Креативность на перепутье. Как амбивалентность освобождает ваш разум

Введение

Тема “Интеллект и креативность” считается важной, так как проблема изучения умственных способностей занимает особое место в психологической науке не только потому, что с неё возникла психодиагностика, но и взаимосвязи с резким стремлением ученых дать оценку способности интеллекта человека, как важного органа познания самого себя, так и явлений находящейся вокруг действительности. Креативность и умственные способности обретают особую значимость в свой 21 высокоскоростной компьютеризованный век

Согласно вопросу взаимоотношений между степенью умственного развития человека и его творческих возможностей (Дж. Гилфорд, Э.Торранс, Дж.Гетцельс, Г.Айзенк, Р.Стернберг, М.А.Прохладная, В.Н.Дружинин и др.) вплоть до настоящего времени имеются разногласия, итоги исследований в некоторых случаях взаимоисключают друг друга. Таким образом, несмотря на то, что интеллект считается один из наиболее изученных понятий, около него проводятся многочисленные дискуссии. Одни специалисты по психологии полагают, что интеллект обусловливается единственной способностью или умением, другие – то, что это большой комплект различных личных способностей.

Цель: Проанализировать исследования умственных и творческих возможностей человека.
Задачи:

1. Дать определения и общие характеристики интеллекта и креативности.

2. Раскрыть взаимосвязь интеллекта и креативности.

3. Сделать заключение.

Список Литературы

Дружинин В.Н.. Психология общих способностей. – СПБ.: Питер, 2007.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, Питер, 2000

Фрейд З. Психология бессознательного. / Пер. с англ. – М.: Просвещение, 2013.

Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества. // Исследование проблем психологии творчества. / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 2013.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н./Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 2013

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПБ : Питер, 2007.

Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер, 2013.

  • Понятие и виды субъектов административного права (Понятие субъекта административного права)
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Основные черты исполнительной власти: функции, формы и методы осуществления
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Поощрения и ответственность государственных служащих
  • Значение игр для развития личности ребёнка
  • Организационно-правовые формы организаций
  • Основные макроэкономические проблемы и их особенности в российской экономике
  • Направления регулирования рекламной деятельности (Регулирование на уровне государственных институтов)
  • Правовое регулирование различных способов распространения рекламы
  • Исполнительная власть и государственное управление (Кафедра: Административное право)
  • Основные черты исполнительной власти: функции, формы и методы осуществления (Признаки исполнительной власти)

Креативность по Торренсу и Гилфорду

Креативность – как многоцелевая познавательная творческая способность обрела известность после выхода в свет трудов Дж. Гилфорда. Гилфорд внёс незаменимый вклад в изучение креативности, он подчеркнул 16 факторов определяющих креативность. Среди них – беглость, т.е. число идей, образующихся за определенную единицу времени. Гибкость – умение переходить с одной мысли на другую. Оригинальность – умение продуцировать мысли, отличающиеся от общепризнанных. Любознательность – высокая восприимчивость к вопросам, не вызывающим заинтересованности у других. Иррелевантность – логичная независимость реакций от стимулов. В 1967 г. Гилфорд объединил данные факторы в совокупном понятии «дивергентное мышление», что отображает познавательную сторону креативности.
Он выделил четыре ключевых параметра креативности:

1) уникальность – умение продуцировать отдаленные ассоциации, необычные решения;

2) смысловая гибкость – умение выявить основное качество предмета и предложить другой метод его применения;

3) образная адаптивная гибкость – умение поменять форму стимула таким способом, чтобы заметить в нем новые черты и способности для применения;

4) семантическая неожиданная гибкость – умение продуцировать различные мысли в нерегламентированной ситуации.

На данной базе были изобретены тесты изучения возможностей (ARP), преимущественно дивергентной продуктивности. Тест свободного словоупотребления: «Пропишите фразы, включающие указанную букву»; Анализ на использование объекта: «Перечислите как можно больше методов применения любого объекта»; Составление изображений: «Нарисуйте установленные предметы, воспользовавшись соответствующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция…»

Креативность Торренс устанавливает как способность к усиленному восприятию недостатков, пробелов в познаниях, недостающих компонентов, дисгармонии, а творческий акт делит на понимание проблемы, поиск выхода, появление и формулировку гипотез, контроль гипотез, их трансформацию и нахождение следствия. В Модель креативности Торренс ввел подобные характеристики как: легкость – как скорость исполнения испытательных задач, гибкость – как количество переключений с 1-го класса предметов на иной, оригинальность – как минимальная частота встречаемости этого решения и корректность. Корректность расценивается согласно аналогии с тестами интеллекта. В этом раскладе критерием считаются свойства и процессы, побуждающие созидательную эффективность, а никак не качество результата. Торренсом даже была предложена концепция «умственного порога»: при IQ ниже 120 баллов мыслительные способности и креативность формируют общий фактор. При коэффициенте мыслительных способностей больше 120 творческие возможности и умственные способности становятся самостоятельными условиями.

Нужно выделить, то, что Гилфорд в первый раз внес предложение изучить креативность с поддержкой обыкновенных исследований «карандаш-и-бумага». Данное сделало допустимым осуществление исследований на обычных людях. Но, несколько ученых осуждали стремительные исследования как неполные методы измерения креативности. Существовали и такие, кто полагали, что беглость, гибкость, оригинальность никак не улавливают сути креативности, а изучение творческих возможностей простых людей никак не может посодействовать осознать природу редких примеров креативности.

Конвергентное и дивергентное мышление

Конвергентное мышление – это прямолинейное мышление, которое базируется на поэтапном исполнении задания, следовании алгоритмам. Непосредственно термин происходит от латинского слова «соnvergere», что значит «совпадать». Конвергентное мышление основывается на стратегии применения инструкций по исполнению заданий, в использовании простых операций. Чаще всего собственно эта стратегия является основной в исследованиях IQ. Кроме того она применяется в классических преподавательских методиках.

Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.

Большая часть педагогических методов использует непосредственно подобную схему. Но для креативных людей такой подход неприемлем. Истории известно множество образцов, когда выдающиеся люди слабо учились в школе. И причиной этому была технология обучения, а никак не недостаток познаний. К подобным образцам можно причислить Альберта Эйнштейна либо Уинстона Черчилля. Как правило, подобные люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, каковые учителя находят неподходящими. «Что будет, в случае если применять не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может необходимо взглянуть с другой стороны?»
Хотя методика преподавания создает сложности не только гениям, но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту. Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли раздражительность, у них возникало чувство усталости и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.
Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.
Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер сумели дать более четкий ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они определили, что данный вид мышления функционирует на поиск нестандартных мыслей, на применение необычных форм работы, на развитие исследовательского энтузиазма. Дивергентность дает возможность человеку правильнее рассматривать и сравнивать данные, конструировать гипотезы и выдвигать предположения, составлять систематизацию полученной информации.

Дивергентное мышление нельзя измерить традиционными методами, так как базой данного вида мышления являются неорганизованные либо неожиданные мысли. Непосредственно по этой причине люди с гениальным складом интеллекта имеют все шансы слабо отвечать на тесты IQ, выстроенные согласно традиционной конвергентной схеме. И в случае если у взрослого человека плохие результаты не вызовут практически никаких чувств, то у школьников могут возникнуть сложные комплексы и страдать самооценка.

Есть конкретные способы, которые дают возможность оценить дивергентный интеллект. К примеру, подопытному предоставляется несколько объектов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он обязан установить, как можно их использовать. Чем больше методов использования, тем лучше будет результат.

Процесс познания содержит получение новых знаний и хранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное понимание генерируют новую информацию в нашем сознании. Если совершенствовать два этих типа, если понимать, какой следует применять в этой, либо другой ситуации, в таком случае можно достичь наибольших результатов.

Заключение

Исследованием взаимосвязи креативности и интеллекта занимаются учёные из различных сфер деятельности. Более того, этот вопрос был интересен с давних времён и до сих пор не теряет своей актуальности. В наш высокотехнологичный век нужны такие люди, которые бы смогли привнести что-то новое, подтолкнуть учёных на различные изобретения, или сами смогли что-либо изобрести. А ещё лучше было бы знать, как формируются креативные люди, ещё на этапе школьного возраста, чтобы скооперировать множество светлых умов, для решения нестандартных ситуаций. Но до сих пор никто не может определиться, какая именно взаимосвязь у интеллекта с креативностью. Правда ли, что креативные люди – это определённая ниша дурачков с хорошим воображением, которые не смогут ничего изобрести, но зато смогут придумать. Или же наоборот, креативность рождается только из ума и гениальности? Тогда нужно хватать детей-гениев ещё с пелёнок и поселять над одной крышей?
Из моего небольшого исследования выяснено, что эта тема не раскрыта и на данный момент психологи не знают верного ответа.
Есть множество примеров людей, IQ которых колеблется от 70 до 160 и выше, но все они обладают изрядной креативностью. Тот же Дольф Лундгрен, шведский актер, режиссер, сценарист и продюсер имеет IQ=160. Или Пэрис Хилтон, актриса, фотомодель, певица, модельер и диджей, имеет IQ всего 70. Вероятно, что для каждого из них есть своя определённая комфортная зона креативности, но они актёры, а значит это свойство у них развито хорошо.
Но всё же, больше мне импонирует идея Э. Торренса, о “пороге креативности”. Не смотря на то, что существуют исключения и великими людьми могут стать обладатели незаурядного IQ, в большей мере креативность сопряжена с твоими знаниями, расширенным кругозором и теми идеями, которые ты можешь выдать. Если интеллект низкий, то и идеи будут незаурядными, да и их количество будет значительно меньше тех, чей уровень интеллекта уже перерос среднюю планку. Если у человека интеллект перерастает черту на большое значение, он сам выбирает, развивать свою креативность или нет. Поэтому и бывают гении, креативность которых на общепринятом уровне, а так же и те, кому это нравилось развивать. Поэтому и существует такое многообразие высококреативных людей с различными показателями интеллекта.
 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий