Влияние социальных сетей на психику подростков

Влияние интернета на отношения детей и родителей

Психологи уверены, что отношения детей и родителей бывают зависимы от Интернета. То, что ребенок не получает от мамы и папы, он ищет в Интернете. Поиски могут затянуться, результат их может быть иным, но процесс затянет. 

Уход в сеть может говорить о реальной и очень серьезной проблеме, озвучивать которую ребенок не может родителям. 

И тем, и другим Интернет будет выдавать по запросу. Но вот задача родителей – не допустить перекоса в отношениях и ухода в себя.  

Проиграть в игру – одно дело, а вот «оторваться» на ком-то ударив или оскорбив в силу плохого насторения из-за проигрыша, — другое.

Интересоваться смыслом жизни – хорошо, а вот вступить в сообщество самоубийц – трагедия. 

Поэтому всегда следует держать под контролем действия и поведение ребенка, смотреть, чем он занимается и наблюдать изменения в поведении. 

Читайте еще: Эскапизм — что это такое и стоит ли этого опасаться?

Китай ограничивает время использования TikTok и видеоигр детьми

Фото Pixabay

Китайская версия приложения для коротких видео TikTok (Douyin) будет ограничивать его использование лицами младше 14 лет 40 минутами в день. Эта группа пользователей сможет использовать платформу с 6 утра до 10 вечера.

Они должны будет зарегистрироваться, используя своё настоящее имя, чтобы получить доступ к предназначенному для них «молодёжному режиму», который включает указанное ограничение по времени.

Douyin объяснил, что они будут рекомендовать этим несовершеннолетним «исторические сюжеты, научные разъяснения и музейные выставки», чтобы пробудить в них «интерес к определённой области», и что они «чему-то научатся» во время использования приложения.

Согласно данным, предоставленным Douyin, который, как и TikTok, принадлежит китайской компании Bytedance, в этом году количество активных пользователей превысило 400 миллионов человек.

Недавно китайские власти ввели новые правила в другом, популярном среди молодёжи, секторе видеоигр. Они ограничили доступ несовершеннолетних к онлайн-видеоиграм тремя часами в неделю после того, как официальные СМИ назвали их «духовным опиумом» и «электронным наркотиком» для молодёжи.

Согласно этому правилу, компании-поставщики онлайн-видеоигр могут разрешать доступ несовершеннолетним только с 20:00 до 21:00 по пятницам, субботам и воскресеньям.

Ребёнок в виртуальном мире

К сожалению, наука и практика все ещё находятся в поиске ответов. Под сомнением пока даже само понимание такого феномена как «интернет-компьютерная зависимость». Зависимость или аддикция, с точки зрения медицины, это все-таки биохимический процесс, проходящий в мозге человека. Глубоких теоретико-эмпирических исследований на эту тему пока недостаточно, ввиду новизны наблюдаемого явления. Интересные исследования ведутся в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) в отделении нейробиологии под руководством доктора Питера Уайброу.

Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе, а именно – выработкой дофамина – гормона «удовольствия».

Это дало основание Питеру Уайброу, назвать экраны компьютеров «электронным кокаином». Если ребенок испытывает выброс дофамина во время компьютерной игры, а играет он часто, то со временем его организм адаптируется, привыкает к «дозе». Он перестает получать тот же уровень удовольствия и возбуждения, что провоцирует играть все чаще и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превращается в порочный «дофаминовый» круг и формирует реальную зависимость на биохимическом уровне.

Исследования нейробиологов приоткрыли тайну процесса формирования зависимости, но не дали ответа на вопросы о том, как с ней бороться и есть ли подобный выброс дофамина у зависимых от социальных сетей. Дискуссии на эту тему не утихают.

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако, он вступит в силу лишь 1 января 2022 года

Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Заметьте, о зависимости от социальных сетей или гаджетов в нем нет ни слова

Место интернета в современном обществе

В современном обществе интернет играет значимую роль и занимает устойчивое положение. Люди не представляют существования без смартфонов, компьютеров, электронных систем, подключенных к всемирной сети. 

Ежедневно мы совершаем множество операций, проводимых через сеть:

оплата счетов и расчет в магазинах,

разговоры и общение,

оформление и переда документов,

запись на процедуры, услуги,

обучение,

поиск нужной информации,

работа,

удаленное управление системами (видеонаблюдение, отключение и выключение электроприборов, систем домашнего пользования),

просмотр фильмов, чтение книг и др.

Ежедневно мы узнаем из интернет-новостей о том, что происходит в мире, а из социальных сетей – о том, чем заняты наши знакомые. 

Нужна инструкция по применению какого-то средства или лайфхак на бытовую тему? Включаем интернет. 

Хотим узнать мнение экспертов или обычных пользователей о каком-то продукте (книге, фильме, отеле, специалисте, клинике и т.д.) – заходим на сайты и читаем отзывы.

Читайте еще: 5 вещей, которые ваш ребенок не должен делать в интернете

Словом, говорить о том, что без интернета жизнь была лучше, не приходится. Конечно, есть люди, которые сознательно не используют мировую сеть, но это не значит, что они не сталкиваются с ее компонентами. В любом случае они пользуются услугами, которые так или иначе связаны с Интернетом; как минимум, они: 

расплачиваются картой в магазинах,

покупают товары, заказанные кем-то на сайтах. 

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что с интернетом и его использованием не знакомы только отшельники, живущие в лесу и добывающие себе пропитание древними способами – охотой, рыболовством, собирательством. Вся остальная часть общества, так или иначе, имеет связь с интернетом. 

Ребенок в виртуальном мире

К сожалению, наука и практика все ещё находятся в поиске ответов. Под сомнением пока даже само понимание такого феномена как «интернет-компьютерная зависимость». Зависимость или аддикция, с точки зрения медицины, это все-таки биохимический процесс, проходящий в мозге человека. Глубоких теоретико-эмпирических исследований на эту тему пока недостаточно, ввиду новизны наблюдаемого явления. Интересные исследования ведутся в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) в отделении нейробиологии под руководством доктора Питера Уайброу.

Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе, а именно – выработкой дофамина – гормона «удовольствия».

Это дало основание Питеру Уайброу, назвать экраны компьютеров «электронным кокаином». Если ребенок испытывает выброс дофамина во время компьютерной игры, а играет он часто, то со временем его организм адаптируется, привыкает к «дозе». Он перестает получать тот же уровень удовольствия и возбуждения, что провоцирует играть все чаще и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превращается в порочный «дофаминовый» круг и формирует реальную зависимость на биохимическом уровне.

Исследования нейробиологов приоткрыли тайну процесса формирования зависимости, но не дали ответа на вопросы о том, как с ней бороться и есть ли подобный выброс дофамина у зависимых от социальных сетей. Дискуссии на эту тему не утихают.

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако, он вступил в силу лишь 1 января 2022 года

Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Заметьте, о зависимости от социальных сетей или гаджетов в нем нет ни слова

Опосредованное общение

Подростки – мастера затевать бурную деятельность в свободное от школы время. Если они не выполняют свою домашнюю работу, то находятся в сети на своих телефонах, отправляют сообщения, лайкают, троллингуют, прокручивают и т. д. Конечно, прежде чем у них появились аккаунты в Instagram, подростки тоже были заняты, но они чаще разговаривали по телефону или при личной встрече. Возможно, это выглядело как бесцельное шатание по торговым центрам или городским улицам, но они экспериментировали, отрабатывали навыки, преуспевали или терпели неудачу в море крошечных взаимодействий в реальном времени – делали то, что сегодня почти полностью исключают из своей социальной жизни.

Современные подростки учатся общаться в основном, глядя на экран, а не на другого человека

И здесь важно понимать, что как биологический вид, мы настроены на чтение социальных сигналов. И в этом контексте, несомненно, дети упускают очень важные социальные навыки

В некотором смысле, текстовые сообщения и онлайн-общение, конечно еще не подразумевают развитие неспособности к невербальному общению, но ставит современных подростков в условия с ограниченными возможностями чтения невербальных сигналов, где язык тела, выражение лица и даже самые мелкие виды голосовых реакций становятся невидимыми.

Что нужно делать, чтобы избежать Интернет-зависимости и пропасти между детьми и родителями?

Избежать Интернет-зависимости можно, если не пускать воспитание детей на самотек и не заниматься одновременно тотальным контролем за ними. 

Ребенок должен знать, что его любят и уважают как личность. Когда дети чувствуют, что их не контролируют, потому что им просто доверяют, они ведут себя иначе, по-взрослому, так как ощущают ответственность за все свои поступки на себе. 

Разрешите малышу смотреть мультфильмы и играть в игры, но не делайте это так, чтобы «отвязаться» от него. Договаривайтесь заранее о времени в Интернете и текущих делах, приучайте выполнять обязанности по дому, находите совместные занятия. Тогда у ребенка не будет жгучего желания бросить все и засесть за компьютер. Если он будет занят чем-то интересным с другими членами семьи или друзьями, он может и не вспомнить об Интернете. 

Также детям следует с малых лет объяснять, что в Интернете не все добрые и позитивные, что порой за милым собеседником скрывается опасный человек, цели у которого самые страшные…

Дайте возможности проявить себя подростку и в реальной жизни. Пусть он говорит о своих желаниях и чувствах, находите время его выслушать и обсудить переживания

Тогда подросток не будет увлечен виртуальными друзьями-советчиками, ему будет важно и мнение близких. 

Почему длительное нахождение в соцсетях делает вас несчастнее и как с этим бороться

Если говорить о влиянии социальных платформ на повседневную жизнь, пользователи отмечают различное воздействие. Пятёрка популярных ответов в одном из исследований выглядит так (указана доля интернет-пользователей по всему миру):

  • 57% — появился доступ к большему количеству информации;
  • 57% — стало легче общаться;
  • 50% — появилось больше возможностей для самовыражения;
  • 49% — ухудшилась защита личной информации;
  • 47% — ещё больше отвлекаются на соцсети.

14% опрошенных отметили, что соцсети повлияли на ухудшение качества жизни.

Что касается научной точки зрения, учёные проводили и продолжают проводить исследования с целью выяснить, как соцсети влияют на человека — в первую очередь на его психическое здоровье.

Часть исследователей говорит о негативном влиянии. В то же время другая группа пришла к выводу, что в ходе предыдущих попыток оценить влияние социальных сетей на психическое здоровье авторы работ применяли не надёжные инструменты, преувеличивали результаты исследования или делали слишком громкие выводы.

Влияние интернета на детей и их психологию

Интернет по-разному влияет на психологию детей и подростков. Кто-то с головой уходит в компьютерные игры и получает зависимость от них. Кто-то становится жертвой преступников, идет у них на поводу, пополняет ряды разного рода сект, преступных сообществ.

А кто-то использует Интернет для получения новых сведений, дополнительных возможностей и самореализации. 

Так называемое «игровое расстройство» было включено в «Международную статистическую классификацию болезней» в 2018 году. Текст, утвержденный Всемирной Ассамблеей здравоохранения, войдет в силу в 2022 году. 

Читайте еще: Ребенок-блогер: плюсы и минусы

Описание зависимости сформулировано как навязчивая и регулярная потребность в игре, превосходящую все прочие жизненные интересы. 

Однако, речь здесь идет сугубо о компьютерных играх, а не пристрастии к Интернету в целом. Хотя, второе уже более распространено в обществе, чем желание играть. 

Как показывает практика, в Интернет люди уходят от реальных проблем. Ребенок, который испытывает сложности в отношениях со сверстниками, родителями и родственниками, скорее всего найдет единомышленников в сети. 

Там, где он начнет общаться, его поймут и поддержат. Он получит то, чего не получает в реальной жизни.

Дети и подростки, у которых живое общение и реальная жизнь в порядке, не часто страдают от Интернет-зависимости, так как не ищут заполнения времени и душевных пустот в паутине сети. 

Плюсы Интернета

  • Оперативное получение информации. Быстрое поступление сообщений, писем и звонков.
  • Общение в режиме «реального времени». 
  • Быстрый поиск необходимой информации. Нет необходимости идти в библиотеку, выбирать часами в книгах по крупицам нужную информацию. Поисковые системы выдают ответы на запросы в течение нескольких секунд, а электронные базы данных располагают информацией на любые темы. 
  • Возможность получения видео — и аудиосообщений для организации общения, обучения и работы.
  • Упрощение бытовых дел: заказ продуктов, вещей, аксессуаров, одежды, оплата счетов. Все это экономит время и позволяет сделать быстрый и правильный выбор.
  • Выполнение рабочих обязанностей, используя систему Интернет, освободило многих людей от сидения в офисах и повысило работоспособность.
  • Люди с комплексами получают возможность самореализации, показывая свою деятельность в сети и сокращая проблематичное общение.

Читайте еще: Как выбрать увлечение для ребенка

Профилактика: как защитить от пагубного влияния

Как защитить ребенка от пагубного влияния интернета? Некоторые родители бывают категоричны и полностью запрещают детям посещать странички в сети. Психологи считают, что это не выход, хотя бы потому, что ребенок будет искать любую возможность воспользоваться сетью. Друзья, соседи, интернет-клубы, компьютерные сообщества – в ход пойдут любые уловки. 

И тогда обезопасить детей от негатива уже будет не в родительских силах. Запреты не будут иметь нужного воздействия. Лучше всего приучать к рациональному использованию интернета как информационного ресурса

Посещайте интересные странички вместе с детьми, обращайте внимание на нежелательные сайты и всплывающие уведомления, фокусируйтесь на том, что нужно вам в конкретный момент

Если вы не станете отвлекаться на просмотр других страниц, ребенок с большей вероятностью переймет эту манеру использования сети. Если же сами будете перескакивать с одной страницы на другую, он поступит аналогичным образом.

Социальная сеть «глазами» подростка

Посмотрим на ситуацию глазами школьников и представим, что же значат социальные сети для подростков:

  • возможность завести новые знакомства;
  • доступ к домашним видео, фото;
  • доступные приложения в виде игр, тестов, форумов;
  • отсутствие в современном обществе достаточных и развитых условий для развития подрастающего поколения, а интернет-сети есть все, чего душа пожелает;
  • полная открытость и раскованность в общении, поскольку для большинства подростков общение в сети складывается проще, чем в реальной жизни.

Общение в сети- что выбирают подростки?

Чтобы родители смогли нарисовать полноценную картину, они так же должны быть в курсе какие есть социальные сети для подростков девочек и мальчиков в России:

Наиболее популярная сеть Facebook была создана в 2004 году американскими разработчиками и достигла общего числа пользователей 470 млн. человек по всему миру. Главная цель – использование сети для общения, но есть и дополнительные возможности: добавление фото- и видеоматериалов, организация сообществ.

Созданная русским студентом Павлом Дуровым социальная сеть ВКонтакте набрала таких оборотов, которых никто не ожидал. Аудитория зарегистрированных пользователей на сегодняшний день превышает 25 млн. человек. Удобный интерфейс, общение по сети, возможности безгранично добавлять новые фото и видео пришлись по нраву большинству пользователей интернета.

Не уступает по рейтингам общение в соц сетях среди подлростков таких, как «Одноклассники» и «Мой Мир». Яркий, красочный интерфейс, но довольно много рекламы и платных сервисов, что само по себе отвлекает некую часть аудитории.

Социальные сети для подростков — плюсы и минусы

Психологи, педагоги и родители стремятся найти хоть какие-то плюсы социальных сетей, но их не так уж много:

  • возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых;
  • для старшего поколения есть шанс найти своих «потерянных» друзей, знакомых и одноклассников. Программы поиска ведущих каналов часто используют социальные сети как инструмент поиска объекта;
  • поиск в соц сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом, делиться жизненными переживаниями и даже найти подработку;
  • большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие, нужные и полезные экземпляры;

Влияние социальных сетей на подростков может быть отчасти как позитивным, так и негативным:

Влияние интернета на детей и их психологию

Использование интернета взрослыми людьми связано со многими причинами и потребностями (мы описали их выше). Если же рассматривать детей, возникает что может привлечь их в сети?

Дети школьного возраста могут искать информацию, нужную для учебного процесса, читать книги и получать дополнительное образование. Малыши смотрят мультфильмы, посещают развивающие занятия. И те, и другие слушают музыку, играют в компьютерные игры. 

А еще? Почему родители и психологи считают, что интернет – враг для детей, что он вызывает зависимость и разрушает личность? Как распознать, так ли это на самом деле?

Наука не может дать однозначного ответа на эти вопросы. Понятие «интернет-зависимость» не утверждено и не введено в научный оборот по причине недостаточной изученности. Ученые считают зависимость одним из процессов, возникающих на биохимическом уровне, а связь с интернетом в таком контексте прослеживается не у всех пользователей. 

Хотя мозг любителя компьютерной игры реагирует на нее так же, как мозг наркомана на очередную дозу. Сопровождается процесс выделением гормона дофамина, который, собственно, отвечает в организме за удовольствие.  

Читайте еще: 6 полезных навыков, которые дети утратили с появлением гаджетов

Так или иначе, заполучить зависимость на биохимическом уровне может любой игроман. Постоянное времяпрепровождение за игрой провоцирует человека играть все больше и больше, чтобы поддерживать уровень дофамина в крови. Если же происходит отлучение от компьютерных героев, начинается самая настоящая ломка. 

Понятие «игрового расстройства» Всемирная организация здравоохранения уже включила в перечень заболеваний, но документ не говорит, что оно относится лишь к любителям компьютерных игр. Да и вступает закон в силу только в 2022 году. Те же, кто вплотную занимается исследованием темы, утверждает, что интернет оказывает непосредственное влияние на психику детей и подростков.

В первую очередь проблемы касаются детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы во взаимоотношениях с близкими, переезд и непринятие нового места жительства, продолжительная болезнь, потеря родных, друзей, питомца. Ребенок не хочет никого видеть, не желает общаться, поэтому уходит в виртуальный мир.

Там спокойно, там есть те, кто даст совет или просто поддержит, там можно не отвечать, если не хочется, и никому ничего не доказывать. Компьютерная игра отвлекает от проблем, социальные сети дают общение. 

Предпочтения и выбор в основном зависят от возраста ребенка. Дети от 3 до 9 лет познают мир, им интересно, что и как устроено, почему работает и в чем суть. Поэтому развивающие игры со всеми баллами и бонусами увлекают их в виртуальный мир за достижениями.  

Современные игры изобилуют и заданиями, направленными на развитие практических навыков, поэтому не стоит полностью ограждать ребенка от них. Следить за временем, проводимым за игрой, обязательно. Чтобы не было конфликтных ситуаций, лучше проговаривать, когда можно играть, а когда следует заниматься чем-то другим.

Подростки больше нуждаются во внимании, поощрении, поддержке. Поэтому игры их интересуют несколько меньше, чем социальные сети. В сети ребенок может написать то, что никогда не скажет вслух. Там он может общаться, не боясь осуждения мамы и папы, если такое присутствует в реальной жизни.

Если на первый план выходят игры, то уже не развивающего, а другого плана. Некоторые содержат сцены насилия, кровь, агрессию. Некоторые разработаны как стратегии и требуют аналитики. И те, и другие способны увлечь подростка, особенно если в игре имеется соревновательный или поощрительный элемент, а также возможность продолжения на более сложном или высоком уровне. 

Играя подолгу, ребенок получает как раз ту самую привычку или игровую зависимость, проявления которой схожи с проявлением любой другой зависимости: нетерпеливость, неумение жить  реальности, агрессия, злость, лень, апатия, депрессия. 

Читайте еще: Родителям на заметку: 5 способов обмана системы онлайн-обучения находчивыми школьниками

Старшие подростки большое значение уделяют собственной внешности и отношениями с противоположным полом. Они заводят разные аккаунты, позиционируют себя как другие личности, меняют возраст, внешность. Все дело в том, что подростки ищут себя и не всегда принимают такими как есть.

Влияние интернета на отношения детей и родителей

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми всегда влечет за собой проблемы в отношениях. В первую очередь, они начинаются в семье.

Ребенок с этим вряд ли согласится. У него будут причины отрицать обвинения, но вряд ли его будут слушать, ведь то, что он не сделал, скорее всего, перевесит все остальное. 

Продолжение конфликта станет обида, уход в себя и снова в интернет. Почему? Потом что здесь, в реальной жизни его не понимают близкие люди, а там, в виртуальной полно таких же «невинно пострадавших», которые всегда поддержат друг друга.

И снова время полетело, история повторяется… 

Читайте еще: 7 веских причин забрать у ребенка планшет

Усугубление ситуации наступает тогда, когда отчаявшиеся понять друг друга «отцы и дети» переходят в этап ненависти. На этом фоне случаются преступления: убийства, нанесение увечий, побои, уход из семьи, воровство. 

Иногда причиной изменения поведения ребенка является информация из интернета, попавшая к нему не случайно. Например, подросток вступил в какое-то сообщество, которое занимается пропагандой насилия, убийств, наркотиков, экстремизма. В силу раннего возраста подросток не может распознать мошенников такого рода и поэтому попадается «на крючок». 

Педофилы, извращенцы тоже орудуют в интернете почти безнаказанно. Дети, вступившие с ними в переписку или контакт, запуганы, боятся рассказать родителям о том, что происходит, так как им угрожают.

Поэтому важно следить, сколько времени проводит ребенок в интернете и с кем общается.  Перемены в поведении и отношениях с близкими могут начинаться там.  

Контроль родителей за поведением ребёнка в социальных сетях

Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.

О чем важно помнить, когда ребёнок онлайн

Поведение ребёнка в соцсетях не становится исключением. Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете, это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.

С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.

Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него. Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.

Конечно, даже в таких условиях дети чему-то учатся. В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным внешнему контролю — это вредный психологический опыт, ведь у человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку — они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.

Как помочь подростку наладить здоровые отношения с интернетом?

Помните, что в Интернете тинейджера поджидают не только опасности, но и интересные открытия. Помните, что вашим родителям, возможно, не нравилось то, что смотрели и слушали в отрочестве вы. Возможно, они даже боялись, что ваши друзья и кумиры оказывают на вас нежелательное влияние. Вот и вам не обязаны нравиться вещи, которыми интересуется ваш потомок и остальная молодежь.

Проведите инструктаж по правилам безопасности. Для достижения баланса между реальным и виртуальным миром поддерживайте ребенка в выборе кружков и хобби, занятий спортом. Призывайте приглашать друзей домой для живого общения, по возможности помогайте с организацией их встреч и поездок куда-то. Если ребенок соглашается (скажем честно, это интересно не каждому тинейджеру), предлагайте вместе ходить куда-то или хотя бы смотреть дома кино или играть в настольные игры. Делитесь опытом, как проводили досуг в юности вы — что существовал мир без Интернета, и в нём вовсе не было скучно.

Наконец, сами пользуйтесь возможностями реального мира — занимайтесь спортом, выделяйте время на культпоходы, на прогулки. Подросток, может, вам частенько дерзит, но вы продолжаете влиять на выборы, которые он делает, просто не прямыми просьбами и поучениями, а собственным примером.

Что запомнить

1

Одинаково важно научить ребёнка переживать неудачный опыт интернет-взаимодействий и дать ему пространство для самостоятельности. Ни полное игнорирование, ни тотальный контроль над ребёнком не обеспечат ему безопасность.‍

2. Социальные сети позволяют ребёнку экспериментировать с самовыражением, а также помогают на разных этапах взросления — они становятся ещё одним инструментом для познания мира и социализации.‍

3. Несмотря на пользу, которую может приносить детям интернет, не забывайте: в сутках ограниченное количество часов, и если большую часть свободного времени ребёнок проводит в интернете, у него будет меньше возможностей для физической активности и других офлайн-занятий

В вопросе использования интернета самое важное — знать меру, потому что вредит, как правило, только превышение этой меры, которое тянет за собой проблемы со здоровьем, учёбой и общением

Депрессия

Симптомы

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Вам кажется, что, по сравнению с вашими друзьями в Facebook, у вас очень скучная жизнь; вы постоянно расстраиваетесь, читая комментарии хейтеров; вы постите печальные песни и черно-белые фотографии с философскими подписями; у вас в статусе стоит цитата из Достоевского.

Что это такое

Это расстройство, основными признаками которого считаются плохое настроение, снижение работоспособности и потеря чувства удовольствия от жизни.

Как влияют соцсети

Скорее всего, прежде чем на вас накатит депрессия, вы столкнетесь с синдромом упущенной выгоды. Этот синдром, также известный как FoMO, заставляет вас чувствовать себя недостаточно вовлеченным в интересные и важные события, которые, как назло, сплошь и рядом происходят в жизни других людей. Это вызывает снижение само­оценки и нарастание симпто­мов депрессии и тревоги. А кто не загрустит, когда Кардашьяны успевают побывать на каждом светском мероприятии и заработать по миллиону долларов на одном посте?

Вопросы и ответы

Как интернет влияет на подростка?

Интернет — часть современной жизни, и, как любые другие события, действия и происшествия в Сети могут оказывать на подростка и позитивное, и негативное влияние. Бесконечный выбор сайтов и приложений предоставляет молодому человеку огромное пространство для исследований, экспериментов, общения и самоопределения. Неразумно да и невозможно оградить его от влияния всего этого. Задача родителя — обсуждать с ребенком риски и обеспечивать информационную и эмоциональную поддержку.

Как интернет негативно влияет на психику школьника?

Избежать негативного влияния Интернета на психику младшего школьника можно при помощи установления лимитов на время, проведенное у экранов, а также специальных программ родительского контроля. С подростками же такие методы малоэффективны. Можно сравнить этап выхода тинейджера в Сеть с моментом, когда вы отпускаете ребенка помладше одного на улицу. Убедитесь, что ребенок знает правила поведения и предупрежден об опасностях. В остальном придется действовать по ситуации. Главное — не навязывать подростку правила поведения в сети по принципу «потому что я так сказала» и не ставить ограничения в гаджетах без его ведома. И обязательно помочь, если неприятная ситуация все же произошла.

Комментарий психолога Марины Рей

Человек развивается – мир меняется с огромной скоростью. Наша психика, восприятие не успевает привыкнуть к одному, как появляется уже другое. В первую очередь я говорю об информационном потоке – это одновременно счастье и наказание в современном мире. У каждой монеты есть обратная сторона и гаджеты, социальные сети, цифровые устройства в том числе приносят несомненную пользу и вызывают определённую зависимость. А что, если, мы ещё не научились жить и воспринимать это так же естественно, как горячая вода из крана, как свет в квартире или как электричество в розетки!?…Может именно поэтому сейчас у людей, в частности у подростков, вырабатывается зависимость.

Информации разной много, соц

сетей, форумов, чатов бесконечное множество, ребёнку, подростку важно не «утонуть» в этом омуте. Да, соц.сети бывают разные, но вспомните, раньше нам их заменяли: лавочки на улице,  «расписные» подъезды, «тусы на хате», бабушки на скамейки

Выражали симпатию не «лайками» на страничке, а в виде учебника по голове и дёрганье косичек и т.д.

Человеческие потребности остались прежними, просто изменилась форма. Согласитесь, что «хулиганы», «шантрапа», «гопота», «рэкет», «дворовые», компании были всегда, точно так же как «приличные компании», «хорошие ребята» т.д. Родители всегда, независимо от политического строя и экономического развития страны боялись за свое чадо, что он попадет под дурное влияние и «покатиться по наклонной», бросит учиться, научится курить и пить.

Фото Unsplash

Теперь же эти компании переместились в соц. сети, время скамеек и подъездов ушло, а смысл остался прежний, хулиганское поведение и вовлечения молодёжи в адиктивную философию жизни.  Формат изменился, но некоторые дети продолжают подпадать под влияние соц. сетей, а родители по-прежнему переживают, что ребёнок бросит учёбу, научится пить, курить и «покатится по наклонной», точно так же как есть подростки, которые не реагируют на негатив, которых не «манит» дух адикта, которым интересно узнавать, расти и добиваться.

Куда важнее задуматься об атмосфере в семье подростка, о его отношениях с родителями, близкими

Как мне кажется, в зависимости от здоровых отношений в доме, от правильной коммуникации между родителем и подростком, формируется его восприятие мира и самое важное к самому себе

Забота не только в «чистом» воротничке и борща в тарелке, но и в общении в умение слушать ребёнка, подростка, и стараться прислушиваться к его мнению, тогда никакая соц. сеть не станет зависимостью.

Как обеспечить безопасность детей в соцсетях?

Оговоримся сразу, что, по-хорошему, аккаунты в соцсетях должны появляться у детей не раньше подросткового возраста. Вероятно, вас беспокоит, что школьник может стать жертвой кибербуллинга (онлайн-травли), сексуализированной агрессии со стороны взрослых, которые выдают себя за кого-то другого, или столкнуться с агрессивной рекламой порно-продукции.

Существует также риск скомпрометировать себя в переписке, в том числе выдать мошенникам личные данные или доверить откровенные фото, в результате стать жертвой кражи личности или шантажа. К сожалению, зачастую родители начинают разбираться и разговаривать с тинейджером, а также обращаются к психологу, когда проблема уже возникла. Подростки в основной массе достаточно сообразительны, чтобы избегать тлетворного влияния и большинства перечисленных опасностей.

Тем не менее, с подростком, который начинает общение в соцсетях, нужно обсудить основные риски, проговорить возможные действия, если все-таки влип в неприятности, а также заверить, что с любой проблемой ребенок может прийти к вам за помощью и получить именно помощь, а не осуждение и ругань.

Заключение

Использование любого ресурса должно быть грамотным и рациональным. Исключать интернет и компьютер из жизни детей совершенно не обязательно, эти современные технологии правят миром, и без подобных ресурсов жить в ногу со временем нельзя. 

Правильному использованию сети должны учить родители. Разговаривайте с детьми, объясняйте положительные и отрицательные моменты интернета. Одновременно ведите активную жизнь: путешествуйте, занимайтесь спортом, найдите хобби и увлеките реальной жизнью детей. Если ребенку хорошо рядом с близкими, он не станет надолго уходить в «онлайн».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий