Может ли ребёнок манипулировать родителем?

Общение с ребенком после развода: правовое регулирование, права и обязанности родителей

Семейное законодательство устанавливает, что мать и отец обладают равными родительскими правами и несут равные обязанности. При этом родительские права прекращаются по достижении ребенком возраста совершеннолетия или при приобретении им полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия.

Соответственно, законодатель не предусматривает расторжение брака как основание для прекращения родительских прав одного из родителей. Данный факт означает сохранение за родителем его прав и обязанностей по воспитанию и материальному обеспечению ребенка.

Живущий отдельно от ребенка родитель вправе:

  • получать сведения о здоровье, воспитании, обучении, времяпрепровождении ребенка;
  • участвовать в воспитании ребенка после развода;
  • решать вопрос совместно со вторым родителем важных для ребенка вопросов;
  • общаться с ребенком и проводить время вместе.

Кроме того, родитель, не проживающий совместно с ребенком, вправе получать сведения о ребенке из образовательных, медицинских и иных организаций. При этом организация может отказать в предоставлении таких сведений только в случае наличия реальной угрозы для жизни ребенка со стороны родителя.

В то же время родитель, проживающий отдельно, исполняет следующие обязанности:

  • защищает права и интересы своего ребенка, в том числе выступает в качестве законного представителя в отношениях с физическими и юридическими лицами, в судах;
  • заботится о физическом и психологическом здоровье, а также о

духовном и нравственном развитии детей;

  • занимается воспитанием ребенка;
  • обеспечивает получение детьми общего образования;
  • материально обеспечивает своего ребенка путем выплаты алиментов или иным способом;

После расторжения брака общение между родителем и ребенком состоит из личных встреч, телефонных звонков, переписок посредством СМС-сообщений или видеосвязи. Кроме родителей, ребенок также вправе общаться с другими родственниками (бабушка, дедушка, сестра, брат, дядя, тетя и другие).

Важно знать: переезд родителя в другую страну не прекращает его прав на общение, участие в воспитании своего ребенка

Типы семейных отношений

Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:

1. Социально-биологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.

2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.

3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.

4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.

5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.

6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.

Встречи с ребенком во время пандемии

Суд не вправе заставить мать или отца пускать второго родителя к себе домой. Поэтому если мать согласна, чтобы встречи отца с ребенком проходили на ее территории, суд может вынести соответствующее решение. Но если она категорически против появления бывшего мужа у себя дома, суду придется определять иное место. В такой ситуации может быть установлено, что общение с ребенком должно проходить по месту жительства отца или в общественном месте.

Однако многие общественные места оказались недоступны для посещения в связи с ограничениями, введенными из-за пандемии коронавируса. А теперь представим такую ситуацию: ранее суд установил, что встречи с ребенком должны проходить в ТРЦ. Но в данный момент он закрыт. Что делать? У родителя два варианта: договариваться со вторым родителем или обращаться в суд с требованием определить новое место встреч.

Определение порядка общения ребенка и родителя в судебном порядке

В ситуации, когда супруги не могут самостоятельно определить порядок общения ребенка с родителем, они обращаются в судебный орган за разрешением возникшего спора.

Исковое заявление о порядке общения несовершеннолетнего ребёнка с отдельно проживающим родителем подается в районный суд по месту жительства родителя, который проживает совместно с ребенком.

Важно знать: в соответствии с п.15 ч.1 ст. 333.36 НК РФ истец освобождается от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка

Суд не принимает исковое заявление к производству, если обнаружит, что общение ребенка с родителем навредит психическому или физическому здоровью ребенка. Также суд вправе не рассматривать иск если выявит недобросовестные намерения родителя в отношении ребенка.

Исковое заявление о порядке общения ребенка с родителем должно содержать следующее:

  • сведения об истце, ответчике и несовершеннолетнем ребенке;
  • информация о заключении брака между родителями;
  • обстоятельства, послужившее основанием для обращения в суд (запрет второго родителя на общение с ребенком, отказ родителя составить график встреч с ребенком, сокрытие информации о местонахождения ребенка);
  • предлагаемый порядок общения с ребенком (график встреч, их периодичность, совместные поездки);
  • требования истца об установлении порядка общения с ребенком;
  • доказательства, подтверждающие требования истца (справка о доходах, характеристика с места работы, сведения об отсутствии долгов по алиментам, наличие собственного жилья, отсутствие судимости, действующих штрафов за правонарушения, серьезных заболеваний).

К исковому заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие право истца на общение с ребенком.

Если истцом соблюдены все процессуальные моменты (подача иска в районный суд, правильно составленное исковое заявление), то суд начинает рассмотрение дела.

Обратите внимание: при рассмотрении данной категории дел в судебных заседаниях принимает участие орган опеки и попечительства, который представляет заключение, где отражена точки зрения на спор родителей, а также акт оценки жилищно-бытовых условий жизни обоих родителей. Если на момент судебного разбирательства ребенку исполнилось 10 лет, он также вправе присутствовать на заседании и выражать свое мнение, к которому суд обязан прислушаться

Опрос несовершеннолетнего должен происходить в присутствии педагога или психолога. 

Если на момент судебного разбирательства ребенку исполнилось 10 лет, он также вправе присутствовать на заседании и выражать свое мнение, к которому суд обязан прислушаться. Опрос несовершеннолетнего должен происходить в присутствии педагога или психолога. 

В ходе заседания суд устанавливает следующие обстоятельства по делу:

  • состояние здоровья ребенка, его возраст и степень привязанности к каждому из родителей;
  • образ жизни родителя, его место и график работы, жилищно-бытовые условия;
  • отсутствие негативного влияния родителя на развитие и здоровье ребенка.

Суд, для принятия объективного решения, исследует представленные сторонами доказательства: документы и сведения, заключение органов опеки и попечительства, а также заслушивает показания свидетелей.

Если судом не найдено причин для отказа в удовлетворении иска, то он выносит решение об установлении порядка общения с ребёнком, где указывает сведения про график встреч, в том числе про место, время и периодичность таких встреч.

Почему сытый ребёнок требует вкусненькое

Подмена эмоций пищей – распространённое явление и во взрослой жизни, и в детской. Ожирение у взрослых часто связано не с тем, что человек не может ограничить объём пищи и калорийность, а с тем, что он путает потребности. Самая частая подмена – это невозможность распознать чувство физического голода и чувство эмоционального голода. Проще говоря, человеку не хватает внимания, ласки, заботы, но он не может это признать и заедает свою потребность.

Что происходит, когда родители отнимают у ребёнка игрушки или еду, которую считают вредной? Они блокируют потребность и создают ситуацию, в которой ребёнок должен сам как-то справиться со своими желаниями. А поскольку ребёнок без помощи взрослого это сделать не может, неудовлетворённые потребности и запрещённые желания накапливаются в системе и вызывают фоновый стресс. Ребёнок становится более беспокойным, плаксивым или тревожным. Родители не понимают, чего ему не хватает.

Способы влияния

Чтобы повлиять на взрослых, подростки по-разному себя ведут. Иногда на пути к цели используют один из методов манипулирования, но могут и совмещать их.

Прессинг

Самый распространенный способ. Ребенок в силу своих желаний постоянно выдвигает родителям требования. Их цель — вызвать чувство вины, натолкнуть взрослых на осознание того, что они «должны».

Чтобы справиться с прессингом своего чада, психологи рекомендуют использовать два метода:

  • «Борьба огня с огнем» – родители намечают себе цель, которую они должны достигнуть. Потом в противостоянии с подростком все время повторяют одну и ту же фразу. Примером может служить невыполненное домашнее задание, а ребенок в это время выпрашивает разрешения пойти гулять. Он не сможет сбить взрослых с толку, если последние не будут отступать от своей позиции.
  • «Метод часов» – родители используют при активном прессинге со стороны своих детей часы. Когда подросток повторяет постоянно, что хочет пойти гулять, взрослые смотрят на часы. Тем самым показывают, что у них осталось очень мало времени для исполнения просьбы. Можно придумать наказание, которое обязательно исполняют при невыполнении задания. Ребенок отметит это на будущее. Главное, держать слова.

Обман

Для достижения желаемого подростки часто используют вранье. Они скрывают факты, т. к. считают, что родителям не обязательно знать обо всем. Часто они себя подстраховывают, договариваясь с друзьями, которые подтверждают версию ребенка. Родителям тяжело понять врет он или говорит правду.

Желательно быть в курсе жизни ребенка, хорошо знать всех его друзей, их интересы, места прогулок. Тогда легче будет разоблачить ложь.

Возмездие

Часто подростки привлекают внимание, делая все назло. Могут просто игнорировать просьбы взрослых или не выполнять свои обязанности: не убирают за собой, не моют посуду и т.д

Худшей реакцией в этом случае будет крик. Действовать надо спокойно. Прежде всего нужно донести до подростка, что его поведение неприемлемо. Сразу добиться результата бывает трудно, поэтому стоит напоминать о наказаниях. Если и это не действует, необходимо начать их применять. Лучше запретить ребенку то, что для него является очень важным. Это может быть:

  • телефон;
  • компьютер;
  • прогулки с друзьями и т.д.

Иногда взрослые сдаются под давлением своего чада быстрее, чем истечет время наказания. Чтобы предупредить такую ситуацию, нужно прибегнуть к помощи своих друзей или близких. Например, телефон можно отдать кому-то на сбережение.

Эмоциональный шантаж

Для родителей самым важным является счастье своих детей. Этим подростки и пользуются . Они расстраиваются, когда чего-то не получают. Взрослые не могут видеть ребенка в подавленном состоянии и исполняют его желания. Также дети шантажируют близких людей, используя такие фразы: «Я расскажу все маме (папе)», «Если ты меня любишь…»

Не стоит идти на поводу у подростка. Это точно не принесет ему счастье. Надо быть последовательными в своих требованиях, и вскоре ребенок перестанет использовать этот способ манипуляции.

Отстраненность

Дети часто применяют эту стратегию: становятся молчаливыми, замкнутыми. Они думают, что если будут так себя вести и не проявлять ни к чему интерес, от них также не будут ничего требовать.

Родителям надо четко донести до своих детей, что они могут и дальше продолжать так себя вести, но это не освобождает их от обязанностей. Все, что от них требовали до этого времени, остается в силе. Если просьбы игнорируются дальше, надо вводить запреты. Под них должны попадать самые важные вещи или мероприятия.

Иногда причины такого поведения могут быть совсем в другом. Можно на некоторое время отложить то, что от него требуется. Но подросток должен знать, что задание все равно его ждет.

Сравнение со сверстниками

Манипулируют дети родителями, ссылаясь на то, что есть у других. Это может быть одежда, техника, поездки. Взрослые не хотят, чтобы их дети были хуже других. Подростки это осознают и используют в своих целях.

Если родители понимают, что ими манипулируют с помощью этого метода, нужно дать понять, что такое поведение недопустимо. Надо быть рациональным и проверить насколько ребенок прав в своих утверждениях.

Главное, не поддаваться манипуляции и быть последовательным. Тогда подросток усвоит урок и будет понимать, что иначе делать нельзя.

У детей может быть «странная» логика

Если ругать,оскорблять или, чего хуже, пытаться очернить другого родителя в глазах ребёнка,можно получить совсем не те результаты, на которые рассчитываешь.

Например, если папа «плохой», то почему он вообще оказался папой? Что с мамой не так, если она выбрала такого «плохого» мужа? А если папа точно «хороший», то, выходит, мама говорит неправду, и как ей тогда дальше верить?

Мир ребёнка – это ещё то зачарованное королевство. Если подумать, то ребёнок-то как раз более адекватен в восприятии взрослых трагедий. Но даже если он поверит в услышанное, это всё равно может привести к неутешительным последствиям.

Во взрослой жизни такой ребёнок может столкнуться с серьёзными проблемами в личной жизни.

Это может быть деструктивный сценарий, «повторение истории» или, наоборот, тотальный страх серьёзных отношений, брака, ограничивающие убеждения о представителях противоположного пола.

Как бороться с детской ревностью к новому мужу

Чаще всего дети после развода остаются с матерью

Женщина начинает пытаться компенсировать им недостающую любовь отца своим повышенным вниманием. Любой ребенок привыкнет к такому положению дел, а при появлении в семье чужого мужчины очень удивится тому, куда же пропало столько материнского внимания

От этого непонимания будет развиваться сильнейшая ревность.

Удивляться и поражаться этому не стоит, ведь такое поведение будет вполне оправданной реакцией на болезненные перемены в жизни. Нужно постараться завоевать доверие ребенка, а также создать с ним крепкие дружественные отношения. Безусловно, делать это сразу же после переезда в новый дом не стоит. Сначала нужно дать ему свыкнуться с мыслью, что у мамы теперь новый муж.

Нельзя препятствовать желанию супруги постоянно проводить свободное время с ребенком. Она будет чувствовать вину за то, что привела в семью чужого для него человека, полностью изменив этим его жизнь. Если ребенок женщины от первого брака будет получать много внимания и не потеряет ощущение того, что его любят, процесс привыкания к мужчине матери пройдет на более позитивной ноте.

Их поведение меняется

Поведенческие модели детей меняются. Даже если ситуация изменилась в лучшую сторону, всё, как прежде, уже не будет. Если у родителей всё дошло до развода, на то были причины.

Далеко не всегда до развода дом с двумя родителями ощущается как «безопасный» (особенно, если, например, отец пил, буянил). Главный страх в социальном мире – это не страх очевидной опасности.

Главный страх – это страх неизвестности и неопределённости.

Когда не знаешь, чего ожидать, начинаешь подстраховывать на всякий случай и во всём ждать подвоха. Включаются защитные механизмы – одни дети становятся агрессивными («лучшая защита – это нападение»), другие предпочитают «спрятаться», стать незаметными, не проявлять себя в этом мире слишком открыто или ярко.

Важно помочь сохранить ребёнку какие-то привычки, ритуалы, традиции, игры, которые были до развода родителей. Важно показать стабильность и предсказуемость этого мира

Именно по этой причине часто выходит боком благое намерение уберечь ребёнка от какой-то информации. Решение о разводе не озвучивается до тех пор, пока это возможно. А когда скрывать больше уже нельзя, на ребёнка это обрушивается как гром среди ясного неба.

Фактор неожиданности хорош только тогда, когда вы нападаете на врага.

К каким последствиям это может привести?

Сильно подрывается доверие к миру. И к людям. Во взрослой жизни ребёнок, который прошёл через этот опыт, может быть тревожным, мнительным, излишне настороженным.

Корректнее постепенно готовить ребёнка к грядущим изменениям, сообщать информацию частями.

Навязывание семейных традиций

Если ваш партнер из другой культуры, чем вы, или его родители очень строги относительно семейного образа жизни и установок, у вас могут складываться довольно сложные отношения. Эта ситуация часто встречается, когда молодые люди относятся к какой-то другой группе: социально-экономического класса, другой расе, другой религии. Это не расизм, классический и предвзятый, и родительские семьи не обязательно пропагандируют его. Чаще они видят это как сохранение своих убеждений. Например, еврейские родители могут настаивать на том, чтобы их ребенок женился на другом еврее. И это всего лишь один пример. Некоторые семьи никогда не признают мужа или жену своего ребенка, относящегося к любой другой группе.

Однако это не означает, что межкультурные отношения не могут быть успешными. Это может быть сложный опыт привыкания для всех участников отношений (и молодой пары и родительских семей). Но в любом случае, если семья вашего партнера совершенно не одобряет вас с самого начала, они обязательно надавят на вашего партнера и довольно жестко. Вопрос в том, можете ли вы справиться с этим? Вероятно, в этом случае сложно справиться самостоятельно и потребуется или семейная психотерапия.

Родительское вмешательство. Нарушение границ и перекрестные контакты

Основной способ, которым родители вмешиваются в отношения своего взрослого ребенка, — это нарушение границ и соответствующих контактов в общении. Например, напрямую обращаться к партнеру своего ребенка, чтобы «вставить свои пять копеек», в отношения, «научить жить», а в каких-то случаях даже привлечь к этому других членов семьи.

Каждый раз, когда родитель обращается к партнеру своего ребенка или к семье своего ребенка, пересекаются семейные границы. Это очень опасно для молодой семьи. Если у родителей есть какие-либо опасения по поводу отношений, они должны поделиться ими со своим ребенком, а не с парнем дочери или подругой своего сына. Некоторые же родители обращаются к братьям или сестрам своего ребенка, чтобы заставить их внести родительские коррективы в партнерские отношения своих детей.

Хотя для родителей совершенно нормально давать советы своим детям, совершенно не конструктивно заходить дальше этого. Романтические отношения предназначены для людей в этих отношениях, а не для их родителей. Родитель может даже хорошо это понимать, но вмешательство все равно остается вредным, вызывая неловкость.

Если вы чувствуете, что родители вашего партнера слишком увлечены этим процессом, не бойтесь поговорить об этом с вашим партнером. Если вы этого не сделаете, это будет продолжаться.

К будущему без манипуляций. Что родитель может сделать самостоятельно:

Составить список правил. В буквальном смысле, представьте, что вы пишите инструкцию по взаимоотношениям с родителями. Напишите, что можно, чего нельзя, чего лучше даже не пробовать, иначе есть большая опасность катастрофы.

Правила должны быть реально выполнимыми. Например, не стоит запрещать телефон кроме двух часов в день, если имеете привычку сунуть ребёнку гаджет, чтобы он не отвлекал, пока вы закончите работу. Лучше напишите: «Телефон — 2 часа в день. Больше — только с моего разрешения».

Обязательно согласуйте правила со вторым родителем. Вы должны дуть в одну дудку. Нехорошо, если мама не разрешает играть в какую-то компьютерную игру, а ребёнок делает это тайком с папой.

Ориентируйтесь не на шаблоны идеальности родителя, а на качества, которые хотите сформировать у ребёнка

Ещё важно, чтобы вам было удобно. Например, если вы хотите приучить ребёнка к самостоятельности, пропишите в правилах, что посуду после ужина моет он

Пусть бабушки сколько угодно возмущаются тем, что вы феодалы и эксплуататоры. Это ваша семья и ваши правила.

Кстати, о бабушках, даже не пытайтесь приучить их к идее с правилами. Пусть балуют, как хотят, но на своей территории. Микроволновку не интересует, как пользуются тостером.

Правила надо выполнять, несмотря на чувство вины и внутренний голос, который говорит вам: «Что ж ты за родитель такой», «Жалко же». Написано, что запрещено — значит, запрещено! Микроволновка не стирает.

Исключения из правил

Бывают критические ситуации, когда делать замечанию чужому ребёнку не только можно, но и нужно:

  • если поведение ребёнка агрессивно и опасно для окружающих, а родителей поблизости нет;

  • если ситуация опасна для здоровья самого ребёнка. Например, многие дети любят перебегать дорогу в неположенном месте, что может привести к ДТП. Не реагировать в такой ситуации — преступление.

Однако действовать даже в сложных ситуациях следует спокойно. Агрессия и угрозы в адрес любого ребёнка недопустимы. О случившемся следует непременно поставить в известность родителей ребёнка и попросить их повлиять на детское поведение.

В ситуациях, когда поведение ребёнка объективно неправильное, но не опасное, следует разговаривать не с детьми, а их родителями. При этом беседа должна строиться без претензий и выяснения отношений. Спокойный и грамотный диалог — лучшее решение проблемы.

Перед тем, как делать замечание чужим детям, трижды подумайте. Быть может ваше мнение о ребёнке ошибочно и необоснованно. Если же ваши претензии объективны, то обращайтесь с ними не к детям, а их к их родителям.

Причины

Подростковый возраст припадает на период от 12 до 17 лет. В это время в организме происходят физические и гормональные изменения. Ребенок не всегда может принять свой внешний вид, иногда удивляется даже собственным мыслям. Это может привести к заниженной самооценке, а иногда и до возникновения депрессивного состояния, сопровождающегося неврозами, отчуждением.

Происходят резкие перемены настроения. Подросток то угрюмый, задумчивый, агрессивный, то очень веселый. Непонимание своего состояния способствует возникновению проблем в общении, комплексов, страхов.

Не всегда ребенок может прямо сказать о своих потребностях. Поэтому, чтобы добиться желаемого, он начинает искать другие способы. Родители, сами того не замечая, подчиняются. Потакания способствуют развитию не самых лучших черт характера.

Подросток прибегает к хитрости в действиях, иногда даже становится коварным, стараясь любым путем добиться цели. Возможно появление подлости и лицемерия.

Причинами манипуляции в таком возрасте часто служат:

попытка получить внимание и любовь взрослых – его недостаток провоцирует ребенка на разные поступки, лишь бы его заметили;
желание скрыть от остальных свои плохие поступки;
намерение получить то, что он хочет;
родительское поведение.

Манипулируя взрослыми, ребенок наблюдает, как они реагируют на его поступки.

Проблема заключается в том, что родители не всегда знают, что делать в такой ситуации. Это приводит к их неправильному поведению. Конфликт только усугубляется, непонимание растет.

Они чувствуют вину

Дети, строго говоря, не чувствуют ответственности за решение родителей развестись – хотя бы потому, что эта способность у них ещё не сформирована в полной мере.

Вместо этого они нередко ощущают мощное чувство вины из-за развода родителей. Им даже может казаться, что папа и мама расстались потому, что они что-то не так сказали или сделали.

Для детей характерна позиция эгоцентризма – они ещё не могут полностью отстраниться от мира и наблюдать его со стороны. Для ребёнка мир действительно вращается вокруг него, а от его поступков что-то в этом мире зависит – например, настроение мамы.

Если ребёнок видит, что мама находится в расстроенных чувствах, он, прежде всего, примет это на свой счёт.

Во взрослой жизни такие дети с большой долей вероятности попадут в созависимые отношения.

Ими легко манипулировать – они будут чутко реагировать на обиды, слёзы, упрёки и станут делать всё, что в их силах, лишь бы не огорчать значимого человека. Также они могут сохранить сильную зависимость от родителя – в любом возрасте они будут «оглядываться» и выбирать модели поведения, которые «не расстроят маму».

Чтобы этого избежать, важно преподнести ситуацию развода как некий конструктивный момент, то, что делается «к лучшему». Фото Pexels

Фото Pexels

Есть такое выражение: «Дети нас не слушают, дети на нас смотрят». И это так. Бесполезно что-то объяснять ребёнку, в чём-то его убеждать логически, если его глаза видят мамины слёзы, плохое настроение, раздражение.

Если ребёнок это видит, важно в такой ситуации показать ему свою любовь, дать почувствовать, что негативные эмоции (если уж они есть) не связаны именно с ним. Не стоит срываться на ребёнке

Иной раз полезнее честно сказать о своих чувствах и об их источнике.

Они проходят все этапы горевания

Фото Pexels

Горе может быть самым разным. Стоит помнить о том, что ребёнок воспринимает мир иначе, и его душевная боль отличается от горя взрослых людей.

Известны случаи, когда ребёнок в раннем возрасте пережил потерю близкого человека и не горевал: присутствуя на прощании, ребёнок видел синее небо, яркие краски траурной атрибутики и цветочные венки.

Когда таких детей во взрослой жизни спрашивали об этом событии, они признавались, что принимали происходящее за праздник. С другой стороны, поломка любимой игрушки может восприниматься малышом как «горе горькое».

Чем старше ребёнок, тем ближе он к взрослым идеям и моделям поведения

И если развод родителей воспринимается им именно как горе, значимая потеря, то важно понимать: это то чувство, которое должно быть прожито

Горевание проживается поэтапно. В одном из наиболее распространённых вариантов это:

  • отрицание;
  • гнев;
  • торг;
  • отчаяние;
  • принятие.

Горевать – это нормально.

Важно, чтобы ребёнок прошёл все эти этапы – только тогда горе себя «изживёт». В противном случае во взрослой жизни можно столкнуться с серьёзным внутриличностным конфликтом

Каким именно – вопрос очень индивидуальный. Но если человек с чем-то не смирился, что-то не принял, он будет бороться с этим всю оставшуюся жизнь.

В идеале, если возможно, желательно обеспечить ребёнку полноценное общение с тем родителем, с которым он не остаётся жить.

Важно, чтобы ребёнок свыкся с очень простой идеей: «Родители могут стать бывшими мужем и женой, они могут стать «по одному», но для него – их по-прежнему двое: у него есть мама и папа». Отношения родителей между собой – одна история, а отношения ребёнка с родителями – другая

Отношения родителей между собой – одна история, а отношения ребёнка с родителями – другая.

Роль «Родитель» как проявляется?

В сценариях, где один из партнеров играет роль «родителя», он стремится поучать и наставлять другого, демонстрировать свое превосходство и даже требовать соблюдения дисциплины. Он может давать множество советов или стараться помогать партнеру во всем, исходя из своей склонности заботиться и направлять другого человека.

Он с легкостью переходит чужие границы и делает слишком многое для своего партнера, часто оценивая его чрезмерно критически, как беспомощного или безответственного.

«Родитель» склонен исправлять ошибки партнера, говорить, что ему «следует» или «не нужно» сделать. В ответ партнер становится раздраженным, обижается или ведет себя вызывающе.

Почему дети не могут воспитывать родителей

Сама по себе формулировка “ребёнок пытался меня воспитывать” странная, с точки зрения психологии. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не может воспитывать взрослого. Это то же самое, что небо вдруг окажется снизу, а земля сверху. В детско-родительских отношениях родитель всегда сзади, а ребёнок – перед родителем. Родитель – прочный тыл, защита и опора.

То, что родителям кажется детской попыткой их воспитать или манипулировать, это просто первые шаги ребёнка в обретении субъектности, первые попытки робкого отстаивания своих личных психологических границ. И если родители считают, что дети пытаются их воспитывать, они сами оказываются в роли детей. Взрослые, отнимающие у ребёнка шоколадки и подушки, мало чем отличаются от детей в песочнице, отнимающих друг у друга игрушки. Ну, а отказ от разговора с ребёнком и отсыл его к другому взрослому, отцу или матери – это проявление родительской беспомощности. Вырастут ли из таких детей эмоционально зрелые личности, использующие взрослые модели поведения, зависит от родителей. Видимо, сначала нужно стать взрослыми самим взрослым.

Ошибки новой жены

Каждая женщина должна вести себя разумно и мудро. Особенно если она выбрала мужчину с детьми от первого брака. Делая этот выбор, нужно полностью осознавать весь груз возлагаемой ответственности. Отношения с детьми от бывшей жены в любом случае будут сказываться на атмосфере семьи. Поэтому нужно придерживаться следующего поведения:

  • Не препятствовать встречам мужчины с детьми от первого брака. Выбирая между женщиной и ребенком, он всегда выберет последнего.
  • Не подавать признаков раздражения, когда дети приезжают в гости.
  • Ни в коем случае не заставлять мужчину выбирать между новой и прошлой семьей. Дети от обоих браков важны и любимы им одинаково, а вот жена может его сильно разочаровать, если будет ставить перед таким выбором.
  • Не ревновать к их матери.
  • Не злиться на детей, когда муж зовет их в гости или уезжает с ними гулять, ведь они ни в чем не виноваты.
  • Не делать ничего на эмоциях. Отцы и дети от первого брака могут вызывать у женщин много различных эмоций, особенно если в их с мужем семье еще нет собственного малыша. Нужно уметь вести себя спокойно и разумно. Только так можно уберечь отношения.

Понятие «родительские отношения»

Отношения между родителями — пример для маленького члена семьи, поэтому они должны развиваться, улучшаться. Основы личности закладываются до семилетнего возраста. Далее изменить что-либо можно будет с помощью профессионалов, но это занимает больше времени, сил, энергии.

Психология детско-родительских отношений включает:

  • совместную деятельность;
  • общение;
  • влияние детей на отношения между родителями;
  • влияние родителей на формирование личности малыша.

Отношения бывают благополучные и неблагополучные. Первый случай — детей уважают, им доверяют, учитывают мнение. Второй — отсутствие взаимоуважения, понимания, доверия.

Выделяют несколько типов отношений:

  • сотрудничество, учитывающее потребности каждого члена семьи;
  • соперничество, где каждый стремится занять лидирующую позицию, лишая тем самым остальных членов внимания, цель — реализовать потребности любыми способами;
  • конфронтация — стремление главенствовать, доказывать свою значимость в ущерб интересам остальных членов семьи;
  • союзничество — предполагает получение выгоды всеми людьми, входящими в ячейку;
  • антагонистические отношения — неприятие мнения, желаний, потребностей другого человека, независимо от его статуса в семье.

Психоанализ — первое научное направление, которое заинтересовалось детско-родительскими отношениями, выявило степень влияния воспитания на человека.

Воспитательные позиции взрослых — главный фактор, формирующий личностные качества, характер, эмоциональный фон воспитанника. Воспитательные позиции бывают:

  1. Оптимальные, отвечающие требованиям адекватности, умению родителей видеть потребности ребенка, организацию его душевного мира, прогнозировать возрастные изменения, связанные с потребностями. Родительская гибкость — умение перестраивать собственное поведение, чтобы найти подход, прогностически повлиять на поступки воспитанника.
  2. Неоптимальные. Проявления гибкости утрачены, поведение отличается неизменностью, не учитывает меняющуюся обстановку, условия жизни, возраст. Неосознавание потребностей личности, неадекватная оценка психологического состояния, неумение предвидеть поведение, действовать на опережение.

Воспитательные позиции поддаются коррекции, но это требует внимательного отношения к советам профессионала, практическому применению, анализа личного поведения, высказываний, требований, выдвигаемых детям.

Прекратить истерики!

Знакомая ситуация: ребенок бьется в конвульсиях, не желая делать что-то по вашему требованию (уходить из песочницы, ложиться спать, выключать телевизор…). Вы – гром и молния. На ребенка обрушивается шквал негодования и порицаний.

Попробуйте в корне изменить политику общения. Чаще всего мы не хвалим детей за что-то хорошее (потому что это вроде как в порядке вещей) и ругаем за плохое. Начните делать акцент на всем, что ребенок сделал доброго. Отзывайтесь на все его хорошие поступки и замыслы. Поощряйте ласковым словом, объятием. А любой порыв начать истерику – просто игнорируйте. Так закрепляется другой механизм: «Хочешь быть любимым и получить желаемое – веди себя хорошо». Это тяжелая работа, но она того стоит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий