Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что…

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий…

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Старший дошкольник в этом возрасте почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Ребёнок шестого года жизни развёрнуто отвечает на вопросы взрослых, делает это чётко и внятно. Он может составить рассказ по картинке или по серии последовательно расположенных картинок, придумать начало и окончание истории, сказку или рассказ.

Дети этого возраста могут говорить громче и тише, быстрее и медленнее, шёпотом. Рассказывая стихи и сказки наизусть, пятилетние дети делают это очень артистично, подбирают нужную интонацию, вовремя делая остановки, предусмотренные автором. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова.

Дети продолжают классифицировать слова по группам: ёлка, берёза, осина, сосна – это деревья. Аист, ласточка, грач, скворец — это птицы. Творог, молоко, сыр, кефир – это молочные продукты. Практически все звуки дети шестого года жизни произносят правильно.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА С 6 ДО 7 ЛЕТ

В шесть лет дети свободно общаются со сверстниками и взрослыми людьми. Хорошо развитая речь к семи годам поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку 6 лет жизненно необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.

Значение речевого общения дошкольников

Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности.

Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Такое высказывание и такое общение может показаться просто констатацией действия ребенка. Но эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это показывает то, что речевое общение дошкольника расширяется, малыш начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Особенности речевого развития в данном случае показывают сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники интересуются речью и высказываниями взрослых. Они внимательно слушают, отмечают не только высказывания о них самих, не только речь, которая обращена непосредственно на них, но и с интересом прислушиваются, когда взрослые говорят с другими детьми и друг с другом.

Речевое общение у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми расширяет и углубляет мир малыша. В ходе игры со сверстниками ребенок приобретает навыки диалогической речи.

До конца посещения ДОУ речевое общение дошкольника старшего дошкольного возраста может оставаться на уровне ситуативного общения. В большинстве случаев у детей старшего дошкольного возраста вообще не сформировано речевое общение на личностные темы. И таким образом, они общаются чисто эмоционально и непосредственно, что по большому счету характеризует особенности общения очень маленьких детей. В поведении дошкольники, конечно же, не похожи на младенцев, но им больше нравится, когда взрослый их просто гладит, ласкает, а в речевом общении они часто смущаются, замыкаются в себе или даже отказываются общаться. Это естественно для малыша до года, но, когда такая форма общения сохраняется до 5 лет, то это должно настораживать, это говорит об отставании в развитии, показывает не сформированность речи.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения речевого развития. Дети могут комментировать свои действия во время определенной деятельности, но чаще всего только тогда, когда их спрашивают. Собственную инициативу в речи дети чаще всего не проявляют.

Развитие речи в старшей группе (март — апрель — май)

В старшей группе дети должны научиться правильно говорить, овладеть основными речевыми навыками и в достаточной мере пополнить свой словарный запас.

Занятие по развитию речи

Общие нормы развития речи старших дошкольников в ДОУ

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста:

  • разговаривать в соответствии с нормами языка;
  • уметь правильно и без проблем построить разговор со взрослыми;
  • владение основными правилами речевого этикета;
  • начальные умения чтения и письма.

Примеры весенних тем для проведения НОД

  • встреча весны;
  • прощание с зимой;
  • праздник мам;
  • чтение стихотворений о марте, апреле, мае;
  • пересказ рассказов о животных.

Обратите внимание! Также возможны чтение программных стихотворений, краткие тематические занятия по произнесению сложных звуков. Можно использовать отвлеченные темы, например, космос

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие детей происходит, в первую очередь, в связи с закономерными процессами созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется ребенок при познании мира – это его потребности. Взрослые люди хорошо понимают, что ребенку за несколько лет необходимо освоить немалый путь в речевом развитии. Пока ребенку пора будет идти в школу, ребенок должен:

  • знать и использовать большое количество слов;
  • понимать речь и связно говорить;
  • используя речь, получать разную познавательную информацию;
  • общаться со взрослыми и ровесниками.

Все названные задачи – наиболее важные в развитии речи детей-дошкольников. Решаются они постепенно на каждой ступени.

Причины нарушений речи

Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.

Согласно исследованиям, на проблемы с речью у дошкольников жалуются 40–50% родителей.

Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:

Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.

Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.

Подгузники

Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет

Нет и повода для коммуникации.

Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.

Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.

Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.

Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.

Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.

Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.

Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Детский сад»

Цели логопедического занятия:

  • Активизация словаря: предметного, глагольного, признаков, наречий.
  • Образование существительных в разных падежах, единственного и множественного числа.
  • Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
  • Употребление приставочных глаголов.
  • Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
  • Развитие моноло­гической речи.

Организационный момент.

Демонстрация презентации «Детский сад».

Логопед читает стихотворение Ларисы Зиминой «Детский сад».

Садик — это второй дом,
Мы здесь дружно все живём.
Праздники встречаем,
Спим, поём, играем, буквы изучаем,
Очень скоро подрастём
И все в школу мы пойдём!

Логопед: О чем это стихотворение?

Игра «Вопрос – ответ»

Логопед. Наш детский сад какой? (Красивый, большой, светлый, яркий, детский, веселый)

– Для чего вы ходите в детский сад? (Играть, заниматься)

– Что нужно соблюдать в детском саду? (Режим, правила поведения)

– Кто работает в детском саду? (воспитатели, заведующая, логопед, мед. сестра, повар, прачка, физрук, муз. работник, уборщица, дворник, электрик) Как зовут воспитателей, няню, логопеда?

– Чему вас учат в детском саду? (Вырезать, клеить, рисовать, танцевать, петь, здороваться, прощаться, спать). Что вы любите делать в детском саду? (Играть, рисовать, гулять, бегать)

– В группе сделали ремонт и поэтому в ней…(как?) — уютно, теп­ло, нарядно, красиво.

– В детском саду много чего? (Групп, игрушек, кабинетов, воспитателей).

– Воспитатели заботятся о ком (о чем)? (О детях, растениях, животных в природном уголке).

Игра «Посчитай».

Давайте посчитаем, сколько групп в нашем саду. Одна группа, две группы, пять групп. Сколько машинок, игрушек, столов…

Игра «Пришел, ушел, подошел».

Логопед: Утром Данила в детский сад …что сделал? (Пришел). К столу Денис что сделал? (Подошел). Вечером Максим из детского сада домой что сделал? (Ушел).

Игра «Что делают, что сделали?»

Логопед: Дети с игрушками что делают? Играют. Они с игрушками что делали? Играли.

– Когда дети закончили играть с игрушками, они что делают? (Убирают игрушки).

– Когда игрушки убраны, дети что сделали? (Убрали игрушки)

Физминутка.

Логопед: В спортивном зале и на площадке вы будете много двигаться, прыгать, бегать.

И сейчас мы с вами разомнемся.

Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три, (дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)
Да не упади, смотри.
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету. (наклоны вперед)
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолет. (вращение прямыми руками вперед и назад)
А сейчас давайте вместе
Будем мы ходить на месте. (ходьба на месте)

Составление рассказа о детском саде.

Логопед: Давайте расскажем о нашем детском саде. Ответьте на мои вопросы.

– Какой наш детский сад? Что есть в детском саду? Кто работает в детском саду?

Подведение итогов логопедического занятия.

Долженко Ольга Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 134,
г. Калининград

Подготовка дошкольника к чтению и письму

Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.

Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова

Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению

Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.

Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.

Как подготовить и провести открытое логопедическое занятие в ДОУ

Открытое занятие отличается от обычного тем, что разрабатывается и проводится по специально заготовленной форме организации, где педагог может продемонстрировать коллегам свои методы и приёмы работы, которыми он успешно пользуется для достижения качественных результатов. Для воспитанников же это обычное занятие, не отличающееся от ряда других, за исключением присутствия посторонних людей.

Для проведения логопедических занятий потребуется набор зеркал, чтобы дети могли самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений

При подготовке открытого занятия логопед опирается на технологическую карту, включающую описание цели, задач, каждого этапа занятия. По результатам проведённого мероприятия в документ заносятся сведения о полученных результатах и оценка работы детей на занятии.

Технологическая карта поможет при подготовке открытого занятия, а в дальнейшем и при анализе результатов

Картотека тем

Каждая тема включает в себя новые слова, которые должны расширить словарный запас ребёнка. На занятиях изучаются существительные, глаголы, признаки предметов (времён года, погоды, животных, людей и т. д.), наречия, предлоги. Список тем, которые логопед может реализовывать в течение года:

  • Осень. Деревья.
  • Лес. Грибы и ягоды.
  • Огород. Овощи.
  • Фрукты. Сад.
  • Осень (обобщённые знания об осени, её погоде, месяцах, поведении животных и птиц в это время года).
  • Тело человека.
  • Дикие животные.
  • Животные холодных и жарких стран.
  • Домашние животные.
  • Птицы перелётные и зимующие.
  • Одежда, обувь, головные уборы.
  • Новогодний праздник.
  • Зима.
  • Дом. Строительство.
  • Квартира. Мебель.
  • Посуда. Продукты.
  • Весна.
  • Семья.
  • Домашние растения.
  • Профессии.
  • Рыбы. Мир океана.
  • Транспорт.
  • Космос.
  • Наш город.
  • Наша страна.
  • Цветы.
  • Насекомые.

Для проведения индивидуальных открытых логопедических занятий с воспитанниками, можно воспользоваться соответствующей картотекой.

Временной план занятия

Как и любое другое, логопедическое занятие в детском саду состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение темы занятия.
  3. Описание и характеристика звука, который будет изучаться.
  4. Произношение нужных звуков в слогах, словах, предложениях.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа над произношением.
  7. Использование звука в связной речи, диалоге, рассказе.
  8. Итог занятия.

В разных возрастных группах продолжительность занятий различная (от 10 до 30 минут), чтобы дети не уставали, не теряли интереса к образовательной деятельности. Так, младшие группы дошкольников должны заниматься не более 10 (первая младшая) или 15 (вторая младшая) минут, средние — не больше 20 минут, старшие группы — 25, в подготовительной группе занятия длятся до получаса. Эти же требования относятся и к проведению открытых занятий.

В середине занятия рекомендуется проведение физкультминутки с элементами логоритмики

Таблица: примеры временного плана занятий в разных возрастных группах

Возрастная группаВводный этап, мотивирующее началоДидактические игрыФизкультминутка или подвижная играРечевые упражненияПодведение итогов
Младшая2 минуты.3 минуты.2 минуты.7 минут (в игровой форме).1 минута.
Средняя3 минуты.3 минуты.3 минуты.10 минут.2 минуты.
Старшая3 минуты.4 минуты.3–5 минут.
  • Упражнения на постановку звуков и произношения — 5 минут.
  • Задания на письмо, работа с прописями — 5 минут.
2 минуты.
Подготовительная
  • Вводный этап — 3 минуты.
  • Беседа — 5 минут.
5 минут.5 минут.
  • Устная речевая работа — 5 минут.
  • Работа с прописями — 7 минут.
2–3 минуты.

Примеры конспектов открытых логопедических занятий

Ниже приведены варианты логопедических занятий для разных возрастных групп. Каждый этап подробно расписан, указаны цели и задачи занятия. Есть примеры игр, литературных произведений, необходимого оборудования и материалов. Показано, как подводить итоги занятия, какие методы и приёмы может использовать педагог.

  • Конспект занятия в младшей группе «Весна пришла» с элементами логоритмики (Ушакова Н. А.).
  • Конспект занятия в средней группе «Путешествие за волшебным цветком» (Гусева Н.).
  • Конспект занятия в старшей группе «Путешествие на весеннюю полянку» (Фёдорова Е.).
  • Конспект занятия в подготовительной группе «Весна» (Мухаметгареева Р.).
  • Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи «Перелётные птицы».
  • Сценарий логопедического праздника «Правильной речи» (Богателия И. Н.) практически полностью создан в стихотворной форме, что может повысить интерес детей к выполнению заданий и оказать влияние на эстетическое развитие (вызвать желание самим сочинять стихи, изучать художественную литературу вместе с родителями и воспитателем).

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинается развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять

Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п. По секрету…

По секрету…

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Как провести родительское собрание по развитию речи в старшей группе

Нельзя обучить ребенка хорошо говорить без активной родительской помощи

Хорошо будет развиваться только тот ребенок, воспитанию которого каждый месяц уделяется должное внимание

Тема собрания

Родителей на собрании нужно знакомить с методикой занятий с детьми и объяснять основные принципы работы. Для пояснений можно использовать курсовые тематической направленности.

Что должен знать родитель о формировании речи

Чтобы развивать речь, важно, чтобы домашние занятия происходили регулярно. При этом взрослые должны помогать дошкольнику правильно произносить слова, понимать их значение

Ребенок должен чувствовать, что родителям важны его успехи в развитии речи. Если у детей ЗПР, то нужно удвоить усилия.

Игровые формы упражнений для дома

Во время занятий с детьми в возрасте 5-6 лет важно увлечь их. Желательно, чтобы использовались разнообразные формы — просмотр картинок, стихи, музыка, физические упражнения

Важно поощрять и поддерживать ребенка в стремлении узнать больше.

Обратите внимание! Проводя занятия весной, нужно использовать темы, которые с ней связаны

Безопасность в детском саду ДОУ. Конспекты занятий по ОБЖ в детском саду ДОУ

Игровое занятие «Юный пожарный» в группе, для детей имеющих нарушения речи

Конспект занятия по ОБЖ во второй младшей группе «Спички детям не игрушки»

«Правила безопасного поведения на железной дороге» – занятие по ознакомлению с окружающим средняя группа

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому направлению «Будь примерным пешеходом и пассажиром»

Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы «Лаборатория Горелкина»

Конспект занятия по ОБЖ «В мире опасных предметов»

Сценарий непосредственно организованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках изучения образовательной области “Безопасность” «Моя безопасность – в моих руках»

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «Формирование ОБЖ через игровую деятельность» в среднем возрасте игра-драматизация «Волк и семеро козлят»

Открытое занятие по ПДД «Школа пешеходных наук»

Конспект методической разработки организации НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Светофорию», «Дорожная сказка», «Путешествие Лунтика по дорогам города», «Составление сказки: Приключения Тыквы на улицах города»

Методическая разработки для детей средней группы «Сказка Приключение друзей на дороге»

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе «Что я знаю о безопасности?»

Конспект ННОД по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Улица»

Конспект НОД по обучению детей подготовительной группы ПДД на тему: «Путешествие по городу дорожных знаков»

«Виды транспорта», «Дорога и я» – образовательная область «Безопасность»

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Огонь-друг, огонь-враг»

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «Знатоки правил дорожного движения»

Конспект открытого тематического занятия «Опасная дорога»

Конспект занятия по ОБЖ ПДД в детском саду «Улицы нашего города»

Конспект ООД по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения мы знаем наизусть»

Особенности речевого развития детей шестого года жизни

Речь детей, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе

Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения. Скудный словарный запас и неразвитая связная речь, спустя некоторое время помешают ребёнку в школе пересказать текст из учебника или объяснить, как он получил ответ решения задачи.

Словарный запас

Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.

Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных и переставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.

Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:

Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.

Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.

Грамматика родного языка

Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей и т.д.

Звукопроизношение

Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:

– искажение, замены или отсутствие звука (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);

– замена звука звуками или , полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);

Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти – пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.

Связная речь

Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.

В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.

Особенности речевого развития — построение структуры предложений

Осваивая связную речь и рассказывание дошкольники 5-6 лет активно пользуются сочинительной речью. В общении увеличивается количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, которые дети охотно используют в своей речи.

Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей. Это можно успешно осуществлять в процессе игровой деятельности.

На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются.

В этом возрасте активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В первую очередь это касается главных частей речи: имен существительных, прилагательных, глагола.

Процесс словотворчества в 6 лет можно наблюдать у всех детей практически. Это период, когда словотворчество активно развивается. Оно имеет форму языковой игры, и это особо привлекательно для ребенка.

Пятый — шестой год жизни характеризуется формированием произвольности речи. У дошкольников формируется фонематическое восприятие. Они осознают наипростейшие языковые закономерности, что можно часто наблюдать в игровой деятельности, насыщенной языковым общением дошкольников.
Что касается возраста 6-7 лет, то тут продолжает овладение детьми способами грамматически правильного построения связных высказываний. Дети начинают строить монологи описательного характера. Речь изменяется, становится еще более грамматически и фонетически правильной.

Формирование речевых навыков детей-дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи также важна, как и познавательная. Речь формируется на основании потребности в общении, как наиболее удобный способ контактировать.

Общение между детьми создает подходящие условия для запуска природного механизма развития общих речевых навыков.

Дети, при занятиях своими делами, постоянно разговаривают: комментируют свои действия, обращаются друг к другу. Часто они при этом принимают точку зрения партнера по игре.

В общении со сверстниками речь более связная и эмоциональная, что объясняется тем, что ребенок связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют и в игровом процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст таких разговоров определен ролями и игрой, но на форму речевого общения влияет расположенность и симпатия к отдельным друзьям.

Общение дошкольников со взрослыми чаще носит характер познавательной деятельности. Беседа выстраивается вокруг бытовых вопросов, родители стремятся отслеживать речевые нормы и высказывания ребенка. Сверстники не знают никаких норм, поэтому речевое общение протекает свободно, что и привлекает детей.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий