон и моська», «Ворона и лисица», Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче», Остер Г.Б. «Котёнок по имени Гав и другие истории», Пришвин М. «Лесной хозяин», Пушкин «Сказки», Русские народные былины и другие).
  • С 7 лет. Это момент, когда ребенок становится на тропу литературных бурь. Начинается выбор книг по интересам и рекомендациям учителя. Нужно больше читать в слух и пересказывать. Не нужно навязывать свое мнение, иначе можно отбить любовь к книгам надолго. Следует лишь советовать и предлагать достойные издания и проекты (Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье», Легенды и мифы Древней Греции, Лондон Дж. «Белый клык», Льюис К. «Хроники Нарнии», Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»).

Когда начинать формировать нравственные качества личности

Бытует мнение, что характер человека формируется до 5 лет – в остальное время его можно только скорректировать. Да, фундамент личности закладывается в раннем детстве, но под влиянием ближайшего окружения морально-нравственные качества человека могут претерпевать изменения всю жизнь. Ещё одно утверждение: от того, насколько качественно будет воспитан ребенок, зависит его дальнейшая судьба, возможность найти свое место в жизни, умение стать счастливым.

Сформировать нужные моральные качества и навыки поведения ребенок не сможет без непосредственного участия в этом процессе значимых для него взрослых. То есть ребенка всему этому необходимо научить, так же как считать или завязывать шнурки. Самыми близкими людьми для детей дошкольного возраста, как правило, являются родители и воспитатели.

Какие проблемы существуют?

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.

Задачи духовно-нравственного воспитания в семье и школе

Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.

Приоритеты нравственности – совесть и патриотизм

Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью  и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.

Воспитание в семье нравственных качеств

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

Это интересно: 1355,ЗАКЛЮЧЕНИЕ — в общих чертах

Нравственное развитие

Нравственное развитие ребенка в какой-то степени начинается с рождения. Малыш чувствует мамино тепло и любовь (или наоборот, отторжение и нелюбовь), учится воспринимать мир и отношение. 

Психологи подразделяют, что нравственное развитие ребенка связано с возрастными этапами:

С рождения до года. Ребенок еще не в состоянии понять, какие различия существуют между добром и злом. Малыш воспринимает только то отношение, которое чувствует. Дети в этом возрасте еще не обладают осознанностью, но способны воспринимать мир по ощущениям. Младенческая чуткость позволяет распознавать добро и зло интуитивно.
От 1 до 2 лет. Малыш учится познавать мир, но пока не знает, как это делать

На этом этапе важно не ругать ребенка за проступки, и предотвращать их. Боитесь, что стянет нож со стола – не оставляйте нож в пределах доступности. 

  • От 2 до 4 лет дети нередко ударяются в крайности: становятся слишком добрыми или слишком агрессивными. Ребенок не чувствует грани, не осознает степени обиды или радости других людей, поэтому на этом этапе нравственное развитие должно быть полностью под контролем взрослых.
  • От 4 до 5 лет. Малыши становятся управляемыми и лучше понимают, что такое добро и зло. В этом возрасте ребенка рекомендуют чаще хвалить и меньше ругать. 

В этом возрасте малыши часто копируют поведение взрослых, подражают манерам и стилю разговора. Следите за собой и будьте вежливы с окружающими, не позволяйте грубости и критики в присутствии ребенка.

От 6 до 8 лет, когда дети становятся активными участниками социальной жизни. Приходит осознание, что другие люди могут чувствовать, обижаться, предъявлять претензии. В этом возрасте малышам следует знать, что есть общественные правила, которых нужно придерживаться.
От 8 до 11 лет. Ребенок формирует свое мнение об обществе, людях, поступках. Формируется мнение о себе, назревают вопросы в области полового воспитания. В это время дети осознанно ставят себя в противовес взрослым

Крайне важно быть с детьми на связи и обсуждать интересующие темы.
От 12 до 17 лет. Период переходного возраста полностью переворачивает детское понимание мира

Многие уроки дети получают самостоятельно, многие вопросы решают сами

Нравственность и безнравственность становятся под сомнение, максимализм во всем мешает видеть очевидное и адекватно воспринимать жизненные ситуации.

Многие уроки дети получают самостоятельно, многие вопросы решают сами. Нравственность и безнравственность становятся под сомнение, максимализм во всем мешает видеть очевидное и адекватно воспринимать жизненные ситуации.

Подростковый возраст приносит проблемы с родителями, почти всегда есть возможность конфликта «отцов и детей»

Поэтому с детьми в это время важно сохранить доверительные отношения и продолжать мягко воздействовать на их поведение. . После 18 лет молодые люди уже имеют собственную систему жизненных взглядов и способны отстаивать имеющееся мнение относительно каких-то ситуаций и устоев

Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка

Поэтому важно продолжать оставаться в контакте  детьми и разговаривать о насущных проблемах

Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка

Поэтому важно продолжать оставаться в контакте  детьми и разговаривать о насущных проблемах. После 18 лет молодые люди уже имеют собственную систему жизненных взглядов и способны отстаивать имеющееся мнение относительно каких-то ситуаций и устоев. Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка

Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка

После 18 лет молодые люди уже имеют собственную систему жизненных взглядов и способны отстаивать имеющееся мнение относительно каких-то ситуаций и устоев. Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка

Поэтому важно продолжать оставаться в контакте  детьми и разговаривать о насущных проблемах

Не упустить возраст

Для того чтобы этих целей достичь, необходимо воспитывать у маленького человека:

  • любовь к богу;
  • любовь к себе;
  • любовь к окружающим людям;
  • чувства;
  • волю;
  • совесть;
  • ум.

Основная проблема здесь заключается в том, чтобы гармонично сочетать основы воспитания религиозного и светского, не утверждая преимущества одного или другого. Ведь многие проблемы личностного развития они трактуют схоже. Так, главным в обоих подходах является саморазвитие внутреннего мира личности. Вопрос в том, какие ценностные ориентиры ребенок дошкольного возраста воспримет

Поэтому так важно, какой пример он постоянно видит перед собой

Именно сейчас возможности для формирования правильных ориентиров самые благоприятные, ведь у дошкольников развиты:

  • способность к подражанию;
  • образное мышление;
  • активное воображение;
  • эмпатия;
  • эмоциональная сфера;
  • познавательная, деятельная активность.

Начинается процесс нравственного становления человека с самого раннего возраста – с чувства привязанности малыша к маме.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.


Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Методы нравственного воспитания дошкольников

В основу эффективности нравственного воспитания дошкольников закладывается принцип единой направленности воспитания в ДОУ и в семье. Это требуется для построения единого воспитательного маршрута и выбора адекватных форм воспитательного воздействия.

К основным методам нравственного воспитания относятся:

  1. Творческие методы развития нравственности. Они связаны с использование в воспитательном процессе художественных средств: искусство, литература, музыка. Они пробуждают чувства и эмоции ребенка.
  2. Знакомство с природой. Природа является основой мироздания. Она отражает всю красоту, гармонию и разнообразие мира. В ходе этого знакомства, дошкольники познают основы взаимодействия живых существ на Земле, вырабатывают гуманное отношение к природе и ее объектам.
  3. Деятельностный подход в воспитании. Он основан на привлечении ребенка к разным видам и направлениям деятельности, которые помогают в постижении основ нравственности.
  4. Создание предметно-развивающего пространства. Среда, в которой реализуется воспитательный процесс, должна способствовать раскрытию потенциальных возможностей ребенка, реализовывать его творческую деятельность.

Духовно-нравственное воспитание школьников

Как в условиях традиционного подхода, так и в рамках современных ФГОС, перед учителем всегда ставилась задача реализовать не только образовательную, развивающую цели, но и достичь воспитательного эффекта. Концепция выдвигает тот же принцип. Большим потенциалом в деле духовно-нравственного развития обладают уроки гуманитарной и эстетической направленности.

При организации внеурочной деятельности учителям можно планировать такие мероприятия:

  • общественные коллективные праздники:
  • семейные творческие встречи;
  • интерактивные квесты, ток-шоу;
  • интеллектуальные викторины, диспуты;
  • работу кружков, секций, клубов по интересам.

Как воспитывать духовно-нравственные качества, примеры и рекомендации

Личный пример

Известно, что лучший метод воспитания – личный пример. Любые слова теряют свой смысл, если они не используются на практике

Не важно, сколько родители и воспитатели будут рассказывать о хорошем поведении, об уважении окружающих и о гуманном отношении к природе, если взрослые не делают того, о чем говорят, то все разговоры будут напрасными

Нравственное воспитание дошкольников является нелегкой задачей, и чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, он должен копировать ваше соответствующее поведение.

Умение делиться

Маленьким детям крайне сложно понять, почему он должен дать, пусть на время, любимую игрушку мальчику в песочнице. Ребенок еще не имеет понятия, что такое щедрость, что такое жадность, и не стоит его отчитывать за это. Надо просто и ненавязчиво рассказать, как здорово, когда ты можешь порадовать другого человека – тогда и самому радостнее, как здорово, когда любишь не только получать подарки, но и дарить их.

Немного погодя тема «умей делиться» может быть расширена. Дети узнают, что можно поделиться не только предметами, игрушками, угощением, но и теплым отношением, хорошим настроением, улыбкой. Уместно напомнить замечательную песенку про улыбку из мультфильма.

Забота об окружающих

Воспитывать такие нравственные качества человека, как доброта и отзывчивость тоже проще и эффективнее на личном примере. Когда дети видят, что мама с папой любят не только их, но и инвалида – соседа по площадке, что они не способны обидеть ни словом, ни действием не только человека, но и любое живое существо, можно быть уверенным, что малыши впитают в себя эту манеру поведения.

Усваиваем главные этические нормы детсадовца

Уже готовя малыша к первому посещению детского сада, можно провести маленький, но наглядный урок на тему «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Не исключено, что ребенку придется столкнуться с тем, что другие ребята дерутся.

Это первое «нельзя» ведет за собой второе, которое косвенно продолжает первое:

  • Нельзя портить, рвать, ломать книжки, игрушки. Их делали люди. На них затрачен человеческий труд. Испортив вещь, обидишь человека, окажешь неуважение к его труду.
  • Маленький человечек на всю жизнь должен запомнить третье «нельзя»: брать без разрешения чужое – это кража.

Система средств воспитания нравственности

Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма – информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. Традиционный метод – этическая беседа. Она содействует приобретению знаний, формированию этических представлений, взглядов, понятий, формированию интереса к моральным проблемам, стремлению оценке высоконравственного или безнравственного поведения людей.

Беседа помогает помочь разобраться в сложных ситуациях и вопросах морали, сформировать твердую позицию, помочь каждому осознать личный опыт поведения, способствует привитию умений вырабатывать собственные взгляды и идеалы

К важной группе методов относится вовлечение ребенка в различные формы деятельности: трудовую, эстетическую, художественную, спортивную и другие ее виды

Основными средствами являются:

  • художественные средства;
  • окружающая живая и неживая природа;
  • собственная деятельность;
  • общение;
  • окружающая обстановка.

? Выбор средств или сочетания их компонентов зависит от поставленной задачи, возраста воспитанников, общего уровня их развития, интеллектуальных способностей, этапа развития качеств (только начало формирования качества, закрепление, перевоспитание).

Художественные средства воспитания

Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.

Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.

Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.

Природа

Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.

Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания

Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.

Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.

Общение

Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе. Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков

Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.

Окружающая обстановка

Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.

Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.

О роли родителей

Развитие дошкольников происходит в параллели с действиями педагогов детского сада. Причем до 6 лет объяснять, что такое хорошо, в чем отличие добра и зла – бесполезно. До указанного возраста малыши прямо копируют поведение родителей, лишь уже перед школой можно малышам внушить какие-либо правила и основы морали. Чтобы не упустить момент духовно-нравственного воспитания, мама и папа вместе и по отдельности должны показывать правильное поведение и разбор на хороших и плохих на собственном примере.

Помимо прочего, малышей следует развивать всесторонне – важно водить их на всевозможные кружки, чтобы выбрать наиболее интересные занятия.  Изучив многочисленные ремесла и виды деятельности, ребенок дошкольного возраста получит колоссальные знания о различных видах деятельности, самостоятельно определит преимущества и недостатки, будет делиться впечатлениями с родителями и друзьями

По мере развития и достижения поставленных задач родители должны всегда поощрять детей.

Развитие дошкольников в большей степени происходит на основании сказок. Сказки в данном случае – это отображение нравственных качеств добрых и злых людей, поэтому кроха на наглядном примере формирует собственное представление о допустимом и запретном поведении.

Задача родителей – на собственном примере, любовью и заботой – помочь дошкольнику сформировать в своем сознании собственные ценности. По факту развития и проведения занятий, каких-либо объяснений, эти ценности должны удовлетворять основам морали, духовно-нравственному воспитанию общественности. Если ребенок решил идти в разрез с сознанием и принципами норм морали, необходимо правильно и аккуратно скорректировать его поведение и мысли. Но здесь следует повториться, что все должно происходить на собственном примере.

Этапы нравственного развития ребенка

Родители, воспитатели и сверстники играют критически важную роль в развитии духовно-нравственных качеств, которые по своей сути являются сводом правил и ожиданий, обуславливающих поведение. На разных этапах своего развития у детей разные ценности, разные точки зрения и множество связей, которые влияют на их нравственное развитие.

  1. Этап наказания и подчинения. На ранних этапах нравственного развития дети руководствуются желанием избежать наказания, а свои потребности удовлетворяют путём подчинения правилам и простым выбором между правильным и неправильным.
  2. Этап справедливости и равенства. На этом этапе развития дети становятся эгоистичными, они стремятся удовлетворить свои потребности раньше других. Очень редко дети удовлетворяют потребности других.
  3. Этап ожиданий и правил. С опытом и с помощью со стороны взрослых дети продвигаются к следующему этапу нравственного развития, когда индивидуальная мораль формируется вместе с нормами межличностного общения и ожиданиями окружающих (например, сверстников, учителей и родителей).
  4. Этап закона и порядка. На этом этапе развития поведение характеризуется подчинением закону, уважением к лицам, облечённым властью, и приверженностью общественным правилам и нормам.
  5. Этап общественного договора. Вне рамок традиционных представлений подобающее поведение основано на общественных нормах, правилах и законах. Однако необходимо следить, чтобы не нарушались индивидуальные ценности, и поддерживалась справедливость.
  6. Этап универсальных и этических принципов. Несмотря на то, что поведение часто подчиняется правилам, законам и ожиданиям, существуют исключительные обстоятельства, когда независимое суждение и моральные основания могут превосходить общепринятые нормы в процессе принятия решений.

Социально-нравственное воспитание дошкольников

Социально-нравственное воспитание представляет собой достаточно активный и целенаправленный процесс, помогающий ребенку войти в социум, усвоить определенные моральные нормы, ценности, сформировать привычки поведения и нравственные чувства. Само слово «воспитание» в этом вопросе буквально можно определить следующими задачами:

  • формирование первых моральных оценок ребенка;
  • развитие способности самостоятельно рассуждать о моральных нормах;
  • приобщение к нравственности, ее определение;
  • формирование социальных эмоций, собственного мировоззрения;
  • претворение полученных нравственных знаний в поведение;
  • воспитание полезных навыков, доброжелательного отношения внутри детского коллектива.

Важно отметить, что знание определенных социально-нравственных «законов» и понятий не всегда предполагает, что ребенок будет их применять на практике и внедрять в собственную жизнь. Так как особенную, достаточно важную роль, в становлении нравственности играет не столько процесс обучения, сколько окружающая среда, в которой ребенок растет

В идеале окружающая действительность и то, чему ребенка «обучают» с социально-нравственной точки зрения, должны соответствовать друг другу. Это касается дома, семьи, детского сада. Сложно вырастить морально уравновешенного ребенка с гуманными нравственными принципами, когда он растет в жесткой среде, нормы поведения которой противоречат этим принципам.

Социально-нравственное развитие человека может происходить всю его жизнь, в зависимости от смены ориентиров, окружающей среды и т.д

Но важно именно с дошкольного возраста определить правильный вектор развития в этой сфере

Если говорить о практической точки социально-нравственного воспитания дошкольников, то оно заключается в следующих действиях:

  1. Педагоги-воспитатели в детских садах, родители – дома в теории знакомят детей с разными сторонами социального окружения. В семье взрослые и дети активно общаются «на равных».
  2. В детском саду организуется коллективная практическая деятельность. Дети вместе играют, организовывают совместные творческие представления, учатся делить между собой «детсадовский быт».
  3. Дошкольников приучают к трудовому воспитанию, накладывая на них определенные обязательства. Обязательства несложные, в основном символические, но они помогают с детства приучать детей к социальной ответственности. В качестве примера трудового воспитания можно привести организацию дежурства по кухне в детском саду: дошкольники согласно графику должны помогать повару (няне) накрывать на столы во время завтраков/обедов, а потом убирать посуду. Такие же действия родители могут совершать и дома, приобщая ребенка к совместным «субботникам», домашней уборке и т.п.

Качественными средствами социально-нравственного воспитания детей является их приобщение к природе, народному фольклору, музыке, художественной литературе, изобразительному искусству.

Что такое духовно-нравственное воспитание дошкольников?

Проблема становления моральных качеств подрастающего поколения быстро набирает свою остроту. Ее актуальность особенно касается дошкольников.

?
Дошкольный возраст – наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания. Не воспользоваться им – значит не наполнить душу человека главными духовными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется.

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие. Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.

Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность. Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров. Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий