Музыка для ума: влияние музыки на улучшение работы мозга и памяти

Музыка может сделать нас счастливее?

Когда с нами происходит что-то приятное, в центрах удовольствия в нашем мозге вырабатывается гормон дофамин. Это то, что заставляет нас чувствовать себя хорошо.

Дофамин вырабатывается и при прослушивании любимых музыкальных произведений. На основе этого факта было проведено следующее научное исследование:

Группе испытуемых предложили послушать и оценить 60 музыкальных треков. При этом регистрировалась активность их мозга. Результаты были таковы:

Также музыка может влиять на наши эмоции:

  • Мы способны понять настроение песни, даже если не испытывали подобные ощущения в реальной жизни.
  • Участники эксперимента в зависимости от настроения прослушиваемой композиции интерпретировали нейтральное лицо человека как счастливое либо, соответственно, грустное.
  • Во время депрессии веселая музыка только усугубляет положение, тогда как грустные мотивы, наоборот, делают человека счастливее.

А вы знаете, что стать счастливее можно, управляя собственными воспоминаниями? Читайте это в нашей статье про воспоминания!

Влияние жанров и стилей

Наиболее благодатно воздействует на человека народная музыка. Этника успокаивает, возвращая к историческим корням и нормализуя жизненный поток. С точки зрения здоровья омолаживает организм, приводит в норму процессы жизнедеятельности.

А вот как классическая музыка воздействует на мозг человека. Разные ее стили воздействуют на разные участки мозга и поэтому вызывают неодинаковые реакции. Ощущение стабильности создают барочные произведения Баха, Генделя, Вивальди. Неторопливый ритм успокаивает, но не мешает умственным процессам. В современном, переполненном информацией мире помогает собраться с мыслями, принять верное решение.

Романтические произведения Чайковского, Шумана, Листа, Шопена дарят легкие позитивные эмоции, улучшают настроение, привлекают любовь, оказывают успокоительный и обезболивающий эффект.

Нестандартные идеи, творческие порывы возникают при прослушивании музыки импрессионистов —Дебюсси, Равеля. Шопена. Такие произведения снижают уровень кортизола в крови, оказывают седативное действие. Особняком стоят произведения Моцарта с их глубочайшим содержанием и совершенной формой. Экспериментально доказано, что прослушивание его мелодий облегчает усвоение знаний, активизирует память, развивает познавательные возможности.

Блюз, джаз, регги с их африканскими мотивами дарят настроение безмятежности и легкости бытия, раскрепощают.

Популярная музыка восполняет внутреннюю энергию, вызывает чувство благополучия.

Многогранный рок для одних людей — источник вдохновения, способ справиться со стрессом; для других — фактор агрессии и раздражения.

Музыкальные произведения в стилях хип-хоп, панк, рэп возбуждают, прибавляют активности.

В любом случае в звуки надо вслушиваться, как бы растворяться в них. Тогда чудо произойдет.

Как повысить продуктивность работы

Если вы хотите повысить продуктивность, можно включить в наушниках энергичное произведение. Это может быть и не классика. Мозг начинает обрабатывать все звуки, которые поступают к нему от слуховых рецепторов. При этом человеку легче сосредоточиться на работе

Важно, чтобы в мозг поступали именно звуки музыки, а не сторонний шум

Если музыка настраивает на продуктивную работу, то посторонний шум вызывает стресс, снижает выработку гормона удовольствия дофамина. При шуме начинаются сбои в работе префронтальной коры мозга. Именно она отвечает за последовательные действия, внимательность, восприятие импульсов. Если же включить музыку, которая вам нравится, можно поднять настроение, успокоиться.

Выполнять монотонные действия на работе будет легче и продуктивнее, если заниматься этим под музыку. Как показывают наблюдения, в этом случае работается бодрее, веселее, а ошибок становится меньше, также растет производительность.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые

Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Шум: проблема или решение

Музыка не единственный звуковой допинг для борцов с прокрастинацией. Так называемый белый шум тоже пользуется популярностью. Например, этой весной сайт генератора офисного шума получил сотни тысяч просмотров. Его создатель, бельгийский инженер-исследователь, признался, что не ожидал такого внимания к проекту, запущенному в шутку. 

На некоторых белый шум действительно оказывает позитивное влияние. Например, одно из исследований показало, что фоновый шум в 60 дБ улучшил концентрацию у экстравертов. В другом эксперименте ученым удалось выяснить, что белый шум помогает сосредоточиться невнимательным детям, которые часто отвлекаются.

Однако эти исследования показывают и обратную сторону шума. Он снижает показатели интровертов в сравнении с работой в тишине и отвлекает внимательных детей.

Выход из этой ситуации — хорошие наушники. Правильно подобранные шумоподавляющие наушники могут обеспечить защиту от негативного влияния извне, которое мешает работать и учиться.

Как наш мозг воспринимает звуки

Звук – это не что иное, как волна из механических колебаний, распространяющихся в определенной среде. Он может проходить сквозь жидкости, твердые тела, газы. Когда эта волна, передвигаясь воздухом, достигает нашего уха, а точнее – барабанной перепонки, мы слышим определенные звуки.

Разные звуки, входя во внутреннее ухо, активизируют разные области головного мозга. Что интересно, результат такого влияния часто зависит от музыкальной подготовки человека. То есть у разных людей одна и та же мелодия может вызвать разные эмоции и провоцировать активность разных частей головного мозга. Тем не менее существуют и некоторые общие модели влияния музыки.

Головной мозг – это центр управления человеческим телом. Он состоит из двух полушарий: правого (отвечает за интуицию, творческое начало, воображение) и левого (ответственно за вербальную информацию, аналитическое мышление, логику, языковые способности). То есть правая полусфера мозга обрабатывает информацию интуитивно, визуально и творчески, а левая – путем аналитических размышлений, логики и сложных математических вычислений. Но оба полушария не работают в автономном режиме, а соединены между собой мозолистым телом – сплетением нервных волокон.

Все, что случается с человеком каждую секунду на протяжении всей жизни в той или иной степени воздействует на мозг. И музыка не исключение. Под ее воздействием активизируется обмен информацией между двумя полушариями, позволяя им работать в гармонии. Поскольку музыка – это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы. Кстати, как обнаружили ученые, на височную долю мозга (так называемая слуховая кора головного мозга) может влиять не только реально услышанная мелодия, но и воображаемая.

А еще было выяснено, что звуки могут влиять на нейропластичность мозга, то есть его способность к формированию новых нейронных связей. Клетки головного мозга в течение всей жизни взаимодействуют между собой. Но схемы этого взаимодействия могут со временем меняться. Это случается, например, после травм головного мозга или в ходе взросления человека (под действием жизненного опыта меняется и структура головного мозга).

Но как оказалось, есть еще один фактор, способный повлиять на нейропластичность мозга. Это музыка. В ходе научных наблюдений ученые обнаружили, что иногда, когда нейроны теряют возможность взаимодействовать между собой в привычных комбинациях, под воздействием определенных мелодий они начинают прокладывать себе альтернативный маршрут. Так, музыкотерапия помогает восстанавливаться пациентам после тяжелых черепно-мозговых травм (когда пострадала речь или память).

Причины ухудшения памяти и работы мозга

Ухудшение мыслительных способностей и запоминания может происходить по естественным причинам¹:

  • генетические (врожденные) особенности;
  • переутомление;
  • неправильное соотношение труда и отдыха;
  • малоподвижный образ жизни;
  • психоэмоциональное напряжение;
  • стрессы;
  • курение;
  • злоупотребление спиртными напитками;
  • нерациональное питание;
  • дефицит физической активности;
  • нарушение режима сна-бодрствования;
  • старение.

Старение — одна из главных причин снижения мыслительных способностей. Фото: aletia / Depositphotos

На большинство перечисленных факторов можно повлиять, и это постепенно приведет к улучшению состояния. Однако когнитивные функции могут снижаться из-за следующих заболеваний¹:

  • тревожное и биполярное аффективное расстройство;
  • депрессия;
  • синдром зависимости от психоактивных веществ — алкоголя, наркотиков;
  • черепно-мозговые травмы;
  • клинически значимое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
  • деменция;
  • нейроинфекции, поражающие центральную нервную систему;
  • гипотиреоз — снижение функций щитовидной железы;
  • анемия — уменьшение количества компонентов крови, отвечающих за транспортировку кислорода к тканям;
  • новообразования (доброкачественные и злокачественные);
  • вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • цирроз печени с развитием печеночной энцефалопатии;
  • сосудистая деменция, связанная с хроническим нарушением мозгового кровообращения;
  • дефицит витаминов;
  • нейродегенеративные процессы, приводящие к уменьшению объема головного мозга: болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, хорея Гентингтона;
  • эпилепсия;
  • побочные действия лекарственных средств;
  • врожденная умственная отсталость.

Некоторые патологические состояния полностью или частично обратимы и поддаются терапии. Однако есть заболевания, которые нельзя полностью вылечить, но можно уменьшить их клинические проявления.

У здорового человека объем потенциальной памяти почти безграничен. Головной мозг способен хранить почти 2,5 петабайта данных.

Виктория Уильямсон рассказывает, как музыка влияет на мозг человека

Виктория Уильямсон в своей книге “Мы — это музыка” проходит весь наш путь восприятия к музыке, начиная с самого рождения. Ведь каждый из нас уже с первых секунд жизни может чувствовать ритм. Ученые это доказали. А это значит, у каждого человека есть что-то наподобие музыкального слуха.

После нашего появления на свет именно эта способность помогает нам понять окружающий мир. Специалисты утверждают, что без восприятия ритмов мы бы вообще не смогли разговаривать!

Почему это так? В первое время после рождения, мир для ребенка — это набор звуков, ритмов, интонаций и оттенков слов взрослых.

С возрастом наш интерес к музыке, пению, танцевальным движениям и музыкальным инструментам только растёт. Начинают формироваться наши музыкальные вкусы, чувственность и отношение к искусству.

Научные исследования доказывают, что с раннего возраста положительный эффект оказывает не только прослушивание музыки, но и само присутствие в музыкальной сфере. Например, занятия в музыкальной школе. Это имеет следующие доказанные учёными плюсы:

  • Слух становится лучше. Детям, занимающимся музыкой, проще слышать тихие звуки и воспринимать их даже в шумных местах.
  • Улучшаются способности к чтению и речи. Музыкантам легче учится читать, писать и коммуницировать.

С возрастом музыка становится нам ещё и другом. Другом, который поддерживает в трудные минуты. Подростки любят выплескивать эмоции, слушая зажигательную музыку, узнавать себя в песнях про любовь и отдыхать от проблем, погружаясь в современную поп-музыку.

На каждую эмоцию найдётся своя мелодия, и в этом – основная магия музыки. Когда мы находим в ней отражение себя, нам попросту легче переживать все изменения, которые происходят в нашей голове.

А как музыка влияет на мозг человека взрослого?

Музыка сказывается положительно на организме любого человека. Например, игра на инструменте активизирует память и слух, потому что задействует одновременно обе руки. Это стимулирует сразу несколько участков головного мозга. Ученые доказали, что это очень хорошо сказывается на здоровье.

Полезное видео о том, как классическая музыка влияет на мозг человека:

На что еще способна любимая музыка

Предпочитаемые мелодии, сопровождающие процесс достижения цели, усиливают выработку дофамина. Их воздействие в этот момент сравнимо с употреблением сладостей или общением с любимым человеком.

Грустные помогают справляться с проблемами. Сопереживая авторскому замыслу, слушатели избавляются от негатива в своем состоянии. Однако это не реальная печаль, способная навредить психике, а грусть, несущая успокоение.

Ученые настаивают, что даже тяжелый рок положительно влияет на слушателей, если для них это – любимая музыка. Роковые композиции вызывают сброс, а не накопление агрессии.

Музыкальные пристрастия людей позволяют многое узнать о них. Адепты поп-музыки контролируют свои эмоции, умеют подстраиваться под окружение. Любители хеви-метал — независимые, но сомневающиеся в себе и своем выборе личности. Если человек слушает разностилевую музыку, он не конфликтен, коммуникабелен.

Как музыка влияет на память человека?

Ещё один интересный факт о том, как прослушивание музыки влияет на мозг человека. Давайте вспомним: с вами бывало такое, что, услышав лишь пару нот из начала произведения, вы вдруг вспоминали его целиком? А было такое, что во время прослушивания какой-то песни вас с головой накрывала ностальгия и воспоминания?

Всё это — удивительное влияние музыки на нашу память!

Давайте познакомимся с таким термином — «имплицитная память«. В ней кодируются умения и навыки, которые мы воспроизводим “на автомате” — типа игры на музыкальном инструменте или плавания. Для запоминания песен используется как раз этот тип памяти. Поэтому слова песни чаще проще запомнить, чем исторические даты.

Информация кодируется в мозгу в форме ритма, такта, настроения, тембра голоса певца и эмоционального фона песни. Она проходит сразу через несколько каналов восприятия, каждый сильнее и ярче предыдущего. Тогда как в случае с цифрами, они проходят только через один канал, поэтому нам и сложнее их запоминать.

От музыки остаётся мощнейший информационный взрыв на долгие годы вперед, а вместе с ним – вся информация, которая окружала нас.

Поэтому пожилым людям легче вспомнить, например, дискотеки и музыку их времен. Одно воспоминание заставляет всплывать другое, активизируя разные части мозга, которые участвовали в запоминании. Всё это дело рук имплицитной памяти.

Вот так интересно музыка влияет на нашу память.

Что именно включить в плейлист из классики

Случайный подбор композиций не настроит на требуемый лад, не вызовет желаемое душевное состояние. Нужен профессиональный совет. Как разная музыка влияет на мозг человека?

Мотивирующая

Марши для духовых инструментов героической направленности способны подтолкнуть к действию и даже запрограммировать на успех. Они мажорны и призывны. Подобных мелодий много у Генделя.

Поднимающая настроение

Такая музыка имеет преимущественно лёгкий характер. Примеры: увертюры Генделя, Иоганна Штрауса-отца.

Их мажорный лад, популярные темы позволяют слушателям избавиться от негатива, чтобы вновь радостно жить и творить.

Успокаивающая

Звуки рояля вкупе со струнными инструментами, мажорный лад и медленный темп как будто специально созданы для расслабления. Прослушивание произведений Чайковского, Рахманинова, Дебюсси даст полноценный отдых душе.

Для работы

Быстрые мелодии помогут при выполнении физической работы. Произведений, активизирующих физическую активность, много у Баха, Гайдна, Римского-Корсакова, Штрауса.

Слушайте классическую музыку. Её непревзойденная гармония борется со стрессовыми механизмами, нормализует биополе, уравновешивает и оздоравливает.

Первый шаг к развитию головного мозга и памяти

С чего начинать? Необходимо убрать причины для плохой работы головного мозга и памяти.

Стресс  — это самое пагубное для нашего здоровья. Учеными из университета Джорджтауна было обнаружено, что даже дети в возрасте 8 лет испытывают на себе влияние стресса.

Он негативно отражается на их обучаемости и мышлении.

На курсах по развитию памяти, детей и взрослых сначала учат снимать стресс, поскольку проблемы  с вниманием и памятью могут быть связаны именно со стрессами и сильными переживаниями. Человека в стрессе можно сравнить с атлантом, держащим на своих плечах небосвод

В этом состоянии мы не можем нормально чувствовать свое тело, развиваться, получать удовольствие от жизни

Человека в стрессе можно сравнить с атлантом, держащим на своих плечах небосвод. В этом состоянии мы не можем нормально чувствовать свое тело, развиваться, получать удовольствие от жизни.

Меленная музыка в стиле Барокко обладает лечебным эффектом за чет того, что она переводит мозг в режим расслабленности, она снимает стресс, стабилизирует кровяное давление, а ритм сердца приближается к здоровому состоянию.

Как вы уже догадались — это медленные части произведений Барокко с ритмом в 60-64 удара в минуту, та же самая музыка, что и для развития мозга и памяти.

Музыка из личного архива

Под вот этот концерт Моцарта можно делать детям уроки, а вам — свои дела, которые требуют концентрации внимания, повышения интеллектуальных способностей. Скачивайте здесь (откроется в новой вкладке).

Это концерт для скрипки с оркестром ре мажор № 61 Л.В. Бетховена.

Чтобы быстро подзарядить свой мозг используйте композицию Моцарта Концерт для виолончели № 3. Скачивайте бесплатно здесь (откроется в новой вкладке).

Любые упражнения, развивающие память, внимание и мышление, развивают головной мозг, так как создают новые нейронные соединения. Вот здесь можно почитать об упражнениях на развитие памяти и внимания у взрослого человека (откроется в новой вкладке), а протестировать и потренировать свое внимание можно вот здесь

Вот здесь можно почитать об упражнениях на развитие памяти и внимания у взрослого человека (откроется в новой вкладке), а протестировать и потренировать свое внимание можно вот здесь. Но если вы хотите развить феноменальную фотографическую память и (или) совместить эти занятия с детьми, то скачивайте бесплатные игры здесь (ссылка отроется в новой вкладке)

Но если вы хотите развить феноменальную фотографическую память и (или) совместить эти занятия с детьми, то скачивайте бесплатные игры здесь (ссылка отроется в новой вкладке).

Все эти упражнения или игры можно и нужно делать под музыку, развивающую головной мозг.

До скорого!

Ваша Надежда Тихонова

Музыка для учебы и концентрации внимания: как подобрать правильную?

Для эффективной учебы студенту нужна сосредоточенность и высокая продуктивность. И в этом нам помогает музыка. Главное – правильно подобрать мелодии.

Ученые Бирмингемского университета доказали эффективность музыки при выполнении монотонных действий. Заполнение таблиц, проверка электронной почты, работы с формулами и любые другие скучные действия можно выполнять быстрее с музыкой.

Но если человек выполняет сложную интеллектуальную или творческую работу, важен грамотный подбор музыки, а не просто ее наличие. Вот примеры музыки, которая поможет лучше учиться даже когда мозг и тело сопротивляются.

Звуки природы

Исследователи Политехнического института Ренселлера увидели повышение работоспособности у людей, которые учились в опен-спейсах, где воспроизводились звуки живой природы.

Как и белый шум, звуки природы маскируют посторонние звуки (гул, человеческую речь, шум транспорта), которые так отвлекают человека. Кроме того, они улучшают концентрацию внимания и когнитивные функции.

Природные звуки явно повышали общую удовлетворенность испытуемых во время работы

Благотворным эффектом обладают звуки щебетания птиц, дождя, журчания ручья, шума горного потока

Все они повышают внимание при выполнении каких-то действий

Внимание повышается вне зависимости от того, слушаем ли мы запись отдельных звуков природы или же музыки со включением данных элементов

Любимая мелодия

У каждого из нас есть песни, заставляющие сердце биться быстрее, а улыбку расширяться в геометрической прогрессии. Так вот ученые заметили, что плей-лист из любимых треков оказывает большую пользу во время учебы.

Тереза Лисиук из университета Майами в своих исследованиях пришла к выводу, что к поспешным решениям человека приводит стресс, сильно снижая зону внимания. А вот улучшить настроение поможет любимая музыка, которая расширяет кругозор и увеличивает количество вариантов решения проблемы.

Особенно интересен факт, что любимые треки наиболее эффективны у студентов и других людей, еще не ставших специалистами в какой-то области. Приятные знакомые мелодии способствуют более быстрому выполнению задач и генерации лучших идей.

Нейтральная музыка

Разные люди по-разному воспринимают окружение. И есть те, кто отвлекается при прослушивании любимой песни, полностью уходя в нее.

Тайваньский университет провел исследования, в ходе которого установил: максимально и минимально привлекательная мелодия приводит к понижению концентрации внимания у некоторых людей.

Если вы – один из тех, кого знакомая музыка сильно отвлекает, старайтесь выбирать для учебы мелодии, к которым вы безразличны и которые не вызывают выраженных эмоций.

Инструментальная музыка

Исследования, проведенные Cambridge Sound Management, показали: к падению производительности приводит не столько шум в целом, сколько именно слова (как отдельно, так и в составе музыки).

Слыша человеческую речь, наш мозг автоматически переключается с текущей задачи, стараясь выявить тему разговора. Это наша природа, с которой не стоит бороться.

И если вы – один из тех, кто старательно прислушивается к тексту песен во время прослушивания треков, в этом случае старайтесь отдавать предпочтение инструментальной музыке.

Чем меньше слов, тем меньше отвлекающих факторов

Музыка в стиле барокко

Темп музыки во многом влияет на состояние человека. Это подтверждают канадские исследования, во время которых увидели лучшую результативность у тех, кто сдавал IQ-тесты под динамичную музыку, и в частности – под музыку эпохи барокко.

Ученые из университета Филадельфии и госпиталя Балтимора, а также малайзийского инженерного колледжа подтвердили ее эффект. Более того, в результате ее применения было выявлено значительное снижение стресса. У испытуемых отметили наличие признаков релаксации во время прослушивания музыки, темп которой соответствовал 60 ударам в минуту.

Средняя громкость

Идеальной для прослушивания является не тихая или сильная, а именно средняя громкость. К такому выводу пришли ученые сразу четырех университетов, отметив прилив сил и благоприятной воздействие на творческое мышление при средней силе звучания.

И средняя, и сильная громкость способствует абстрактному мышлению. Но чрезмерная громкость создает мозгу помехи в обработке информации.

Что такое альфа волны

Электрическая работа мозга на частоте 8-12 Гц называется альфа-волнами. Ее можно добиться при хорошей релаксации. При этом человек не должен погружаться в сон, хотя его глаза остаются закрытыми.

У детей мозг большую часть времени находится именно в состоянии альфа-ритма. У взрослых такое состояние наблюдается при расслабленности, медитации, занятиях йогой, прослушивании хорошей музыки и т.д.

При стимуляции деятельности мозга с помощью альфа-волн можно добиться:

  • расслабления тела, сознания;
  • креативного состояния;
  • усиления всех эмоций;
  • усиления своих физических способностей;
  • уменьшения тревожности, стресса;
  • достижения рабочего состояния;
  • повышения обучаемости;
  • укрепления иммунитета;
  • позитивного мышления;
  • повышения выработки серотонина.

У такой стимуляции есть и относительные недостатки:

  • это может быть скучно;
  • может клонить в сон;
  • теряется концентрация;
  • иногда может вызывать депрессию;
  • при избытке стимуляции может появиться усталость;
  • растет восприимчивость.

Преимуществ гораздо больше, чем недостатков. Просто нужно во всем знать меру. Избыточная стимуляция может стать вредной. А если придерживаться разумных границ, можно исцелять мозг и повышать его возможности. Классическая мелодия для малыша или взрослого станет хорошим стимулом и поддержкой.

А если все таки просто слушать музыку?

А если просто слушать музыку, есть ли какой то эффект? Имеется в виду не терапевтический, а развивающий для головного мозга? Да, есть.

Слушая музыку, мы плачем, радуемся, воодушевляемся. Она имеет доступ к нашим эмоциям. Мы наслаждаемся музыкой, она затрагивает наши чувства.

Ученые сканировали мозг человека во время прослушивания музыки и ими было обнаружено, что активировались те же самые центры вознаграждения, как и в случаях эмоционального подъема.

То есть эффект был такой же, как и в случаях получения удовольствия от поедания любимого кусочка торта, а, может, для кого-то любимого сочного фрукта.

О приеме наркотиков и занятиями сексом мы не будем говорить, но и в последних случаях активируются те же самые центры.

Взять, например, музыку Моцарта.

Почему заговорили об эффекте Моцарта? И почему сейчас пытаются нивелировать эти выводы? Это отдельный вопрос. Чтобы не верить на слово, предлагаю проверить на практике)

Что нам говорят факты? Вольфганг Амадей Моцарт был уникальным музыкантом, композитором, но сначала удивительным ребенком.

Талант Моцарта

Он слушал звуки скрипки отца и пение песен мамы, когда находился в животе у матери. В 6 лет, когда наши дети еще ходят в школу, он уже был профессиональным исполнителем.

Ездил в турне, сочинил свое первое произведение. Он с бешенной скоростью сочинял. Как только он записывал одно, сразу же сочинял другое.

Моцарт писал своему отцу, что он видит произведение сразу целиком, как картину или статую, у себя в голове, а ему остается только перенести его на бумагу. Он писал, что все уже сочинено.

Он мог огромное произведение «переписать» за 6 часов. Всего Моцарт за свои тридцать с небольшим лет сочинил 626 произведений.

Моцарту был открыт канал, но только ему. Человек должен быть настолько чувствительным, чтобы воспринять все то, что дается свыше.

Поэтому музыка Моцарта особенная, она отличается от произведений всех других  композиторов. Она прозрачна, чиста, проста.

Так, ученые обнаружили, как раз в знаменитом эксперименте, который выявил эффект Моцарта, следующие факты.

Дети, которые просто слушали в течение 10 минут сонату для двух фортепиано До мажор К. 448, могли проходить тесты с повышением коэффициента IQ на 6-9 баллов.

Но если не поддерживать этот эффект, то он сходит на нет. На самом деле, такое падение — это обычное явление.

Например, у детей к 2-3 классу, если не заниматься с ними и дальше, прирост интеллектуальных способностей замедляется.

Позже, другие исследователи, из них психолог В. Уильямсон из Великобритании, сомневаясь в том, что исследованная соната Моцарта повышает интеллект, посчитала ее совсем «не тем суперсредством для развития мозга».

Она пишет, что любая музыка, которая нравится человеку, вызывает хорошее настроение, способна вызвать интеллектуальный подъем. Замечательно!

Но это только доказывает как универсальна Музыка Моцарта! Она подходит любому ребенку, взрослому, потому что вызывает хорошее настроение у любого человека и следующий за ним интеллектуальный подъем.

Кто же запрещает слушать музыку постоянно?)

Лечебные свойства музыки

Вы уже знаете, что прослушивание музыки способствует выработке дофамина – гормона счастья. Но еще больше пользы человеческий организм может получить от занятий музыкой

Оказалось, что пение и игра на разных музыкальных инструментах улучшает внимание, моторику и активирует взаимодействие между двумя полушариями головного мозга

Музыка обладает обезболивающим эффектом – об этом рассказали американские ученые после наблюдения за больными в послеоперационный период. Участие в опыте приняли пациенты ортопедического отделения, перенесшие операцию на позвоночнике.

Первой группе больных предложили слушать любимую музыку, пациенты из второй группы восстанавливались в обычных для больницы условиях. Когда пациентам из двух групп предложили описать характер испытываемой боли, оказалось, что меломаны чувствуют себя намного лучше, чем пациенты из контрольной группы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий