Откуда берутся когнитивные искажения
Фото Khashayar Kouchpeydeh on Unsplash
Как говорилось выше, когнитивные искажения – это результат пережитого опыта. Как правило, основные когнитивные искажения формируются в детском возрасте. Основной психологический фундамент закладывается до семи лет.
В раннем возрасте ребёнок усваивает: кто он, для чего живёт, как к нему относятся близкие люди, как устроен мир, как устроены отношения, что такое семья и как он должен относиться к себе. В этих темах обычно и возникают основные когнитивные искажения. Мозг не хочет каждый раз принимать решение, делать выбор в каждой ситуации.
Он склонен сводить поведение к автоматическим реакциям, шаблонным действиям. Он создаёт «типы» ситуаций, под каждую формируя типовую модель поведения. Иногда человек попадает в новую ситуацию и ведёт себя не эффективно потому, что мозг неправильно считал контекст ситуации, и выдал шаблонное решение. Так мозг человека искажает реальность.
Что с тобой не так, геймдевелопер?
Список искажений, доступный широкой публике благодаря «Википедии», содержит около 70 позиций. Вряд ли мы сможем перебрать их все, но давайте рассмотрим хотя бы часть.
Допустим, вы начали разработку игры в молодой команде: пришли на GamesJam, услышали тему и взялись обсуждать, что делать. Перед вами открылись ворота в потрясающий мир «Искажляндии».
- Начнём с «иллюзии прозрачности». Люди переоценивают способность других людей понимать их. Если вы договорились делать раннер с элементами match-3, это ещё не значит, что вы делаете одну и ту же игру. Даже на стыке этих простых механик находятся подводные камни, которые могут кардинально поменять игру. Если у вас возникло ощущение, что вы поняли друг друга от начала и до конца — поговорите снова.
- Допустим, вы преодолели проблемы недопонимания и получили прототип с новой гениальной механикой. Вы дали его игрокам, вожделенно ждёте фидбека от них, но игроки не могут понять, как играть. В чем причина? Всему виной «эффект концентрации», которым грешит половина разработчиков на джемах. Проблема в том, что часть игры (та самая ваша гениальная механика) реализована, а часть осталась в голове геймдизайнера. Разработчик сможет играть и представить недостающие части, обычный игрок — нет.
- Вслед за вторым искажением поспевает «селективное восприятие». Вы не спали два дня; вы видите массу всего, что доделать не успели; раздражаетесь от того, что игроки ведут себя не так как вы ждали. Может, дело в том, что вы просто ищете негативную реакцию и не замечаете положительной?
- Идём дальше: джем позади, вы в команде обсуждаете результаты, и вдруг возникает конфликт. Кто-то говорит: «Смотрите, какой у нас вышел шлак — я же говорил, что нужно делать вот как!». Поздравьте этого человека, он поймал «ретроспективное искажение» — события в памяти этого человека прошли сквозь призму настоящего знания. Наверняка он не прогнозировал последствий решения, которому противился. Но теперь-то можно утверждать «Я же говорил».
- Естественно, вы делали прототип с помощью инструментов и технологий, известных большинству команды. Другое дело — настоящая игра. Например, если вы хотите сделать 3D-раннер для браузера, у вас есть выбор как минимум из трёх позиций: Unity, Flash, three.js. В дискуссии вы будете защищать наиболее знакомую вам технологию, проявлять необоснованную симпатию, находясь под «эффектом знакомства с объектом». Когда есть возможность выбирать, абстрагируйтесь от личных предпочтений, собирайте информацию и опирайтесь на факты.
- Почему плейтесты так важны? Разработчик видит игру почти каждый день, и не может оценивать её объективно из-за «проклятия знания». Он видит недостатки и достоинства проекта лучше, но не может сказать, весело ли играть в целом. Всегда давайте свою игру другим людям, следите за их впечатлениями, слушайте, что они говорят. А еще чаще меняйте плейтестеров, чтобы «проклятие знания» не перешло и на них.
- Прошло два-три месяца, ваша команда дошла до релиза: пора выбирать цифру на ценнике. Вполне вероятно, что вы столкнетесь с «эффектом вклада» — это склонность переоценивать стоимость объекта, к созданию которого вы были причастны. Личное мнение не должно влиять на ценообразование — оперируйте только статистикой.
- Ура! Ваша игра в продакшене. Но что-то идет не так: retention третьего дня составляет 1%. У вас есть теория, что это связано с расположением баннеров: они висят на кулинарном сайте, где нет вашей целевой аудитории. Вы ищете факты, доказывающие ваш вывод, вы находитесь под влиянием «предвзятости подтверждения». На самом деле, вы могли построить неудачный баланс, и на третий день становится суперсложно играть. Вы никогда не узнаете об этом, пока не попробуете собрать информацию с целью найти причины, а не доказать, что вы правы.
Будьте бдительны на каждом шагу — жизнь расставляет когнитивные ловушки ловко и незаметно.
Как особенности памяти влияют на работу на сайте
Пользователи пытаются определить самую важную информацию и запомнить ее, но одни элементы запоминаются лучше других.
Точки выхода
Точки выхода призваны уважать время людей. Это возможность напомнить пользователям выйти из приложения или закрыть сайт, когда они чего-то достигли или выполнили задачу. Так можно избежать усталости от продукта. В противном случае люди будут связывать ваш продукт с нескончаемым списком задач, что может навредить долгосрочному удержанию пользователей.
Завершение дня в Duolingo
Правило пика и конца
Пользователи оценивают опыт работы на сайте или в приложении, основываясь не на сумме микро-впечатлений. Вместо этого они взвешивают впечатления во время пика и в конце работы
Пиком может быть что-то приятное, завершение важного этапа, что дает положительные впечатления во время пути пользователя до результата. Или наоборот неприятное, какая-то неудача
После того, как вы заплатите за обновление своей учетной записи, Zapier показывает анимированные конфетти как способ отпраздновать и отвлечь вас от того, что вы отдали им свои деньги.
Окно после оплаты тарифа
Сенсорная привлекательность
Запах свежеиспеченных булочек из пекарни повышает аппетит и побуждает зайти за выпечкой. Внешний вид, звуки, ощущения, вкусы и запахи действуют на органы восприятия, а когда задействовано несколько органов чувств, люди с большей вероятностью установят эмоциональную связь с брендом.
Жалко, что запахи, вкусы и текстуры нельзя передать через экран, но остается воздействовать на другие органы чувств. К примеру, показать пользователю внешний вид продукта через изображения и анимации, а не заставлять самому придумывать, как он выглядит. Иногда уместно добавить звуковое сопровождение.
Сравнение текста и текста с визуалом
Эффект Зейгарник
Выполняемая задача создает специфическое для нее напряжение, которое снимается, когда задача завершена. Но если задача прерывается, оно остается. Такое напряжение делает актуальную информацию более доступной и легко запоминающейся.
Это служит дополнительной мотивацией, к примеру, на сайтах изучения языков, отслеживания спортивной активности. Пользователь оценит систему мотивации, если ему сложно самому собраться и регулярно заниматься спортом или языками.
Duolingo показывает неполную шкалу прогресса, побуждая скорее завершить урок, чтобы закрыть кольцо:
Прогресс изучения темы
Эффект собственного вклада
Пользователи склонны переоценивать то, чем они владеют, независимо от реальной стоимости объекта. Если что-то им принадлежит, они бы хотели это сохранить, но с меньшей вероятностью купили бы то же самое, если бы у них этого не было.
Чем дольше пользователь работает в приложении и на сайте и чем больше данных вводит, тем сложнее от него отказаться, ведь придется потерять весь прогресс. Многие приложения и расширения поощряют пользователей персонализировать и изменять продукт, чтобы они чувствовали его «более своим». Этот принцип связан с эффектом невозвратных затрат, который мы рассматривали выше, ведь на настройку они тратят время и энергию.
Персонализированная доска с закладками расширения start.me
Группировка
Логически сгруппированные слова запоминаются в среднем на 40% лучше, чем представленные произвольно. За счет ассоциаций люди сводят значение нескольких слов к одному — так мозгу проще вспомнить детали и запомнить больше.
Этот принцип можно использовать в самообразовании и работе, группируя задачи и важные заметки по темам, а также для помощи пользователям, к примеру, объединяя связанные вопросы в FAQ.
Группировка обновлений по подтемам
Ошибка выжившего (survivorship bias)
Вспомни истории Билла Гейтса и Марка Цукерберга, которые бросили колледж и построили успешный бизнес. Они знакомы всем
Но никто не задумывается о миллионах других людей, которые тоже в своё время бросили учёбу и не добились успеха, не сделали важное открытие и никак себя не проявили
Всё дело в том, что наш разум сосредотачивает внимание и запоминает только выдающиеся, необычные случаи, игнорируя всё остальное.
Поэтому ты можешь завидовать «сыну маминой подруги», который в школе был троечником, а сейчас владеет миллионами и разъезжает на «Мерседесе»
Мы заостряем внимание на том, что выделяется, и забываем про обычные случаи, у которых не всегда положительный исход
Почему же они такие идиоты[править]
Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого |
Приписывается Платоном Сократу |
Эффект Даннинга-Крюгера — главная проблема музыки в России современных интернетов, движущая сила холиваров и причина бесконечных срачей между PM и разработчиками. Суть заключается в том, что поциент, обладающий низкой квалификацией, слабо представляет сложность задачи, не способен заметить свои ошибки, поэтому имеет завышенную оценку своих способностей и заниженную — сложности проблемы. Люди с высокой квалификацией, наоборот, склонны недооценивать свой уровень и считать задачу неебически сложной. Эффект открыт британскими учеными, которые исследовали поведение студентов илитных вузов.
Клиническая картина данного недуга включает три основных признака. А именно:
- Поциент склонен переоценивать собственные умения;
- Поциент не способен адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
- Поциент не способен осознавать всю глубину своей некомпетентности;
Ситуация усугубляется обратным явлением. Умные люди знают предел возможностей своего ума, а квалифицированные специалисты — границу своей квалификации. Но плюсом к этому любят подстраховаться. Чего нельзя сказать о поциентах. Поэтому хирург не рискнет советовать лекарство от гипертонии (даже если он помнит курс фармакологии), а онколог — прописывать курс лечения язвы (даже если читал, что язва вызывается бактериями, какими именно, и какие антибиотики их убивают). В результате на тех же форумах без определенной тематики наблюдается парадоксальная картина, когда на медицинские вопросы отвечают все, кроме имеющих медицинское образование, гитару помогают выбирать все, кроме настоящих музыкантов, кончавших в консерватории, и типа того.
Нетрудно догадаться что ЭДК создает благодатную почву для развития холивара. Нуб-неофит молод и горяч, не знает как слабых мест объекта своего обожания, так и сильных сторон объектов ненависти. И что самое страшзабавное — когда нуба тычут мордой в только что сделанные им ошибки, он даже не понимает где зафейлил, и его покерфейсу позавидует любой тролль. В результате в чем-то переубедить бледного юношу со взором горящим просто невозможно, ибо любые рациональные аргументы он пропускает мимо ушей. Самое эффективное в данном случае — кинуть какашку в ответ. Просветления поциенту это не принесет, но хотя бы весело.
Гало-эффект
В классическом эксперименте первооткрыватель этого эффекта Эдвард Торндайк попросил офицеров оценить различные качества своих солдат. Эти характеристики включали такие вещи как лидерство, внешний вид, интеллект, лояльность и надежность. Он заметил, что высокие оценки одного качества совпадают с оценками других характеристик. Например, высокий интеллект приписывался людям с красивой внешностью и т. д.
Эта ошибка может оказать мощное влияние в реальном мире. Например, привлекательных кандидатов на работу чаще рассматривают как умных и компетентных.
Представьте, что продукт в телевизоре рекламируют две женщины. Одна ухоженная и уверенная в себе. Другая плохо одета и бормочет под нос. Какая их этих реклам скорее побудит вас купить товар? Между тем, они продвигают один и тот же продукт с одинаковыми характеристиками.
Сосредоточьтесь на объективных показателях личности или продукта, чтобы не попасть под влияние этой когнитивной ошибки.
Кому тогда вообще можно верить?
И тут получается странная ситуация.
С одной стороны, не стоит верить красивым и складно говорящим людям — мол, ещё не факт, что они не говорят полную дичь под диктовку. Чтобы не быть подверженным гало-эффекту, нужно смотреть на слова отдельно от говорящего.
С другой стороны, если человек эксперт — это тоже ни о чём не говорит. Кандидат наук может иметь купленную диссертацию, эксперт может быть липовым, его академия наук — выдуманной, дипломы отфотошоплены, а халатик куплен в переходе. Но как тогда отличить нормального эксперта?
Ровно для этого нужно критическое мышление. Вот его основные вехи:
Мы оцениваем, на что нужно реально обращать внимание и тратить энергию (а что можно оставить на периферии внимания)
Обычно критическое мышление нужнее всего на работе.
Формируем цель принятия решения, чтобы дальше отфильтровать под неё данные.
Находим нужные данные и анализируем их
Очень важно отбросить те данные, которые не помогают нам в решении нашей проблемы.
Принимаем решение в рамках поставленной задачи. . Очевидно, что это очень трудоёмкий процесс, и критически мыслить по каждому мелкому вопросу ты не будешь
Но какие-то важные фундаментальные вещи придётся всё-таки разобрать критически.
Очевидно, что это очень трудоёмкий процесс, и критически мыслить по каждому мелкому вопросу ты не будешь. Но какие-то важные фундаментальные вещи придётся всё-таки разобрать критически.
И тут самое время для нативной интеграции:
Нативная интеграция
У «Яндекс Практикума» есть курс «Критическое мышление». Это двухмесячный курс в смешанном формате: теория онлайн плюс практические воркшопы в формате вебинаров.
Основные темы курса:
- Особенности работы мозга, которые мешают принимать правильные решения. Когнитивные искажения, например ошибки в определении причин и следствий. Базовые принципы логики: индукция, дедукция, расчёт вероятностей. Правила анализа и составления аргументов.
- Работа с информацией. Вы научитесь не обманываться при определении проблемы. Распознавать, если кто-то манипулирует фактами или неправильно интерпретирует данные. Улучшать и оценивать ваши идеи, превращая их в эффективные решения.
- Воркшопы для отработки теории. Всю теорию вы будете закреплять на практических онлайн-воркшопах. Это будет командная работа, чтобы вы научились грамотно обосновывать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы, и противостоять риторическим уловкам.
В курсе есть обратная связь и командная работа. Вводная часть бесплатно, а если «зайдёт» — то за деньги. Есть рассрочка.
Программа на 56 часов, 20 воркшопов плюс поддержка наставника.
Ссылка для читателей «Кинжала»: practicum.yandex.ru
Важнейшее когнитивное искажение[править]
Описывать всю сотню тараканов в голове нет ни желания, ни возможности, никаких байтов не хватит. Хотя среди них остались такие забавные зверушки:
- Эффект ореола. Склонность распространять положительное впечатление от части объекта на весь объект. Источник бабла для , сотрудники которых по служебным инструкциям обязаны производить положительное впечатление, которое жертвами автоматически переносится на их говнотовар.
- Ошибка стрелка из Техаса. Суть этой ошибки раскрывает название. Некий стрелок из Техаса стрелял по амбару, а уже потом рисовал мишень в месте, куда попало больше пуль. Типичная жертва подобной ошибки — слепой форекс-лох, пытающийся наудачу слепить свою «стратегию» из рандомных индикаторов.
- Тысячи их!!!
Комментарии
От слабости “деревянного” до слома западной гегемонии
Александр собянинбуржец
сегодня в 01:21
Так кто же истинно велик? (Война и Воля)
Александр собянинбуржец
сегодня в 01:01
Под британским флагом
Александр собянинбуржец
позавчера в 23:54
Совесть людей, общества
Mstislav
19 декабря в 13:40
Справочник по межкультурному взаимодействию, том 1
Mstislav
18 декабря в 15:10
Госплан – история и современность
Mstislav
16 декабря в 15:29
Великоросс и жажда Славы
Mstislav
16 декабря в 15:22
Война и Мир. Бухгалтерия
Mstislav
16 декабря в 15:19
Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты
Елена
15 декабря в 21:36
Солнце всходит в Краснодаре
Vistal
12 декабря в 13:26
Войны нет, но лучшие в аду!?
Vistal
9 декабря в 15:11
Бабушка и Знамя Победы
Виктор Хохлачёв
2 декабря в 23:46
Числовая символика в управлении
Mstislav
29 ноября в 14:33
Как спёрли 300 ярдов. Техника вопроса.
Mstislav
29 ноября в 14:13
БеZумие или иZмена?
Кирилл_Москва
28 ноября в 10:38
Центральный банк России работает на её уничтожение
Кирилл_Москва
28 ноября в 10:23
“Марш людоедов по Европе”-5 или проблемы усвоения “законов” боевой антропологии политической элитой Российской Федерации
Алексей Михайлович
22 ноября в 22:50
Уголовное дело Солженицына. Самопосадка. #2
Алексей Макеев
22 ноября в 17:48
Уголовное дело Солженицына. Родословная лжи. #1
Алексей Макеев
22 ноября в 17:27
Всю власть народу
Александр Вершинин
20 ноября в 05:51
Мировые войны и славянский вопрос
Юлия Харламова
20 ноября в 00:55
Патриотизм
Александр собянинбуржец
19 ноября в 23:47
“Кащеева игла” англосаксов
Александр собянинбуржец
19 ноября в 23:11
Мечта под “Солнцепеком”
Алексей Макеев
17 ноября в 14:54
Слово к месту и ко времени
Vistal
15 ноября в 08:34
Ни разу не война в денежном выражении
Misha Bcn
14 ноября в 13:53
Исторический флаг России
Антон
9 ноября в 12:40
Второстепенные образы в рассказах о Маугли Р. Киплинга. Часть 2.
Алексей Михайлович
7 ноября в 22:51
Образование (часть 2) – Требования к системе образования
Большевик
7 ноября в 14:53
Образование (часть 1) – Мировоззрение и миропонимание
Александр собянинбуржец
6 ноября в 00:35
Идеология – мощный инструмент управления или никому не нужная вещь?!
Александр собянинбуржец
6 ноября в 00:18
Что за зверь спецоперация.
Александр Вершинин
31 октября в 17:36
Уголовное дело Солженицына. За что посадили? #3
Валерий
30 октября в 15:41
Маугли и тайные коды Киплинга
Mstislav
29 октября в 15:38
Почему когнитивные искажения – это плохо
Фото: pexels.com/ru-ru/@louw-lemmer-3436013
И все же с некоторыми когнитивными искажениями можно и нужно бороться. Так, ошибки мышления порой мешают нам принимать наиболее оптимальное решение в той или иной ситуации – мы просто выбираем самый простой вариант действий, даже не анализируя альтернативы.
Также они влияют на наши отношения с окружающими, и в результате страдает наш эмоциональный интеллект, способность считывать чужие эмоции и сопереживать.
Ошибки мышления выпадают из концепции осознанной жизни: мы начинаем жить по уже знакомому сценарию и действуем, словно роботы, не отслеживая собственных мыслей и чувств. Получается, что, даже если мы чувствуем себя глубоко несчастными, нам комфортнее продолжать действовать по заданной программе, чем выйти из зоны комфорта.
Теория
«Первые исследования когнитивных искажений связаны с именами Даниела Канемана и Амоса Тверски. Изначально они считали, что когнитивные искажения касаются в основном процессов принятия решения (decision making) и некоторых других мыслительных процессов, таких как умозаключение (reasoning) и вынесение суждений (judgement making)».
Появление когнитивных искажений вызвано, как ни странно, эволюционным процессом. Умение наших предков быстро думать было истинным выбором между жизнью и смертью. И до сих пор в стремлении решить быстрее мы выбираем короткий путь, оценивая факты. Часто эта оценка оказывается ошибочной.
Классически когнитивные искажения делят на 4 группы.
- 1. Искажения, связанные с поведением и принятием решений.
- 2. Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами.
- 3. Социально обусловленные искажения.
- 4. Искажения, связанные с ошибками памяти.
Увы, это достаточно условное разделение, не позволяющее понять цепочку причина-следствие. Более подробно причины искажений объясняют группы проблем:
- 1. Переизбыток информации
- 2. Неочевидность смысла, многозначность.
- 3. Необходимость действовать очень быстро.
- 4. Фильтр к простому. Мозгу удобнее запомнить то, что просто и прозрачно, а не сложно устроено и чересчур многозначно.
Окей, а можно примеры?
Конечно. Существует большое количество видов искажений, разберём самые распространённые.
Наше мнение о вещах зависит от того, как часто мы с ними сталкиваемся:
- Например, мы верим ложной информации, если встретили её несколько раз. Это называется эффектом иллюзии правды.
- Событие кажется нам распространённым и вероятным, если на ум пришёл похожий случай. Это эвристика доступности.
- А если мы узнали информацию недавно и вскоре столкнулись с ней повторно, то нам станет казаться, что она повсюду. Это знаменитый феномен Баадера — Майнхоф.
Мы склонны подбирать данные таким образом, чтобы они подтверждали наши убеждения. Например, задним числом приписываем положительные качества предмету или человеку, которые нам чем-то показались привлекательными. Это называется искажением в восприятии сделанного выбора.
Мы обнаруживаем закономерности там, где их нет. Например, находим зависимость между не связанными явлениями (иллюзорная корреляция) или считаем, что можем предсказать итог случайного события (ошибка игрока).
Знакомые люди и вещи вызывают у нас больше доверия, чем незнакомые. Поэтому мы нередко считаем представителей другой социальной группы более похожими друг на друга, чем на самом деле (эффект однородности чужой группы и ошибка групповой атрибуции), а их поведение — менее приемлемым, чем наше (предельная ошибка атрибуции). Из-за этой же склонности мы нередко отвергаем хорошие идеи (реактивное обесценивание) и изобретаем велосипед (синдром неприятия чужой разработки).
Мы нередко считаем, что знаем, о чём думают другие. Нам сложно представить, что кто-то не понимает очевидных для нас вещей (проклятие знания), и вместе с тем — переоцениваем чужую проницательность (эффект прозрачности и эффект прожектора).
Эффект владения
В Ux-дизайне мы можем стать жертвой эффекта владения, переоценивая свой продукт или услугу. Например, не удалять из приложения бесполезную функцию, просто потому что вложили в её разработку много сил.
Для борьбы с этим когнитивным искажением важно чётко понимать, кто наши пользователи и какие у них потребности. Для этого можно разработать персоны и карты путешествия пользователя — они помогут держать фокус на целях дизайна
Если функция не работает на достижение цели, то, возможно, пришло время с ней расстаться.
Эффект владения был продемонстрировано в разных экспериментах, один из самых известных провели Даниэлем Канеман, Джек Кнетч и Ричард Талер в 1990 году. Учёные дарили группе участников кружку или плитку швейцарского шоколада и просили оценить, сколько стоит подарок. Другую группу тоже просили оценить стоимость предметов, но участникам этой группы ничего не дали. Исследование показало: владельцы оценивали вещь в два раза дороже, чем невладельцы.
Видео об эксперименте и эффекте владения
Читательский дневник по сказке «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева
Название: «Королевство кривых зеркал».
Число страниц: 234
Жанр: сказка
Главные герои: Оля, Яло, Гурд, тётушка Аскал, Нушрок, Анидаг.
Второстепенные герои: Топсед, Абаж, Бар.
Характеристика главных героев:
Оля — Сперва ленивая и трусливая девочка, которая стала храброй и честной.
Яло — Её отражение.
Обладает теми же качествами, что Оля.
Гурд — Честный мальчик, которого хотели казнить.
Тётушка Аксал — Добрая и отзывчивая женщина, повариха.
Нушрок — Грозный министр.
Жестокий, злой, коварный.
Анидаг — Его дочь. Такая же хитрая и жестокая как отец.
Характеристика второстепенных героев:
Топсед седьмой — король.
Трусливый, глупый, жадный.
Абаж — страшный и противный министр.
Бар — старый слуга.
Добрый и отзывчивый.
Краткое содержание сказки «Королевство кривых зеркал»
Оля не слушает бабушку и ругается с подругами.
Зеркало предлагает ей пройти в зазеркалье.
Там Оля встречает своё отражение — Яло.
Девочки идут в город и видят повсюду кривые зеркала.
Они видят, как бьют Гурда и решают ему помочь.
Мальчика должны казнить.
Девочки переодеваются пажами и пытаются выкрасть ключ у короля.
Но ключ потерян и они отправляются к Абажу, у которого есть второй.
Анидаг и Нушрок ловят девочек, но Оля прыгает в реку.
А Яло через подземный ход проходит к замку Абажа.
Там девочки берут ключ и бегут к башне.
За ними гонится Нушрок.
Оля освобождает Гурда и сражается с Нушроком.
Нушрок гибнет, а Оля возвращается домой.
Она стала совсем другой, доброй и честной.
План сказки:
- Молодая лентяйка.
- Оля и Яло.
- Странное королевство.
- Тётушка Аксал.
- Король.
- Потерянный ключ.
- В гостях у Анидаг.
- Оля в реке.
- Яло в подземелье.
- Замок Абажа.
- Спасение Гурда.
- Возвращение.
Основная мысль произведения «Королевство кривых зеркал»
Главная мысль сказки в том, что каждый человек должен быть честным и помогать другим.
Основная мысль сказки в том, что помогая другим, человек сам становится лучше.
Чему учит сказка
Сказка учит честности, доброте, умению сострадать и помогать другим людям.
Учит бороться за справедливость, не щадя своей жизни.
Учит взаимовыручке.
Учит преодолевать свои слабости, недостатки.
Краткий отзыв по произведению «Королевство кривых зеркал» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всем важно иногда посмотреть на себя со стороны. Мы часто не замечаем своих недостатков, но другим они прекрасно видны
Мы часто не замечаем своих недостатков, но другим они прекрасно видны.
Оля смогла посмотреть на себя со стороны.
Она смогла измениться и стала доброй и послушной.
Это очень интересная и поучительная сказка со множеством приключений.
Автору удалось придумать удивительный мир, где люди видели всё через кривые зеркала.
Они пытались бороться с несправедливостью, но пока в королевство не прибыла Оля, у них ничего не получалось.
Мне очень понравилась Оля такой, как она стала.
Девочка пережила много опасных приключений и изменилась.
Она перестала быть грубой, ленивой и трусливой.
Она стала честной, готовой прийти на помощь другу, доброжелательной.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что свои недостатки надо уметь признавать.
Ведь только признав их, человек может исправиться, стать лучше.
Пословицы к сказке:
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Друг познаётся в беде.
- Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
- Зло само себя наказывает.
- В корысти и жадности нет ни толка, ни радости.
Нафталин — средство от моли.
Амальгама — химическое соединение ртути.
Паж — слуга.
Алебарда — боевой топор.
Сконфуженные — смущённые.
Иллюзия контроля
Этот термин ввела в психологию американка Эллен Лангер. В 1975 году она провела такой эксперимент с лотерейными билетами: одной группе дала возможность выбрать билет самостоятельно, второй – раздала в принудительном порядке. А потом предложила всем поменять билеты на другую лотерею, где шанс выигрыша больше. Так вот, в первой группе билеты обменивали значительно реже, чем во второй.
Суть
Люди склонны верить, что каким-то образом могут влиять на события, от них не зависящие или зависящие в очень малой степени. Проявляется это тогда, когда человек лично заинтересован в положительном исходе или когда заранее известен благоприятный исход.
Пророчества сбываются[править]
Да, да. И это не шутка, а медицинский факт. Дело в том, что уверовав в какое-либо пророчество хомячок начинает вести себя так, чтобы оно сбылось. Это когнитивное искажение хорошо известно в научных кругах, потому как оно способно реально искажать результаты опытов, делая их значительно ближе к ожиданиям ученых.
Показателен эксперимент с симпатией. Исследователи собрали группу незнакомых друг с другом людей. Всех разбили на пары и каждой паре организовали встречу друг с другом, где они могли пообщаться. Однако перед встречей одному из участников каждой пары давали особую информацию, дескать, ваш партнер наслышан о вас, и вы ему нравитесь или наоборот не нравитесь. В результате, в тех парах, где один из партнеров считал, что нравится своему визави, царило тепло и дружелюбие, а в противоположных — холод и неприязнь. Причем эффект отчетливо чувствовали оба партнера в паре.
С этим искажением тесно связан эффект плацебо. А в медицинских экспериментах приходится применять двойной слепой метод, когда не только пациент не знает, какое колесо жрёт, но и врач не знает, какое колесо даёт пациенту.
Эффект распространен буквально повсеместно, его последствия изучаются в экономике (всякие поведения рынков и влияние на них прогнозов о поведении этих рынков), и даже бытовые суеверия работают благодаря ему. Например, все знают, что если отправляясь в дорогу что-то забыть и вернуться — это плохая примета. Чтобы нейтрализовать её действие, вернувшись, нужно посмотреть в зеркало. И действительно. Если что-то забыл, значит в голове раздрай и шум. Сам факт, что пришлось вернуться душевному равновесию также не способствует — спешка и нервные переживания усиливаются. А тут вспоминаем про плохую примету… Понятно, что в таком морально-политическом состоянии вероятность попасть в жир ногами резко возрастает. Посмотрели в зеркало. А значит остановились, подумали, выдохнули, несколько успокоились. И избавились от плохой приметы, что ещё добавило спокойствия.