Эмоциональный интеллект: ступени роста

Эмоциональный интеллект как человеческая способность

Человек, умеющий считывать эмоции, угадывать намерения, определять мотивы и желания (как собственные, так и чужие), а также управлять этим, является обладателем эмоционального интеллекта (Emotional Intelligence или Emotional Quotient). С помощью данной способности люди легко справляются с решением сложных практических задач, твердо идут к намеченным целям и легко их достигают в личной и профессиональной сферах.  


Эмоциональный интеллект как человеческая способность

Обладатели развитого эмоционального интеллекта наделены коммуникативными способностями, поэтому им несложно договориться с людьми. Кроме того, они быстро принимают решения и умеют грамотно реагировать на поступающий негатив.

Людям свойственно использовать эмоции для ответной реакции на происходящее вокруг, будь то слова, события или ситуации. Приведем пример. В ответ на замечание коллеги вы инициируете конфликт. Результатом станет затянувшаяся депрессия, сопровождающаяся неврозом и состоянием апатии. Причем, примерно от 15 % до 39 % людей испытывают депрессию в течение года и дольше.

Если у человека эмоциональный интеллект хорошо развит, он будет искать причины и реагировать именно на них. Отсутствие моментальной реакции на действие или эмоцию способствует правильному восприятию критики в свой адрес. Человек лучше понимает окружающих его людей, адекватно реагируя в ответ.

Только до01 января

Пройди опрос иполучи обновленный курс от Geekbrains

Дарим курс по digital-профессиям
и быстрому вхождения в IT-сферу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать файл

Опишем индивида с низким уровнем эмоционального интеллекта:

  • Обидчив, не умеет прощать.
  • Не может сочувствовать и сострадать.
  • Не способен понимать свои или чужие эмоции, чувства.
  • Заблуждается, думая, что окружающие люди чувствительны.
  • Зациклен лишь на своей личности.
  • Очень часто спорит.
  • Не умеет держать под контролем собственные эмоции.
  • Не учится на личных ошибках.
  • Не способен выслушать, а главное, услышать своего собеседника.

В 1995 году американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект», после чего данный термин стал популярным. Исследование Гоулмана доказало, что люди, наделенные развитым эмоциональным интеллектом, обладают лучшим психическим здоровьем, эффективнее работают, имеют задатки лидера.

Причем существенное влияние на лидерские качества оказывает уровень эмоционального интеллекта, на долю которого приходится 67 %

Поэтому именно он является более важной составляющей, чем технические познания или IQ-показатель. . Швейцарская компания по подбору руководителей Egon Zehnder провела исследование, проанализировав 515 руководителей высших звеньев

Результаты показали, что успешность деятельности напрямую зависит от развития эмоционального интеллекта. Чем он выше, тем больше шансов достичь успеха в карьере

Швейцарская компания по подбору руководителей Egon Zehnder провела исследование, проанализировав 515 руководителей высших звеньев. Результаты показали, что успешность деятельности напрямую зависит от развития эмоционального интеллекта. Чем он выше, тем больше шансов достичь успеха в карьере.

Сотрудники технологического института Карнеги доказали, что достижения в финансовой сфере на 85 % зависят от уровня эмоционального интеллекта, от лидерских качеств и степени коммуникативности человека и лишь 15 % от его технических познаний. Таким образом, основные навыки, необходимые человеку сейчас и потом, – это гибкость человеческих навыков, с которыми связан эмоциональный интеллект. 

Формирование и развитие эмоционального интеллекта необходимо для того, чтобы человек научился:

  • Адекватно воспринимать критические замечания и быть неконфликтным.
  • Исправлять свои ошибки и уверенно идти к намеченным целям.
  • Отказывать, если это необходимо в ситуации.
  • Честно показывать окружающим людям свои эмоции, ничего не скрывая.
  • Правильно расставлять приоритеты, анализировать свои действия и цели.
  • Быть корректным в отношении поступков и поведения других людей, избегать избыточных обвинений.

Как устроен эмоциональный интеллект

В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Это открытие произвело фурор: поняв, что с помощью эмоционального интеллекта (EQ) можно прийти к успеху, учёные и психологи стали активно исследовать эту тему и описывать свойства EQ

А работодатели при приёме на работу начали обращать большее внимание на социальные навыки кандидатов.

Эмоциональный интеллект (EQ, emotional quotient) — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для решения практических задач.

HR-аналитики Google в одном из исследований проанализировали принципы, по которым компания нанимает управляющих менеджеров. На удивление, технические знания кандидатов оказались важны менее всего. А в приоритете — умение уравновешивать негатив и позитив в команде, способность слушать коллег и быть для них хорошим собеседником.

Получается, разборчивость в людях, понимание их образа мысли, поступков и чувств — это ключ к успеху. А эти навыки и есть составляющие развитого эмоционального интеллекта.

Психолог Елена Мечетина выделяет четыре элемента эмоционального интеллекта:

  • Осознание эмоций — это умение определить эмоцию и правильно её назвать. Большую роль в осознании играет среда. Если человек воспитывался в семье, где люди привыкли называть эмоции, то он будет более эмоционально осознанным, чем тот, в чьей семье не было принято говорить о чувствах.
  • Понимание эмоций других. Оно строится на осознании собственных эмоций, так как чувства окружающих мы воспринимаем через проецирование на свой опыт: «Я понимаю, что чувствует этот человек, потому что знаю, что в такой ситуации испытываю я сам».
  • Выражение эмоций. Прокачанный эмоциональный интеллект позволяет экологично выражать свои чувства, при этом не скрывая их.
  • Управление своими и чужими эмоциями. Многие из нас хотят управлять другими людьми. Но научиться этому можно, только если человек умеет управлять своими эмоциями.

4 способа «прокачки» эмоционального интеллекта

Это желание понять и принять свои эмоции. Не критиковать себя, а именно понять себя. Признать, что «вы – совсем не идеальный человек», что и вам бывает плохо, что есть нелицеприятные поступки, ошибки в отношениях, что есть ваши переживания по этому поводу.

Вот это и есть осознанность. Признать в себе какие-то, только вам понятные слабости. Уберите на это время все СМИ, гаджеты, социальные сети…Просто погуляйте на природе, пообщайтесь «вживую» с другими людьми, посмотрите на себя глазами своего окружения!

Направляйте свои эмоции в нужное русло

Очень долгое время я считала плохим навыком показывать свои эмоции, считала, что человек должен быть всегда сдержанным и понимать других людей. Принимала критику в свой адрес, обижалась, уходила от многих людей… Пока в конце концов не поняла своих эмоций, и не научилась защищать себя.

Со временем, когда я начала заниматься духовным ростом, то и стала лучше понимать эмоции других людей.

«Женщины — артистки» в жизни живут в семье, и делают карьеру гораздо быстрее и живут в семье гораздо легче. Этому умению можно научиться. Была такая писательница, женский психолог Наталия Покатилова, которая писала, что «женщина все и всегда должна получать без войны». Это очень хорошее женское качество!

Признание чужих эмоций

С этим всегда труднее. Например, тем, у кого обостренное чувство справедливости. Часто понимаешь, что ты прав, но другой человек плачет от твоей правоты. И это всегда удручает. Поэтому психологи в семье всегда рекомендуют задавать всего лишь один вопрос в споре: «Ты хочешь быть прав ИЛИ счастлив?»

Признавайте и уважайте эмоциональные потребности в паре, так легче сосуществовать вместе. Учитесь сопереживать и близким, и чужим людям.

Мотивация

Есть ваше желание получить что-то и лучше в кратчайшие сроки, но вот мотивации нет совсем. Поэтому учиться нужно «маленьким шагам» преодоления своего нехотения что-то делать.

Наверное, у каждого есть в окружении человек, который вызывает у вас восхищение. Он всегда чем-то занят, иногда даже без финансовой составляющей, и просто потому, что он относится к категории «неравнодушного» человека, у него «есть интерес к жизни».

Он пробует все! И растит цветы, и найдет новый рецепт торта, исследует новый маршрут путешествия, сделает новую маску для лица, либо читает и изучает какой-то новый язык! Этот человек мотивирован на «жизнь». Причем ему интересно самому «жить».

Проверьте свой эмоциональный интеллект с помощью онлайн тестов:

Тест по методу Николаса Холла
Тест ЭмИн Дэниэла Гоулмана
Эмоциональный интеллект от Викиум

Для прокачки и развития своих интеллектуальных возможностей рекомендуем обратить внимание на обучающие платформы:

  • Викиум тренажеры для мозга –  онлайн-платформа для тренировки памяти, внимания и мышления. Проект основан на научных разработках, после тестирования специальный алгоритм подбирает для пользователя индивидуальный набор тренировок и составляет персональную программу развития. Викиум работает с 2013 года, входит в 35 крупнейших EdTech-компаний России (по рейтингу РБК). Ежемесячно на платформе занимаются >60 тыс. пользователей.
  • BrainApps фитнес для мозга — сервис для улучшения производительности мозга и развития познавательных функций: памяти, внимания и мышления с помощью специальных онлайн-тренажеров и учебных курсов.

А вы как считаете, что лучше иметь высокие умственные способности IQ или эмоциональный интеллект EQ?

Тест на эмоциональный интеллект

Тест на эмоциональный интеллект (методика Н.Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Правила следующие:

  • В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас.
  • Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни. Вам нужно спроецировать каждый вопрос на себя и подобрать вариант ответа, наиболее точно отражающий вашу позицию в конкретном контексте. Отвечать следует максимально честно перед самим собой, смотря правде в глаза.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Cтатистика На весь экран

В этом уроке мы вкратце рассмотрели историю эмоционального интеллекта и изучили три самые популярные модели для его повышения

Несмотря на то, что психологи предлагают нам овладеть десятками навыков, их можно свести к пяти-шести, на которые мы и обратим внимание в нашем курсе

В следующем уроке мы научимся управлять своими эмоциями и получим рекомендации, как справиться с самыми разрушительными. Также мы поможем вам научиться вызывать в себе позитивные эмоции и ощущения для того, чтобы повысить свою удовлетворенность жизнью и приблизиться к счастью.

Как повысить эмоциональный интеллект? Топ-4 рекомендации от психотерапевта

В отличие от общего интеллекта, который на 50-80% обусловлен генетическими факторами, эмоциональный интеллект можно гораздо более эффективно развивать и повышать. Но это довольно непростой процесс – он требует готовности работать над собой, своим образом мышления и поведения, своими эмоциями и поведением.

Если вы хотите повысить свой эмоциональный интеллект, эти первые шаги серьезно вам помогут:

1. Записывайте и анализируйте свои эмоции

Для этого можно вести дневник, создавать заметки на смартфоне или даже пользоваться специальными приложениями, которые помогут отслеживать ваше эмоциональное состояние.

Фиксируйте особое внимание на сильных чувствах и переживаниях, старайтесь их понять, задавайте себе вопросы и честно на них отвечайте:

Находите свои триггеры – слова, поведение или ситуации, которые вызывают у вас яркие эмоции. Пытайтесь понять, почему именно вас так задевают эти факторы. Например:

2. Учитесь отделять эмоции от себя, но не убегать от них

Негативные эмоции могут вызывать 2 естественные реакции: хочется или убежать от них, подавить их и забыть, – или, наоборот, полностью в них погрузиться, развивать их «накручиванием». Например:

Но такие реакции не очень эффективны, они приводят к последствиям для вашего ментального здоровья и социальной жизни.

Выход – учиться воспринимать собственные эмоции с позиции внешнего наблюдателя:

3. Учитесь управлять эмоциями

Начинайте с малого – например, пытайтесь вернуть себе спокойствие после какого-то стрессового или грустного события.

Что вам поможет:

Анализ и признание. Пытайтесь понять, что именно чувствуете и почему. Проговорите про себя свои выводы и признайтесь себе: «Да, я чувствую эту эмоцию, потому что…». Когда успокоитесь, вы можете вернуться к этим выводам и поработать над ними подробнее.

Поиск поддержки. Подумайте над механизмами, которые будут помогать вам отвлекаться и переключаться, когда вы еще на взводе: например, прослушивание музыки, выполнение легких физических упражнений, погружение в приятные воспоминания и т.д. Для саморелаксации также можно использовать дыхательные упражнения.

Сублимация эмоций. Вы также можете учиться конвертировать негативные эмоции в движущую энергию – например, использовать раздражение или злость для более решительной и сосредоточенной работы, или занятий творчеством.

Когда вы научитесь эффективно справляться с негативными переживаниями после стрессовой ситуации, вам станет легче контролировать себя в процессе – учиться ситуативному самоконтролю.

Например, в мы подробнее описывали методы самоконтроля и поведения в конфликтах – с незнакомцами, коллегами, друзьями или близкими.

4. Развивайте социальную компетентность

Это наша эмпатия, способность при помощи сопереживания понимать, что чувствует человек, какие эмоции и мысли им управляют – и как он может себя вести исходя из этого.

Как развить:

· Старайтесь уделять больше внимания собеседнику – внимательно его слушайте, не перебивайте, следите за мимикой, позой, интонациями голоса.

· В беседе старайтесь отвечать себе на вопрос «Что он чувствует?»

· Если вы уже хорошо умеете распознавать чужие эмоции, можно идти дальше – задаваться вопросом «Почему он может это чувствовать?»

· Также в общении с людьми чаще задавайте себе вопрос «Какие у этого человека истинные намерения, желания, убеждения?».

· Наблюдайте за поведением людей. Почему человек ведет себя именно так, чего на самом деле он хочет добиться?

Если вам тяжело дается ситуативный анализ, можете вспомнить несколько конфликтных ситуаций из своей жизни и проанализировать их постфактум. Что на самом деле мог чувствовать ваш оппонент, какие у него были побуждения и аргументы? Почему дело дошло до конфликта?

А как вы оцениваете свой эмоциональный интеллект? Пробовали ли вы сознательно развивать его? Поделитесь своим опытом!

И будьте здоровы!

Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни

В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ. Они доказали значимость ЭИ в разных областях жизни.

Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», отмечает, что надолю ЭИ приходится 58% успеха во всех видах деятельности. Кроме того, между уровнем EQ (эмоционального коэффициента) и уровнем доходов существует прямая связь.

ЭИ в сфере образования

В исследовании 2004 года Джон Майер с коллегами изучали соотношение между ЭИ и успеваемостью или умением решать проблемы и обнаружили, что он способствует хорошей учебе.

В начале исследования корреляция между ЭИ и общим интеллектом была незначительной. Однако, когда исследование сосредоточилось на связанных с эмоциями задачах, которые должны были выполнять 90 студентов, изучающих психологию, было обнаружено положительное отношение между «переживанием эмоций», с одной стороны, и средним баллом успеваемости и годом обучения студента в этой программе, с другой.

ЭИ и девиантное/проблемное поведение

Исследование Саловея, Майера и Карузо 2004 года показало, что при соотнесении интеллекта и различных черт личности наблюдается обратно пропорциональное соотношение между высоким ЭИ и буллингом, агрессивным поведением, курением, употреблением наркотиков.

Изучение поведения 59 участников программы по профилактике насилия показало, что адекватное восприятие эмоций обратно пропорционально психологической агрессии (выражающейся в оскорблениях и эмоциональном давлении).

ЭИ и развитие ребенка

Все чаще исследования ЭИ проводятся среди детей и подростков. Они демонстрируют связь ЭИ с социализацией и успеваемостью среди детей. В продольном исследовании детей от трех до четырех лет в 2013 году Сьюзан Денхэм с коллегами оценивали умение детей контролировать и распознавать эмоции.

Ученые обнаружили связь между более высоким уровнем контроля и узнавания эмоций и развитыми социальными навыками в возрасте от трех до четырех лет и в последующие годы.

ЭИ и отношение других людей

Майер отмечает, что высокий уровень ЭИ связан с более положительным восприятием человека, обладающего им, другими людьми.

ЭИ и благополучие

Майер выявил корреляцию между ЭИ и удовлетворением от жизни и самооценкой. Кроме того, высокий ЭИ связан с более низким уровнем депрессии.

ЭИ и социальное поведение

Исследования Майера, Саловея и Карузо в 2014 году показали, что умение контролировать эмоции часто определяет качество взаимодействия с окружающими. Также оказалось, что люди с высоким уровнем ЭИ пользуются большим уважением и популярностью у лиц противоположного пола. Ученые пришли к выводу, что умение контролировать эмоции позволяет спрогнозировать социальную чувствительность и качество взаимодействия с другими людьми.

ЭИ и лидерство/организационное поведение

ЭИ положительно влияет на отношения с клиентами — следует из исследования Майера с коллегами 2004 года. К тому же люди с высоким уровнем ЭИ высказывают более качественные предложения о развитии компании.

Признаки высокого уровня EQ

В психологии определение эмоционального интеллекта появилось сравнительно недавно. Существовало много споров, но все-таки ученые признали EQ научным понятием. Поэтому признаки высокого уровня EQ мы будем рассматривать с точки зрения классической модели Дэниела Гоулмана.

  1. Для людей с высокоразвитым EQ свойственен высокий уровень самосознания. Они знают свои способности и могут попросить помощи при необходимости. Такому навыку мы учим своего ребенка еще в детстве, когда говорим: “Не можешь застегнуть курточку, попроси маму или папу”, “Не можешь обуться, давай вместе научимся”.
  2. Самоуправление дает возможность контролировать себя на всяком месте. Способность сдержать шквал эмоций, спокойно обсуждать острые моменты, не допустить действия с плохими последствиями, многого стоит. Такие люди всегда в цене, в нашей культуре самообладание ценится особенно у мужчин.
  3. Мотивированный человек также обладает высоким уровнем EQ. Когда он самостоятельно находит интерес в скучном деле, это помогает во взрослой жизни. У дошкольников этого навыка нет. В школьном возрасте навык нужно формировать. Но проблема в том, что именно школа этому не учит.
  4. Эмпатийность, то есть сопереживание и “считывание” эмоций людей, помогает сориентироваться, как себя вести. Учет эмоционального состояния собеседника позволяет правильно вести диалог, достигая необходимых результатов. Например, партнеру с длительной дороги нужно предложить душ и покушать, обязательно поинтересоваться о самочувствии, затем решать вопросы.
  5. Сформированные социальные навыки также отличают человека с развитым эмоциональным интеллектом. Для лидера эта характеристика особенно важна. Здесь подразумевается применение эмпатии и знаний психологии человека. В результате получаем убедительного и коммуникабельного руководителя в бизнесе или другой работе, за которым хотят следовать подчиненные.

Также для людей с высоким EQ свойственна ответственность, самодисциплина, умение уверенно себя вести в любой компании.

Навыки эмоционального интеллекта

Навыкам EQ обучают даже детей. В детском возрасте прививать их лучше во время занятий для детей в садиках или школах. Во взрослой жизни такие навыки уже отрабатываются с практическими заданиями на работе или в кругу общения на тренинге. Для тех, кто очень хочет развить навыки у себя, но нет возможности ходить на тренинги, есть возможность пройти обучение онлайн или выполнять упражнения для развития самостоятельно.

Итак, что развивает наш эмоциональный интеллект? Структура таких навыков немного запутанная, поэтому ниже будем разбираться, что к чему.

Они делятся на две большие группы: личностные и социальные. Первые – это качества личности, вторые – это человек в социуме. В свою очередь эти две группы делятся на важные черты характера, воспитанные у человека.

Личностные

Под личностными навыками понимают самосознание и самоконтроль. Рассмотрим их подробнее.

Самосознание – как я себя представляю. У человека оно выражается тремя характеристиками:

Точная самооценка – человек не колеблется в оценке себя в зависимости от мнения других людей

Ему не важно, что думают о нем другие, он знает себя и свои потребности. Другими словами, плевать он хотел на мнение других.
Эмоциональное самосознание – уравновешенный человек тоже реагирует на внешние раздражители, но он умеет распознать “опасные” эмоции и потушить их

Если проще – когда внутри все вскипает, он стискивает зубы, сжимает сзади в замке руки, но на лице все спокойно.
Уверенность в себе – это основа успешной коммуникабельности, уверенность в себе развивается в семье и окружении.

Самоконтроль или сила воли у личности проявляется в таких чертах:

  1. Открытость – человек открыт к новым социальным контактам, он может говорить на разные темы с разными людьми.
  2. Воля к победе – желание достигать большего является мощным двигателем личностного роста, преодоление трудностей также помогает развиваться.
  3. Адаптивность – за счет понимания своих и чужих эмоций, настроения и психологических особенностей человек может чувствовать себя “в своей тарелке” везде.
  4. Обуздание эмоций – вовремя запретить истерику или проявить немного гнева для достижения целей, то есть использовать эмоциональные реакции во благо общего результата.
  5. Инициативность – поиск лучших решений, он не стесняется высказать все, что думает.
  6. Оптимизм – позитив всегда притягивает людей, негатива и без того хватает, если человек постоянно позитивный, он успешнее.

Социальные

Под социальными навыками у взрослого понимают чувствительность к изменениям настроений в группе и управление отношениями.

Социальная чувствительность состоит из:

сопереживания – эмоции, направленной на разделения переживаний другого;
деловой осведомленности – невозможно понять человека, не зная о нем, важно задавать нужные вопросы, чтобы помочь;
предупредительности – человек может предугадать дальнейшее развитие событий.

Управление отношениями имеет такие составляющие:

  • влияние – ответственный, контролирующий свои эмоции человек может влиять на других;
  • воодушевление – человек с развитым EQ мотивирует себя и других, он харизматичный и яркий;
  • помощь в самосовершенствовании – эмпатийная личность заражает своим позитивом других;
  • урегулирование конфликтов – важная характеристика лидера группы;
  • содействие изменениям – вовремя обузданные эмоции помогают изменяться;
  • укрепление личностных отношений;
  • работа в команде, сотрудничество.

Это очень полезные качества и навыки. Как развивать их и как узнать, на каком уровне развития находитесь вы, поговорим далее.

Эмоциональный интеллект человека – это гибкий навык

Обаятельный, коммуникабельный человек всегда добивается в жизни того, что он хочет. Уверена в этом на все 100%. Это очень хорошее умение «ладить с людьми и с самим собой».

Чаще всего люди умеют ладить с людьми, но ущемляют свои интересы, «заталкивают внутрь, замалчивают» свои эмоции. Они потом болеют от этих «непрожитых своих эмоций» и не понимают почему происходит все в жизни так, что «их никто не понимает».

Много есть людей «эгоистов», которые понимают только себя и свои эмоции и им совсем нет дела до других. И те, и другие люди чаще всего и встречаются. «Баловень судьбы» называют тех, кто умеет быть гибким, но их не так много.

#6. Невербальная коммуникация

Один из наиболее достоверных способов узнать реальное эмоциональное состояние человека – наблюдать за его невербальным поведением. Только один этот навык позволит сделать большой скачок в умении взаимодействовать с людьми. В последнее время наука достигла в этой сфере серьезных успехов, и теперь вам не нужно пробираться через дебри лженауки физиогномики.

Как это развивать?

Изучайте невербальное поведение и наблюдайте за людьми. Супруг или супруга, брат, сестра, шеф, подчиненный, продавец – теперь они все работают на развитие вашего EQ. Вы также можете пройти наш курс по профайлингу.

Из чего состоит эмоциональный интеллект и как именно он нам помогает на практике?

Сегодня в психологии распространены 3 ключевые модели эмоционального (или эмоционально-социального) интеллекта – каждая делит это понятие на определенные составляющие. Но обе модели имеют свою критику, так что мы попробуем объединить их в несколько емких пунктов:

Эмоциональная осознанность

Это наша способность осознавать собственные эмоции, желания и мотивацию:

Эта способность помогает нам лучше понимать себя и работать над своими эмоциями себе во благо – вместо того, чтобы игнорировать их, например, накапливая подавленные негативные чувства.

Эмоциональный самоконтроль

Это наша способность не только осознавать, но и регулировать свои эмоции:

Эта способность помогает нам не разрушать свою жизнь и отношения с другими людьми на фоне резких негативных эмоций – например, не совершать опрометчивых поступков на волне негативных переживаний, не вступать в глупые конфликты и не стыдиться за «брошенные сгоряча» слова.

Самовыражение

Это наша способность выражать свои эмоции, желания и мысли здоровыми способами:

Эта способность также помогает нам управлять своими эмоциями и конвертировать негативные чувства в полезную для себя энергию. Например:

Подробнее о том, как работать с негативными эмоциями, мы писали.

Оценка реальности

Это способность сверять свои эмоции и мысли с окружающей действительностью:

Это тоже крайне важный навык: он помогает нам четко разделять внутренние и внешние стресс-факторы, не смешивая их во вред себе. Например:

Эмпатия

С этого пункта начинается наше прямое взаимодействие с эмоциями и чувствами окружающих.

Эмпатия – это наша способность распознавать и понимать эмоции, желания и мотивацию окружающих: по мимике, жестам, голосу и интонациям, позе и походке, внешнему виду. А еще – распознавать причину этих эмоций и желаний:

Это также наша способность к сочувствию, сопереживанию и эмоциональной поддержке:

Навыки эмпатии очень важны – они помогают нам лучше понимать окружающих и выстраивать здоровые взаимоотношения на основе этих знаний. Эмпатия особенно нужна людям, которые работают в социальной сфере, регулярно общаются с незнакомцами по долгу службы.

Социальные навыки

Это обширная группа способностей, которые помогают нам лучше взаимодействовать с окружающими:

Я умею строить здоровые личные границы и общаться с окружающими без вреда для собственного психологического здоровья
Я умею справляться с давлением окружающих, не допуская серьезных конфликтов и не разрушая свои отношения с ними
Я умею находить общий язык с людьми, слушать их, понимать их аргументы и позицию
Я умею контролировать себя даже в спорной ситуации и не допускать серьезных конфликтов
Я умею улаживать уже существующие конфликты здоровым путем
Я умею работать в команде, учитывая и свои, и чужие эмоции и потребности
Я умею возглавлять команду и руководить людьми, потому что хорошо понимаю их эмоции, желания и мотивацию
Я умею грамотно реагировать на критику и объективно критиковать других людей
Я умею быть тактичным и вежливым – даже в стрессовых обстоятельствах
Я умею спокойно и убедительно выражать собственную позицию и стоять на своем
Я умею идти на компромисс, если того требует ситуация
Я умею корректировать эмоции других людей, если это важно для моего благополучия (например, при деловых переговорах или в конфликте)

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка?

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

ВАЖНО

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребёнка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех. 

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребёнка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он ещё не знает, что каждое его состояние имеет определённое название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. 

«Похоже, тебе сейчас очень весело.» «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.» «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен». «Я вижу, что ты очень растерян». «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев». 

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – всё, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Показывайте свои чувства

Родитель для ребёнка – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозлённого, иными словами – естественного

Поэтому для родителя важно, в первую очередь, не бояться быть «настоящим», чтобы ребёнок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даёте право и ребёнку переживать всё многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Наши дети всё впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребёнка, вы одновременно будете развивать его и у себя.

Начните с принятия факта: все эмоции существуют, и все необходимы

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом

  • Понять свою эмоцию;
  • Принять её. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её;
  • Понять, почему вы испытываете эти чувства;
  • Принять решение, как выразить эти чувства.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьёй провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок», «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Я злюсь, когда меня не слушают»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать».

Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние

Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:  «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»

ВАЖНО

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается ли он или злится, испытывает ли радость или восторг, грусть или разочарование. 

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребёнок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий