Культурно-историческое направление
Огромное внимание нужно уделять изучению истории России – это один из способов понимания величия Родины и ее места в мировой политической системе. Для этого нужно не только штудировать сухие исторические учебники, но и почаще выходить на улицу для изучения достопримечательностей родного края. Большую ценность имеет изучение традиций своего народа, его фольклора, особенностей диалекта, традиционных блюд
Нужно сходить в местные краеведческие музеи, узнать о выдающихся людях своего родного края, поучаствовать в благоустройстве местных памятников
Большую ценность имеет изучение традиций своего народа, его фольклора, особенностей диалекта, традиционных блюд. Нужно сходить в местные краеведческие музеи, узнать о выдающихся людях своего родного края, поучаствовать в благоустройстве местных памятников.
Но правильное формирование духовно-нравственных ценностей означает любовь к своей Родине без ненависти к другим соседствующим народностям. Ни в коем случае нельзя возвышать свой народ на фоне угнетения других, соседствующих культур. Эту ошибку часто допускают некоторые недальновидные политики, не стоит им уподобляться. В каждой культуре есть что-то, чему можно поучиться, при этом не забывая своих исконно русских традиций.
Основные направления патриотического воспитания
Духовно-нравственное направление. Определяет направление воспитания высших ценностей, ориентиров, идеалов и т.п. с упором на реальные примеры из жизни, а также выработка способности опираться и руководствоваться ими в повседневности.
Историко-краеведческое направление. Данное направление основывается на системе познания своих исторических корней, осознания национальной неповторимости, культуры своего народа, его связи с Отечеством. В процессе воспитания осуществляется формирование исторической гордости за свой народ, деяния предков и современников. Начиная с раннего детства, знакомят с историей малой Родины (историей края, города, села и т.д.), выдающимися жителями и т.д.
Гражданско–правовое направление. Данное направление представлено системой мероприятий по формированию правовой культуры и законопослушности, а также формирование реальной оценки политических и правовых событий, происходящих в стране. Гражданско-правовое направление патриотического воспитания основано на выработке гражданской позиции у каждого члена общества, а также на воспитании любви и уважении к Родине в различных проявлениях (любовь к символике, готовность служить Отечеству и защищать его, выполнение гражданского и конституционного долга).
Социально–патриотическое направление. Основой данного направления является духовное и нравственное развитие личности гражданина, путем преемственности поколений, формирования активной жизненной позиции, чувства долга, благородства, любви и уважения к старшим, а также путем воспитания благородства в человеке.
Военно–патриотическое направление имеет ориентир на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотического сознания и идеи служения Родине, ознакомление с военной историей и формирование способности защиты Отечества.
Спортивно-патриотическое направление. Данное направление ориентировано на воспитание физически здоровой нации, путем воспитания выносливости, стойкости, мужества и т.д., в процессе занятий физической культурой и спортом. Формирование опыта служения Родине и готовности при необходимости защищать свое Отечество.
Культурно-патриотическое направление предусматривает воспитание уважения к творчеству своего народа (устное, музыкальное и т.д.), почитание и соблюдение традиционных праздников и обычаев.
Гражданско-правовое направление
Детям с малых лет рассказывают, что брать чужое запрещено, за это могут посадить в тюрьму. Подрастающему поколению нужно объяснить, что все написанные законы нужно обязательно соблюдать. Но соблюдать их нужно не из страха быть пойманным и наказанным, а руководствуясь чувством глубокой любви к Родине. Если все будут жить по законам и про принятым в обществе правилам, то общее благополучие в стране пойдет вверх.
Юным гражданам рассказывают о государственном строе России, порядке образования органов власти, объясняют основные конституционные права и обязанности граждан. Детям нужно вкратце рассказать о вертикали государственной власти, но без сложных и заумных терминов. Лучше использовать простые и понятные сравнения, например: государство – это семья, президент – это глава семьи, народ – члены семьи и т. д.
Обратите внимание:
Важно организовать в школе самоуправление, выбрать главу класса, наделить его определенными полномочиями. Обязательно следует показать выборность всех органов местного школьного самоуправления, чтобы каждый ученик понимал, как его решение по выбору кандидатуры главы класса может повлиять на общую судьбу всего коллектива.
В процессе работы местного школьного самоуправления детям рассказывают, что по аналогичной схеме проходит формирование органов власти в городе, регионе и в стране в целом
В процессе работы местного школьного самоуправления детям рассказывают, что по аналогичной схеме проходит формирование органов власти в городе, регионе и в стране в целом.
Военно-патриотическое воспитание
Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, способные учиться и работать на его благо, и, в экстремальной ситуации, встать на защиту Родины. В этой связи важнейшая функция в формировании таких личностей ложится на военно-патриотическое воспитание.
Здесь широкое поле для форм и методов организации этой работы:
- военно-патриотические клубы;
- профильные военно-спортивные лагеря;
- поисковые отряды;
- тесное сотрудничество с музеями, общественными историческими организациями.
В вопросах организации большая часть работы ложится на педагогов, специалистов по военной истории, историков, но необходима существенная поддержка государства в этих вопросах. У военно-патриотического воспитания есть две исключительные особенности, так как оно формирует морально-волевые качества, которые пригодятся, как будущему защитнику Отечества, так и совершенно мирному человеку.
Роль педагога в патриотическом воспитании
Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.
Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.
Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:
- результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
- только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
- воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.
Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.
Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников
Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:
- воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
- формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
- через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.
Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – определение
Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.
Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.
Экскурсия в музей – метод изучения военной истории
Духовно-нравственное направление
Упор в этом направлении воспитания делается на развитие сознания молодых людей. Они должны непрерывно работать над собой, видя перед глазами примеры поведения старших людей. Особенно действенным будет пример со стороны тех взрослых, которые пользуются властью или уважением в обществе. Например, больший эффект получит не афишируемая посадка молодых деревьев в местном сквере руками городских чиновников, чем часовые пафосные речи о любви к России с трибуны.
Духовно-нравственное направление воспитания молодежи включает в себя следующие действия:
- Воспитание уважения к родителям – с уважения к отцу и матери начинается любовь к Родине. Этому учат с детского сада, чувство уважения к семье укрепляется в школе и институте.
- Рост социальной активности на благо Родине – молодежь не должна дожидаться указаний свыше, чтобы сделать полезное дело. Желание улучшить Родину должно идти изнутри и каждый молодой человек просто обязан внести свой посильный вклад в развитие Отечества. Например, купить малоимущей бабушке скромный продуктовый паек, убрать свой подъезд и т. д.
- Воспитание правильного отношения к труду – целью работы должно быть не просто зарабатывание денег любыми способами. Зарплата является вознаграждением за социально-полезный труд, который приносит добро гражданам и Родине в целом. Молодежь нужно учить выбирать не только модные и высокооплачиваемые профессии, но общественно-полезные: учитель, врач, геолог и т. д. Юноши или девушки не должны гнаться за деньгами и, тем более, уезжать на работу в другие страны. Нужно учить молодежь работать на благо России и создавать полезный для страны продукт.
Цели и задачи патриотического воспитания
Определение 2
Патриотическое воспитание – это целенаправленно организованная деятельность по формированию и развитию патриотического сознания, чувства долга и верности своей Родине, а также готовности выполнить гражданский долг по защите интересов Отечества.
Цель патриотического воспитания: создание оптимальных условий по формированию личности человека и патриота, с установлением ценностей, взглядов, мотивов и поведения.
Цель патриотического воспитания должна пронизывать все уровни воспитательно-образовательного процесса начиная с системы дошкольного воспитания, входить во все виды занятий (учебную и внеучебную деятельность, дополнительные и индивидуальные занятия и т.п.).
Достижение цели воспитания патриотизма предусматривает решение следующих задач:
- Повышение качества организации системы патриотического воспитания.
- Развитие и совершенствование существующих методов и форм системы патриотического воспитания, с учетом современных достижений в области информационных технологий.
- Формирование у детей, начиная с дошкольного возраста, активной гражданской позиции и стремления к самореализации в обществе.
- Воспитание толерантности (уважении других людей независимо от их национальности, пола, жизненных устоев и интересов и т.д.).
- Формирование и развитие чувства гражданского долга.
- Формирования любви и уважения к своей Родине, почитания ее истории, традиций, культуры и норм общественной жизни.
Содержанием системы воспитания патриотизма является специфическим смысловым полем, в рамках которого происходит обмен опытом, поведением, сознанием, навыками деятельности, общения, познания, информацией и т.д. между воспитателем и воспитанниками. Все, что передается в процессе патриотического воспитания должно быть не просто понято, а осознанно и принято. Осознание и принятие имеет индивидуальный характер и зависит в первую очередь от личности воспитуемого. Только случаи принятия и осознания, можно говорить об эффективности организованной системы патриотического воспитания.
В основе системы патриотического воспитания лежит базовая культура личности каждого человека.
Компоненты патриотического воспитания:
- Знания о сущности и структуре патриотизма.
- Познание опыта патриотической деятельности героев, как исторических, так и современных.
- Знакомство с опытом служения Родине.
Характеристики системы воспитания и его целевые параметры определяются через исследования в области философии, социологии, психологии и т.д. Данные исследования позволяют описать существующую систему патриотического воспитания как своеобразный педагогический феномен патриотизма на современном этапе его развития, а также выделить все сложности и противоречия в системе воспитания патриотизма.
Требования к содержанию системы патриотического воспитания личности:
- Формы, методы и средства воспитания, используемые педагогом должны полностью соответствовать цели, задачам, содержанию патриотического воспитания.
- Логика содержания системы патриотического воспитания должна соответствовать общей логики воспитания личности.
- Система патриотического воспитания личности должна иметь необходимый уровень содержания воспитательных и учебных программ, моделей и т.д.
- Необходимо учитывать современные требования к патриотическому воспитанию личности, согласно заказу современного общества.
Полезные советы родителям: как воспитать маленького патриота
В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.
Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:
необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села; во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета; дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда; вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора; постоянно расширяйте кругозор своего ребенка; необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих; часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа; малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.
Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине
Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине
Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.
Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.
Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности. Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории
Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории
Родителям напоследок
Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность. В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота. Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.
Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.
Изучение национальных обычаев – важная часть воспитания патриотизма
Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.
При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.
Военно-патриотическое направление
История России связана с войнами и необходимостью защиты своих земель от захватнических планов соседствующих стран. Военно-патриотическое воспитание должно занимать значительное место в развитии личности, особенно это касается юношей
Для воспитания поколения защитников Родины нужно уделять внимание следующим аспектам:
Изучать военную историю России, детально разбирать причины, ход и результаты каждой значимой войны
Особое внимание должно уделяться Великой Отечественной Войне, которая является образцом военно-патриотического духа русского народа.
Сохранять связь учеников с участниками военных конфликтов и проводимых антитеррористических операций. Многое дает проведение открытых уроков с реальными людьми, которые служили Отечеству и на деле подтвердили свой патриотизм своими боевыми подвигами.
Обеспечивать формирование положительного образа ВС РФ, прививать учащимся готовность выполнить свой военный долг и защитить свой родной край и страну в целом.
Формы и направления патриотического воспитания
Ключевыми направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях дошкольного и школьного образования являются следующие:
- Духовно – нравственное;
- Гражданско – патриотическое;
- Социально – патриотическое;
- Военно – патриотическое;
- Спортивно – патриотическое;
- Героико – патриотическое.
Рассмотрим каждое направление подробно, выделив особенности.
Духовно-нравственное направление патриотического воспитания направлено на формирование у учащихся приоритета духовных ценностей над материальными, желания быть причастными к социально значимым процессам в России. Кроме того, важна способность руководствоваться этими процессами в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско-патриотическое направление подразумевает правовую грамотность и умение анализировать происходящие события с точки зрения норм права. Законопослушность и умение понимать природу политических и правовых событий в обществе и государстве – вот основа гражданско-патриотической ветви воспитания молодого поколения. Немаловажным является и готовность служить своей Родине, оставаться преданным народу своей страны.
Историко-краеведческое направление патриотического воспитания представляет собой систему мероприятий, которые стимулируют познание историко-культурных корней и осознание неповторимости родной земли.
Героико-патриотическое направление ориентируется на привлечение внимание молодежи к общественно значимым профессиям и службе в рядах вооруженных сил РФ
Особую важность представляет процесс воспитание понимания значимости труда и подвига на благо Родины
Военно-патриотическое направление представляет собой многоплановую систематическую и скоординированную деятельность государства, общественных объединений и организаций. Деятельность указанных участников процесса направлено на:
- формирование патриотического сознания у молодёжи;
- формирование возвышенного чувства верности своему Отечеству;
- формирование готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации;
- обеспечение военной безопасности РФ перед лицом внешних и внутренних угроз.
Объектом военно-патриотического направления воспитания является подрастающее поколение дошкольного и школьного возраста.
Спортивно-патриотическое направление воспитания стимулирует интерес к спорту и здоровому образу жизни, позволяет повысить дисциплину среди детей и молодежи.
Социально-патриотическое направление воспитания должно формировать духовно-нравственную и культурно-историческую преемственность поколений. В процессе воспитания у молодежи должна оформиться активная жизненная позиция, а также проявление благородства и сострадания, проявление заботы о людях с ограниченными возможностями и людях пожилого возраста.
В последние годы оформилась система основополагающих форм патриотического воспитания:
- выпуск стенгазеты или онлайн газеты
- посещение спектаклей, выставок, музеев
- кружки художественного, декоративно-прикладного творчества
- ученический театр
- авто-, мото-, велопробеги
- соревнования по авиационным, техническим и военноприкладным видам спорта
- военно-исторические, военно-технические конкурсы
- конкурсы художественной самодеятельности
- встречи с представителями общественно важных профессий
- встречи с военнослужащими
- тематические классные часы
- экскурсии по родному городу
- помощь ветеранам