Начинаем дружбу с эмоциональным «я» и структурируем эмоциональный хаос

Что такое манипуляция?

Это вид скрытого психологического влияния, когда цель манипулятора неизвестна.

Таким образом, во-первых, манипуляция не гарантирует нужного результата. Несмотря на существующее представление о манипуляции как о великом способе добиться от кого угодно чего угодно, ничем при этом не заплатив, очень редкие люди умеют осознанно манипулировать так, чтобы добиться от человека нужного действия. Поскольку цель манипулятора скрыта и напрямую он ее не называет, тот человек, которым манипулируют, под воздействием манипуляции может сделать нечто совершенно не то, что от него ожидалось. Ведь картины мира у всех разные. Манипулятор строит манипуляцию, исходя из своей картины мира: «Я сделаю А — а он тогда сделает Б». А тот, кем манипулируют, действует, исходя из своей картины мира. И делает не Б и не В, а вовсе даже Z. Потому что в его картине мира это самое логичное, что можно сделать в данной ситуации. Нужно очень хорошо знать другого и ход его мыслей, чтобы планировать манипуляцию, и даже в этом случае результат не гарантирован.

Второй аспект — эмоциональный. Манипуляция осуществляется через изменение эмоционального состояния. Задача манипулятора — вызвать в вас неосознаваемую эмоцию, таким образом понизить ваш уровень логики и добиться от вас нужного действия, пока вы не очень хорошо соображаете. Однако даже если это ему удастся, через какое-то время эмоциональное состояние стабилизируется, вы снова станете логически мыслить и в этот самый момент начнете задаваться вопросом «А что это было?». Вроде ничего особенного не произошло, пообщался со взрослым умным человеком… а ощущение, что «что-то не так». Как в анекдоте, «ложечки нашлись — осадочек остался». Точно так же любая манипуляция оставляет после себя «осадочек». Люди, хорошо знакомые с понятием «манипуляция», могут сразу определить, что имело место быть подобное психологическое воздействие. Им в некотором смысле окажется проще, поскольку они хотя бы будут четко понимать для себя, что произошло. Люди, не знакомые с этим понятием, будут продолжать ходить с невнятным, но очень неприятным ощущением, что «произошло что-то не то, а что — непонятно». С каким человеком у них свяжется это неприятное ощущение? С тем, кто манипулировал и оставил после себя такой «след». Если это произошло однократно, скорее всего, цена ограничится тем, что манипулятор получит от своего объекта «сдачи» (чаще всего неосознанно). Помните, неосознанные эмоции всегда прорвутся на свой источник. Так же и в случае с манипуляциями. Манипулятор так или иначе заплатит за «осадочек»: например, услышит какую-то неожиданную гадость в свой адрес или станет объектом обидной шутки. Если же он манипулирует регулярно, то вскоре другие люди начнут постепенно избегать данного человека. У манипулятора очень мало людей, которые готовы поддерживать с ним близкие отношения: никому не хочется постоянно быть объектом манипуляций и ходить с неприятным ощущением, что «что-то с этим человеком не так».

Таким образом, манипуляция в большинстве случаев является неэффективным видом поведения, поскольку: а) не гарантирует результата; б) оставляет после себя неприятный «осадок» у объекта манипуляций и ведет к ухудшению отношений.С этой точки зрения манипулировать другими людьми для достижения своих целей едва ли имеет смысл.

Однако в некоторых ситуациях манипуляции вполне могут использоваться. Во-первых, это те манипуляции, которые в некоторых источниках принято называть «позитивными» — то есть это вид психологического воздействия, когда цель манипулятора по-прежнему скрыта, но действует он не в своих интересах, а в интересах того, кем в данный момент манипулирует. Например, такие манипуляции могут использовать врачи, психотерапевты или друзья. Иногда, когда прямая и открытая коммуникация не помогает достичь необходимых целей в интересах другого человека, такое воздействие может использоваться

При этом — внимание! — уверены ли вы, что на самом деле действуете в интересах другого человека? Что то, что он сделает в результате вашего воздействия, действительно пойдет ему на пользу? Помните, «благими намерениями выложена дорога в ад…»

К чему приводит борьба с эмоциями?

Рано или поздно взрослому удастся прекратить крик. Ребёнок успокоится, но что стало с гневом, страхом, обидой? Они испарились? Исчезли? К сожалению, нет.

Ребёнку жизненно важно ощущать одобрение значимых взрослых. И если он чувствует, что какие-то действия ими не принимаются, это вызывает тревогу и желание что-то с этим сделать

Как следствие, ребёнок может вытеснить эмоцию, и тогда она начинает влиять на него уже на подсознательном уровне, и в результате всё становится гораздо сложнее.

Непрожитые до конца, “загнанные в угол” эмоции имеют свойство накапливаться. Они – как река, перекрытая плотиной. Плотина останавливает течение, но воды становится всё больше и больше, и в какой-то момент плотина прорвётся или река выйдет из берегов и затопит все вокруг. Внешне спокойный ребёнок, однажды может так «двинуть» товарища, что тот потеряет сознание. Воспитатели и родители, конечно, будут ошарашены. Но если проследить историю детско-родительских отношений, то скорее всего выясниться, что ребёнку постоянно запрещали, стыдили, уговаривали, пугали, лишь бы он не кричал, не кидался игрушками, не дулся и т.д.

Вытеснить неприятные эмоции можно, но только вместе с остальными. Вместе со злостью, обидой, страхом замораживаются радость, стремление к творчеству, любопытство. Человек живёт в тлеющем депрессивном состоянии. Так может продолжаться многие годы.

Сколько всего эмоций?

Чтобы определить эмоциональный спектр, ученые предпринимали попытки классификации. Они старались выделить базу — основные эмоции, которые затем, как цвета, смешиваются между собой, образуя более сложные. 

«Базовой палитрой», от которой отталкивались ученые, принято считать радость, злость, отвращение, страх, грусть и удивление. Но это далеко не исчерпывающий набор. Например, Роберт Плутчик добавлял к «Большой шестерке» доверие и предвкушение. Пол Экман, доказавший, что мимические выражения эмоций универсальны для всех людей, считал, что базовым также является презрение. Кэррол Изард выделял двенадцать эмоций: его интерпретация отличается тем, что в «базу» включены, например, вина и стыд. А в исследовании 2017 года основных эмоций выделено вообще 27.

Сейчас большинство ученых, изучающих эмоции, сходятся в том, что основных эмоций пять — это злость, страх, отвращение, печаль и радость. Каждая из них включает в себя определенные состояния, триггеры, действия и настроения. Это следует из опроса Экмана, который он провел среди 149 специалистов по эмоциям с наибольшим количеством публикаций по этой теме. 

Что значит полюбить себя

Есть крайности развития самооценки личности, когда человек “звездится” и занимается “самоедством”. И тот и другой вариант плохой, так как неадекватно завышенная и заниженная самооценка становится причиной трудностей в общении и построении длительных межличностных взаимоотношений. Поэтому обязательно узнайте, как повысить самооценку, из нашей прошлой статьи и примените эти советы.

У женщин и мужчин есть “слабые места”, где они не всегда чувствуют себя уверенно. Для женской половины “слабым местом” является ее внешность, для мужчины – его достижения в жизни. В этих и некоторых других сферах люди наиболее уязвимы. Если человек не ценит себя, не уважает и не расставляет границы, другим сложно оценить его по-достоинству.

Испытывая неуверенность, человеку свойственно обвинять других людей в эмоциональной боли, которую он испытывает. В результате таких внутренних переживаний он погружается в депрессию, гнев и отдаляется от общения с другими. Но всего этого может не быть, если он вовремя начнет изменять отношение к самому себе.

Что значит полюбить себя? Много психологов изучали этот вопрос и определили, что любить себя – это значит принять себя. Принять то, кем ты есть, простить себя за совершенные ошибки, относиться к себе позитивно. Есть много литературы, которая говорит о принятии себя. Даже в Библии написано, чтобы человек любил ближних, как самого себя. То есть основой хороших отношений с другими является принятие себя.

Важно понимать, что любовь к себе – это не эгоизм, это принятие всех своих достоинств и недостатков, правильное отношение к ним. Если человек ради собственных интересов использует других, нарушает их права и манипулирует, это эгоизм

Человек с адекватной самооценкой и нормальными ценностями не будет так делать.

«Гляжусь в тебя как в зеркало…»

Когда ваше отношение к мужчине раскачивается как на качелях, то таким образом проявляется структура вашей психике. Отсутствие внутреннего баланса и гармонии приводит к тому, что и в партнере вы видите крайности. Вы то восхищаетесь им, то видите в нем какого-то ущербного и убогого человека. Вы не можете воспринимать его адекватно и на равных. А происходит так оттого, что ваш мир разделен глубоким разломом.

Мужчина, пришедший в вашу жизнь, – ваше зеркало, а значит, структура его психики тоже имеет два полюса. Он успешный и проигравший, достойный и недостойный, великий и ничтожный. И он так же, как и вы, чувствует себя то великим и грандиозным, то никчемным и ущербным. Партнер отражает вашу неспособность объединять противоречия и видеть целостность человеческой природы. И все это создает почву для эмоциональных качелей, которые то выносят вас на волну счастья и восторга, то сбрасывают в ощущение одиночества и разочарования с примесью отчаяния и грусти.

По всей видимости в детстве ваши родители или кто то из них не были стабильны. Детская психика запомнила, как любовь и расслабленность сменялись болью и разочарованием. Именно такая смена чувств и записалась в вашем бессознательном. Попадая в отношения, все вытесненное приходит к вам и вы просто обязаны прочувствовать и прожить свою запись. Поэтому дело не в мужчине, а ваших программах. Развентить сценарий возможно только идя в глубину своего чувства. Только через знакомство со всеми своими частями вы обретете стабильность и гармонию

Гордыня расщепленного «Я» позволяет вам видеть в мужчине лишь крайности: то прекрасное, то ужасное.

Но в этом способе реагирования  все не так просто: за перепадами восприятия мужчины скрывается тонкий психический механизм – обесценивание. То есть женщина, на секунды увидев достоинства мужчины, тут же, не осознавая, стремится разрушить это впечатление.

Как распознавать свои эмоции?

В некоторых ситуациях трудно определить, что чувствуешь, просто глядя на «палитру» эмоций, особенно если переживания очень сильные и острые. Чтобы разобраться с этим, можно задать себе следующие вопросы:

Как реагирует мое тело?

У каждой эмоции есть характерные физические проявления. Ученые даже составили «тепловую» карту тела, указав, где и как именно мы ощущаем то или иное эмоциональное состояние.

Вот некоторые признаки базовых эмоций:

Злость: учащенное дыхание, щёки горят, кулаки сжимаются

Грусть: тяжесть в груди, подступают слезы

Страх: повышенное сердцебиение и потоотделение, трудно дышать

Отвращение: замедление сердцебиения, тошнота

Радость: «распирающее» ощущение в груди, прилив тепла

Какие мысли приходят в голову?

Мысли тоже могут подсказать, что вы испытываете. 

Злость: «Это нечестно!», «Ну, я им покажу!»

Грусть: «Почему все всегда так заканчивается?», «Мне так жаль»

Страх: «Кажется, это плохо кончится», «Надо бежать!»

Отвращение: «Это просто отвратительно», «Зачем я это увидел/а»

Радость: «Все просто замечательно», «Мне нравится!»

Почему я так себя чувствую?

Как только удалось напасть на след верной эмоции, надо приступить к самой сложной части — понять, о чем она сигнализирует, постараться докопаться до истинной причины. Может быть полезна техника «Пять почему», где каждый последующий вопрос задается в ответ на предыдущий.

  1. Почему мне грустно? Я устал/а на работе.
  2. Почему я устал/а на работе? Ничего не успеваю.
  3. Почему я ничего не успеваю? Мне трудно сосредоточиться.
  4. Почему мне трудно сосредоточиться? Я все время думаю о ссоре с другом.
  5. Почему я все время думаю об этом? Мне трудно справляться с тем, когда на меня злятся, и я не знаю, как себя вести в таких ситуациях.

Считается, что пяти «почему» достаточно, чтобы выявить первопричину проблемы. Но если проблема сложная или вы чувствуете, что первопричин несколько — можно задать следующие пять вопросов или повторить упражнение с начала с другим набором вопросов.

«Фоксфорд» и ivi: мультфильм про эмоциональный интеллект

Онлайн-школа «Фоксфорд» и онлайн-кинотеатр ivi выпустили мультсериал «Друзья мистера Фокса», который помогает детям развить гибкие навыки, в том числе эмоциональный интеллект. 

В каждой серии три жителя вполне обычного обитаемого леса Пётр, Макс и Белла отправляются в детективное приключение. Разгадать загадку, а заодно развить навыки вроде эмпатии, настойчивости, любопытства и уверенности в себе им помогает мудрый старший друг — мистер Фокс.

Придумывать сюжет и развивать персонажей помогала психолог онлайн-школы «Фоксфорд» Анастасия Кузнецова.

<<Параграф c цитатой>>

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте. 

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция

Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге

Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях. 


‍Карта эмоций‍

6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья

Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Техники развития EQ для взрослых и детей

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым

1. Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

2. Язык эмоций

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

3. Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

5. Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

6. Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Об эксперте

Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.

Игры с пиктограммами

Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:

Подбери и назови

Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.

Найди пару

Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения

Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать

Превращения настроений

Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.

Колобки

Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.

Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.

Эмоции в стране Смешарии

Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.

Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.

Базовая эмоция — Презрение


Это такая эмоциональная реакция, которая дает негативную оценку событиям или людям, при этом нивелируется значение предмета презрения. При этом тот, кто испытывает эту эмоцию, ощущает свое превосходство. Самая плохая эмоция, которая разрушает совместимость между людьми — Презрение. Когда смотришь на другого сверху вниз, ты издеваешся над ним, говоришь: «Ты неудачник» — это всё, отношения закончены. Виктор Владимирович Гуленко

Эта эмоция может быть крайне разрушительна для человека, но может также и нести пользу, если выступает способом оценки недостойного поступка. Впрочем, презрение можно испытывать и по отношению к самому себе, что может помочь изменить свою личность и сделать ее лучше.

Как обрести (достичь) эмоционального равновесия

Когда ты чувствуешь дисгармонию, тебе некомфортно, неспокойно и есть желание что-то поменять, стоит в первую очередь прислушаться к себе и найти очаг внутренних терзаний. Узнав причину, начни работать непосредственно над ней и собой в комплексе.

Определи, что тебе не хватает.

Жизнь каждого человека состоит из ряда сфер: здоровье и семья, отношения и карьера, отдых и финансы, личностный рост и духовность. Человеку нужно развитие во всех направлениях, в противном случае, неудовлетворенность перерастает в полное недовольство жизнью.

Существует техника «Колесо баланса», которая помогает определить, чем заполнена твоя жизнь и какие сферы остаются не удовлетворенными. Это нужно для того, чтобы понять, над чем конкретно стоит поработать в случае, если наступает дисбаланс в твоей душе.

Перестань тотально контролировать свою жизнь.

Человеку сложно переделать себя, но стоит понять, что тотальный контроль правда мешает обрести гармонию и спокойствие потому, что человек постоянно напряжен и накален.

Стоит поработать на снижение тревожности и понять одну важную вещь: мы не способны проконтролировать совершенно все, так просто не бывает. Всегда есть то, чему неподвластны наши желания. Можно лишь помогать себе, выбирать верные направления.

Больше доверяй миру и самой себе.

Понимание, что стоит довериться миру и дать возможность жизни течь последовательно и самостоятельно, способно дать толчок к душевному спокойствию. Это происходит от того, что если ты даешь себе двигаться в унисон с течением жизни, а не стремишься идти против него, ты постепенно отпускаешь ситуацию, и тревога покидает тебя.

Принимай окружающих людей.

Когда ты осознаешь, что все люди индивидуальны, у тебя не будет желания переделывать кого-то под себя. А как следствие, ты сумеешь не растрачивать себя на конфликты, недовольства и обиды, что крайне негативно отражается на твоей энергии и внутреннем состоянии.

Цени все, что имеешь и будь благодарна.

Все, чем ты обладаешь – имеет ценность, ведь у кого-то нет и этого. Такая философия позволяет с благодарностью и признательностью относиться к своей жизни. Когда ты сумеешь овладеть этим знанием и применять его постоянно, обретешь гармонию со своими потребностями и достижениями.

Наслаждайся жизнью и собой.

В каждом дне, возможно, найти мелочь, которая способна тебя порадовать. Однако мы настолько привыкаем к обыденности, что перестаем замечать эти мелочи. Улавливая такие детали, приносящие тебе хорошее настроение, ты сумеешь наслаждаться жизнью сполна.

Занимаясь собой, даря себе время внимание и заботу, позволит наслаждаться своими достоинствами, ведь каждый человек нуждается в любви в первую очередь к самой себе. Ты способна и поддержать себя, и порадовать, и оценить по достоинству

Заключение

Итак, как себя полюбить, начать уважать и жить в гармонии с собой? Рецепты просты:

  1. Возьмите ответственность за свои мысли, поступки и жизнь.
  2. Старайтесь мыслить позитивно, ищите повод смеяться даже там, где не смешно.
  3. С самого утра настраивайтесь на положительные эмоции, подчеркивайте для себя свои достоинства, а недостатки перефразируйте.
  4. Учитесь уважать себя, не допускайте себя унижать, осмеивать, выстраивайте личностные границы.
  5. Не обращайте внимания на оценки окружающих.

Разобраться в себе помогут психологические тесты на определение уровня самооценки. Если потребуется, обратитесь к специалисту для помощи в принятии себя. Желаю вам успехов!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий