Прогулка на октябрь в первой младшей группе
Прогулка (I неделя) на октябрь
Задачи: формировать умение ориентироваться на территории детского сада.
Наблюдение: за кошкой
Задачи: закреплять характерные особенности кошки.
Наблюдение: за облаками.
Задачи: развивать интерес к явлениям неживой природы
Наблюдение : за работой дворника
Задачи: познакомить с работой дворника
Воспитывать уважение к труду, рассказывать о его важности
Наблюдение: за солнцем.
Задачи: обратить внимание детей на солнце, которое ещё ярко светит. Трудовая деятельность
Трудовая деятельность
«Собрать сухие веточки».
Задачи: воспитывать интерес к труду
Трудовая деятельность
«Собираем игрушки»
Задачи: побуждать детей убирать игрушки, инвентарь после игры.
Трудовая деятельность
Практические упражнение «Чистим сапожки»
Задачи: формировать умение детей очищать обувь от песка перед входом в детский сад.
Трудовая деятельность
«Собрать игрушки в конце прогулки».
Задачи: приучать детей к самостоятельности.
Трудовая деятельность
Собрать песок в песочницу.
Задачи: развивать самостоятельность
Индивидуальная работа
«Идём по мостику»
Задачи: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности.
Индивидуальная работа
«Бегите ко мне»
Задача: побуждать двигаться в определённом направлении
Индивидуальная работа «Делай как я»
Задача: упражнять в ходьбе в прямом направлении.
Индивидуальная работа
ОВД «Кто выше»
Задачи: упражнять прыгать на двух ногах, как можно выше.
Индивидуальная работа
ОВД «Догони»
Задача: упражнять детей в быстром беге.
Подвижная игра «Раз ступенька, два ступенька»
Задачи: побуждать детей играть в совместные игры.
Подвижная игра «Котятки»
Задачи: упражнять в подлезании
Подвижная игра «Мишка косолапый»
Задачи: побуждать выполнять движения по тексту.
Подвижная игра
«Самолёты»
Задачи: воспитывать интерес к подвижным играм
Подвижная игра
«Солнышко и дождик»
Задачи: познакомить детей с правилами игры, вместе с педагогом выполнять игровые действия. Упражнять детей в беге, развивать выносливость, побуждать выполнять действия по сигналу.
Самостоятельная деятельность «Постройки из песка»
Цель: развивать творческие способности.
Самостоятельная деятельность «Катание на велосипеде»
Цель: побуждать детей делиться игрушками.
Самостоятельная деятельность «Игры с куклами» Цель: заботливое отношение к куклам.
Самостоятельная деятельность
«Игры с песком»
Цель: показать детям различные постройки из песка (домик, куличик, пирожок), обогащать игровой опыт.
Игры с игрушками забавами по выбору детей.
Цель: побуждать детей играть дружно.
Временной план прогулки с примерами
Во второй младшей группе каждый из этапов прогулки (и утром, и после дневного сна) длится от 3 до 5 минут, то есть всего около 15–20 минут. Остальное время (40–60 минут) ребята проводят в самостоятельной деятельности.
Тема: «Весна»
- Наблюдения за погодными условиями — 3 минуты.Обсуждение температуры воздуха (холодно, прохладно, тепло), силы ветра (ветрено — безветренно), осадков и пр.
 - Игровая деятельность — 5 минут.
- Игра «Ручейки у озера» (задача: научиться бегать друг за другом, по сигналу вставать в круг). Воспитатель говорит: «Ручейки» — малыши бегут друг за другом, на слово «озеро» — берутся за руки и становятся в круг».
 - Игра «Мы — медведи» (задача: учиться имитировать походку медведя). Дети идут по кругу, широко расставив ноги.
 
 - Индивидуальная работа — 3 минуты.Продолжить работу по тренировке малышей держать равновесие при прыжках на полусогнутых ножках.
 - Трудовая деятельность — 3–4 минуты.Расчистка площадки для игр от остатков снега лопатами.
 
Тема: «Ветер»
- Наблюдение за ветром — 3 минуты.Отметить скорость, с которой облака плывут по небу, с помощью султанчика определить силу ветра (если ленточки сильно развеваются, то ветер сильный) и т. д.
 - Трудовая деятельность — 3 минуты. Собрать в ведёрки веточки, сломанные ветром.
 - Игровая деятельность — 3 минуты.Игра «Солнечные зайчики» (задача: учиться играть дружно, выполнять правила игры). Воспитатель зеркалом пускает солнечного зайчика, дети по команде начинают его «ловить», кто успел накрыть ладошкой, тот выиграл.
 - Индивидуальная работа — 4 минуты.Педагог читает сказку «Репка», а дети, услышав имя того или иного персонажа, выполняют определённые действия, оговорённые заранее, или делают какие-то манипуляции с мячом, султанчиками и пр.
 
Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ
Наблюдение в ДОУ – это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя.
 При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.
В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии
Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:
- привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
 - выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
 - подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
 - установление признаков отличия одного объекта от другого;
 - формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.
 
Классификация наблюдений
Наблюдение можно организовывать в различных формах:
- По месту проведения:
- на участке;
 - в групповой комнате;
 - в лесу, поле и т. д.
 
 - По количеству детей:
- индивидуальные (1–4 человека);
 - групповые (5–10 детей);
 - коллективные (вся группа).
 
 - По причине проведения:
- случайные;
 - запланированные;
 - как ответ на вопрос ребёнка.
 
 - По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические;
 - систематические.
 
 - По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
 - длительные (свыше 15 минут).
 
 - По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
- однократные;
 - многократные, или циклические.
 
 - По месту в цикле:
- первичные;
 - вторичные;
 - заключительные, или итоговые.
 
 - По характеру объектов:
- наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
 - наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).
 
 
Возрастные особенности младших дошкольников
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет
Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями

Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты
Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия
Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев
В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» – идет, «кач-кач» – качается на качелях, «ам-ам» – ест, «куп-куп» – купается, «бух» – упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:
Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.
Таблица: пример конспекта прогулки
| Автор | Максимова Елена, воспитатель МБДОУ №83 «Соколёнок», г. Калуга | 
| Название | Конспект прогулки в нетрадиционной форме в младшей группе «Сказка» | 
| Программное содержание | 
  | 
| Ход прогулки | Выйдя на прогулку, воспитатель говорит детям, что увидел в кустиках что-то интересное. Дети находят там игрушку. В.: «Это не простая игрушка, а волшебная. Она поможет нам найти вход в сказку. Вы хотите отправиться в сказочное путешествие?» Дети отвечают согласием.В.: «Но сначала надо отгадать загадку: их жило семеро в избушке, пока к ним не пробрался серый волк». (Семеро козлят) Дети через «волшебное» окно попадают в сказку.В.: «Ой, ребята, куда это мы попали? Да прямо в логово к волку! Придётся нам теперь от него убегать!» Подвижная игра «Волк и козлята».В.: «Вот мы и убежали от злого волка. Отправляемся дальше. А чей это домик у нас на пути?» (Бабы-Яги, Белоснежки, Трёх медведей и т. п.)В.: «Да, наверное, это домик какого-нибудь сказочного героя. Красивый домик, но почему-то очень грязный. Его хозяйка, наверное, уехала в гости, а дом без неё заскучал и запылился. Поможем хозяйке?»Дети убираются в домике.В.: «Молодцы, дети! Дом теперь просто сверкает, давайте немного поиграем в нём».Сюжетно-ролевая игра «Идём в гости».В.: «Ребята, посмотрите, какое красивое небо в сказке. Какого оно цвета? Какой формы облака?» Дети описывают облака и цвет неба.В.: «Ребята, в гостях хорошо, а дома лучше! Пора нам отправляться в обратный путь». Дети отправляются в группу. | 
| Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-progulki-v-netradicionoi-forme-v-mladshei-grupe-skazka.html | 
Перспективное планирование наблюдений в младших группах детского сада
Составление перспективного плана на год поможет педагогам ДОУ организовать наблюдения за объектами живой и неживой природы, погодными явлениями с маленькими воспитанниками. План должен учитывать особенности климата и местности проживания детей.

При составлении перспективного плана следует учитывать климатические особенности региона
Таблица: перспективный план наблюдений для первой младшей группы
| Месяц | Объект наблюдения | 
| Сентябрь | Наблюдение за песком, изучение его свойств:
  | 
| Октябрь | Наблюдение за рыбками в аквариуме группы, кормление их. | 
| Ноябрь | Наблюдение за водой, изучение её свойств:
  | 
| Декабрь | Наблюдение за снегом, изучение его свойств:
  | 
| Январь | Наблюдение за льдом:
  | 
| Февраль | Наблюдение за мыльными пузырями, научить детей выдувать мыльные пузыри самостоятельно. | 
| Март | Наблюдение за весной:
  | 
| Апрель | Наблюдение за насекомыми:
  | 
| Май | Наблюдение за одуванчиками, превращение из жёлтого цветка в белый. | 
Таблица: перспективный план наблюдений для второй младшей группы
| Месяц | Объект наблюдения | 
| Сентябрь | Наблюдение за солнцем и небом:
  | 
| Октябрь | Наблюдение за ветром и дождём:
  | 
| Ноябрь | Наблюдение за птицами:
  | 
| Декабрь | Наблюдение за уборкой снега:
  | 
| Январь | 
  | 
| Февраль | Наблюдение за детьми старшей группы на другом участке:
  | 
| Март | Наблюдение за изменениями в природе:
  | 
| Апрель | Наблюдение за деревьями:
  | 
| Май | Наблюдение за транспортом, который приежает в детский сад: вспомнить скорую, пожарную, милицейскую машину, грузовую, которая привозит продукты, кто их и как разгружает, какие продукты привозит. | 
Наблюдение за окружающей средой — важный момент развития детей. Прогулки на свежем воздухе закаляют организм, а созерцание различных природных явлений расширяет кругозор. Изучение свойств растений и животных воспитывает у дошкольников бережное и заботливое отношение к окружающему миру, наблюдение за созданными человеком объектами — формирует представления о жизни в обществе. Главное — грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.



































