Общее и разное: карма, грех и мораль

Вероятность противостояния и изменения устоев

При рассмотрении отличий морали от нравственности стоит указать, что первая помогает регулировать жизнь социума. У любого общества, а также у групп, состоящих из отдельных лиц, есть своя мораль. Многие слышали, например, о таком понятии, как воровской закон. Это тоже правила, которые являются моралью в определенных кругах. Ее характерной чертой выступает то, что она разрешает или запрещает какие-то действия, регламентирует жизнь конкретного социума.

Часто моральные устои социумов противостоят друг другу. Примером может послужить взаимодействие преступников и органов правопорядка. Нормы поведения, лежащие в основе морали, находят свое отражение в законах и кодексах — правовых документах, нарушение которых влечет за собой юридические последствия.

Поступки и поведение людей оцениваются в обществе исходя из существующих в нем норм морали. Она может меняться под воздействием тех или иных событий. Например, еще в XIX веке в США и Российской империи существовали рабство и крепостное право. В том же столетии отношение к указанным понятиям изменилось. Это один из наглядных примеров того, что мораль и нормы поведения, закрепленные в правилах, могут претерпевать изменения.

Отличительной особенностью нравственности является то, что она в своей основе неизменна и абсолютна. Как только речь заходит о ней, первое, что приходит на ум, — это отношение к другому человеку как к самому себе. Нравственные принципы — это уважение, любовь к людям, поведение, при котором один человек не унижает себе подобных, а также:

  • не относится к ним пренебрежительно;
  • не ворует;
  • не убивает.

Многое из перечисленного указано в Священном Писании. В исламе, например, и сегодня действует понятие ответственности индивида, когда он морально отвечает за сказанное и сделанное. Человек на определенном уровне духовного развития совершает нравственные поступки автоматически, не задумываясь об этом заранее.

Имеет ли педагог начальных классов моральное право подрабатывать по вечерам в стриптиз-клубе?

Если вам неприятно об этом думать, то у вас высокие запросы к учителям по пятому пункту (чистота). Есть ли преференции у коренных москвичей по сравнению с приезжими? Здесь речь идет о принадлежности к группе и справедливости. Нужно ли обязать всех жителей района помогать жертвам домашнего насилия? Вопрос заботы.

Каждый может оценить свою систему моральных установок по пяти перечисленным параметрам и отмечать, происходят ли со временем изменения и какие факторы на это влияют.

Науке известно, что взгляды целого общества меняются от эпохи к эпохе. Так, психологи из Мельбурнского университета выяснили, что забота, сострадание и безопасность сейчас для нас важнее, чем сорок лет назад, а, например, ценность уважения к власти с начала XX века заметно снизилась.

Итак, нравственные императивы следует считать промежуточными результатами культурной эволюции. Как же развить в себе необходимые качества, не дожидаясь, пока сменится очередная общественная парадигма?

Почему необразованный дикарь может быть более нравственным, чем образованный человек из цивилизации?

Так почему получается, что более нравственным человеком может оказаться необразованный дикарь, чем образованный, религиозный, соблюдающий все заповеди, человек из цивилизации?

Просто потому что у первого может быть более развитая высшая эмоциональная природа. Эта природа даёт не просто способность временами испытывать возвышенные чувства. Сама мотивация к действиям у человека может исходить из таких чувств. Что и определяет его нравственность. Человек может делать всё правильно, но из низшей эмоциональной природы, чтобы быть оцененным другими, чтобы добиться каких-то благ, чтобы попасть в рай и.т.д. Его мотив всегда практичен. Он действует не из любви, не из радости, а ради выгоды или из страха.

При этом человек может быть блестяще образован и талантлив. Развить высшую эмоциональную природу можно, даже если в детстве ты не впитал атмосферу любви и доброты. Но для этого нужно вначале осознать недостачу. Мне доводилось знать умнейших чрезвычайно успешных и хорошо образованных людей, которые так и не увидели эту недостачу в себе. Цинизм им казался проявлением жизненной мудрости. Мне жаль. Но это всегда был их выбор. Они получают отражение, которое заслуживают. Я могу лишь рассказать, что такая возможность есть. И я уверен, что настоящая нравственность делает тебя счастливым. Иначе, зачем она нужна?!

Некоторые люди используют одну простую формулу для определения нравственного поведения. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это кажется логичным, если не задумываться. Одному человеку может нравиться одно, а другому совсем иное. Кого-то били с детства родители, он привык к этому. Ему нравится атмосфера скандалов и драк. Но если он будет так поступать со всеми, многим это не понравится. Мазохисту доставляет удовольствие, когда его унижают. И он может решить, что это благо для всех. А психологические мазохисты встречаются не редко.  Приверженцы каких-то религий могут считать благом то, что для других неприемлемо. Есть даже различия на уровне питания и образа жизни. Кому-то нравится спорт и тренировки. А другой предпочитает менее подвижный образ жизни. Кто-то мясоед. Но если он приготовит мясо вегану, тот не будет рад. В общем, формула верна лишь частично. Нужно делать поправку на особенности людей, их вкусы и предпочтения.

↑ Понятие «мораль»

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подходМораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подходМораль дарована человеку Богом
Социологический подходМораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подходМораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль 

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой»

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

↑ Нормы морали

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормыЕё сущностьХарактер нормыЧем поддерживаетсяКогда возникает
Табу Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)Распространяется на членов данной общиныМистическая боязнь определённых актов или существРодовой строй
ОбычайИсторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствахРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбораАвторитет общественного мнения
ТрадицияРазновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведенияРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбораАвторитет общественного мнения
Моральные правилаКонцентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизниРаспространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределениеИдеи добра и зла, авторитет общественного мненияРазложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

↑ Функции морали

Регулятивная 

Воспитательная 

Ценностно-ориентационная 

Оценочная 

Коммуникативная 

Координационная

Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Теория лжи

Родители поощряют детей за хорошее поведение, тем самым укрепляя их личную мораль при помощи внедренного в детскую психику предвкушения дальнейшей предполагаемой выгоды. Будешь послушным – получишь леденец.

Ребенок не видит логической связи между своими поступками и вознаграждением, но чувствует, что спорить с судьбой в лице своих родителей невыгодно. Поэтому в детской психике «хорошее» и «плохое» не оценивается критически, а принимается как должное – то есть на веру.

Вся общественная мораль – всего лишь набор субъективных суеверий – все та же сделка с судьбой, от которой уже взрослый человек без всяких разумных оснований ожидает выгодных поощрений. Вроде как, надо быть правильным, и тогда воздастся..

В общем похоже, что идея греха и кармы – это все то же обещание «леденца», но в адаптации для повзрослевших детей. Духовные концепции справедливости совместно с общественной моралью действуют в одном направлении. Они побуждают к неестественной «доброте», вызванной страхом расплаты – теперь уже не от родителей, а от высшей инстанции – от судьбы, каких-то стражей тонкого мира, или самого Бога. Об этом я уже говорил в недавней статье.

А ведь на самом деле вся эта сделка удерживается на детской вере в родительское вознаграждение за послушание. И верят в нее беспрекословно, будто в реальные законы самой жизни, которые бдит Всевышний.

Только человек, сумевший этой сделкой себя одурачить, может по-настоящему верить, что он – хороший. И силой этой веры в его существовании повсеместно возникают другие – «плохие» люди, отказавшиеся соблюдать его представления о правильной жизни (на кого-то ведь надо проецировать собственный подавленный срам).

А у других – свои сделки, со своими правовыми основаниями. Ведь родительский устав в каждой семье – уникальный, хоть и базируется на схожей, чаще всего невротичной основе.

Иными словами, мораль общества в голове отдельного человека становится чем-то вроде личной конституции – свода выдуманных законов и правил, по которым он судит о том, кто живет правильно, а кто ошибается.

И все мы продолжаем в эту игру играть, пытаясь соответствовать выдуманным образцам, стараемся нравиться, раскачиваем чувство собственной важности и тешим гордость за свое нравственное величие

Что такое совесть?

Отдельное явление, о котором я хотел бы написать, это совесть. Она гораздо сложнее, чем воспитанное чувство вины или стыда, с которыми её часто путают. Оба чувства вины и стыда я считаю отрицательными, чаще вредными. Они могут быть лишь временно полезны для человека, пока у него не проснулась совесть.

Когда просыпается совесть, ты начинаешь понимать, что чувствуют другие люди, сострадаешь им. Ты можешь чувствовать одновременно, что происходит в разных частях твоей психики. Обычно, эти разные части в нас не встречаются. В одной из них мы чего-то очень сильно захотели и сделали. В другой части мы об этом жалеем и виним себя. В третьей мы размышляем, как найти выход из этой противоречивой ситуации. Это знакомо каждому человеку. Есть неоднозначные ситуации и действия, которые кому-то приносят радость, кому-то причиняют боль. Или вначале приносят вам радость, а через какое-то время неизбежное страдание. В состоянии совести эти разные части вашей психики встречаются, и вы одновременно испытываете разные чувства. И на какой-то внутренней чаше весов определяете, что лучше для вашей души и принимаете целостное решение о том, как действовать, чтобы уже не было повода жалеть.

Ещё бы я хотел написать о некоторых теориях, с которыми я в последнее время сталкиваюсь. Чаще сталкиваюсь в интернете. Но раньше также сталкивался с живыми носителями таких идей

Они нам сообщают, что нет добра и зла, это всё иллюзорное видение мелких людишек! Они нам говорят, что всё есть игра, не важно, какая роль тебе досталась, святого или маньяка, сыграй её до конца, главное быть хорошим актёром. Некоторые считают, что нет закона кармы совсем или для них «просветлённых» нет закона кармы

Я знал таких «умников», которые и сами «плохо кончили» и многих других завели в западню.

Но те, кто ловятся на такие идеи, уже имеют некоторую нравственную слабость. Иначе бы их это не зацепило и не увлекло. Почему увлекают такие идеи?

  1. Во-первых, кажется, что они дают человеку большую свободу без ответственности, а также чувство могущества и превосходства. Ты думаешь, что есть обычное стадо баранов, которое живёт по правилам, а ты выше их, ты можешь всё без последствий.
  2. Во-вторых, такие идеи близки людям, которые любят философствовать в отрыве от реальной жизни. Где-то в их голове великая космическая игра, в которой нет ни добра, ни зла, всё является высшим божественным замыслом.

Пока философ размышлял на эти темы, у него украли телефон, и концепция зла и нарушенной справедливости моментально вернулась! Поэтому, чтобы не впадать в такие иллюзии, нужно реальнее смотреть на себя и на жизнь вокруг. Любую концепцию нужно примерять к наблюдаемой жизни и к своему личному опыту.

Сравнительная таблица

Мораль и нравственность сходства и различия
НравственностьМораль
Кто они такие?Правила поведения признаются в отношении определенного класса человеческих действий или определенной группы или культуры.Принципы или привычки в отношении правильного или неправильного поведения. В то время как мораль также предписывает, что нужно и чего нельзя делать. Мораль — это, в конечном счете, личный компас добра и зла.
Откуда они?Социальная система — ВнешняяИндивидуальный — Внутренний
Почему мы это делаем?Потому что общество говорит, что это правильно.Потому что мы верим, что что-то правильно или неправильно.
ГибкостьНравственность зависит от других для определения. Она имеют тенденцию быть последовательной в определенном контексте. Но может варьироваться в зависимости от контекста.Обычно соответствует, хотя может измениться, если изменятся убеждения человека.
СходстваЧеловек, строго следующий нравственным принципам, может вообще не иметь морали.Точно так же можно нарушать нравственные принципы в рамках данной системы правил, чтобы поддерживать моральную целостность.Моральная личность, хотя, возможно, связана более высоким заветом, может следовать нравственным установкам.
ПроисхожденияРусское слово, происходящее от корня «нрав»Латинское слово «mos», означающее «обычай»
ПриемлемостьНравственное поведение регулируется профессиональными рекомендациями в определенное время и в определенном месте.Мораль выходит за рамки культурных норм

Аффектный выход

Кольберг, как сторонник рационального подхода, связывал нравственное развитие с логическим: чем выше наш когнитивный уровень и сложнее умозаключения, тем ближе мы находимся к вершине той самой лестницы из шести ступеней.

Сегодня ряд исследователей, изучающих мораль, придерживается другой позиции и полагает, что в основе наших рассуждений лежат не рациональные доводы, а эмоции. Порой мы и вовсе используем логику, чтобы разумно и нестыдно обосновать поступок, совершенный интуитивно. Такие случаи «морального ошеломления» были показаны в экспериментах: их участники с ходу этическую дилемму, а потом долго-долго пытались объяснить, как это, чёрт возьми, у них получилось.

На самом деле имеют значение оба фактора — и чувства, и доводы разума. Разница в подходах: ученые-рационалисты делают акцент на когнициях (то или иное поведение в первую очередь «продукт» мышления), а «интуиционисты» полагают, что главное — чувство, вспыхнувшая эмоция.

Понятно, что второй подход не завоюет популярности в педагогике и воспитании. Сформировать эмоциональную реакцию сложнее, чем научить бодро рассуждать о лучах света в темном царстве.

Обиды, страхи, ненависть, ревность и зависть к другим людям

Если в вашем сердце живут обиды, страхи, ревность, зависть, ненависть к другим людям, а во внешнем мире вы делаете всё по правилам, по заповедям, по закону, вы всё равно получите отражение тому, чем наполнены внутри.

Если спросить об этом людей, большинство ответит, что они никогда никому не завидуют, никого не ревнуют, не испытывают ненависти. А если это «духовные» люди, они ещё вам скажут, что они всех любят! Не верьте этим людям. Лучше посмотрите на детей, которые без всякого стеснения проявляют свои чувства. Вы сразу же увидите подлинную жадность, ревность, зависть, ненависть, обиды и страхи. Но, конечно, вы также увидите в них настоящую радость, чистый смех, а иногда и искреннюю любовь. Взрослые точно такие же, как дети, только хуже! Они все чувства скрывают, подавляют, имитируют. Тем самым, обманывая не только других, но и себя.

Потом им самим трудно себе признаться в тех чувствах, что они испытывают. Для того чтобы узнать скрытую правду о себе, хорошо иногда заглядывать в глубину своей души. Я нашёл для себя способ заглядывать туда на аутентичных шаманских церемониях в Перу и Мексике. У кого-то может быть свой способ. Большинство людей предпочитают туда вообще не заглядывать. А кто-то даже не знает о такой возможности. Если человек начинает меня об этом спрашивать, я сообщаю ему, что есть такая возможность, и это шанс многое узнать и изменить. Если меня об этом не спрашивают, я не считаю верным для себя донимать людей такими разговорами. Каждый к этому приходит как-то по-своему.

Многие задаются вопросом, как сделать общество более нравственным. Очевидно, что в таком обществе будет безопаснее, приятнее и как-то радостнее жить. Мы все понимаем, что общество состоит из отдельных людей. Значит, задача сделать отдельных индивидуумов более нравственными. Конечно, на взрослых людей повлиять сложнее. Очень трудно изменить закоренелых преступников, коррупционеров, воров, убийц и мошенников. Нельзя сказать, что невозможно. В жизни случаются самые невероятные изменения. Но всё же очень сложно.

Поэтому часто мы задумываемся, как вырастить детей нравственно здоровыми. Мы узнаём новые методики воспитания и образования. Или полагаемся на проверенные методы, которыми воспитывали нас, считая их успешными, глядя на себя в зеркало! Я думаю, что методики воспитания и образования очень важны. Хорошее образование даёт человеку широкий кругозор, учит его думать, знакомит его с мыслями великих писателей и учёных прошлого и настоящего. Но есть сердцевина, которая важнее всего этого. Если её нет, не поможет ни правильное воспитание, ни лучшее в мире образование. Я увидел это, наблюдая за множеством людей из самых разных слоёв общества.

Если бы образование определяло нравственность, то самыми ужасными людьми были бы люди в диких племенах, а самыми нравственными были бы выходцы из самых богатых семей, чаще других получающие лучшее образование. Но это не всегда так.

Я общаюсь и работаю с коренными жителями Америки, с представителями малых народов, многие из которых совсем не грамотные, не умеют писать и читать. Среди них есть люди с разными характерами, своими сложными психическими процессами. Я их совсем не идеализирую, потому что за последние годы узнал их с самых разных сторон. Но, безусловно, они в чём-то намного чище нас. Эта чистота, к сожалению, временная. Они её потеряют, проходя все те испытания, которые проходили мы, становясь цивилизованными. Но пока они её имеют, мы можем очень многому научиться у них. По ним хорошо видно, в какой семье они росли, царила там любовь или нелюбовь. Они в этом смысле больше похожи на детей, чувства которых более искренние, а потому более сильные. Не имея образования, некоторые люди из племён имеют потрясающую память и способность к концентрации внимания. Их психика имеет способности, которые утрачены нами, которые лишь с большим трудом мы можем восстановить.

Грехи человека

Итак, грех –это беззаконие.

Грех – это нарушение закона Бога. Но как же понять, согрешили вы или нет? Давайте рассмотрим несколько простых примеров.

Вы когда-нибудь лгали, говорили неправду? Вы когда-нибудь крали что-нибудь? Вы когда-нибудь ненавидели кого-нибудь? Вы когда-нибудь жаждали человека, с которым вы не состоите в браке, и испытывали по отношению к нему вожделение?

Если вы ответили “да” на любой из этих вопросов, то вы грешник. Законы, прописанные в Библии, запрещают все вышеупомянутые вещи, поэтому если вы совершили хоть одно из этих деяний, вы согрешили.

“Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать”.

Про десять заповедей и их соблюдение

Начнём с самого простого. Кто-то вам скажет, есть десять заповедей, соблюдай их, не нарушай их, и избежишь греха. Эту не хитрую мысль часто можно услышать от вполне интеллектуальных и не сильно религиозных людей. Им просто лень глубоко размышлять на эту тему. Иначе бы они подумали о бесконечном многообразии жизненных ситуаций, которые не вписываются в простые правила.

Например, самая незыблемая первая заповедь «не убий» оказывается не столь однозначной в самых разных ситуациях. Например, если вы солдат на войне, где ваша армия обороняется от напавшего на вашу страну противника. Если на ваших глазах кто-то пытается убить ребёнка, и ваш выбор — допустить это или убить убийцу самому. Если вооруженные бандиты врываются в ваш дом. Таких ситуаций можно за минуту представить множество. Про ложь во спасение до меня уже написало много умных людей. Можно представить массу ситуаций, когда сказать правду означает почти убить человека. С прелюбодеянием тоже не всё однозначно. Смотрите латиноамериканские сериалы! Бывают ситуации, когда взаимная сильная любовь возникает с тем, с кем иметь отношения не правильно. И тогда у человека выбор: предать кого-то или предать свои чувства. Я думаю, многие видели подобные истории в жизни.

Такой умственный эксперимент можно проделать со всеми десятью заповедями. Это же касается всевозможных негласных правил этикета, приличия, протокола и прочих правил. Конечно, их нужно стараться соблюдать. Но мы понимаем, что в жизни бывают ситуации-исключения. Тоже самое можно сказать и о законах государства. Соблюдение законов не делает вас гарантированно нравственным человеком. Можно совершать всякого рода подлости и гадости, оставаясь в рамках уголовного кодекса.

В тоже время бывают исключительные ситуации, когда важное доброе дело делается с нарушением законодательства. Особенно это легко представить в тоталитарных или авторитарных странах, где законы специально создаются против людей

Но даже в странах с развитым законодательством случаются ситуации, когда нарушение закона оправдано более высокой нравственной мотивацией. Я бы очень не хотел, чтобы люди, основываясь на этих размышлениях, нашли оправдание систематическому нарушению закона и несоблюдению базовых заповедей человечества: не убей, не укради, не соври. Такие действия более чем в 99 процентах случаев, отягощают карму и душу. Исключительных ситуаций ничтожно мало в сравнении с реальными злодеяниями людей.

Мы все видим примеры зла сотворённого людьми вокруг себя или хотя бы знаем о них из новостей. И мы думаем о том, что какой-то человек столько украл, а иногда и убил, и при этом счастливо живёт в большом дорогом доме, ведёт красивую богатую жизнь. Когда же будет справедливое воздаяние? Тот, кто верит в загробную жизнь, может думать, что душа этого вора и убийцы попадёт в ад. Кто верит в перевоплощение, может думать, что наказание человека в какой-то форме настигнет в следующей жизни. Кто-то решит, что его детям придётся заплатить за всё. Атеист может надеяться, что человека накажут по закону. Мы знаем, что это не всегда случается. Кто-то берётся вершить самосуд. В некоторых странах и регионах это очень распространённое явление. Кто-то смиряется с несправедливостью. А кто-то даже решает, что так и нужно жить, если именно воры в этом мире или в конкретной стране живут богато и красиво. Тут мы подходим к понятию закона кармы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий