Наблюдения на прогулке во второй младшей группе

Прогулка на октябрь в первой младшей группе

Прогулка (I неделя) на октябрь

Задачи: формировать умение ориентироваться на территории детского сада.

Наблюдение: за кошкой

Задачи: закреплять характерные особенности кошки.

Наблюдение: за облаками.

Задачи: развивать интерес к явлениям неживой природы

Наблюдение : за работой дворника

Задачи: познакомить с работой дворника

Воспитывать уважение к труду, рассказывать о его важности

Наблюдение: за солнцем.

Задачи: обратить внимание детей на солнце, которое ещё ярко светит. Трудовая деятельность

Трудовая деятельность

«Собрать сухие веточки».

Задачи: воспитывать интерес к труду

Трудовая деятельность

«Собираем игрушки»

Задачи: побуждать детей убирать игрушки, инвентарь после игры.

Трудовая деятельность

Практические упражнение «Чистим сапожки»

Задачи: формировать умение детей очищать обувь от песка перед входом в детский сад.

Трудовая деятельность

«Собрать игрушки в конце прогулки».

Задачи: приучать детей к самостоятельности.

Трудовая деятельность

Собрать песок в песочницу.

Задачи: развивать самостоятельность

Индивидуальная работа

«Идём по мостику»

Задачи: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности.

Индивидуальная работа

«Бегите ко мне»

Задача: побуждать двигаться в определённом направлении

Индивидуальная работа «Делай как я»

Задача: упражнять в ходьбе в прямом направлении.

Индивидуальная работа

ОВД «Кто выше»

Задачи: упражнять прыгать на двух ногах, как можно выше.

Индивидуальная работа

ОВД «Догони»

Задача: упражнять детей в быстром беге.

Подвижная игра «Раз ступенька, два ступенька»

Задачи: побуждать детей играть в совместные игры.

Подвижная игра «Котятки»

Задачи: упражнять в подлезании

Подвижная игра «Мишка косолапый»

Задачи: побуждать выполнять движения по тексту.

Подвижная игра

«Самолёты»

Задачи: воспитывать интерес к подвижным играм

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Задачи: познакомить детей с правилами игры, вместе с педагогом выполнять игровые действия. Упражнять детей в беге, развивать выносливость, побуждать выполнять действия по сигналу.

Самостоятельная деятельность «Постройки из песка»

Цель: развивать творческие способности.

Самостоятельная деятельность «Катание на велосипеде»

Цель: побуждать детей делиться игрушками.

Самостоятельная деятельность «Игры с куклами» Цель: заботливое отношение к куклам.

Самостоятельная деятельность

«Игры с песком»

Цель: показать детям различные постройки из песка (домик, куличик, пирожок), обогащать игровой опыт.

Игры с игрушками забавами по выбору детей.

Цель: побуждать детей играть дружно.

Временной план прогулки с примерами

Во второй младшей группе каждый из этапов прогулки (и утром, и после дневного сна) длится от 3 до 5 минут, то есть всего около 15–20 минут. Остальное время (40–60 минут) ребята проводят в самостоятельной деятельности.

Тема: «Весна»

  1. Наблюдения за погодными условиями — 3 минуты.Обсуждение температуры воздуха (холодно, прохладно, тепло), силы ветра (ветрено — безветренно), осадков и пр.
  2. Игровая деятельность — 5 минут.
    • Игра «Ручейки у озера» (задача: научиться бегать друг за другом, по сигналу вставать в круг). Воспитатель говорит: «Ручейки» — малыши бегут друг за другом, на слово «озеро» — берутся за руки и становятся в круг».
    • Игра «Мы — медведи» (задача: учиться имитировать походку медведя). Дети идут по кругу, широко расставив ноги.
  3. Индивидуальная работа — 3 минуты.Продолжить работу по тренировке малышей держать равновесие при прыжках на полусогнутых ножках.
  4. Трудовая деятельность — 3–4 минуты.Расчистка площадки для игр от остатков снега лопатами.

Тема: «Ветер»

  1. Наблюдение за ветром — 3 минуты.Отметить скорость, с которой облака плывут по небу, с помощью султанчика определить силу ветра (если ленточки сильно развеваются, то ветер сильный) и т. д.
  2. Трудовая деятельность — 3 минуты. Собрать в ведёрки веточки, сломанные ветром.
  3. Игровая деятельность — 3 минуты.Игра «Солнечные зайчики» (задача: учиться играть дружно, выполнять правила игры). Воспитатель зеркалом пускает солнечного зайчика, дети по команде начинают его «ловить», кто успел накрыть ладошкой, тот выиграл.
  4. Индивидуальная работа — 4 минуты.Педагог читает сказку «Репка», а дети, услышав имя того или иного персонажа, выполняют определённые действия, оговорённые заранее, или делают какие-то манипуляции с мячом, султанчиками и пр.

Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

Наблюдение в ДОУ – это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя.
При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

  • привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
  • выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
  • подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
  • установление признаков отличия одного объекта от другого;
  • формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

  • По месту проведения:
    • на участке;
    • в групповой комнате;
    • в лесу, поле и т. д.
  • По количеству детей:
    • индивидуальные (1–4 человека);
    • групповые (5–10 детей);
    • коллективные (вся группа).
  • По причине проведения:
    • случайные;
    • запланированные;
    • как ответ на вопрос ребёнка.
  • По характеру включения в педагогический процесс:
    • эпизодические;
    • систематические.
  • По продолжительности:
    • кратковременные (от 5 до 15 минут);
    • длительные (свыше 15 минут).
  • По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
    • однократные;
    • многократные, или циклические.
  • По месту в цикле:
    • первичные;
    • вторичные;
    • заключительные, или итоговые.
  • По характеру объектов:
    • наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
    • наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

Возрастные особенности младших дошкольников

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет

Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями

Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия

Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев

В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» – идет, «кач-кач» – качается на качелях, «ам-ам» – ест, «куп-куп» – купается, «бух» – упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:

Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

Таблица: пример конспекта прогулки

АвторМаксимова Елена, воспитатель МБДОУ №83 «Соколёнок», г. Калуга
НазваниеКонспект прогулки в нетрадиционной форме в младшей группе «Сказка»
Программное содержание
  • эмоционально развлечь детей;
  • развивать воображение и творчество;
  • обеспечить физический отдых.
Ход прогулкиВыйдя на прогулку, воспитатель говорит детям, что увидел в кустиках что-то интересное. Дети находят там игрушку. В.: «Это не простая игрушка, а волшебная. Она поможет нам найти вход в сказку. Вы хотите отправиться в сказочное путешествие?» Дети отвечают согласием.В.: «Но сначала надо отгадать загадку: их жило семеро в избушке, пока к ним не пробрался серый волк». (Семеро козлят) Дети через «волшебное» окно попадают в сказку.В.: «Ой, ребята, куда это мы попали? Да прямо в логово к волку! Придётся нам теперь от него убегать!» Подвижная игра «Волк и козлята».В.: «Вот мы и убежали от злого волка. Отправляемся дальше. А чей это домик у нас на пути?» (Бабы-Яги, Белоснежки, Трёх медведей и т. п.)В.: «Да, наверное, это домик какого-нибудь сказочного героя. Красивый домик, но почему-то очень грязный. Его хозяйка, наверное, уехала в гости, а дом без неё заскучал и запылился. Поможем хозяйке?»Дети убираются в домике.В.: «Молодцы, дети! Дом теперь просто сверкает, давайте немного поиграем в нём».Сюжетно-ролевая игра «Идём в гости».В.: «Ребята, посмотрите, какое красивое небо в сказке. Какого оно цвета? Какой формы облака?» Дети описывают облака и цвет неба.В.: «Ребята, в гостях хорошо, а дома лучше! Пора нам отправляться в обратный путь». Дети отправляются в группу.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-progulki-v-netradicionoi-forme-v-mladshei-grupe-skazka.html

Перспективное планирование наблюдений в младших группах детского сада

Составление перспективного плана на год поможет педагогам ДОУ организовать наблюдения за объектами живой и неживой природы, погодными явлениями с маленькими воспитанниками. План должен учитывать особенности климата и местности проживания детей.

При составлении перспективного плана следует учитывать климатические особенности региона

Таблица: перспективный план наблюдений для первой младшей группы

МесяцОбъект наблюдения
СентябрьНаблюдение за песком, изучение его свойств:

  • сыпучий,
  • сухой,
  • при добавлении воды становится твёрдым,
  • легко разносится ветром.
ОктябрьНаблюдение за рыбками в аквариуме группы, кормление их.
НоябрьНаблюдение за водой, изучение её свойств:

  • тёплая,
  • холодная,
  • горячая,
  • если замерзает — превращается в лёд.
ДекабрьНаблюдение за снегом, изучение его свойств:

  • холодный,
  • пушистый,
  • мягкий,
  • если мороз — снег рыхлый,
  • теплеет — снег лепится.
ЯнварьНаблюдение за льдом:

  • скользкий,
  • можно аккуратно кататься,
  • может трескаться,
  • если тает — становится водой.
ФевральНаблюдение за мыльными пузырями, научить детей выдувать мыльные пузыри самостоятельно.
МартНаблюдение за весной:

  • тает снег,
  • прилетают птицы,
  • часто светит солнце,
  • дует ветер.
АпрельНаблюдение за насекомыми:

  • мухи,
  • майские жуки,
  • изучение их строения.
МайНаблюдение за одуванчиками, превращение из жёлтого цветка в белый.

Таблица: перспективный план наблюдений для второй младшей группы

МесяцОбъект наблюдения
СентябрьНаблюдение за солнцем и небом:

  • найти стороны горизонта,
  • понаблюдать, что когда светит солнце, люди надевают головные уборы,
  • отметить изменение погоды при наличии или исчезновении облаков,
  • сравнить голубизну неба летом и осенью.
ОктябрьНаблюдение за ветром и дождём:

  • сильный, порывистый, лёгкий, холодный ветер;
  • отметить виды дождя: короткий, непрерывный, ливень, мелкий дождь, косой и прямой.
НоябрьНаблюдение за птицами:

  • нахождение отличий и сходств между голубем,
  • воробьём,
  • вороной,
  • как реагируют на людей, как передвигаются,
  • издаваемые звуки, габариты, окраска.
ДекабрьНаблюдение за уборкой снега:

  • снегоуборочная машина, как едет, ею управляет шофер, щётки сметают снег,
  • снег убирает дворник, он лопаткой чистит снег по краю тротуара, отсыпает к бордюру,
  • предложить помочь детям.
Январь
  • Наблюдение за снегопадом:
    • снежинки падают на мех, на шапки, варежки,
    • дети рассматривают снежинки, придумывают ассоциации);
  • за снежками: плохо лепятся при морозе, хорошо при плюсовой температуре;
  • за одеждой прохожих в холодное время года: тёплые ботинки, пуховики, шарфы.
ФевральНаблюдение за детьми старшей группы на другом участке:

  • дети аккуратно катаются с горки,
  • не толкаются,
  • придерживаются очереди.
МартНаблюдение за изменениями в природе:

  • талый снег,
  • текут ручейки,
  • проталины,
  • появляется первая трава,
  • небо периодически становится светлее,
  • увеличивается световой день,
  • люди одеваются не так тепло.
АпрельНаблюдение за деревьями:

  • найти знакомые деревья на участке,
  • заметить их различия, сходства,
  • сильно ли гнутся от ветра,
  • пышная ли крона.
МайНаблюдение за транспортом, который приежает в детский сад: вспомнить скорую, пожарную, милицейскую машину, грузовую, которая привозит продукты, кто их и как разгружает, какие продукты привозит.

Наблюдение за окружающей средой — важный момент развития детей. Прогулки на свежем воздухе закаляют организм, а созерцание различных природных явлений расширяет кругозор. Изучение свойств растений и животных воспитывает у дошкольников бережное и заботливое отношение к окружающему миру, наблюдение за созданными человеком объектами — формирует представления о жизни в обществе. Главное — грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий