Математические уголки в детских садах и их оформление

Уголок по формированию математических представлений в младшей группе

АЙГУЛЬ Багауова

Уголок по формированию математических представлений в младшей группе

Уголок математики в младшей группе в ДОУ по ФГОС ФГОС ДО чётко описывает требования к созданию развивающей среды. Мы работаем по программе «Игралочка»

Л. Г. Петерсон

Вмладшей группе 8 занятий направлено изучение темы «Цвет» и«Оттенки цветов» , поэтому особое внимание я уделила на игры для закрепления этих тем. Развивающаяпредметно-пространственнаясреда в ДОУ должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной

Прежде чем продумывать наполнение математического уголка нужно заглянуть в программу, вспомнить санитарные нормы. В математическом уголке, помимо пособий для занятий, должны быть игры для индивидуальной работы, игры более сложных вариантов (направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка, на закрепление прошлогоднего материала. Внимание детей всегда привлекают самодельные дидактические пособия и материалы, которые можно использовать не только в математическом уголке. Хотела вам показать, как я оформила уголок математики в младшей группе.

Также подготовили демонстрационно- информационный материал:

• Математические сказки

• Занимательный материал

• Математические физкультминутки

• Картотека дидактических игр

Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Кот Васька в гостях у ребят» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Цель: Формирование у детей первоначального.

Комплексно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Месяц: Сентябрь Неделя: I и II Непосредственно образовательная деятельность: Тема: «Мониторинг» Месяц: Сентябрь Неделя: III Непосредственно.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «Мишка принес угощение» «Мишка принес угощение» Задачи: Учить составлять группу из отдельных предметов, пользоваться словами»Много» и «Один», согласовывать числительное.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Поможем Незнайке» «Поможем Незнайке» Мотивация: Незнайка просит помощи у ребят: научить отгадывать его математические загадки Цель: Формирование первичных.

Источник

Указания к руководству самостоятельной деятельности детей:

1.Обьяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений.2.Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей.3.Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности.4.Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её.5.Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов, вечеров досуга, математических развлечений.6.Обеспечение единства  воспитательно – образовательных задач НОД по математике и вне их.7.Пропаганда среди родителей.

Единство требований способствует всестороннему развитию детей.

Требования организации уголка по ФГОС

Для того чтобы уголок математики полностью соответствовал федеральным государственным образовательным стандартам, нужно помнить сразу о ряде факторов.

Безопасность и охрана жизни ребенка:

  • материальное оснащение уголка не должно содержать никаких потенциально опасных для жизни и здоровья предметов (семена гороха, фасоли, пуговицы, бусины и т. д.). Если для развития мелкой моторики необходимы мешочки, например, с фасолью, то они должны быть плотно завязаны или зашиты, а работа с ними должна проходить строго под присмотром воспитателя;
  • не стоит использовать геометрические фигуры из твердого пластика. Ребенок может пораниться их уголками. Стоит выбирать либо мягкий пластик, либо картон;
  • места, на которых хранятся игрушки, должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы ему не нужно было тянуться за ними или вставать на стул. Все полки должны быть крепко прикреплены к стене;
  • уголок должен находиться в хорошо освещенном месте. Рядом должны стоять столы и стулья, за которыми будут проводиться математические игры. Они должны соответствовать росту детей.

Квесты по ПДД для подготовительных групп и детей дошкольного возраста

Доступность и соответствие возрасту группы. Все материалы должны быть подобраны, исходя из этого критерия. Можно взять дополнительно три-четыре игры для развития на опережение из заданий для более старшего возраста.

Одним из критериев оформления математического уголка по ФГОС является разнообразие его наполнения. Игры, находящиеся в нем, должны охватывать все те направления, которые рассматриваются в рамках программы по ФЭМП.

Связь умственного, практического и экспериментального видов деятельности:

в соответствии со стандартом дети должны не только иметь возможность увидеть число на картинке и соотнести с ним количество нарисованных предметов, но и с помощью природного материала самостоятельно сложить это число, разложить его на части, произвести прочие, интересующие их действия; важно иметь широкий выбор геометрических материалов, для того чтобы дети получили полное представление о форме и свойствах фигур. В уголке математики должны быть созданы все условия для творческого самовыражения и развития детей

Там должны находиться и материалы для лепки, и геометрические раскраски, даже счетные палочки, которые так нравятся детям. Все ограничивается только фантазией воспитателя

В уголке математики должны быть созданы все условия для творческого самовыражения и развития детей. Там должны находиться и материалы для лепки, и геометрические раскраски, даже счетные палочки, которые так нравятся детям. Все ограничивается только фантазией воспитателя.

Важно! Необходимо с первого дня приучать детей убирать за собой, раскладывать все ровно по полочкам, класть на свои места. Это поможет избежать беспорядка в уголке и научит «маленьких математиков» дисциплине и ответственности

Оформление математического уголка во второй средней группе

АННА Брудер

Оформление математического уголка во второй средней группе

Уголок Веселая математика представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.

Основные требования к уголку веселая математика:

уголок должен представлять собой специально отведенную зону;

необходимо обеспечить к нему свободный доступ детей;

содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, и дополняться.

все материалы должны быть красочно оформлены.

Математический уголок очень понравился нашим малышам!

Вот так выглядит лэпбук по математике.

Источник

Основные средства оформления уголка

  • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

  • вывески и эмблемы: это названия уголков, обозначения игровых условий, образцы специальной символики (олимпийской, научной);

  • надписи и ориентиры: помощь в самостоятельном поиске необходимых материалов, порядке выполнения действий;

  • стенгазеты и статьи: демонстрация актуальности деятельности в указанном направлении, придание значения детским занятиям;

  • картинки, иллюстрации: создают приятную атмосферу и уют, выступают в качестве вспомогательного материала в изучении темы.

Организация рабочего места в детском уголке саду

При оформлении рабочего места в детском уголке саду необходимо учитывать несколько важных аспектов. Во-первых, стол должен быть достаточно просторным, чтобы на нем могли разместиться все необходимые материалы и пособия. Во-вторых, стулья должны быть удобными и соответствовать возрастным особенностям детей. Они должны быть достаточно низкими и стабильными, чтобы ребенок мог сидеть на них комфортно и безопасно.

Одним из важных элементов при организации рабочего места являются разные математические пособия, которые помогут детям изучать различные математические понятия. Наличие арифметических материалов, таких как счетные палочки, кубики, счетные картинки, поможет детям лучше понимать основы математики.

Также, при оформлении рабочего места следует использовать разные пособия для изучения геометрических форм. Наличие геометрических фигур, пазлов с разными формами, поможет детям научиться определять и называть формы, а также развивать пространственное мышление.

Важно отметить, что рабочее место должно быть удобным и привлекательным для ребенка. Для этого можно использовать яркие цвета и интересные рисунки на материалах и пособиях

Также можно разместить на стене фотографии, где дети будут знакомиться с различными геометрическими формами в реальной жизни.

Создание организованного и стимулирующего рабочего места в детском уголке саду способствует активному участию детей в математических занятиях. Оно помогает развивать их математические навыки, интерес к числам и формам, а также способствует развитию логического мышления.

Уголок математики в младшей группе в ДОУ по ФГОС

Что должно быть в уголках, что новенького можно сделать, чем удивить ребят и коллег? Все педагоги задают себе такие вопросы, когда хотят оформить пространственную среду, будь то уголок математики в младшей группе или изостудия для подготовишек.

ФГОС ДО чётко описывает требования к созданию развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна быть:

  • содержательно-насыщенной, развивающей;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной;
  • здоровьесберегающей;
  • эстетически-привлекательной.

Прежде чем продумывать наполнение математического уголка (да и любого другого) нужно заглянуть в программу, вспомнить санитарные нормы. В математическом уголке, помимо пособий для занятий, должны быть игры для индивидуальной работы, игры более сложных вариантов (направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка), на закрепление прошлогоднего материала.

Внимание детей всегда привлекают самодельные дидактические пособия и материалы, которые можно использовать не только в математическом уголке. И так, давайте разбираться, чем должен быть оснащён уголок математики в младшей группе

Оборудование математического уголка в младшей группе

Во 2-ой младшей группе мы должны создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, закреплять умение выделять величину и форму как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам, совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам.

Мы учим детей составлять, сравнивать и уравнивать две группы предметов, пользоваться понятиями «Много, один, ни одного», при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), знакомим детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, учим ориентироваться относительно своего тела (право, лево, верх, низ).

Следовательно, уголок математики в младшей группе должен содержать:

  • набор плоскостных и объёмных геометрических фигур (разнообразные);
  • блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним;
  • развивающие карточки «Много, один, ни одного»;
  • раздаточный материал на каждого ребёнка;
  • наборное полотно на каждого ребёнка;
  • разрезные картинки;
  • матрёшки;
  • дидактические игры типа «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Большой — маленький», «Разложи по порядку» и т.д.;
  • яркие ленты разной ширины и длинны;
  • браслеты для определения правой руки;
  • картинки для рассматривания и определения положения предмета относительно другого предмета (бабочка на цветке, лягушка справа от цветка и т.д.);
  • фигуры для конструирования на фланелеграфе;
  • развивающие карточки «Геометрическая мозаика»;
  • разнообразные конструкторы и схемы простейших построек;
  • интерактивные презентации о фигурах и формах предметов.

Игры по математике своими руками

В моей группе много пособий, изготовленных своими руками, направленных на формирование математических представлений, такие как всем известная игра «Залатай коврик», плоскостные и объёмные геометрические фигуры с глазками и ротиками, которые рассказывают детям интересные истории, раздаточный материал из бросового материала или вязаный из ниток.

Для своих малышей я разработала игры, которые можно применять на интерактивном столе или доске, на компьютере для индивидуальной работы. Пособие так же можно распечатать и использовать как настольный игровой материал для занятий с детьми 2-ой младшей группы.

Развивающая игра «Большой, средний, маленький»

Предложите детям рассмотреть картинки и спросите, какой предмет маленький, какой большой. Если на картинке нарисованы три предмета, сначала сами проговорите, показывая малышу, где большой, средний и маленький предмет. Попросите показать, где самый большой мячик, где средний мячик, где самый маленький. Карточки представлены в порядке усложнения работы.

Развивающая игра «Много, один, ни одного»

Работая с такими карточками, педагог учит детей воспринимать множество из одинаковых предметов, использовать в речи понятия «много, один, ни одного».

Вы можете скачать архив, в котором найдёте карточки для игры «Много, один, ни одного», а так же игру «Большой, средний, маленький» в формате презентации.

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте происходит во время разучивания пальчиковых игр, считалок, стихов о геометрических фигурах и формах, подвижных математических игр.

Организация удобного рабочего места

При создании математического уголка в детском саду следует учесть несколько важных аспектов:

Выбор мебели: столы и стулья должны быть удобными и соответствовать возрасту детей

Важно обеспечить достаточное пространство для размещения учебных материалов и аксессуаров.
Организация хранения: рядом с рабочим местом должны быть полки или ящики для хранения учебных пособий, материалов для творчества и игр.
Освещение: на рабочем месте должно быть достаточно освещения, чтобы дети могли комфортно читать тексты и работать с материалами.
Функциональность: математический уголок должен содержать разнообразные материалы, включая игры, специальные математические модели и учебные пособия.. Организация удобного рабочего места в математическом уголке детского сада поможет создать оптимальные условия для изучения математики и развития математических навыков у детей

Добротная мебель, удобное хранение и хорошее освещение позволят создать комфортную и стимулирующую обстановку для занятий

Организация удобного рабочего места в математическом уголке детского сада поможет создать оптимальные условия для изучения математики и развития математических навыков у детей. Добротная мебель, удобное хранение и хорошее освещение позволят создать комфортную и стимулирующую обстановку для занятий.

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;
  • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
  • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов

Актуальность логико-математических зон в дошкольных учреждениях

Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным:

  • желание учиться, усваивать новое, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием;
  • умение применять полученные знания на практике, используя их наиболее рационально;
  • умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь.

Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности

Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ

Игровые задания для развития математических навыков

Оформление математического уголка в детском саду играет важную роль в развитии математических навыков у детей. Игровые задания позволяют ребятам учиться играючи, развивать свою логику, счетные навыки, пространственное мышление и многое другое.

В игровых заданиях математики важно сочетать развлечение с обучением. Следует использовать яркие и интересные игрушки, способствующие развитию математических навыков у детей

Например, можно использовать разноцветные конструкторы, счетные палочки, геометрические фигуры, кубики с числами и т.д.

Примеры игровых заданий для развития математических навыков:

1. Собери из кубиков

Детям предлагается конструктор из кубиков разных цветов. Задача заключается в том, чтобы собрать определенную фигуру или предмет, используя предложенные кубики. Например, Собери из кубиков зеленую елочку или Собери из кубиков красную машину. Это задание развивает внимательность, цветовое восприятие, мелкую моторику и учебный интерес к математике.

2. Число или буква?

На доске отображаются разные картинки или числа. Детям необходимо указать, что изображено на доске — число или буква. Это задание помогает развить у детей навыки распознавания чисел и букв, а также отличать их друг от друга.

3. Поиск одинаковых фигур

Детям предлагается лист бумаги с разными геометрическими фигурами. Им необходимо найти и отметить все одинаковые фигуры. Например, можно использовать фигуры разного цвета или размера. Это задание развивает у детей внимательность, зрительное восприятие и логическое мышление.

Игровые задания для развития математических навыков помогают создать интерес и вовлеченность детей в изучение математики. Они способствуют развитию у детей логического мышления, счетных навыков, пространственного мышления и многое другое

Важно выбирать такие задания, которые будут соответствовать возрасту и уровню подготовки детей, чтобы они были не только интересными, но и полезными в их обучении

Задачи организации математических уголков

В ранних группах детского сада организуют не уголки математики, а сенсомоторные зоны, оборудование которые знакомит малышей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентированию в пространстве, но не касается собственно математических понятий и операций, таких как количество, сопоставление предметов в группе, образование множеств и т. д.

Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше. Цель их создания: стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиологическим особенностям.

Задачи, которые преследует организация математического уголка в группе детского сада:

Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений

Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.
Упорядочить работу по формированию математических представлений детей. Собрав в одном месте все игры, систематизировав пособия и литературу по математике, воспитатель имеет возможность и проводить целенаправленную работу с малышами, и делиться опытом с коллегами, что способствует дальнейшему пополнению и совершенствованию развивающей среды группы

Кроме того, педагог видит, каких материалов в уголке достаточно, а что следует изготовить, обновить. Если игры и оборудование хранятся в разных местах, бессистемно, вести их учёт и своевременно пополнять гораздо труднее.
Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой
Яркое, занимательное наполнение уголка обязательно привлечёт внимание даже тех детишек, которые не проявляют интереса к организованной деятельности по ФЭМП, и позволит развивать их математические способности исподволь, косвенно: к примеру, если ребёнок любит рисовать, то ему можно предложить разукрасить изображение домика, рыбки, дерева, сложенное из геометрических фигур, называя каждую фигуру («А теперь давай раскрасим этот треугольник — крышу. Какого цвета она будет?») или «оживить» силуэт цифры («Эта двойка похожа на уточку, нужно только дорисовать ей клюв, глазки и лапки»)
Некоторые дети гораздо быстрее схватывают информацию, которая подаётся не как главная, а как второстепенная, что и используется во время творческой и игровой деятельности в уголке математики.
Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового. Для этого в уголке математики должны находиться материалы, которые «опережают» возраст воспитанников. Например, в средней группе, где дети согласно программе знакомятся с цифрами и числами от 1 до 5, можно разместить карточки с занимательными изображениями цифр 0, 6–9, которые непременно заинтересуют самых любознательных «математиков». Воспитатель должен пояснить тем детям, кто проявит интерес, что это за цифры, какому количеству предметов они соответствуют (тут помогут математические пазлы, лото), похвалить детей за внимательность, пытливость. В старшей группе опережающему развитию воспитанников будут способствовать подборки логических упражнений: задач-шуток, на сообразительность, на развитие памяти и внимания, а также всевозможные головоломки.
Способствовать появлению у детей потребности не только в действиях с игрушками, забавах, развлечениях, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, интеллект, раскрыть смысл таких игр: добиться победы, стать первым благодаря своим знаниям, уму, смекалке.
Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями (выложить узор из фигур, последовательность, соотнести число и цифру).
Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность и даже смелость. Иногда робкие, нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, неуверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения. Ответив правильно в ходе игры, получив поддержку педагога и товарищей, дошкольники (особенно старшие) нередко избавляются от боязни быть высмеянными за ошибку и начинают активно вести себя на занятиях.

Осваивать новые знания можно и в увлекательной математической игре совместно с педагогом

Подбор интересного материала

Интересный математический материал найти не так-то просто, но, имея основные ориентиры, можно справиться с любой задачей. Особенно это касается молодых воспитателей, которые приходят работать в детский сад впервые. Для того чтобы избегнуть ошибок, им стоит обращаться за помощью к более старшим, опытным коллегам, изучать оформление их математических уголков, на основе чего выполнять свои. В первую очередь необходимо учитывать возраст воспитанников и особенности этого периода в жизни детей. Объединив эти знания, воспитатель сумеет подобрать правильную методику и разработать свой собственный уникальный математический уголок.

Любить математику

В дошкольном образовательном учреждении воспитателю очень важно сделать все возможное, чтобы привить детям интерес к математике. Тогда проблем с этой наукой не будет у них и в будущем. Кроме того, хорошо подготовленные дети, с развитым абстрактно-логическим мышлением, будут более успешны в школе не только на уроках математики, но и на остальных занятиях

Математика развивает умение мыслить, а это – главное умение, которое пригодится во всех областях

Кроме того, хорошо подготовленные дети, с развитым абстрактно-логическим мышлением, будут более успешны в школе не только на уроках математики, но и на остальных занятиях. Математика развивает умение мыслить, а это – главное умение, которое пригодится во всех областях.

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий