Циолковский. Друг облаков и гуманоидов

3.

Ракета Циолковского
Макет ракеты Циолковского

Зато большой интерес вызвали его труды по строительству ракет и космонавтике. Циолковский верил в возможность освоения космоса и усиленно пропагандировал свою философию новой жизни вне пределов Земли.

Константин Эдуардович создал план многоракетного космического «поезда». Ученый считал, что для выхода в космос нужно соединить несколько ракет, каждая из которых передает топливо следующей для увеличения скорости, необходимой для отрыва от планеты Земля.

Вместе с тем, понимая всю сложность конструкции, Циолковский разрабатывал план одноступенчатой ракеты, которая могла бы без дополнительных приборов выйти в космос.

Молодые годы Циолковского

В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина — Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы. Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества. В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Жизнь в Боровске

Боровск был городом со своими обычаями и нравами. Там проживали представители разных религиозных концессий. На улицах царили кулачная расправа и право сильного. По праздникам богатые скакали на лошадях, показывая всем утварь и приданое какой-нибудь невесты. Часто устраивались вечеринки и пьянки.

Циолковский продолжал оттачивать свои преподавательские навыки. Он вел геометрию и арифметику, но иногда ему приходилось замещать других учителей и проводить занятия по рисованию, истории, географии и черчению. А один раз ему пришлось исполнить роль смотрителя училища. Свои предметы Константин Эдуардович преподавал с интересом, показывая различные опыты.

Чуть позже появились и его первые научные работы. И хотя ни одна из них так и не была опубликована в авторитетном журнале, члены русского научного сообщества по достоинству оценили его способности и предложили вступить в ряды представителей Русского физико-химического общества. На это предложение Циолковский не ответил, о чем позже сожалел.

Контекст

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), идейный вдохновитель воздухоплавания и космонавтики, занимался научными и фантастическими идеями в свободное время, а на жизнь зарабатывал учительским трудом. Систематического образования он не получил, так как в детстве оглох из-за скарлатины, но проучился четыре года в Вятской гимназии, а потом занимался самообразованием, в том числе три года — в Москве, в библиотеке по книгам. В 1876 году вернулся в Вятку, где жил его отец, и занялся репетиторством. Затем семья переехала в Рязань, и именно там Константин в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание народного учителя. Кстати, произошло это в его день рождения — ему исполнилось 22 года.

Спустя четыре месяца он получил назначение учителем арифметики и геометрии в Боровское городское училище. До 1921 года преподавал математику и физику в учебных заведениях Боровска и Калуги, в том числе в дореволюционный период — в женском епархиальном училище, а с 1918 года — в трудовой школе. В 1906 году был награждён за учительские успехи орденом Св. Станислава третьей степени. Работу в школе прекратил в 1921 году по состоянию здоровья.

Хотя, вспоминая свои первые шаги на учительском поприще, Циолковский и написал, что «педагогия» была для него забавой, в дальнейшем учительство его увлекло. Преподавателем он был по тогдашним меркам необычным: старался не давить на детей и делать уроки интересными для них, считал непедагогичным ставить плохие отметки. Глухота, конечно, осложняла ему работу, но не делала её совсем невозможной. Слушая ответы учеников, он прикладывал руку к уху, а позднее устроил себе особую слуховую трубу.

В 1932 году, когда Константину Эдуардовичу было уже 75 лет, он подвёл такой итог своей жизни: «Может быть, мои изобретения не осуществятся. Вот то, что я работал 40 лет учителем, я считаю несомненной заслугой».

Экзамен, о котором идёт речь в его воспоминаниях, был введён распоряжением Министерства народного просвещения в 1874 году. Получить звание учителя городского училища в то время можно было и без аттестатов, дипломов или свидетельств об окончании педагогических курсов — но требовалось сдать экзамен специальной комиссии. Испытания проводили по Закону Божию, русскому языку и словесности, математике, истории, географии, естествознанию, физике, а также по «искусствам» — черчению, рисованию, чистописанию.

Сверх испытаний, надо было провести пробные уроки — по русскому языку, арифметике алгебре или геометрии и естествознанию (естественной истории, как тогда называли этот предмет).

Смерть

При советской власти ученому была назначена пожизненная ежемесячная пенсия. Сперва она составляла 75 руб., но, по мере того как разносилась молва о научных открытиях Циолковского, размеры выплат увеличивались. После празднования 75-го юбилея было одобрено ходатайство о назначении ему 600 руб. в месяц.

Здоровье исследователя резко ухудшилось в 1935 году: врачи диагностировали рак желудка. Осенью измученный постоянными болями ученый согласился на операцию. Медики экстренно удалили опухоль, но это не улучшило самочувствия.

Состоянием Константина Эдуардовича был обеспокоен сам Иосиф Сталин. На следующий день после операции в больницу доставили телеграмму от советского вождя, который пожелал скорейшего выздоровления

Исследователь был польщен таким вниманием и даже отправил благодарность

Победить болезнь Циолковский не смог, 19 сентября он умер, причиной смерти стало осложнение онкологии. Похоронная церемония прошла в Загородном саду Калуги, траурное шествие посетили около 50 тыс. человек. Через год на могиле установили памятник.

Достижения ученого

Циолковским была разработана новаторская концепция металлического дирижабля, так как использовавшиеся тогда резиново-тканые аппараты были очень несовершенны. Константин Эдуардович разработал теорию реактивного движения в космических перелетах, именно ему принадлежит идея использовать для полетов многоступенчатые ракеты. Также он трудился в области теоретической космонавтики. Помимо этого, им были созданы труды философского направления, в том числе с элементами научной фантастики.

Циолковский негативно высказывался о теории относительности Эйнштейна, считая ее логически абсурдной и противоречащей здравому смыслу. Что касается пространства, то он настаивал на том, что оно бесконечно, и не признавал идею замкнутой Вселенной и космологические идеи.

Стоит отметить и тот факт, что Циолковский имел близкую дружбу с А. Л. Чижевским.

Детство

Циолковский в детстве

Родился 17 сентября 1857 года в рязанском селе Ижевское. Семья была небогатой, но образованной. Отец из польских обедневших дворян, мать, татарка по национальности, закончила гимназию, поэтому сама занималась начальным образованием детей. Научившись читать самостоятельно (мама выучила с ним буквы), маленький Костя читал все, что находил в родительской библиотеке.

Первым испытанием стала частичная потеря слуха, полученная после перенесенной скарлатины в 9-летнем возрасте. Это сказалось на характере мальчика. Он стал более замкнут, увлекся поделками из бумаги, картона и дерева. Мастерил фигурки, домики, игрушечные замки.

Репродукция рисунка «Общий вид старого дома К.Э. Циолковского»

Семья переехала в Вятку в 1868 г., где отец Константина получил должность лесничего. Там он с братом пошел учиться в гимназию. Учеба сразу не задалась, глухота мешала воспринимать новые знания, жестокие дети издевались и глумились над мальчиком.

В 1970 г. умерла мать, не перенеся смерти старшего сына Дмитрия, кадета Морского училища. Мальчик, привязанный к матери, еще более замыкается в себе. С учебой дела все хуже. Оставшись во втором классе на повторный год, он был отчислен из третьего класса гимназии. На этом официальное образование Константина было окончено.

Детство и юность

На момент рождения будущего ученого в сентябре 1857-го его родители жили в селе Ижевском Рязанской губернии. Константином младенца назвал священник при крещении. Отец мальчика Эдуард Игнатьевич был выходцем из обедневшего дворянского рода, корни которого уходили в Польшу. Мать Мария Юмашева — татарка по национальному происхождению. Она получила хорошее образование, поэтому и взялась учить детей грамоте.

Всего Мария и Эдуард произвели на свет 13 отпрысков, но выжили из них чуть больше половины — 7. Когда маленькому Косте было около 3 лет, семья переехала в Рязань, где отец работал в лесной конторе. Финансовое положение Циолковских было стесненным, поэтому они не могли позволить себе оплатить детям учебу.

Мама научила Константина письму и чтению. Букварем ему служили «Сказки» Александра Афанасьева. По этой книге смышленый мальчик складывал буквы в слоги и слова. Овладев техникой чтения, он взялся за изучение скудной домашней библиотеки.

Константин Циолковский в детстве /

По характеру будущий ученый был мечтателем. Окружающие только посмеивались над его рассказами, называя выдумщиком и фантазером. Единственным верным слушателем мальчика был его младший брат, которому он пересказывал свои идеи.

В детстве Константин был не в меру активным, но все изменилось, когда он перенес тяжелую болезнь. В 9-летнем возрасте ребенок заразился скарлатиной, которая дала осложнение на слух. Общение со сверстниками и без того складывалось трудно, а глухота привела к вынужденной изоляции от окружающего мира. Спасаясь от одиночества, Циолковский увлекся конструированием — создавал поделки из дерева. Из-под рук одаренного малыша вышли саночки, часы, домики и крошечные замки.

В 1868 году семья вынуждена была переехать в Киров Вятской губернии, так как отец потерял работу и направился к братьям. Родственники помогли мужчине с трудоустройством, пристроив столоначальником. Позднее Эдуард Геннадьевич был назначен губернским землемером, что позволило встать на ноги. В доме появилась прислуга, а детей отдали в школу.

Маленького Константина отправили в Вятскую гимназию, годы учебы в которой он позже называл самыми тяжелыми в своей биографии. Местные учителя не делали поблажек для страдающего от проблем со слухом мальчика, что привело к ухудшению успеваемости. В итоге ребенка оставили в 2-м классе на второй год.

Неудачи в учебе стали только началом черной полосы в жизни Циолковского. Сперва умер старший брат, а затем скончалась мать, чей организм был истощен многочисленными тяжелыми беременностями. Константин сложно переживал утраты, из-за чего успеваемость продолжала ухудшаться. Компенсировать проблемы в знаниях помогало самообразование.

Достижения Константина Циолковского

Основными достижениями, которым Константин Эдуардович Циолковский – основоположник космонавтики — посвятил всю свою жизнь, являются:

  • Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.
  • Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.
  • Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.
  • Работа над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.
  • Создание собственной схемы газотурбинного двигателя.
  • Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.
  • Проектирование управляемого аэростата.
  • Создание модели цельнометаллического дирижабля.
  • Идея о старте ракеты с наклонной направляющей, успешно используемая в нынешнее время в системах залпового огня.

Научные достижения

В период работы в Боровском городском училище Циолковский начал усиленно заниматься наукой. Дома его занимало написание рукописей и создание графиков. А в мастерской исследователя гремел миниатюрный гром, сверкали крошечные молнии, танцевали бумажные человечки.

Вскоре Константин Циолковский опубликовал свои первые научные труды

Его работа по кинетике газов привлекла внимание Петра Фан-дер-Флита, который содействовал принятию ученого в Русское физико-химическое сообщество

Но главной мечтой знаменитости было покорение неба и космических просторов, которые появились из-за увлечения астрономией. 80-е годы XIX века он посвятил расчетам управляемого аэростата. Значимым событием стала публикация повести «На Луне», где ученый попытался описать ощущения, которые испытывает человек при высадке на спутник Земли.

Основные научные открытия были сделаны Циолковским в Калуге, куда он перебрался в 1892 году, отозвавшись на приглашение преподавать в местном уездном училище. После переезда ученый занялся написанием трудов по конструкции металлического аэростата, считающегося одной из первых попыток создания современного самолета. В своих работах Константин Эдуардович привел подробное описание, расчеты и чертежи этой модели, но тогда никто не воспринял его всерьез.

Позже идея создания управляемого аэростата переросла в стремление сконструировать цельнометаллический дирижабль

Исследователь посвятил половину жизни попыткам найти финансирование на этот проект и даже сумел привлечь внимание мирового научного сообщества. Но денег ему не выделяли, считая изготовление такой конструкции нецелесообразным

Книги Константина Циолковского /

Чтобы приблизиться к покорению космоса, Циолковский построил в своей лаборатории аэродинамическую трубу. Она предназначалась для изучения воздействия силы на движущиеся по ней объекты. Опыты натолкнули знаменитость на мысли о создании ракеты.

Первое изображение «реактивного прибора», ставшего прообразом будущей ракеты, появилось еще в начале XX века, но было опубликовано уже после смерти ученого. В дальнейшем он неоднократно вносил изменения в схему, дополняя ее новыми деталями.

Идеи знаменитости начали реализовывать при советской власти. В 1933 году была запущена первая ракета, созданная на основе чертежей Константина Эдуардовича. Она весила всего 19 кг и пролетела 400 м, но даже такой результат удовлетворил исследователя. Он и не надеялся на столь скорый успех, ведь в своей повести «Вне Земли» написал, что отправиться в космос человечество сможет не раньше XXI века.

Другие научные изыскания Циолковского включали создание искусственных спутников и космических станций. Он стремился постичь особенности пребывания в невесомости и представить выход человека в космос. Но все эти идеи, казавшиеся фантастическими в то время, удалось реализовать через несколько десятков лет после смерти знаменитости.

Увлечение космосом привело не только к открытиям, сделавшим Константина Эдуардовича одним из основоположников космонавтики, а и к появлению собственной философии. Его воззрения именуются социально-космической утопией: ученый верил, что человечество достигнет той степени развития, что покорит просторы не только в пределах Солнечной системы, а и за ней.

Персональный сайт Юрия Ильина

Автор сайта, Ильин Юрий Сергеевич, в 1963 году закончил Сибирский технологический институт (г. Красноярск), через 2 года – курсы летчиков-наблюдателей, 5 лет работал аэротаксатором-летнабом в системе лесного х-ва, с 1971 года – инженер-бортаэролог на самолетах-метеолабораториях Госкомгидромета СССР. Последнее место летной работы – сменный руководитель авиаработ по метеозащите Москвы (в советский период). Ликвидацию созданной волюнтаристскими методами метеоконторы посчитал закономерной и был удивлен, когда в середине 90-х на пике известных кризисных явлений новая власть опять принялась за так называемый разгон облаков, вскоре превратившийся в некий национальный бренд. Это обстоятельство послужило для автора стимулом провести исследование «брендового» явления и в 2008 году малым тиражом вышла его книга «Разгон облаков. Кто кого охмуряет». На данном сайте выложен ее, дополненный новой  главой, вариант.

Кому трудно выделить время на чтение книги, может ограничиться просмотром странички «метеоминимум», – она в миниатюре отображает смысловую направленность книги. Можно поступить и так – вспомнить ситуацию с  известной записью в дневнике барона Мюнхаузена – семь часов – разгон облаков, установление хорошей погоды.

Там, как многие помнят, некто Рамкопф, прочитав эту запись в распорядке дня барона,  обращается к окружению с вопросом:

– Что Вы на это скажете?

Бургомистр. –  Дай- ка..(берет бумагу)…

– Действительно – «разгон облаков…» ( Выглянул в окно). И, как назло, сегодня чистое небо…

Феофил. – Вы хотите сказать, что это его заслуга?

Бургомистр. – Я ничего не хочу сказать.  Я просто отмечаю, что сегодня – великолепный день. У меня нет никаких оснований утверждать, что он разогнал облака, но и говорить, что он не разогнал облака, значит противоречить тому, что видишь…”.

…Специалистам известен основополагающий вывод   Всемирной метеорологической организации по вопросам активных воздействий, который гласит:

Преднамеренное увеличение количества осадков, уменьшение ущерба от града, рассеяние облаков и другие воздействия на облака и грозовые процессы путем засева облаков являются  развивающимися технологиями, не получившими убедительного научного обоснования.

В привязке к этому выводу видится, что действия московских властей, обещавших «разогнать облака» к празднику,  напоминают метеополитический лохотрон  и в целом соотносятся с   желанием барона Мюнхаузена.

…Другой темой  данного сайта является освещение вопросов применения авиации в  интересах различных отраслей народного хозяйства  СССР. Советской авиацией тогда можно было гордиться. И не только военной. В структуре тогдашнего Аэрофлота, считавшегося самой крупной авиакомпанией в мире, функционировали  десятки авиаотрядов специального применения (ПАНХ), обеспечивавших народное хозяйство великой страны многими видами авиационных услуг.

В материале по  верхним ссылкам “спецсамолеты” и “вертолеты” приводятся летно-технические данные всех летательных аппаратов авиации спецприменения  советского периода. В левой колонке сайта  в рубрике «Авиаработы в СССР»  читатель может познакомиться с советскими достижениями в различных видах работ авиации специального применения, из которых в  России, похоже, остался только лохотронный  разгон облаков.

Кроме этих материалов на сайте  представлена часть глав книги «Очерки по истории подчинения погоды», вышедшей в издательстве «Спутник+» в 2013 г. и  аннотация  книги Аэрофикация Сибири:от взлета до падения», выпущенная тем же издательством в 2017 г.

Печатный вариант этих книг можно приобрести в  книжных интернет магазинах – «Ozon.ru»,  «Labirint.ru».

Путь к знаниям

В 16 лет Циолковский переезжает в Москву. Он самостоятельно постигает химию, механику, астрономию, математику и посещает Чертковскую библиотеку. Там он знакомится с Н. Ф. Федоровым – одним из первых, кто стал развивать идеи русского космизма. Он практически лишился слуха и везде носил с собой слуховой аппарат.

Все деньги, которые имелись в распоряжении Константина Эдуардовича, были потрачены на покупку книг. Когда запасы финансов подошли к концу, юноша в 1876 году вернулся в Вятку, где стал работать репетитором. Он все время старался показать работу механизмов на наглядных примерах. Механизмы для детей он мастерил самостоятельно. Из-за постоянного чтения у него проявилась близорукость и будущему ученому пришлось носить очки.

В 1878 году Циолковский возвращается в Рязань. Там он получает диплом учителя, сдав все необходимые экзамены. В краткой биографии Циолковского есть такие печальные страницы: пожар 1887 года и затопление рекой его дома в ходе весеннего половодья. Тогда были утрачены самые важные труды ученого – модули, чертежи, макеты и прочее имущество.

Большое количество свободного времени ученый посвятил изучению теории аэростатов. Свои теоретические изыскания он изложил в работе «Теория и опыт аэростата», написанной в 1885-1886 годах.

Проживание в Калуге

В этом городе Циолковский обосновался до конца своей жизни. Это произошло в 1892 году. Он вновь устроился работать преподавателем геометрии и арифметики, значительно позже стал преподавать физику в епархиальном женском училище. Он работал над теорией реактивного движения, медициной, космонавтикой. Продолжал трудиться над созданием металлического дирижабля. В 1921 году ему была гарантирована пожизненная персональная пенсия. После этого Константин Эдуардович занялся исключительно исследованиями.

Находясь в Калуге, он стал увлекаться еще и философией. Там же у него появились сын и 2 дочери. Вообще у Циоловского было семь детей, жизнь пятерых из которых трагически оборвалась еще при жизни ученого.

Достижения ученого

Циолковским была разработана новаторская концепция металлического дирижабля, так как использовавшиеся тогда резиново-тканые аппараты были очень несовершенны. Константин Эдуардович разработал теорию реактивного движения в космических перелетах, именно ему принадлежит идея использовать для полетов многоступенчатые ракеты. Также он трудился в области теоретической космонавтики. Помимо этого, им были созданы труды философского направления, в том числе с элементами научной фантастики.

Циолковский негативно высказывался о теории относительности Эйнштейна, считая ее логически абсурдной и противоречащей здравому смыслу. Что касается пространства, то он настаивал на том, что оно бесконечно, и не признавал идею замкнутой Вселенной и космологические идеи.

Стоит отметить и тот факт, что Циолковский имел близкую дружбу с А. Л. Чижевским.

Юность

Юные годы в биографии ученого Циолковского также были непростыми. В 1873 году он переехал в Москву, где стал заниматься самостоятельно в библиотеке, а в училище по неясным причинам не поступил. Отец присылал ему немного денег (10 – 15 руб. в месяц), однако основную их часть Константин тратил на учебный процесс и покупку оборудования, а питался только хлебом и водой. В месяц на еду тратил всего 90 копеек, передвигался по городу пешком.

Там юноша познакомился с Н. Ф. Федоровым, который работал помощником в библиотеке и давал Циолковскому запрещенные книги. Федорова считают основоположником российского космизма, но они ни разу не заговорили на тему космоса, поскольку, по-видимому, даже не подозревали о том, что имеют общие интересы. Вот такие есть интересные факты в биографии Циолковского.

Работа в библиотеке проходила по определенному распорядку: с утра Константин занимался изучением точных наук, а затем осваивал публицистику и беллетристику. Нравилась ему и художественная литература: произведения Толстого, Писарева, Тургенева, Шекспира. Статьями Дмитрия Писарева Циолковский восхищался особенно сильно.

Самообразование

Учёный в юности

Циолковский занялся самообразованием. В спокойной домашней атмосфере он много читал, благо отцовская библиотека состояла из множества книг, трудов ученых. Мальчик увлекся мастерством, он самостоятельно собрал токарный станок, все время что-то изобретал: ветряную мельницу, движущиеся коляски и другие необычные вещи.

Отец, увидев это, решил помочь талантливому юноше. Он отправил его в Москву учиться в Высшее техническое училище (современный МГТУ им.Баумана). Жить он должен был у отцовского друга. Но, приехав в Москву, рассеянный Константин потерял записанный адрес. Он снял комнату и начал учиться, самостоятельно.

Константин ходил заниматься в Чертковскую библиотеку, там ежедневно изучает точные науки и литературу. Там же встречает Николая Федорова, философа, основоположника космизма в России. Этот человек стал для Циолковского и профессором, и другом. За три года молодой человек смог освоить гимназическую программу и часть университетской. Отец заболел и не мог больше содержать сына в Москве и в 1876 году Константину пришлось вернуться домой.

5.

Аэроплан Циолковского
Ученый интересовался устройством аэроплана: изучая его конструкцию, он предложил улучшить его аэродинамические показатели путем создания убирающихся внутрь корпуса шасси в противовес стационарным.

Циолковский создал первую в России аэродинамическую лабораторию, где изучал действие воздуха на движущиеся объекты в атмосфере. Его разработками воспользовался другой выдающийся российский учёный Николай Жуковский, который построил свою аэродинамическую трубу.

Философия Циолковского
Циолковский разработал собственную оригинальную философскую концепцию, основанную на современных ему естественно-научной картине мира и математических методах исследования.

В труде «Свободное пространство» и в повести «На Луне» он высказал идею возможности обитания человека в безатмосферной области. По мнению Циолковского, в таком месте все нужды людей будут удовлетворены с минимальными энергетическими затратами.

Это стимулировало людей дальше изучать космос. Развивать идеи космической экспансии

Человечеству, действительно, важно освоить другие планеты, ведь время Земли — конечно и есть риски глобальных катастроф

Циолковский был сторонником механистической картины мира и категорически не принимал теорию относительности Эйнштейна. Ученый также возражал против тезиса о невозможности движения быстрее скорости света. Циолковскому не нравилась конечно скорости света, ведь тогда заселение космоса будет идти слишком медленно.

Циолковский строил глобальные планы совершенствования Земли, космоса и человека. Он искренно верил в возможность освоения космического пространства техническими средствами.

Наблюдая за естественным приростом населения, Циолковский пришел к выводу о необходимости равномерного заселения всей поверхности Земли – включая джунгли Африки и Южной Америки, гидросферу и атмосферу. А в трактате «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он изложил 16 пунктов заселения космоса человечеством.

Ученый считал, что сначала люди должны создать космические поселения на околоземных орбитах, затем освоить Солнечную систему и Млечный путь. Циолковский разрабатывал необычные планы изменения биологической природы человека, который был бы способен жить в космическом пространстве без скафандра и специально оборудованных станций.

Наука и технологии
10 сентября, 2021
36 594 просмотра

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий