Воспитание детей в современной семье статья

Семейные ценности в современных реалиях

Для детей семья – это то место, где развивается характер, закладываются жизненные принципы, основы физического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья для каждого из ее членов может выступать как положительным, так и отрицательным фактором. Ребенок нигде не получит столько заботы и внимания. Одновременно с тем, ни один иной социальный институт не способен нанести столько вреда.

Из-за тяжелого прессинга экономических и политических проблем, снижения уровня жизни отцовские и материнские роли перераспределились. Урбанизированный образ жизни придает семье новый характер, эмоциональный контакт между младшими и старшими нарушается. Внутрисемейные отношения характеризуются повышенной конфликтностью, следствием чего является высокий уровень разводов.

Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи. Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию.

Рост количества семейных разводов

Замечание 3

Одной из наиболее значимых проблем воспитания в современной семье, является возрастание числа разводов. Данная проблема приводит к тому, что ребенок воспитывается в неполной семье, у него формируется неправильная модель семейной жизни.

Кроме того, сам процесс развода, зачастую проходит в череде ссор и выяснений отношений, которые видит ребенок. Для ребенка нет ничего ужаснее в жизни, чем наблюдать за тем, как ссорятся и расходятся его самые любимые и дорогие люди.

Порой развод ставит ребенка в положение выбора, ему необходимо определиться с кем из родителей он хочет остаться. Довольно часто такой выбор сделать сложно, так как ребенок в равной степени любит обоих родителей, а необходимость его все-таки сделать приводит к неврозам.

После развода ребенок не только сам переживает произошедший разрыв, но и видит, как тяжело морально и физически тому родителю, с которым он остался жить. Как показывает практика, в основном дети остаются с мамами, которым приходится очень много работать, чтобы прокормить и одеть детей, обеспечить их необходимый уровень жизни. Все это действует угнетающе на ребенка.

Решение данной проблемы видится в предварительной психологической и нравственной подготовке будущих родителей. Осуществлять данную подготовку необходимо с самого раннего возраста. Особенно она будет эффективна, если ребенок изначально воспитывается в дружной и благополучной семье, где родители любят и уважают друг друга. В дальнейшем, в своей семейное жизни, ребенок будет ориентироваться на ту модель семьи, которую ему показали родители.

В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности.

3 Советы родителям по воспитанию детей

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

  • Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
  • Будьте терпеливы.  Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
  • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
  • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
  • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

Контролировать себя ради дитя.

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Плохой пример.

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь

Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми

Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Советы по воспитанию современных детей:

Ограничьте использование телефона или компьютера. Приучайте детей к тому, что такого рода развлечения не право, а поощрение за заслуги: помощь по дому, усердную учебу, хорошее поведение

Так у ребенка появится мотивация к труду, вы приучите его к монотонной, но важной работе, воспитаете в нем помощника и самостоятельного человека.
Начните с себя – чаще общайтесь со своими детьми: ходите вместе гулять, прочитайте с ними книгу, рисуйте, лепите из пластилина, покатайтесь в парке на роликах – что угодно, главное найти тот вид деятельности, которым понравится заниматься и малышу, и взрослому. Ребенок растет очень быстро, не теряйте времени зря – дарите ему возможность проводить время с Вами, пока он в этом особенно нуждается.
Введите режим дня, ведь дисциплина – это основа здоровья

Недосыпание, неправильное питание, сидячий образ жизни, отсутствие прогулок на свежем воздухе – все это негативно сказывается на растущем организме ребенка и на его психологическом состоянии. Дети всегда знают, что хотят получить, но у них еще не выработана сила воли, чтобы ограничивать себя от того, что им мешает или вредит. Эта задача ложится на плечи взрослых.
Стимулируйте ребенка больше проводить времени на прогулке – техника не заменит ему живого общения. Социальные навыки в современном мире очень важны, человеку трудно прожить без умения знакомиться с новыми людьми, общаться, спорить, договариваться. Коммуникабельность закладывается в ребенка с самого раннего возраста и улучшается по мере его взросления.
Научите детей различать «хочу» и «надо». Не все наши желания будут исполняться по щелчку пальцев, чем раньше малыш это усвоит, тем лучше. Есть то, что нам делать не хочется, но необходимо, «не нравится» или «скучно» – не должны стать аргументами для того, чтобы избегать своих обязанностей.

Современные технологии воспитания детей

Известный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер прекрасно описала золотую середину необходимых правил поведения. Для более удобного описания и наглядности она разделила их на четыре зоны, каждой из которых присвоила свой цвет: красная, зеленая, желтая и оранжевая. Метод разделения правил на четыре категории очень удобен для того, чтобы найти комфортный баланс между излишней строгостью и попустительством. Кроме того, современная технология распределения правил поведения по цветным зонам позволяет гибко реагировать на изменение потребностей ребенка в соответствии с его возрастом. Рассмотрим более подробно метод цветных зон Юлии Борисовны Гиппенрейтер.

К красной зоне относятся все те вещи, которые категорически нельзя делать. Здесь не может быть никаких уступок, действует абсолютный запрет. Поэтому в эту зону входят такие опасные для ребенка действия, как игра с огнем, поглаживание незнакомых собак, переход дороги без взрослых и тому подобное. Хорошо, если родители объясняют, почему этого нельзя делать и к чему может привести нарушение правил.

В оранжевой зоне находятся правила, которые можно нарушать только при особых обстоятельствах. В повседневной жизни они обязательно соблюдаются, но порой случаются исключения. Если дома установлены четкие правила, где спит ребенок и когда ложится спать, сколько времени проводит за играми и когда учит уроки, то в особых случаях их можно нарушить. Например, когда на день рождения родители позволяют немного дольше поиграть на компьютере, или бодрствовать дольше на Новый год. Или случаи, когда больного ребенка забирают спать к себе, чтобы присматривать за ним во время сна.

Следующая зона – желтая. Она намного свободнее, чем две предыдущие. Здесь у ребенка появляются первые проблески свободы, он может выбирать для себя самостоятельно, как действовать в той или иной ситуации, и все же, находясь в рамках определенных ограничений. Например: «Ты можешь сесть за уроки сейчас, или через час». Как видим, выбирать время можно, в определенном промежутке, но уроки сделанными должны быть, здесь уже нет вариантов.
Такие возможности ограниченного выбора развивают самостоятельность, и позволяют ребенку почувствовать себя более взрослым, приучая к порядку и самодисциплине.

И последняя зона является зеленой
. Гиппенрейтер разместила там все, что ребенок может делать по своему усмотрению и пользоваться полной свободой действий, не оглядываясь на родителей. Сюда входят выбор игр, книг, кружков и друзей. Конечно, степень свободы в значительной степени зависит от возраста и определенных индивидуальных особенностей, поэтому нужно это также учитывать.

Изобилие благ

Современные дети растут в комфортных условиях. Вкусная еда, красивая одежда, новейшие гаджеты – родители, познавшие времена дефицита, хотят максимально дать все лучшее своим чадам. Ребенку достается все легко, не за какие-либо заслуги, а просто так. Поэтому он не может оценить по достоинству усилия, которые прилагают взрослые, чтобы его порадовать.

Также обстоят дела и с нематериальными потребностями ребенка – зачастую его желания исполняются сиюминутно и по первому требованию. Мы берем детей на руки на прогулке, хотя они не могли устать за пять минут медленной ходьбы, чуть ли не бежим домой, если ребенок сказал, что немного проголодался. Это приводит к тому, что дети привыкают к повышенному комфорту, им трудно перенести малейшую стрессовую ситуацию.

Способность отложить свои потребности на второй план очень важна во взрослой жизни. Без нее сложно представить себе успешного человека.

Средства и методы физического воспитания дошкольника

Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни

Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

  • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
  • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
  • формирование выносливости, быстроты и ловкости.


Состав физического воспитания – описание

Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

  • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
  • приобретение спортивного снаряжения – турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
  • определения ребенка в специальные спортивные секции.

Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

  • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
  • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
  • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.

Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.


Занятия физкультурой – важный элемент развития

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.

Мне нравитсяНе нравится

Ошибки семейного воспитания – причины проблем

Специального кодекса, помогающего воспитать идеального ребенка, не существует, но можно выделить типичные ошибки, ведущие к проблемам в воспитании.

Непонимание

Родители предъявляют к отпрыску требования, которые не согласуются с его характером, «давят» на ребенка, заставляя соответствовать каким-то своим представлениям. Это вызывает упрямство, способствует развитию замкнутости, отстраненности.

Ожидания родителей должны отвечать возможностям ребенка. Он не должен заниматься музыкой или усиленно изучать английский только потому, что этого хотят амбициозные родители.

Неприятие

Может происходить из-за несвоевременной беременности или потому, что родители хотели мальчика, а родилась девочка. Неприятие может появиться на фоне раннего отлучения от груди, когда малыша отдают в ясли или поручают няне

У него снижается жизненный тонус, возникают страхи, если с ним строги не по возрасту, проявляют недостаточно ласки и нежности, в общении акцентируют внимание на отрицательных чертах, не замечают положительных качеств

Отсутствие гибкости

Часто наблюдается у родителей авторитарного склада. Они предвзяты по отношению к ребенку, навязывают свое мнение, не допускают альтернативных решений.

Непоследовательность

Встречается между родителями, когда требования отца и матери не совпадают или родители наказывают, а бабушка с дедом жалеют и попустительствуют. Непоследовательным может быть поведение одного взрослого, когда в обращении с детьми допускаются крайности: обещания и их невыполнение, тотальный контроль и полное безразличие.

Чрезмерная эмоциональность

Недовольство родителей обрушивается на ребенка, что в дальнейшем приводит к возбудимости или наоборот, к заторможенности. Излишне тревожные родители паникуют по любому поводу, страдают навязчивыми страхами, опекают, вмешиваются с советами и предостережениями.

Доминантность

Властные родители требуют безоговорочного подчинения, категоричны, не приемлют самостоятельности, все контролируют, применяют физические наказания. Такая тактика не приводит к порядку, лишь к усталости, грозит нервными срывами.

Гиперсоциальность

Отношения в семье испытывают дефицит тепла, эмоциональности. Ребенка боятся испортить, поэтому выдвигают множество требований, которым он должен соответствовать. Ему не прощают слабости и оплошностей, детская жизнь лишена непосредственности, веселья. Все идет по плану, расписано до мелочей, подвергается тщательному анализу.

Задачи и цели воспитания детей

Семейное воспитание представляет собой целую систему педагогических и образовательных мероприятий, сформированных в условиях каждой конкретной семьи. Это сложная система, на которую влияют наследственные и биологические факторы (например, здоровье детей и родителей), материальное и социальное положение, семейные ценности, количество членов семьи, условия проживания. Все эти обстоятельства органично переплетаются, приводя к различным результатам.

Особенности семейного воспитания могут быть самыми разнообразными, однако основные задачи семьи едины для всех и состоят в следующем:

  1. создание оптимальных условий для роста и развития детей;
  2. защита крохи в социально-экономическом и психологическом смысле;
  3. обучение детей полезным прикладным навыкам в самообслуживании и содействии окружающим;
  4. воспитание у малыша чувства собственного достоинства.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, исходных трудовых навыков, становление моральных и эстетических норм, эмоциональное и физическое состояние – все это зависит от близких крохи, от его семьи. И первыми воспитателями малыша являются те, кто больше всех на него влияет – его родители.

Технология семейного воспитания в каждой отдельно взятой семье отличается своими методами. Собственный пример, взаимодоверие, возможность дискутировать в спорных случаях, любовь и сочувствие, взаимоуважение и соблюдение семейных традиций, уровень контроля – все это элементы родительского воспитания.

Какие бы стили семейного воспитания не использовались, основными принципами должны оставаться:

  1. гуманное и милосердное отношение к маленькому члену семьи;
  2. привлечение крохи к совместной деятельности;
  3. доверительные и оптимистичные отношения с малышом;
  4. последовательность требований;
  5. готовность помочь малышу.

Факторы личностного воспитания

Реализуя личностные задачи воспитания детей в семье, можно выделить два главных фактора:

  • наследственность: генетическое строение;
  • обучение через влияние внешнего окружения.

Установить взаимосвязь между этими факторами — нелегкая задача. Еще сравнительно недавно было принято придавать большее значение генетической наследственности, чем другим факторам, но данные последних исследований, проведенных в специализированных центрах США, Японии и Европы, ясно демонстрируют огромное влияние обучения на процесс развития.

С одной стороны, ребенок знает, что он должен сделать, чтобы выучить язык и даже два или три одновременно, потому что основные инстинкты облегчают изучение языков самым удивительным способом.

С другой стороны, внеся в компьютер всю информацию о том, что нужно человеку, чтобы он мог говорить, от строения уха и особенностей слуха до определения вибраций голосовых связок, движений языка и т. д., и установив необходимые связи с мозгом, обязательные для целостного развития речи, мы бы поняли, что одного компьютера недостаточно для разработки этой сложной программы

Мы столкнулись бы с наиболее трудной проблемой акустической инженерии, даже не принимая во внимание необходимые связи с мозгом

И все же дети решают эти проблемы без помощи и предварительного объяснения того, как это делать. Они отлично знают, что должны делать, и не нуждаются ни в какой формальной инструкции. Им просто нужно жить с кем-то, кто знает язык.

Взаимосвязь между окружающей средой, обучением и развитием человека изучалась тысячи лет. С одной стороны, много веков назад сам Аристотель поставил интересные вопросы по этой проблеме в своих работах. С другой стороны, появилась относительно молодая наука генетика, по своему трактующая актуальные проблемы семейного воспитания. Речь идет об исследованиях монаха-августинца Г. Менделя (в 1856-1865 годах), которому мы обязаны рождением этой науки, хотя его гипотезы оставались незамеченными до 1900 года, пока их не подтвердили де Вриес, Корренс, Чермак независимо друг от друга.

Впоследствии исследования, осуществленные благодаря открытию доктором Эвери в1945 году дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), которая обеспечивает хранение наследственного материала, и позже, в 1953 году, открытию Уотсоном и Криком структуры ДНК, привели к новому повороту в развитии генетики.

Учения о роли так называемых «сензитивных периодов» и «основных инстинктов», помогающих в реализации задач воспитания в современном обществе, предопределяют значительный прогресс в будущем. Они помогают распределить влияние родителей и воспитателей по своим законным местам в противоположность теориям Руссо и Джона Дьюи, в которых утверждается, что в развитии человека «все проистекает изнутри, то есть от чувств и инстинктов, и ничего извне» (Руссо), и что воспитание — это «постоянная реконструкция опыта, через которую дети решают свои проблемы. Главным образом они представляют собой проекты, которые дети постоянно затевают самостоятельно» (Дьюи). Обе теории теперь вошли в историю и больше не считаются обоснованными. Сейчас актуальны иные проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Невозможно в абсолютном выражении оценить относительное превосходство генетики над обучением в личностном развитии, потому что многое зависит от установок и влияния окружающей среды. Например, в случае близнецов, которые имеют одинаковый набор генов, влияние двух радикально отличающихся внешних условий может иметь решающее значение для обучения.

Генетическая наследственность предопределена зачатием. Пока что родители, мало, а точнее, ничего не могут сделать, чтобы что-то улучшить или изменить. Их роль – реализация задач семейного воспитания, опираясь на особенности современных реалий.

Важно заметить вариативность влияния генов на различных уровнях физического развития, обучения и воспитания. Родился ли ребенок физически сильным или слабым, высоким или низким — все эти характеристики будут иметь прямое отношение к любой его спортивной или физической активности

В сфере решения современных задач воспитания, то есть внешнего воздействия, прежде всего родители и семья могут сыграть решающую роль. Но они должны знать, как правильно оказать помощь в нужный момент.

Проблемы современных родителей в воспитании детей

В современных школах еще нет такого предмета, как основы психологии и родительства. Поэтому многие мамы и папы, воспитывая ребенка, действуют в рамках своего характера и предыдущего опыта, что может создавать проблемы не только гармоничному развитию ребенка, но и обстановке в семье в-целом.

Схема разделения правил по цветным зонам, предложенная Юлией Борисовной Гиппенрейтер, очень наглядная и практичная. С данной схемой полезно ознакомиться, особенно молодым родителям, для которых эта информация является очень актуальной. Но только прочитать, чтобы потом забыть – недостаточно. Гораздо лучше будет проработать схему Гиппенрейтер на практике. Это поможет лучше понять свой подход к воспитанию, взглянуть на него со стороны и оценить уместность правил и требований к ребенку, которые существуют в вашей семье. И, конечно же, прежде, чем эти правила станут обязательными для ребенка, родители должны точно согласовать их между собой.

Для практического внедрения метода Юлии Гиппенрейтер вам понадобится лишь листок бумаги и ручка. Идеально, если листок разделен на четыре части по цветам, но это не обязательно.

Первый этап – распределение всех существующих правил вашей семьи по четырем зонам. Он вовсе не является простым и требует определенных мыслительных потуг. Как показывает практика, не все родители могут четко обозначить, чего они, собственно, хотят от ребенка и в какую зону записать правило. Если для взрослых трудно понять, как должен вести себя ребенок, то откуда же ему самому это знать?

Свой вариант этого списка может составить каждый из родителей по-отдельности или оба вместе

Это неважно. Важно, чтобы окончательный список был приемлемым для всех членов семьи – включая бабушек и дедушек, если они принимают активное участие в воспитании ребенка

Итак, после записи и обсуждения, переходим к заключительному этапу – попробуйте сместить правила. Переместите их на высшую или низшую зону. Так можно проверить, действительно ли нужна особая твердость и дисциплинированность в определенных вопросах. Возможно, у ребенка слишком много запретов в жизни? Это все нужно обдумать и найти лучшие варианты, если они нужны, пока не дойдете до такого списка, который вам нравится.

Готовый список необходимо периодически пересматривать: смягчать или ужесточать какие-то правила, переводя их в другую категорию, или добавлять новые – ведь ребенок растет, и у него меняются потребности, обстоятельства жизни и степень собственной ответственности.

Проблемы воспитания: современные реалии

Неоспоримый факт: человечество живет в эпоху перемен, и кто-то скажет, что это более важные изменения, чем все известные прежде.

Как утверждает Элвин Тоффлер, мы можем наблюдать «рождение новой цивилизации». Но если мы изучим последствия этого рождения, то чувства многих родителей можно выразить лишь одним словом — это замешательство.

Скорость изменений во всех сферах жизни за прошлые десятилетия побила все рекорды. Это современные реалии, и задачи воспитания детей в семье изменяются в соответствии с этой данностью.

То, что было новым вчера, сегодня уже считается устаревшим. Научные открытия и достижения в биологии, генетике, цифровых технологиях или робототехнике превосходят все возможные ожидания.

Изменилась система координат, а вместе с ней изменились проблемы и задачи воспитания: семья, школа и окружающий мир подверглись процессу эволюции. Родители, которые зачастую вынуждены работать вдали от дома, отдают своих детей в детские сады, рассматривая этот шаг как меньшее зло. Дом остается пустым, а внешняя среда врывается в интимную сферу семьи настолько, что замещает ее.

Одна из проблем семейного воспитания заключается в том, что многие дети проводят больше времени перед телевизором, чем с родителями. Школы вместо того, чтобы оказывать услуги семье, навязывают собственную программу обучения, которая не всегда согласуется с убеждениями и пожеланиями родителей и часто противоречит исповедуемым ими ценностям.

Это происходит не только потому, что изменились внешние обстоятельства. Образовательные дисциплины, вступив в головокружительную гонку, вошли в новую фазу, делая большие шаги вперед, к новым открытиям. Это естественно: как только обнаруживается новая болезнь, она распространяется, и запускается механизм действия/ реакции с противоядиями, созданными, чтобы бороться с ней.

Для разработки новых задач семейного воспитания и были учреждены центры изучения современных методологий: восемь — на факультетах университетов США, два — в Японии и по одному — в Швеции, Бельгии, Франции и Болгарии.

Идеи образовательных систем Древней Греции и Древнего Востока, применявшиеся тысячелетиями, открываются заново, пересматриваются в ином свете, изучаются и получают дальнейшее развитие. Сегодня древнейшие и самые современные науки объединились, чтобы улучшить мир, который нас окружает. С опорой на учения об основных инстинктах и сензитивных периодах жизни человека были разработаны передовые инструменты и инновационные методологии.

Они обеспечивают новые ресурсы, открывают иные перспективы и дают надежду родителям, которые не имеют возможности посвятить воспитанию слишком много времени.

В дополнение к этому реализация главных задач современного воспитания, решение проблем межличностных отношений и коммуникаций, подходы к командной работе, формированию ответственности, использованию времени, контролю качества, профессиональной этике, установлению дружеских отношений, системе мотивации и т. п. способствовали повышению производительности и улучшению трудовой деятельности. Большинство принципов, лежащих в основе этих методов, могут быть применены и к воспитанию детей в семье.

Реализуя задачи и решая проблемы, не забывайте, что семейное воспитание — это наука и искусство. Искусство, потому что не существует непреложных правил, каждый случай отличается от других и обстоятельства жизни каждого человека уникальны. И в то же время это наука, которая предполагает техники, процедуры и навыки, нуждающиеся в изучении и требующие временных затрат. Эго знание не врожденное, и того, чему мы научились у наших родителей в плане образования, сегодня недостаточно, а иногда это может быть контрпродуктивным.

Мы не можем согласиться с тем фактом, что один из четверых детей не соответствует образцам, которым следует свободный и ответственный человек. Логично предположить, что из четверых детей все четверо вырастают благополучными, и обратное может быть только исключением, которое подтверждает правило о том, что мы должны быть независимыми.

Если для того, чтобы быть хорошим бизнесменом, необходимо иметь «менталитет бизнесмена», то, чтобы воспитать человека, нужно иметь «ум педагога». Современное общество часто пренебрегает воспитанием воли (в том числе привитием детям навыков этичного и нравственного поведения, понимания того, что значит быть свободным и ответственным). И еще, как родители мы несем ответственность за передачу ценностей из поколения в поколение в их подлинном смысле и истинном измерении.

Шлепать или не шлепать ребенка?

Шлепки как метод воспитания детей переходят из поко­ления в поколение во многих семьях. Но родителям необходимо знать, что большин­ство специалистов в области воспитания детей раннего возраста, сходятся на том, что бить детей бес­полезно. Отшлепанный ребенок вряд ли решится повто­рить проступок, чтобы не получить вторую порцию, однако подчинится он только из страха. Таким обра­зом, дети познают разницу не между «хорошо» и «пло­хо», а между тем, за что их отшлепают, и тем, за что шлепать не будут. И они редко усваивают приемы само дисциплины.

Шлепки имеют и другие негативные последствия. Во-первых, это пример насилия. Дети, которых бьют в воспитательных целях, как правило, потом применяют физическую силу против сверстни­ков, а позднее против собственных детей. Во-вторых, ре­бенок усваивает, что удары — лучший способ победы в споре. Это лишает его возможности узнать другие, менее болезненные способы справляться с раздражением и гневом. Шлепки также демонстрируют торжество большой грубой силы над маленьким и слабым. Этот метод воспитания унижает достоинство и ребенка, и родителей.

Кроме того, шлепками можно нанести серьезные те­лесные повреждения, особенно в порыве гнева.

Няню и других людей, которым вы поручаете уход за своим ребенком, следует предупредить, что его ни в коем случае нельзя бить или применять иную физическую форму наказания.

Некоторые специалисты (и родители) полагают, что, если ребенок еще очень мал и не понимает слова, в опас­ных ситуациях его можно шлепнуть по попке, например, когда малыш выскакивает на мостовую или после стро­гого предупреждения подходит к горячей плите на кух­не

Смысл состоит не в том, чтобы причинить боль, а в том, чтобы срочно привлечь внимание ребенка к серьез­ности ситуации. Такой шлепок следует объяснить: «Если ты выскочишь на мостовую, тебя задавит машина»

Но тогда, когда станет ясно, что малыш все понимает, физи­ческое воздействие перестает быть оправданным даже в тех случаях, где речь идет о его безопасности

Но тогда, когда станет ясно, что малыш все понимает, физи­ческое воздействие перестает быть оправданным даже в тех случаях, где речь идет о его безопасности.

  • Честно предупредите. Если вы настигли ребенка в момент, когда он собирается совершить что-нибудь нехорошее, или уже делает это, предупредите: «Если ты не прекратишь, пока я сосчитаю до трех, то я…» Затем, разумеется, вам следует сдержать обещание, иначе ваши слова лишатся всякого смысла. В ситуациях, которые могут окончиться печально, например малыш пытается что-то разбить, лезет в горящий камин или свешивается из окна, необходимо вмешаться немедленно, не тратя времени на предупреждения.
  • Объясните, за что наказываете. Даже самый маленький ребенок может понять, что вы отобрали игрушку, потому что он швырнул ее в сестру. Или поставили его в угол, потому что застали в момент, когда он обрывал листья фикуса. Просто, доходчиво объясните ребенку, за что он получил наказание.
  • Не откладывайте наказание. У детей короткая память и еще короче концентрация внимания. Вполне может быть так, что, когда вы закончите гневную тираду, ребенок уже забудет, за что его наказывают. Если за обедом вы лишаете малыша десерта, потому что он в чем-то провинился утром, можете быть уверены: никакой связи в мозгу у ребенка, в возрасте от 1 года до 3 лет, между проступком и вашим наказанием не возникнет.
  • Повторите, за что наказываете. Когда наказание уже позади, в воспитательных целях, неплохо коротко напомнить о событиях, которые привели к нему. Например, малыша вполне можно спросить: «Ну, так за что тебя посадили на стульчик?», хотя в большинстве случаев, пока ребенок не станет чуть старше, отвечать на этот вопрос придется вам.
  • Простите и забудьте. После того как ребенок «расплатился» за свое поведение, жизнь должна вернуться в нормальное русло. Ни затаенная обида, ни нравоучительные воспитательные нотации со стороны родителей не допустимы. Не должно быть также усиленного внимания или задабривания, иначе ребенок подумает, что вы раскаиваетесь в том, что наказали его.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий