Подростку ничего не интересно: как это исправить?

Заставить или мотивировать?

Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует. 

Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности. 

Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер,  идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению. 

И в школе, и дома говорят: «Не сдашь ЕГЭ – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.   

В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас в ОГЭ и ЕГЭ». Многим подросткам знакома такая ситуация.  

Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников:  «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…». 

Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если: 

  • уроки в школе были интересней;  
  • постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
  • в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
  • была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
  • предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
  • в школе было бы лучше развито самоуправление;
  • были доверительные отношения с родителями;
  • правильно были организованы деятельность и время;
  • дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.

Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»

Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».

Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.

Подросток не хочет учиться: заставить или мотивировать?

Посещайте развлекательные мероприятия

Вам грустно и одиноко? Тогда сходите на какое-нибудь общественное мероприятие. Вы можете выбрать себе то развлечение, которое вам больше нравится. Например, если вам импонирует искусство, то сходите на открытие новой выставки. Если вам не безразличны новые технологии, посетите выставку роботов. Любите животных? Сходите в зоопарк. Ну, а что делать, если ничего не интересно? Тогда посетите парк развлечений. В людном месте, в котором всегда царит атмосфера праздника, вам легко будет получить заряд положительной энергии. Веселитесь вместе с окружающими. Покатайтесь на тех аттракционах, на которые вы раньше не осмеливались даже взглянуть. Подобный выход из зоны комфорта поможет вам переосмыслить свои ценности и понять, что сделать свой досуг интересным и разнообразным очень просто.

Определение понятия

Данное угнетенное депрессивное состояние считается психологическим заболеванием. Оно может проявляться в разных стадиях. На начальном этапе возможно самолечение – поддержание настроения и психоэмоционального здоровья с помощью устранения проблем. Но наиболее эффективный и оперативный вариант – обращение к психологу. Специалист имеет деликатный подход к ребенку, поэтому он поможет справиться с расстройством и не создаст последствий.

Как и у взрослых, у подростков это состояние характеризуется угнетением, упадком сил, равнодушием. Пассивная общественная позиция дополняется протестом, который естественен для данного возраста. Обычно это отказ от прилежной учебы, конфликты с родителями и сверстниками, которые проходят в скрытой форме.

Так как это психическое заболевание – оно нуждается в терапии. У большинства ребят данный период проходит самостоятельно из-за поддержки близких, родителей, друзей, из-за понимания учителей и общей благополучной обстановки. Но если симптоматика не проходит и даже усиливается, необходимо оперативно обратиться к профессионалу.

Сложные взаимоотношения между ребенком и матерью могут не только влиять на самочувствие младшего члена конфликта, но и женщины. Если вы чувствуете, что находитесь на пределе, готовы сорваться и уже не можете оказать достаточную поддержку дочери или сыну, рекомендую записаться на мою консультацию.

Как стать интересным собеседником

1.Работая практическим психологом, я заметила, что люди, считающие себя плохими собеседниками – очень сильно сосредоточены на себе.

Это проявляется в таких фразах как:

  • меня никто не слушает,
  • меня никто не слышит,
  • никто меня не поддерживает.

Здесь и кроется ответ на вопрос «как стать интересным, хорошим собеседником». Просто, учиться переключать фокус своего внимания с себя на того,  кем вы разговариваете.

Люди готовы о себе рассказывать часами, днями, не останавливаясь. В условиях современной жизни все истосковались по слушателям.  О том, кто тебя послушает, не будет перебивать и выдавать свои дурацкие оценки и советы.

Именно так:  без оценочное, без советов слушание и искренний интерес к другому – это то, что со 100% гарантией делает вас потрясающим собеседником.  Таким собеседником и другом, который ВНЕ конкуренции.

2.Второй момент, как стать интересным собеседником – учиться задавать правильные вопросы. То есть, уметь грамотно потянуть человека за язык. Это так называемые открытые вопросы, например:

  • Расскажи, как это было
  • Что ты почувствовал, когда…
  • Как ты относишься к…
  • Что тебе нравится, что не нравится…
  • Как думаешь, почему…

И подобные. Это все те вопросы, на которые ваш собеседник может ответить не «да» или «нет», а дать хороший, развёрнутый ответ.

3.Третий момент, —  ПРИНЯТИЕ права другого на своё видение, своё мнение. При этом, вам совершенно не обязательно  думать так же как и он. Достаточно, если вы можете в своей душе просто признать его право видеть, думать и чувствовать так, как он считает нужным и важным для себя.

4.Четвертый момент – НЕ БОЙТЕСЬ пауз в разговоре.  Если возникла «неловкая пауза» — можно и помолчать.

 Ведь даже самые близкие закадычные друзья не болтают между собой беспрерывно. Молчание – это нормально. Расслабитесь и обдумайте, о чём ещё вы хотели бы спросить своего собеседника.

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка. Малышу с раннего детства стоит объяснить, что компьютер, телефон, телевизор и планшет – это инструменты для работы и познания, а не средство развлечения.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Сложные семейные отношения

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Груз ответственности

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано? Почему мамины честолюбивые помыслы оказались выше девичьих интересов? Признание и одобрение, недополученные в семье, ребенок станет искать в мире эльфов и мировых войн.

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать

Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе

Потрясения и стрессы

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний.

При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Что мешает мотивации старших школьников?

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
  • желание самому выбирать для изучения только те предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ;
  • предэкзаменационный стресс, разнообразные страхи; депрессивные состояния;
  • неудовлетворенность формой учебных занятий, некоторые ощущают недостаток творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • негативное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя и родителей;
  • чувство взрослости и ценность отношений;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

«Подростки думают только о себе»

В этом доме не дождешься никакой помощи», «Только о себе и думаешь» многие из нас слышат подобные фразы дома, стоит только присесть. То же самое происходит, если отвлекся, задумался, не заметил чего-то очевидного или не услышал, что тебе говорят. Это становится доказательством того, что нам совершенно начхать на всё вплоть до чувств близких людей.

Анна Жукова, мать двоих детей 30 и 13 лет, детский педагог:

«Желание обвинить ребенка в эгоизме? О да, знакомо, еще как! Ведь пресловутый „стакан воды“ уже должен начать наливаться — рукой подростка.

Когда ребенок появляется на свет, родители точно знают, что он самый лучший, самый умный, самый красивый, — так заложено природой. Мы даем ему свою любовь, тратим время, деньги, воспитываем его — и ждем, когда он вырастет, чтобы насладиться покоем и плодами своих трудов. Как только ребенок подрастает, родители с нетерпением требуют отдачи, оплаты всех своих бессонных ночей, волнений, ожиданий.

А подросток просто живет: косячит, хамит, закрывается в комнате, почти не разговаривает с родителями, а главное — больше не слушается! Родители чувствуют себя обманутыми, брошенными, обиженными, как будто их развели мошенники. Вот примерно так мы, родители подростков, себя ощущаем прямо сейчас».

И в СМИ постоянно навязывают этот стереотип: журналисты, священники, а иногда и психологи не только подтверждают, что подростковый эгоизм существует как явление, но и уверенно объясняют его причины. Например, пишут, что он связан с недостатком обязанностей, осознанием собственной исключительности и завышенной самооценкой. Что советуют родителям? Почаще загружать детей работой, чтобы было меньше времени думать о себе.

«Подростковый возраст называют кризисным, но кризис — это не что-то плохое. Кризис — это переход из одного состояния в другое. И вот с подростком как раз непонятно: он еще ребенок или это уже взрослый человек? Причем непонятно это ни родителям, ни самим подросткам. Родители из-за этой путаницы часто начинают предъявлять к подростку требования, как к взрослому, при этом не возлагая на него никакой ответственности.

Например, за ребенком всю жизнь убирали в комнате. Когда он в три года взял веник, чтобы подмести, ему сказали: „Положи, я быстрее сама сделаю“ — он привыкает, что в его комнате убирается родитель. Но когда ребенок взрослеет, оказывается, что убираться должен он сам. Но он, во-первых, скорее всего, не умеет, а во-вторых, этого нет в его привычной картине семейного уклада. Он не задумывается об этом — но не потому, что эгоистичен, а потому, что прежде ему об этом заботиться не приходилось.

Помимо этого, подростки начинают сопротивляться требованиям взрослых, которые раньше спокойно выполняли. Это происходит из-за нарастающего чувства собственной взрослости и необходимости отстаивать личные границы.

В семьях с высоким уровнем рефлексии подростковый кризис проживается максимально мягко. Это означает не отсутствие конфликтов, а конструктивное их разрешение. Ключевой момент — даже во время конфликта сохранить чувство самоуважения у подростка. При этом взрослому нужно уметь признать и свою неправоту, а то и продемонстрировать уязвимость. Тогда подросток сможет отнестись внимательно и к вашей проблеме или просьбе, вместо того, чтобы пытаться „пробить“ стену непререкаемости.

Способ №1. Спокойная беседа с аргументами

Первое, что нужно попробовать — спокойно без крика объяснить подростку, что образование важно. Конечно, в арсенале у подростков есть парочка, на первый взгляд, логичных аргументов, почему им не нужно учиться

Сейчас мы расскажем, как грамотно разбивать эти аргументы в пух и прах. А поможет нам в этом психолог Наталья Рябова, которая уже больше 5 лет работает в детском лагере, в том числе и с подростками.

Наталья Рябова — работает психологом в детском лагере с 2014 года.

Самый популярный среди подростков аргумент: «А Билл Гейтс не закончил университет и стал успешным!». Действительно, есть выдающиеся личности, которые добились успеха в жизни и без образования. Но таких людей единицы. Тот же Билл Гейтс бросил учебу не просто так, а чтобы сконцентрироваться на развитии компании. Донесите до ребенка, что успех в жизни достигается упорным трудом. А учеба, в первую очередь, учит людей быть усидчивыми, целеустремленными и трудолюбивыми. Более того, школьное образование закладывает в детях базовые знания, которые пригодятся любому человеку в жизни.

Еще один частый аргумент подростков: «Как физика, химия и математика пригодятся мне в жизни?». Попробуйте донести до ребенка, что образованные эрудированные собеседники всегда ценятся в обществе. Успешные и умные люди общаются с такими же. Возможно, химия действительно не пригодится в повседневной жизни. Но, если когда-то в компании зайдет разговор на тему, связанную с химией, а ваш ребенок сможет блеснуть своими знаниями, будет очень круто.

«Мне не интересно! Я творческая личность, хочу путешествовать, не хочу учиться!». Лучшая тактика при таких аргументах, это найти компромисс. Творческая личность? Пожалуйста, занимайся любимым делом и развивай свои таланты. Но давай договоримся, что при этом не нужно забывать об учебе. Нужно найти баланс и совмещать приятное с полезным. Ведь образование никому не помешало, даже самым творческим натурам. Хочешь путешествовать? На здоровье. Только, чтобы путешествовать, нужны деньги. Чтобы были деньги, нужно работать. Чтобы работать, нужно закончить учебу. Образование защитит тебя от непредвиденных обстоятельств и поможет найти работу в любой период жизни.

5 Просто не хочет взрослеть

Бывает, что подростки даже не могут сформулировать, почему им не хочется взрослеть. Эта проблема может глубоко сидеть в подсознании, и дойти до ее решения оказывается не так-то просто. Возможно, она объединяет все перечисленные выше причины: решения принимать — сложно, жить под опекой — удобно, в социальной сети — интересно, а взрослым быть — страшно и ни к чему, так как хочется получать удовольствие от жизни. При этом ребята стремятся внешне соответствовать взрослому образу жизни: общаться и встречаться с кем хочется, приходить домой когда заблагорассудится и т.д.

У каждого ребенка есть мечта, и родители в силах помочь ему приблизиться к ней, а значит — стать взрослее. Чтобы стать рок-звездой, нужно начать с музыкальной школы, собрать самодеятельную группу, подобрать место для репетиций. Чтобы объездить мир, желательно освоить навыки, которые дают уроки занимательной географии и секция спортивного туризма. Чтобы построить свой бизнес, можно налечь на математику, прослушать курсы юных предпринимателей и набить множество шишек на пути к мечте, но это того стоит!

Фото Анны Ковальчук | pixabay.com

Теги: взросление, подросток, психология

Анатомия зависимости

Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:

I стадия: бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.

  • II стадия: привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
  • III стадия: приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
  • IV стадия: переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении.

    Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.

Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»

Посмотрите видео психолога Алисы Плотниковой, в котором она подробно рассказывает об особенностях детской интернет и компьютерной зависимосте:

Частые ошибки родителей, когда подросток не хочет учиться

К сожалению, многие родители воспринимают в штыки несерьезное отношение подростка к учебе. Ниже мы расскажем о самых частых ошибках, которые допускают родители в этом вопросе.

Разговоры на повышенных тонах. Подростки, в большинстве случаев, считают себя уже взрослыми

Вы можете себе представить, что будете кричать на взрослого собеседника, если он скажет, что образование не важно? Главное в беседе с подростком — сохранять спокойствие и вести аргументированный диалог

Чрезмерный контроль. Если вы начнете силой заставлять ребенка делать уроки, проверять домашние задания, следить за каждым его действием, то это не только вызовет еще более негативное отношение к учебе, но и испортит ваши отношения.

Домашний арест. Пока не начнешь учиться — никаких прогулок с друзьями! Такие крайности отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка и ухудшают отношения с родителями.

Запрет заниматься внеучебной деятельностью. Например, когда родители запрещают детям посещать тренировки или другие занятия, пока они не исправят оценки. Тогда в голове у подростка точно возникнет негативная установка, что из-за учебы его лишают любимого дела.

Как вести себя родителям

Главной ценностью для родителей подростка должно стать желание сохранить отношения с детьми. Ради этого многим можно пожертвовать, но проще всего — не стараться победить, подавив подростковый бунт, не обличать и не клеймить, а попробовать прийти к пониманию и от всей души помогать вчерашнему ребенку самоопределиться и найти свой путь в жизни.

1. Принять необходимости этого возрастного этапа. 

Не просто вынужденно согласиться потерпеть, а именно прочувствовать всю ценность и потенциал подросткового возраста для личности.

2. Сохранять уважительный тон в общении.

Родители не должны позволять себе грубости и оскорблений в адрес подростка и его друзей

Также важно не обесценивать их деятельность, даже если кажется, что можно придумать занятия и поважнее. . 3

Поддерживать подростка в его увлечениях

3. Поддерживать подростка в его увлечениях. 

Не обязательно самому становиться «тиктокером»

Ценно само желание понять, что важного находит подросток в своей деятельности, задавать вопросы, проявлять интерес, радоваться вместе с ним

4. Относиться с пониманием.

В подростковом возрасте на первом месте шкалы ценностей — отношения со сверстниками. Побуждать подростка больше учиться и помогать по дому даже вредно, ведь только навыки общения способствуют обретению себя. Родителям нужно только помочь подростку пройти период активной социализации с минимальными потерями через общение и отсутствие давления.

5. Давать пространство для самостоятельности. 

У подростков очень редко получается самостоятельно выбирать, чему учиться, как строить свой день — зачастую все предопределено родителями. Фраза «я прекрасно знаю своего ребенка» опасная, она говорит об излишней опеке и контроле даже над мыслями — это путь в никуда. Подросток находится в том возрасте, когда ему нужно научиться делать выбор, ведь от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Надо давать ему такую возможность как в мелочах, так и в принципиальных вопросах. Хотя советовать не запрещается.

6. Прощать и любить, несмотря ни на что.

Когда подростки раздражают своим поведением, спасает только любовь. Хотя некоторые слова и поступки могут глубоко ранить родителей, лучше разбираться со своими травмами через терапию, а не копить обиду и не вымещать ее на детях.

При правильном течении подростковый кризис становится важным витком развития личности: формируется своя система ценностей, самостоятельность, умение решать проблемы. При этом сохраняются близкие отношения с родителями и родными. Но, если подростковый кризис сопровождался жесткой критикой, обесцениванием и контролем со стороны взрослых, негативные последствия не заставят себя ждать:

  • Если подросток не сепарировался от родителей и не установил границы, во взрослой жизни сделать это будет намного тяжелее. Обстоятельства станут жестче, взрослые обязательства будут давить, а родители уже не смогут всегда находиться рядом и поддерживать. 
  • Не совершив собственных ошибок, не осознав их последствий, подросток вырастет несамостоятельным, будет жить по чужой указке и мечтать о том, что с него снимут обязательства и необходимость принимать решения.
  • Подростковый нигилизм и реакции могут сохраниться на всю жизнь, если ребенку запрещалось проявлять себя либо эти проявления высмеивались. Тогда психика усваивает сценарий отстаивания независимости через борьбу. Происходит психологическое «застревание» в подростковом возрасте.

Дети ныряют в Нарнию, потому что там комфортно

В телефоне дети попадают в параллельный мир без забот. Там можно играть, общаться с друзьями, смотреть смешные видео. Время с гаджетами — это время, когда не нужно трудиться и быть ответственным. Взрослые делают то же самое, только проявляется это по-другому: в алкоголе, наркотиках, разговорах по телефону и в просмотре сериалов.

Все дополнительные занятия для ребенка — это преодоление себя. Нужно отвлечься от простого и понятного телефона, чтобы учить сложный английский или красиво танцевать.

Пока ребенок был маленьким, родители уделяли ему время: гуляли, учили, кормили, укладывали спать. А потом он научился делать всё это сам, и общение в семье свелось к фразам «Идем ужинать» и «Сделай потише». Выходит, что взрослые и дети не научились общаться и не знают, что делать друг с другом. У подростка создается ощущение, будто его не ждут и непонятно, что делать с этим миром. Поэтому всё свое время он тратит на телефон и не хочет заниматься ничем другим.

Опасность гаджетов состоит еще и в том, что дети не могут остаться наедине с самим собой и подумать. Для формирования цельной личности подростку нужно переваривать информацию: прокручивать в голове диалоги с одноклассниками, планировать дела на выходные. В момент, когда человек не поглощает информацию, мозг структурирует и сохраняет те данные, которые получил в течение дня. Если у мозга нет на это времени, ребенок не учится думать.

Как стать интересным человеком и личностью

Стать и оставаться интересной личностью и человеком – это навсегда уйти от самоощущения «Я скучный, я скучная». Для этого:

Чем? Да чем угодно из всего того, что вас окружает. Смотрите, с  интересом смотрите по сторонам.

 Стоит начать пристальнее рассматривать всё то, чем наполнен мир, — и вам покажется, что и девяти жизней не хватит, чтобы всё изучить. Настолько в мире много всего интересного и увлекательного.

Вспомните, как вы были маленьким ребёнком. Каким удивительным казался окружающий мир. Простые лужи были отдельной историей – летом глубокие, осенью замёрзшие по утрам. Каждый предмет изучался, рассматривался со всех сторон, и  казался чем-то особенным.

А, сейчас, когда вы выросли – вас окружают более сложные и более интересные вещи.

История, политика, музыка, литература, искусство в целом, новые знания и умения.

Делать — не переделать, читать – не перечитать.

Если до сих пор вы сидели,  скучали и сами говорили себе «Я скучная (скучный) и неинтересная», то настало время стать интересным человеком и личностью. Хотите быть интересным – разожгите в себе интерес к жизни и её проявлениям.

Не бойтесь выходить из привычного своего болотца – вашей зоны комфорта. Даже если страшно и неохота – встаньте, и идите. Да, поначалу будет не привычно и неуютно.  Но,  затем вы будете благодарны сами себе за то, что смогли поднять себя и выйти в Новое.

Ты недостаточно стремишься реализовать себя

Ты можешь задать справедливый вопрос: при чём тут самореализация? Всё просто: занятия, которые тебе нравятся, твои хобби — это то, при помощи чего ты можешь реализовать себя.

Независимо от того, чего мы стремимся достичь в жизни, именно то, насколько мы хотим достичь наших целей, в конечном итоге становится решающим фактором для их достижения. К сожалению, слишком многие люди пытаются ограничить свои желания и говорят себе и другим, что им не нужен невероятный успех.

Однако такое мышление опасно. Когда мы ограничиваем объем наших желаний, то ставим преграды тому, что мы готовы делать для достижения наших целей и успеха в жизни. Когда это происходит, мы ограничиваем сферу нашей мотивации и интереса к любой конкретной деятельности и общему чувству удовлетворения.

Отсутствие интересных и желаемых целей легко снижает нашу мотивацию и заставляет чувствовать, что нас ничто не интересует.

Профилактика

Профилактика интернет-зависимости у детей

Зачастую мы сами виноваты в формировании зависимости у маленького ребенка. Как только ребенок начинает сидеть, в руки ему дают телефон или планшет. Это приводит к сбою программы развития личности, нарушению методов познания окружающего мира и формирует интернет-зависимость.

В младшем дошкольном возрасте лучшей профилактикой будет полное исключение электронных гаджетов из жизни ребенка. В этом возрасте дети испытывают огромную зависимость и потребность в общении с родителями. Общение ни в коем случае нельзя заменять просмотром мультиков или играми на компьютере.

Если же вы включили развивающий мультфильм ребенку, смотрите вместе и комментируйте происходящее, задавайте вопросы. Такой осознанный просмотр материала несколько раз в неделю даст намного больше, чем постоянное зависание в развивающих игрушках на планшете, но в полном одиночестве.

В начальной школе, когда ребенок частично обретает свободу и выходит из-под полного контроля родителей, стоит ограничить использование компьютера.

Однако полностью исключать его нельзя. Интернет — кладезь информации. Необходимо научить ребенка использовать сеть для получения знаний и умений. Родители должны следить за контентом, который просматривает ребенок, а также установить родительский контроль на компьютере.

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Девочки в этом возрасте менее подвержены развитию зависимости, чем мальчики. Их мало интересуют он-лайн игры. Мальчишки же могут с головой погрузиться в «танчики» и другие стрелялки, забывая обо всем на свете.

Рекомендуем ознакомиться со статьёй: Как перестать откладывать важные дела на потом и всё успевать

Социальные
сети могут развить самовлюбленность в подростке. Его личная страничка, на
которой информация только о нем может привести к мысли, что весь мир крутится
вокруг него. Постоянное сравнивание своей жизни и жизни знакомых может развить
чувство зависти, неуверенности в себе.

Подростковый
возраст очень специфичен и простыми запретами тут не обойтись.

Во-первых, проанализируйте свое поведение. Дети зачастую копируют поведение взрослых. Если вы сами много времени уделяете компьютеру, ведению странички в соцсетях или он-лайн играм, то что вы хотите от своего ребенка?

Во-вторых, компьютер не должен становиться предметом поощрения. Наказывая подростка и лишая его доступа к гаджетам, вы усугубляете проблему. Интернет – это всего лишь способ получения информации, а не приз.

И наконец, необходимо научить подростка занимать себя, помочь ему открыть новые горизонты и увлечения.

Боится насмешек сверстников

Психика подростка не способна на критический анализ своей персоны. Проще закрыться или притворится тем, кем не являешься.

Например, в молодежной компании кто-то отлично катается на скейте, играет на гитаре или профессионально занимается футболом. Ребенок без каких-либо умений и талантов просто меркнет. Он не понимает, что успеху предшествуют длительные тренировки. Лучше прикинуться ленивым, чем учиться и ошибаться на глазах друзей.

То же самое с домашними делами. Друзья будут смеяться, если мама при всех попросит вынести мусор и пропылесосить.

У детей должна быть сфера обязанностей, за выполнение которых они отвечают без напоминания извне.

Что касается увлечений, то родители должны поддерживать выбор отпрыска и соблюдать личностные границы:

  • входить в комнату со стуком;
  • не обыскивать карманы и портфель;
  • не звонить каждые 10 минут, когда ребенок в компании друзей.

Тотальный контроль мешает раскрытию и психологическому созреванию личности.

Какие бывают виды подростковых страхов

У подростковых страхов разные причины и природа. Одни больше присущи девочкам, другие – мальчикам, третьи в равной степени проявляются у тех и других. Иногда их провоцирует сложная обстановка дома или в школе, неправильное поведение родителей.

Все страхи можно условно разделить на несколько видов:

  • Социальные – боязнь одиночества, наказания, ответственности, хулиганов, унижения.
  • Страх животных – собак, пауков, тараканов, змей.
  • Школьные – боязнь плохих оценок, одноклассников.
  • Физического ущерба – войны, смерти, катастроф.
  • Медицинские – боязнь врачей, уколов или заболеть неизлечимой болезнью.
  • Страх привидений – а также мистических явлений, роковых стечений обстоятельств.
  • Пространственный страх – воды, высоты, тишины.

Это лишь небольшая часть детских страхов, но и так понятно, насколько ранима психика подростка. Проблема в том, что любой страх при определенных условиях может перерасти в фобию и доставить впоследствии много неприятностей. Поэтому родителям необходимо знать о самых распространенных страхах, которые испытывают дети в возрасте от 11 до 16 лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий