Современные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Особый подход в этом направлении образования требует применения инновационных методик и технологий. Современные изобретения облегчают и определяют разнообразие деятельности педагога.
Так, при прослушивании мелодических композиций широко используются презентации и видеоролики. Такая наглядность и расширенные возможности позволяют лучше воспринимать, понимать информацию, предающуюся с помощью музыки.
При разучивании танцевальных движений и ритмических упражнениях используются видеоролики на соответствующую тематику.
Данные методы вызывают больший интерес у детей и способствуют лучшему формированию музыкальности.
Накоплению музыкального опыта и культуры способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Музыкальное занятие в детском саду
Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.
Таблица: картотека тем
Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:
- младшие группы — 15 минут
- средняя группа — 20 минут
- старшая группа — 25 минут
- подготовительная группа — 30 минут
Таблица: примерный временной план музыкальных занятий
Этап занятия | Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Организационный момент, музыкальное приветствие | 1 минута | 1 минута | 1 минута | 1–2 минуты | 1–2 минуты |
Вводная часть | 1–2 минуты | 2 минуты | 2 минуты | 3 минуты | 3–4 минуты |
Слушание музыки | 2 минуты | 2 минуты | 3 минуты | 4 минуты | 4 минуты |
Ритмико-музыкальное упражнение | 2–3 минуты | 3–4 минуты | 4 минуты | 4 минуты | 5 минут |
Пение | 2 минуты | 2–3 минуты | 4 минуты | 5–6 минут | 5–7 минут |
Музыкальная игра | 2 минуты | 2 минуты | 4 минуты | 5 минут | 5–7 минут |
Подведение итогов занятия | 1 минута | 1 минута | 1 минута | 1–2 минуты | 1–2 минуты |
Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия
- Реагировать на смену частей музыки.
- Ходить ровным кругом.
- Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
- Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
- Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
- Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
- Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.
Музыкальное развлечение и досуг
Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.
Длительность музыкального досуга:
- в младших и средней группах — не более 30 минут;
- в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.
Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:
Развивать музыкальный слух, память и внимание.
Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.
Открытое музыкальное занятие
Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:
Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой
Программа музыкального кружка в детском саду
Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.
- Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
- Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
- Календарно-тематическое планирование.
Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч
Специфика программы музыкального воспитания
Программа музыкального воспитания традиционно включает в себя ряд направлений работы:
- слушание;
- пение;
- творчество;
- танцы;
- музицирование.
Репертуар содержит классические образцы исполнительства, народные произведения, произведения мировой классики. Структура занятия зависит от возраста дошкольников и возможных дефектов развития, содержания, особенностей запланированного материала. К примеру, можно начинать занятие без логоритмических упражнений, с вокализации, распевок или слушания музыки, а также с прослушивания новой композиции для предстоящих танцевальных движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия предполагают непринужденный характер с опорой на ведущую игровую деятельность.
Виды музыкальных занятий
- Фронтальные (для одной возрастной группы).
- Индивидуальные (для детей с индивидуальными особенностями развития, отстающими и талантливыми из расчета по 2-3 минуты на ребенка).
- Малыми подгруппами по 4-6 детей (для подготовки детей к утреннику, открытому мероприятию, обучения игре на музыкальных инструментах из расчета не более 10-15 мин.)
- Объединенные занятия (для репетиции мероприятия, перед праздником объединяются 2-3 возрастные группы)
Типы музыкальных занятий
Использование различных типов музыкальных занятий делает обучающий процесс более результативным. Различают следующие типы:
- традиционные занятия;
- доминантные занятия с преобладанием одного вида деятельности;
- тематические итоговые занятия (как правило, один раз в месяц в виде досугового мероприятия);
- комплексные занятия (при участии воспитателей и специалистов, работающих на группе, а также родителей).
Музыкальные занятия с детьми с ОНР
Основной задачей музыкального руководителя в работе с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение ОНР, является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Педагог старается вызвать звукоподражание средствами музыки
Для наглядности используются образные игрушки.Уделяется повышенное внимание развитию трехфазного дыхания. При этом показ правильного дыхания сопровождается словесным объяснением
Позже включаются задания на развитие фонематического слуха, музыкальные игры со словами, театрализация, коммуникационные игры.
Следует принимать в внимание, что у детей с нарушением речи наблюдается недостаточность развития пространственных представлений. Поэтому ритмические движения сочетаются с речевым комментированием действий
Активно привлекаются родители и другие члены семьи. Включение родителей в сенсорную интеграцию обеспечивает положительную динамику уже после нескольких групповых занятий.
Литература по теме
Материал программы, предложенной в данном пособии, распределяется по видам музыкальной деятельности и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
В объяснительной записке раскрывается содержание эстетического воспитания. Здесь же дано общее направление музыкального воспитания, показана динамика музыкального развития детей от младших к старшим группам детского сада, а также приводится характеристика примерного уровня музыкального развития детей к моменту поступления их в школу.
Программа музыкального воспитания разработана с учетом следующих положений:
- весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики;
- постепенно и последовательно проходит процесс формирования; музыкальных интересов ребенка, его способностей;
- осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.
Книга будет полезна музыкальным работникам, специалистам по логоритмике, педагогам детских садов, не имеющих музыкального образования для организации занятий с использованием музыкального сопровождения.
Как создавалась моя технология?
Педагогический процесс в нашем дошкольном учреждении построен на системном использовании ОТСМ – ТРИЗ – технологии.
В течение нескольких лет педагогами нашего дошкольного учреждения применяется адаптированная модель «Объект – имя признака – значение имени признака» во всех образовательных областях. Для того, чтобы данный вид интеграции проходил не на уровне содержания, а на уровне способов работы в образовательной области «Музыка», мной были разработаны карточки – модели с именами признаков музыкального содержания и авторские музыкально – дидактические пособия: «Музыкальная лира» и «Музыкальная ромашка вопросов».
Схематическое изображение карточек – моделей с именами признаков музыкального содержания создавалось в совместной образовательной деятельности педагога с детьми.
Этапы работы с данной моделью, адаптированной к образовательной области «Музыка»:
На первом этапе дети, опираясь на свой жизненный опыт, учатся воспринимать звуки на слух, вслушиваться и различать их. Знакомятся с основами музыкального языка и слушают музыку. Узнают, что существует словарь музыкальных терминов и карточки – модели, с помощью которых можно осуществить анализ музыкального произведения.
На втором этапе дети проводят анализ знакомого музыкального произведения, используя знакомые карточки – модели с именами – признаков музыкального содержания.
На третьем этапе дети учатся слушать и анализировать музыкальные произведения, самостоятельно используя карточки – модели, формируя при этом познавательную активность.
Успех работы зависит от того, насколько интересен для ребёнка данный вид деятельности. Детей отталкивает все монотонное и скучное.
При ознакомлении дошкольников с именами – признаков музыкального содержания ведущей деятельностью является игра. Просто необходимо придумать игру к каждому учебному действию, и все получится.
В качестве мотива, позволяющего освоить карточки — модели с именами признаков музыкального содержания используются игры:
- «Чего не стало?»,
- «Определи по слуху»,
- «Все мы музыканты»,
- «Я по залу шла…»,
- «1,2,3… свою пару найди!»,
- «Да – Нет»,
- «Скажи наоборот»,
- «Теремок»,
- «Найди друга» и другие.
По результатам диагностического обследования по использованию детьми карточек – моделей с именами признаков музыкального содержания в реализации образовательной области «Музыка» значительно повысилось процентное соотношение детей с высоким уровнем развития.
Результаты констатирующего эксперимента:
Пособие «Музыкальная ромашка вопросов» позволяет детям в игровой форме самостоятельно формулировать вопросы музыкального содержания, что повышает качество усвоения детьми старшего дошкольного возраста умения ориентироваться в музыкальных терминах, производить подробный анализ музыкальных произведений.
Авторские музыкально – дидактические пособия «Музыкальная лира» и «Музыкальная ромашка вопросов» были апробированы на протяжении нескольких лет с детьми дошкольного возраста на базе нашего дошкольного учреждения.
Программы и технологии музыкального воспитания
Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко роботают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например, «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др.
На их основе музыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.
Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объёме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту программу, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой вариант встречается крайне редко, поскольку приближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.
Образовательная программа утверждается учреждением самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.
В соответствии со Стандартом увеличилось соотношение времени на часть, формируемую участниками образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 ч).
Эта часть программы может включать различные направления (например, углубленнее художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие), выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована
- на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников ДОО, а также возможностям ее педагогического коллектива;
сложившиеся традиции ДОО (группы).
Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родителей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной деятельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива.
Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художестиенно-эстетическое направление — самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников
- Н. К. Крупская А. С. Макаренко об игре как целенаправленной творческой деятельности, о связи ее с трудом
- Комбинаторное мышление
- Технология индивидуализации обучения
- Использование игр для обучения говорению на начальном этапе изучения иностранного языка
- Требования к методам обучения, выбор методов обучения
- Компетентностный методологический подход в исследованиях психолого-педагогического направления и его характеристика
- Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями за рубежом
- Образовательная cистема России
- Основные дидактические концепции
Зачем нужна музыка в детском саду
Музыкальное воспитание в детском саду берет свое начало с незабвенных коммунистических времен. Эстетическое воспитание было признано наиважнейшим в системе воспитания дошкольников. Музыка, помимо воспитательного, имеет еще и психотерапевтический эффект. Музыка способна успокоить, настроить на позитивный лад. Средствами музыки маленькие скромники решают свои большие проблемы, раскрываясь, как кувшинки, в музыкально-игровой деятельности.
С музыкальной деятельностью, маленькие воспитанники ассоциируют все самое лучшее и светлое. Дети любят петь, им нравится играть и танцевать. Дать детям то, к чему стремится их душа – наша задача и обязанность.
Как построить процесс музыкального воспитания?
Преподаватели музыки и детские психологи советуют следовать «возрастному» плану по развитию детской музыкальности. Наиболее оптимальный вариант выглядит следующим образом:
До 4 лет. В столь юном возрасте в музыкальную школу еще не принимают, частные занятия тоже малоэффективны
Малыши еще не слишком усидчивы, и сконцентрировать внимание для них — почти невыполнимая задача. Однако уже сейчас можно выбрать музыкальный инструмент — что-нибудь легкое, не требующее обучения и развития навыков
Бубен, барабаны, трещотка и даже ложки прекрасно подойдут для развития у ребенка, например, чувства ритма, темпа. В этот период нужно чаще слушать детские песенки, подпевать и подыгрывать им, разучивать небольшие стишки-прибаутки и пропевать их. Дети 4−5 лет. Как можно чаще слушайте музыку, причем начинайте расширять кругозор ребенка, предлагая ему разные стили. Изучайте новые инструменты — гитару, фортепиано, скрипку, духовые. Вместе анализируйте музыку — определяйте ритм, настроение (мажор или минор), пытайтесь угадать, какие инструменты задействованы. Чаще смотрите концерты и, по возможности, посещайте живые выступления. От 5 лет. В этот период музыкальное воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста выходит на качественно новый уровень. Теперь можно не просто слушать, но и стараться воспроизводить услышанные мелодии. Естественно, речь не идет о профессиональном использовании музыкальных инструментов — достаточно просто устраивать «шумовой» оркестр. В это же время можно начинать занятия с репетитором или преподавателями в музыкальной школе. Обязательно учитывайте желания малыша и не заставляйте его осваивать музыкальные инструменты — результата должного от такого «агрессивного» воздействия все равно не будет.
И неважно, знаете ли вы, как определить музыкальный слух у ребенка или сыграть «Лунную сонату». Для приобщения малыша к музыкальному миру достаточно просто слушать хорошие композиции, смотреть «живые» концерты и получать эстетическое удовольствие от такой приятной музотерапии
Много ли времени вы посвящается музыкальному воспитанию ребенка? Нужно ли вообще этим заниматься, или есть более полезные и интересные занятия, на ваш взгляд? Делитесь своими мнениями в комментариях к статье.
Музыкальные занятия с детьми с ОНР
Основной задачей музыкального руководителя в работе с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение ОНР, является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Педагог старается вызвать звукоподражание средствами музыки
Для наглядности используются образные игрушки.Уделяется повышенное внимание развитию трехфазного дыхания. При этом показ правильного дыхания сопровождается словесным объяснением
Позже включаются задания на развитие фонематического слуха, музыкальные игры со словами, театрализация, коммуникационные игры.
Следует принимать в внимание, что у детей с нарушением речи наблюдается недостаточность развития пространственных представлений. Поэтому ритмические движения сочетаются с речевым комментированием действий
Активно привлекаются родители и другие члены семьи. Включение родителей в сенсорную интеграцию обеспечивает положительную динамику уже после нескольких групповых занятий.
Структура музыкального занятия в ДОУ
Музыкальные занятия в ДОУ состоят из следующих компонентов:
- Вводная часть. Она ориентирована на подготовку дошкольников к знакомству с музыкой. Во вводной части занятия можно включить компоненты физкультуры: выполнение движений под музыку, исполнение танцевальных па. Это стимулирует музыкальную активность дошкольника и делает музыкальное занятие более продуктивным.
- Прослушивание музыкальных произведений. Это часть ориентирована на развитие у дошкольников навыков эстетического восприятия музыкального творчества и формирование музыкального восприятия.
- Пение и песенное творчество. Дети поют песни разных жанров, а также учатся сочинять песни самостоятельно. Самостоятельное сочинение песни мотивирует заинтересованность дошкольника музыкальным искусством и способствует раскрытию его творческого потенциала.
- Обучение игре на музыкальных инструментах. Как правило, выбираются инструменты, доступные для конкретной возрастной группы. Педагог демонстрирует их звучание и показывает основы проигрывания мелодий. Затем дети сами пробуют освоить игру на том или ином инструменте.
- Танцевальная деятельность. Танцы способствуют развитию музыкального ритма и формируют положительное отношение к музыке, поскольку, танцевать – весело.
- Игровая деятельность. Она не является компонентом каждого музыкального занятия, но периодически может быть включена в него. Игра помогает более продуктивному усвоению музыкальной информации.
Формы организации музыкального воспитания в ДОУ
Музыкальное воспитание в ДОУ реализуется в следующих формах:
Музыкальные занятия. Они являются образовательной музыкальной деятельностью. В ходе проведения музыкальных занятий осуществляется интеллектуальное, нравственное, эстетическое и культурное развитие ребенка. Музыкальные занятия включают в себя разные виды и направления музыкальной деятельности: пение, игра на инструментах, танцы, прослушивание музыки разных жанров, ознакомление с творчеством великих композиторов, освоение музыкальной грамоты.
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников. Она связана с проявлением детьми своих творческих способностей. Необходимо стимулировать их к этому. Дети применяют свои музыкальные знания и ориентируют их на свои интересы и потребности.
Музыка в повседневной жизнедеятельности. Музыка становится важным компонентом всех видов деятельности ДОУ. Она пронизывает все режимные моменты дня. Например, музыка включается при зарядке детей, она сопровождает игровой процесс. Сбор на прогулку можно сопровождать пением и т.д. Кроме того, в ДОУ устраиваются праздники, которые сопровождаются музыкальным действием.
Музыкальное воспитание в семье
Важно, установить взаимодействия с родителями и сформировать единую направленность музыкального воспитания. Если музыка сопровождает все режимные моменты дошкольника в ДОУ, то дома она должна также сопровождать ребенка
Например, мама может узнать какую музыку воспитатель включает в ходе зарядки и использовать ее. На ночь можно спеть колыбельную и т.д. Важно, чтобы музыка была постоянным компонентом жизнедеятельности ребенка. Эпизодический характер не даст должного воспитательного эффекта.
В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?
Основными целями музыкального воспитания являются:
- Всестороннее, а главное гармоничное развитие ребенка.
- Формирование умения внимательно слушать, воспринимать и отчетливо понимать музыкальные произведения.
- Воспитание эмоционального и чувственного восприятия музыки.
- Эстетическое воспитание.
Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:
- формирование общих знаний о музыке;
- воспитание интереса и любви к музыке;
- обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
- приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);
- развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных;
- развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.
Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.