Современные проблемы патриотического воспитания

Введение

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Рассматривая это с точки зрения утраты нашим обществом традиционного русского патриотического сознания, повсеместного роста безразличия, цинизма, агрессии и падения престижа военной службы, формируется комплекс неполноценности и неполноценности нации. 

В последнее время в российском обществе значительно выросли националистические настроения. Молодые люди часто проявляют негативизм, жестокость, демонстративное отношение к взрослым. Преступность резко возросла и приобрела популярность среди молодежи. Многие молодые люди находятся вне образовательной среды, на улице, что воспитывает их в тяжелых условиях.   

Следовательно, одной из важнейших проблем является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – это естественное желание человека, удовлетворение которого выступает условием материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознания своей культурной, исторической, национальной и духовной принадлежности к Отечеству. и понимание демократических основ и перспектив ее развития в современном мире. 

Патриотическое воспитание – это формирование нравственных, духовных, гражданских и идеологических качеств, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в желании и умении защищать и приумножать традиции и ценности своего народа, своей культуры, своего земельные участки. Общая цель патриотического воспитания – привить подрастающему поколению любовь к Родине, гордость за Родину, готовность вносить свой вклад в ее процветание и при необходимости защищать. Патриотизм проявляется в детстве, развивается и обогащает в социальной, особенно в нравственной и духовной сферах жизни.  

Следует сказать, что чем выше уровень развития чувства патриотизма, тем неразрывно он связан с активной общественной деятельностью, действиями и поступками, совершаемыми на благо Родины и на основе демократических принципов развития гражданского общества. общество.

Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе вовлечения молодежи в активную творческую работу на благо Отечества, воспитания уважительного отношения к истории Отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям народа, любви к свою малую родину, для своих родных мест; воспитание готовности защищать Родину; изучение культуры и традиций разных народов. Воспитание патриота – одна из важнейших задач современных образовательных учреждений.   

Важно отметить, что в решении задач гражданско-патриотического воспитания современного поколения молодые люди должны в первую очередь участвовать, осознавая важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции. и история. Однако государство, семья и образовательные учреждения должны направлять действия молодежи в правильное русло. И их главная задача – взаимодействовать с целью формирования национальной идентичности, патриотизма и гражданственности среди современной молодежи.  

Патриотическое воспитание в Европе

Отношение к патриотическому воспитанию в европейских странах неоднозначно. Опыт Германии — пример удачной проработки проблемы «неудобного прошлого». В этой стране активно развивается «культура памяти» — это работа с тем, как люди понимают и осмысляют различные исторические события. В нее входит организация экскурсий в музеи, посвященные судьбам участников Второй мировой войны, установка памятников, например, «камней преткновения», строительство документационных центров. Практики «культуры памяти» реализуются и в школах. Например, в 2020 году министр образования ФРГ Ани Карличек выступила с инициативой, чтобы немецкие школьники посещали бывшие концлагеря и мемориалы жертв нацистов.

Работа с «неудобным прошлым» и его принятием привела к тому, что 74% немцев сегодня идентифицируют себя со своей национальностью, нежели считают себя «гражданами Европы». Официальная позиция государства состоит в том, что нужно поддерживать конституционный патриотизм

Этот принцип предполагает, что необходимо концентрировать внимание на достижениях послевоенного времени: экономических, социальных, политических и культурных. Новая концепция патриотизма широко распространена среди населения Германии

Треть опрошенных граждан в первую очередь гордятся ее Конституцией — к таким выводам пришли исследователи фонда Сороса. Конституционный патриотизм исключает патриотическое воспитание, поскольку это чувство должно формироваться у граждан само по себе.

В начале 21 века в Великобритании пытались вводить патриотический курс в систему школьного образования. Например, в 2006 году появился обязательный предмет по основам гражданства, но потом эту дисциплину убрали. Позднее в образовательный контекст ввели понятие «патриотического воспитания», однако и эта инициатива получила негативный отклик от экспертов и родителей школьников.

В стране нет таких мер патриотического воспитания, как России или в США. Более актуален в Англии вопрос «глобального гражданства», и этому есть историческое объяснение. В 18 веке в стране активно обсуждался вопрос космополитизма. Гуманистическая тенденция воспитывала уважение к культуре и обычаям других народов. Об этом говорит то, что детей отправляли в образовательные поездки по странам континентальной Европы. Этим путешествием должно было завершаться формирование «джентльмена». Тем не менее со временем идеал «английского джентльмена» в английской культуре приобрел национальный характер: такой мужчина должен был не только соблюдать правила приличия в обществе, но и особенно трепетно относиться к английскому языку, не позволять себе вставлять иностранные фразы в речь, не упоминать поездки за рубеж.

Воспитывать в детях уважение к человеку, несмотря на его гражданство, сейчас — более важная задача современных государств. В 2015 году канал BBC назвал Лондон «центром космополитизма». Однако в 2020 году Великобритания вышла из состава Европейского союза. Эксперты считают, что главной причиной стала миграционная политика ЕС. Таким образом, Англия постепенно вновь отходит от концепции космополитизма и возвращается к национальным идеям. 

Патриотическое воспитание — проблема, которая в каждой стране решается уникальным образом. В некоторых государствах любовь к Родине воспитывают через уроки истории, встречи с ветеранами, дебаты на темы гражданственности. В других странах считают, что патриотизм формируется естественным путем. Мы не делаем выводов о том, какая система лучше. Однако мы можем анализировать факты. Программа патриотического воспитания в России, по мнению Елизаветы Прокофьевой, может, с одной стороны, «развить политическую зоркость ученика», а с другой стороны —— «стать источником конфликтов» и привести к радикализации неприятия системы или же, наоборот, фанатичному ее следованию

Тем не менее, какое бы направление она ни получила, важно, чтобы принципы любви к Родине действительно осознавались человеком, а не были навязаны ему со стороны государства или иного социального института

Рубрика:
МненияТренды

Метки:
историиобразованиеполитика

У предков проблем с патриотизмом не было

В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать.


Возраст совершеннолетия на Руси наступал гораздо раньше, чем у детей нашего времени. Современное общество в законодательном порядке определяет возраст, до которого молодежи запрещается продавать пиво. Перед детьми эпохи Владимира Мономаха такой вопрос не стоял. Как только ребенок начинал хорошо ходить, его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам – тряпичную куклу. Период младенчества заканчивался быстро, формирование личности происходило с младых ногтей. Родителям некогда было теоретизировать, отвлекаться на футбол, корпоративы. Перед семьей, государством всегда остро стоял вопрос выживания. Нужно было пахать-сеять, ставить на ноги младших, обороняться от завоевателей. Любая проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный интерес имел приоритет над любым другим.

Воспитание детей осуществлялось не путем назиданий, будущие патриоты шли по стопам своих родителей, видя перед глазами живой пример, посильно участвуя во всех делах семьи и общества. Тренировочные ситуации не создавались искусственно, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, это был вопрос сохранения семьи, государства. Церковь еще не была «опиумом для народа» а являлась центром духовности и нравственности.

Петр І требовал от окружения сначала преданности государству, а потом царю. В период развитого социализма молодого человека, не служившего в армии, подозревали в отсутствие здоровья. Такой наверняка не защитник, как за него замуж выходить? Демобилизовавшиеся не спешили расстаться с галифе и бескозырками, в них нужно было пощеголять на родной улице, вызвать зависть у пацанов, завоевать симпатии девушек.

Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.

Современные проблемы патриотического воспитания

З. О. Джуманазарова

Преподаватель, Наманганский государственный университет, Узбекистан, Наманган

Автор, ответственный(ые) за переписку: З.О. Джуманазарова

Американский журнал социальных и гуманитарных исследований ,
Том. 3 № 5 (2022): Американский журнал социальных и гуманитарных исследований. Статья опубликована : 31 мая 2022 г.

  • Аннотация
  • Укажите
  • Ссылки
  • Авторов
    Детали

Реферат

В статье рассматриваются вопросы, связанные с воспитанием молодежи в духе национальной идеологии и преданности Родине, пробуждение в ее сердцах и умах того, что защита Родины является почетным и священным долгом во благо независимости.

Ключевые слова

Воспитание в духе преданности Родине
воспитание будущих защитников Отечества в духе патриотизма
требования времени
патриотизм, глубокое уважение к своей семье

Джуманазарова З.О. (2022). Современные проблемы патриотического воспитания. Американский журнал социальных и гуманитарных исследований , 3 (5), 333–337. Получено с https://www.grnjournals.us/index.php/ajshr/article/view/1131

Ссылки

  1. . Выступление Президента Шавката Мирзиёева на торжествах, посвященных 26-летию независимости Узбекистана.
  2. . Абдулла Авлони. Турецкий гулистан или мораль. стр. 26.
  3. . Цитаты: Гегель Георг. http://www.wisdomcode.ru/quote/authors/49347.html
  4. . Цитаты: Джордж Байрон. https://time365.info/aforizmi/aforizm/20991
  5. . Цитаты: В.Белинский. .- https://ru.citaty.net/avtory/vissarion-grigorevich-belinskiy/
  6. . Цитата: В.Гюго .- https://burido.ru/943-tsitaty-gyugo
  7. . З.О.Джуманазарова: Воспитание патриотизма и формирование у молодежи иммунитета к различным идеологическим угрозам. Материалы международной научно-технической конференции «Высшее образование Республики Узбекистан на пути инновационного развития» г. Коканд, июнь 2021 г. С. 233-236

Подробнее

Ссылки

. Выступление Президента Шавката Мирзиёева на торжествах, посвященных 26-летию независимости Узбекистана.

. Абдулла Авлони. Турецкий гулистан или мораль. стр. 26.

. Цитаты: Гегель Георг. http://www.

Патриотическое воспитание за рубежом

Традиция поднимать флаг в начале учебного дня появилась в российских школах на основе западного опыта. Помощник президента РФ Владимир Мединский в марте 2022 года предложил внедрить эту практику, открыто опираясь на американские традиции. Поддержал идею и министр просвещения РФ Сергей Кравцов. 

Единой государственной системы патриотического воспитания в США нет, однако есть некоторые ее элементы. Помимо поднятия флага, ученики произносят клятву верности государственной символике и штату. В 1943 году Верховный суд США запретил принуждать детей к чтению клятвы: произносить ее или нет — свободный выбор каждого.

На уроках у американских школьников тоже развивают патриотические чувства. Учебники по истории США полны примеров героизма американцев, с их помощью у детей формируют принцип «действовать, как герои США; действовать во имя США». Во время занятий школьники изучают цитаты лидеров государства, разыгрывают костюмированные сценки. Широкое распространение получили уроки-дебаты на гражданскую тематику. 

Чувство патриотизма прививается детям и вне учебы. В США существуют ветеранские организации, которые сотрудничают со школами, например, «Американский легион» и «Ветераны зарубежных войн». Они проводят встречи, где беседуют о патриотизме и военной подготовке. Школьникам организуют экскурсии в музеи и на выставки, посвященные достижениям американской культуры. Совместные походы туда проводятся как в течение учебного года, так и на национальные праздники.

Существует также и скаутское движение школьников — организации, которые занимаются общественно полезной деятельностью. Большой акцент внутри них делается на военную подготовку. Например, скаутам организуют поездки в воинские части, где юноши могут пообщаться с офицерами и посмотреть на боевую технику.

Множество мер по воспитанию патриотизма в детях порождает высокий уровень национальной гордости. О том, как школьников учат патриотизму, мы поговорили с Софией, ученицей 8 класса школы в штате Калифорния:

— Как проходит процесс «патриотического воспитания» в твоей школе?

— Вообще в нашей школе нет как такового понятия «патриотического воспитания». Я думаю, что это и не нужно. Оно слишком ограничивает человека в его мыслях, подвергает постоянному контролю. Патриотическое воспитание не согласуется с принципами свободы. У нас есть отдельные мероприятия, которые можно назвать «патриотическими». Мы читаем клятву американскому флагу каждое утро, изучаем историю своей страны, узнаем о событиях, ставших поводом для государственных праздников, например, Дня независимости.

— А как относятся к ребятам, которые отказываются участвовать в таких мероприятиях? Например, не поют гимн.

— К ним относятся точно так же, как и ко всем остальным. Никакой дискриминации нет. Может быть, есть отдельные случаи насмешек со стороны одноклассников, но это уже из сферы того, что в школах, увы, существует буллинг. Но я не сталкивалась с тем, чтобы кого-то унижали за «не такой взгляд» на патриотизм.

— Слышала ли ты от учителей мнения, которые отличались бы от официальной позиции вашего государства?

— Да. Есть даже конкретный случай. В моем штате запретили аборты, и некоторые учителя открыто выражали свое несогласие с этим. Таких было, конечно, немного, но в определенных случаях они могут не соглашаться с официальной позицией, да.

— Ощущаешь ли ты, что в школах США превозносят над другими странами?

— На самом деле нет. Нам рассказывают о недостатках страны, о ее слабых местах не реже, чем рассказывают о ее достоинствах. Это позволяет понять, что никакая страна не лучше или хуже другой: у каждой есть свои плюсы и минусы. Да и превозносить целую страну будто бы и не нужно. Главное в государстве — это его люди, а талантливые, уникальные люди есть в каждой стране.

Опасности более патриотического воспитания

Мнения, выраженные в колонках мнений, принадлежат автору.

На прошлой неделе президент Трамп объявил о своей последней попытке обратиться к правым избирателям, менее чем за два месяца до президентских выборов 2020 года.

Внедрение «более патриотического воспитания» грозит дальнейшим игнорированием важности изучения социальных вопросов в образовании. Гуманитарные и социальные науки позволяют учащимся развивать способность критически мыслить, подвергать сомнению авторитет и решать проблемы социальной справедливости, неравенства и расы

Обе области борются с неопределенностями и сложностями, которые возникают у людей, одновременно увеличивая сочувствие и понимание друг друга.

По словам Трампа, «патриотическое воспитание» включает в себя «проамериканскую учебную программу, которая прославляет правду о великой истории нашей страны» и побуждает учителей знакомить учащихся с «чудом американской истории». Он хочет избавиться от «десятилетий идеологической обработки левых», которую он назвал оскорблением отцов-основателей страны.

На протяжении всей своей речи в прошлый четверг Трамп делал конкретные выпады в адрес студентов университетов, которые «завалены критической расовой теорией». Далее он сказал, что это «марксистская доктрина, утверждающая, что Америка — порочная и расистская нация, что даже маленькие дети замешаны в угнетении и что все наше общество должно быть радикально преобразовано». На самом деле эта академическая теория является основой, с помощью которой расовые вопросы изучаются в социальных и гуманитарных науках.

Нападки Трампа на критическую расовую теорию во времена упадка гуманитарных и социальных наук могут поставить под угрозу достижения в нынешнем понимании расизма. Смерть Джорджа Флойда, Бреонны Тейлор, Тони МакДейда и бесчисленного множества других чернокожих из-за жестокости полиции вызвала всеобщее возмущение; результатом стал глобальный диалог и движение против системного расизма и в поддержку не только чернокожих американцев, но и чернокожих во всем мире.

Эта страна должна удвоить усилия, а не отступать от тех методов социальной справедливости, которым способствовали последние несколько месяцев. Педагоги K-12 по всей стране должны бороться с этой идеей «патриотического воспитания» и открывать учащимся глаза на мрачную историю Америки. И помимо немедленных шагов по борьбе с планами Трампа по «более патриотичному» образованию, все учащиеся должны иметь более глубокое историческое понимание глубоко укоренившегося системного расизма в нашей стране; это могло бы принять форму требований к общему образованию, которые позволяют учащимся проходить курсы гуманитарных и социальных наук, основанные на критической расовой теории.

Комиссия 1776 года — это последняя попытка Трампа подтвердить и без того плохое понимание Америки нашей собственной истории. Соединенным Штатам нужны молодые умы с адекватным пониманием прошлого и навыками критического мышления, чтобы изменить настоящее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий