Что такое игромания и как её лечить?
Аддикция к компьютерной игровой реальности возникает у мужчин и женщин из-за сочетания двух факторов: социальная неудовлетворённость и психологические проблемы. Ни будущий игроман, ни его окружение на начальном этапе не предвидит опасности, ведь это игрушка — безобидное времяпрепровождение, способ ухода от проблем и неурядиц. Но часть людей слишком глубоко погружаются в виртуальную реальность, полностью удаляя реальный мир.
Для того чтобы излечить все симптомы потребуется немало времени и усилий самого аддикта, его близких и работы психотерапевта.
Основным методом лечения запущенной игромании является индивидуальная психотерапия. Групповая психотерапия также даёт хороший результат. Человек должен осознать проблему, понять почему он убегает в иллюзорный мир, что не устраивает его в реальной жизни, избавиться от иллюзий и перестать прятаться в виртуальной реальности. В особо тяжёлых случаях лечение может занять около года и потребовать комплексного решения:
психотерапия;
гипноз;
медикаментозная поддержка;
помощь близких;
групповая психотерапия;
встречи анонимных сообществ.
Стадии игровой зависимости
Геймер проходит в своей зависимости четыре стадии:
Процесс адаптации. Человек только слегка увлечён новой игрой.
Период резкого роста. Человек играет уже каждый день, подолгу и всё чаще и чаще возвращается к игре мысленно в течение дня.
Стадия зависимости. Аддикт уже не может жить без игры, большая часть его психической энергии направлена туда.
Стадия привязанности. Зависимый может даже страдать от своей аддикции, но справиться с ней не в состоянии.
Решающий фактор игровой зависимости — невозможность отказаться от игры, несмотря на осознание бесполезности и/или вредности игрового процесса.
Сколько времени развивается патология?
Никто не становится зависимым от компьютерной игры в одночасье, иногда формирование аддикции может занимать годы. Вначале проблема неочевидна никому, в том числе и самому больному, но по мере нарастания зависимости, человек становится всё более импульсивным, раздражительным, сильно ослабевает самоконтроль, портятся отношения с семьёй и друзьями, настроение всегда остаётся сниженным за исключением периодов игры.
Этапы зависимости от интернета у детей и подростков
1. Первый этап
Тревожным знаком может стать то, что он стремится создать свой образ в интернете, который может сильно отличаться от реального. Такому ребёнку может не хватать признания своих «настоящих» друзей. Поэтому, в профилях детей появляются видео или фото с неадекватно «взрослыми» словами или поступками.
Если в семье сложились доверительные отношения, то этот этап можно проследить и предотвратить развитие зависимости. Достаточно иногда обсуждать то, что публикуется на просторах сети. Хорошо, если родители смогут ограничить время, проведённое в интернете.
Посмотрите полезное видео о том, как защитить детей от компьютерной зависимости
2. Второй этап
Второй этап интернет-зависимости гораздо сложнее. Здесь привычка становится очевидной. Ребёнок начинает оценивать себя и свою жизнь только с точки зрения виртуальных друзей. У него начинает преобладать туннельное мышление, и всё вокруг рассматривается через призму интернета. Единственное, чего боится ребёнок на данном этапе, это лишение компьютера. Времени тратится всё больше на игры или общение с виртуальными приятелями.
На замечания ребёнок
реагирует очень недовольно. Он всеми силами отрицает сам факт зависимости. На
все аргументы родителей юноша или девушка находит тысячи других отговорок.
Добровольно, на такой стадии, родители не смогут договориться. Если они поняли, что упустили время, то нужно срочно принимать меры.
Жизнь подростка в реальном мире должна стать более привлекательной, чем на просторах сети. Придётся отложить свои дела и плотно заняться досугом своего отпрыска. Можно мальчика сводить на пейнтбол, а девочку в конную школу. Главное показать, что и в реальности мечты сбываются.
3. Третий этап
Самый тяжёлый этап интернет-зависимости можно в полной мере сравнить с наркоманией. Ребёнок уже полностью живёт не своей жизнью. Всё, чем он занимается, завязано на играх или общении в интернете. Если раньше с ним можно было поговорить, то теперь он просто отмахивается и дальше пропадает в экране гаджета.
При попытках отлучить от
компьютера он становится неадекватным и агрессивным. У такого ребёнка полностью
отсутствует сострадание и чувство жалости. Поэтому слёзы матери или угрозы отца
абсолютно его не трогают. Такие манипуляции вызывают только раздражение.
К сожалению, нет лёгких
способов лечения на третьей стадии зависимости. Только долгая и сложная работа
всей семьёй с помощью психолога.
Как лечить компьютерную зависимость у подростков
Родителям стоит в первую очередь обратить внимание на обстановку в семье и в школе — это ближайшее окружение подростка, где обычно находятся корни всех его проблем. На ранних этапах бывает достаточно наладить атмосферу в семье и предложить ребенку интересное хобби.
А чтобы понять, как вылечить компьютерную зависимость у подростка, если она уже сформировалась и есть негативные последствия, важно проконсультироваться с психологом и вместе найти решение
А чтобы понять, как вылечить компьютерную зависимость у подростка, если она уже сформировалась и есть негативные последствия, важно проконсультироваться с психологом и вместе найти решение.
Возможные способы лечения:
- Гештальт-терапия, психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия и другие психотерапевтические методы, включая гипноз. С зависимостями можно работать в рамках разных направлений, родителям лучше выбирать не метод, а хорошего специалиста.
- Медикаментозное лечение — подбирается исключительно психиатром (психолог не назначает медицинские препараты). Как правило, этот способ используют, если диагностирована клиническая депрессия, которая и стала причиной зависимости.
Любое заболевание лучше предупредить, чем лечить. Методические рекомендации от психологов, направленные на профилактику компьютерной зависимости, включают работу вместе с подростком над выбором активного хобби, над жизненными целями
На это нужно обратить внимание как можно раньше, пока увлечение компьютером не выходит за пределы нормы
Три принципа избавления от компьютерной зависимости:
Осознание проблемы — работа над любой зависимостью начинается с того, что человек должен признать: «У меня есть проблема».
Без этого можно вылечить подростка только на ранних стадиях, когда зависимость еще не сформировалась и достаточно переключить его внимание с компьютера на другие дела.
Участие всей семьи — сложно добиться эффекта, если лечением компьютерной зависимости у подростка занимается только психотерапевт, а обстановка в семье никак не меняется
Причиной ухода в виртуальный мир часто бывает недостаток теплоты, близости, общения с близкими
Родителям важно помнить, что они влияют на успех лечения не меньше, чем специалисты.
Поиск нового увлечения — вместо компьютера у подростка должны появиться новые интересные дела: активные хобби, спорт.
Желательно, чтобы они требовали взаимодействия с другими людьми — тогда у ребенка сформируется новый круг общения, который его поддержит.. У детей в семье должен быть выбор, как проводить свободное время и чем увлекаться
Если с ранних лет единственным вариантом отдыха были мультфильмы — есть большая вероятность, что их сменят видеоигры и соцсети, потому что у ребенка не сформируются представления о развлечениях без гаджетов
У детей в семье должен быть выбор, как проводить свободное время и чем увлекаться. Если с ранних лет единственным вариантом отдыха были мультфильмы — есть большая вероятность, что их сменят видеоигры и соцсети, потому что у ребенка не сформируются представления о развлечениях без гаджетов.
Причины появления компьютерной зависимости
Если говорить о подростковой зависимости от компьютера, то главных причин у нее несколько и связаны они с основными потребностями в этот период жизни. Среди основных источников проблемы можно выделить:
- Недостаток теплого эмоционального общения, в том числе с родителями. Особенно остро его ощущают мальчики, с которыми в обществе принято вести себя сдержанно и отстраненно. В действительности же, они не меньше девочек нуждаются во внимании родителей, разговорах по душам, объятиях и поцелуях.
- Избыток свободного времени и отсутствие хобби, увлечения. Еще наши бабушки и дедушки знали, что для того, чтобы ребенок хорошо учился, всесторонне развивался и вел себя в соответствии с социальными нормами, у него должно быть любимое дело, позволяющее выплеснуть энергию, получить удовольствие, найти новых друзей. Чем меньше у подростка времени на компьютер, тем ниже потребность в нем.
- Неумение устанавливать дружеские связи. Некоторые ребята, в силу своего характера (повышенной застенчивости или тревожности) просто не могут найти себе приятелей в реальном мире. Возмещать недостаток приходится в виртуальной среде.
- Отсутствие круга живого общения. Наличие друзей, совместных дел, общения – является лучшей альтернативой виртуальному пространству.
- Модные подростковые тенденции. Если весь твой класс активно обсуждает компьютерные игры, игнорировать их становится сложно.
С большинством из перечисленных первопричин родители и подросток могут справиться без обращения за помощью к специалисту
Достаточно лишь обратить на недостаток внимание
Как отличить “игроманию” от увлечения?
Сами по себе компьютерные игровые миры не приносят вреда, а во многих случаях полезны для человека и общества. Так, неуклонно снижающийся уровень насилия связывают в том числе с видеоиграми: люди могут выплеснуть негативные эмоции, снизить стресс, отвлечься от рутины безопасным для себя и окружающих способом.
Как отличить зависимость от увлечения:
Увлечение не доставляет проблем
человек контролирует время видеоигры;
если возникает что-то важное, легко отвлекается, прерывается;
не приносит в жертву компьютеру или приставке рабочее время, время учёбы, время общения с близкими;
не тратит чрезмерное количество денег на видеоигры (не более, чем на другие развлечения);
у человека много других увлечений — чтение, кино, прогулки, музеи, концерты и т.д.;
виртуальная реальность не меняет привычный уклад жизни: режим сна и отдыха, приёмов пищи;
элементы игры не переносятся (или в минимальном количестве) в повседневную жизнь: фанатские группы, одежда с персонажами, постеры, игровая атрибутика, и т.д.;
увлечение не портит его отношения с окружающими.
Аддикция характеризуется следующими проявлениями:
Американская психологическая ассоциация (APA) разработала девять критериев для диагностики зависимости от видеоигр у мужчин и женщин. Проверьте, есть ли у вас данные симптомы:
Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.
Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время увлечения или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.
Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.
Пациент понимает, что должен сократить время, но не может себя контролировать.
Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу видеоигр.
Пациент продолжает играть, даже если осознаёт негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.
Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в виртуальной реальности.
Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
Из-за аддикции есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.
Причины игровой зависимости у взрослых людей
Статистика утверждает: эти три фактора, по отдельности или несколько в совокупности приводят к аддикции:
Основным фактором, влияющим на возникновение компьютерной игровой зависимости у взрослых мужчин и женщин, является личностный (психологический) фактор: неустойчивая психика, неумение справляться со стрессом, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью и нежелание брать на себя ответственность за неудачи, неумение общаться и выстраивать отношения.
Также на формирование зависимости влияют нарушения психики: тревожные расстройства, склонность к депрессии, социальные фобии. Таким людям игры дают возможность уйти от пугающего их социума, снять стресс от необходимости справляться с трудностями, защитить себя от реальности и добиться ощущения благополучия хотя бы на время, пока длится игра.
Нарушенная система вознаграждения — гормональный дисбаланс. У таких зависимых, дофамин — нейромедиатор, отвечающий за удовольствие и мотивацию вырабатывается в меньшем количестве, и требуется дополнительный сильный стимул для того, чтобы получить яркие эмоции. Те же нарушения вызывают и другие подобные (нехимические) аддикции: лудоманию, зависимость от ставок на спорт, зависимость от телефона и т.д.
Важно
Причиной появления компьютерной зависимости является желание убежать от реальности, которое является следствием состояния глубокого стресса и сильного страха, с которыми человек справиться не может.
Опасные последствия компьютерной зависимости
Помимо уже перечисленных выше психологических и физиологических проблем, со временем развивающихся у каждого подростка-игромана, существуют и другие, более отдаленные последствия. Но вместе с тем, более опасные, часто требующие вмешательства специалиста.
Так, от продолжительной работы на клавиатуре, почти наверняка возникнет воспаление сухожилий кисти, запястья, плеча. Это заболевание довольно болезненно, но хуже всего то, что оно уменьшает подвижность конечности, а значит, снизится работоспособность в будущем.
Еще одно возможное осложнение – остеохондроз. Среди его симптомов часто наблюдаются болезненность грудного, шейного и позвоночного отделов, мигрени, вегетативные дисфункции и целый ряд других проблем, присущих людям в преклонном возрасте. За одним маленьким исключением, при компьютерной зависимости разовьются они еще до 30-ти лет.
Проблемы с нервной системой тоже не заставят себя ждать. Снижение концентрации внимания и памяти, нарушения сна, раздражительность или, наоборот, апатичность – все это спутники компьютерной зависимости и очевидными они становятся довольно быстро. Развитие депрессии у подростка в такой ситуации тоже вполне реальный сценарий. Лечение компьютерной зависимости на стадии нарушения работы нервной системы почти наверняка потребует привлечения специалистов, возможно, нескольких.
Практические советы родителям
Заранее установите правила и санкции за их нарушения. Случайные наказания неэффективны. Кроме того, крик – это демотиватор, а физические наказания – насилие. Они разрушают эмоциональный контакт. В то же время, обсуждать негатив благодушным тоном не совсем логично – подростка просто запутают ваши сигналы. Вы вправе говорит тоном, адекватным ситуации, но не выходя за рамки. Следовать установленным правилам нужно обязательно.
Не используйте в качестве наказания запрет на общение с друзьями. Социальная жизнь и стремление соответствовать ожиданиям сверстников крайне важны для подростка.
С медицинской точки зрения, подросток – еще ребенок. Приобщение к вредным привычкам – это желание испытать новые сильные эмоции. Поэтому не читайте ему морали о здоровье и своих переживаниях, а давайте простые и рациональные объяснения последствий его поступков.
По возможности контролируйте поступление необходимого адреналина – например, путем совместного просмотра фильмов ужасов или катанием на американских горках.
Не принижайте проблемы ребенка и не сваливайте на него свои. Вместо этого выслушивайте, обсуждайте его чувства и делитесь опытом.
Если ребенок найдет понимание в семье, то не будет искать его в альтернативных сообществах. Если подростковый период проходит для вас слишком тяжело, обратитесь за помощью к детскому психологу.
- Т.Т. Бязрова. Социальная норма и социальные отклонения в поведении несовершеннолетних // Актуальные вопросы современной науки, 2010.
- А.И. Папкин. Девиантное поведение и психологические пути его профилактики // Вестник РУДН, Сер. «Психология и педагогика», 2007, №2, с.6-13.
- Е.А. Петренко. Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Педагогическая наука и практика, 2017, №2(16), с.128-134.
Лечение заболевания
Лечение интернет-зависимости сильно отличается по своему содержанию, но, также как и многие расстройства психики, включает в себя курс психотерапии, которая проводится в несколько этапов:
Первый этап.. Специалист помогает ребенку осознать существование зависимости путем подведения его к количеству проводимого в интернете времени.
Второй этап. Часто, после осознания того, что у человека есть какое-то заболевание, он чувствует себя подавленно
Ему важно знать, что он не один и что у него есть поддержка. Психолог же в это время пытается предотвратить результат чрезмерных депрессивных мыслей с помощью специальных практик
Третья стадия. Лечение зависимости. Важно, чтобы человек сам научился контролировать время, проведенное за компьютером и преодолевать негативные эмоции, которые возникают на первых порах.
Четвертый этап. Улучшение отношений в семье, со сверстниками. К этому этапу приступают, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для того чтобы заболевание не вернулось вновь, необходимо наладить отношения в семье и найти для себя занятие вне компьютера.
Последний этап. Хотя от самого заболевания к этому моменту уже удастся избавиться, его последствия будут с больным еще долгое время, причем они могут быть как физическими, так и психологическими. И помощь специалиста в их лечении не будет лишней.
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Последствия: чем опасна интернет-зависимость
— все свободное (а иногда и занятое прежде на выполнение домашних заданий) время ребенок проводит за компьютером, теряя интерес к окружающему миру, к своим реальным друзьям, с которыми раньше мог много времени проводить вне дома;
— снижается аппетит, и нарушаются фазы сна, что напрямую влияет на состояние организма, который становится более подверженным различным заболеваниям, т.к. снижается его порог сопротивляемости инфекциям;
— эмоциональная нестабильность не имеет пределов, подросток раздражается без причины, а при принудительном выключении компьютера может злиться или даже гневаться на самых близких людей. В спокойном состоянии может никак не реагировать на обращенные к нему вопросы, либо отвечать на них невпопад;
— коммуникативные навыки и способности у детей постепенно пропадают; подросток уже испытывает серьезные затруднения в поисках способов сформулировать необходимую мысль, предпочитает общаться и отвечать на вопросы односложно;
— перестает следить за личной гигиеной (в первую очередь это отражается на нарушениях регулярности чистки зубов, что приводит к многочисленным зубным заболеваниям), а запах давно немытого тела и запах пота у окружающих вызывают чувство отвращения, что ведет к постепенному отдалению подростка от ровесников;
— наблюдается существенное падение личной успеваемости в школе, и это выражается не только в регулярном невыполнении домашних заданий, а еще и в потере сообразительности, неспособности ответить на вопрос учителя, пассивное присутствие на уроках;
— неспособность запомнить какие-либо простые правила (говоря о математике или русском и иностранных языках), даты (говоря об истории), стихи (упоминая литературу);
— появление различных синдромов, свидетельствующих о патологиях нервной системы, таких как СНД (синдром навязчивых движений), нервный тик, заикание, нервные судороги по всему телу в процессе разговора;
— полная деградация формирующейся личности, собственное «я», которое существует только в сознании ребенка, а в глазах окружающих его давно нет;
— и ребенок, и более возрастной подросток воспринимают виртуальный мир так, словно он вполне реален, например, он может нарушить закон, просто зарабатывая себе «висты» в игре;
— самым серьезным последствием является способность неудачи в компьютерной игре привести к самоубийству в реальности, на этой стадии человеку уже поможет только принудительное лечение с использованием медицинских препаратов.
Когда стоит обратиться за помощью
В принципе, обращение за помощью к психологу будет не лишним, даже если стадия зависимости еще не наступила. Пусть разговор с психологом пройдет в качестве консультации. Быть может, эксперт подскажет интересные решения или натолкнет на важные особенности взаимодействия с подростком. Естественно, что в этом случае тащить с собой самого ребенка не нужно. Рекомендации будут даваться исключительно родителю, как взрослому.
А вот в случае, когда зависимость дает знать о себе настолько ярко, что уже появились психологические и физиологические симптомы, позвать на консультацию придется и «виновника», то есть подростка
Обращайте внимание на его способность вовремя лечь спать, успеваемость, общительность в реальной жизни
Причины интернет-зависимости
Внимание: Перед тем как приступать к лечению зависимости нужно обязательно выявить причину(или причины), побудившую человека прятаться от реальности за экраном монитора. И начать устранять причину, а не следствие
У детей
При стрессе ребенок ищет пространство, в котором ему будет легко и комфортно. Чаще всего это возникает при ссорах родителей, неблагополучных ситуациях в семье (развод родителей, потеря близкого человека). В самом начале побега от реальности зависимости еще нет и это не опасно, но когда это происходит периодически, ребенок получает яркие эмоции. Они не могут сравниться с другими эмоциями из реальной жизни, это могут быть победа и призы в игре, симпатия в сети.
Также причиной зависимости может стать слишком сильная опека родителей над ребенком. Ребенок пытается скрыться в сети от слишком навязчивой любви родителей, потому что только там можно расслабиться и сделать то, что он хочет, и никто не сможет ему запретить или указать как правильно.
Часто родители не
замечают своего ребенка, а он хочет внимания и ищет его в сети, они могут
слишком много работать или считать что он уже взрослый и самостоятельный
В
интернете он ищет то внимание, которое ему не достается от родителей
В раннем возрасте формируются интересы ребенка, но когда никто не показывает чем и как ему можно заняться, он ищет самый простой путь.
У подростков
В подростковом возрасте дети часто отстраняются от реального мира, в мир виртуальный потому, что не могут найти общий язык со сверстниками. Подросток чувствует себя уверенней с интернет-друзьями, так как ему комфортнее общаться, когда он не видит лица своего собеседника. Еще одной причиной может являться то, что дети от 12 до 16 лет испытывают интерес к постоянному поиску информации, что может привести к информационному переизбытку.
Застенчивые подростки в интернете могут создать себе новый образ, который будет нравиться им больше чем тот, который у них есть в жизни.
Возможно, вам будет интересно: Как перестать сравнивать себя с другими
Еще одной причиной интернет зависимости может стать типичная незаинтересованность родителей в жизни своего ребенка. Многие родители считают, что лучше ребенку сидеть дома за компьютером, чем он выйдет на улицу и свяжется с плохой компанией.
Физическое или эмоциональное насилие со стороны сверстников, часто влечет за собой зависимость от сети. Подросток, который боится признаться в этом родителям, ищет поддержку в сети.
Поиск приключений, ребенок примеряет на себя яркую роль и получает новые ощущения.
Но что же делать, если проблема все же возникла?
Никакие убеждения, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, вы вызовете к себе агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». Зависимость от компьютерных игр у подростков опасна тем, что человек находится в непростом периоде жизни. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношение с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка.
Проявление симптомов компьютерной зависимости должно насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам, которым подскажут, как справиться с компьютерной зависимостью у детей.
Профилактика интернет зависимости
Всем известно, что проблему проще предупредить, чем потом исправлять последствия. Существует ряд определенных правил и действий, которые способны уберечь подростка от появления интернет зависимости.
- Необходимо уделять как можно больше времени общению между ребенком и родителями.
- Родители должны знать и самое главное поддерживать имеющиеся у ребенка хобби и увлечения.
- Если ребенок не способен самостоятельно определится, как ему проводить свое свободное время родители могут помочь ему с выбором занятий по душе.
- Родители должны свои примером показывать ребенку насколько окружающий мир интересен и многогранен.
- Прививать ребенку правила и номы здорового образа жизни и самим являться примером для подростка.
Интернет прочно вошел в жизнь человека и полностью ограничить его использование очень сложно, однако можно его систематизировать и сократить время в сети. Для того, чтобы снизить тягу к компьютерным технологиям и интернету можно использовать следующие способы:
- заниматься различными физическими упражнениями;
- устраивать дни отдыха от интернета и компьютера – «офлайн» выходные;
- чаще путешествовать и знакомиться с новыми людьми, это помогает наполнять себя новыми эмоциями и впечатлениями, чувствовать вкус к жизни;
- уделять больше внимания учебе и самообразованию. Помочь ребенку подобрать наиболее интересующие его книги, устраивать вечера совместного чтения и делиться своими впечатлениями от прочитанного.
В современном мире интернет является одним из основных источников информации. Самое главное пользоваться этой информацией по назначению и не стать заложником виртуальной реальности, потеряв интерес к реальной жизни.
Что такое интернет-зависимость: увлечение или одержимость
Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) — навязчивое стремление постоянно находиться в сети и болезненная неспособность вовремя «переключиться» на реальную жизнь.
Многие дети в возрасте 5-12 лет часто с головой уходят в интересные увлечения
И неважно, что это — коллекционирование наклеек, плетение браслетов из бисера или онлайн-игры. Если ребенок получает неограниченный доступ к гаджетам и компьютеру, подключенным к интернету, он быстро «втягивается»
Один клик, и ребенок уже во всемирной паутине, где он может найти массу развлечений, уйти от проблем и стать тем, кем захочет. Если не обеспечена своевременная профилактика интернет-зависимости, подросток так увлекается виртуальным пространством, что заменяет им реальность, проводя в сети до 18 ч. в день.
Поможем избавиться от интернет-зависимости
Записаться на консультацию
Статус взрослой и детской интернет-зависимости как психического расстройства пока не установлен официальной медициной. Но по мнению многих специалистов, механизм ее формирования во многом схож с алкогольной, никотиновой и наркотической аддикциями. В качестве примера можно рассмотреть игровую интернет-зависимость. Последние исследования показывают, что количество дофамина (гормон удовольствия), вырабатываемого в процессе видеоигры, сопоставимо с действием некоторых наркотических веществ.
Чем опасна интернет-зависимость у детей:
- потеря интереса к происходящему вокруг;
- нарушение коммуникативных навыков;
- нарушение сна и режима питания;
- снижение успеваемости в школе;
- повышенная возбудимость и тревожность;
- ухудшение памяти;
- проблемы со здоровьем (ожирение, болезни глаз и позвоночника, боли в голове).
Интернет-зависимость в подростковом возрасте: советы родителям
Игровая зависимость у подростков, связанная с компьютером или интернетом, не всегда проходит с возрастом. На первом этапе сам по себе «побег от реальности» не опасен. Серьезная проблема появляется, когда в своем «убежище» подросток начинает получать яркие эмоции. Это и победы в онлайн-игре, и романтические отношения в сети, и авторитет у анонимных собеседников в чате. Такие позитивные бонусы виртуальной жизни становятся для него тем же, чем являются наркотики для наркомана.
Запрет на использование компьютера и гаджетов, удаление личных аккаунтов ребенка из соцсетей — вот как чаще всего поступают родители, которые обеспокоены развитием у подростка интернет-зависимости. Это радикальный шаг, который, как правило, только усугубляет ситуацию. Ребенок, лишенный онлайн-игр и общения с виртуальными друзьями, ответит открытой или скрытой агрессией, что может стать серьезным испытанием для отношений в семье.
Поможем избавиться от интернет-зависимости
Записаться на консультацию
Зависимость от компьютера у подростков не появляется из ниоткуда. Как правило, это только следствие психологической, эмоциональной или межличностной проблемы. Возможна и целая совокупность негативных факторов. Начинать лечение интернет-зависимости у подростков лучше с установления конкретных причин, вызвавших ее.
Важно помочь подростку, поскольку самостоятельно он не выберется из виртуального мира. Лучший выход — доверительный разговор с ребенком и четко установленные правила пользования гаджетами и интернетом
Чтобы подросток вышел из-под влияния интернет-зависимости и вернулся в реальную жизнь, ему необходимо дать альтернативу, которая бы компенсировала личные потери. Помогут занятия спортом, интересные увлечения.
Когда ни доверительные разговоры, ни запреты не «работают» в борьбе с интернет-зависимостью, важно вовремя обратиться к психологу. И чаще всего в помощи нуждается не только ребенок, но и его родители
Курс 7Spsy эффективно избавляет от подростковой интернет-зависимости. Методика основана на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др. Лечение интернет-зависимости происходит путем замены негативных установок на позитивные.
Ребенок поймет, что реальное общение гораздо интереснее и продуктивнее виртуальной жизни. Курс изменения поведения поможет ему безболезненно выйти из интернет-мира, наладить отношения с родителями и сверстниками, избавиться от страха перед реальным общением с людьми. У него появится время и внутренний ресурс на учебу и личностное развитие.
Однажды ребенок скажет вам спасибо за то, что вы помогли справиться с проблемой, которая могла повлиять на его будущее.
- «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития», 2009 г., А. Е. Войскунский
- «Психология и Интернет», 2010 г., А. Е. Войскунский
- Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction—and a Winning Strategy for Recovery, 2009 г., Kimberly S. Young
- «Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков» (журнал «Молодой ученый», 2013. — №5), А. Ф. Федоров
- «Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов» (диссертация), 2010 г., М. И. Дрепа