Понятие и сущность педагогического общения

Понятие педагогического общения

В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом

При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания

Виды общения

Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело

Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие “педагогическое общение” было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

К проблеме трактовки термина “педагогическое общение” обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.

Понятие педагогического общения

Автор

Трактовка термина “педагогическое общение”

1

А.А. Леонтьев

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся .

2

Л.Л.Товажнянский, О.Г.Романовський, В.В.Бондаренко

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты .

3

И.А.Зимняя

Педагогическое общение как форма педагогического сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся .

4

В. А. Сластенина

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности

5

Коджаспирова Г. М. 

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе

В зарубежной педагогике и психологии педагогическое общение основано на господствующем в западной культуре принципе индивидуальности и характеризуется доминированием лидерства педагога в системе общения с учащимися. И это, несмотря на пропаганду равенства мнений учащегося и педагога. Также необходимо отдельно выделить, что во всех западных странах существует дистанцирование педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: Преподаватель несет стопку учебников или тетрадей в Азии кто-нибудь из студентов часто подбежит и поможет донести, что немыслимо в западной культуре обучения.

Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.

Функции педагогического общения крайне важны для понимания понятия “педагогического общения” как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:

  1. контактная,
  2. информационная,
  3. побудительная,
  4. координационная,
  5. понимания,
  6. амотивная,
  7. установления отношений,
  8. оказания влияний .

Характеристика основных функций педагогического общения

В процессе профессионального общения учителя с обучаемыми реализуются следующие функции:

  • познавательная, предполагающая получение учениками знаний о науке, природных процессах и явлениях, окружающем мире;
  • нормативная, решающая такие задачи, как выработка у детей норм, принципов и правил поведения в обществе;
  • побудительная, обусловленная получением возможности для самовыражения и самореализации;
  • регулятивная, выражающаяся в оказании влияния на воспитанников.

Кроме того, в процессе обучения происходит формирование эмоционального фона, состоящего из положительных и негативных эмоций, связанных с успехами или неудачами в учебной деятельности.

Модели поведения учителей в педагогическом общении

Выделяют следующие модели поведения учителя в общении с обучающимися:

Модель дикторская («Монблан») – педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции в этом случае сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых;

Модель не контактная («китайская стена») – очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. Барьером в данном случае могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. В результате – слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу;

Модель дифференцированного внимания («локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. При этом трудно сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом, нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог-коллектив»;

Модель гипорефлексивная («тетерев») – заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична. При этом, говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Как видно, в этой модели отрицаются какие-либо правила осуществления коммуникации, о которых шла речь выше;

Модель гиперрефлексивная («Гамлет») – противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву;

Модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения преподавателя со студентами строится по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические способности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели, как следствие – низкий эффект педагогического взаимодействия;

Модель активного взаимодействия («союз») – педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна;

Модель авторитарная («Я сам») – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо.

Список литературы

  1. Детская практическая психология. Под редакцией проф. Марцинковской Т. Д. Москва, 2001г, С.122-127.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология .- Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. Москва, 2000. С. 277.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1987 г., С. 47.
  4. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. – 1985 г, С. 85-88.
  5. Коджаспирова Г.М.. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. Москва, 2008, С. 167-169.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю.. Педагогический словарь. Москва., 2003.С. 94.
  7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучение. Москва., 1990. С.124.
  8. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения Москва : Академия, 2002, С. 93.
  9. Немов Р.С. Общая психология.Санкт-Петербугр, 2008. С. 44-45.
  10. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. 6-е изд. – Москва.: 2007. С. 312.
  11. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н.; Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений . – Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – стр. 376-380.
  • Особенности организации времени и применения техник тайм-менеджмента в практической деятельности организации.
  • Программы создания и редактирования трехмерных графических объектов (Технология создания реалистичных трёхмерных изображений)
  • Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания
  • Понятие, особенности и характеристики административно-правовых отношений
  • Факторы влияющие на цены страховых услуг
  • Русская философия
  • Управление человеческими ресурсами (Социальная роль бизнеса в России)
  • Теория денег и законы денежного обращения (Общая характеристика)
  • Проблема человека в философии
  • Стили управления в гостиничном и ресторанном бизнесе
  • система электронного документооборота
  • Риски в бизнесе. Понятие и сущность рисков в бизнесе. Классификация рисков (Понятие и сущность риска)

Слайд 12Перцептивная сторона общения проявляется в адекватном восприятии человеком себя, других; в

умении проникнуть во внутренний мир партнера, почувствовать его психическое состояние в каждый момент, в понимании и оценке партнерами друг друга с помощью психологических механизмов

Сущность педагогического общения

Сравнение, идентификация-способ понимания через уподобление, его самому себе, отождествление себя с ним, рефлексия-способ самопознания, эмпатия-понимание другого путем эмоционального вчувствования в его переживания, способность к сопереживанию, аттракция-форма познания другого, основанная на возникновении к нему положительных чувств, стереотипизация-восприятие и оценка другого через призму известного, социального стереотипа, социальным группам и т.п

Виды и их особенности

Виды педагогического общения отличаются по содержанию: принято выделять учебную, спортивную и досуговую деятельность. Также их различают по:

  • направленности — прямое и косвенное;
  • цели — целенаправленное, стихийное;
  • характеристикам взаимодействия — руководство, равноправие;
  • степени управляемости — управляемое, частично управляемое, неуправляемое;
  • способу коммуникации — опека, сотрудничество, диалог, конфликт;
  • охвату аудитории — публичное, частное;
  • результативности — непродуктивное, продуктивное;
  • продолжительности — кратковременное, длительное.

Педагог может воздействовать на аудиторию в целом, тогда говорят о фронтальном общении. Или оказывать конкретное воздействие на какого-либо ученика. Тогда говорят об индивидуальном педагогическом влиянии.

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение без сомнения обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога.

Важно выделить следующие особенности педагогического общения:

  1. По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.
  2. Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
  3. Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
  4. Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.
  5. Сочетание делового и личностного общения.
  6. Пролонгировано и может продолжаться годами.
  7. Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.
  8. Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.
  9. Полифункциональность, целенапавленность.
  10. Комплиментарность.

Слайд 62) барьеры непонимания(фонетические, семантические, стилистические, логические) Фонетический барьер возникает1. Когда говорят

на иностранном языке2. Используют большое число иностранных слов или специальную терминологию3. Когда говорят быстро, невнятно и с акцентомПреодоление :1. Внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки2. Учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе – медленнее, на юге – быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.)3. Наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией

Сущность педагогического общения

Слайд 20Такт – чув­ство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-нибудь, чему-нибудь,

создающее умение держать себя по­добающим образом (толковый словарь русского языка)Такт педагогический – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея­тельности, умение выбрать правильный подход к ученикуПедагогический такт — это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влиянияСпецифика педагогического такта мера профессионального поведения учителя, мера его действий, поступковважное условие построения правильного общения педагог-воспитанник, педагог-коллективмера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействияПедагогический такт предполагает учет личностных особенно­стей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических про­фессиональных установок педагога

Педагогический такт

Слайд 17Функции и средства общенияВ ситуации общения между педагогом и воспитанни­ком необходимо

диалоговое взаимодействиеЕсли вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собесед­ник ответит на негоЕсли вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте уче­ника в том, чтобы он высказал к ней свое отношениеЕсли вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим ученикомДелайте паузы во время беседы. Не захватывайте все “комму­никативное пространство«Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседникуЧаще повторяйте фразы: “Как ты сам думаешь?”, “Мне интересно твое мнение”, “Почему ты молчишь?”, “Ты не согласен со мной? Почему?”, “Докажите, что я неправ”

Стили педагогического общения

Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся .

В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.

Стили педагогического общения

Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.

Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.

Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.

Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации

Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен .

Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

Литература

1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для

студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП “Инновационный центр “РОСТ”, 2012.

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.

3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015

4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.

7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985

8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.

Заключение

Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения – с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.

Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками.

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности – одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность – сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий