Педагогический этикет

Слайд 6Правила столового этикета1) Не открывать рот во время жевания, не разговаривать

с набитым ртом, тщательно пережевывать пишу, прежде чем положить в рот очередную порцию. 2) Не пить, пока не проглотите еду, за исключением случая, когда вы неожиданно взяли в рот горячую пищу. 3) Если еда горячая, не дуть на неё, прежде чем начать есть. Стараться есть и пить бесшумно. 4) В обществе хлеб едят, не откусывая от целого куска, а отламывая от него кусочки.5) Соль из открытой солонки, если в ней нет специальной ложечки, положено брать концом чистого ножа, насыпав ее после на край своей тарелки. Кетчуп или горчицу в качестве приправы предлагают только в самой непринужденной обстановке.6) Во время еды старайтесь как можно меньше испачкать свою тарелку, не перемешивайте и не размазывайте еду на ней. 7) Не ешьте руками. Вилку принято держать в левой руке, а нож в правой.

8) Если вы хотите попить или сделать перерыв в еде, то нужно оставлять вилку и нож в положении крест-накрест или “домиком”. 9) Ложку всегда берут правой рукой, если вы едите из суповой миски, ложку после еды оставляют там, не выкладывая на стол. 10) По окончании еды и перед тем, как попить, принято пользоваться салфеткой.

Разрешение ситуации

Хорошим решением для педагога и всего педагогического коллектива была бы общая  психологическая и методическая работа над темой «Гиперактивные дети», а также выработка собственной конструктивной позиции к тем, кто «не тянет программу».

Исходя из того, что в современном классе гиперактивных детей большинство, можно рекомендавать следущий порядок работы на уроке:

1. Разделите урок на короткие периоды. Например, выполнить 2-3 упражнения, потом провести небольшую дидактическую игру, вернуться к материалу урока, сделать гимнастику для пальцев.

2. Для закрепления материала лучше, если бы один и тот же алгоритм действий или тип заданий варьировался в течение всего урока.

3. На уроке материал должен даваться от части к целому. Желательно, чтобы ребенок мог это видеть графически (например, слово). Сложнее, когда речь идет о звуке, так как это абстрактное понятие.

4. Свободная атмосфера на уроке, без постоянных запретов, но с регулярной сменой деятельности. Введите проблемное обучение.

Подведем некоторые итоги.

Любой педагог должен хорошо владеть навыками позитивного решения различных жизненных ситуаций. Сама жизнь нас часто провоцирует и проверяет на компетентность, уверенность в себе и умение взаимодействовать с людьми. «Я знаю все, но только не себя», – сказал классик.

Поэтому педагог просто обязан владеть знаниями о том, как действовать в таких типовых ситуациях, таких как:

Разноуровневая группа учащихся (подгруппа «сильных», подгруппа «немотивированных», подгруппа «с наличием различных мозговых дисфункций, мешающих усвоению знаний»). Необходима дифференциация учебного материала, отдельный план обучения для каждой группы, адекватное реагирование на трудности и нехватку личного времени.
Внештатная жизненная ситуация, произошедшая в коллективе с одним учащимся или целой группой. Необходимо владение методами психологической поддержки и собственная линия поведения, направленная на стабилизацию ситуации.

Эмоциональное выгорание (свое собственное или группы учащихся)

Крайне важно владение способами саморегуляции в стрессовых ситуациях. Профилактика профессионального и личностного выгорания.

Эмоциональный вызов, провокация со стороны отдельных учащихся или коллег

Необходима внутренняя сила, чувство юмора и умение принимать, понимать любые модели поведения и переводить их к итогу взаимной пользы для всех участников.
Встреча с новым. Новые стандарты в работе, новое руководство, новые типы учеников. Опорная точка здесь — понимание себя, своих возможностей, личностных границ, сильных и слабых сторон личностей и принятие личной ответственности за переход или не переход на новый этап роста.

Слайд 4УМЕНИЕ ПОДАТЬ СЕБЯ: ЭТИКЕТ В ОДЕЖДЕ При формировании

гардероба принято соблюдать правила этикета в обществе

Важно, чтобы одежда была красивой и шла вам, но гораздо важнее, чтобы:- все детали внешнего вида органично сочетались между собой; – костюм должен соответствовать времени, месту и обстановке. Днем не принято надевать вечерние наряды, а на работу – носить одежду для отдыха;- костюм должен соответствовать возрасту, особенности фигуры;- костюм всегда должен быть чистым и отглаженным

Выходной наряд всегда должен быть в полной готовности. Формируя свой гардероб, помните, что в него должны входить обязательные вещи, такие как костюмы, строгие брюки и юбки, блузки и вечерняя одежда, а также домашние комплекты.

Слайд 5Речевой этикет 1. Приветствие Недопустимо говорить человеку старше или выстоящему по

должности в трудовом коллективе «привет», за исключением случаев личной дружбы. Приветствуя, называйте человека по имени или по имени-отчеству. Мужчины должны сопровождать приветствие друг друга рукопожатием. При встрече с дамой кавалер целует ей руку, при этом он не должен подтягивать ее к себе, а обязан наклониться настолько, насколько женщина подала руку.

2. Обращение, представление К знакомым принято обращаться по имени или по имени и отчеству. В официальной обстановке, представляя кого бы то ни было, называйте имя и фамилию. А, обращение по отчеству, например Ивановна, недопустимо.3. Просьбы Слово «пожалуйста» обязательно должно звучать во всех просьбах. Просьба так или иначе обременяет того, к кому вы обращаетесь, и в некоторых случаях стоит прибавить: «Если тебе не трудно», «Вас не затруднит?» Уместно говорить: “Сделайте одолжение, будьте любезны, вы не могли бы” и пр.

4. Прощание Перед тем как попрощаться, следует подготовить собеседника к расставанию: «Уже поздно», «К сожалению, мне пора». Затем принято выразить удовлетворение временем, проведенным вместе, например «Я рад, что мы встретились». Следующий этап прощания – слова благодарности. Можно сказать комплимент хозяйке дома, попрощаться и сразу уходить, не задерживаясь.

Реализация педагогической этики во взаимоотношениях с учащимися

В ходе своей преподавательской деятельности, педагог осуществляет взаимодействие с учащимися. Он строит с ними взаимоотношения, ориентированные на всесторонне развитие учащегося.

Педагог выступает примером для подражания ребенка

Конечно, родители остаются главными примерами, но педагог занимает не менее важное место в процессе познания ребенком окружающего мира, демонстрации его устройства и отношений с ним на собственном примере

Чтобы установить с учащимися положительные взаимоотношения, педагогу необходимо:

  1. Проявлять такт в общении. Недопустимо оскорблять учащегося, принижать его достоинство;
  2. Соблюдать правила культурного общения;
  3. Основывать свое общение на этических нормах;
  4. Не предъявлять к ребенку повышенных требований;
  5. Не повышать голос на ребенка;
  6. Исключать грубую лексику;
  7. Проявлять уважение к личности учащегося.

Все эти направления и составляют понятие педагогической этики. Их соблюдение необходимо для реализации своих педагогических навыков, применения педагогического мастерства в работе.

Педагогу необходимо выработать для себя конкретный стиль общения и построения взаимоотношений с учащимися. Он позволит сформировать авторитет в глазах детей и создать благоприятную атмосферу для обучения, познания и развития учащихся, а также выполнения педагогом своих профессиональных функций.

Педагог должен стать детям наставником и другом. Нельзя допускать взрыва эмоций и действовать, руководствуясь разумом, а не чувствами.

Рисунок 2. Этический кодекс педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все требования педагога должны быть реальными и выполнимыми для учащихся. Выражать их необходимо тактично и сдержанно. Нельзя включать эмоциональный компонент в требование. Кроме того, манера выражения требования должна быть дружелюбной и притягательной для ребенка. Это активизирует его заинтересованность в выполнении данного требования.

Профессиональная этика учителя реализуется по следующим направлениям:

  1. Проявление уважения к учащимся.
  2. Проявление любви к учащимся. Она отражает способность педагога проявлять заинтересованность тревогами и потребностями учащихся, желанием прийти на помощь и оказать поддержку в сложных ситуациях.
  3. Предоставление учащимся права на незнание. Педагог не должен выбирать любимчиков по уровню их успеваемости. Каждый учащийся личность, с своими особенностями развития и возможностями познания.
  4. Самоконтроль педагога. Нельзя позволять гневу овладеть сознанием педагога. Необходимо проявлять терпимость к ошибкам детей, независимо от того, сделаны они сознательно или нет. Также, нельзя проявлять ненависть к учащимся, даже если ребенок неприятен педагогу по каким-то причинам.

Тезисы примерного положения о нормах профессиональной этики педагогических работников

Итак, текущее положение о нормах профессиональной этики педагогических работников было разработано на основании положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” и Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”.

Ниже приведем важнейшие пункты новых норм профессиональной этики педагогических работников

Педагогические работники призваны:

  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;
  • соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;
  • воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;
  • избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность .

Отдельно планируется разработать кодекс поведения педагогов в сети Интернет.

Пока что предписания Министерства носят сугубо рекомендательный характер, но не исключено, что вскоре они станут обязательными.

В этой связи видится обязательным преподавание педагогической этики в педагогических ВУЗах. Кроме того, общие положения поведения педагога в обществе и Интернете должны доносится до абитуриентов, чтобы они заранее были готовы к своему статусу.

Литература

  1. Котигер Я, Чамлер В. Педагогическая этика. – Кишинев: Изд-во КГПУ, 1984.
  2. Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 “О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников”

Функции педагогической этики

Педагогическая этика наделена системой функций, которые и являются тем, что обуславливает её роль. В свете изучения основ педагогической этики и заявленных в августе 2019 года изменения в своде педагогической этики рассмотрим существующие группы функции и каждую функцию отдельно.

Всего на настоящий день существует три группы функций это:

  • Социальные функции
  • Профессионально- практические функции
  • Нравственно-гуманистические функции

Начнем с социальных функций педагогической этики. В эту группу входят:

  • поддержание гуманистического содержания образовательной деятельности;
  • поддержание благополучия и безопасности существования социума и т.д.

Профессионально-практические функции включают в себя систему функций направленных на профессиональное совершенствование педагога.

Профессионально-практические функции

Третья группа называется группа нравственно-гуманистических функций. Данные функции реализуются в процессе межличностного общения. Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, т.к. затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу.

Группа нравственно-гуманистических функций

Педагогическая этика – важный компонент педагогической деятельности. По этой причине она должна эволюционировать вместе с обществом и государством. В настоящее время в мир меняется. Интернет, глобализация и изменения в сфере коммуникаций требуют не только переосмысления педагогической этики, но и коррекции ее постулатов в свете меняющегося мира. Кроме того в России очень плохо отразился на образовании коллапс девяностых. Именно тогда престиж профессии сильно упал. Позднее образование пытались реанимировать, но все к чему это привело – это превращение важнейшей профессии в простую услугу. Учитель потерял в глазах учащихся свой авторитет в силу неправильного формирования общественного мнения, отсутствия молодых квалифицированных кадров и низкой оплаты труда. Однако, после 2010 года в профессию снова пошла молодежь. Но консервативность, с которой их встретила их школа, привела к ряду громких скандалов, которые отрицательно отразились на деятельности педагогического сообщества. Многие родители и общественность забыли о том, что учитель тоже человек и имеет право на личную жизнь, личное пространство

Именно это подтолкнуло Министерство образования Российской Федерации обратить внимание на устаревшие нормы педагогической этики в России и внести актуальные на сегодняшний день изменения

Слайд 7Этикет: правила поведения в общественных местах 2. В театре, филармонии, концертном

зале Современные правила хорошего тона несколько противоречивы. Раньше в такие общественные места дам должен был приглашать мужчина, сегодня считается вполне приличным, если девушка сама приглашает его на спектакль, концерт. И даже если именно она оплачивает билеты на двоих. Хорошо воспитанный мужчина должен исполнить роль галантного кавалера, всюду ухаживая за дамой

Важно приходить вовремя, спокойно раздеться, занять место, никому не мешая. Люди с безупречным воспитанием не должны ничего жевать во время просмотра

1. В музее, на выставке, вернисаже Правила поведения здесь во всем мире одинаковы и чрезвычайно просты: ходите по залам тихо, разговаривайте приглушенным тоном, ничего не трогайте руками, не подходите слишком близко к картинам и экспонатам, чтобы не мешать другим посетителям.

3. В суде, церкви, поликлинике, библиотеке Правила этикета и хорошего тона в обществе призывают вести себя в этих местах как можно тише и незаметней. Нельзя разговаривать, шуршать, жевать и ходить без особой необходимости. На обращения и вопросы следует отвечать вежливо и вполголоса.

Вопросы, которые могли бы помочь педагогу осознать свои возможности :

1.Каково ваше морально-этическое кредо на данный момент жизни?

2. Педагогическая работа для вас на данный момент — это скорее:

  • испытание,
  • способ выживания,
  • заполнения дефицита какого-либо чувства,
  • выполнение какой-либо потребности,
  • миссия
  • просто любимое дело

3. Какое главное чувство вы испытываете внутри себя, идя на работу и приходя домой?

4. К решению какой личной трудности мотивирует вас эта работа?

Педагогическая деятельность — это самый точный тест на душевное здоровье и внутреннюю этику человека. В процессе ежедневного общения мы проявляем все свои стороны личности – и сильные, и слабые, и даже не познанные нами и активно вытесняемые.  Это плод нашей наследственности, нашего воспитания, среды, в которой мы развивались, и собственного опыта.

Рекомендую к прочтению:

Этические нормы поведения трудно соотнести, но возможно, с такими проявлениями личности  как детские страхи у взрослых (страх наказания, страх быть иным, страх нового опыта), низкая самооценка и прокрастинация. Работая с этими проявлениями внутри себя, преодолевая собственную детскую травматику, педагог способен многое давать обучающимся — инструменты для преодоления трудностей, заряд позитива, стойкость и жизнелюбие. Это работа, где каждый наш шаг проходит проверку на этичность и человечность.

Этика делового общения педагога

Этика делового общения проявляется во взаимоотношениях педагога с:

  • Руководством образовательного учреждения.
  • Другими педагогами.
  • Социальной сферой – другими социальными институтами и гражданами.

Этика делового общения является важным составным компонентом профессиональной этики педагога. Она необходимо для построения продуктивных профессиональных взаимоотношений педагога с другими участниками образовательной деятельности и иными заинтересованными лицами.

Этика делового общения включает в себя ряд правил построения профессиональных взаимоотношений в образовательной сфере. К ним относятся:

  1. Мораль не имеет абсолютной истины, а среди людей не существует судей, способных порицать этическое поведение другого. Предполагается, что нельзя судить ошибки другого человека (например, коллеги по работе), а к себе требуется предъявлять повышенные требования и претензии.
  2. Отношение других к нам, их общение и этическое взаимодействие полностью зависит от нас и нашего поведения.
  3. Построение этических отношений необходимо начинать с себя.
  4. Нельзя предъявлять к другим повышенные требования и ожидать большего т.е. если человек не способен на нравственный поступок, то надеяться на его совершение не стоит.
  5. Отношение к подчиненным должно основываться на собственном желании отношения к себя руководства.
  6. Отношение к руководству должно быть таким, каким вы видите и желаете отношение к себе подчиненных.
  7. Не давать невыполнимых обещаний.
  8. Несение ответственности за свою работу.
  9. Разграничение работы и личной жизни т.е. нужно отделять рабочие отношения от личных, даже если вы работаете с друзьями, родными и иными близкими людьми.
  10. Разграничение прав и свобод всех участников образовательной деятельности.

Замечание 2

Соблюдение данных правил позволяет сформировать продуктивную систему взаимоотношений между педагогом и иными участниками образовательного пространства.

Чтобы соблюдать профессиональную этику во взаимоотношениях с учащимися и родителями, руководством и внешними институтами, педагогу необходимо непрерывно развиваться и совершенствоваться, повышать уровень своего профессионального мастерства, самообучаться и применять творческий подход к своей работе.

Слайд 2«Этикет» – свод правил поведения, принятых в определенном обществе. Он определяет

манеру поведения, подразумевает учтивость и вежливость. Правила этикета – это формальность, которую надо соблюдать.

Что же такое Этикет??

Основные виды правил этикета:Умение подать себя – правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.Речевой этикет – умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость, манера речи. Столовый этикет – манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть. Правила этикета в обществе – как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр. Деловой этикет – отношения с коллегами, начальством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести деловые переговоры и т. д.

Понятие педагогической этики

Проблема педагогической этики актуальна в век Интернета и свободных нравов. Несмотря на то, что мир меняется, педагог остается засим от общественного мнения. Каждый его шаг находится под наблюдением общественности.

Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.

Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме тог, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.

Педагогическая этика держится на трех столпах:

  • Мораль
  • Нравственность
  • Профессиональный педагогический долг

Кроме основ педагогической этики важна роль и профессиональная чести в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств учителя.

Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.

Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям.

Еще одним элементом входящим в педагогическую этику является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т.д. .

Во все времена российский учитель был носителем безупречного воспитания и должен был соответствовать ряду постулатов, которые в разные времена звучали из уст классиков:

1. Учитель обязан быть носителем глубоких и всесторонних знаний.

2. Учитель должен постоянно совершенствоваться. Если учитель перестал учиться он перестает быть учителем.

3. Учитель должен любить свою профессию

4. Учитель обязан знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные особенности.

5. Учитель должен быть гуманистом и человеколюбцем.

6. Авторитет в среде учащихся у учителя должен быть неприрекаемым

7. Учитель должен быть активным общественником, просветителем и распространителем знаний.

8. Учитель обязан быть патриотом России.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий