Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Как взаимосвязаны

Вопрос взаимосвязи, пропорции и приоритета биологической и социальной основ в структуре человеческой личности является открытым и полемичным. В некоторой степени проблематика выходит за рамки психологии и затрагивает биологию и философию.

В психологии существуют различные подходы и концепции, объясняющие соотношение природного и социального начал или доказывающие доминирование одного из них.

Представители биологизаторских концепций считают, что уникальность личности определяют в первую очередь природные факторы, такие как темперамент, задатки и т. д. Недостаток такого подхода — неспособность обоснованно объяснить происхождение творческого потенциала человека.

Социологизаторское направление, наоборот, не принимает во внимание биологическую сторону личности и превозносит значение социальных факторов. По утверждению представителей направления, источником формирования личности человека являются внешние условия

Они аргументируют свои убеждения следующими примерами: ребенок перенимает манеры других людей, совершает освоение социальных ролей, а люди, относящиеся к разным культурам, отличаются поведением и соблюдением собственных традиций. Социологизаторская направленность имеет слабые места: к примеру, не может раскрыть механизм формирования различных индивидуальностей в одинаковых социальных условиях.

Своеобразным компромиссом стали двухфакторные теории детерминации развития личности, убеждающие в ее биосоциальной природе. К примеру, распространенной идеей стало разграничение двух подструктур личности, образованных под воздействием соответственно биологического и социального факторов. В частности, существует мнение, что личность разделяется на две составные части:

  1. «Эндопсихику» — основана на природном начале, соотносится с нервно-психическим механизмом человека, охватывает память, мышление, особенности восприимчивости и т. д.
  2. «Экзопсихику» — складывается под влиянием социального фактора, ориентируется на взаимодействие человека с внешней средой, включает в себя интересы, знания, навыки, склонности, идеалы.

Среди двухфакторных теорий наибольшее распространение получили теория конвергенции двух факторов и теория конфронтации двух факторов. В. Штерн, разработавший первую из них, считал, что личность является детищем как социума, так и наследственности. Ее развитие — итог соединения заложенных природой данных и внешних условий. В основе теории конфронтации двух факторов, представленной в работах З.Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, лежит положение о противостоянии биологического и социального начал в структуре личности.

Взаимосвязь и соотношение наследственности и внешней среды также рассматривают:

Теория взаимодействия. Воздействие природного и социального факторов обуславливается их взаимовлиянием.

Теория совместного вклада. Личностное развитие — следствие взаимного влияния биологических предпосылок и внешней среды

При этом определение степени важности вклада каждого фактора признано нецелесообразным.

Ряд подходов основан на признании биопсихосоциальной природы личности, добавляя к ее структуре еще и психическую составляющую.

Однако в общем биологические особенности человека, заложенные генетические характеристики анатомического и физиологического строения воздействуют на его индивидуально-психологические свойства. Но биологическая составляющая в личности человека преображается в социальную. Природные элементы в структуре личности содержатся как социально обусловленные компоненты. Биологические и социальные составляющие пребывают в целостности и не могут выделяться в отдельные подструктуры личности. 

Что значит биологическое и социальное в структуре личности человека

Определение

Личность — социальное качество человека, которое формируется в результате его деятельности, взаимодействия с другими людьми, общения и отображающее меру вовлеченности индивида в общественные отношения.

Если индивид является биологической сущностью человека, то личность — социальный индивид. Человек, получивший комплекс социальных качеств, считается личностью.

Определение

Структура личности — сочетание социально важных и устойчивых свойств человека, сформировавшихся в процессе его развития и проявляющихся при различных обстоятельствах.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

К этому понятию относятся как физиологические особенности человеческого организма, так и психологическая специфика человека.

От рождения ребенок обладает естественными анатомо-физиологическими возможностями для развития личности, но во время общения, связи и взаимодействия с внешней средой приобретают социальный опыт. Следовательно, в процессе личностного развития задействованы две движущие силы — наследственность и социальная среда.

К биологическим, генетически предопределенным проявлениям личности относятся:

индивидуальные характеристики психических процессов (память, внимание);
биологически заданные свойства (темперамент, инстинкты, задатки).

Социальные компоненты личности:

  • социально определенные признаки (нравственные установки, потребности, интересы);
  • личный опыт (приобретенные знания, умения и навыки, привычки).

Психические свойства личности на протяжении жизни меняются под влиянием биологических процессов, но в большой мере под воздействием внешней среды, в особенности воспитания и самовоспитания.

Проблема социального и биологического в психическом развитии индивида

Проблема психического развития личности занимает центральное место в психологической науке. Она принадлежит не только возрастной и педагогической психологии (хотя здесь она является организующей для всех ее проблем), но и так или иначе причастна к проблемам других психологических

Термин «функциональная система» в настоящее время используется в широком смысле. Эта проблема имеет принципиальное значение и для общей теории психологии, без ее тщательной проработки немыслимо полноценное развитие теории.

Пожалуй, нигде больше ограниченность и бесполезность односторонних концепций не становится столь очевидной, а необходимость системного подхода к их решению — столь острой.

Изучая психическое развитие человека, мы в первую очередь сталкиваемся с соотношением биологического и социального. В истории науки исчерпаны практически все возможные формально-логические связи между терминами «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие рассматривалось и как совершенно спонтанный процесс, не зависящий от биологического или социального; и как производное только от биологического или только от социального развития, или как результат их параллельного воздействия на индивида или взаимодействия и т.д..

Концепции спонтанного психического развития рассматривают их как полностью определяемые собственными внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном просто не возникает в этих концепциях. Человеческому организму здесь отводится в лучшем случае роль «вместилища» психической деятельности, находящейся вне его. Что касается социума (особенно культуры), то в лучшем случае признается его модулирующая и направляющая функция, но не более того, т.е. он также выступает лишь как внешний фактор по отношению к психическому развитию индивида.

В биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, что четко следует за этим развитием, как один из его атрибутов; все особенности психических процессов, состояний и характеристик человека здесь пытаются вывести из биологических законов. Таким образом, очень часто используются законы, открытые при изучении животных, без каких-либо корректировок, которые позволили бы учесть особенности развития человеческого организма.

Часто в этих концепциях для объяснения психического развития индивида привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляция), согласно которому в развитии особи в основных чертах воспроизводится эволюция вида, к которому эта особь принадлежит, пытаются найти в психическом развитии индивида повторение этапов эволюционного процесса в целом или, по крайней мере, основных этапов в развитии вида.

Конечно, при желании здесь можно увидеть некоторые внешние аналогии, но они еще не приводят к выводу, что принцип рекапитуляции действителен по отношению к ментальному

Хорошо известно, что в биологии широко обсуждается биогенетический закон. Иногда ее даже объявляют «биологической мифологией» (Эрлих и Хольм). Тем не менее, большинство биологов принимают этот закон или, по крайней мере, считают его правдоподобным в определенных пределах. Такие концепции являются типичным случаем неуместного расширения сферы действия закона о биогенетике.

Идея рекапитуляции не чужда и социологическим концепциям психического развития личности. Только здесь она представлена «несколько иначе: утверждается, что духовное развитие личности в общих чертах повторяет, воспроизводит основные этапы исторического процесса развития общества, прежде всего его духовной жизни, культуры.

Пожалуй, наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн; в предложенной им трактовке принцип рекапитуляции включает в себя как эволюцию психики животных, так и историю духовного развития общества в ее реализации в развитии отдельного человека.

Сознание

Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека. 

 В сознание входит ряд функций:

  • познание, путём восприятия органами чувств;
  • отношения к миру людей;
  • эмоциональные составляющие (переживания, чувства, воспоминания);
  • регулирование поведения в обществе.

В структуру относятся следующие элементы:

Бессознательное – процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах.
Массовое сознание – общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях.
Самосознание – осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность. 
Самопознание – постижение собственных физических и психологических особенностей.
Самооценка –  носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная).
Поведение – поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации.
Поступки – действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств.

​​​​​​​

Что такое человек?

Для того чтобы понять биологическое и социальное в личности человека, сначала следует понять, что же такое человек. Философия и другие науки дают очень разные определения, которые схожи в основном, но формулировка у них очень разная. Для того чтобы не запутаться в этом, приведем наиболее емкое и точное определение. Человек – это комплексное понятие, которое означает принадлежность к роду человеческому, которая индивидуально и в разной степени сочетает в себе биологическое и социальное начало. Если выражаться другими словами, то получается, что человек является биосоциальным существом.

Природные и социальные черты в человеке

Антропогенез и социогенез находятся в нераздельном взаимодействии друг с другом. Невозможно отделить развитие человека от развития общества.

Точно также невозможно разделить биологические и социальные движущие силы в развитии человека. Из сочетания этих двух процессов возникает антропосоциогенез.

Наконец, мы подобрались к самому главному. Что такое человек? Часть этой мозаики уже на столе.

Мы подробно рассмотрели, что природные и социальные факторы играют важнейшую роль. Соответственно, биосоциальная сущность человека является главным компонентом картины.

Социальная среда играет немаловажную роль в обретении человеком человеческого. Тем не менее генетические факторы также формируют психику человека, его наклонности и задатки.

Например, генетика смогла выявить определенные гены «любви» и «удовольствия», которые отвечают за проявления чисто социальных признаков поведения.

Биологическая сущностьСоциальная сущность
Человек принадлежит к высшим млекопитающимЧеловек не мыслит себя вне общества (входит в социальные группы)
Формирование тела и мозга является результатом природных процессовЧеловек формируется в обществе (труд, речь, мышление)
Человек обладает инстинктамиЧеловек способен подавлять и регулировать инстинкты
Потребность в пище, воде, сне обусловлены биологическими процессамиЧеловек обладает социальными потребностями (общение, развитие, признание)
Анатомия и физиология (мышцы, кровеносная система, нервная система)Человек способен вносить изменения в свое физиологическое строение под воздействием социальной среды (пластические операции под влиянием понятия о красоте)

Биологическое и социальное в человеке

Любая природная предрасположенность человека может реализоваться только в социальных обстоятельствах.

Даже близнецы в процессе взаимодействия в обществе приобретают индивидуальные черты (привычки, вкусы, интересы).

Таким образом, биологические особенности являются предпосылкой существования человека, тогда как социальные — составляют саму сущность человека.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Проблема биологического и социального, генотипического и средового в психическом развитии и поведении человека

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологии и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае индивид предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда пишет все развитие индивида от начала до конца. Сторонники этой концепции связывают не только сущность человека, но и все человеческое существование с влиянием социальной среды. На этих позициях в нашей стране когда-то стояли люди, которые боролись с генетикой как с «буржуазной» наукой.

Вторая концепция включает в себя различные биологически мотивированные доктрины. В частности, к ним относятся расистские теории, утверждающие естественное превосходство одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность человеческого генотипа происходит не на расовом (или любом социальном) уровне, а на индивидуальном. В природе не существует расового, национального или социального генотипа. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, которые пытались объяснить общественную жизнь на основе дарвиновского учения о естественном отборе.

По мнению современных социобиологов, «теория генетической и культурной коэволюции» должна в корне изменить понимание природы человека. Его суть заключается в том, что процессы органической (генетической) и культурной эволюции человека происходят вместе. Гены и культура неразделимы в своей коэволюции. Однако главная роль в этом процессе отводится генам. Они являются конечными причинами многих человеческих поступков. Таким образом, человек действительно является объектом биологического познания. Вот как И.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологической основы всех форм социального поведения….. У всех животных, включая человека». Основные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентных» целей, возникших вне его биологической природы.

Однако было бы неправильно объяснять развитие и поведение человека в основном в терминах и рамках биологии. Как мы уже отмечали, биологическое и социальное в человеке тесно переплетены. Однако младенец, попавший в ловушку животных условий существования, даже если он физически выживает при благоприятных обстоятельствах, не становится человеком. Для этого человек должен пройти определенный период социализации. В связи с этим можно только согласиться с суждением, что: «Ребенок является кандидатом в люди только в момент рождения, но он не может стать им в изоляции: он должен научиться быть человеком в общении с человеческими существами» . Другими словами, вне социальных условий биология сама по себе не делает человека человеком.

Другой аспект влияния социального на биологическое в человеке заключается в том, что биологическое в человеке проявляется и удовлетворяется в социальной форме. Естественная биологическая сторона человеческого существования опосредована и «очеловечена» социокультурными факторами. Это относится и к удовлетворению таких чисто биологических потребностей, как деторождение, еда, питье и т.д. Однако следует отметить, что гуманизация природы не всегда означает гуманизацию на практике. Как человек, в отличие от животного, способен удовлетворять свои естественные потребности в извращенной форме, так и общество способно негативно влиять на естественную среду обитания. Это влияние — не просто факт, а серьезная глобальная проблема, решение которой связано с самим выживанием человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Экспериментально-генетический метод
  2. Индивидуальные различия памяти у людей
  3. Взаимосвязь качества жизни и локуса контроля у женщин в декретном отпуске
  4. Психолого-педагогическая коррекция отсутствия определённых интересов
  5. Представители феноменологической модели образования
  6. Жизненные ситуации и активность человека
  7. Виды темперамента
  8. Куклотерапия как метод психологической коррекции
  9. Психологический диагноз и его виды
  10. Исследование смысложизненных ориентаций личности в период взрослости

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

логическое и аналитическое мышление;

потребность в социальном взаимодействии;

культурное и духовное развитие;

умение строить и создавать инструменты для труда;

способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Важные вопросы в обществе

Биологическая и социальная природа человека должны сосуществовать, а не бороться

Общество должно обращать внимание не только на развитие социальных качеств человека, но также на его биологическое совершенствование. Именно поэтому один из основных вопросов в обществе — здоровье всех его членов. Только биологическое здоровье может позволить человеку стать активным членом общества, создать крепкую семью, бороться за что-то, достигать высот, совершенствоваться, улучшать окружающий мир

Если нет этого базового фактора, то социальная жизнь будет безразлична человеку

Только биологическое здоровье может позволить человеку стать активным членом общества, создать крепкую семью, бороться за что-то, достигать высот, совершенствоваться, улучшать окружающий мир. Если нет этого базового фактора, то социальная жизнь будет безразлична человеку.

Здесь прослеживается очень интересная взаимосвязь. Мы выяснили, что без здоровья человеку ничего не нужно в жизни. Самое интересное состоит в том, что если индивид полностью здоров, но лишен социального окружения, то он не только теряет свои навыки, но также деградирует на биологическом уровне. Другими словами, человек, лишенный общества, не только нравственно разлагается, но также теряет свои физические преимущества. Во многих случаях это служит тому, что люди начинают демонстрировать антисоциальное поведение, проявлять агрессию и совершать преступления.

Благодаря социуму человек может реализовывать свою естественную природу, но также он обязан подчиняться законам общества, в котором он живет. Человек должен понимать, что общество – это не что-то далекое и непонятное, а это мнение каждого отдельного индивида, который тоже желает выразить себя. Выступая против общества, индивид не только нарушает общую гармонию отношений, но также наносит большой урон себе, ведь он забывает, что также является частью общества.

Виды деятельности

1. Игра– важным является процесс, а не результат, индивид осмысляет итог действия.

2. Учение – процесс, направленный на овладение знаний, умений, навыков.

3. Труд – деятельность, направленная на достижение целей, для удовлетворения собственных потребностей.

4. Общение – взаимодействие людей, основанное на обмене и передаче информации.

Общение включает в себя следующие функции:

  • Информативно-коммуникативная – предполагает формирование, обмен и приём информации. Делится на 3 уровня: на первом происходит выравнивание различий в информированности людей, второй этап заключается в передаче информации и принятии решений, а третий – стремление понять другого человека.
  • Регуляционно-коммуникативная – отвечает за урегулирование поведения человека. В ходе общения осуществляется регуляция не только собственного поведения, но и поведения других.
  • Аффективно-коммуникативная – эмоциональное поле человека, выясняется отношения человека к окружающей среде.

Субъектами общения выступают:

  • Реальные партнёры;
  • Иллюзорные партнёры (домашние животные, растения);
  • Воображаемые партнёры (разговор с самим собой).

Цель общения – то, ради чего происходит коммуникативный процесс:

  • Передача и получение информации;
  • Организация совместной деятельности людей;
  • Укрепление межличностных отношений.

Средства общения – те каналы, по которым происходит передача информации:

  • Устная речь;
  • Письменная речь;
  • Органы чувств.

Смотрите также:

  • Мировоззрение, его виды и формы
  • Виды знаний
  • Мышление и деятельность
  • Потребности и интересы
  • Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Проблема врожденного и приобретенного

Одним из вариантов проблемы социального и биологического, является проблема врожденного, т.е. детерминированного генетически, и приобретенного, т.е. сформировавшегося в ходе жизнедеятельности, под воздействием среды. Данная проблема поднимается во многих науках о человеке, в том числе и в психологии, для которой проблема генезиса большинства феноменов стоит особенно остро.

Как ни удивительно, но такие традиционно биологизаторские направления как психоанализ или бихевиоризм, в формировании психического склада человека, его привычек и индивидуальных особенностей отдавали предпочтение среде

Так психоаналитики одними из первых обратили внимание на важность ранних детских лет и переживаний в складывании личности человека, его психологических травм, защит, комплексов. Бихевиористы хотя и рассматривали процесс научения и социализации человека по прямой аналогии с процессом дрессировки животных, отрицая существование сознания, личности и каких-либо еще нематериальных психологических феноменов (кроме поведения), также отдавали первенство факторам среды. Дж

Уотсон, основатель бихеовиоризма, говорил о том, что может вырастить из ребенка кого угодно от гениального врача, до гениального вора

Дж. Уотсон, основатель бихеовиоризма, говорил о том, что может вырастить из ребенка кого угодно от гениального врача, до гениального вора.

Вместе с тем клинические подходы указывают на определенную значимость биологических, врожденных факторов. Так наследственность является значимым фактором риска для большинства психических расстройств, включая различные формы зависимости. Наследственность играет большую роль в формировании задатков. Темперамент как динамическая основа психической деятельности также наследуется более чем на 80%, в то время как характер, напротив, задается средой.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

  • особая структура мозга и строение черепа;

  • умение прямо стоять и ходить;

  • отсутствие плотного шерстяного покрова;

  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий