Нарушители правил. Каковы условия для нестандартного мышления

Резонерство

Резонерство выражается у человека в том, как сказал И. П. Павлов, бесплодно мудрствовать, а еще назвал это явление словесной опухолью. В речи в изобилии присутствуют сложные логические построения, вычурные абстрактные понятия, термины, чаще всего употребляемые без малейшего понятия, какое их истинное значение. Когда пациент старается как можно обширнее дать ответ на поставленный вопрос врачом, то для страдающего этой болезнью вообще не является важным, понял ли его врач. Такие пациенты кайфуют от самого процесса нарушения мышления, а не от конечной мысли. Поэтому она получается аморфной, и не имеет четко выраженного содержания.

Во время обсуждения бытовых вопросов, у больных явно выражена затруднительная формулировка предмета разговора, бросаются витиеватыми выражениями, смотрят на существующую проблему сквозь абстрактные науки такие как философия или космология. Такое проявление пространных бесполезных философских рассуждений нередко можно услышать в связке с абсурдными увлечениями.

Бывают случаи, когда лишь по одной интонации можно определить сказанное как резонерское. Поэтому у резонерства наблюдаются различные психические патологии:

  1. Шизофреническая, которая является классическим резонерством.
  2. Эпилептическая.
  3. Органическая.

Другая сторона медали

Чрезмерная самоуверенность тоже вредит всему новому и оригинальному. Плох тот начальник, который не умеет признать факт, что идея, высказанная его подчиненным, гораздо лучше его собственной.

То же самое можно сказать и о «зацикленности» на определенном образе действий. Иногда бывает полезно пойти путем, которым до этого еще не ходил. Это не значит, что нужно без разбора принимать все новое, но и с хода отвергать необычные идеи тоже неблагоразумно.

Так, в одной зарубежной компании претендентам на рабочие места предлагалось прокомментировать следующие утверждения: «Все тюрьмы нужно закрыть», «Пенсионный возраст необходимо повысить до восьмидесяти лет». Соискателям, которые сразу отвергали возможность осуществления этих планов, было отказано в трудоустройстве.

Типы мышления

Мышление представляет собой познавательный процесс, являющийся субъективным отражением действительности, который позволяет человеку анализировать изменения в окружающем мире и принимать сложные решения. Мыслительный процесс отличается гибкостью и адаптивностью, однако существуют врожденные и приобретенные познавательные ограничения

Важно понимать, что мозг в первую очередь служит для удовлетворения физиологических потребностей

Основные типы мыслительной деятельности:

Предметно-действенная

Характеризуется максимальной направленностью на практическое использование. Человек применяет предметно-действенное мышление для решения конкретных задач, вроде выполнения профессиональных обязанностей или преодоления повседневных трудностей. Лучше всего развита у взрослых.

Наглядно-действенная

Сознательные процессы нужны не только не преобразования окружающего мира. Люди также могут изучать свойства предметов с помощью наблюдения. Такой тип мыслительного процесса помогает узнавать больше об окружающем мире.

Образная

Неразрывно связана с обобщением имеющейся информации. В головном мозге формируются разнообразные образы, связанные с предметами и их свойствами. Подробнее…

Абстрактная

Помогает людям связывать предметы и понятия в единую систему. При этом абстрактное мышление может быть использовано без привязки к практической деятельности. Дает возможность решать логические задачи. Подробнее…

Эмпирическая

По мере накопления впечатлений об окружающем мире сознание получает информацию в виде опыта. Опыт позволяет решать простые задачи. Не следует путать с предметным восприятием мира.

Нестандартное мышление в наибольшей степени связано с абстрактными когнитивными процессами.

Нарушения мышления: разноплановость

Такая разновидность нарушения мышления как разноплановость выражается расстройством суждений о чем-либо, находящемся на различных уровнях плоскостей. Одновременно нарушается их последовательность, в разной степени обобщаются, и временами у человека наблюдается невозможность правильного рассуждения, не видно в его действиях целенаправленности, им теряется изначальная цель, и он не может справиться даже с самым простым заданием. Такими расстройствами страдают шизофреники, когда их мысли в одночасье текут различными руслами, не охватывая самой сути обсуждаемой проблемы, не ставя перед собой цель переключаться эмоционально и субъективно.

Поэтому разноплановость становится причиной эмоционального насыщения обыденных предметов, которые воспринимаются как символы. Например, у пациента явно выражен бред самообвинения. Когда ему дают печенье, то он сходу делает вывод, что до вечера он будет сожжен в печи, так как печенье у него символизируется с печью. Возникновение таких абсурдных рассуждений связано с тем, что происходит эмоциональная захваченность, разноплановость в мышлении, поэтому у человека при виде любых предметов, проявляется искаженное и неадекватное их рассмотрение.

Практические советы для развития креативности

Есть несколько простых рекомендаций для тех, кто хочет стать креативным и научиться думать нестандартно:

Работайте в состоянии изнеможения

Если вам позарез нужны новые интересные идеи, доведите себя до состояния крайней усталости. Мы привыкли считать, что продуктивность процесса гораздо выше, если мы беремся за дело на свежую голову, но с творческим мышлением все работает по-другому. Во-первых, если вы устали, ваш мозг автоматически будет обрабатывать информацию гораздо эффективнее, мгновенно отделяя зерна от плевел. Во-вторых, в состоянии усталости подсознательно вы будете искать альтернативные, а не привычные подходы к решению проблем. Еще один способ, который может раскрыть творческий потенциал, это заставить себя работать в неудобное время, когда вы чувствуете наибольший упадок сил. Иными словами, если вам нужно извлечь максимум из своих творческих способностей, в первую очередь выведите свой организм из зоны комфорта.

Повышайте физическую активность

Занятия спортом благотворно влияют не только на тело, но и на способность творчески мыслить. Этот процесс имеет вполне научное обоснование: физическая нагрузка активизирует работу нейронов головного мозга и тем самым помогает улучшить творческий процесс. Помимо этого, нагрузка на мышцы как бы «разгружает» наш мозг и позволяет извлечь из недр подсознания неординарные идеи. Как показывает практика, физическая тренировка благотворно влияет на способность человека решать креативные задачи.

Добавьте немного шума

Вопреки общепринятому мнению, спокойная и умиротворяющая обстановка отнюдь не является идеальным условием для продуктивной творческой деятельности. Впрочем, не стоит впадать в другую крайность и подвергать себя шумовым атакам. Оптимальный вариант – это ненавязчивый, но ощутимый шум, например, звуки города или голоса людей. Такие шумы настраивают мозг на рабочий лад и стимулируют его на более эффективную обработку информации.

А также отлично развивает креативность курс Викиум «Творческое мышление». Благодаря ему вы сможете находить нестандартные решения, научитесь придумывать новое, существенно прокачаете воображение.

Шесть креативных подходов

Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.

Шесть этапов:

Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии

Важно использовать аргументы.
Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
Организационный этап

Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.

Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.

Вариант 2

А1. Совокупность норм и правил, отражающих представ­ления о должном поведении

1) закон
2) привычка
3) этикет
4) диспут

А2. Особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности

1) привычка
2) ритуал
3) обряд
2) закон

А3. Верны ли суждения о гражданских правах:

а) они могут быть названы исходными;
б) они обеспечивают право на духовное развитие личности?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

1) с 12 лет
2) с 14 лет
3) с 16 лет
4) с 18 лет

А5. Армия, имеющая правильную и постоянную организацию

1) регулярная
2) ополчение
3) наемная
4) войска специального назначения

А6. К внутренним угрозам нашей стране относится

1) угроза ядерной войны
2) рост преступности
3) военные конфликты с соседними государствами
4) деятельность международных террористических организаций

А7. Верны ли суждения о свободе человека:

а) свобода человека ограничена правами других людей;
б) свобода человека состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А8. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации?

1) министр обороны
2) начальник Генштаба
3) Президент
4) Председатель Правительства

А9. Верны ли суждения о противозаконном поведении:

а) противозаконное поведение причиняет вред обществу;
б) противозаконное поведение направлено на создание новых законов?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?

1) нотариус
2) частный детектив
3) адвокат
4) прокурор

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «участник преступления». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) подстрекатель
2) исполнитель
3) свидетель
4) соучастник
5) организатор

В2. Что из перечисленного является примером внутренних угроз безопасности страны?

1) угроза ядерной войны
2) деятельность террористических организаций
3) вооруженные конфликты на Кавказе
4) нелегальное распространение оружия на территории страны
5) создание незаконных вооруженных формирований

В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) закон
2) преступление
3) кодекс
4) табу

А) собрание нескольких законов, объединенных в один закон
Б) система запретов на совершение определенных действий
В) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным правом
Г) нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Ответы на тест по обществознанию Человек и закон 7 классВариант 1
А1-4
А2-3
А3-2
А4-1
А5-1
А6-3
А7-1
А8-4
А9-2
А10-3
В1. 2
В2. 1234
В3. 1В 2А 3Г 4БВариант 2
А1-3
А2-2
А3-1
А4-3
А5-1
А6-2
А7-3
А8-3
А9-1
А10-4
В1. 3
В2. 45
В3. 1Г 2В 3А 4Б

Когнитивная сфера при шизофрении

Прежде всего шизофрения отражается на восприятии окружающей действительности. Изменения в этой сфере могут свидетельствовать о начале развития психопатологического процесса, который впоследствии отразится на мышлении и эмоциональности человека. Он начинает воспринимать мир слишком субъективно, что приводит к ограниченности суждений, нереалистичности или фантастичности представлений.

Изменения восприятия оцениваются с помощью теста Роршаха, который состоит из демонстрации пациенту картинок с необычными изображениями. Испытуемый должен сказать, что именно он видит на карточках. Как правило, ему показывают три вида образов:

  • дефицитарные — «человек без головы»;
  • диссоциативные — «расплющенная кошка»;
  • символические — «наказание зла».

Анализ теста достаточно сложный. Его можно пройти в интернете, однако делать какие-либо выводы не стоит. Нормальную оценку может дать только специалист.

Внимание тоже имеет свои отличительные особенности при шизофрении. Оно нарушается даже при сохранении памяти и высоком интеллектуальном уровне пациента

Исследуется данный показатель при помощи теста Шульте, или «счета с переключением», в ходе которого определяется, насколько быстро человек произвольно или непроизвольно переключается с одного объекта на другой. Обычно при шизофрении больше страдает произвольное внимание. При этом на указываемых ошибках испытуемый не задерживается, а на реакции экспериментатора практически не реагирует.

Память при шизофрении может пострадать при снижении мотивации. Но данный феномен тоже является достаточно сложным. У одних пациентов она сохраняется в полном объеме, у других — пропадает частично или полностью. Иногда больной не может точно сказать, происходило то или иное событие или нет.

Также существует такой признак шизофрении, как конфабуляция, когда мозг заполняется ложными воспоминаниями. Текущая способность к запоминанию, то есть кратковременная память, проверяется с помощью тестов, в том числе методики «пиктограмма».

Шизофрения может развиваться годами. До первого приступа человек почти всегда не понимает о том, что болен. Когда его доставляют в клинику, что происходит во время обострения заболевания, наблюдается уже комплекс симптомов. Часть из них связана с формальными расстройствами мышления, в том числе содержательностью, гибкостью и критичностью. Степень поражения мозга определяется видом шизофрении и интенсивностью ее развития.

Упражнения для детей

Развиваться проще всего в детском возрасте. В это время мозг открыт для внешнего воздействия и может подвергаться любым изменениям. Упражнения для детей отличаются от тех, что предлагаются взрослым, но являются не менее эффективными.

Лучшие упражнения:

  1. Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
  2. Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
  3. Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
  4. Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
  5. Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
  6. Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
  7. Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
  8. Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
  9. Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
  10. Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.

Такие простые упражнения позволят добиться хорошего результата за несколько недель тренировок. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, которые буду направлены на развитие общего интеллекта.

Почему мы должны так делать?

Когда мы привыкли действовать одним и тем же образом, пользоваться одинаковыми шаблонами, высока вероятность застрять в них. Хоть обычно все наши привычные методы срабатывают, иногда это отупляет наш мозг до такой степени, что мы даже не можем помыслить о чем-то новом. Чтобы мыслительный процесс не становился рутиной, на каждую проблему стоит взглянуть не только под несколькими углами, но и порой подумать о том, что вообще на первый взгляд к ее решению не подходит. Это помогает вводить что-то новое в унылые будни серого вещества, а также снизить количество тупиковых ситуаций.

1. Представь, что ограничений нет

При решении любой проблемы возникают обстоятельства, которые каким-то образом могут ограничивать ее решение, будь то финансовые возможности или физические. В этом случае необходимо просто пофантазировать, нарисовав в своей голове сюжет, в котором у тебя есть неограниченный доступ ко всем возможным ресурсам. Размышляя таким образом, ты можешь вычленить из своих фантазий некоторые пути решения проблемы, которые на первый взгляд покажутся сказочными. Однако если ты уцепишься за один из них и подумаешь, как подстроить его под сжимающие тебя рамки, у тебя появится новый способ выйти из тупика.

2. Создай неестественные ассоциации

Иногда мы можем столкнуться с проблемой, когда две, казалось бы, противоположные вещи находятся рядом друг с другом, что ставит нас в тупик. В этом случае необходимо использовать нестандартный ассоциативный ряд, попробовать представить себе ситуации, в которых два несвязанных между собой предмета шли бы рука об руку. Такая тренировка для мозга научит тебя видению альтернативных способов решения сложившихся проблем. Такие ассоциации могут привести к совершенно инновационному продукту, который, возможно, сделает революцию в человеческом существовании, как изобретение сначала телеграфа, а потом телефона и отходящих от него вещей.

3. Примерь на себя роль другого человека

Иногда полезно сменить образ мыслей, пытаясь думать так, как кто-то другой. Довольно распространенный ход в детективах, когда сыщик ставит себя на место преступника. Наша проблема в том, что каждую ситуацию мы пытаемся решить одинаково, смотря на нее только с привычной для нас точки зрения. Попытка рассмотреть ситуацию взглядом другого человека может показаться глупой, но ведь даже мужчина и женщина будут думать по-разному. Мы не говорим, что тебе надо размышлять как президент или Илон Маск, но можешь попробовать вжиться в роль своего друга или мамы. Если ты хорошо знаешь их образ мыслей, то для тебя не составит труда подойти к сложившейся ситуации по-новому.

4. Обратись к творчеству

Можно попытаться решить проблему творческим путем, но необязательно менять ход мыслей или обращаться к своему бессознательному. Размышляя о трудной ситуации, можешь и дальше применять свое логическое мышление, но во время процесса мышления нужно взять чистый лист и ручку и попробовать нарисовать что-то или записать то, что у тебя в голове. Не ограничивайся одним рисунком — делай сразу несколько набросков. Но главное, не пытайся связать их между собой. Пускай это будет как отдельные мысли. Изучив их внимательно, ты можешь наткнуться на деталь, которая поможет тебе выйти из твоего тупика.

5. Иди от обратного

Иногда мы знаем, как нам необходимо разрешить проблему, но у нас нет пошаговой инструкции и способов, для того чтобы ее решить. Для этого можно попробовать пойти другим путем, исходя из конечного итога. Тебе не надо думать над тем, с чего начать свой путь, который приведет тебя к цели. Нужно попытаться понять, какой метод или вещь могут быть использованы на финальном этапе, развивая мысль в обратном направлении, идя от частного к общему, а не иначе.

6. Спроси ребенка

«Устами младенца глаголет истина», — утверждает народная мудрость. И иногда это действительно может сработать. Мозг детей не настолько сильно засорен, как у взрослых. Их креативность и непосредственность не знает границ. То, что ставит нас в тупик, для них всего лишь дверь куда-то дальше. Конечно, иногда трудно объяснить ребенку поставленную перед тобой задачу. Но если обрисовать все в общих деталях, попытаться обратиться к его воображению посредством образов, может, он что-то и подскажет. Главное — не пытаться воспринимать его слова буквально, лучше попробовать сделать это на интуитивном уровне. Плюс ко всему созданные тобой образы тоже могут хорошо перезагрузить твой мозг и вывести его на решение.

Почему мыслить креативно — полезно

Креативное мышление учит ребенка одному из важнейших навыков успешного человека: подмечать проблемы вокруг, конвертировать их в задачи и уметь их решать. Именно это будет отличать высококлассного специалиста от рядового сотрудника. И не только в творческих профессиях. Даже пилоты самолета, которые всегда работают по инструкции, в аварийной ситуации должны уметь действовать креативно. Или врач, чей пациент находится в критической ситуации: чтобы спасти чью-то жизнь, он должен мгновенно принять правильное решение. 

Ребенок с развитым креативным мышлением имеет больший потенциал, становится более уверенным, открыт вызовам, не боится выражать свое мнение, уверена Наталья:

«Когда мы занимаемся с детьми, я сразу говорю, что можно озвучивать любую идею, даже полную чушь. Не бывает «правильно» и «неправильно»

Очень важно давать детям свободу выражения, даже если поначалу это кажется полной ерундой. Только тогда у них появляется свой голос и смелость»

Физиология

Известно, что левое полушарие мозга большинства людей отвечает за творческое мышление. Стимулировать его деятельность можно следующими способами:

1. При работе за компьютером следует переложить «мышь» из правой руки в левую. Тогда и соответствующее полушарие получит необходимую разминку.

2. Также можно сформулировать задачу и написать про нее стихотворение. На первый взгляд данный способ кажется нелепым. Но он тоже основан на законах физиологии. Облекая задачу в стихотворную форму, человек четко формулирует ее (используя рациональное мышление, то есть правое полушарие) и совершает творческий акт (задействовано левое полушарие). Таким образом можно максимально активизировать мозг.

Что такое стандартное мышление?

В обыденной жизни проблемы, требующие творческого подхода, встречаются не часто. Большинство патриархальных обществ отвергают нововведения, улучшающие жизнь. Поощряется стремление «жить по старинке», «по заветам предков».

Приверженность определённому, устоявшемуся способу мышления гарантирует стабильность общества. Сохранение знаний и навыков, накопленных поколениями, обеспечит выживание в определённой среде. У группы людей, племени или народности, есть доступ к ресурсам. Потребности удовлетворяются, ничего не надо менять.

В прошлом на распространение важнейших открытий, земледелия и металлургии, потребовались тысячелетия. К новым технологиям относились как к магии. Но суеверия и традиции способствовали сохранению первых очагов цивилизации.

В основе Эйнштейновской креативности лежит способность этого человека нарушать правила, перестраивать свой мозг на нестандартное мышление.

Эйнштейн вел свои мысли по непроторенным дорожкам, не выбирал удобные и привычные пути достижения цели. Он не упрощал картину мира, делая ее понятной и удобной для восприятия, не заменял объективное течение событий своим субъективным восприятием. Альберт Эйнштейн понимал, что только выход за рамки здравого смысла, уход с привычных путей решения творческих задач – это единственный способ решения задачи.

Эйнштейн родился нарушителем правил, вам же придется этому учиться.

Нарушать правила нелегко, и с возрастом, по понятным причинам, делать это становится все труднее. Но не стоит нарушать правила ради самого процесса «несоблюдения канонов». Самый интересный путь самому создавать правила, ведь Эйнштейн из нарушителя правил со временем стал законодателем в науке.

Так в чем заключается метод Эйнштейна?

Эйнштейновская стратегия выглядит примерно так:

Правильная постановка задачи (мой любимый пункт в любом творческом процессе). На этом этапе гений ничем не отличался от других креативщиков, т.к. прекрасно осознавал, что без правильно поставленной задачи не получить правильного результата. Нужно четко представлять себе конечную цель

Важно чтобы постановка задачи была конструктивной.

Разрушение шаблонов. Вы должны быть готовы к рассмотрению любых идей и путей решения поставленной задачи, какими бы безрассудными они не казались – это истинный путь настоящего креатора, как бы пафосно это ни звучало. Думая не как все, вы найдете решение проблемы, от которой все отказались.

Нарушение правил – это не тоже самое, что разрушение шаблонов, тут вы целенаправленно нарушаете известные правила с целью найти новые, оригинальные пути решения творческой проблемы

Но для того, чтобы правила нарушать их нужно знать. Важно понимать, что нарушение правил одно из самых мощных средств в конкурентной борьбе, причем в любой сфере деятельности, будь то дизайн или бизнес.

Генерация решения. Этот процесс при условии грамотного выполнения предыдущих пунктов может занять от нескольких минут до нескольких лет в зависимости от сложности и глобальности проблемы (у Эйнштейна это заняло несколько лет, но каков результат).

Еще несколько важных моментов Эйнштейновской стратегии: 

  • Визуализация. Научитесь представлять картину образов и событий, происходящих в вашей голове при решении поставленной креативной задачи, начиная с ее постановки (кстати, это вам очень пригодиться при «работе во сне»). Эйнштейн создавал в голове графические образы в виде картин и рассматривал их с различных точек зрения.
  • Масштабирование. Или, другими словами, умышленное изменение размеров рассматриваемого объекта до абсурдно малых или больших. Это сильно изменяет ваше отношение к объекту и его месту в окружающей среде.
  • Контрправило. Если известное правило вам мешает, создайте правило полностью ему противоположное, и посмотрите, что будет.
  • Одна идея. Если в ходе креативной работы у вас появилось несколько идей, выберете только одну и доводите до ума ее, потом следующую.
  • Общайтесь. Во время работы над задачей обсуждайте ее с различными людьми (не только с близкими и коллегами, но и с людьми совершенно другого окружения) это позволит вам избежать тривиальных ошибок, получить дополнительную информацию и вообще более объективно оценить свою работу. Эйнштейн много общался (переписывался) с другими учеными, и не скрывал того, что это во многом способствовало достижению искомого результата.

Вот некоторые высказывания Альберта Эйнштейна:

Если вы не знаете, Эйнштейн совершил переворот в науке под названием теория относительности, представив, что он перемещается в пространстве вместе с лучом света, т.е. со скоростью света.

Думайте как Эйнштейн – станьте гением!

Уверен, и вам пригодятся методы Эйнштейна.

Хотя Эйнштейн предпочитал нарушать правила для своей работы он сформулировал так называемые 10 золотых правил Альберта Эйнштейна.

Самый эффективный креативный метод №10.

Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой. ▼

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.

Кративность для всех!

Операциональный аспект

Операциональность мышления — это способность к обобщению доступных суждений. При анализе данного критерия учитываются такие параметры, как:

  • снижение уровня обобщения;
  • искажения процесса обобщения;
  • ослабление категориального строя мышления.

Разберем каждый показатель отдельно.

Снижение уровня обобщения

При наличии первого признака человек не может сравнивать объекты друг с другом, проводить анализ ситуации и обобщать полученную информацию, работая со сложными терминами

Он просто оперирует общими признаками, оказываясь неспособным выявить нечто важное или конкретное для того, чтобы полноценно раскрыть содержание понятия

Для шизофреников снижение уровня обобщения не характерно, особенно на ранней стадии развития шизофрении. Обычно подобные симптомы типичны для пациентов с олигофреническим типом расстройства или больных, принимающих нейролептики, которые и отражаются на операциональной стороне мышления.

Для получения подобных показателей применяются простые методики:

«Классификация предметов». Человеку дают группу карточек и просят распределить их по тем или иным признакам.

В тяжелых случаях пациент не может освоить инструкцию к заданию. В более легких — формирует классы по нехарактерным свойствам — удлиненные, желтые или начинающиеся на букву «м». В подобных обобщениях нет четкой закономерности, которая выявляла бы истинное содержание понятий. Так, испытуемый может объединить в один класс ножницы, катушку и трубку на основании того, что у всех этих предметов есть отверстия. Дать название сформированной группе он не может.

  • «Исключение предметов». Пациент исключает объекты из класса по несущественным признакам («здесь нет стекла»). В итоге он справляется только с очень простыми заданиями, когда из четырех карточек, на которых изображены три растения и один кот, нужно исключить животное. Как и в первом случае, имеются проблемы с названием групп.
  • «Пиктограммы». Больному предлагается список слов, которые он должен запомнить. При этом ему необходимо изобразить на бумаге что-нибудь такое, что поможет ему правильно воспроизвести полученный список. При шизофрении пациенты демонстрируют конкретику с личным опытом, например, «я пришел с работы, разделся, поставил чайник, лег на диван» и т.д. У здорового человека рисунок получится более лаконичным.

Эти методики разработаны не только для шизофреников. Ими могут пользоваться и для обследования здоровых людей, в том числе детей.

Искажение процесса обобщения

Данный признак наблюдается на более поздней стадии шизофрении. Связан он с качественными характеристиками предметов и понятий. Больной может оперировать сложными интеллектуальными объектами, но опирается при этом на латентные их свойства. Это значит, что они присущи явлению, но не имеют прямого отношения к его содержательности.

В качестве примера можно привести следующую методику. Пациенту дают карточки с изображениями жука, самолета, птицы и бабочки. Здоровый человек будет ориентироваться на такие понятия, как «одушевленный / неодушевленный», «техника / животное» и т.д. Однако при шизофрении больной может исключить из группы жука только за то, что он изображен на черно-белой карточке.

Если применяется методика «пиктограмма», то у больного возникают сложности с абстракциями — «печаль», «сомнение», «мука». В подобных случаях в качестве латентных признаков выступают фонетические особенности терминов. В итоге пациент, чтобы запомнить их, рисует предметы, созвучные с предложенными словами, например, печать («печаль»), рыба сом («сомнение») и мешок муки («мука»).

Расстройство категориального мышления

Расстройство или ослабление категориального мышления наблюдается в тех случаях, когда происходит уход от правильной мысли. Данный феномен называется соскальзыванием. В целом пациент выносит верные суждения, но допускает единичные ошибки. Он формулирует цепочку умозаключений, но в какой-то момент сбивается. Далее он восстанавливает мыслительный процесс и продолжает рассуждение, но без исправления ошибочного звена.

Что такое нестандартное мышление

Фото автора Dazzle Jam: Pexels

Нестандартное мышление – это способность человека найти неожиданное решение, выходящее за рамки обыденности и полностью меняющее восприятие происходящего. Мозг ленив. Он не хочет тратить энергию. Поэтому, когда в детстве ты пробуешь что-то сделать и это срабатывает, он записывает это действие в копилку под названием «это работает, можно повторить».

Так человек подсознательно запоминает эффективные действия и неэффективные. Это касается и образа мыслей. Шаблонное восприятие, стереотипы, привычный образ жизни – все это появляется для того, чтобы не тратить лишнюю энергию.

Зачем думать над задачей, если мозг может подкинуть готовый ответ? Ведь и так понятно, что Пушкин – русский поэт, зачем «напрягаться» и думать о других?

Но проблема в том, что каждая ситуация – это уникальный набор условий, которые нужно проанализировать, чтобы выбрать наиболее эффективный вариант решения. Невозможно сделать что-то уникальное, пока мыслишь в рамках готовых и стандартных ответов.

История изучения и концепция

Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.

Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.

Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.

Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений

Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий