Методы социального воспитания

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Методы социального воспитания

Методами социального воспитания в педагогике являются:

  • социально-экономические;
  • психолого-педагогические;
  • организационные;
  • самовоспитание и перевоспитание;
  • арт-терапия.

Методами работы социального педагога являются способы взаимодействия между специалистом и воспитанником, направленные на решение определенной социальной проблемы.

Процесс выбора методов, средств, форм и приемов социально-педагогической работы, находится в зависимости от поставленных задач, содержания социально-педагогической деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанника, специфики его окружения, уровня образованности, адаптивных возможностей, а также профессионального мастерства педагога.

Общепризнанная классификация методов социального воспитания в педагогике:

  1. По отношению к направленности методов:

    • формирование взглядов, понятий, суждений и т.д.
    • формирование стремлений и эмоциональных чувств;
    • формирование навыков самовоспитания;
    • формирование общепризнанной модели поведения, привычек, деятельности, взаимоотношений с окружающими.
  2. По характеру взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

    • методы общения и взаимодействия;
    • методы организации различных видов деятельности;
    • методы поддержки и опеки;
    • методы формирования навыков самореализации и индивидуальной коррекции деятельности.
  3. По характеру влияния окружающей среды на личность воспитанника: методы общения, взаимодействия, тренировки, диалога и т.д.

При рассмотрении методов социального воспитания с точки зрения профессиональной деятельности социального педагога, выделяют:

  • диагностические методы, направленные на выявление социальных ценностей конкретной личности;
  • методы профессионального взаимодействия с воспитанниками;
  • организация эффективного социально-педагогического процесса;
  • формирование сознания и самосознания личности;
  • оказание стимулирования на деятельность и поведение воспитанника;
  • организация разнообразных видов деятельности;
  • социально-экономические методы;
  • организационно-управленческие методы.

Замечание 1

Эффективность использования каждого из указанных методов зависит от профессионализма и мастерства социального педагога. Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в виде специально разработанной системы.

Выбор методов социально-нравственного воспитания

Одним из самых важных в работе педагога является метод наблюдения. Педагог с помощью дневника фиксирует основные моменты взаимодействия личности в коллективе школы, в семье, а также склонности ребенка к труду и обучению. Для подготовки дневника составляется план наблюдения в различных ситуациях. Педагог изучает школьные документы, характеристики, медицинскую карту ребенка. Выделяют несколько форм наблюдения:

  • Включенное (когда ребенок взаимодействует с педагогом),
  • Систематическое (проводится циклично, долгое время и беспрерывно),
  • Несистематическое (педагогом рассматриваются только внезапные, экстремальные условия воздействия на личность),
  • Ситуативное (выбирается конкретная ситуация – повседневная/экстремальная в семье, школе).

Следующий по значимости &#8212, метод беседы. В непосредственном контакте ребенка и педагога может открыться мировоззрение воспитанника, его проблемы и трудности. Педагог должен профессионально подойти к диалогу, так как от правильной реакции ребенка зависит степень доверия в беседе.

Читайте еще: Как воспитать ребенка личностью

К беседе необходимо тщательно подготовиться, вопросы должны быть четкими, но при этом не задеть ребенка. Каждый вопрос должен быть логичен и последователен

Ключевые вопросы следует расположить в середине диалога, чтобы не акцентировать не них внимание. Беседа требует от педагога собранности, концентрации и полного погружения в проблему ребенка

Метод анкетирования выступает отчасти аналогом беседы. С помощью грамотной анкеты и ключевых вопросов можно понять проблему и выяснить причины её возникновения. Анкетирование бывает:

  • Закрытое (с выбором вариантов ответа),
  • Открытое (большое количество вопросов, частично требующих письменный ответ ребенка).

Метод интервью способствует получению информации на определенную заданную тему.

Метод тестирования сможет заинтересовать ребенка и направить его мысли на нужную социальному работнику тему. Тесты могут быть рисуночными, цветовыми, а также представлять собой личностные опросники.

Методы поддержки личности используются, когда ребенку нужна помощь в сложной жизненной ситуации. Социальный педагог помогает ему понять свои эмоции, сделать правильный выбор при сложившейся проблеме.

Методы преодоления конфликта способствует разрешению споров сразу в нескольких малых группах: семье, школе. Педагог выслушивает мнении сторон, помогает прийти к согласию, помочь ребенку в преодолении проблем в общении.

Методы воспитания на природных началах способствуют еще и творческому развитию личности. Это может быть создание кружков, формирование групп для походов, проведение мероприятий по созданию экологически чистых продуктов и другие.

Методы социального воспитания

Социальное воспитание – это специально организованная деятельность, направленная на формирование социально значимых навыков, знаний, умений и качеств личности. Для достижения своих целей социальное воспитание применяет разнообразные методы и приемы.

Одним из основных методов социального воспитания является пример. Личный пример взрослых, преподавателей, родителей является основой для формирования ценностей и норм поведения у детей и подростков. Взрослые должны быть к ним более ответственными и заботливыми, чтобы дети видели их в роли положительного образца. Поступки и слова взрослых могут кардинально изменить представления и взгляды детей на мир.

Вторым методом социального воспитания является обучение. Образовательная система, будь то школа или университет, направляет свои усилия на развитие интеллектуальных способностей и мышления учащихся, формирование навыков самостоятельности, социальной адаптации и саморазвития

При этом, особое внимание уделяется формированию знаний и навыков, необходимых для успешной социальной интеграции

Третьим методом социального воспитания является воспитание через сотрудничество и сотрудничество. Взаимодействие между людьми и совместное решение проблем способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе, принимать общественные решения, учитывать интересы других людей.

Одним из возможных методов социального воспитания является использование педагогической перенастройки. Этот метод подразумевает изменение существующей системы ценностей и норм, а также изменение нежелательного поведения. Суть педагогической перенастройки заключается в поиске новых форм влияния и возможностей воздействовать на поведение и мировоззрение человека.

Другим методом социального воспитания является театрализация и ролевые игры. Они помогают детям понять свою роль в обществе, прожить различные ситуации и научиться адекватно реагировать на них. Такие методы игрового характера помогают детям понимать на какие взаимодействия и категории людей нужно реагировать тем или иным образом.

Каждый метод социального воспитания имеет свои преимущества и недостатки, и эффективность их применения зависит от конкретной ситуации и целей воспитания

Важно, чтобы применяемые методы социального воспитания были направлены на развитие творческих способностей и самостоятельности личности, формирование гражданских и моральных качеств, а также научили детей принимать рациональные решения и решать проблемы в социальной среде

Есть ли жизнь вне общества

Кратчайшее определение социализации – это встраивание в общество (признание иерархии и принятой системы ценностей). По словам Аристотеля, человек по своей природе есть существо общественное – то есть вне общества он и не существует.

Так ли это? Возможна ли в принципе жизнь вне общества? Навыки общения частично теряют даже взрослые состоявшиеся люди в результате длительной изоляции.

Описано множество (сотни) достоверных случаев так называемых детей Маугли, когда дети вырастают среди диких животных вне человеческого общества – с самосознанием и многими свойствами животного. Они не поддаются воспитанию – с трудом возможна только дрессировка. Речь с трудом восстанавливается только до уровня, который был достигнут до потери контакта с людьми.

Стоит отметить, что вполне социализировавшиеся люди позволяли себе проводить подобные эксперименты над детьми «во имя науки», достигнув тех же печальных результатов – понимания, что без общения ребёнок не вырастет человеком. Социализация происходит в общении и самое первое общество – это семья.

Социализация в садике

В популярной психологической энциклопедии Степанова сказано, что социализация продолжается всю жизнь, но чаще о ней говорят в детстве и юности.

Как быть с тем, что одни родители приравнивают детские садики к детским домам с волчьими законами, а другие полагают, будто социализация начинается и проходит только в садике?

Известны результаты исследований американского Национального института детского здоровья и развития человека (NICHD), что чем дольше ребёнок ежедневно находится в детском учреждении, тем больше он будет иметь проблем в поведении и общении, а также что у детей в садике повышена выработка кортизола – гормона стресса (что в принципе естественно в неестественной ситуации).

На самом деле воспитание в садике только дополняет семейное. Только так и следует воспринимать садик, потому что это неестественная среда для детей. Однако, там дети учатся общаться, а социализация в качестве образовательного направления там регулируется государственными требованиями к дошкольным образовательным программам.

Весь профессионализм педагогов направлен на развитие у детей коммуникативных компетенций – поддерживать контакты, выражать и распознавать эмоции, уважать и терпеть всех и при этом иметь высокую самооценку и пребывать в эмоциональном благополучии (звучит идеально). Естественно, что какой-то успех в этом возможен только в случае, когда родители активно сотрудничают с педагогами садика.

Опытные педагоги всегда готовы к сотрудничеству и родители всегда смогут сами у них поучиться

Следует поддерживать связь, помогать узнать педагогу особенности ребёнка и спрашивать рекомендации, на что обратить внимание дома; согласовывать требования к детям и методы воспитания

Приемы воспитания

Приёмы воспитания относятся к составной части методов. Так выражаются педагогические действия, оказывающие внешнее воздействие, изменяющие взгляды и поведение ребёнка.

Основные задачи

К основным задачам относятся:

  • формирование гражданской ответственности, уважения к окружающим людям, самоуважения;
  • развитие способности к социализации в обществе;
  • усвоение сути нравственных, моральных, правовых норм;
  • воспитание добросовестности, инициативности, соблюдения трудовой дисциплины;
  • формирование экономического мышления, навыков трудовой деятельности;
  • развитие духовных и культурных качеств;
  • развитие способностей к постоянному самообразованию.

Педагогические требования

Педагогическое требование — это метод воздействия на действия учеников, корректировка их качеств.

Поведенческие формы учеников ограничиваются чёткими предписаниями. Требования служат стимулированию или торможению деятельности воспитанника. Педагогический наказ может быть прямым — точным, определённым. А может быть косвенным — выраженным как совет, просьба, намёк. Оба помогают установить порядок, дисциплину, управляют учащимися.

Требование-совет убеждает, от требования-игры дети даже получают удовольствие, требование-просьба влияет на взаимосотрудничество, проявление доверия и уважения. Прямые запреты вызывают, как правило, негативную реакцию и внутреннее сопротивление.

Оценки

Оценка относится к методам поощрения и наказания. Её функции:

  • Регулирующая: педагог является для ребёнка неоспоримым авторитетом.
  • Стимулирующая: через оценивание ребёнок переживает свой успех или провал. 
  • Ориентирующая: учащийся осмысливает результаты обучения, полученные знания.

Оценка способствует выявлению мотивации деятельности, формирует трудолюбие, определяет эмоциональное состояние. Прямая оценка указывает на недопустимость или легитимность поступка: отрицательная связывается с негативным действием, положительная оказывает воспитательный эффект. Косвенная оценка даёт характеристику действиям иного лица. Отсутствие оценки считается недопустимой в педагогической практике, закрепляет неправильные формы поведения.

Формы и методы социального воспитания в школе

Применение различных методов и форм социального воспитания зависит от индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.

В зависимости от возраста учащихся (класса обучения), педагогами используются наиболее оптимальные и эффективные методы и средства социального воспитания. Так же большое значение имеет и его направление в каждой возрастной группе.

Основные направления социального воспитания в школе:

  1. Начальные классы – освоение групповых правил и норм поведения, формирование у младших школьников умения сопереживать.

  2. Средние классы:

    • 5-6 класс – формирование у учащихся навыков самоутверждения в различных видах деятельности.
    • 7-8 класс – формирование навыка самоутверждения в коллективе, воспитание навыков ответственного и здорового образа жизни.
  3. Старшие классы – формирование у учащихся способности к самоопределению, воспитания культуры поведения.

Основные методы социального воспитания в школе:

  • методы, направленные на формирование у учащихся сознания;
  • методы, направленные на организацию различных видов деятельности;
  • методы, направленные на стимулирование и мотивацию;

Основные формы социального воспитания:

  1. Индивидуальные формы воспитания – создание комфортных условий каждому учащемуся в зависимости от его возможностей и потребностей.
  2. Групповые формы воспитания – направлены на формирование межличностного общения и взаимодействия. Учащихся объединяют в группы в соответствии с характерными признаками, присущими учащимся. Реализуется в форме кружковой работы, самоуправления и т.п.
  3. Массовая форма воспитания – направлена на воспитание общих норм и правил социального поведения, формирование социального сознания. Достигается посредством проведения общешкольных праздников, встреч с выдающимися людьми и т.д.

Школа объединяет элементы социального воспитания, что позволяет ей стать успешным институтом социализации

Школьному образованию всегда уделялось внимание во всех странах в разные периоды истории. Только оно с поддержкой других институтов способно создать полноценного члена общества и гражданина своей страны

Особенности физического воспитания

Содержание физического воспитания представляет собой педагогический процесс, который направлен на развитие и совершенствование разнообразных функций организма, а также формирование разного рода навыков. Стоит отметить, что данное явление зародилось еще на самых ранних исторических этапах, и постоянно совершенствовалось. Данное направление нельзя недооценивать, ведь оно является основой полноценного развития личности.

В период школьного обучения содержание физического воспитания сводится к следующим положениям:

  • формирование двигательных навыков и умений;
  • укрепление здоровья, а также обеспечение нормального физического развития, соответствующего возрастным параметрам;
  • выработка у воспитанников философии здорового образа жизни;
  • формирование интереса к регулярным физическим нагрузкам, а также заинтересованности в определенных видах спорта.

Формирование положительных качеств у дошкольника

В перевоспитании ребенка дошкольного возраста могут применяться следующие приемы и методы:

  • Переубеждение (воспитатель должен продумать все аргументы в защиту своей точки зрения),
  • Переучивание (изменяется досуг и основные увлечения ребенка в позитивную сторону),
  • Переключение (привлечение ребенка к общественно полезным делам, получение им положительного нравственного опыта),
  • «Взрыв» по А.С. Макаренко (резкое психологическое воздействие, в корне меняющее мировоззрение ребенка).

В перевоспитании ребенка используются методы самовоспитания, с помощью которых достигается самостоятельное выяснение проблем, корректировка поведения, вера в свои силы, формирование здоровой силы воли и др. Дошкольники могут быть не поняты в силу неправильного выражения мыслей, неверных поступков.

Социальными педагогами применяются методы самоорганизации. Нередко ребенок не может самостоятельно контролировать течение времени, с помощью данного метода вырабатывается культура. Благодаря этому ребенок точно знает, когда он должен быть на занятиях, сколько времени отводить досугу, играм. Данный метод помогает улучшить успеваемость в школе у детей более старшего возраста.

Метод делового общения развивает в ребенке культуру ведения диалогов, умением грамотно вести светские беседы, общаться в трудных коллективах. Педагог объясняет дошкольнику, как правильно обращаться к взрослым, что делать в случае необоснованной агрессии со стороны сверстников, показывает все действия на примерах, с помощью игры.

Роль ролей в социализации

Определённые роли человек обязан выполнять в обществе (муж, жена, ребёнок, ученик, сотрудник, представитель власти и т.д.) и делать это качественно. В обществе не случайно принято выделять естественные роли – так, во многих странах есть национальные мужские и женские праздники.

Например, в Японии ежегодно 5 мая украшают дома изображениями карпа (и запускают такие в небо) – рыбы, в поведении которой важно, что ради будущего она плывёт против течения – то есть преодолевает трудности. Праздник девочек отмечают 3 марта (праздник цветения персиков) – цветы символизируют нежность, доброту, красоту и счастливый брак

Усвоение естественных ролей является неким залогом благополучия всего общества. Однако слишком часто противоестественные роли (патологических руководителей и неудачников, агрессоров и жертв, гиперответственных и разгильдяев, нерях и аккуратистов, клоунов и т.д.) навязываются в детстве.

Дело в том, что какая-то из этих ролей может из досадного ярлыка превратиться в клеймо и на всю жизнь лишить человека полноценного общения даже с самыми близкими, сделать его глубоко несчастным и передаться следующему поколению.

К деструктивным ролям относятся также инвалиды и брошенные жёны. Мамы-одиночки часто неосознанно взращивают в детях антисоциальные навыки – обидчивость и недоверие в девочках (которые торжествуют, разрушив отношения и подтвердив установку) и безответственность в мальчиках (которая также не способствует укреплению семей). Распространён опасный стереотип, что якобы воспитание детей – дело мамы, а папа отстранён (часто даже по выходным) в силу тяжёлой роли добытчика.

Ребёнок укрепляется в навязанной роли с каждым повтором неразрешённого конфликта, а они могут происходить ежедневно. Так, дети-инвалиды, воспринимаемые родителями сквозь призму своих отклонений, не только сами страдают сверх меры, но их братья и сёстры могут потерять в глазах родителей право на детство (тогда коммуникации страдают у всех).

Однако, есть счастливые примеры, из которых одним из самых ярких, пожалуй, является Ник Вуйчич, которого (без рук и ног) родители заставили воспринимать себя как абсолютно нормального и даже отдали в общую школу. У него нет проблем с социальными навыками, как и у его братьев, сестёр, жены и двоих детей.

Классификация методов социального воспитания

В науке принято разделять методы воспитания по нескольким направлениям.

  1. По направленности:
  • На сознание ребенка (формирование и изменение стремлений, взглядов, идеалов);
  • На самосознание ребенка (формирование самоорганизации, внутренние стремления к позитивному поведению);
  • На привычки и поведение ребенка с окружающими.
  1. По взаимоотношениям педагога и ученика:
  • Формы деятельности;
  • Методы взаимодействия;
  • Опека.
  1. По влиянию группы на личность:
  • Общение, диалог, перестроение, мнение и другие;
  • Формирование новой среды (другая деятельность, изменение идей, сознания, мировоззрения, смена среды/ситуации).

Использование тренингов в перевоспитании ребенка

Метод тренинга способствует развитию наблюдательности, усидчивости, умению разбираться в проблемах других людей. Ребенок переносит проблемы внутри, отвечает на вопрос «какой я?», узнает мнение окружающих («какой ты?»), в заключении чего изменяет своё поведение к людям, пересматривает свою жизненную позицию.

Для решения сложных проблем ребенка используют методы музыкотерапии. Они помогают расслабиться, направить мысли на красоту и искусство. Данный метод включает в себя проведения под классическую музыку занятий ИЗО, пение, игровую форму сеанса психотерапии. Зачастую метод применяется в интернатных учреждениях, летних лагерях, где обстановка напряженная. Музыка способствует снятию напряжения, беспокойства, чрезмерной возбудимости.

Заключение

Вплоть до старшего школьного возраста главной школой общения остаётся семья. Если бы конструктивные социальные нормы и общепринятые ценности передавались только в детских образовательных учреждениях, то детдомовские дети должны быть самыми социализированными и воспитанными носителями этих норм. Однако, в подавляющем большинстве они несчастны и даже склонны к антисоциальному и суицидальному поведению.

Усвоенные нормы человек привносит в своё окружение в дальнейшем. Есть роли, которые надо учиться выполнять качественно и есть роли, разрушающие общество и заставляющие личность страдать. Навязанные в детстве роли (в том числе роли инвалида, брошенного, или неудачника) программируют негативные установки и делают уже взрослого человека несчастным заложником некой безвыходной модели поведения.

Напротив, открытость, чуткость и неравнодушие являются необходимым условием для полноценного общения, подлинно счастливой жизни и, как будет показано в дальнейшем, для выживания в экстремальных условиях, когда рушатся принятые моральные нормы и система формальных отношений. Следующий урок посвящён нравственному и духовному аспектам воспитания.

Рекомендуемая литература:

  • А. Фабер, Э. Мазлиш. Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно
  • У. Сирс. Воспитание ребёнка от рождения до 10 лет
  • Ник Вуйчич. Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни
  • Людмила Петрановская. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка
  • Карлос Гонсалес. Целуйте меня! Как воспитывать детей с любовью
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий