Методы и формы нравственного воспитания

2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников

Методы воспитания – это пути,
способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько 
подходов к классификации методов 
воспитания
(Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев,
И.П. Подласый – в общей и школьной
педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова
– в дошкольной педагогике).

 Для классификации 
методов исследователи определяют 
какое-то одно основание, например,
активизацию механизма нравственного
воспитания.

Предлагаемая классификация 
объединяет все методы в три группы:

– методы формирования 
нравственного поведения: упражнения,
поручение, требование, воспитывающие 
ситуации;

– методы формирования 
нравственного сознания: объяснение,
увещевание, внушение, просьба, этическая 
беседа, пример;

– методы стимулирования:
поощрение, соревнование, одобрение, 
награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов
нравственного воспитания:

– соответствие метода 
цели и задачам воспитания;

– гуманный характер метода;

– реальность метода;

– подготовленность условий 
и средств для использования 
метода;

– избирательность отбора метода;

– тактичность применения 
метода;

– планирование возможного 
результата воздействия метода;

– терпение и терпимость 
педагога при использовании метода;

– преобладающая практическая 
направленность метода в нравственном 
воспитании дошкольников.

Методы нравственного 
воспитания дошкольников применяются 
не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Основаниями для подбора методов, которые
можно и целесообразно использовать в
комплексе, служат ведущая воспитательная
задача и возраст детей. (Например: объяснение
+ упражнения + поощрение и т. п.).

Задачи и цели нравственного воспитания дошкольников

Развитие моральных качеств у ребенка и освоение им моделей правильного поведения — главные задачи нравственного воспитания дошкольников.

Уже в раннем дошкольном возрасте происходит стремительное формирование широкого диапазона чувств и эмоций. Они могут иметь разную направленность и проявляться:

  • по отношению к самому себе — совесть, чувство уверенности, гордость или стыд, чувство неуверенности, печаль;
  • по отношению к другим людям — симпатия, сочувствие, любовь, привязанность или антипатия, гнев, раздражительность;
  • по отношению к коллективу — чувство товарищества, сплоченности или отстраненность, одиночество.

У старших дошкольников начинают проявляться более сложные чувства, к примеру, в отношении государства (патриотизм). Зарождающиеся и приобретающие все большую глубину чувства детей искренны и чисты, но при этом неустойчивы и подвержены отрицательному воздействию. На данном этапе нравственного развития взрослым нужно не только подавать достойный пример и стараться не показывать негативных проявлений чувств, но и максимально контролировать источники информации, воздействующие на восприимчивую психику ребенка. К примеру, нельзя допускать, чтобы дошкольник имел возможность смотреть телепередачи и кинофильмы без одобрения взрослого.

Чувства пробуждают тягу к определенным действиям, благодаря чему ребенок усваивает нравственные модели поведения, которые в дальнейшем формируются в привычки. Уже в раннем возрасте у дошкольника вырабатываются определенные простейшие навыки дисциплинированного поведения, опрятности, самостоятельности. Малыш получает опыт взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, а вместе с тем и умение вести себя в обществе.

Основные звенья системы нравственного воспитания

Развитие нравственных чувств у дошкольников происходит во время общения со взрослыми. Тесное взаимодействие с близкими, воспитателями учат чувству привязанности, вырабатывают желание поступать так, чтобы не огорчать родных. Огорчение взрослых неправильным поступком, одобрение положительного поведения становятся основным рычагом воспитания.

Дошкольники, видя реакцию взрослых, сами получают удовлетворение от хороших поступков, переживают, видя неудовольствие. Сочувствие, отзывчивость, умение радоваться за других, чувство собственного достоинства, справедливости зарождаются в раннем возрасте.

Нравственность воспитывается ежедневными ситуациями. Взрослые, находящиеся рядом дома или в группе детского сада, многосторонне воздействуют на ребенка: учат самостоятельно себя обслуживать, бережно относиться к вещам, быть аккуратными. Особое значение имеет культура взаимоотношений членов семьи и коллектива, умение выслушать, возразить, проявить такт, быть внимательным.

?
Взрослым важно не только направлять детей поощрением или осуждением их поступков, но выражать уверенность, что плохие поступки случайны, не будут повторяться в будущем. Осуждается при этом только поступок, но не сам ребенок.

Что подразумевают под нравственностью в дошкольном возрасте

Неспроста народная мудрость гласит, что «воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится». Утрировано сказано. Личность ребенка формируется и в дошкольном детстве, и в период школьного возраста. Но главные общечеловеческие ценности закладываются в первые годы жизни.

Как бы то ни было, семья первой готовит детей к освоению социально-нравственных норм и ценностей той культурной среды, в которой находится.

Чем раньше ребенок усвоит подобные простейшие правила, тем более чутким станет его отношение к нравственным нормам в дальнейшем

Это особенно важно в наше время, когда компьютерные игры внедряют в сознание детей «новую мораль», а малыши осваивают различные гаджеты быстрее, чем начинают разговаривать

В раннем возрасте появляется такой важный регулятор поведения как «надо». Надо собрать игрушки, надо вовремя встать с постели и пойти в детский сад, надо застегнуть пуговицы и еще много других обязательств

Принятие и выполнение соответствующих возрасту обязательств является важной частью социально нравственного воспитания дошкольников

Дети перенимают у близких стиль отношения к людям, животным. Поэтому родители поневоле создают условия нравственного воспитания, в которых формируется либо умение сопереживать окружающим, либо черствость и эгоистичность.

В дошкольном возрасте дети при соответствующем стиле воспитания осваивают категории добра и зла, мотивы общественной пользы, учатся проявлять чувство взаимопомощи.

Цели и методы нравственного воспитания

Нравственное развитие личности ребенка подразумевает трехсторонний подход, который обязаны обеспечить взрослые:

  1. Дать детям знания о моральных понятиях и критериях. Что считать добром, а что злом; где правда, а где ложь; почему есть обязанности и зачем их выполнять и пр.
  2. Привить дошкольнику потребность следовать нравственным нормам и общепринятым правилам.
  3. Воспитать моральные чувства, благодаря которым ребенок осознает ценность других людей, сможет регулировать свои поступки.

Высшей целью в воспитании нравственности дошкольника можно считать развитие эмпатии – свойства сочувствовать, переживать успехи и неудачи других, как свои собственные.

К сожалению, эмпатией обладает далеко не каждый взрослый человек. Возможно, это упущение происходит еще в детстве. Образуется брешь, временами заполняемая завистью при виде успехов других людей. Прививая гуманный подход, снижая естественный детский эгоцентризм, есть надежда воспитать Человека, искренне переживающего и радующегося за других.

Помощь сказки в нравственном воспитании дошкольников

Взрослые являются образцом моральных принципов для малышей. Но нравственное воспитание детей дошкольного возраста и принятие духовных ценностей реализуется также с помощью художественных и сказочных метафор.

Научно доказано, что сказки задействуют механизмы бессознательного. Нравственный смысл поступков в сказочном контексте детям гораздо понятнее. Другими словами, волшебные истории и поступки сказочных героев на подсознательном уровне усваиваются ребенком и расширяют его опыт. В этом их особая ценность.

Для воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок можно использовать несколько способов:

  1. Рассказывать или читать сказку, как полезную метафору, показывающую пример «как бывает», «как следует поступать» и пр.
  2. Обсуждать, почему герой поступил именно так. Данный способ дает ребенку представление о хороших и плохих мотивах.
  3. Проигрывать по ролям некоторые эмоциональные эпизоды, что раскрепощает детей, развивает их эмоциональность, позволяет пропустить чувства через себя.
  4. Изображать в рисунках сказочные сюжеты, фантазии возможного развития событий.

Акцентируем внимание на русских народных сказках, потому что среди них много коротеньких и поучительных. Они просты и понятны малышам

«Колобок», «Репка», «Теремок» – нет таких детей, у которых бы возникли сложности восприятия этих чудесных произведений. Не менее полезны авторские сказки: популярные «Золушка», «Красная Шапочка», «Конек-Горбунок» и т. д.

Каков бы метод работы со сказкой ни был выбран, он поможет дошкольнику неосознанно примерить происходящие сказочные события к своей жизни и прочувствовать эмоционально-значимые ситуации. Такая вовлеченность способствует лучшему пониманию, что есть хорошо, а что неприемлемо в реальной жизни.

Прививание нравственных ценностей в дошкольном детстве – профилактика проблем воспитания детей в дальнейшем.

Методы нравственного воспитания школьников

Никакой метод не является универсальным. В работе возникают ситуации, требующие сочетания способов педагогического влияния, которые учитывают особенности возраста, индивидуальности, уровень воспитанности отдельных детей, всего класса в целом.

Младшим школьникам необходимы конкретные указания, рекомендации, как поступить в том или ином случае. Воспитатель старается задействовать опыт, уже имеющийся у детей, стимулирует самостоятельность, хвалит за проявление инициативы. По отношению к подросткам старшие становятся более требовательными, учитывают возросшую самостоятельность, вовлекают детей к оценке последствий своего поведения.

Действенность нравственного воспитания целиком зависит от компетентности и профессионализма педагога. Воспитание не достигнет цели, если, провозглашая высокие принципы, учитель придерживается иных правил жизни, его слова расходятся с делами. Требования от уважаемого педагога подростки воспринимают как целесообразные. Иначе, даже подчиняясь выдвинутым правилам под нажимом, дети будут оказывать внутреннее сопротивление диктуемым нормам, воспитательный процесс приобретет противоположный знак.

Рекомендуемая литература

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

  1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
  2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
  3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл. Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности. Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны – гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка. В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:

  1. Буре P.C. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада, публикация 1985 года
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка:
  3. Саморукова П.Г. и К.Д.Упшнский О природе в первоначальном обучении. «Дошкольное воспитание», 1968,

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

Средства нравственного воспитания

Рассмотрим основные средства нравственного воспитания:

  1. Природа. Общение с природой, тесная связь с ней, исследование природных явлений вызывает у человека гуманные чувства, желание заботиться о слабых и незащищенных. Контактирование с живой природой и ее представителями формирует уверенность в человеке.
  2. Окружающая атмосфера. Для развития личности имеет значение то, в какой атмосфере происходит процесс нравственного воспитания. Атмосфера может быть наполнена доброжелательностью, любовью, добротой или, наоборот, жестокостью, безнравственностью. Лишь в условиях доброжелательных отношений, душевной теплоты, взаимопонимания, человеколюбия можно вырастить полноценную личность, подтолкнуть к раскрытию природных талантов и способностей.
  3. Художественные средства. Сюда входит художественная литература, искусство рисования, музыка в разных направлениях, театральное искусство. Художественные средства и формы нравственного воспитания способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений, воспитанию чувств.
  4. Повседневная деятельность. Повседневную жизнь наполняют игры, трудовые будни, обучение, а также общение дошкольников как средство нравственного воспитания. Это имеет широкое практическое значение, поскольку дает возможность оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с остальными детьми и взрослыми.
  5. Окружающая обстановка. Окружающие люди такие, как родственники, учителя, сверстники, оказывают большое влияние на становление морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка расценивается как средство воспитания чувств, представлений и поведения.

В.А. Сухомлинский рассматривал в качестве цели нравственного воспитания обучение детей азбуке морали. Он истрактовал основные положения данной азбуки:

Определение 4

  • Каждый человек живет среди людей. Он должен помнить, что любой поступок, любое желание, отражается на окружающих. Необходимо знать, что есть различие между “хочу” и “можно”. Нужно проверять собственные поступки, задавая вопрос самому себе: “не делаю ли зла, неудобства для людей?” Делай все на благо окружающих.
  • Каждый человек пользуется благами, созданными другими. Плати людям добром за то, что они создают счастливое детство.
  • Все насущные блага и жизненные радости создаются кропотливым трудом. Без труда невозможно честно жить.
  • Нужно проявлять доброту и чуткость по отношению к другим людям, помогать слабым и беззащитным, попавшим в беду, не причинять зла, уважать и почитать родителей.
  • Нельзя быть равнодушным, нужно бороться против зла, обмана и жестокости.

Азбука В А. Сухомлинского о нравственной культуре помогает ребятам осознавать смысл понятий “добро”, “зло”, честь“, “бесчестье”, “справедливость” и “несправедливость”.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Проблемы подросткового возраста

В подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации

Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением

Главная задача воспитания подростков – развитие самостоятельности, уверенности и правильности в принятии решений, самовоспитания, саморегулирования эмоций и отношений.

Нравственное воспитание крайне важно для становления зрелого и всесторонне развитого человека, высокоморального и развитого члена общества. Начинать его нужно с самых ранних лет, можно сказать с самого рождения, показывая ребенку родительскую ласку, добрые отношения в семье, читая правильные сказки, давая нужное направление для дальнейшего развития во взрослой жизни

Методологическая основа нравственного воспитания

Основные методы

Существует множество различных способов преподавания нравственного воспитания в школе

В одних школах основное внимание уделяется воспитанию характера, в рамках которого учащиеся учатся честности, ответственности и другим положительным чертам характера. Другие школы используют более традиционный подход, рассказывая учащимся о различных теориях морали и предоставляя им возможность обсудить этические дилеммы

Какой бы подход ни использовался, учителю важно четко сформулировать свои ожидания и предоставить учащимся возможность практиковаться в выборе правильных решений. Нравственное воспитание не должно быть направлено на внушение учащимся определенных убеждений

Вместо этого необходимо помочь им развить навыки и знания, необходимые для принятия этических решений в их собственной жизни.

Быть для ребенка примером для подражания. Лучший способ научить ребенка нравственности — это быть для него хорошим примером. Дети учатся, подражая взрослым, которые их окружают, поэтому нужно стать для них примером. Если вы покажете, что вы ответственны, сострадательны и честны, ваш ребенок сможет подражать вам

В то же время поговорите с ребенком о важности этих моральных ценностей. Обсудите их значение и смысл, чтобы он мог понять их связь и то, как применять их в своей жизни.
Говорите об ответственности

Научите своего ребенка быть ответственным и отвечать за свои поступки. Таким образом, он сможет признать свои ошибки, научиться извиняться и заглаживать свою вину, если совершил что-то не так. Это поможет ребенку стать более стойким в трудных ситуациях. Это также учит их быть смелыми и способными постоять за себя. Поощряйте их в случае необходимости отстаивать свои права, чтобы укрепить уверенность и силу и изменить жизнь других людей к лучшему.
Научите уважению и состраданию. Ребенок должен общаться со своими одноклассниками и другими людьми из разных слоев общества. Научите их уважать и принимать людей независимо от их социального статуса, религии, национальности и убеждений. Подчеркните важность доброты и сострадания, чтобы помочь им установить хорошие, прочные отношения и дружбу. Делиться — это одна из форм заботы. Поэтому ребенок должен понимать необходимость делиться с теми, кто в этом нуждается. Поощряйте ребенка делиться игрушками с братьями и сестрами, книгами с одноклассниками или жертвовать продукты и одежду нуждающимся детям.
Поощряйте ребенка заниматься спортом. Занятия спортом могут укрепить моральные ценности. Командные виды спорта, такие как футбол, баскетбол и волейбол, могут научить ребенка сотрудничеству, спортивному мастерству, честности и уважению, чтобы он понял, как эти качества могут помочь ему победить. Физическое воспитание учит уважению разными способами. Она воспитывает уважение к правилам, соперникам. Дети учатся играть честно и уважать результат игры.
Рассказывайте истории, содержащие моральные уроки. Это отличный способ сблизиться с ребенком и одновременно развлечь его. Можно привести примеры историй честности, безусловной любви, трудолюбия и сострадания. Можете разрешить ребенку смотреть полезные телепередачи и фильмы, которые поднимают нравственные вопросы.
Открытые обсуждения и диалоги между родителями и детьми, учителями и учениками или взрослыми могут помочь развить понимание моральных вопросов и разрешить моральные дилеммы.
Поощрение добрых поступков и наказание за плохие способствует формированию нравственных навыков.

Ролевые игры, обсуждение этических дилемм, уроки воспитания характера — это распространенные способы нравственного воспитания. Такие мероприятия не только прививают моральные ценности, но и дают практический опыт, помогая учащимся понять, насколько эти ценности уместны в реальных жизненных ситуациях.

Школьный период

Нравственность не появляется у человека за пару лет. Эти качества формируются всю жизнь. Но в период детства можно заложить основу для них. К школьникам уже предъявляются более серьезные требования. Ведущим методом нравственного воспитания являются убеждения. Детям объясняют нормы и правила поведения, наказывают за их нарушение.

На уроках литературы и классных часах педагог разговаривает с учениками, обсуждает с ними книги и фильмы. Задача взрослого — научить школьников формировать и выражать свои убеждения. Можно использовать статьи из СМИ или резонансные события.

Еще один важный метод — этический диалог. Он подразумевает беседу на злободневную тему. Когда педагог описывает определенную ситуацию, то он оставляет финал открытым и предлагает детям, поразмыслить над тем, чем все закончилось.

В старших классах можно предлагать дилеммы, т. е. выбор в трудной ситуации. С учениками педагог разбирает разные реальные случаи

Важно чтобы взрослый не пытался настоять на единственно верном решении. Ученики должны научиться рассуждать и аргументировать свою позицию.

Духовная культура охватывает большую область человеческой деятельности

Нравственность же является только небольшой ее частью, но очень важной

Поэтому ее воспитанию стоит уделять внимание. Родители тоже являются участниками процесса и они должны стать примером для подражания.

Для воспитания нравственности используют разные методы — поощрение, наказание, обсуждения и т. п. Все они действуют в комплексе, поэтому не стоит останавливаться на чем-то одном.

Качества, которые необходимо развивать педагогу

Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.

Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения

Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения

В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).

Формы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственные знания в воспитании детей не менее важны, чем овладение какими-то навыками, конкретными учебными предметами

В раннем возрасте важно развивать не только коллективизм, но и личностные качества. Следование по этому пути формирует собственную значимость, укрепляет самооценку. Наблюдая за детьми, воспитатели прослеживают динамику изменений, проводят необходимую коррекцию

Самой хорошей формой работы с младшими воспитанниками признается игра, творчество, пример старших, обучение через труд, знакомство с литературными произведениями

Наблюдая за детьми, воспитатели прослеживают динамику изменений, проводят необходимую коррекцию. Самой хорошей формой работы с младшими воспитанниками признается игра, творчество, пример старших, обучение через труд, знакомство с литературными произведениями.

У дошкольников применяются такие основные направления воспитания:

  • развитие личностных качеств;
  • выработка поведения по отношению к другим людям;
  • упрочнение базовых духовных ценностей;
  • привитие понятий об этикете;
  • взращивание патриотических чувств.

Воспитание нравственности у маленьких детей проходит максимально эффективно, если авторитет учителя, родителей на высоте. Воспитанники детсадовского возраста, первых лет обучения в школе подсознательно перенимают поведение взрослого окружения. Процесс обучения должен мягко стимулировать восхождение к новым победам, а не порицать или унижать достоинство ребенка.



Основы нравственности в младшей школе

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу – один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

  • привитие основ гражданской идентичности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
  • формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
  • развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
  • развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
  • развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий