Леонардо да Винчи. Универсальный человек

ПОСЛЕДНИЙ ПОКРОВИТЕЛЬ

Но Леонардо был уже живой легендой, чьё присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провёл на правах почётного королевского гостя. Он получил официальный титул “первого королевского художника, инженера и архитектора”, но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества. Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано Жаном Огюстом Домиником Энгром и другими художниками, написавшими полотна, где изобразили старого художника, умирающего на руках своего молодого покровителя.

Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалёку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары и соединённой с ним подземным тоннелем. Усадьба Клу сегодня выглядит так же, как в XVI веке и сохранила до наших дней кухню и большой зал, где да Винчи принимал высокопоставленных гостей. Эти помещения имеют практически тот же вид, какой имели при жизни Леонардо.

Титаны возрождения. ТИТАН ВОЗРОЖДЕНИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

Микеланджело Буонарроти —
великий ваятель, живописец, архитектор и поэт был
не только современником Леонардо и Рафаэля, но и
вечным соперником этих не менее знаменитых
мастеров. Однако по универсальности и размаху
творческих замыслов он превзошел своих
гениальных антиподов. Его искусство — вершина
итальянского Возрождения. Сущность образа
мыслей Микеланджело — вера

в безграничные возможности человека, его
интеллект и волю. Человек — творец своей судьбы и
самого себя, оттого фигура человека стала
основной темой искусства этого титана XVI века.

Свой художнический путь Микеланджело начал со
скульптуры. Его могучие фигуры стали символом
нового человека — героя-победителя, борца. Но
мастер возвел и немало архитектурных сооружений,
где скульптура играла ведущую роль (гробница
Медичи во Флоренции — наиболее известное из них).
Однако самое великолепное творение
Микеланджело-архитектора — собор Святого Петра
в Риме. Здесь же находится и самая значительная
работа зрелого мастера — фрески Сикстинской
капеллы, выполненные по заказу папы Юлия II.
Микеланджело работал над этим шедевром четыре
года. Грандиозная роспись в Ватикане была
исполнена им без помощников.

НЕПОКОРНЫЙ СЫН

Микеланджело Буонарроти родился в 1475
г. в небольшом городке Капрезе, неподалеку от
Флоренции. Его отец был подеста (городской
голова) в Капрезе и Кьюзи, а потом управляющим
таможней во Флоренции. Семья принадлежала к
знатному, но обедневшему роду. Детство будущий
гений провел в Тоскане, в Сеттиньяно, где у отца
было имение. Около 1885 г. юного Микеланджело
привезли во Флоренцию и отдали в латинскую школу.
Однако прилежанием ученик не отличался и часто
убегал с уроков. Уже тогда, по свидетельству
Вазари, Микеланджело стал посещать церкви, чтобы
посмотреть, как работают живописцы. Там он
впервые начал копировать картины. Но отец
Микеланджело посчитал, что художества не самое
достойное занятие для его сына, и нет никакой
разницы между скульптором и каменотесом. Потому
острый конфликт отца и сына кончился тем, что
тринадцатилетний Микеланджело бросил школу и
ушел в мастерскую известного художника Доменико
Гирландайо, хорошего, но прозаичного мастера, у
которого проучился около года.

18. Шлюз с раздвижными створками

Этот тип шлюза до сих пор используется практически на любом канале или водном пути. Дизайн Леонардо был эффективным, и выполнял свою работу точно так, как хотел изобретатель.

Шлюз состоял из двух створок, расположенных под углом 45 градусов, которые встречались в одной точке. Они напоминали по форме букву V. Когда встречный поток воды ударял в них, то створки плотно сдвигались.

В нижней части больших ворот Леонардо предлагал сделать маленькие шлюзовые ворота, запирающиеся на засов. Это позволило бы впустить столько воды, сколько нужно чтобы выравнять давление с обеих сторон больших ворот.

Леонардо и ПГМ

Кот да Винчи

Непосредственно сам Леонардо с католиками, святыми отцами и прочей страстно-верующей в Высшие силы шушерой старался связываться как можно меньше, однако его имя стало весьма широко известно среди вышеозначенных поцреотов Неведомой Хуйни в наши дни. В основном, сей трабл произошел благодаря проискам хитрого еврея Дэна Брауна, напейсавшего винрарную книгу «Код да Винчи», срывающую все покровы с тайных происков Ватикана от сотворения мира и до наших дней. Сам да Винчи фигурирует в книге чуть менее чем нисколько, однако, благодаря движущей силе ужаленных в жопу католиков стал также люто ненавидим, как и сам Браун.

Леонардо – художник

Замечание 1

Творчество Леонардо из небольшого тосканского города Винчи является одной из культурных вершин эпохи Возрождения.

Леонардо – разносторонний гений. Из семьи нотариуса и крестьянки. Он был блестящим художником, выдающимся инженером, опередившим свое время, конструктором различных машин, знатоком анатомии и физики, скульптором и архитектором, глубоким мыслителем и литератором. Леонардо – это воплощение всесторонне развитой личности, ее гуманистического идеала. Ум Леонардо да Винчи стремился к новаторству, пересмотру области естественных наук, к их симбиозу с искусством.

Многие из его грандиозных проектов и начинаний не были завершены по причине высокой требовательности к собственному творчеству и из-за неблагоприятных обстоятельств разного рода. Так неоконченной осталась работа «Поклонение волхвов»; погибла конная статуя миланского правителя Лодовика Сфорца в начале Итальянских войн, которую Леонардо создал в глине и планировал отлить затем в бронзе; практически разрушена фреска «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария в Милане. От многочисленных научных трудов остались только разрозненные заметки, в которых зафиксированы главные идеи, наблюдения, обрывки мыслей и поразительные рисунки, отразившие размышления и гениальные догадки ученого.

Наследие Леонардо положило начало искусству Высокого Возрождения, к нему относятся «Мадонна в скалах», изображение Моны Лизы – знаменитая картина «Джоконда», «Битва при Ангьяри», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и другие полотна, а также макеты механизмов

Осталось много рисунков Леонардо, которые сделаны сангиной, цветными мелками и пастелью, а также серебряным карандашом и мелом. Леонардо считается изобретателем пастели.

Леонардо начал писать «Трактат о живописи», работал над ним всю жизнь, но так и не закончил. В данном справочнике из нескольких томов Леонардо описывал как художнику воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективах, пропорциях, анатомии и геометрии, механике и оптике, о взаимодействии цветов и рефлексах.

Талантлив во всем

Леонардо да Винчи – незаконнорожденный сын нотариуса Пьеро и простой неграмотной крестьянки Катерины. Несмотря на это, он добился успехов, как талантливый художник и инженер-изобретатель, скульптор и выдающийся архитектор, умный писатель и много размышлявший философ, тонкий музыкант и дотошный анатом.

Прежде всего, неоценима роль художника в искусстве. Одна только его картина «Мона Лиза» поражает своим фантастическим таинством, сводит с ума дьявольской улыбкой не одно поколение.

Леонардо сумел применить новую технику, в которой в отличие от средневековых традиций, воплощены такие методики, как размытость линии, рассеяние света и сфумато – легкой дымки, смягчающей контрасты цвета. Это была новая ступень реализма.

Не все изобретения, открытые Леонардо при жизни, были доведены им до конца и оценены по достоинству современниками. Например, в технике изобретенный им колесцовый замок для пистолета стал популярным только к середине XVI века и применялся еще и в XIX веке.

Схема телескопа с 2 линзами, названная им зрительной трубой, доведена до логического завершения И. Кеплером в XVII веке.

Особую ценность представляют тысячи рисунков с пометками Леонардо да Винчи по анатомии и медицине, которые обогнали время на 3 века вперед и по многим параметрам превзошли Анатомию Грея, изданную в XIX веке.

Во времена Леонардо да Винчи считалось, что сердце служит только для согревания циркулирующей крови. После своих анатомических исследований он понял его истинную функцию, а именно перекачивание крови по всему телу. Некоторые анатомические структуры, такие как «замедлитель» Леонардо да Винчи и «арочная трабекула Леонардо», были названы в честь Леонардо.

Рисунки и описания работы сердца Леонардо да Винчи

Леонардо – ученый

Для современников Леонардо был человеком безумно смелым в своих оригинальных суждениях, практически еретиком, отрицавшим любые авторитеты, включая церковные, доверяющим только мысли, истинность которой подтверждена человеческой практикой.

Ученый по призванию Леонардо провел в свое время исследования в сфере конструирования летательных аппаратов. В процессе исследований он изучал полет и планирование птиц, разбирал строение их крыльев, и на этой основе разработал орнитоптер – летательный аппарат с машущими крыльями, но данный проект так и не был притворен в жизнь. Леонардо да Винчи создал парашют пирамидальной формы, модель спирального пропеллера, являющегося вариантом современного пропеллера.

Постоянные наблюдения за природой сделали его истинным знатоком в области ботаники. Леонардо первым сформулировал законы филлотаксии об управление расположением листьев на стебле, а также законы влияния гравитации и солнца на растения, открыл методику определения возраста деревьев по их годовым кольцам.

Леонардо был знатоком и в области анатомии. Он первый описал клапан правого желудочка сердца, проводил анатомирование, создал систему изображения внутренних органов и тела в поперечном разрезе.

Замечание 2

Особый интерес представляют его исследования в области геологии. Именно Леонардо сделал описание осадочных пород и объяснил морские отложения в итальянских горах.

Леонардо да Винчи конструировал каналы, плотины и шлюзы. Он изобрел башмаки для хождения по воде, спасательный круг, прибор для подводного перемещения, похожий на современный скафандр, перепончатые перчатки для плавания, машину для производства веревки, шлифовальную машину.

Витрувианский человек Сегодня

С 1822 года Витрувианский человек является частью постоянной коллекции Галереи Академии в Венеции, Италия. Поскольку рисунок слишком хрупкий, чтобы выставляться на обозрение, экспонат выставляется редко. Однако, даже будучи скрытым, рисунок остается ключевой частью их коллекции и, в конечном счете, одним из самых важных произведений итальянского Возрождения.

Витрувианский человек сегодня воспринимается уже не как символ идеальных пропорций мужского тела, а как обозначение нашего места во Вселенной. Композицию принято толковать так, что квадрат является символом материального мира. Центр фигуры как раз располагается в области паха человека, а вот круг – символ всего божественного, в том числе и нашего происхождения. Любопытно, что в отличие от фигуры в квадрате фигура в круге не размечена черточками, это может быть отсылкой к невозможности измерить божественное. А центр окружности размещается ровно на месте пупка человека. Так рождается символ двойственности человека: божественного и вместе с тем смертного. Леонардо да Винчи считал, что Бог сотворил наше тело, но мы сами может сделать его идеальным, тем самым в чем-то сравниваясь с творцом.

Фигуры в круге и квадрате можно трактовать, как динамику и спокойствие. Тем самым Леонардо да Винчи словно бы намекает нам о противоречивости духа и материи. Было бы слишком просто видеть в рисунке лишь двух людей, тут показана симметрия Вселенной в целом. Да и в пропорциях объемы круга и квадрата равны, что может говорить о возможности взаимного перехода материального в духовного.

Знаменитый рисунок часто используется в качестве символа Вселенной и симметрии человеческого тела

Гигантская реплика была изображена даже на льдах Северного Ледовитого океана в 2011 году, чтобы привлечь внимание к вопросам экологического равновесия

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 гг. Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Трагическим моментом краткой биографии Леонардо да Винчи можно назвать то, что последние годы своей жизни он провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.
  • Леонардо да Винчи сделал огромный вклад в инженерию и гидравлику, ученый изобрел велосипед, колесцовый замок, прожектор, катапульту и др.
  • Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в XIX–XX веках. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.
  • Жизнь Леонардо да Винчи, биография которого была полна невероятных событий, описана многими известными авторами – Д. Мережковским, В. Зубовым, М. Ландрус, Р. Джакобо, А. Гастевым и др. Многие из книг о художнике были созданы для детей.

Все интересные факты из жизни Леонардо да Винчи

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо чувствует, что его способности и круг интересов превосходят его КПД, и в 1482 году решается переехать в Милан. Герцог Лодовико Моро приглашает да Винчи ко двору в качестве постановщика представлений. Он разрабатывает звуковые и технические спецэффекты, придумывает художественную составляющую театрализации, изобретает механизм вращающейся сцены. Гений Леонардо настолько уникален, что ко двору пришлись его песенные (на зависть современным рэперам) и музыкальные импровизации (он не знал нот и играл на слух), он сочинял басни, выступал с бестиариями и «пророчествами», баловал публику фокусами, загадками и шарадами собственного сочинения.

Больше всего Леонардо хочется заниматься инженерным делом. Он берется за разработку военной техники и оружия. На бумаге его военные монстры кромсали человеческую плоть и были придуманы для устрашения врагов, между тем сам Леонардо да Винчи становится вегетарианцем и до конца жизни пропагандирует отказ от мяса из-за любви ко всему живому.

Леонардо имел много друзей, его ценили и уважали. Одной из важнейших работ, которую он провел в сотрудничестве со своими приятелями, стал чертеж «Витрувианского человека». Что касается художественного мастерства, то в миланский период он достигает пика своего совершенства. В эти годы Леонардо создает произведения «Дама с горностаем», «Портрет музыканта» и «Портрет юной невесты». По заказу герцога Лодовико Леонардо расписывает стены церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Там создается одно из главных произведений его жизни — «Тайная вечеря». За работой художника мог наблюдать каждый желающий — акт творчества в эпоху Возрождения превращался в перфоманс. А работал да Винчи очень оригинально, его то душили приступы неистового желания писать, то вдохновение покидало автора, и он уныло сидел рядом со своим творением, ничем не занимаясь, на современный манер, прокрастинируя. В этот раз он закончил произведение, и оно получилось совершенным.

Математика

Хотя все мы думаем о Леонардо да Винчи в первую очередь как о художнике, сам он считал себя скорее учёным. Особенно ему нравилась строгость математики и геометрии. В своих картинах да Винчи пользовался математическими принципами линейной перспективы, чтобы создать на плоской поверхности иллюзию глубины. Это можно увидеть в его картине «Благовещение» и в «Тайной вечере».

«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи. 1495–1498 годы

В своё время Леонардо пытался найти способ построения при помощи циркуля и линейки квадрата, который был бы равновеликим данному кругу по площади (к слову, эта задачка не решена до сих пор). Для поиска решения мастер использовал математический метод золотого сечения, нарисовав «Витрувианского человека». Также да Винчи применил золотое сечение и в своей самой знаменитой картине «Мона Лиза», создав гармоничное полотно.

Могучая кучка. Знаменитая “Могучая кучка” (состав, главная идея)

Так называемая «Могучая кучка» (состав которой был совсем небольшим) – это союз русских композиторов, который сложился в конце 50-х-начале 60-х годов 19 столетия. Ее еще называли «Новой русской музыкальной школой» или Балакиревским кружком. Само же название привилось с легкой руки критика Стасова В.В. и привилось мгновенно, превратившись в общепринятое название союза. За границей его именовали «пятеркой».

Кто входил в «Могучую кучку»? Балакирев М.А., Бородин А.П., Мусоргский М.П., Кюи Ц.А. и Римский-Корсаков Н.А. Эти талантливые композиторы стремились найти новые формы, в которых смогли бы воплотить образы из русской современности и родной истории, а также способы сделать свою музыку более близкой и понятной широкой публике. Воплощением такого подхода стали оперы Бородина «Князь Игорь», Римского-Корсакова «Псковитянка», Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов». Именно народные сказки, эпос, национальная история и народный быт становились источниками вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов.

История сообщества

Итак, «Могучая кучка», состав ее и история создания. В 1855 году из Казани в столицу приезжает молодой Милий Алексеевич Балакирев, выступает с большим успехом как пианист, любим публикой, знакомится с Владимиром Васильевичем Стасовым (знаменитый критик, историк, искусствовед и археолог, был связан дружбой со всеми крупнейшими русскими художниками и музыкантами, был помощником, советником и пропагандистом их произведений). Через год Балакирев знакомится с Цезарем Антоновичем Кюи. Тот учился в Военно-инженерной академии, но безумно любил музыку, и потому так увлекся смелыми взглядами и предложениями нового знакомого, что написал оперы «Кавказский пленник», «Сын мандарина» и скерцо для фортепиано.

Чуть позже «Могучая кучка» (состав: Балакирев, Стасов, Кюи) пополнилась за счет присоединения Модеста Петровича Мусоргского, гвардейского офицера Преображенского полка, осознавшего, что его призвание – музыка. Он выходит в отставку, занимается музыкой, литературой, философией, историей, увлекается взглядами новых друзей. В начале 60-х годов «Могучая кучка» (состав на тот момент: Балакирев, Кюи, Стасов, Мусоргский), которой симпатизировал и Даргомыжский, обогащается с приходом Александра Порфирьевича Бородина и Николая Андреевича Римского-Корсакова. Бородин был в музыке самоучкой, но самоучкой разносторонним и очень прилежным. Еще во время учебы в Медико-хирургической академии он играл в разных любительских ансамблях на виолончели, написал несколько камерных сочинений. Его эрудицию и яркое дарование очень быстро понял и оценил Балакирев. Ну а Римский-Корсаков уже был сложившейся в музыке фигурой, гением, произведения которого публика очень любила.

Главные идеи «кучки»

Именно жизнь, чаяния и интересы русского народа стали главной темой в творчестве членов кружка Балакирева. «Могучая кучка» композиторов (состав их не ограничивался пятеркой, потому что многие именитые сочинители того времени были знакомы или дружны с «кучкистами») записывала, изучала образцы народного творчества и фольклора, вплетала народные песни и сказания в «серьезную» симфоническую музыку и оперы. Примеры таких шедевров – «Снегурочка», «Хованщина», «Царская невеста», «Борис Годунов». Важным оказался и восточный элемент, мелодии иных народов – украинцев, грузин, татар, испанцев, чехов и многих других. Это «Исламей», «Тамара», «Князь Игорь», «Золотой петушок», «Шехерезада».

Изобретения Леонардо да Винчи

re id=”attachment_681″ aria-describedby=”caption-attachment-681″ style=”width: 800px” class=”wp-caption aligncenter”>Леонардо да Винчи — художник, архитектор, анатом, гидравлик, инженер, декоратор, сочинитель загадок, ребусов и басен, музыкант и теоретик живописи

Тот Леонардо, которого мы узнаём из его заметок, — это архитектор-проектировщик, анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

Вот лишь некоторые из его изобретений и разработок:

  • Подводная лодка и аппараты для погружения под воду — предшественники современных батискафов и скафандров.
  • Аппарат для работ в открытом космосе — именно на основе чертежей Леонардо в NASA создали первого космического робота.
  • Летательный аппарат тяжелее воздуха (прообраз самолёта), вертолёт, парашют.
  • Бронированная машина (танк), катапульта.
  • Велосипед.
  • Шарикоподшипник.
  • Телескоп.
  • Колесцовый замок для пистолета. Одно из немногих изобретений, реализованных при жизни мастера. Этот замок был настолько удобен, что его применяли вплоть до XIX в.

Из трактата Леонардо о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Но, как уже говорилось, в те времена не было достаточной базы для доработки изобретений — ни материалов, ни двигателей, ни горючего.

Он также спроектировал мост через бухту Золотой Рог по заказу турецкого султана Баязета II. Правитель отказался от проекта, но подобный мост был возведён уже в наши дни в Норвегии, правда, в уменьшенном масштабе. Не исключено, что когда-нибудь проект Леонардо да Винчи будет воплощён в жизнь и там, где его задумывал построить великий мастер.

Скромный гений

Объединяя теорию и практику, Леонардо да Винчи создал множество изобретений для военных целей, включая подводную лодку, и экспериментировал с чертежами летательных аппаратов.

В знаменитом письме, адресованном Герцогу Миланскому Лодовико Сфорца (предположительно, написанном в начале 1480-х), рассказывая о своих талантах будущему герцогу, мастер делает упор на свои способности в качестве военного инженера. Письмо начинается так: «Изучив и проверив достаточное количество экспериментов, проведенных теми, кто называет себя экспертами и изобретателями военных машин, и обнаружив, что их машины почти не отличаются от уже существующих, я имею смелость, без намерения причинить кому-либо вред, обратиться к Вашему Сиятельству, чтобы раскрыть вам мои секреты и продемонстрировать, к вашему удовольствию, вещи, коротко перечисленные ниже».

Далее в десяти коротких абзацах Леонардо да Винчи перечисляет, чем он может послужить герцогу. В числе прочего он пишет, что может строить мосты, туннели, крепости и «конструировать осадные орудия и мортиры, одновременно красивые и практичные, полностью отличающиеся от используемых ныне». Поразительно то, что о своих художественных талантах гений очень скромно упоминает только в самом последнем абзаце: «В мирные времена, полагаю, я тоже мог бы служить вашему удовольствию, будь то архитектура, а именно — строительство публичных или частных зданий, или перенос воды с одного места на другое. Я могу создавать скульптуры из мрамора, бронзы и терракоты. Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других».

Чем же была вызвана такая скромность? Дело в том, что в Средние века художников считали не более чем умелыми ремесленниками, и такое отношение к ним сохранялось и большую часть Раннего Возрождения. И лишь во времена Высокого Возрождения люди искусства стали особой кастой интеллектуалов, вхожих в высшие слои общества. На протяжении десятилетий художники настаивали на том, что их труд должен считаться интеллектуальным, поскольку головой они работают в той же мере, что и руками. Для того, чтобы их творения были правдоподобными и натуралистичными, живописцам приходилось становиться исследователями и изучать человеческую анатомию, математику, геометрию и линейную перспективу.

6. Бронированная машина

Если самоходная тележка – «прабабушка» современных автомобилей,  то бронированная машина – безусловно, «прадедушка» современных танков.

Бронированный автомобиль должен был иметь экипаж из 8 человек внутри корпуса. Кроме того, на массивной круглой платформе должны были располагаться множество легких пушек. При этом их наводчик имел поле обзора в 360 градусов, находясь в прицельной башне наверху. Леонардо да Винчи даже думал о включении лошадей в управление своей машиной, но затем отказался от этой идеи из-за неконтролируемой природы животных.

Вопросы вызывает расположение коленчатых систем броневика, которые, по-видимому, движутся в противоположных направлениях. Из-за этого машина просто не может двигаться. Некоторые историки полагают, что это могло быть преднамеренным решением, поскольку «пацифист» да Винчи не желал, чтобы его военные машины использовались для реальных боевых действий. Несколько странное предположение, ведь тот же да Винчи создал проект-предшественник современных пулеметов и гигантский арбалет.

Краткая биография

  1. В 1466 г. во Флоренции Леонардо поступает в мастерскую художника Андреа дель Верроккьо в качестве подручного. Молодой подмастерье обучался вместе с Перуджино, Аньоло ди Поло и пр., познакомился с Сандро Боттичелли, Гирландайо и другими известными мастерами. Помимо рисования он изучал черчение, скульптуру, моделирование, гуманитарные науки и приобретал важные технические навыки.
  2. В 1473 г. Гильдией Святого Луки Леонардо да Винчи была присвоена квалификация мастера.
  3. Примерно в 1475 г. Верроккьо совместно со своим учеником закончил работу над картиной «Крещение Христа» для бенедиктинского монастыря. Леонардо мастер доверил написать на картине одного из ангелов, и тот справился настолько великолепно, что превзошёл своего учителя. После этого Верроккьо перестал заниматься живописью.
  4. Ещё работая в мастерской Верроккьо, примерно в 1472-1475 гг., молодой художник создаёт одну из первых своих картин – «Благовещение».
  5. В 1476 г. у Леонардо появляется собственная мастерская во Флоренции.
  6. В 1481 г. художник получил первый большой заказ – монахи-августинцы из монастыря Сан Донато в Скопето попросили Леонардо написать алтарный образ «Поклонение волхвов». Картина осталась незаконченной, т.к. через год мастер вынужден был уехать, и монахи, не став дожидаться его возвращения, обратились к другому мастеру.
  7. В 1482 г. по просьбе Лоренцо Медичи Леонардо отправился в Милан к герцогу Лодовико Сфорца в качестве придворного инженера. Лодовико заказал да Винчи статую, посвящённую своему отцу, Франческо Сфорца. Она должна была стать самой большой конной статуей в мире. Глиняную модель для этой статуи Леонардо выполнил в 1490 г.
  8. В 1483 г. художник приступил к картине «Мадонна в скалах».
  9. В 1489-1490 гг. была написана картина «Дама с горностаем».
  10. Также в 1490 г. Леонардо выполнил свой знаменитый рисунок «Витрувианский человек». Это была иллюстрация для книги об античном римском архитекторе Витрувие.
  11. В 1490-1491 гг. для правителей Милана художник написал картину «Мадонна Литта». Впоследствии картина попала к миланскому семейству Литта (отсюда и название), в коллекции которого пробыла долгое время.
  12. С 1495 по 1498 гг. мастер работает над фреской «Тайная вечеря» в миланском доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. Фреска расположена на задней стене в монастырской трапезной.
  13. В 1499 г. Леонардо уезжает из Милана, т.к. город захватывают французы.
  14. В 1502-1503 гг. возвращается во Флоренцию, служит придворным архитектором у Чезаре Борджиа.
  15. Во Флоренции художнику заказывают написать батальную сцену на стене во дворце Синьории. Темой фрески Леонардо выбрал сражение при Ангиари. Примечательно, что противоположную стену должен был расписывать Микеланджело. Оба мастера представили на суд публики подготовительные картоны, которые произвели сильнейшее впечатление, это были шедевры. По ряду причин фреска Леонардо не была закончена и в дальнейшем не сохранилась, а Микеланджело к самой росписи так и не приступил.
  16. В период между 1503 и 1505 гг. Леонардо да Винчи создаёт свою самую известную картину – «Мона Лиза».
  17. В 1506 г. художник снова прибывает в Милан и поступает на службу к французскому королю. В этот период маэстро изучает строение глаза человека, создаёт эскизы для памятника Джакомо Тривульцио.
  18. В 1512 г. Леонардо приезжает в Рим, где проводит 4 года. Ему покровительствует папа Лев X (Джованни Медичи).
  19. В 1513-1516 гг. маэстро работает над картиной «Иоанн Креститель».
  20. В 1516 г. художник вместе со своим учеником Франческо Мельци по приглашению французского короля Франциска I уезжает во Францию и поселяется в замке Кло-Люсе, где и проводит последние годы своей жизни, работает в качестве инженера, архитектора и распорядителя придворных празднеств. Франциск I назначил мастеру годовую ренту, подарил виноградники и предоставил полную свободу действий. Это был счастливый, но недолгий период в жизни Леонардо. За 2 года до смерти художник тяжело заболел, у него онемела правая рука, и он с трудом мог самостоятельно передвигаться.
  21. 5 мая 1519 г. в возрасте 67 лет Леонардо да Винчи скончался.

Леонардо Да Винчи

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий