Компьютерная зависимость у подростков: что это, признаки и как лечить

Методы лечения компьютерной зависимости у подростков

Очевидно, что компьютерная зависимость требует лечения. Это длительный процесс, в котором задействованы и ребенок, и родители. Нередко справиться самостоятельно с зависимостью не удается. Попытки родителей ограничить время, проводимое детьми за компьютером, приводит к еще большему непониманию, конфликту и ответной агрессии. Если воспитательные методы не работают, следует обратиться к психиатру.

Метод психоанализа для лечения компьютерной зависимости

Психоанализ является на сегодня основным методом преодоления интернет-зависимости. Он помогает выявить истинные причины ухода от реальности. В результате работы всплывают психотравмы, комплексы, внутрисемейные проблемы. Если родители подростка принимают активное участие в терапии и следуют советам специалиста, лечение дает результат. На сеансах семейной психотерапии подростку прививается уверенность в себе, своих силах, развиваются волевые качества, повышается самооценка. В результате появляется целеустремленность, отношения в семье становятся прочными.

Медикаментозное лечение компьютерной зависимости

Бывает, что в ходе диагностики врач выявляет у подростка скрытую депрессию, которая стала одной из причин компьютерной зависимости. В этом случае попутно назначается медикаментозное лечение. Это именно дополнительные меры для лечения депрессии как сопутствующего заболевания, одними только лекарствами без психотерапевтической помощи справиться с зависимостью не получится. Медикаменты для лечения, антидепрессанты, препараты, подавляющие тревожность, и продолжительность курса определяет врач.

Метод гипноза

Гипноз – метод лечения, который используется на сеансах индивидуальной психотерапии. Психотерапевт вводит пациента в транс, во время которого внушает безразличие к интернет-играм. По действию метод напоминает кодирование при избавлении от алкоголизма. По статистике результаты лечения гипнозом менее эффективны, так как не все пациенты поддаются гипнозу. Симптомы исчезают, но не устраняются глубинные причины зависимости. Нет гарантий, что, избавившись от компьютерной зависимости, подросток не захочет заполнить образовавшуюся пустоту другим пагубным пристрастием.

Причины игромании среди детей и подростков

Часто родители сами становятся источником аддикции для детей и подростков.

1. Если показывают пример, проводя слишком много времени за компьютером и игровой приставкой, не уделяют внимания ребёнку, не учат его организовывать собственное время.

2. Пытаясь “избавиться” от ребёнка: для того чтобы он не путался под ногами и не мешал, сами дают ему телефон, планшет с закаченными в них “полезными” программами. Так многие поступают уже с годовалого возраста, и даже гордятся тем, что “мой ребёнок разбирается в этих технологиях лучше меня”, но в неокрепшем мозге ребёнка чрезмерная цифровизация производит эффект бомбы. Он не учится жить в настоящем мире, не замечает его красоты и сложности, у него возникаю трудности с общением с другими людьми.

Можно говорить об игровой зависимости у подростков, когда вы замечаете, что у него пропадает интерес ко всем сферам жизни: снижается успеваемость, ухудшаются отношения со сверстниками и учителями.

К симптомам подростковой игромании относятся:

  • агрессивные протесты на просьбы выйти из-за компьютера;

  • злость и раздражение, когда приходится всё же отвлечься от игрового процесса;

  • требование денег на игровые обновления, улучшения, на более мощный компьютер/приставку;

  • неспособность определить и контролировать время на увлечение;

  • нарушение режима сна и отдыха : ребёнок не спит всю ночь, играя;

  • нарушение пищевых привычек: не ест с семьёй за столом, поглощает бутерброды, чипсы, другую вредную “быструю” еду во время игры;

  • пренебрегает гигиеной;

  • настроение улучшается только во время игры, если приходится проводить время с семьёй, демонстрирует раздражение и недовольство;

  • все его “друзья” увлечены тем же, что и он, со сверстниками не играющими в компьютер, он не может или не хочет общаться;

  • пренебрежение домашними обязанностями, учёбой, спортивными тренировками.

Осложнения заболевания

Последствия интернет-зависимости мешают нормальному функционированию мозга ребенка, замедляют его физическое и психическое развитие.

К последствиям заболевания относят:

  • Ухудшение качества сна. Ребенок часто ложится спать утром или встает на несколько часов раньше обычного.
  • Асоциальное поведение и ухудшение отношений со сверстниками и с семьей.
  • Изменения в настроении. У больных наблюдаются заметные изменения в настроении по сравнению с тем, что было до развития заболевания.
  • Игнорирование домашних обязанностей и уроков. С ростом времени, проведенного в сети, ребенок все чаще закрывает глаза на свои ежедневные обязанности и домашние дела, выделяя на них все меньше времени. 
  • Ухудшение самочувствия, боли в спине и шее.
  • Хроническая усталость. На фоне возникновения хронической усталости могут обостряться уже имеющиеся ранее заболевания.

При первых симптомах возникновения компьютерной зависимости у ребенка родителям стоит обратиться к специалисту. В диагностике компьютерной зависимости используют метод опроса, с помощью которого можно определить причины, по которым ребенок стал «пропадать» в интернет. Превышение предельного лимита нормы может говорить о компьютерной зависимости ребенка.

Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков

Справляться с последствиями зависимости гораздо сложнее, чем предупреждать ее развитие. Для начала родителям придется признать, что в современном мире дети не могут обойтись без гаджетов, электронных устройств и компьютеров. Просто смиритесь с этим. Но способы уменьшить негативное воздействие современных технологий имеются. Следуйте простым рекомендациям:

  • Определите временные нормы и четко следуйте им. Так, младшим школьникам не стоит проводить за компьютером больше 30 минут и не чаще раза в два дня. Подросткам позволяется увеличить пребывание в виртуальном мире до 1-1,5 часа в день. Этого вполне достаточно, чтобы сделать домашнее задание с использованием сети интернет или пообщаться с друзьями. Естественно, что ребенок должен быть ознакомлен с нормами с первого дня.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка была интересная альтернатива виртуальным играм. Кружки, секции, хобби – чем меньше свободного времени у него остается, тем ниже вероятность возникновения зависимости.
  • Каждый день общайтесь с подростком. Постарайтесь стать для него чем-то средним между другом и наставником. Да, останутся вопросы, которые он предпочтет обсуждать только со сверстниками, но их должно остаться совсем мало. Трудности, проблемы, переживания – вы должны оставаться в курсе всего, что происходит с любимым чадом.
  • Помогите подростку сформировать круг живого общения. Это могут быть друзья по интересам, психологическая группа, клуб интересующихся каким-либо хобби и т. д.

И самое главное, любите своего ребенка! Несмотря ни на что. Неприятности на работе, плохие оценки в школе, конфликты, банальная усталость – часто они заставляют нас забыть, каким было то первое искреннее чувство, которое мы испытали, впервые познакомившись с малышом после его рождения. Но даже через 10-15 лет, он так же сильно нуждается в поддержке, любви и заботе, как в первый год жизни.

Кто подвержен компьютерной зависимости

Как уже говорилось ранее, подростковый возраст – период, когда гормональные всплески оказывают сильнейшее воздействие на весь организм ребенка в целом и на его нервную систему в частности. Поэтому обнаружить в своей семье игромана может абсолютно любой родитель. И все же у некоторых людей развитие привязанности происходит быстрее и проще.

Но не стоит обольщаться, считая, что если у вашего ребенка много друзей и хороший эмоциональный самоконтроль, то он избежит развития компьютерной зависимости. Риск все равно остается, хотя и несколько снижается. Еще один важный момент связан с половыми особенностями. Мальчики привыкают к виртуальному миру быстрее девочек, возможно потому, что чаще оказываются предоставлены сами себе. Контроль за дочерями и кругом их общения обычно сильнее со стороны родителей.

Причины появления компьютерной зависимости

Каждый школьник проводит за компьютером по несколько часов подряд за уроками или играми, пока родители не видят. Стоит ли говорить, что происходит в жизни взрослых (их родителей)? Думаем, не стоит. Вы итак все знаете сами. Общение и даже обучение (особенно в связи с коронавирусной инфекцией) перешло в интернет – пространство. Это усугубляет обстановку и развитие зависимости от компьютера и виртуальной реальности.

Да, прекрасно, что дети имеют больше возможностей и умеют управлять современными девайсами и техникой лучше своих родителей. Но остаётся важным не терять связь с реальностью. Как для детей, так и для взрослых.

Самое опасное, что в компьютерных играх очень много жестокости и насилия. Огромное количество игр направлено на убийства. Разве такие увлечения могут принести пользу современному обществу? Вряд ли.

Дети, как и взрослые часто начинают путать реальность и виртуальный компьютерный мир. Это уже психологическая проблема, которую необходимо решать профессиональному врачу.

Когда стоит обратиться за помощью

В принципе, обращение за помощью к психологу будет не лишним, даже если стадия зависимости еще не наступила. Пусть разговор с психологом пройдет в качестве консультации. Быть может, эксперт подскажет интересные решения или натолкнет на важные особенности взаимодействия с подростком. Естественно, что в этом случае тащить с собой самого ребенка не нужно. Рекомендации будут даваться исключительно родителю, как взрослому.

А вот в случае, когда зависимость дает знать о себе настолько ярко, что уже появились психологические и физиологические симптомы, позвать на консультацию придется и «виновника», то есть подростка

Обращайте внимание на его способность вовремя лечь спать, успеваемость, общительность в реальной жизни

Как помочь ребенку: советы родителям

Невозможно запретить использование компьютера или выход в интернет совсем — они понадобятся детям для учебы. Но можно показать, что компьютерные технологии созданы не только для развлечений. За монитором можно заниматься программированием, веб-дизайном и т. д. Даже игры бывают не пустой тратой времени — киберспорт является официальной дисциплиной.
Пока психолог работает над тем, как избавить подростка от компьютерной зависимости, дело родителей — создать комфортную обстановку дома. Если постоянно ругать и критиковать ребенка, пока он не «исправится», уровень стресса будет только выше, а результат лечения — хуже.
Не нужно ожидать, что ребенку хватит общения с родителями и учебы, чтобы не чувствовать себя одиноким. В подростковом возрасте важна компания сверстников — так пусть у ребенка будет возможность завести ее в спортивных или творческих секциях.
Чтобы избавиться от компьютерной зависимости, подростку нужна мотивация. Он должен понимать, что в будущем его ждут интересные дела, и знать, как идти к достижению успеха. Родители могут помочь, если будут разговаривать с ребенком о будущей профессии, интересоваться его склонностями и таким образом создавать базу для новых увлечений.
Онлайн-игра нередко бывает способом снять стресс и выплеснуть негативные эмоции

Важно научить подростка справляться с эмоциями иначе, а также оказывать ему поддержку в стрессовых ситуациях (даже если причина стресса кажется мелочью).

Основные причины развития

Компьютерная игровая зависимость у взрослых и детей возникает в результате психологических проблем:

  • Чувство одиночества. Компьютерные игры с возможностью внутриигрового общения часто выступают в роли замены реальной коммуникации. Человек, по некоторым причинам ограниченный в общении, может начать играть, чтобы заглушить одиночество;
  • Неудовлетворенность своей жизнью. Если жизнь человека сложилась совсем не так, как ему хотелось бы, не хватает ярких эмоций и переживаний, он может начать погружаться в виртуальную, “идеальную” реальность. Существуют игры-песочницы, в которых игрок может создать “идеальный” мир: со временем интерес к реальности начинает угасать;
  • Накопление скрытой агрессии. Существует мнение, что именно из-за игр люди становятся агрессивными. На самом же деле, во многих случаях шутеры служат средством выплеска гнева и агрессии. К примеру, игрозависимость часто возникает у подростков, подвергающихся систематическому насилию и травле в коллективе;
  • Киберзависимость является спутником незрелых людей. Очень часто человек, испытывающий “страх жизни” старается заменить ее более “безопасными” виртуальными переживаниями.

Отдельной категорией игровой аддикции является лудомания. Зависимость от азартных игр возникает у людей, склонных к аддикциям: алкозависимых, наркозависимых, токсикоманов и т.д. Это может быть следствием отягощенной наследственности или различных психических расстройств (пограничное расстройство личности, биполярное расстройство, шизофрения и т.д.). К лудомании также располагает особый склад характера: инфантильность и импульсивность, сопровождающаяся желанием получить “все и сразу”. В любом случае, терапия такого поведенческого расстройства нуждается в профессиональном подходе. 

Что это такое?

С точки зрения медицинской науки любая зависимость – это расстройство мозговой деятельности, мотивации, памяти, а также систем, с ними связанных. Это проявляется в нарушениях физического и психологического состояния человека, его социальной и духовной жизни. Зависимость характеризуется патологическим желанием обладать предметом, который ее вызвал.

Зависимый человек не способен воздерживаться, контролировать свое поведение, его тяга болезненна, житейские проблемы, отношения с живыми людьми отходят на задний план, эмоциональные реакции его становятся нездоровыми.

С этой точки зрения компьютерная зависимость – это особая, деформированная эмоциональная привязанность человека к различным видам времяпрепровождения за компьютером. Это могут быть игры (как кровавые, так и весьма безобидные), общение в соцсетях, брождение по просторам интернета, бесконечный просмотр видео и т. д. То есть человек становится зависимым от компьютерных игр, соцсетей, видеоконтента…

Зависимый человек стремится как можно больше времени проводить за компьютером, преодолевая мешающие этому обстоятельства, когда это возможно. А все, что мешает этому, переходит в разряд ненавистных: работа, учеба, домашние хлопоты… Но если все эти факторы исчезнут, человека полностью затянет виртуальный мир. Вот что страшно.

Все, что происходит с таким человеком, разворачивается именно на виртуальных просторах: горе – он будет обсуждать его с завсегдатаями соцсетей или игровым сообществом, радость – тоже. Отсутствие событий – вообще прекрасный повод провести время за любимым занятием. Человек теряет время, которое мог бы провести с большей пользой, но само понятие пользы он начинает понимать как получение удовольствия от общения с компьютером или от игровых достижений. Постепенно присутствие человека в реальном мире сводится к биологическому существованию тела, не приносящего пользы ни своим близким, ни социуму вообще. Он просто подстраивает свою жизнь под возможность сесть за компьютер.

Лечение заболевания

Лечение интернет-зависимости сильно отличается по своему содержанию, но, также как и многие расстройства психики, включает в себя курс психотерапии, которая проводится в несколько этапов:

Первый этап.. Специалист помогает ребенку осознать существование зависимости путем подведения его к количеству проводимого в интернете времени.

Второй этап. Часто, после осознания того, что у человека есть какое-то заболевание, он чувствует себя подавленно

Ему важно знать, что он не один и что у него есть поддержка. Психолог же в это время пытается предотвратить результат чрезмерных депрессивных мыслей с помощью специальных практик

Третья стадия. Лечение зависимости. Важно, чтобы человек сам научился контролировать время, проведенное за компьютером и преодолевать негативные эмоции, которые возникают на первых порах.

Четвертый этап. Улучшение отношений в семье, со сверстниками. К этому этапу приступают, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для того чтобы заболевание не вернулось вновь, необходимо наладить отношения в семье и найти для себя занятие вне компьютера.

Последний этап. Хотя от самого заболевания к этому моменту уже удастся избавиться, его последствия будут с больным еще долгое время, причем они могут быть как физическими, так и психологическими. И помощь специалиста в их лечении не будет лишней. 

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Почему возникает интернет-зависимость и как она развивается?

Психологи еще не полностью изучили причины, которые могут привести к зависимому расстройству, но очевидным является тот факт, что нереализованность человека в обычной жизни и низкая самооценка могут спровоцировать этот сетевой недуг.

Из-за постоянного нахождения в виртуальной реальности пользователи сети способны потерять связь с окружающим миром. И это, пожалуй, главная опасность. Люди перестают встречаться с друзьями, ходить по магазинам, развлекаться, потому что не видят в этом смысла – все это доступно на просторах интернета и можно сделать, не выходя из дома. Получается, что лень-матушка – не последний виновник возникновения интернет-зависимости.

Аддиктивное расстройство развивается не сразу. Изначально человек начинает пользоваться сетью для достижения своих целей. Но, проводя в интернете много времени, пользователь узнает привлекательные возможности сети, вырабатывает свой стиль общения, постепенно отдаляясь от жизненных реалий.

Далее зависимость приобретает хроническую форму, становясь очевидной сначала для окружающих, а потом и для самого пользователя сети. Он уже с трудом возвращается к реальным событиям в жизни, живя только предвкушением сетевого общения, своим присутствием на любимых сайтах, освоением новых интернет-пространств и игр.

Как лечить компьютерную зависимость

Для начала необходимо устранить дискомфортное состояние. Повысить стрессоустойчивость и устойчивость к фрустрации.

Также очень важно прорабатывать ответственность и решительность. Если вы не умеете противостоять жизненным трудностям и отрицаете собственную значимость, то нужно начать бороться с этим

Обязательно необходимо добиться изменений в настроении.

Нужно найти интересные занятия и хобби в реальной жизни. А также важным этапом будет и формирование позитивного мышления. С опытным специалистом вы сможете добиться только положительного результата. Поэтому, пожалуйста, если не уверены в своих силах, обратитесь к специалисту, чтобы сократить время не реальной жизни.

Лечение компьютерной зависимости у взрослых и лечение компьютерной зависимости у подростков может отличаться кардинально, хотя будет иметь очень много схожих причин и симптомов. Психологи учат не только перебарывать психологические проблемы, но и принимать себя.

Чаще люди бегут от самих себя, чем от других проблем или реальности

Любить себя очень важно. Чего мы желаем каждому нашему пациенту и просто человеку, который обратился с проблемой.

Всегда рады помочь. Институт практической медицины «Инпрамед».

Какие дети попадают в компьютерную зависимость?

Часто компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей, родители этих детей умные и внимательные, дети с хорошей успеваемостью в школе, эрудированные, интеллектуальные. Родители таких детей заботятся о них, переживают, искренне обеспокоены тем, что происходит с ребенком.

Оба родителя работают, строят карьеру, у них высшее образование. В целом – это обыкновенная семья со средним уровнем дохода, где не наблюдаются какие-то серьезные проблемы или глобальное неблагополучие.

Самое главное – это недостаток времени у родителей на игры, общение, занятия с ребенком. Непонимание, чем еще можно занять ребенка, сложности во время игры с ребенком (родители часто говорят «Я не знаю, как играть», «Мне сложно играть с ребенком», «Мне скучно, я устаю»).

В каких случаях ребенок особенно подвержен компьютерной зависимости?

  • Если ребенок начинает использовать компьютер/планшет/телефон в раннем детстве до 6 лет. К сожалению, сегодня время использования электронных устройств сильно сдвинулось, и дети уже в 2-3 года очень много времени проводят за экраном. Чем раньше начинает ребенок, тем выше риск развития компьютерной зависимости.
  • У эрудированных детей с интеллектом выше среднего. Чтобы разбираться в играх, ребенок должен быть сообразительным и умным.
  • Дети, у которых много свободного времени. Они не заняты после школы в кружках, секциях. И это свободное время никак не структурировано. Очень много свободного времени в выходные, после школы. Но здесь есть и другая крайность: некоторые родители очень сильно перегружают ребенка, и у него вообще нет свободного времени, ему «не продохнуть» — у него и гимнастика, и бассейн, и рисование, и шахматы, еще и учеба с домашними заданиями. Здесь надо найти золотую середину. У ребенка должно быть свободное время, а родители должны отвечать за то, как это время структурировать
  • Когда у ребенка есть неограниченный доступ к компьютеру/планшету/смартфону. Часто ребенок может подходить и брать без спроса родительский телефон, ноутбук. В этом случае его сложно проконтролировать.
  • Пример родителей. Когда мама и папа сами много времени проводят за компьютером, то ребенок будет им подражать.
  • Если у ребенка более старшего возраста не складываются отношения со сверстниками, если у него нет друзей, если его дразнят, если у него есть какие-то комплексы, сложности в общении. Тогда он уйдет в электронный мир, интернет, где можно общаться под ником, проявить себя в виртуальном мире, быть тем, кем захочешь. В итоге вместо того, чтобы решать свои реальные проблемы (налаживать контакты, разрешать конфликты) ребенок уходит в несуществующий виртуальный мир.
  • Дети в обеспеченных семьях, когда родители могут позволить себе покупать дорогое компьютерное оборудование и устройства, телефоны и дорогие игры. Получается, что ребенок постоянно окружен этими девайсами. Иногда для родителей это служит замещением родительского внимания и любви, на которые у них не хватает времени. Происходит подмена настоящей заботы и внимания дорогими подарками.
  • Наиболее подвержены мальчики/юноши – они выступают основными потребителями компьютерных игр.

Как правило, любой вид зависимости у ребенка формируется на фоне отсутствия теплых эмоциональных взаимоотношений в семье. Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают, что он думает и что чувствует, о чем мечтает и о чем переживает, что действительно его волнует или тревожит. Когда родители не слышат его.

Часто родители говорят «Я забочусь о нем», но это формальная забота: ребенок всегда одет по погоде, одежда чистая и опрятная, у него полноценное хорошее питание, он вовремя ложится спать, у него сделаны уроки

По сути, это тоже забота и определенная доля внимания, но это ФОРМАЛЬНОЕ внимание

Но ребенку необходимо не формальное внимание, а настоящее: участие, забота, умение остановиться и в потоке повседневных дел действительно услышать, что ребенок пытается вам сказать, чем он пытается с вами поделиться. Возможно, нужно отложить некоторые ваши дела и присоединиться к тому, чего хочет ребенок

Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка. Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом.

Чего не стоит делать

Бороться физическими методами — отключать интернет и силой выгонять ребенка погулять или почитать

Это не работает, новые интересы не возникают просто так.
Заострять внимание на негативе и пугать игрока последствиями для здоровья. Как правило, дети не придают этому должного значения — вред для здоровья они осознают намного позже.
Жестко указывать на болезнь — называть игроманом, ненормальным, говорить «тебя вылечат»

Это может вызвать обратный эффект и только оттолкнуть ребенка от похода к психологу или психотерапевту.
Силой вести ребенка к специалисту. Иногда это бывает оправдано, но зависимость от компьютера не тот случай. Если подросток отказывается от помощи, лучше сходить на консультацию самим родителям, чтобы психолог подсказал выход из ситуации.
Критиковать друзей в сети. Даже если они действительно плохо влияют на ребенка, он не воспримет критику, и в результате родители рискуют только испортить отношения.
Отгораживаться от ситуации и ждать, когда проблема решится сама. Лечение компьютерной зависимости требует активного участия родителей и терпения, иначе можно потерять время и дойти до той стадии, когда даже помощь специалиста не всегда эффективна.

Компьютер, как и все в этом мире, не абсолютное зло, а инструмент. Он может быть полезен для ребенка, если родители обучат его правильно пользоваться им.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий