Кризис 11 лет у ребенка возрастная психология

Стадии и классификация

По определению известного психолога Выготского Л.С., существуют 3 стадии кризиса подросткового возраста (фазы):

  1. Негативная фаза – негативная. Первый этап кризисного периода начинается в 9-10 лет. Ребенок начинает постепенно переходить к другой системе взаимоотношений с миром. Старые ценности постепенно утрачиваются, ломаются стереотипы. Возникают первые разногласия с родителями, появляется новый круг общения среди сверстников.
  2. Собственно кризис. Пик проявлений отмечается в 13-15 лет. Симптомы кризисного возраста самые разнообразные. Полностью меняются интересы, подросток пытается выразить свое мнение по любому поводу, ускользает от родительской опеки. Повышенная конфликтность проявляется в школе и дома.
  3. Посткризис, положительные сдвиги. Переходный возраст завершается. У подростка четко просматриваются ценности и предпочтения в общении. Заканчивается половое созревание, окончательно определяется место в общественной жизни. Подросток развивает свои интересы, определяется с профессией.

Длительность каждой фазы у каждого ребенка своя, различается и выраженность протестных настроений. При отсутствии должного контакта с родителями кризис задерживается во второй стадии и приводит к явным отклонениям в поведении.

При первых признаках девиантного (отклоняющегося) поведения у подростка и невозможности разрешить трудную ситуацию в пределах школы или семьи нужно обратиться к профессиональным психологам и психотерапевтам.

Специалисты клиники психического здоровья оказывают квалифицированную помощь подросткам и их родителям, помогают предупредить опасные деформации личности.

В зависимости от возраста ученые выделяют 2 критических периода подросткового кризиса:

  • Большой кризис при смене возраста от младшего школьника к младшему подростку. По времени соответствует предподростковому возрасту. Границы этого периода — от 8 до 12 лет. По определению американского психолога Стэнли Холла, это время перехода “от дикости к цивилизации”. Отечественные авторы Выготский и Эльконин называют младший возраст школьника “вторым периодом детства”.
  • Малый — переход от младшего подростка к старшему. Это кризисный возраст от 13 лет и старше до окончания взросления.

По преобладающему типу поведения подростков различают 2 основных варианта:

Кризис зависимости. Главная его характеристика — удивительное послушание ребенка. Подросток ведет себя как человек, полностью зависимый от мнения старших и более сильных, возвращается к детским привычкам и увлечениям.

Обращение к стилю поведения в младшем возрасте обеспечивает чувство защищенности и уверенности. Старая система отношений гарантирует благополучие в эмоциональном, физическом и материальном отношениях.

Кризис независимости. Его проявления общеизвестны. Таким подросткам присущи негативизм в общении, своенравность, протестные и бунтарские настроения. Всем своим поведением подросток показывает, что он уже не ребенок.

Далеко не всегда можно четко определить, какой тип кризиса и поведения преобладает у конкретного подростка. Его манера общаться и совершать определенные действия видоизменяется в зависимости от ситуации. Подростки обладают способностью приспосабливаться к непрерывно меняющимся обстоятельствам.

Особенности воспитания детей в 11 лет

Сейчас ребенку важно общественное одобрение и его трудолюбие на пике. Мальчики несколько отстают в развитии от девочек на этапе полового созревания

Поэтому, они в этом возрасте еще могут быть увлечены машинкам и играми, в то время как девочки уже задумываются о любви. Однако, важно знать как правильно воспитывать мальчика 11 лет, чтобы заложить в нем высокие моральные качества – ответственность, заботу о близких и более слабых, верность и честность. Родителям нужно знать, что основа воспитания – это собственный положительный пример отношений в семье, между друзьями  коллегами. Дети копируют наше с вами поведение и отношение к миру

Мальчики несколько отстают в развитии от девочек на этапе полового созревания. Поэтому, они в этом возрасте еще могут быть увлечены машинкам и играми, в то время как девочки уже задумываются о любви

Однако, важно знать как правильно воспитывать мальчика 11 лет, чтобы заложить в нем высокие моральные качества – ответственность, заботу о близких и более слабых, верность и честность. Родителям нужно знать, что основа воспитания – это собственный положительный пример отношений в семье, между друзьями  коллегами

Дети копируют наше с вами поведение и отношение к миру.

Что должен знать ребенок

Ребенка желательно научить самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия

Свое мнение озвучивать осторожно

К подростковому возрасту нужно уметь ухаживать за собой, своими вещами, выполнять гигиенические процедуры сознательно — мыть руки после посещения общественных мест, чистить зубы

Особенно важно следить за чистотой своего тела спортсменам, поскольку они находятся в постоянном контакте со сверстниками

Научить ребенка доверять можно только одним способом — доверять ему. Меняя свое поведение, реакцию, возможно поменять отношение ребенка к родителям, друзьям. Откровенно признавая свои ошибки, родители учат мальчика осознавать и признавать свои.

Дети являются зеркалом родителей, поэтому ошибки ребенка необходимо решать через изменение личного поведения, отношения к ситуации.

Проблемы переходного возраста

Переходный возраст так же может усугубляться рядом болезненных проявлений. Это связано с тем, что ряд органов и систем не поспевает за ростом подростка и поэтому не всегда справляется со своими функциями. Самые частые болезни пубертатного периода: 

  • прыщи, 
  • депрессия, 
  • нарушение работы вегетативной нервной системы (учащенное сердцебиение, пониженное давление, зябкость, непонятные боли в животе, повышенная утомляемость, раздражительность). 

Все эти недуги сходят на нет, когда минует переходный возраст.

Отдельно стоит сказать о прыщах. Они могут появляться как у мальчиков, так и у девочек на лице, спине, груди, а также на других участках тела.

Возникают они из-за увеличения выработки кожного сала, а также закупорки выводных протоков сальных желез. Но это проблема временная. Когда проходит период полового созревания, прыщи исчезают. В более сложных случаях специалисты рекомендуют обращаться к врачу-дерматологу, чтобы избежать пожизненных шрамов и рубцов. 

Девушек, усиленно следящих за своей внешностью, в пубертате могут волновать не только высыпания на теле и сальные волосы, но и увеличение веса (что связано с ростом скелета, увеличением мышечной массы и ростом жировых тканей). Для них это может превратиться в настоящую драму. Это чревато неоправданным отказом от пищи, что может привести к анорексии. А это опасно в первую очередь тем, что даже с восстановлением нормального веса тела в последующем, масса костной ткани восстановлению не подлежит. Родители должны убеждать в этих случаях своих дочерей, что хорошая фигура зависит не от голодания, а от занятий спортом.

Еще один недуг пубертатного возраста – так называемая юношеская депрессия. К ней приводят, с одной стороны, завышенные требования юных сынов и дочерей к своей личности, а, с другой, комплекс обесценивания ими собственных достоинств. Комплекс неполноценности (и отчаяние в той или иной степени от его переживания) – бич всех подростков. Подростковая депрессия может проявляться в двух формах: чувстве перманентной тоски и грусти (так называемая монодепрессия) и в биполярном состоянии, когда минорная фаза настроения резко сменяется мажорной, требующей активного действия. Мажорная фаза при пубертатной депрессии особенно опасна, так как чревата суицидальными попытками со стороны становящейся личности. Специалисты подсчитали, что о сведении счетов с жизнью задумывается каждый десятый подросток.

Родители должны пристально отслеживать признаки, которые могут сигнализировать о психически нестабильном состоянии ребенка. Резкие нарушения успеваемости, аппетита, апатия, замкнутость, отстраненность от окружающих, непредсказуемое поведение, агрессивность, вспыльчивость, асоциальное поведение, компьютерная зависимость – все это сигналы того, что ребенок находится в критическом состоянии. Правда, стоит подчеркнуть, что беспокоиться за судьбу своего чада стоит только в том случае, если все вышеперечисленные симптомы проявляются не поодиночке, а в совокупности.

В связи с психологией ребенка в пубертатном периоде, специалисты дают следующие советы как педагогам, так и родителям: 

– не стоит «переть напролом» в отношениях с подростком, стремясь «сломать» их, перестроить на собственный стиль поведения;

– тактика «коса на камень» должна уступить место эмпатическому подходу, то есть подходу, когда мы стремимся прочувствовать эмоции, которые обуревают подростка;

– ничего нет более оздоровительного для психики подростка, когда он чувствует, что его искренне пытаются понять и помочь;

– чаще хвалите подростков и ведите с ними философские разговоры «за жизнь», основываясь если не на многовековом опыте человечества, то хотя бы на собственном духовном примере;

– пытайтесь не насильно «впихнуть» своего подопечного на путь истинный, а найти к нему задушевный подход, заинтересовать его чем-либо, к чему у подростка есть склонности;

-будьте «на связи» с школьным классным руководителем, интересуйтесь обстановкой в классе;

-общайтесь с школьным психологом, задавайте вопросы, назначайте общие встречи с ребёнком;

-показывайте школьнику, что вы искренне уважаете его личность и доверяете ему, это дети ценят более всего и, как правило, открываются навстречу понимающей заботе со стороны взрослого;

– ведите себя с ребенком, который находится в пубертате, как со взрослым, равным себе, а не пытайтесь манипулировать им, подстраивая под собственные взгляды на «правильную» жизнь, ни в коем случае не кричите на него и не ругайте, это только приведет к замыканию подростка в самом себе и его озлобленности на мир.

Психологические особенности

Поведение
В возрасте одиннадцати лет дети отдаляются от семьи, приобретают самостоятельность. Из-за гормональных скачков и особенностей психологии младших подростков поведение их «портится», как и отношения с родителями. Подросток становится более эмоциональным и импульсивным, поэтому взрослым стоит быть осторожными в воспитании, чтобы не накалять и так шаткие отношения. Юноши могут агрессивно спорить с родителями, делать что-либо “назло”, показывая свою независимость

С девочками все проще, но они могут замкнуться, держать все больше и больше секретов, и вместе с этим сильно отдалиться от родителей.
Важно дать мальчику или девочке понять, как справляться со своими эмоциями, сохранить доверительные отношения и не развивать конфликты

Отношения со сверстникамиВ пубертатный период становятся важными романтические отношения, статус среди ровесников и самооценка. Среда, в которой живет и действует подросток, влияет на него, как позитивно, так и негативно. Приходят новые интересы, увлечения, слова, взгляды на мир. В 11-12 лет у детей меняется мировоззрение. Не стоит бояться новых взглядов школьника, ограничивая общение с друзьями и сверстниками. Однако нельзя забывать о том, что среда может быть калечащей и приносящей вредные привычки.

Задача родителей, не ставить жёсткие запреты в общении, но при этом контролировать круг друзей подростка, чтобы он не попал в «плохую компанию». Родителям нужно привить подростку мысль, что он ценен и важен как человек независимо от его статуса среди друзей, товарищей и одноклассников. Иначе ребенок будет всеми силами стараться доказать свою значимость, используя любые способы.

Родители – люди, которые любят и поддерживают, ценят и всегда помогут, помните об этом.

Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)

В это время ребенок получает новый социальный статус – школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение

И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем. Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения

Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.

В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д. При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания. Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.

О кризисе 7 лет подробнее читайте здесь

Источники

  • Surme K., Akman H., Cime Akbaydogan L., Akin M. Evaluation of Parents’ Knowledge and Attitudes Towards Pediatric Dental Practice during the COVID-19 Pandemic. // Oral Health Prev Dent – 2021 – Vol19 – N1 – p.271-277; PMID:33881290
  • Horacek U., Auer I., Thaiss H. . // Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz – 2021 – Vol64 – N4 – p.463-471; PMID:33871673
  • Vardi N., Zalsman G., Madjar N., Weizman A., Shoval G. COVID-19 pandemic: Impacts on mothers’ and infants’ mental health during pregnancy and shortly thereafter. // Clin Child Psychol Psychiatry – 2021 – Vol – NNULL – p.13591045211009297; PMID:33855857
  • Ghosh AK., Mecklenburg M., Ibrahim S., Daniel P. Health Care Needs in the Aftermath of Hurricane Maria in Puerto Rico: A Perspective from Federal Medical Shelter Manatí. // Prehosp Disaster Med – 2021 – Vol36 – N3 – p.260-264; PMID:33853696
  • Tang Q., Liu Y., Fu Y., Di Z., Xu K., Tang B., Wu H., Di M. A comprehensive evaluation of early potential risk factors for disease aggravation in patients with COVID-19. // Sci Rep – 2021 – Vol11 – N1 – p.8062; PMID:33850192
  • Desine S., Eskin L., Bonham VL., Koehly LM. Social support networks of adults with sickle cell disease. // J Genet Couns – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33847032
  • Shi J., Gao X., Xue S., Li F., Nie Q., Lv Y., Wang J., Xu T., Du G., Li G. Spatio-temporal evolution and influencing mechanism of the COVID-19 epidemic in Shandong province, China. // Sci Rep – 2021 – Vol11 – N1 – p.7811; PMID:33837241
  • Patel S., Dadnam C., Hewitson R., Thakur I., Morgan J. Fifteen-minute consultation: Recognition of sickle cell crises in the paediatric emergency department. // Arch Dis Child Educ Pract Ed – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33832961
  • Wang NL., Li SM., Wei SF. . // Zhonghua Yan Ke Za Zhi – 2021 – Vol57 – N4 – p.241-244; PMID:33832046
  • Lupton D., Lewis S. Learning about COVID-19: a qualitative interview study of Australians’ use of information sources. // BMC Public Health – 2021 – Vol21 – N1 – p.662; PMID:33823843

Особенности воспитания мальчиков и девочек

Это самый подходящий возраст для подростка, чтобы совершенствовать различные навыки. Именно совершенствовать, приобретать их нужно раньше. Многие дети, которые поздно начинают заниматься каким-либо делом, ожидают, что результаты появятся сразу, но этого не происходит, и они бросают начатое, не доведя его до конца. Родители могут настоять, заставить ребенка делать определенные вещи, чтобы показать ему состояние уверенности, профессионализма.

Если пропустить подростковое профессиональное развитие, мужчина будет испытывать проблемы в становлении себя как специалиста и неуверенность, что потянет личные, социальные проблемы.

Психология детей в 10–11 лету мальчиков и девочек сильно отличается. Первые еще предпочитают игры. Девочки задумываются об отношениях, любви. Меняясь внешне, многие испытывают негативные эмоции по отношению к себе.

Взрослые должны четко понимать: они оказывают прямое воздействие на воспитание мальчика собственным примером. Следует проконсультироваться с профессиональным психологом или психотерапевтом.

Бывают случаи, когда семейным воспитанием занимается только мама. Такая ситуация требует баланса. Ребенка нужно отдать в секцию спорта, чтобы он видел мужской пример поведения, желательно достойного. Это поможет получить опыт общения с мужчинами, которого он не получает дома.

Главным, считают многие психологи и педагоги, является научиться слушать своего сына. Без осуждения, критики, авторитаризма. Так он научится доверять взрослым свои тайны, зная, что его поймут. Многие родители совершают ошибку, выслушивая рассказ ребенка, тут же пытаются навязать свое мнение и манеру поведения. Результат — он старается меньше общаться, больше проводить времени в кругу друзей, чужих людей. Мамы не понимают, почему это происходит, ведь дома его любят, чужим людям он не нужен. В том и смысл, что его там не учат, ему спокойно.

Что такое возрастной кризис

Слово «кризис» в языке чаще всего имеет негативную оценку, однако, в контексте воспитания ребенка, кризис — это лишь переход от одного этапа развития к другому, более совершенному и сложному по своей структуре. И чем меньше ребенок, тем тяжелее этот переход происходит.

Достаточно часто кризисы у детей проявляются в виде ярких эмоциональных всплесков, перепадов настроения, протестных реакций. И многим взрослым людям кажется, что подобное поведение, полное слез, истерик и протестов, совершается умышленно, будто «на зло». Но это совсем не так.

В первую очередь, стоит принять: ребенку в этот период гораздо сложнее, чем взрослым, потому что он пока не понимает свои эмоции, не знает, как справиться с ними, не чувствует стабильности и безопасности в эти моменты. Поэтому, прежде всего, необходимо с пониманием и сочувствием относиться к состоянию малыша.

У некоторых детей в моменты кризиса нарушается сон и страдает режим дня: ребенку становится слишком мало или слишком много бодрствования, пропадает дневной сон (если он был)

Кто-то из родителей обращает внимание, что во время очередного кризиса меняется аппетит или вкусовые пристрастия ребенка. Это довольно распространенная история, поскольку помимо психологических изменений, дети претерпевают изменения со стороны своего организма

Полтора — два года: кризис движения

Детей, которые активно обучаются ходить, в англоязычной литературе называют тоддлерами. В психологии этот термин относится ко всем детям от года до трех лет, то есть к периоду от начала кризиса движения и до начала кризиса коммуникации, знаменитого кризиса трех лет. Конечно, переломный момент не длится все два года, но у каждого ребенка он индивидуален: кто-то к полутора годам легко осваивает навык хождения, кто-то готовится к прорыву почти до трех лет.

Тоддлерский возраст — самый хлопотный и напряженный для родителей. Ребенок как будто ежесекундно подвергается опасности: упасть, удариться, повалиться, споткнуться, что-нибудь на себя опрокинуть или свалить… Но остановить ребенка, который ощутил в себе силы ползти, а затем и ходить, невозможно: для него нет большего удовольствия, чем преодолевать препятствия и осваивать пространство.

Весь мир как будто переворачивается. Малыш начинает воспринимать свой дом как огромный интерактивный тренажер: тут можно лазить, ползать, трогать, ронять, хватать, тянуть… А взрослым то же пространство представляется трассой на выживание для крохотного младенчика. И в этом главный конфликт второго детского возрастного кризиса: там, где ребенок видит развитие, мы видим опасности. При этом правы и мы, и ребенок: развитие невозможно без принятия некоторых вызовов от реальности. Вопрос в том, действительно ли опасны эти вызовы — или это мы, взрослые, так мучительно привыкаем к тому, что наш малыш сполз с рук и отправился сам осваивать окружающий мир.

Это страшно увлекательный период в жизни мамы и ребенка, но, чтобы он принес вам радость, нужно настроиться на определенную волну: постараться увидеть все, что вас окружает, глазами ребенка.

Психология 11-летних детей

Особенности психологии детей в этом возрасте – изменения внешности, совпадающие с измерениями характера. Порой дети сами не могут понять, что с ним происходит, от неуверенности в себе и внутренних переживаний может возникать агрессия, жестокость. Во многом, психология мальчика 11 лет отличается от девочки, так как сроки их развития не синхронны. У девочек в этот период отмечается нервозность, плаксивость и обидчивость, связанная с изменениями внешности. В то время как мальчики в этом возрасте добавляют масла в огонь, дразня девочек, и обращая внимания на внешность, прилепляя обидные прозвища.

В этом возрасте начинается стремление к самостоятельности, принятию взрослых решений, но нужно понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 11 лет или его ровесница-девочка. Дети такого возраста уже легко могут оставаться одни дома, присматривая за младшими и выполняя несложную домашнюю работу. Помимо самостоятельного выполнения уроков, общения в соцсети, прогулок и прочего, дети должны полностью себя обслуживать – постирать и погладить свои вещи, приготовить себе несложную еду, полностью сами соблюдать гигиену тела и волос,  оказать себе первую помощь при мелких травмах или порезах.

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Весьма интересна периодизация возрастных кризисов развития у детей, которую предложил российский психолог и педагог Даниил Эльконин (1904-1984). Притом, что его периодизация во многом опирается на изыскания Выготского, Эльконин детализировал многие принципиальные моменты.

Предложенная Элькониным «структура кризисов» предполагает деление на эпохи развития, которые в свою очередь делятся на периоды. Переходы от эпохи к эпохе сопровождаются «большими» кризисами, а переходы между периодами – «малыми» кризисами. Приход человека в этот мир знаменуется кризисом новорожденности, а далее жизнь ребенка делится на 3 эпохи и 6 периодов.

Эпоха раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Эпоха детства (с 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «малый» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Эпоха подросткового возраста (с 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируются собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Возможно, такая разбивка по периодам у кого-то вызовет сомнения, но это взгляд ученого. Напомним, мы обещали вас познакомить с разными взглядами на проблему. Более подробно поможет изучить кризисы возрастного развития таблица, составленная по работам Эльконина:

Обратите внимание, что у Эльконина есть такое понятие, как «новообразования периода». Это те самые изменения, которые, накопившись до критической массы, делают невозможным функционирование личности в прежнем формате и объективно требуют изменений и выхода на новый уровень

Также обратите внимание, что Даниил Эльконин постулирует понятие ведущего типа деятельности, и наступающие кризисы возрастного развития во многом связаны именно с изменением ведущего типа деятельности. Желающим глубже вникнуть в концепцию Даниила Эльконина рекомендуем изучить его «Избранные психологические труды» [Д

Эльконин, 1989].

Как мы уже заметили ранее, возрастные кризисы подстерегают не только детей и подростков, но и взрослых уже сформировавшихся людей. Давайте обсудим и этот аспект темы.

Кризис 7 лет

Ярко проявляется в возрасте от 6 до 8 лет, другими словами, приходит вместе со становлением ребенка на путь школьника. Теперь в его целях главным образом стоит выполнение  поставленных задач. Переоценка ценностей – важный момент в становлении личности. Теперь для него доступны новые эмоции – переживания. Имея перед собой цель – получать хорошие отметки, он претерпевает неудачи и успехи, что, конечно же, отражается на его характере. Все эти действия провоцируют появление в ребенке таких чувств, как самолюбие, неполноценность задетой собственной значимости, исключительности. Новые чувственные познания дают ребенку возможность проникнуться логикой чувств.

Все это неизбежно приведет к тому, что у ребенка появится личная, внутренняя жизнь. Теперь ему необходимо «подружить» внешнего «Я» с «Я» внутренним. Сейчас он в состоянии оценить, к чему приведет тот или иной поступок, что последует за принятым решением в далекой перспективе.

Кризис новорожденности

Задача: возраст от рождения до 1 года, основная задача – доверие (или недоверие) к окружающему миру.

Новообразование: ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в новые тяжелые обстоятельства. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка.

Признаки: приспособление к новым условиям существования требует от ребенка мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов.

Коррекция: в этот момент очень важно присутствие мамы. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца – все это успокаивает малыша.

Осложнения

Возрастные изменения у подростка могут превышать возможности нервной и эндокринной систем адаптироваться к новым условиям жизни. Родители тоже не всегда могут помочь своему ребенку пережить возрастной кризис безболезненно. В таком случае нередко развиваются осложнения.

Поведенческие расстройства, типичные для аномально протекающего подросткового возраста, встречаются довольно часто:

  • повторяющиеся истерики;
  • самовольные уходы из дома;
  • пристрастие к сигаретам и употреблению психоактивных веществ;
  • алкогольная зависимость;
  • воровство и любые другие формы криминального поведения;
  • отсутствие интереса к общению с ровесниками;
  • девиантное поведение с криминальными наклонностями;
  • суицидальные попытки.

Психические расстройства — следствие выраженного кризиса подростка:

  • неврозы;
  • тики и заикание;
  • депрессивные настроения;
  • психопатия.

Наиболее сложно поддаются коррекции девиантное и суицидальное поведение.

Если родители не справляются с аномалиями поведения ребенка, не нужно пытаться решить такие проблемы самостоятельно, стоит доверить их специалистам.

Консультация психолога и психотерапевта нужны при:

  • выраженных признаках негативизма у подростка;
  • повышенной конфликтности;
  • пониженном интересе к учебе при нормальных природных способностях;
  • низкой успеваемости в школе;
  • подозрении на наличие у ребенка зависимостей.

Первые симптомы зависимости от наркотических веществ сходны с проявлениями подросткового кризиса. Явные изменения в поведении, приступы немотивированной агрессии, которые сменяются апатией и сонливостью, утрата прежних увлечений и смена молодежной компании всегда настораживают. Разобраться в неясных симптомах может профессиональный психолог или психотерапевт.

Кризис 17 лет

Процесс перехода во взрослую жизнь сопряжён со множеством препятствий. Ещё проявляются подростковые волнения, и уже начинается сопряженное с будущей профессией.

Кризис юношеского возраста появляется, когда молодые люди стремятся занять более самостоятельную позицию в жизни, но такой возможности пока не имеют.   

Зачастую это период противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная весёлость — к унынию, страсть к общению — к замкнутости, а уверенность в себе переходит в застенчивость.  

Большую часть времени юноши и девушки занимаются учебно-профессиональной деятельностью. У них растёт стремление проявить себя, применить свои возможности.

<<Форма бесплатного курса>>

Советы родителям

Примите тот факт, что ваш малыш уже совсем не малыш. Человек вступает во взрослую жизнь. Дайте ему возможность самоопределения, как профессионального, так и личностного.

Молодых людей мотивирует то, что приносит им пользу. Бессмысленно заставлять семнадцатилетнего человека учить то, что идёт вразрез с его планами на жизнь. Важна предельная индивидуализация образовательного маршрута.

Родители должны быть для старшеклассников соратниками. Уважайте линию поведения и выбор своего взрослого ребёнка. Так вы сможете выстроить доверительные отношения.

Симптомы кризиса у одиннадцатилетних детей

В периоде примерно после 10 лет, формируется особый возрастной кризис. Он возникает в силу внутренних и внешних изменений, которые формируют особое напряжение нервной системы, что выливается в изменение поведения, отношений с родными и друзьями. Часто,  переходный возраст у мальчиков в 11 лет проявляется проблемами в учебе, непослушанием, скандалами и ссорами с родителями. Не отстают в этом возрасте и девочки, их поведение тоже оставляет желать лучшего, они стараются доказать свою взрослость путем капризов и истерик. В итоге, это приводит к напряженности отношений с родителями. Такой период нужно пережить, максимально тактично и деликатно относясь к ребенку, став его другом и завоевав его доверие. Тогда вам будет проще понять, что происходит.  

Теги по теме:
воспитаниедети 7-12

Вывод

Итак, переходный возраст – очень сложный и драматичный период как для самого взрослеющего, так и для его окружения. И дети, и взрослые не раз задумывались, как бы ускорить протекание пубертата, чтобы миновать его как можно быстрее и с наименьшими потерями. Но, увы, такого средства медицина пока не придумала. Так что к взрослению надо относится, как к пасмурной погоде, которую надо просто переждать, чтобы дожить до момента, когда вновь засияет солнце.

Две фундаментальные рекомендации для этого «пережидания»:

1) чтобы свести к минимуму последствия пубертата с физиологической точки зрения, взрослые должны активировать в ребенке стремление заниматься физическим трудом, в первую очередь, спортом, и вести здоровый образ жизни;

2) чтобы подросток избежал психологических травм, взрослые должны проявлять эмпатию, всепонимание и чуткость к его личности. Если эти две составляющие стратегии преодоления переходного возраста будут соблюдены, то есть все шансы надеяться, что ваше чадо к 17-ти годам из невзрачной «куколки» превратится в прекрасную бабочку на радость себе и окружающим.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий