Мнемосхемы по развитию речи для старшей и подготовительной групп

От карточки к таблице

Данная техника по развитию речи, как уже говорилось, используется с 3–4 лет. Это младшая группа в детском саду и начальная ступень работы.

  1. На этом этапе используются мнемоквадраты – яркие, красочные изображения конкретных предметов. Сначала педагог просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через какое-то время слово получает определение в виде прилагательного («Дерево ветвистое»), затем – действия («Дерево шумит»).
  2. В 4–5 лет ребенка можно знакомить с мнемодорожками – цепочками из 3–4 мнемоквадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развивать словарный запас, знакомить детей с разными частями речи, учить построению грамотных, связных предложений.
  3. При этом сначала изучают каждую картинку отдельно: кто это? Где живет? Что любит есть? Кого боится?
  4. После этого квадраты объединяют в последовательную дорожку, чтобы получился небольшой рассказ: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Боится кошку».

Сначала текст произносит педагог, затем – дети.

По мере того как дети усваивают работу по картинкам, их можно постепенно заменять на условные, схематичные изображения, при помощи которых ребенок сможет рассказать о предмете, его размерах, цвете, форме, других отличительных чертах, опираясь на символы, а не на готовые картинки. Это сложнее, поэтому переходить на этот этап нужно только после того, как дошкольники будут свободно оперировать полноценными рисунками. Однако полностью на графику можно будет перейти к старшему дошкольному возрасту, а пока достаточно сделать это частично – оставив в таблицах и яркие картинки. Иначе в этом возрасте дети могут быстро потерять интерес к изучению схем.

Мнемотаблицы для развития речи начинают использовать в 5–6 лет (в старшей группе детского сада). Сейчас ребенок уже может выделять у предмета существенные признаки, анализировать, строить логические умозаключения. При этом для составления мнемотаблиц более широко используются условные обозначения и символы.

Состоит такая таблица из нескольких квадратов, расположенных не линейно, а уже в несколько рядов (оптимально – 2–3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице).

Начинают с самых простых таблиц – 2 на 2 квадрата, – постепенно увеличивая число строк и столбцов. Это способствует овладению навыком составления последовательного рассказа-описания.

Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов.

  1. Для начала рассматривают каждую картинку отдельно. Взрослый задает наводящие вопросы о конкретных деталях изображения (цвет, размер, форма, вкус и т. д.).
  2. Расшифровывают информацию, скрытую в условных знаках и символах. Ребенок должен понимать, о чем речь.
  3. К каждому квадрату предлагают составить определяющую фразу (не просто назвать слово, как было в 3 года).
  4. Фразы объединяют в рассказ и произносят полученный текст вслух.
  5. Таблица убирается, а дети должны восстановить ее на бумаге по памяти.
  6. Теперь они сами составляют рассказ по таблице.

Картинки таких таблиц могут отвечать, например, на такие вопросы: что это, какого оно цвета, какой формы, какой вкус у этого предмета, где это растет, какое это на ощупь, что из этого можно приготовить, для чего использовать?

Мнемотаблицы для дошкольников могут иметь разные виды:

  • алгоритм какого-либо действия (мытье рук, чистка зубов, одевание куклы);
  • история, рассказ, пересказ (для детей помладше чаще всего используются сказки);
  • разгадывание головоломок, ребусов (затем – школьных задач);
  • быстрое запоминание стихотворений.

Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице

Начинать стоит с самых простых таблиц, состоящих из 4 (2х2) клеток, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами смогут составить рассказ-описание. Обучение состоит из нескольких этапов:

Сначала рассматриваем и подробно обсуждаем каждую картинку

Задаем детям наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и других характеристиках.
«Перекодируем» информацию, зашифрованную в условных знаках. Всем детям должно быть понятно, о чем идет речь.
Предлагаем составить фразы к каждому мнемоквадрату.
Объединяем их в рассказ, произносим его вслух.
Убираем таблицу и предлагаем детям воспроизвести ее графически по памяти.
Теперь наступает очередь малышей изложить свой вариант рассказа.. Например, научить детей описывать любимое время года можно при помощи подобной таблицы:

Например, научить детей описывать любимое время года можно при помощи подобной таблицы:

  1. Начать стоит с подробного рассмотрения всех использованных изображений: «Что вы видите на картинках?»
  2. Второй шаг – раскодировка информации, скрытой в условных знаках: «О каком времени года идет речь? Правильно. Так что же может означать буква «В» в первом квадрате? А что за странные человечки изображены в конце таблицы? Да это же девочки в синих платьицах и мальчики в оранжевых брючках».
  3. Затем вместе с детьми составляем фразы к каждой картинке: «Наступила весна. Снег растаял, и появилась зеленая травка. Расцвели подснежники. Прилетели птицы. На деревьях распустились молоденькие листочки. Девочки и мальчики рады теплому солнышку». Взрослый произносит полную версию рассказа вслух, привязывая каждое предложение к картинке.
  4. Убираем таблицу и предлагаем детям восстановить ее по памяти.
  5. Следующий шаг – пробные рассказы сначала с опорой на наглядность, а затем без неё, по памяти.

Применение мнемотехники в помощь детям при запоминании таблицы умножения

Приемы изучения таблицы умножения очень похожи на те, которые применяются для изучения иностранного языка. Здесь также можно использовать карточки, записывая на них числа в любом где угодно месте.

В настоящее время достаточно распространенными считаются еще и следующие методы мнемотехники:

Прием с 2, 3, 5. Данный вид мнемотехники используется, как правило, на начальном этапе изучения таблицы умножения. Этот счет считается базовым приемом, который позволяет познакомиться с таблицей умножения. Этот метод технологически соответствует способу, во время которого происходит заучивание однозначных чисел и их состава. Если ваш ребенок сможет освоить материал, он в будущем без проблем справиться и с оставшимися из таблицы цифрами, а также с более сложными вариантами.


Учим таблицу умножения

  • Последовательное сложение. Этот метод непосредственно касается сложения идентичных слагаемых. Он считается удобным, даже во время умножения 7 или 8, если, конечно же, второй множитель небольшой. К примеру, 5х3=5+5+5.
  • Прибавление слагаемого числа к прошлому результату. Этот прием применяется, если ребенок уже выучил что-то из таблицы умножения. Например, 4. Продолжим пример, приведенный выше. Он легко запоминается. Но, если нужно 5х6, тогда можно к полученному ответу 15 прибавить не достающиеся 5. 15+5+5+5. Помимо этого, нужно, чтобы ребенок умел еще правильно складывать и вычитать в уме до 100.

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов о животных и птицах.

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов о животных и птицах.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

развитие связной и диалогической речи у детей;

развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

обучение детей правильному звукопроизношению;

развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти .

Хочу поделиться с вами мнемотаблицами для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, лесных и домашних птицах.

Образец составления описательных рассказов по схеме.

Схема 1 Составление рассказов о домашних животных

Корова-это домашнее животное. У неё светло-коричневая шкура, большое туловище, круглая голова и хвост с метелкой на кончике. У коровы на ногах копыта. На голове у неё рога. Корова мычит: » Му-Му». Летом она ест сочную траву, а осенью сено. Живет корова в коровнике. Малыш коровы называется теленком. Корова дает человеку молоко и мясо.

Схема 2 Составление рассказов о диких животных

Белка — это дикое животное. У неё рыжая шкурка, маленькое туловище и пушистый хвост. У белки ушки с кисточкой и коготки на лапках. Белка ест орешки, а на зиму собирает запасы в дупло. Зимой белка питается корой деревьев и прыгает с ветки на ветку. Детенышей белки называют бельчатами. За белочкой приятно наблюдать.

Схема 3 Составление рассказов о домашних птицах

Петух — это домашняя птица. Он большой и разноцветный. У него два больших крыла, две лапы, на лапах когти и шпоры. На голове есть гребешок, клюв и глаза. Тело покрыто перьями. Он кукарекает, любит клевать зерно. Летать он не умеет, может только взлететь на что-то высокое. Живет петух в курятнике вместе с курами. Его птенцы называются цыплятами. Человеку отдает перо, пух и мясо.

Схема 4 Составление рассказов о птицах

Это скворец. Птичка небольшого размера. Его туловище покрыто черными перьями, на голове ярко-оранжевый клюв. Скворец умеет красиво петь, ест зернышки и насекомых. Он живет недалеко от людей в лесу или в парке. Скворец делает свои гнезда из веточек, а люди сооружают для скворцов скворечники, которые вешают на деревья. Весной у этой птицы появляются птенцы -скворчата. Это птица перелетная. Люди считают, что с прилетом скворца начинается весна.

Лучшая развивающая методика для детского сада

В ДОУ мнемоника применяется в качестве результативного метода запоминания смысловой, буквенной и числовой информации. Все конспекты занятий должны содержать тему, цели, план, дидактический материал и ход занятия.

Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.

В средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.

Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры

Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц

Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.

Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше образов. В дальнейшем это приводит к отказу работать с карточками.

Примеры упражнений по мнемосхемам на развитие памяти

“Словесный каскад”

Целью этого упражнения является оценка и развитие кратковременной памяти. Прежде всего, необходимо подготовить список слов, хорошо известных ребенку.
Например
,

  • 1. Молоко.
  • 2. Цветок, ложка.
  • 3. Кошка, солнце, книга.
  • 4. Корова, огонь, тарелка, стул и т. д.

Сначала надо назвать одно слово и предложить ребенку повторить его за вами, затем ребенок должен повторить 2 слова подряд, 3 слова и т.д. до 10 слов подряд. То количество слов, которое сможет повторить малыш, является настоящим объемом его кратковременной памяти. Если ребенок не может без ошибок повторить слова, то предложите ему выполнить рисунки, которые помогли бы запомнить перечисленные предметы. Это задание можно усложнить, если использовать не слова, а фразы.

“Составь рассказ”

Ребенку показывают готовую мнемотаблицу, на которой нарисованы, например, снежинки, дом, девочка и мальчик, кормушка для птиц. На основе этих картинок ребенок должен составить рассказ. Конечно, не каждый малыш сможет это сделать с первого раза, поэтому необходимо ему помочь, задавая наводящие вопросы: “В какое время года происходит действие?”, “Кто или что изображено на картинке?”.

Правила проведения занятий

Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас. При этом:

Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности

Ведь из-за возрастных особенностей дошкольники могут сосредоточенно работать только 8 – 10 минут, а затем их внимание рассеивается.
Ведущим видом деятельности для малышей является игра, поэтому нельзя превращать занятие в строгий академический урок. Кроха лучше воспримет информацию, если ее преподнести в форме увлекательного, веселого приключения.
Мнемоника включает в себя массу приемов и методов, но из-за возрастных особенностей восприятия самым доступным для детей является крокирование – использование наглядности: схем, чертежей, набросков, таблиц или коллажей

Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе крохе будет просто неинтересно

Только в подготовительной группе можно предложить детям черно-белые опорные схемы.
Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации дошкольнику трудно запомнить и воспроизвести из-за усталости.
Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте малышу более 2 мнемотаблиц в течение одного занятия.
Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.

Обязательно учитывайте желание и настроение ребенка. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься силой. Если вы чувствуете, что малышу скучно – сделайте короткую передышку, а потом снова попробуйте заинтересовать кроху, изменив тему. Бить, кричать, обзывать и унижать детей – категорически запрещено.

Совершенствование речи в подготовительной группе ДОУ с помощью таблиц

Неподготовленные дошкольники с бедной неграмотной речью с трудом усваивают школьные знания. Самые взрослые воспитанники садика немного меньше зависят от наглядности, чем младшие дошкольники. Но мнемотаблицы — все еще необходимый метод познания.

Подготовка речи к обучению грамоте: мнемотехника

Мнемотехника помогает подготовить малыша к усвоению грамоты. Ребенок упражняется строить предложения, членить их. Стоит учесть трудности начальных этапов работы с картинками:

  • рассказы неэмоциональны, схематичны;
  • скудный словарь;
  • предложения обрывчатые, неуверенные, напоминают скороговорку.

Чтобы нейтрализовать сложности, педагог активизирует, обогащает словарь. Старшие дошкольники работают с материалом пошагово:

  1. Разбирают изображения.
  2. Символы преобразовывают в образы.
  3. Воспроизводят текст, составляют оригинальную историю.
  4. Зарисовывают новые мнемотаблицы.
  5. Рассказывают по схемам, созданным детьми.

Создать таблицу можно дома, подобрав изображения по теме

Пример элементарного пособия по теме «Река»: первая картинка — несколько волн; вторая — лягушка; третья — удочка. По такой схеме можно рассказать пару предложений или целую сказку (старшие дошкольники).

Важно! Содержание дидактических материалов должно соответствовать возрасту ребят. Усложняется постепенно, без перегрузок. Мнемосхемы по развитию речи для дошкольников должны быть выстроенными по программе, увлекательными, отображать ценности образования

Необходимо разрабатывать такие пособия не только с детьми, но и с родителями. Их знакомят с технологией на собраниях, мероприятиях. Учитель получит единомышленников, соратников, которые сделают метод мнемотаблиц еще эффективнее. Особенно ценно сотрудничество семьи с педагогом в течение выпускного года

Мнемосхемы по развитию речи для дошкольников должны быть выстроенными по программе, увлекательными, отображать ценности образования. Необходимо разрабатывать такие пособия не только с детьми, но и с родителями. Их знакомят с технологией на собраниях, мероприятиях. Учитель получит единомышленников, соратников, которые сделают метод мнемотаблиц еще эффективнее. Особенно ценно сотрудничество семьи с педагогом в течение выпускного года.

Мнемотаблицы для подготовительной группы: чтение, пересказ

Сначала выделяют центральную мысль текста во всех абзацах. Придумываются значки, отображающие эту мысль. К небольшим текстам подбирают по 1 символу к каждому слову.

Можно заполнить схему героями истории, явлениями природы. Стоит заносить в нее то, что с трудом поддается запоминанию.

Важно! Эффективные рисунки легко читаются, их смысл понятен. Малыши, кроме рисунков, осваивают графические символы. Пример простых изображений в мнемотаблицах для младших, средних групп: животные из треугольника (туловища), круга (головы)

Разукрашивают соответственно. Усложненные символы: черные линии, круги, точки, галочки. В зависимости от возраста, ребята могут рисовать схемы под контролем взрослых или лишь разукрашивать

Пример простых изображений в мнемотаблицах для младших, средних групп: животные из треугольника (туловища), круга (головы). Разукрашивают соответственно. Усложненные символы: черные линии, круги, точки, галочки. В зависимости от возраста, ребята могут рисовать схемы под контролем взрослых или лишь разукрашивать

Малыши, кроме рисунков, осваивают графические символы. Пример простых изображений в мнемотаблицах для младших, средних групп: животные из треугольника (туловища), круга (головы). Разукрашивают соответственно. Усложненные символы: черные линии, круги, точки, галочки. В зависимости от возраста, ребята могут рисовать схемы под контролем взрослых или лишь разукрашивать.

Использование мнемотаблиц для познавательного развития

Познавательное развитие, факторы, на него влияющие рассмотрены Леушиной А. М. и другими педагогами. Для эффективности познания важны:

  • наглядность;
  • составление плана, последовательного размещения компонентов;
  • занимательная игра.

По схемам-таблицам легко учить стихотворения

Эти факторы сочетаются в мнемотаблицах, которые считаются зрительным планом информации. Малыши придумывают пункты, последовательно зашифровывают их в образах. Так заучиваются стихи, сочиняются сказки, изучаются свойства новых объектов, систематизируется информация.

Принципы и методы мнемотехники

Обучение происходит последовательно, что позволяет гармонично развить творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребёнка

На занятиях применяются яркие увлекательные картинки, что очень важно для малыша и дошкольника. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они лучше всего запоминают то, что привлекает их визуально. Нередко родители приходят в замешательство, отчего их ребёнок помнит наизусть рекламный ролик или фрагмент мультфильма, но не может запомнить коротенький начитанный ему вслух стишок из книги

Нередко родители приходят в замешательство, отчего их ребёнок помнит наизусть рекламный ролик или фрагмент мультфильма, но не может запомнить коротенький начитанный ему вслух стишок из книги

Дело в том, что картинка в телевизоре активировала непроизвольное внимание малыша. Благодаря этому он смог неосознанно сконцентрироваться на том материале, который был подан с экрана при помощи ярких образов

Того же эффекта для лучшего запоминания и удержания внимания во время занятий можно достигнуть при помощи красочных увлекательных картинок. Не зря ими сопровождается практически вся детская литература. Именно визуальные образы и лежат в основе приёмов и упражнений, которые применяются на различных этапах методики.

На начальном уровне происходит освоение упражнений с использованием так называемых мнемоквадратов. Такие задания наиболее актуальны для детей младшего дошкольного возраста. Малышу демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу.

В начале освоения данного этапа методики дошкольникам предлагаются готовые таблицы с рисунками. В случае успешной формулировки рассказа по картинкам, задание усложняется. Педагог предлагает детям уже самим сочинить короткую историю, изобразив последовательно этапы её развития в секторах таблицы.

Как организовать игру?

Народная мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

  1. информацию кодируют в определенный образ;
  2. затем запоминают эту связь и последовательность;
  3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

  • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
  • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
  • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей.  Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

  1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
  2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
  3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
  4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
  5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример — простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),

Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).

Все равно его не брошу,

Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.

Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы – Дидактическое пособие для обучения детей пересказу по опорным картинкам

Публикация «Дидактическое пособие для обучения детей пересказу по опорным…» Цель: Развитие речевой активности детей с опорой на зрительную, двигательную, тактильную, слуховую модальности. Методические рекомендации. Дорожка используется: – при пересказе художественной литературы. – при обучении составлению описательных рассказов; – при работе над…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста План по самообразованию на 2020-2021г. Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста” Период работы над темой: 9 месяцев Месяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Месяц окончания работы: май 2021г. Цель: Развитие связной…

Мастер-класс для родителей «Изготовление «мнемотаблицы» для заучивания стихотворений» Мастер-класс для родителей «Изготовление «мнемотаблицы» для заучивания стихотворения детьми старшего дошкольного возраста» Память – сложный процесс запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания. При нарушении памяти приобретение и использование новых знаний,…

Конспект занятия в подготовительной группе «Составление рассказа с опорой на мнемотехнику по теме «Животные Севера» Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. (Лексическая тема: «Животные Севера». Коррекционно-образовательные задачи: 1. Упражнять в употреблении существительных единственного в Р.п. и В.П.; 2. Учить преобразовывать…

Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы – План-конспект занятия по ФЦКМ «Как звери готовятся к зиме» с использованием мнемотехники в подготовительной группе

Мнемотаблицы для детей средней — старшей группы «Время года и их явления»

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений в старшей группеКраткое описание: Наглядно-дидактическое пособие в техники — мнемотаблица для лучшего запоминания информации и заучивания стихотворений «Времена года и их явления» для детей среднего и старшего дошкольного возрастов. Назначения материала: пособия могут использовать воспитатели, логопеды, дефектологи и родители и дети для самостоятельной работы. Оборудование: 4 карточки со стихотворением и мнемотаблицей «Зима» (Л. Хованская), «Весна» (В. Лунина), «Лето» (Е. Эрато), «Осень» (М. Ходякова). 4 карточки с мнемотаблицей в картиках со словами и 1 пустая для самостоятельной работы детей «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (разрезать карточки. После заучивания стихотворений дать ребенку самому расставить карточки в правильной последовательности) Цель: Познакомить детей со временами года и их явлениями. Заучить стихотворение. Задачи: • Заучивание стихотворения; • Научить перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот; • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение); • Обогащать словарный запас; • Развитие мышления; • Развитие фантазии; • Научить опираться на картинки для составления описательных элементов и пересказа стихотворения наизусть. Технология работы с мнемотаблицами:

— рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов; — перекодирование информации (преобразование символов в образы); — пересказ стихотворения воспитателем с опорой на символы (начальный этап работы с мнемотаблицами), детьми совместно с воспитателем или самими детьми.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.Так же дети могут самостоятельно работать с карточками:

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы по теме «Времена года» Опыт работы воспитателя детского сада. Использование мнемотаблиц в старшей группе Конспект НОД по познанию и речевому развитию в средней группе. Времена года Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе

Развлечение путешествие в старшей группе. Времена года

Беседа в детском саду в подготовительной группе. Времена года в лесу

Конспект занятия на тему «Времена года» в средней группе детского сада

Задания про времена года для детей 5-7 лет

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий