Адаптация в психологии

Этапы адаптации персонала

В каждой компании существует своя программа адаптации персонала. Процесс адаптации персонала, как правило, включает следующие этапы:

  1. Подготовительный.На данном этапе происходит представление новичка сотрудникам компании, организация его рабочего места, назначение куратора, документальное оформление. Также сюда может входить знакомство с историей компании, ее структурой, миссией, целями и задачами, продукцией, нормами, порядками, правилами корпоративной культуры.
  2. Обучение.Данный этап включает в себя теоретическую подготовку к основной работе, знакомство непосредственно со своими функциональными обязанностями и требованиями.
  3. Практические задания.Новичку предлагают включиться в реальный рабочий процесс сначала в качестве наблюдателя, затем самостоятельно.
  4. Принятие решения о прохождении испытательного срока.На данном этапе подводятся итоги работы нового сотрудника, анализируются его сильные и слабые стороны, успехи и неудачи и принимается решение касательно его дальнейшей судьбы – прошел он успешно испытательный срок и остается работать либо провалил его и уходит из компании.

Главное правило адаптивности

В течение следующих 12 лет Мадди и его команда из Чикагского университета изучали сотрудников подразделения телефонной компании Illinois Bell. Они следили за сотнями людей и контролировали все, что можно: cчитывали показатели артериального давления, когда рабочие переходили из одного помещения в другое; наблюдали, как ушел один босс и пришел новый.

Когда случился распад компании, через шесть лет после его исследования около половины людей были уволены, а другая половина осталась. Мадди и его команда продолжали следить за обеими группами в течение следующих шести лет.

Большинство людей, независимо от того, сохранили ли они работу или потеряли ее, не смогли справиться с новыми обстоятельствами. Были разводы, инсульты, самоубийства, почечная недостаточность, сердечные приступы, алкоголизм, наркомания и компульсивные азартные игры.

Но треть людей в обеих группах не просто выжили — они продолжили развиваться. Те, кто остался в Illinois Bell, стали лидерами в изменившейся организации. Уволенные же поднялись по карьерной лестнице в других компаниях.

Самым удивительным было то, насколько обычными были люди, которые смогли адаптироваться. На бумаге они выглядели, как все, не считались умнее, образованнее, счастливее, не имели каких-то необычных врожденных способностей. Их, по мнению психолога, выделяло «экзистенциальное мужество». Пока одни пытались прийти в норму, рефлексировали, переживали, треть «адаптивных» сделала шаг вперед, не задавая себе лишних вопросов.

Роксана Коэн Сильвер из Калифорнийского университета в Ирвине обнаружила, что две из трех скорбящих вдов, жертвы терроризма, жестокого обращения с детьми и стихийных бедствий будут искать смысл в произошедшем. Они пытаются найти объяснение своим страданиям. На протяжении десятилетий психологи полагали, что это универсальная реакция на травмы.

В ходе исследования Сильвер обнаружила, что одна из трех пострадавших от травм не будет искать причину произошедшего, так как это нельзя изменить. Именно эта треть оказывается наиболее приспособленной.

Когда большинство сотрудников Illinois Bell искали причину, по которой произошли изменения, другие двигались дальше. Когда исследователи спросили сотрудников об их планах, их образ будущего во многом совпадал с прошлым. Они хотели вернуться в место, которое больше не существовало.

Люди в адаптивной трети были другими. Они также спросили себя, что означает это изменение. Но вместо того, чтобы пытаться понять, почему это произошло именно с ними, они стали думать, как действовать теперь.

Откажитесь от привычных поведенческих паттернов

Начните выполнять привычные вещи по-новому. Можно начать с бытовых ситуаций: приготовление завтрака, дорога до работы, физические упражнения в спортзале, алгоритм уборки. Задайте себе вопрос: как это можно сделать иначе?

Рискуйте

Иногда риск может быть оправданным. Безусловно, не стоит подвергать себя серьезной опасности и намеренно лишать себя дома, семьи, работы и так далее. Например, попробуйте увеличить объем поставленной задачи и уменьшить срок ее выполнения. На первый взгляд, это покажется маловозможным. Но в такой стрессовой ситуации вы начнете думать иначе и будете искать новые способы решения.

Окружайте себя прогрессивными людьми

Писатель Генри Клауд в своей книге «Сила других. Окружение определяет нас» подробно объясняет, как даже малознакомые люди могут влиять на наши взгляды. Поэтому чем больше вы общаетесь с людьми с открытыми взглядами, тем сильнее расширяется ваша картина мира.

Постоянно осваивайте новые навыки

Человеческий мозг обладает уникальной особенностью — гибкостью. Она, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянному развитию, так образуются новые поведенческие паттерны.

Реже пользуйтесь навигатором

Если вам нужно найти новый адрес, постарайтесь ориентироваться в новом месте без навигатора, который указывает вам путь. Запомните фотографию этого места, вход, ориентируйтесь по названиям улиц и номерам домов. Так вы развиваете пространственное мышление.

Социальная адаптация

Понятие социальной адаптации рассматривается двояко:

  1. Как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
  2. Как результат активного приспособления.

Характер социальной адаптации непрерывный и связан с тем, что периодами происходит кардинальная смена деятельности индивида и его социального окружения.

Можно выделить два типа адаптационного процесса:

  1. Тип активного воздействия на социальную среду.
  2. Тип пассивный. Он характеризуется конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Принятие индивидом социальной роли является важным аспектом социальной адаптации – это один из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность этой адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Недостаточно развитое представление о себе может привести к нарушениям социальной адаптации или крайнему её выражению – аутизму.

Замечание 2

Таким образом, можно дать следующее определение социальной адаптации: это приведение к системе норм и ценностей, господствующих в данном обществе, как индивидуального, так и группового поведения.

Её осуществление происходит в процессе социализации и с помощью механизмов социального контроля, которые включают меры общественного и государственного принуждения. В результате ускорения темпов социальных изменений, значение социальной адаптации все больше возрастает. Эти изменения могут затрагивать такие стороны жизни общества, как миграции, возрастные изменения, быстрое промышленное развитие и др.

Все три уровня адаптации между собой очень тесно связаны, они непосредственно влияют друг на друга и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.

Адаптация, с одной стороны, это свойство любой живой саморегулируемой системы, которая обеспечивает её устойчивость к условиям внешней среды, а с другой стороны – это динамическое образование рассматривается как процесс приспособления к условиям внешней среды.

Адаптация в детстве

Один из самых ответственных этапов в жизни любого человека. Психологическую адаптацию к школе прошел каждый из нас.

Поступление в это учебное заведение – волнительный и трудный период, причем как для первоклассника, так и для его родителей. Меняется все: начиная от социальной ситуации и заканчивая кругом общения ребенка. К нему возрастают требования, существенно расширяется круг обязанностей. И то, насколько успешной будет психологическая адаптация к обучению, определит его успеваемость, самочувствие и даже здоровье.

Психологи возраст 6-7 лет называют кризисным. Именно на этот этап приходится формирование потребностей в инициативе, активности и самостоятельности. Ребенок теряет свою непосредственность, у него начинает формироваться самооценка, он пробует себя в роли школьника, ученика. Игровая деятельность отходит на задний план, на передний выходит учеба. Естественно, что ребенок начинает стремиться к независимости

К тому же именно в этот период активно развивается словесно-логическое мышление, внимание и память

Вдобавок ко всему этому ему приходится еще и приспосабливаться к непривычным условиям. Знакомство с одноклассниками, выстраивание отношений с учителем, необходимость терпеливо сидеть на месте в течение длительного времени и соблюдать дисциплину. Для ребенка это очень сложно, поскольку все перечисленное требует организованности и ответственности.

Неудивительно, что трудности выливаются в такие последствия, как плохой аппетит, повышенная утомляемость, головные боли, капризность, подавленность, частые перепады настроения, случается даже злоба и отрицательное отношение к учебе.

Чтобы этого не случилось, родители и учителя должны помочь ребенку

Уважение, любовь, поддержка, а также грамотное объяснение происходящего простыми словами – это очень важно. Как правило, в течение двух-трех месяцев дети вливаются в школьную жизнь

Типы расстройств и методы их устранения

Нарушения проще заметить по неспособности индивида к адаптации в группе. Психология и психиатрия, как смежные области, используют одинаковые диагностические критерии, представленные в Международной классификации болезней:

  • снижение внимания и концентрации;
  • потеря возможности заниматься привычными делами;
  • навязчивые мысли, чрезмерная озабоченность ситуацией;
  • потеря интереса к работе и хобби;
  • отказ от социальных контактов.

В качестве средств диагностики используют тесты, интервью, психометрические исследования. По результатам больному назначают лечение. Чаще используют психотерапевтические методы и лекарственные препараты:

Анксиолитики — Феназепам и его аналоги. Они снижают тревожность, нормализуют сон и пищеварение

Могут вызывать привыкание, поэтому используются осторожно, в малых дозах. При появлении побочных эффектов назначение препарата отменяют.
Антидепрессанты — Флуоксетин, Пароксетин, Сертралин

Нормализуют выработку гормонов, регулируют работу нервной системы. Препарат подбирается индивидуально. При приеме лекарственного средства больной должен вести дневник наблюдений, отмечать изменения своего эмоционального состояния.

Профессиональные психотерапевтические методы лечения — гипнотерапия, аутогенные тренировки, когнитивные упражнения.

Чтобы самостоятельно повысить способности к привыканию, необходимо выбирать методики, которые повышают стрессоустойчивость и активируют компенсаторные возможности организма. Больше всего для этого подходит аутотренинг, медитация, занятия йогой. Упражнения, снимающие мышечную напряженность, влияют на жизнедеятельность, эмоциональное состояние, снижают риск развития дезадаптации.

Симптомы расстройства адаптации

Симптомы расстройства адаптации появляются после стрессового события, и некоторое время беспокоят человека. Среди них:

  • тревожность в гипертрофированной форме, при которой у человека появляются неприятные ощущения и чувства;
  • депрессивное настроение, которое сохраняется в течение длительного периода времени;
  • соматические проявления (учащенное сердцебиение, ощущение «камня» в груди, чрезмерная потливость, головная боль, чувство жжения в области живота и грудной клетки);
  • слабость и усталость;
  • снижение массы тела из-за постоянного отсутствия аппетита;
  • проблемы со сном (поверхностный сон, страшные сновидения, частые пробуждения, ранний подъем, чувство усталости после сна).

Для всех типов адаптационного расстройства характерны изменения в поведении, эмоциональная нестабильность, нарушение социальных контактов. При этом сам больной не признает негативный характер имеющихся изменений и не обращается к врачу за профессиональной помощью. 

Стадии и классификация болезни

Принято говорить о трех стадиях расстройства адаптации:

  1. Субклинических проявлений – больного беспокоят соматические симптомы. Он жалуется на головные боли, плохо спит. Наблюдаются перепады настроения, эмоциональная нестабильность. 
  2. Симптоматических проявлений – присутствует симптоматика, характерная для определенного типа расстройства адаптации.
  3. Редукции симптомов – происходит нормализация процессов адаптации.

За последние несколько десятилетий понятие «расстройство адаптации» прочно обосновалось в психиатрии. Впервые оно появилось в классификации DSM-III и в дальнейшем стало рассматриваться как самостоятельное заболевание.  

В классификации DSM-IV обозначена рубрика «Расстройство адаптации» и описаны основные диагностические критерии, по которым необходимо дифференцировать патологический процесс. 

  • В течение 3-х месяцев после начала стрессовой ситуации появляется реакция на стресс. 
  • Имеют место симптомы, выходящие за рамки ожидаемой реакции на стрессовые обстоятельства, или появляются проблемы в профессиональной и социальной сферах.
  • Расстройство не является следствием чрезвычайного происшествия.

Симптоматика расстройства продолжается не больше 6 месяцев.

  Принято выделять несколько типов расстройства адаптации:

  • с депрессивным компонентом;
  • с тревожностью;
  • со смешанными тревожно-депрессивными расстройствами;
  • с нарушениями поведенческих функций;
  • со смешанными нарушениями эмоциональной стабильности и поведения;
  • неопределяемое расстройство.

Виды научения

Метод проб и ошибок. Встречается у животных и людей и состоит в том, что индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его. Постепенно отказываясь от неэффективных действий, он находит решение задачи.

Формирование реакций. Своеобразный метод «дрессировки», в котором правильная реакция подкрепляется эмоциональным или физическим вознаграждением. Считается, что быстрота обучения детей первым происходит именно путем формирования реакций. Как только ребенок начинает произносить какие-то членораздельные звуки, лепет «ме-ме-ме» вызывает восторг окружающих и особенно матери, которой кажется, что малыш зовет именно ее.

Научение путем наблюдения. Множество форм социальной активности человека основано на наблюдении за поведением окружающих. Подражание – это способ научения, при котором действия окружающих воспроизводятся без понимания их значения. А при викарном научении индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения, включая понимание его последствий. Так люди подражают знаменитостям, героям фильмов и людям из реальной жизни.

Латентное научение. К нам постоянно поступают сигналы из окружающей среды, часть которых мы осознаем, часть воспринимаем менее четко, а часть не осознаем вообще. Таким образом в мозгу создаются своего рода карты окружающей среды (или когнитивные карты), при помощи которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватной в новой ситуации или при изменении привычных обстоятельств. Это подтверждает эксперимент на крысах, наученных в лабиринте находить дорогу к пище. Однако когда лабиринт залили водой, крысы добирались к пище тем же путем, но уже вплавь (то есть, используя совершенно другие двигательные реакции).

Инсайт. Определенные фрагменты информации, полученные в разное время и как бы разбросанные в памяти в определенный момент объединяются и применяются в новой ситуации. Инсайт сходен с творчеством в том, что решение приходит спонтанно и является оригинальным.

Научение путем рассуждений. Рассуждения используются в том случае, когда у человека нет готового решения, а использовать метод проб и ошибок неэффективно. Как и при любых других формах научения, результат, полученный путем рассуждения, обычно использует во всех последующих жизненных ситуациях.

Нарушения

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

При неблагоприятном стечении обстоятельств возникает дезадаптация. Происходить она может по разным причинам. При девиантной форме поведения человек выбирает пути достижения цели, которые не одобряются социальной группой.

Неконформисткий тип проявляется в отказе следовать принятым установкам, а новаторский – направлен на поиск новых решений. Оба варианта могут появиться в разном возрасте.

Благодаря девиантной форме поведения, человечество смогло активно развиваться

Патологическая дезадаптация может трактоваться как серьезное нарушение психики. Она развивается на фоне органических поражений, отклонений в физическом здоровье. От такой личности не стоит ждать адекватных поступков.

Необходимо различать девиантную и патологическую форму поведения, так как это разные процессы. Они, связанные между собой, оказывают влияние на индивида. Легкая дезадаптация появляется в момент конфликта между внутренними ценностями и условиями окружающей среды.

Человек либо преодолевает проблему, либо получает депрессию, апатию, неврозы. В психологическом плане противостояние приносит серьезный дискомфорт, но после решения конфликта индивид получает качественные преобразования в психике.

Определить вид, способность к адаптации, что это такое кратко, может не каждый человек. Под термином понимают важные механизмы, которые обеспечивают нормальное существование социума в мире.

Причины

Для развития расстройства адаптации необходима индивидуальная предрасположенность и физическое или психологическое стрессорное воздействие. Стрессом в психологии называют состояние напряжения адаптационных механизмов. Стрессоры могут быть единичными, множественными и продолжительными по времени. Стрессоры не всегда являются психотравмирующими событиями, но могут послужить причиной нарушения адаптации. К типичным стрессорным ситуациям относятся проблемы во взаимоотношениях, в профессиональной деятельности, возникновение чрезвычайных ситуаций и др.

Нередко расстройство адаптации возникает у людей, во время прохождения военной службы, например в армии. Не каждый человек способен легко адаптироваться к новым условиям. Если солдат не способен самостоятельно пройти адаптацию к вынужденным изменениям, то можно говорить о расстройстве адаптации.

Трудно выделить единую причину, послужившую развитию расстройства у военнослужащих. Как правило, на его возникновение влияет совокупность факторов.

Расстройства адаптации широко распространены у детей (до 25% всех психических расстройств). Изменения в системе образования, сильные учебные нагрузки, изменение режима питания и др. факторы повышают уровень невротизации и могут приводить к ухудшению социальной адаптации школьников.

Примеры

Процесс адаптации сопровождает человека всю его жизнь с самого рождения. Так, появившийся на свет ребенок является биологическим организмом, полностью лишенным опыта существования в мире и взаимодействия с окружающими людьми.

По мере взросления новорожденный осваивает первые социальные приемы общения: улыбка, смех, требование внимания, проявление расположения и т.д.

В дальнейшем получая информацию от родителей и других людей, ребенок приспосабливается к окружающим его обстоятельствам и учится соотносить свои потребности с требованиями окружающей среды.

Важным этапом в детстве является поступление в детский сад. Здесь приобретаются навыки коммуникации, сотрудничества, послушания и т.д.

В дальнейшем ребенок попадает в школу, где он оказывается перед необходимостью осуществления познавательной деятельности, выстраивания отношений с одноклассниками и учителем.

Если в детском саду все требования в основном сводились к послушанию и соблюдению общего распорядка, то в школе возникают обязанности, подлежащие оценке со стороны других членов общества.

Во взрослой жизни переходными этапами становятся такие события, как начало профессиональной деятельности, смена коллектива, служба в армии, перевод на другую должность, начало семейной жизни, появление детей и т.д.

Каждый новый жизненный этап требует умения проявлять адаптивное поведение, приспосабливаясь к изменившимся условиям.

Профессиональная адаптация

Это еще одно понятие, заслуживающее внимания. В данном случае выделяют другие психологические особенности адаптации. Это обусловлено обстоятельствами внутреннего и внешнего характера. Ведь в данном случае рассматривается процесс вхождения человека в профессиональную среду и взаимодействие с ней.

Что именно включают в себя факторы психологической адаптации:

  1. Особенности целей и содержания организации, используемые ею средства и технологии.
  2. Своеобразие социальных и трудовых условий, в которых люди работают.

Внутренние обстоятельства являются уровнем адаптационного потенциала. Внешние же, к которым относятся профессиональные сферы и предметные области, являются своеобразным «полем», на котором человеку и приходится себя реализовывать. Какие именно перед ним стоят задачи:

  1. Привыкнуть к «ритму» организации: к режиму, интенсивности деятельности, целям, средствам, технологиям.
  2. Адаптироваться к требованиям трудовой и производственной дисциплины, усвоить организационные правила и нормы.
  3. Освоить профессионально-ролевые социальные функции.
  4. Начать соответствовать своему социально-профессиональному статусу (педагог, медик, юрист и т.п.).
  5. Принять социально-психологические ролевые функции, неписаные нормы, ценности, правила, отношения в организации и трудовом коллективе.
  6. Влиться в те социальные обстоятельства, в которых и происходит профессиональная деятельность (политическая, правовая, этническая, религиозная сфера).

Все перечисленное требует определенного уровня подготовленности. Как правило, осуществление этих задач не представляют большого труда для человека, так как он уже знаком с социально-психологической адаптацией. Методика, конечно, несколько иная, поскольку обстановка отличается, но он как минимум знает, что его ждет.

Зачем необходима адаптация персонала в организации

Поскольку адаптация – «встроенный» в человека биологический и психологический механизм, он в большинстве случаев происходит сам собой

Может напрашиваться вопрос, зачем в таком случае заострять внимание на проблеме адаптации, разрабатывать ее программы, стремится повысить ее эффективность?. Действительно, человек чаще всего рано или поздно, так или иначе адаптируется к любым условиям или же адаптирует их под себя

Для этого ему нужно несколько факторов: достаточно времени, мотивация, воля к переменам и их естественные возможности. Но в процессе профессиональной деятельности все эти факторы могут слишком дорого стоить работодателю, поэтому он стремится максимально сократить и облегчить этот сложный процесс

Действительно, человек чаще всего рано или поздно, так или иначе адаптируется к любым условиям или же адаптирует их под себя. Для этого ему нужно несколько факторов: достаточно времени, мотивация, воля к переменам и их естественные возможности. Но в процессе профессиональной деятельности все эти факторы могут слишком дорого стоить работодателю, поэтому он стремится максимально сократить и облегчить этот сложный процесс.

СПРАВКА! Исследования показывают, что 9 из 10 уволившихся, не проработав и года, приняли это решение в свои первые дни нахождения на службе.

Физиологическая адаптация

В основе приспособления организма к изменению окружающих условий, лежит совокупность физиологических реакций, которые способствуют сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Физиологическая адаптация повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, атмосферному давлению и др. Чтобы понимать процесс саморегуляции организма и его взаимодействие с окружающей средой, большое значение имеет изучение физиологической адаптации.

Практический интерес представляют её исследования в связи с полетами человека в космос. Физиологическая адаптация к экстремальным условиям проходит несколько стадий:

  1. Явления декомпенсации, т.е. вначале преобладают нарушения функций.
  2. Неполное приспособление. Организм активно занимается поиском устойчивых состояний, которые соответствуют новым условиям среды.
  3. Фаза относительно устойчивого приспособления. Например, физиологическая адаптация к высоте. Тренировки к высотным условиям здесь будут играть большую роль, и помогать переносить большие перегрузки.

Хорошо известно, что тренированные люди с новыми трудными условиями справляются значительно лучше. Реактивность организма в физиологической адаптации имеет огромное значение – это исходное функциональное его состояние – возраст, тренированность, от них будут зависеть ответные реакции организма на разные воздействия.

Пластичность нервной системы дает возможность организму восстанавливать контакт и равновесие в изменившихся условиях. Те механизмы, которые раскрывают процесс физиологической адаптации, в какой-то мере позволяют понять и явления приспособления организма в ходе эволюции.

Проблемы с адаптацией в социуме

Они возникают у многих людей. И это называется дезадаптацией. Она случается в тех ситуациях, когда человеку не удается справиться с трудностями новых для него условий, самоутвердиться и наладить отношения с окружающими. Ему сложно занять комфортную позицию.

Проблемы возникают по двум причинам. Это либо внешние, средовые факторы (само общество), либо личностные особенности человека (неуверенность, отсутствие коммуникабельности и т.д.).

Первая причина не зависит от воли человека. А вот внутренние факторы – это в большинстве случаев вполне конкретная психологическая проблема. И человек, как правило, знает о ее наличии. Но либо не хочет, либо не может устранить.

Также сложности с адаптацией испытывают личности, которых общество систематически ущемляет, подавляет и предъявляет к ним завышенные требования. Из-за этого многие люди «ломаются», что зачастую приводит к психопатологии.

Самым явным признаком дезадаптации является болезненное переживание внутриличностных или межличностных конфликтов. И это становится причиной, из-за которой человек оказывается неспособен удовлетворять свои потребности или отвечать требованиям, предъявляемым социумом.

История открытия и изучения

Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.

В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.

Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.

Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий