Наш мозг: как из любой ситуации извлекать положительный опыт?

Вам может быть интересно

09.01.2020 Психосоматика и псориаз. Мифы и научные факты

15.11.2019 Алкоголь и голодание: чем опасна алкорексия

31.05.2019 Займ, пропажа или кража? Как распознать и решить проблему детского воровства

13.06.2019 Нервы как канат: держим баланс душевного равновесия

18.04.2019 Всё будет хорошо: как помочь ребёнку справиться с тревогой

06.08.2019 В плену ненужных покупок: как помочь близкому человеку справиться с шопоголизмом

01.08.2019 Секрет похудения — правильный сон

03.06.2019 Мечтаете выспаться в выходные? Как бы не так!

10.01.2020 Как защититься от эмоционального выгорания?

05.08.2019 Что в голове у социопата?

25.09.2019 Килограммы счастья: в серьезных отношениях люди в среднем толстеют на 16 кг

26.09.2019 Оставаться голодным безрассудно, или чем опасно намеренное голодание

«Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» Вилейанура Рамачандрана

В этом произведении Вилейанур Рамачандран, автор уже известной вам книги «Фантомы мозга», исследует, что на самом деле представляет собой человек. В этой книге он собрал все достижения и научные открытия в области науки о мозге за последние 15 лет.

Как мы воспринимаем мир? Что такое отношения между разумом и телом? Что определяет нашу сексуальную идентичность? Что такое сознание? Как можно объяснить искусство, язык, творчество, самосознание и религиозные чувства? Как мозгу обезьяны удалось достичь такого высокого уровня умственных способностей?

Подход Рамачандрана к этим вопросам формируется путем обследования пациентов с повреждениями разных частей мозга, а также людей, страдающих необычными генетическими заболеваниями, которые оказывают странное влияние на их поведение и разум.

Рассказы Рамачандрана могут напоминать истории Эдгара Аллана По или Филипа К. Дика, но их особенность в том, что все они – чистая правда. Детальное изучение этих людей не только помогает понять причины возникновения странных симптомов, но и разобраться с функциями нормального мозга.

Возможно, однажды мы сможем ответить на вопрос, как человеческий мозг создал сознание. Что или кто это «я» внутри каждого из нас? «Подобно путешествию Марко Поло по Шелковому пути, Рамачандран уводит нас в путешествие по тайнам нашего разума…».

Ловушки сознания

3. Человек спорит ради самого спора, ради победы, а не для того, чтобы докопаться до истины

Все знают, что “в споре рождается истина”. Однако, сама идея спора вовсе не для того. Эксперты Дэн Спербер и Хьюго Мерсье выдвинули аргументационную теорию рассудка, которая говорит о том, что люди начали рассуждать и спорить с целью получения власти и влияния. В древности проигрыш в споре означал снижение своих шансов на жизнь, но современный человек все равно спорит до последнего.

Но нынешнее общество также очень зависимо от споров, потому люди не в состоянии перестать спорить даже тогда, когда все аргументы закончились, а факты против них самих. Они не прекращают спорить, так как спор является инструментом манипуляции.

Ученые пришли к выводу, что умение задавать вопросы, рассуждать и предлагать ответы появилось вовсе не для того, чтобы отыскать истину. Человек научился рассуждать для того, чтобы внушать что-то другим, а также быть внимательным, когда кто-то пытается его в чем-то убедить.

Когда в очередной раз пойдете спрашивать у гугла, правы ли вы были в споре, и не найдете никакого подтверждения своим словам, то подумайте, может быть вы просто неправы, но не способны это признать.

4. У каждого из нас есть двойные стандарты

Есть такое понятие в психологии – фундаментальная ошибка атрибуции. Звучит довольно громоздко, но в действительности оно означает очень простую вещь: человек склонен к осуждению других, не вникая в подробности и обстоятельства, а также оправдывая себя.

Когда другой человек делает ошибку, мы объясняем это их собственными особенностями и проблемами, когда же ошибку совершаем мы сами, то во всем виноваты внешние обстоятельства.

К примеру, ваш коллега пришел на работу очень поздно, да еще и в подвыпившем состоянии. Какой кошмар, он настоящий алкоголик, который не в силах себя контролировать. Если же вы опоздаете и придете выпившим, то значит у вас настал трудный жизненный период, и вам необходимо отвлечься.

Такая ошибка приводит к тому, что человек начинает полагать, будто обстоятельства у всех одинаковые, поэтому он и начинает осуждать людей. По этой причине существует и тот факт, что люди склонны к осуждению людей с лишним весом.

Но тому, у кого никогда не было с этим проблем, кажется, будто обстоятельства абсолютно одинаковые, и человек просто лентяй, так как не хочет вести здоровый образ жизни. При этом не учитываются ни метаболизм, ни возможность личного выбора, ни воспитание, ни наличие свободного времени или другие факторы. Полагать, что обстоятельства у всех одни и те же – это самое настоящее безумие, но так делают все.

Трансформация минусов

Представьте, что вы получили повышение, но с вами перестал общаться ваш близкий друг, который также претендовал на данную должность. К плюсам можно отнести наличие руководящего места, высокую зарплату и новый статус, вызывающий уважение не только у коллег, но и в целом у окружающих. Также можно добавить к положительным моментам карьерный рост и возможность переехать в большой город с новыми перспективами.

Дальше рассматриваются минусы. Вы остались без друга из-за того, что он не получил должность, которую очень хотел. Вы ощущаете за это вину, ведь выбрали на это место вас

Плюсы оставляем на будущее в качестве важного жизненного опыта, а минусы начинаем трансформировать. Уберите негативные эмоции подходящим для вас способом, а потом на каждый минус придумайте вопрос, ответив на который без эмоций, вы сможете сделать правильный вывод

Развивайте способность мыслить критически. Поможет в этом курс Викиум «Критическое мышление».

К чему приводят стрессы?

Беспокойство и постоянный стресс приводят к тому, что человек становится неспособным контролировать собственную жизнь на достаточном уровне. К этому добавляются и другие неприятные последствия.

  • Склонность к употреблению веществ, способных заставить временно забыть, что у вас есть проблема. Это может быть алкоголь, особые медицинские препараты, излишнее курение.

  • Потеря жизненных целей. Страх перед неудачами заставляет отказываться от своих планов, реализации идей.

  • Развитие хронической усталости провоцирует появление различных болезней, бороться с которыми у организма нет сил.

  • Мозг, перегруженный обработкой постоянных стрессов теряет тонус и работоспособность.

Откуда берется скука

Скука — один из вариантов негативных эмоций. Каждый из нас прекрасно понимает, какая эмоция позитивная, а какая негативная. Позитивная — значит, мы сделали что-то хорошее для себя и для организма, негативная — что-то пошло не так. И скука — очевидно негативная эмоция, она нам нужна для того, чтобы от нее избавляться.

Можно сказать иначе: роль негативной эмоции — помочь выбору поведенческих программ. Ты выбрал какую-то поведенческую программу, она привела к скуке — значит, в следующий раз эту программу лучше не выбирать.

Ну а дальше, если смотреть потоньше, то скука — это, конечно, либо какая-то монотония, отсутствие новизны, либо когда окружающая среда заставляет человека заниматься чем-то, что ему не интересно. А здесь уже речь идет даже не про любопытство, а про свободу. Программы свободы в нашем мозге такие же базовые, как программы еды и размножения. Об этом писал еще Иван Петрович Павлов в 1917 году, между Февральской и Октябрьской революциями, в очерке «Рефлекс свободы»: даже его собаки были не только про еду, размножение и безопасность.

Так что скука порой еще связана с тем, что несвобода. Есть научные работы, показывающие, что в состоянии скуки многие отделы мозга заторможены и апатичны, но, как правило, где-то бьется фокус активации, который говорит: происходит что-то не то, надо это изменить, когда это уже закончится? То есть в отличие, например, от депрессии, когда все как в болоте, скука сохраняет в себе некий потенциал энергии, чтобы выдернуть нас из этого состояния, направить куда-то. Ее биологическое назначение — показать нам, что вот сюда не надо, а надо куда-то в другое место.

Что можно сделать?

Важно этот процесс осознанно контролировать, потому что делать каждый день одно и то же, двигаться по одним и тем же путям — плохая история. Вы не добираете положительные эмоции, и даже сами этого не замечаете

Стоит говорить себе: так, что-то я давно не занимался ничем новым, у меня давно не менялось хобби, я давно ничему не учился.

И еще — не стоит забывать, что помимо любопытства есть и другие врожденные программы-потребности. Только основных — около двух десятков, и они все конкурируют друг с другом. Есть банальные программы лени, экономии сил, которые говорят: а что это я буду куда-то идти, с чем-то манипулировать и что-то запоминать? Я и так уже про мир столько знаю, мне вообще до конца жизни хватит. И все — начинается сползание в депрессию, вялость, апатию, набор веса и так далее, и так далее.

Меня недавно впечатлила работа: смотрели, как выражен парадоксальный сон у людей разного возраста. Парадоксальный сон — это когда наш мозг перерабатывает накопленную информацию, это прямо видно на электроэнцефалограмме. У взрослого человека он занимает примерно до 15% времени. У детей же процент выше, и чем меньше ребенок, тем больше выраженность парадоксального сна — очень много новизны. Господи, ребенок впервые увидел собаку, зайца, слона

Это же потрясающее событие! Но что важно: если ваш день, день взрослого человека, прошел активно, если вы узнали много нового, то вот именно в эту ночь у вас парадоксальный сон дольше, потому что мозг говорит: ого, сколько мы набрали информации!

Поэтому важно, чтобы информация была эмоциональной, значимой. Например, не просто новизна, а еще человек, который поделился информацией, вам очень приятен

Не просто город новый, а еще — связан с какими-то вашими знаниями по истории Франции, Германии или Петропавловска-Камчатского. Такие эмоциональные коктейли очень важны, и нужно их осознанно эксплуатировать. Это лучшая защита от болезни Альцгеймера.

В этом смысле дети для нас, не очень уже молодых взрослых, потрясающий проводник. Когда вы гуляете со своим ребенком или с внуком, вы гуляете именно через него. И вот это вот — а, букашка ползет! Боже мой, какое дерево интересное, на него можно забраться! Ой, какая собака смешная! Это же потрясающе! И величие, например, настоящих художников в том, что они так видят всю свою жизнь и могут из мельчайшего завитка облаков придумать целый мир.

Каждый из нас на это способен, но это надо тренировать и осознанно подталкивать, подпитывать и говорить программам лени: нет, мы уже идем гулять по городу. Ну подумаешь, погода плохая, а мы все равно пойдем гулять.

Нейромошенники: эволюция в угоду бизнесу

Многочисленные медицинские эксперименты и опыты в области нейробиологии, психологии, психиатрии дали ученым знания о работе человеческого мозга под влиянием внешних факторов и эмоций. А значит, и способность манипулировать сознанием человека в своих целях. Так появилась новая наука.

Если обманывают в магазине, то вы расстраиваетесь, а вы знаете, как часто там обманывают ваш мозг?

Потому что так вашему мозгу «помогают» принять нужное решение, провоцируют нейроны на положительные эмоции, задействуют прошлый опыт. 2 секунды – и вы уже кладете в корзину ненужный шампунь или коробку конфет. И так не только в магазинах.

Нравятся желтые ценники? Это тоже уловка для мозга, покупатели привыкли к приятным скидкам и теперь можно ставить желтый куда угодно, все равно будут покупать лучше

Раскрыть свои возможности 1.1. Мы управляем мозгом или он — нами?

Весь мир с его красками, звуками, вкусами не имел бы никаких свойств для человека, если бы не интерпретировался его мозгом. Мозг буквально создает окружающий мир исключительно для нас — единственный и неповторимый, непохожий на миры других людей.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

Но только ли мозг создает для нас нашу индивидуальную картину мира, или мы (вернее наша психика) тоже играем роль в этом сотворении? Вариант «мы» открывает неограниченные возможности для творчества и управления своим мозгом. Конечно, гены и физиология играют свою роль, но и они могут совершенствоваться, также как и наш мозг.

Все ощущения нашего осязательного мира создаются благодаря взаимодействию психики и мозга. Мы похожи на антенны, трансформирующие миллиарды бит поступающей информации в наш собственный красочный мир.

Станьте лидером своего мозга, и он станет совершенным мозгом, ведь у него будет осознающий его творец и опытный пользователь, а не ведомый исполнитель.

1.2. Новое отношение. Как психика соотносится с мозгом

Не так важна анатомия мозга — в конце концов мозг того же Эйнштейна был не больше мозга обычного человека, а даже меньше на 10%

Важно концептуально другое взаимодействие психики и мозга, характерное для совершенного мозга

Ученым известно, что неиспользованные мозгом соединения не сохраняются и не развиваются, а атрофируются. Остаются и совершенствуются лишь те нейронные связи, что вовлечены в получение новых знаний.

Это значит, что мозгу просто необходима постоянная стимуляция от нашей психики. Мозг не боится новых и сложных задач, чем больше их возникает, тем на большее способен ваш мозг.

Можно выделить несколько важных моментов, касающихся взаимоотношения мозга и психики:

•  Между мозгом и психикой всегда присутствует обратная связь, цепи которой интеллектуальны и приспособляемы. Развиваться и меняться наш мозг заставляют наши намерения. Помните — мозг всегда подслушивает наши мысли и берет на вооружение наши установки. Мозг может сделать лишь то, на что мы сами считаем себя способными — не более того!

•  Сознание происходит из психики, а не рождается из физиологии мозга. 

•  Развиваться и покорять неизведанное нас заставляет самосознание. Можно условно разделить бессознательное (эмоции — злость), сознательное (мысль — я злюсь) и самосознание (я злюсь по определенной причине, и моя злость в прошлом плохо для меня заканчивалась).

Как только вы вводите в игру самосознание, ваша картина мира меняется — вы становитесь ведущим в отношениях с мозгом, можете менять свое поведение и свою реальность.

Как выйти из стрессовой ситуации

При сильном стрессе кажется, что такое состояние может поглотить вас надолго. Поверьте, это абсолютно не так. Есть несколько простых приемов, позволяющих избавиться от неприятного влияния раздражителей.

  • Поверните мысль в позитивное русло. Причину вашего стресса нужно представить в смешном, даже нелепом виде.

  • Возьмите перерыв на 5 минут. Уйдите от источника напряжения ненадолго. Это даст вам возможность спокойно вдохнуть и взять себя в руки.

  • Не повышайте голос. Как бы вам не хотелось покричать, непосредственно во время попадания в стрессовую ситуацию, сохраняйте спокойствие. Покричать и выпустить пар вы сможете позже, наедине с собой.

  • Пообещайте себе награду за выдержку и терпение. Ожидание скорой вкусняшки или обновки настроит вас на более спокойный и мирный лад.

Как преодолеть страх неизвестности и неопределенного будущего?

Страх неизвестности нормален, никто из нас не является провидцем. Нужно возвращаться в реальность, в свое тело, в «здесь и сейчас». Помогают любые телесные практики, понимание, «чего именно я боюсь». Страх — это эмоция будущего. Нужно заземляться, уделять больше внимания жизни в моменте и задавать себе вопросы: «Что я могу контролировать в своем будущем: в ближайшем и в отдаленном?», «Что я могу сегодня сделать для себя через неделю, месяц?» Это хорошая практика. Я могу сегодня пойти побегать, и это будет вклад в мое здоровье через неделю. Или я могу сегодня начать обучаться чему-то новому, и через три месяца у меня будет новая профессия. Да, мы боимся неопределенного будущего, но нужно переключать свое сознание на сегодняшний день и на то будущее, которое вы можете определять.

В целом универсальные рекомендации при стрессе можно разделить на телесные: йога, прогулки, бассейн, спорт и др. Сюда же относится режим дня, здоровый сон, прогулки и все, связанное со здоровьем. Второй момент — это структурирование своих эмоций и мыслей. Старайтесь влиять на то, на что вы можете повлиять, и не думать о том, на что вы не можете повлиять. Даже находясь в стрессе, я могу работать, помогать людям, убираться дома, любить свою семью — вот этим я и займусь. В общие рекомендации входит также гигиена: информационная и телесная. Человек в тревоге часто про себя забывает, а нужно ухаживать за своим телом, вернуться в него, не забрасывать, вспомнить, что «у меня есть я». Если же все это не помогло, есть профессиональная помощь, в том числе медикаментозная.

«Перед своей нацией мы были непогрешимы»

В скором времени Blue Bird эволюционировала в проект Artichoke («Артишок»), а позже — в MK-Ultra. Первый проект был назван в честь любимого овоща директора ЦРУ.

В августе 1952 года американский самолёт с тремя сотрудниками ЦРУ на борту вылетел в Западную Германию. Незадолго до этого профессор Ричард Уэндт, руководитель факультета психологии одного из университетов Рочестера, доложил начальству, что ему удалось разработать «сыворотку правды», благодаря которой у человека можно было выпытать любые секретные данные. Её основными компонентами были транквилизатор (секонал) и психостимулятор амфетаминовой группы (декседрин).

Также по теме

Нашли совесть: учёные выяснили, как мозг принимает решения за нас

Исследователи из Великобритании выяснили, как мозг человека реагирует на принятие правильных и неправильных с моральной точки зрения…

Для опытов на территории Германии отделение ЦРУ во Франкфурте выделило два загородных конспиративных дома, которые круглосуточно охраняли американские военные.

Первым подопытным стал подозреваемый в шпионаже в пользу СССР. Эксперимент с применением сыворотки длился три дня, однако никаких результатов не дал. Затем американцы провели ещё несколько опытов, но они также оказались неудачными. После этого программу решили закрыть.

Однако перспектива контролировать умы была для американцев слишком заманчива. Следующую программу под руководством директора ЦРУ Аллена Даллеса MK-Ultra Monarch, по некоторым данным, разработал Ангел Смерти из Освенцима — нацистский врач Йозеф Менгеле.

  • Йозеф Менгеле

Своим названием проект обязан одноимённому виду бабочек. Как выяснилось, под действием электрошока перед глазами человека возникают световые пятна, по форме напоминающие бабочек. В этом насекомом американцы усмотрели и символический смысл: метаморфозы на всех этапах развития бабочки напоминают идею «преобразования личности» в рамках MK-Ultra Monarch.

В ходе проекта, длившегося с апреля 1953 года до конца 60-х годов, были разработаны и испытаны химические средства воздействия на психику человека.

В психиатрической клинике The Allan Memorial Institute в канадском Монреале психиатр Дональд Камерон продолжал эксперименты с наркотическими веществами

Особое внимание учёный уделил препаратам нервнопаралитического действия, всевозможным вариациям ЛСД, а также психотропным веществам. Камерон применял и электросудорожную терапию. 

  • globallookpress.com

Объектами экспериментов стали пациенты института с различными невротическими и тревожными расстройствами. При этом ни один из больных не был до конца проинформирован о сути и последствиях предлагаемого «лечения».

Медикаментозная терапия проводилась на протяжении нескольких месяцев. Подопытных вводили в коматозное состояние, при этом на магнитофоне воспроизводились повторяющиеся команды. Таким образом учёные рассчитывали выработать методику стирания памяти и полностью переформатировать личность.

Также по теме

«Мы перестанем быть людьми»: философ о плане Илона Маска подключить мозг к компьютеру

Миллиардер Илон Маск учредил компанию, разрабатывающую технологию соединения человеческого мозга с компьютером. Ранее он заявлял, что…

Однако после того, как один из пациентов The Allan Memorial Institute скончался, деятельностью клиники заинтересовался конгресс США. Но в 1973 году ЦРУ уничтожило основные отчёты MK-Ultra Monarch, из-за чего расследование зашло в тупик. В итоге программа была закрыта. Она считается последним проектом ЦРУ по контролю над сознанием.

В 1992 году психолог из университета Юты, известный своими исследованиями в области клинического гипноза, Коридон Хаммонд выступил с докладом «Гипноз при MPD (множественном расстройстве личности)». Учёный подчеркнул, что сотрудники ЦРУ, проводившие опыты в 1950-х—1960-х годах, фактически являются наследниками нацистов.

Однако эксперты отмечают, что, несмотря на официальное завершение подобных госпрограмм, США не отказались от попыток установить контроль над сознанием человека. Просто теперь для этого используются другие методы.

  • Gettyimages.ru

По словам психолога, в США до сих пор проводится огромное количество экспериментов на внушаемых людях. В результате этих опытов раскрывается множество способов по изменению поведения личности.

Не поддавайтесь на другие уловки магазинов

Магазины очень любят против своих покупателей. Вы когда-нибудь думали, в каком направлении вы двигаетесь в продуктовом магазине? Торговые залы спроектированы таким образом, что первыми вас встречают яркие и свежие продукты, как бы настраивая на покупки. Затем вы начинаете двигаться против часовой стрелки, сами того не замечая. Сначала вам попадутся витрины с яркими, но далеко не самыми необходимыми товарами. Молоко, яйца и хлеб, за которым вы пришли, найдёте в самом конце. Используя шаблоны в поведении людей, магазины создают все условия, чтобы клиенты оставляли там как можно больше денег. В следующий раз не поддавайтесь на эти уловки, берите то, за чем пришли.

Самопомощь при стрессе: правила выживания

Первое, что нужно сделать при стрессе, — это спросить себя: «А что я чувствую? Что мне хочется сделать прямо сейчас?» Мне страшно, я в стрессе, я устал от этого состояния, я ничего не могу. Поэтому нужно спросить: «А что хочет сделать мое тело?» — и выполнить его желание.

Тело хочет бежать, бить или замереть? Если первое, то нужно выйти на улицу, пройтись, побегать или заняться монотонными делами дома: помыть пол, протереть пыль, разобрать шкаф. Когда мы двигаемся, то начинаем спокойнее дышать и всем своим телом говорим мозгу: «Мы в безопасности». Количество выработанного норадреналина снижается. Это бытовые трансовые техники.

Если телу хочется замереть, можно закрыться пледом, лечь в позу эмбриона, залезть под одеяло с головой. Можно полежать в тишине и темноте или послушать звуки природы, белый шум или звуки для медитации. Так, в полном покое, можно побыть минут 15–20 и глубоко подышать. Ключевое действие здесь дыхание.

Если телесная реакция — «бей», накопилось много агрессии, то нужно выразить гнев безопасно для себя и окружающих: побить диван или подушку на выдохе, разорвать бумагу, пойти в душ и смыть свой гнев, попрыгать, потопать ногами, покричать, порычать. Но, конечно, нужно, чтобы это было безопасно для ваших близких, не надо кричать при детях и кого-то пугать. Следование за своим телом помогает. Если выполнять такие практики два-три раза в день, то можно значительно снизить общую тревогу и стресс в организме.

Тревожное расстройство: что происходит с мозгом?

Механизм возникновения тревоги в головном мозге — один, независимо от стрессового фактора. Человек может тревожиться из-за разбитой чашки или из-за смерти близкого человека, при этом мозги работают примерно одинаково.

Одним из первых про стресс заговорил Ганс Селье, он же описал его стадии. Первая стадия — реакция тревоги: происходит мобилизация защитных средств организма, увеличивается работоспособность. На второй стадии — сопротивления — происходит повышение устойчивости к воздействиям, но понижается активность систем организма. Третья, финальная стадия — стадия истощения: идет снижение устойчивости организма к стрессовым факторам и декомпенсация внутренних биохимических процессов. Тревога чаще всего бывает беспредметной, а страх как эмоция имеет объект.

Тревога проявляется психологически и физически отражается в теле. Включается гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, идет повышение выработки адреналина, который затем преобразуется в кортизол — гормон стресса. Эти процессы вызывают мышечное напряжение, учащение сердечных сокращений и дыхания, повышение давления и уровня глюкозы в крови, сухость, учащение мочеиспускания, изменение работы кишечника, потливость и озноб. Почему все это происходит? Потому что наш мозг решает, что мы в опасности, проанализировав информацию через свои каналы. Мы что-то увидели, услышали, почувствовали, и запустился нейронный обмен в миндалинах (их у нас две) — области мозга, которая отвечает за проявление эмоций. Следом включается гипоталамус, произошли определенные изменения, выработался норадреналин…

Наш организм реагирует на страх, тревогу и стресс по принципу «бей, беги или замри». Все эти реакции направлены на то, чтобы человечество выжило. Люди в стрессе либо совершают разные лихорадочные действия и думают, что это их успокоит. Либо им хочется замереть — возникает ощущение «меня нет, ничего не происходит». Либо у человека появляется агрессия, направленная на себя, мир, людей вокруг. Человек фактически ищет предмет, на который эту агрессию можно транслировать.

Об эволюционной роли любопытства

Наш мозг любопытен. Мы врожденно любопытны. Любопытство, стремление узнать новое, стремление к творчеству — это все заложено в нас эволюцией. А значит, это всегда приносило и продолжает приносить нам пользу. Знать больше об окружающем мире — значит быть более к нему приспособленным, адаптированным

Начиная с того, что ребенок ищет источник пищи, и кончая стратегиями инвестирования — все это для нас очень важно и значимо

Более того, если мы удовлетворяем потребность в новой информации, наш мозг честно платит за это положительными эмоциями. С точки зрения системной работы мозга это та основа, на которой базируются процессы обучения.

Мы не любим перемен. И дело вовсе не в лени и не в подсознательных страхах, а в физиологии нашего мозга

Управление хорошо знакомыми нам жизненными процессами происходит за счет автоматических реакций, которые не требуют от нашего мозга повышенной активности. Если вы уже научились управлять автомобилем, то мозгу не нужно полноценно включаться в этот процесс: вождение машины не вызывает у вас никакого дополнительного напряжения.

Изменение же привычного образа действий требует от нас дополнительной затраты энергии. Когда в жизни возникает новая, не знакомая прежде задача, нам необходимо осознать, какие действия стоит предпринять. Тогда мозг включает префронтальную кору – самую молодую с точки зрения эволюции зону нашего мозга, которая и делает человека человеком, поскольку отвечает за все высшие нервные функции. «Включение» префронтальной коры сопровождается резким скачком потребления энергии, что нашему мозгу не нравится – ведь человек как биологический организм нацелен на выживание и максимальную экономию жизненных сил.

У мозга не так много инструментов влияния на нашу личность. Прежде всего — это эмоции. Например, когда мы едим шоколад, то есть чистую глюкозу, столь необходимую нашему серому веществу, то мозг посылает нам позитивные сигналы и просит «еще, еще!», пусть даже мы и осознаем весь вред сладостей для нашего здоровья. Однако, мозгу категорически не нравится тратить «лишнюю» энергию на деятельность префронтальной коры, и он включает негативные эмоции, столь хорошо знакомые тем, кто внедрял в организации новые процессы или сам был участником изменений.

Проведем небольшой эксперимент по увеличению уровня затрат энергии прямо сейчас: Итак, человеку свойственно стремиться сохранить статус-кво, но ситуация в мире и в организации постоянно меняется. Как найти выход из этого противоречия? Можно и нужно научиться управлять изменениями и человеческой реакцией на них за счет использования методик, разработанных на основании анализа опыта успешных изменений многих компаний.

Учебная программа «Управление изменениями» ГК «Институт Тренинга АРБ-Про» существует в двух форматах – «Я участник изменений» и «Я лидер изменений», и максимальную пользу организации приносит использование этих программ в комплексе. Первый формат предназначен для тех сотрудников, кто является объектом изменений, и помогает им найти способы принять перемены и поддержать в этом своих коллег. В процессе обучения вместе с участниками мы проводим оценку готовности компании к изменениям по формуле Бэкхарда-Харриса, которая позволяет оценить не только вероятность успеха всего проекта, но и просчитать уровень личных издержек сотрудника, необходимых для успешного внедрения изменений.

Второй формат разработан нами для руководителей или инициаторов изменений в организации. В эту программу включена бизнес-симуляция, которая позволяет в игровом формате пройти все восемь этапов процесса изменений в организации по модели Джона Коттера, родоначальника научного подхода к управлению изменениями в организации.

По теме: Изменения в компании и сопротивление персонала

Один из важнейших эффектов участия в программах «Управление изменениями» – изменение установок. У сотрудников уменьшается степень неопределенности, повышается предсказуемость окружающей среды, и, как следствие, снижается уровень тревожности. Возникает понимание, более спокойное отношение к изменениям. Увеличивается скорость и глубина принятия изменений. Страхи и негативные реакции выводятся на уровень осознания, что позволяет человеку самому с ними работать и задействовать волевые процессы, а не идти на поводу у своего животного мозга, который боится всего нового и сопротивляется изменениям.

И в завершение японская народная мудрость – «Когда с Хоккайдо дует северный ветер, надо ставить не стенки, а паруса!» Научитесь использовать энергию изменений для достижения своих целей!

По теме: Инновационные компании всегда двигаются сразу в двух направлениях: это маленькие постоянные изменения (прогресс) и радикальные изобретения(инновации)

Жуйте жвачку, чтобы быстрее думать

Жевательная резинка для мозга словно метамфетамин. Без последствий и побочных эффектов. Жвачка помогает мозгу сосредоточиться, ненадолго «разгоняя» его. Исследование, в котором участников заставили жевать жвачку и решать сложные задачки, подтвердило, что люди набирали высокий балл по всем пунктам. Не играет роли, содержит жвачка сахар или нет, мятная она или фруктовая. Мозг активизирует процесс жевания. Правда, эффект от такого допинга длится всего лишь 20 минут. Зато в это время человек собран, сосредоточен, легче справляется со стрессом и навалившейся на него работой. Когда зайдёте в тупик на работе, попробуйте отвлечься на жвачку.

Меняйте своё настроение мимикой

Эмоции не зависят только от мозга и гормонов. В формировании эмоций и настроения участвует ещё и мимика. Перед тем, как запустить эмоцию, мозг сверяется с мышцами лица. И если человек продолжает хмуриться, радость он не испытает. Исследователи пришли к выводу, что ботокс, введённый во время пластики лица, блокирует положительные эмоции. Мимические мышцы, «замороженные» с помощью инъекций химических составов, не позволяют мозгу запустить эмоциональный механизм. Из-за этого женщины с «неподвижным» лицом реже испытывают радость. Перед тем, как почувствовать радость, обязательно улыбнитесь.

  • Если у вас есть «План Б», «План А» не сработает
  • Почему мы дрожим?
  • Женщина может родить близнецов от разных отцов
  • Как почесать нос в скафандре?
  • Почему если немного выпить, сразу тянет выпить ещё

Как найти мотивацию и получать удовольствие от обучения

Мотивация — это то, что побуждает нас к действию, которое поможет удовлетворить наши потребности. Так вот, у мозга есть такой стимул всегда!

Если у нас не будет способности обнаруживать вокруг новое и изучать его — мы можем не заметить опасность или не придумать, как оградить себя от нее заранее. А где есть эволюционная потребность — там в большинстве случаев есть и желание ее удовлетворить. Этот процесс, в свою очередь, вызывает у нас ощущение удовольствия, активируя дофаминовую систему поощрения. Так мозг побуждает нас заниматься действительно важными для продолжения жизни вещами.

Проще говоря, нам приятно учиться, что называется, по определению — если только этот процесс рационально организован, а не так, как было в школе.

Получать удовольствие очень важно, чтобы сохранять мотивацию, и испытывать радость при этом можно не только от самого исследования. Дофаминовая система поощряет нас, когда мы учимся, а в наших силах — поощрить ее саму в процессе обучения, чтобы создать более устойчивую связь между этим занятием и удовольствием

Поощрения могут быть краткосрочными и долгосрочными. Первые эффективно используются, например, при геймификации обучения, когда процесс делят на этапы, за завершение каждого из которых дается вознаграждение. Мы охотнее усваиваем новые знания, умения и навыки, соревнуясь в группе за всякие баллы, значки и прочие фантики.

Мозг заставляет чувствовать тебя счастливым во время занятия чем-то

Выше мы упомянули, что мозг — тот ещё лентяй, который любит экономить энергию. Но это не значит, что ему нравится бездействовать. Когда человек совершенно ничего не делает, он начинает испытывать стресс и даже впадать в депрессию. Так мозг стимулирует человека действовать, делать хоть что-то для своего удовольствия и безопасности.

Каким бы ленивым ни был мозг, он запрограммирован на тягу к знаниям и получение нового опыта для удовольствия и упрощения жизни. Так что если всё время ничего не делаешь и испытываешь стресс, стоит начать заниматься полезными для мозга делами, к примеру, почитать книгу, или хотя бы поиграть на компьютере. Это один из самых простых способов справиться с депрессией.

Извлечение положительного опыта

Для того чтобы можно было извлечь положительный опыт, в первую очередь потребуется полностью рассмотреть ту или иную ситуацию. Обязательно выписываются совершенно все плюсы и минусы. После этого нужно сделать все возможное, чтобы запомнить плюсы и трансформировать их в будущее, как ценный опыт

Обратить внимание стоит на то, что во время анализа ситуации начинает функционировать неокортекс, а при работе с эмоциями подключается уже лимбическая система. Если быть более точным, то в процесс включается гипоталамус, который контролирует эмоции и то, как они влияют на организм и состояние человека

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий