Гражданско-патриотическое воспитание

Понятие, цели и задачи патриотического воспитания

Определение 1

Патриотическое воспитание – организованный процесс, направленный на формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания общественных и личных интересов, уважительного отношения к Родине и своему народу.

Цель патриотического воспитания – развитие активной гражданской позиции, социальной активности, духовности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов.

Задачи патриотического воспитания:

  1. Формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории.
  2. Развитие уважительного отношения к народным традициям и культуре России.
  3. Обеспечение полноценной социализации подрастающего поколения, активное вовлечение детей в посильное решение социальных, экономических, культурных, экологических и т.д. проблем.
  4. Воспитание уважительного отношения к нормам, законам и Конституции страны.
  5. Создание условий для развития положительного отношения к конституционным правам и свободам граждан, соблюдения законов, формирование чувства профессионального, гражданского и воинского долга.
  6. Привитие детям гордости за свою Родину, почитание символики государства и его истории.
  7. Формирование уважительного отношения к религии своего народа и иным религиозным конфессиям, находящимся на территории страны.
  8. Создание оптимальных условий для усиления патриотической направленности воспитания детей в образовательных учреждениях (ДОО, школы, ВУЗ, СУЗ и т.д.).
  9. Формирование у детей толерантности, религиозной и национальной терпимости, уважения к традициям и истории других народов.

Таким образом, патриотическое воспитание направлено на формирование у детей таких качеств как: ответственность, коллективизм, активная гражданская позиция и т.д.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе

В общеобразовательной школе этот процесс становится целенаправленным, нравственно обусловленным и комплексным. Он готовит учащихся к жизни, к взаимодействию, труду и полноценному функционированию личности в обществе, к участию в социальной жизни государства. Формирует чувство ответственности за свой нравственный и правовой выбор (в том числе, политический), за развитие своих способностей и достижений жизненных целей.

Как видите, цели у воспитания глобальны, поэтому государственная образовательная система уделяет гражданскому воспитанию столь большое внимание

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе ведется на протяжении всего учебного процесса. Она планируется при организации учебных занятий, классной (на уроках и на классных часах) и внеклассной работы в соответствии с заявленной учебной программой.

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников

Программа выделяет свои цели и задачи, как приоритетное направление в системе образования в целом. В содержании программы излагаются идеи, которые определяют направленность, ценности и другие составляющие гражданской позиции учеников.

Цель программы – создание условий для развития личности будущего гражданина – патриота своей Родины, формирование у него нравственных ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности.

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся чувства ответственности, твердой гражданской позиции, стремления к самосовершенствованию;
  2. Повышение качества условий для реализации гражданско-патриотического воспитания;
  3. Развития его форм и методов с использованием новых технологий;
  4. Воспитания у учащихся толерантности по отношению к представителям другой национальности;
  5. Формирование чувства гражданского долга;
  6. Формирование патриотических чувств по отношению к Родине, любви к своей культуре, чувства гордости за историю, традиции и достижения своего народа.

Гражданско-патриотическое воспитание делится на три возрастных этапа, каждый из которых отличается своими методами и особенностями.

Возрастные этапыМетоды
 Начальная школа 
  • Основная форма деятельности младших школьников – игровая.
  • Введение детей в мир родной культуры;
  • Помощь в принятии ими ценностей, понятий о единстве человека и природы, человека и общества;
  • Понятие о родной земле, о трудолюбии и милосердии
 Среднее звено 
  • Продолжение работы над формированием системы ценностей;
  • Корректировка поведения подростков, помощь в овладении компетенциями, необходимыми для жизни в обществе;
  • Вовлечение учащихся в общественно-трудовую деятельность;
  • Формирование уважения к закону, правам людей;
  • Формирование чувство ответственности перед обществом.
 Старшие классы 
  • Углубление знаний о социально-политических процессах, происходящих в обществе;
  • познания философских, культурных, правовых основ жизни общества;
  • Задача данного этапа в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся могли совершенствовать знания и умения отстаивать свои права и права других людей, строить свою индивидуальную и коллективную деятельность, понимали необходимость здорового образа жизни.

Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе

Работа по гражданскому воспитанию в школе ведется не отдельно, само по себе, а в полном взаимодействии с учебным процессом и внеклассной работой. Задачи гражданского воспитания реализуются в учебной деятельности (на уроках истории, литературы, родного языка, музыки, изобразительной деятельности) и во внеклассной работе. Мероприятия эти планируются как каждым из педагогов отдельно, так и всей школьной системой в целом:

  • Тематические классные часы;
  • Курс обществознания;
  • Экскурсии по школьному музею и в музеи города;
  • Изучение истории семьи и семейных традиций;
  • Изучение истории своего народа, традиции и обычаи, характерные для той местности, где проживают учащиеся;
  • Работа краеведческих, военно-патриотических и других кружков;
  • Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий (в горячих точках);
  • Экскурсии по городам России;
  • Школьные мероприятия, концерты, конкурсы, организованные в течение года.

Форма проведения

Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе

В общеобразовательной школе этот процесс становится целенаправленным, нравственно обусловленным и комплексным. Он готовит учащихся к жизни, к взаимодействию, труду и полноценному функционированию личности в обществе, к участию в социальной жизни государства. Формирует чувство ответственности за свой нравственный и правовой выбор (в том числе, политический), за развитие своих способностей и достижений жизненных целей.

Как видите, цели у воспитания глобальны, поэтому государственная образовательная система уделяет гражданскому воспитанию столь большое внимание

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе ведется на протяжении всего учебного процесса. Она планируется при организации учебных занятий, классной (на уроках и на классных часах) и внеклассной работы в соответствии с заявленной учебной программой.

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников

Программа выделяет свои цели и задачи, как приоритетное направление в системе образования в целом. В содержании программы излагаются идеи, которые определяют направленность, ценности и другие составляющие гражданской позиции учеников.

Цель программы – создание условий для развития личности будущего гражданина – патриота своей Родины, формирование у него нравственных ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности.

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся чувства ответственности, твердой гражданской позиции, стремления к самосовершенствованию;
  2. Повышение качества условий для реализации гражданско-патриотического воспитания;
  3. Развития его форм и методов с использованием новых технологий;
  4. Воспитания у учащихся толерантности по отношению к представителям другой национальности;
  5. Формирование чувства гражданского долга;
  6. Формирование патриотических чувств по отношению к Родине, любви к своей культуре, чувства гордости за историю, традиции и достижения своего народа.

Гражданско-патриотическое воспитание делится на три возрастных этапа, каждый из которых отличается своими методами и особенностями.

Возрастные этапыМетоды
 Начальная школа 
  • Основная форма деятельности младших школьников – игровая.
  • Введение детей в мир родной культуры;
  • Помощь в принятии ими ценностей, понятий о единстве человека и природы, человека и общества;
  • Понятие о родной земле, о трудолюбии и милосердии
 Среднее звено 
  • Продолжение работы над формированием системы ценностей;
  • Корректировка поведения подростков, помощь в овладении компетенциями, необходимыми для жизни в обществе;
  • Вовлечение учащихся в общественно-трудовую деятельность;
  • Формирование уважения к закону, правам людей;
  • Формирование чувство ответственности перед обществом.
 Старшие классы 
  • Углубление знаний о социально-политических процессах, происходящих в обществе;
  • познания философских, культурных, правовых основ жизни общества;
  • Задача данного этапа в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся могли совершенствовать знания и умения отстаивать свои права и права других людей, строить свою индивидуальную и коллективную деятельность, понимали необходимость здорового образа жизни.

Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе

Работа по гражданскому воспитанию в школе ведется не отдельно, само по себе, а в полном взаимодействии с учебным процессом и внеклассной работой. Задачи гражданского воспитания реализуются в учебной деятельности (на уроках истории, литературы, родного языка, музыки, изобразительной деятельности) и во внеклассной работе. Мероприятия эти планируются как каждым из педагогов отдельно, так и всей школьной системой в целом:

  • Тематические классные часы;
  • Курс обществознания;
  • Экскурсии по школьному музею и в музеи города;
  • Изучение истории семьи и семейных традиций;
  • Изучение истории своего народа, традиции и обычаи, характерные для той местности, где проживают учащиеся;
  • Работа краеведческих, военно-патриотических и других кружков;
  • Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий (в горячих точках);
  • Экскурсии по городам России;
  • Школьные мероприятия, концерты, конкурсы, организованные в течение года.

Основные характеристики принципов патриотического воспитания

Определение 2

Принципы патриотического воспитания – это исходные положения, включающие в себя методы, средства и приемы, на которые необходимо опираться педагогу при организации воспитательного процесса.

К основным принципам патриотического воспитания относятся:

  1. Принцип системно-организованного подхода. Данный принцип предусматривает совместно организованную работу образовательного учреждения и иных государственных и общественных структур, направленную на патриотическое воспитание. Реализация данного принципа достигается путем договоренности образовательных организаций и музейных комплексов, библиотек, воинских частей и т.д. на проведение тематических экскурсий, выставок, семинаров и много другого. Помимо этого организуются встречи с уважаемыми людьми города или района (ветераны, публичные деятели и т.п.).

  2. Принцип адресного подхода в формировании патриотизма. Согласно данному принципу, организация и реализация патриотического воспитания должна осуществляться с использованием особых методов и форм патриотической работы. Подбор средств работы с детьми осуществляется на основании возрастных особенностей и потребностей, индивидуального развития, а также на основании накопленного опыта в данном направлении. Педагогами используются все доступные ресурсы, в процесс воспитания включаются родители, ближнее окружение ребенка, коллектив, используются этнонациональные, региональные и культурные особенности, исторические традиции и т.п.

  3. Принцип активности и наступательности. Данный принцип предусматривает настойчивую, но при этом разумную инициативу в формировании и развитии патриотического мировоззрения детей, их ценностных установок, ориентированных на исторические и национальные интересы Родины. Большое значение в реализации данного принципа имеет равное и активное участие всех сторон воспитательного процесса. Дети должны быть открытыми к процессу воспитания, а педагог нацелен на решение поставленных задач.

  4. Принцип универсальности ведущих направлений патриотического воспитания. Данный принцип ориентирован на использование в воспитательном процессе эффективных методов и средств, проверенных временем. Наиболее эффективными методами воспитания патриотизма у детей признаны:

    • социальный опыт предыдущих поколений (подвиги героев войны, исторические былины и т.п.);
    • национальные традиции (организация и проведение национальных праздников: масленица, проводы зимы, Ивана Купалы и т.п.);
    • семейные традиции;
    • народное творчество (знакомство детей с творчеством народов мира, своего народа: музыка, игры, художественные произведения).

    Только такой целостный, комплексный подход позволит восстановить историческую преемственность поколений, наше общее, российское интеллектуально-нравственное поле;

  5. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей – означает пропаганду идей и ценностей не только российского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ

Важно
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования

С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Дошкольный возраст определяется, как важный период становления личности. В этом возрасте открываются возможности для формирования у детей нравственных чувств, одно из которых чувство патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников является основной целью социально-коммуникативного развитие, как образовательной области. Его цель – приобщить детей к социальным и культурным нормам общества, к традициям семьи и народа.

Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ ориентировано на:

  • воспитание ребенка с осознанием себя, как полноценной личности;
  • воспитание у детей уважения к семье, как к носителю национальной культуры и языка;
  • формирование у дошкольников чувства гордости за родной край (дом, семья, детский сад, город, страна);
  • прививание любви к своей Родине, к ее культурному наследию;
  • воспитание у детей толерантного отношения к представителям других народов, других культур и национальностей.

Для дошкольного учреждения, гражданско-патриотическое воспитание – задача сложная и требует комплексного и слаженного подхода. В силу своего возраста, дошкольники пока не способны осознать всю глубину понятия «патриотизм». Их нравственные качества еще только начинают формироваться, поэтому сам процесс воспитания достаточно сложен, и, по сути, является только первой, отправной ступенью. Основная роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит школе.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе

Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.

Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:

  1. Праздник (концерта);
  2. Тематический урок;
  3. Экскурсии к памятным местам или монументам;
  4. Конкурсы (внутри класса и между классами);
  5. Тематические выставки;
  6. Организация школьного музея и музейные уроки;
  7. Открытые уроки;
  8. Тематические классные часы;
  9. Показ патриотических и документальных фильмов.

Примерные темы мероприятий по патриотическому воспитанию в СОШ

Форма мероприятияПримерные темы
Тематические уроки1.      Уроки Памяти «Недаром помнит вся Россия …» (1-11 кл)
2.      Диспут “Дети блокадного Ленинграда” по книге Е. Верейской “Три девочки” (6-7 классы)
3.      Урок мужества “Ленинградская победа” (7-8 классы)
4.      Уроки Мужества «Колокола нашей памяти», посвященные битве за Москву (1-11 классы)
5.      Урок мужества: «И шли на войну девчата…» «У войны не женское лицо…» с приглашением ветеранов войны и труда
Конкурсы1. Конкурс рисунков «Оружие, доспехи 1812 г.» (1-4 классы)
2. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы)
3. Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне». Рукописная книга памяти (старшие классы)
4. Конкурс ретро-фотографий «Загляните в семейный альбом» – история одной фотографии. «Дню Пионерии посвящается»
5.               Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы)
6.               Участие в конкурсе «Защитники Отечества» среди военно-патриотических объединений школ
Классные часы 1-4 класс1. «Дети военной поры»
2. «Первая победа в Великой Отечественной войне»
3. «О подвигах, о доблести, о славе»
Классные часы 5-8 классы1. «Помни имя свое!»
2. «Русский характер»
3. «Есть слово такое – выстоять!»
4. «Наш край в годы войны»
5. «Помни, что когда-то шли на бой ребята»
Классные часы 9-11 классы1. «Они сражались за Родину!»
2. «Героические подвиги наших земляков»
3. «Он тогда не вернулся из боя»
4. «Полководцы Великой Отечественной Войны»
Выставки, уроки в школьном музее1. Организация в библиотеке тематической экспозиции, посвященной 200- летию победы России в Отечественной войне 1812 г.
2. Музейные уроки «Колокола нашей памяти»
3. Участие в смотре-конкурсе залов, музеев, экспозиций боевой славы.
Экскурсии, участия в городских мероприятиях1. Экскурсии в краеведческий музей, в историко-художественные музеи г.Москва, г. Зарайск, г. Коломна, к памятникам и мемориалам, обелискам
2. Акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Мы граждане России», «Свет в окне» – шефство над ветеранами
3. Трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории «Подвиг в камне и бронзе»
Открытые мероприятия1.      Открытое мероприятие на параллель «Бессмертен тот, кто Отечество спас!», посвященное победе в Отечественной войне 1812 г
2.      Открытое мероприятие на параллель «Я – гражданин России!», посвященное Дню Конституции.
3. Открытое мероприятие на параллель «Есть такая профессия – Родину защищать!» ко Дню защитника Отечества.
Музыкальные мероприятия1. Конкурс инсценированной песни «Споемте, друзья!»
2. Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам!», посвященная Дню Победы.



Понятие «гражданственность» и «патриотизм»

Понятие «гражданственность» является ключевым в гражданско-патриотическом воспитании. Сложно дать единое определение этому термину, слишком размыты границы этого понятия. В основе своей –  это особое нравственное качество личности, которое определяет сознательное и активное выполнение своих обязанностей перед Родиной и обществом .

Гражданственность проявляется в поведении отдельной личности, но становится заметной в социуме и в нем же развивается. Гражданское воспитание воспитывает гражданина своей страны – сознательную, законопослушную личность со свободным критическим мышлением.

Понятие «патриотизм» знакомо всем очень хорошо.

«Патриотизм – моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу».«Евразийская мудрость от А до Я», толковый словарь.

Патриотизм выражается в единении духовности, социальной активности в совокупности с гражданственностью. Формируется он в процессе обучения и воспитания детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Чувство патриотизма у молодежи – это не просто полученные знания о своей Родине, это образ мышления, стиль жизни, основы поведения в обществе.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
  • «Богатырская застава» (сборник былин).
  • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
  • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

  • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
  • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
  • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

Центры гражданско-патриотического воспитания

Проблема гражданского патриотического воспитания настолько важна и глобальна, что его реализация стоит в приоритете у государства. В помощь школам и семьям в городах и районах открываются волонтерские центры гражданско-патриотического воспитания для детей и молодежи. Все чаще инициативу берут в свои руки молодые люди, студенты, подростки, осознавая свою роль в будущем нашей страны.

Цель подобных центров:

  • Внедрение дополнительных программ, имеющих социально-педагогическое направление;
  • Реализация художественных программ в сфере декоративно-прикладного искусства;
  • Нормативно-правовое регулирование работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
  • Организация «шефства» воинских частей над учебными заведениями в рамках военно-патриотического воспитания;
  • Методическое сопровождение специальных программ по патриотическому воспитанию, реализуемых педагогами в школах и ДОУ, внедрение в их деятельность специальных форм, методов и средств воспитательной работы.



Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий