Фонетическая разминка «Экскурсия в лес»
Отправляться всем в дорогу
Нам давно уже пора.
Чтоб в пути нам было легче –
Крикнем громко мы: «Ура»!
Вместе с поездом споём мы:
-ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ!
С самолётом пропоём мы:
-УХ-УХ, УХ-УХ-УХ!
С машинами вместе давай погудим:
-БИ-БИ, БИ-БИ-БИ!
С мышатами вместе давай пропищим:
-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ!
С лошадкой игривой поцокаем вместе:
-ЦОК-ЦОК, ЦОК-ЦОК-ЦОК!
И по дорожке потопаем все мы:
-ТОП-ТОП, ТОП-ТОП-ТОП!
С рысятами грозными мы порычим:
РЫ-РЫ, РЫ-РЫ-РЫ!
С ребятами шустрыми мы покричим:
-А-А, А-А-А!
С кукушкой в лесу покукуем с тобой:
-КУ-КУ, КУ-КУ-КУ!
С лягушкой проквакаем рядом с рекой:
-КВА-КВА, КВА-КВА-КВА!
Вот катится ёж по тропинке лесной:
-ПЫХ-ПЫХ, ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ!
Нам пора возвращаться домой:
-ПОКА!
Игра «Солнечный зайчик»
Солнечные зайки
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Скачут по полянке,
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Прыгают, щекочутся
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Всех разбудить торопятся
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
( Вместо ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ можно петь любую песенку, исходя из темы занятия и произносительных возможностей ребёнка).
Фонетическая разминка
«Девчонки- мальчишки»
Утром просыпаются,
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Водичкой умываются,
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
В одежды наряжаются,
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
В садик отправляются.
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Девчонки- хохотушки,
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Модницы и болтушки,
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Мальчишки-шалунишки,
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Забияки, торопыжки!
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
( Вместо ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ можно петь любую песенку, например: ТРАМ-ТРАМ-ТРАМ, ПАМ-ПАМ-ПАМ и т.д.)
Фонетическая игра « Эхо»
Здравствуй, шумный ветерок!
-ОК-ОК-ОК! -ОК-ОК-ОК!
Здравствуй, быстрый катерок!
-ОК-ОК-ОК! -ОК-ОК-ОК!
Здравствуй, тёплая водичка!
-ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!
Здравствуй, рыжая лисичка!
-ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!
Здравствуй, серенький волчок!
-ЧОК-ЧОК-ЧОК! -ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, маленький сверчок!
-ЧОК-ЧОК-ЧОК! -ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, чёрненький грачонок!
-ОНОК-ОНОК-ОНОК!ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, шустренький зайчонок!
-ОНОК-ОНОК-ОНОК!ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, гордый жеребёнок!
-ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, ласковый котёнок!
-ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, шумная детвора!
– УРА!УРА!УРА!
Фонетическая игра « Хохлатка»
( по мотивам немецкой песни)
Хохлатка у сарая-
-КО-КО-КО!
-Ах, где мои цыплята?
КО-КО-КО!
-Ах, где мои ребята?
КО-КО-КО!
-Мы здесь, мы близко, мама!
ПИ-ПИ-ПИ!
-Тут кто-то вырыл яму,
ПИ-ПИ-ПИ!
-Мы в яму все попали!
ПИ-ПИ-ПИ!
-А вовсе не пропали!
ПИ-ПИ-ПИ!
Возможно подставить любой персонаж на место Хохлатки и далее заменять по тексту ( лошадь у сарая…- « иго-го» или « цок-цок-цок»; овечка у сарая..- «бе-бе-бе»; кошка у сарая…-« Мяу-мяу-мяу» или « Мур-мур-мур»; собака у сарая…-«гав-гав-гав» или «аф-аф-аф»; мышка у сарая…-« пи-пи-пи» или «шур-шур-шур» и т.д. в зависимости от произносительных возможностей ребёнка или цели занятия).
Игра «Бурчалочка»
Сидел медведь под деревом,
И в небо всё глядел
И песенку – «бурчалочку»
Тихонечко он пел:
БУ-БУ-БУ-БУ-БУ-БУМ,
БЫ-БЫ-БЫ-БЫ-БЫ-БЫМ,
БО-БО-БО-БО-БО-БОМ,
БА-БА-БА-БА-БА-БАМ.
Змея сползла с дорожки,
Свернулась на пеньке,
И песенку- «шипелочку»
Пела налегке:
ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИ-ШИМ,
ШУ-ШУ-ШУ- ШУ-ШУ-ШУМ,
ША-ША-ША-ША-ША-ШАМ,
ШО-ШО-ШО-ШО-ШО-ШОМ.
Нектар сбирала пчёлка
Жарким летним днём
И песенку- «жужжалочку»
Жужжала со шмелём:
ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИМ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУМ,
ЖА-ЖА-ЖА-ЖА-ЖА-ЖАМ,
ЖО-ЖО-ЖО-ЖО-ЖО-ЖОМ.
На День Рождения к мошке
Слетались комары
И песенку – «звенелочку»
Пели от души:
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫМ,
ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУМ,
ЗА-ЗА-ЗА-ЗА-ЗА-ЗАМ,
ЗО-ЗО-ЗО-ЗО-ЗО-ЗОМ.
Купила Цокотуха на рынке самовар.
Все восхищались: «Это, да! Замечательный товар!».
Муха позвала друзей – была она мудра.
Песенку- «пыхтелочку» пели до утра:
ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ,
ПУХ-ПУХ-ПУХ-ПУХ-ПУХ-ПУХ,
ПАХ-ПАХ-ПАХ-ПАХ-ПАХ,ПАХ,
ПОХ-ПОХ-ПОХ-ПОХ-ПОХ-ПОХ.
Авторская интерактивная игра «Построй домик»
по автоматизации звука (с) в словах в начале слов.
Пояснительная записка к презентации
Презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения.
В презентации используются анимационные эффекты и гиперссылки, которыми могут управлять дошкольники данного возраста. Дети получают (закрепляют) навыки пользования мышью, клавиатурой. Развивают навыки в КТ. Данная презентация используется на индивидуально-подгрупповых занятиях по преодолению нарушений звукопроизношения и формированию фонетико-фонематической стороны речи, обучения грамоте.
Целью игры является: создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры), направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата (получение правильного подбора предметных картинок и произнесения слов с заданным звуком в начале, середине и конце слов. Обучение детей классификации геометрической фигуры (прямоугольник) в пространстве. Отбор кирпичиков для постройки дома с вставленными в них предметными картинками с заданным звуком
В игре у дошкольников развивается фонематическое восприятие, правильное произношение, конструктивный праксис, пространственное мышление, внимание, сообразительность; формирование представления детей о геометрических фигурах, их количестве
Краткий ход игры.
Начало игры. Ребёнок с учителем-логопедом сидят возле компьютера. Открывается игра. Ребёнку предлагается наводить курсор мышкой. Педагог руководит ходом игры.
1 слайд- надо найти кирпичики одновременно выбирая только те, в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком. Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать.
Слайд№
2 слайд— На слайде изображены контур дома, необходимо провести строительное конструирование. Для строительства дома используем и ведём подбор кирпичиков с вставленными в них предметными картинки с заданным звуком. Если кирпичик с заданным звуком выбран правильно, то она переместится в контур дома. Если геометрическая фигура (прямоугольник) –кирпичик с вставленной в него картинкой выбран неправильно, то она «исчезает». Игра проходит до полного завершения. Если предметы исчезали- то игру можно повторить. Если предметы в ходе игры не исчезали и лишние остались на экране, то в конце игровых действий можно проверить и нажать курсор мышкой. Если оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно, в ходе игры ребёнок рассуждает почему та или иная картинка не может быть выбрана, самостоятельно произносит и учится слышать заданный звук в словах.
Результаты реализации опыта работы:
сравнительный анализ результатов диагностического исследования речевых способностей воспитанников
учителей-логопедов Сидоровой Т.С, Кантур Т.Г. за 2013- 2015 учебные годы.
Логопедические песенки со звуками Р и Л
Детям –
Логопедические стихи и песенки
Бурундук и фундук
Полосатый бурундук
Разгрызал орех фундук.
В норке у бурундука
Килограммы фундука.Черный кротик
Чёрный кротик вырыл норку,
Проглотил от булки корку,
Положил зерно в кладовку,
С огорода взял морковку.Рита и дождь
Барабанил мелкий дождь —
Пробирала Риту дрожь.
Рита долго не дрожала:
Быстро-быстро побежала.
И прогнала Рита дрожь,
И не страшен больше дождьПромокший ветер
Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик прошёл до утра.
Ветер промок, рассердился, задул,
Тучи прогнал и спокойно заснул.Чебурашкины мурашки
По спине у Чебурашки
Так и бегают мурашки:
Знать, старуха Шапокляк
Пошутила страшно так —
И за шиворот рубашки
Сыпанула три мурашки.
Ах, как чешется она,
Чебурашкина спина.
И мурашку за мурашкой
Ловит бедный Чебурашка.Подарок слона
Купил слонихе платье слон
И выбрал розовое он.
Была слониха в нём легка,
Как луч зари на облаках.Жалоба поросенка
Поросёнок говорит:
«У меня живот болит.
Я отбросов съел с утра
Три корыта, три ведра.
Там морковка, и картошка,
И редисочки немножко,
Рис, перловка и горох —
У кишок переполох!
Заурчали, заворчали!
Я в расстройстве, я в печали.
Видно, вредно есть с утра,
Повторю-ка с вечера!»Четыре рака
Собрались четыре рака.
Значит, скоро будет драка,
Потому что каждый рак —
Царь и бог среди коряг.
Чёрных, серых, красных рыбок
Рак за жабры схватит живо.
Все враги, проникнув в пруд,
Быстро смерть свою найдут.
Но вот родственника-рака
Усмиряет лишь атака,
И, с клешнёй наперевес,
Рак на рака драться лез.
Хорошо ли, братцы раки,
Жить от драки и до драки?
Может, лучше вам дружить,
Раку с раком в мире жить?Карл и Клара
Клара играла на белом рояле,
Карлу отправили чёрный рояль.
У Клары цветы на рояли стояли,
У Карла лежала огромная шаль.
Пианист Бемоль
Пианист Бемоль
В музыке король.
Говорить Бемоль
Ноты как пароль:
“До-ре-ми-фа-соль,
Принесите соль,
Соль-соль-ре-ми-соль,
Посолить фасоль”.Ласточка в Париже
Как-то быстрый юный стриж
Ласточку засватал,
Пригласил её в Париж
Он к родному брату.
Вот во Францию летят,
Вот уже в Париже,
Вот стрижа встречает брат,
Подлетает ближе.
Чёрный фрак на нём влитой,
Щебет по-французски,
Дарит розы молодой
Он невесте русской.
Над пространствами парит
Что за стриж — не наш ли?
Песня ласточки звучит
С Эйфелевой башни.Веселый аквариум
Вот в аквариуме рыбки:
Шаловливые улыбки,
Рыбки в крапинку, в горошек,
С плавниками, но без ножек.
Есть в полоску, есть цветные,
Черно-белые, любые.Оркестр на пруду
К раку каракатица
На карете катится.
Только вечер наступает —
На гитаре рак играет.
У рояля стрекоза —
Изумрудные глаза.
Водомерка – первой скрипкой,
Дирижирует улитка,
А солируют лягушки —
Три зелёные подружки.Портрет коровы
Нарисую я корову
Круторогу, черноброву.
Я рога закрашу серым,
Бурым — бок, а ноги — белым.
Пусть гуляет на пригорке,
Ест траву из рук Егорки.
Много дарит молока,
Сыра, масла, творога.Находчивый воробей
Он не вор и не злодей —
Серогрудый воробей.
Просто думает быстрей
Тугодумов-голубей.Сорока-болтунья
Всем сорока сорок раз
Повторила свой рассказ.
Как гнездо в лесу свила
Как яйцо в гнездо снесла.логопедические песенки скачать
По материалам книги “Логопедические песенки” С.В. Крупа-Шушарина
серия “Любимые мелодии”
Где есть оптовая продажа детской одежды Москва? Любая детская одежда: нарядные платья, шапочки – недорого из США.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.
Рекомендации по их применению
Использовать лишь ИКТ (информационные компьютерные технологии) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:
- Достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин.
- Выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия.
- Их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации.
- Расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см.
- Во время игры у ребенка должна быть прямая спина.
- После ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.
Логопедические игры за компьютером должны облегчить процесс коррекции и сделать его продуктивнее, повысить заинтересованность ребенка в обучении. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера
Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр
Комплексы для детей 2-3 лет
Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.
Животные
- Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
- Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
- Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: «Как кричит гусь, когда летит?» Воспитанники должны махать ручками и отвечать: «ГА-ГА!»
- В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
- Можно использовать историю с медведем и шишкой:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…
Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.
Овощи и фрукты
- Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
- Для урока используются следующие упражнения:
Солим капусту.
Читается стихотворение:
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…
Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.
Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
И морковочки натрем.
Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.
Идем в огород
Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.
Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.
Методика Екатерины Железновой
Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.
Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.
Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:
Автобус
Я еду-еду-еду
Ну-ка повторяйте
Тук-ток
Мишка пляшет
Паучок
Ослик
Упражнения: логопедические песенки
Зайка-грибникСкачет зайка по опушкеВозле заячьей избушки.Ищет он грибы волнушки,Чтоб засаливать в кадушке.Не нашел он ни волнушки,Ни горькушки, не серушки,Сел и с горя чешет ушкиУ избушки на опушке.Нож ежаЗаточился нож ежа,Плачет ёжик без ножа.Поточить ежовый ножПопросил колючий ёж.Вжик, вжик, вжик, вжикВжик, вжа, вжа,Точат, точат нож ежа,Заточили старый нож,Очень радовался ёж.Лягушка в камышахВесною лягушка сидит в камышах,За мошкою смотрит она чуть дыша.И только кувшинки в озерной глушиЛягушкины вздохи услышат в тиши.Для чего нужны усы?У кошки есть усы и уши.нужны ей уши, чтобы слушать.Но вот зачем, не знаем мы,Нужны животному усы?Желтые подушки для лягушкиЖук купил лягушкеЖёлтые подушки,А жуку лягушкаПодарила сушки.Спит теперь лягушкиНа больших подушках,А жучок и мушкаС мёдом съели сушки.Как ужи ежа жалели”Бедный ёжик! Что за кожа!И на что она похожа?!”-Причитали два ужа,Возле ёжика кружа.Три доверчивых ужа1Три доверчивых ужаПили чай у старых жаб.Меж собой шептались жабы:«Кабы съесть бы нам ужа бы!2Долго б сыты были мы,И под кроною сосныМы б толстели, хорошелиИ в густой траве кишели».3Их услышал старый ужИ подумал: «Что за чушь?Мы б давно всех жаб поели,Если б дружбы не жалели».4И обиделись ужи,И отдельно стали жить.Жабы долго извинялись,Но ужи не возвращались. | Пропавший жеребёнокВ жёлтых ромашкахпропал жеребёнок,Лошадь Рыжухапроржала во ржи:”Где же ты бродишь,мой милый ребёнок?Ты в напряженьименя не держи!”Простывший дождикШлёпал дождь по свежим лужам,И сейчас сидит, простужен.Дождик, ножки посушиГде-нибудь в лесной глуши,Где-нибудь, где-нибудьВ лесной глуши.Лежебока-снежокОднажды веснойЛежебока-снежокО солнечный лучикСнежинки обжёг.От боли заплакал,Ручьём убежал,Никто не утешилИ не задержал.Кошачья жизньНа окошке, свесив ножки,Целый день болтали кошки,Что у рыжих у котовБольше пышных нет хвостов.И что ножки бедных кошекОчень мёрзнут без калошек.Тяжела кошачья жизнь:Спи, мурлыкай, ешь, лежи.В деревнеКошка – ушки на макушке -Чутко дремлет на подушке.А вокруг такая тишь -Не шуршит под полом мышь.У окна петушокЧешет ножкой гребешок.Хрюшка хрюкает в кадушке:”Не мешайте мне, пичужки”.Лесное чудоСпят и зайцы, спят и лисы,Только ёжик в лес пошёл.Красну ягодку и листикНа дорожке он нашёл.Дальше видит – что такое? -В луже звёздочка лежит.Что за чудо голубое?Надо листиком прикрыть.Только утром под листочкомЁжик солнышко нашёл.Ничего-то он не понял,Рассмеялся и ушёл.Мышь и мышонокЗашептала тихо мышь:«Что ж, сыночек, ты не спишь?»«Я дрожу, — сказал он мыши, —Шум в лесу я страшный слышу».«Ты не бойся, мой малыш,Это дождик», — шепчет мышь. |
Игры и задания для логопеда на развитие высших психических функций
Детская психика до конца не сформирована, задача логопеда способствовать всестороннему развитию ребенка. Логопедические песенки для детей, частушки и потешки, а также различные упражнения – все это позволяет запустить процесс развития и познания малышом окружающего мира.
Психологическая работа с логопедом
Картотека логопедических игр для дошкольников
Устранение нарушений письменной и устной речи происходит в процессе игровой деятельности. Логопедические кубики делают своими руками или используют готовые в групповых играх:
- Какой звук? Педагог показывает картинку, а дети называют звук, издаваемый животным или машиной, например: Му-у-у (корова) или ту-ту-ту (поезд).
- Прочти быстрее. Соревнования любят все дети, поэтому игра «Кто быстрее прочтет слово с карточки» проходит весело и активно.
- Игра с мячом. Воспитатель кидает мяч и называет слово, а ребенок говорит последний звук в нем: хоровод – «д», игра – «а».
Дополнительная информация! В некоторых случаях требуются дополнительные индивидуальные занятия с малышом, если он имеет нарушения речи и слуха.
Как провести логочас в подготовительной логопедической группе
Логопедические песни для детей – отличный способ развития речи. Малыш вовлекается в игру и стремится произносить слоги все лучше, чтобы пропеть слова полностью, повторяя их за воспитателем и другими детьми.
Песни в садике.
Чтобы провести логочас в подготовительной логопедической группе, педагог готовится заранее. Для занятия потребуется:
- магнитофон и кассета с записью;
- картотека с вариантами песен;
- методическое издание для педагога.
Дополнительная информация! В современных ДОУ занятия по коррекции речи проводятся с использованием интерактивных технологий. Это могут быть доски, специальные столы, компьютеры, магнитофоны.
Интерактивные технологии для проведения занятий по логопедии
Урок проходит в формате игры, задания дает логопед, развитие высших психических функций и речи происходит при выполнении всех требований. Детский кабинет для занятий в ДОУ оснащен следующим оборудованием:
- интерактивная доска;
- программно-дидактический комплекс;
- стенды;
- интерактивный компьютеризованный комплекс;
- магнитофонный тренажер.
Комплекс в саду для развития речи
Важно! Домашний урок не принесет столько пользы, сколько групповой в ДОУ с использованием специального оборудования. Педагог занимается с малышами по одобренной программе, выбирает определенное животное, например, козу, и предлагает детям спеть про нее
Пример подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе
Подгрупповое логопедическое занятие в ДОУ подготовительной группе проводится по заранее определенной схеме. Должны быть выполнены следующие задачи:
- развитие артикуляции и моторики;
- пространственное ориентирование;
- развитие мышления и памяти;
- составление полноценных предложений.
Ход занятия:
- Выделение группы детей с одинаковыми недостатками речи.
- Разъяснение темы, выбор звуков для корректировки: ж, ш, с,з.
- Изучение наглядных материалов, карточек.
- Короткая презентация с нарезками из мультиков.
- Прослушивание песенки онлайн.
- Повторение слов за педагогом и диктором.
В конце занятия для закрепления результата дети выполняют речевое упражнение, предложенное педагогом.
Фронтальные логопедические занятия
Если ребенку требуется коррекционная работа над звуками и произношением, он посещает отдельные, фронтальные занятия. В ходе этих уроков используются логопедические кубики на развитие речи, кассеты с записью музыкальных композиций.
Фронтальный урок дает ребенку возможность высказаться самостоятельно, не в окружении группы. Он вслушивается в зачитываемый текст, а потом пересказывает его, объясняя, как понял смысл.
Важно! Фронтальные занятия необходимы для формирования грамматически правильного произношения, словарного запаса, связной, осмысленной речи. Музыка в такие часы служит лишь дополнением к основной программе. Иногда пять уроков хватает, чтобы выправить ситуацию, но в исключительных случаях педагог занимается с ребенком не один месяц
Иногда пять уроков хватает, чтобы выправить ситуацию, но в исключительных случаях педагог занимается с ребенком не один месяц
Музыка в такие часы служит лишь дополнением к основной программе. Иногда пять уроков хватает, чтобы выправить ситуацию, но в исключительных случаях педагог занимается с ребенком не один месяц.
Фонетическая разминка «Песенки-подружки»
В некотором царстве,
Звуко-государстве
Жили – не тужили,
С Язычком дружили:
Свистелочка – СССССС,
Звенелочка – ЗЗЗЗЗЗ,
Шипелочка – ШШШШШ,
Жужжалочка – ЖЖЖЖЖЖ.
Вопелочка – ААААА,
Ревелочка – УУУУУ,
Пищалочка – ИИИИИ,
Гуделочка – ГУУУУУ.
Пыхтелочка – ПЫХ-ПЫХ,
Мычалочка – МУ-МУ,
Щипалочка – ЩИП-ЩИП,
Дуделочка – ДУ-ДУ.
Боялочка – ОЙ-ОЙ,
Хотелочка – ДАЙ-ДАЙ,
Подзывалочка – ЭЙ-ЭЙ,
Серчалочка – АЙ-АЙ.
Дружили с ними тоже
Друг на друга схожи:
Храпелочка – ХРРРРР,
Бурчалочка – БРРРРР,
Рычалочка – РРРРР,
Тарахтелочка – ТРРРРР.
Мурчалочка – МРРРРР,
Гремелочка – ГРРРР,
Дрожалочка – ДРРРР,
Хрустелочка – ХРРРР.
(Речевой материал можно использовать не полностью, по усмотрению логопеда)
Каждая подружка
Пела свою песенку.
От других отличную
Песенку – чудесенку:
Вариант I: Предложить детям одно звукосочетание. Например: АЙ. Они должны произнести их с разной интонацией.
Вариант II: Дети сами придумывают звукосочетания, которые могут петь «подружки».
Грустиночка – …,
Удивлялочка – …,
Боялочка – …,
Кричалочка – …,
Шепталочка – …,
Серчалочка – …,
Усталочка – …,
Ворчалочка – …,
Пугалочка – …,
Хмурелочка – …,
Болелочка – …
Разные подружки
В государстве жили,
Жили, не тужили,
С Язычком дружили.
Проведение и организация логопедических викторин для дошкольников
Все участники делятся на несколько групп. Каждая команда готовит свой девиз и униформу.
Ход викторины:
- Педагог зачитывает приветствие и предлагает задания, которые должны выполнить дети.
- Разыгрывается мини – сценка из книги.
- Физическая разминка с напеванием детской песенки.
Родители могут быть задействованы в викторине. Вместе со своими детьми они повторяют скороговорки и потешки.
Арт-терапия в логопедии
В коррекционной работе применяется арт терапия, рисование в логопедии – это один из способов быстро исправить сложную ситуацию.
Виды арт-терапии:
- лепка;
- рисование;
- музыкотерапия;
- хореография;
- фотографирование;
- песочная терапия.
Творческая деятельность не похожа на обычные групповые занятия, ребенок расслабляется и позволяет логопеду-дефектологу провести коррекционную работу.
Если имеются серьезные нарушения речи, то целесообразно применять совокупность методов: вокал, арт-терапия, рисование, участие в театральных постановках. Активный ребенок быстрее проходит коррекцию и начинает говорить правильно.
Уникальная развивающая методика от российских педагогов
Железновы – дипломированные музыканты-педагоги, авторы уникальных развивающих занятий для дошкольников. Они сумели объединить богатый преподавательский опыт и тонкое понимание детской психологии в цикл аудиозанятий, которым пользуются родители и воспитатели в целом ряде стран. Сегодня вы можете познакомиться с уникальными наработками российских авторов, чтобы разнообразить уроки дома, в детском саду, развивающем центре.
Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудностей с разговорной речью. В этом случае подобные упражнения позволяют обогатить лексику, улучшить дикцию, стимулировать интеллектуальное развитие. Речевой материал тесно связан с движением и музыкой, поэтому методика Железновых предполагает развитие вокальных навыков, активные игры под музыкальное сопровождение. Разнообразие упражнений позволяет использовать их во время групповых или индивидуальных занятий.
- Преимущества логопедических музыкальных занятий:
- увлекательное построение урока – задорные мелодии и тексты песен, подсказывающие движения, радуют малышей;
- психологическое расслабление – в игровой атмосфере преодоление речевых недостатков и связанных с ними комплексов проходит легче;
- удобная подача материала – стихотворная форма, плавная ритмика помогают детям развить правильное дыхание при произношении, учат управлять темпом разговора, понимать слоговую структуру слов;
- эффективность – результативность при коррекционных занятиях и развитии музыкальных способностей доказана на практике;
- универсальность – заниматься по таким аудиозаписям можно дома, у логопеда, в детском саду и т.д.
Разновидности
Сейчас существует большое количество разнообразных речевых тренажеров, которые можно сделать самостоятельно. Но есть игры, хорошо зарекомендовавшие себя среди специалистов:
- «Мир за твоим окном» − предназначена для старших дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения слуха, речи и ЗПР (задержку психического развития). С ее помощью выявляют и преодолевают трудности в овладении мыслительными операциями и коммуникативной деятельностью. Ее используют в специализированных коррекционных учреждениях, ПМПК и центрах реабилитации.
- «Демосфен» − применяют в работе с детьми с заиканием. С ее помощью вырабатывают специальные связи с ЦНС (центральной нервной системой), позволяющие осознанно контролировать темпо-ритмическую сторону. Процесс основан на визуализации речи.
- «Уроки мудрой совы» − помогает преодолеть дисграфию и дислексию.
- «Учимся с Логошей» − подготавливает детей к обучению в школе.
- «Dizartria. NET» − эту программу используют только для коррекции дизартрических расстройств. Она помогает нормализовать функционирование речедвигательных центров коры головного мозга; сформировать сильный выдох; скорректировать просодическую сторону речи.
- «Игры для Тигры» − данная программа была создана на основе авторских коррекционных методик известных логопедов. С ее помощью можно исправить не только звукопроизношение и просодику, но и поработать над лексикой и фонетико-фонематическими процессами. Ее применяют логопеды и воспитатели в детских садах.
- «Солнечный замок» − упражнения направлены на коррекцию фонетико-фонематических процессов. Эту игру можно использовать при работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая учениками начальной школы, имеющими любые речевые дефекты.
- «Дельфа-142» − данный логопедический тренажер направлен на совершенствование всех сторон речи, в том числе и письменной. Поэтому его можно использовать при работе со школьниками.
Интерактивные технологии упрощают процесс обучения, дают дополнительную мотивацию детям. В играх главными героями могут выступать знакомые ребенку персонажи, что только еще больше заинтересует его. Они могут быть построены как в виде квеста (нужно решить одно задание, чтобы получить доступ к другому), так и малышу нужно просто «поймать» нужный звук.
Использование ИКТ в работе с дошколятами формирует у них навыки компьютерной грамотности и разумного отношения к подобным играм. Интерактивные тренажеры являются эффективным средством для совершенствования речевого развития, если они подобраны с учетом особенностей ребенка.
Учимся составлять слова
«Собирайка»
Ребенку необходимо составить слово из звуков, предоставленных в правильной последовательности. На первом этапе можно использовать вспомогательный материал в виде картинок.
Например: называем звуки, а ребенок думает, какое слово из этих звуков получается: к, о, т; к, и, т; л, у, н, а; д, и, в, а, н.
«Зашифрованные послания»
Перед ребенком картинки, а также схемы слов (можно нарисовать на листочке и картинки, и схемы). Ему необходимо подобрать схемы к картинкам.
Например, у тебя есть карточки, который можешь понять только ты, ведь в них спрятаны слова. Подумай, какие слова здесь спрятаны, а в этом тебе помогут картинки.
Картинки: утка, окно, мама, рама, каша, луна, ложка.
«Забывалка»
Взрослый начинает произносить слово, ребенок должен его закончить.
«Мне нужна твоя помощь! Я забыла сегодня многие слова. Может, ты сможешь мне напомнить их? Я начну их произносить. А ты закончи за меня: па (па), кры (ша), лож(ка), поми (дор)».
«Рассыпанные слова»
Ребенку необходимо составить слово из звуков, предоставленных в неправильной последовательности. Чтобы малышу было проще, можно написать звуки на карточках.