Когда подросток ведет себя агрессивно

В классе агрессивный ребенок: что делать?

Если в классе появляется агрессивный ученик, родитель в первую очередь беспокоится о том, чтобы обезопасить собственного ребенка от его влияния. Конечно, на данный момент в законодательстве нет единого свода правил, как поступить, поэтому родителям и педагогическому коллективу приходится принимать решение самостоятельно, исходя из ситуации. 

  1. Оградить собственного ребенка от хулигана. Воздействовать со стороны на агрессивного подростка бывает сложно, поэтому некоторые родители предпочитают поговорить со своим ребенком, чтобы тот старался держаться подальше от такого ученика и не шел с ним на конфликт. К сожалению, это не всегда работает, так как вспышки гнева у агрессивных подростков могут  быть и ничем не спровоцированные.
  2. Научить подростка “давать сдачи”. Некоторые родители хотят, чтобы ребенок научился сам за себя постоять. Безусловно, иногда такое умение полезно, однако иногда позиция “хвост за хвост, глаз за глаз” приводит только к усугублению конфликта.
  3. Поговорить непосредственно с ребенком-агрессором. Не самое удачное решение: скорее всего, подросток просто не воспримет постороннего взрослого, а в худшем случае он может проявить агрессию уже и по отношению к нему.
  4. Воздействовать на агрессивного ребенка через его окружение: родителей, педагогов, психологов и т.д. Из всех этот способ, вероятно, является самым эффективным.
  5. Попытаться удалить из класса проблемного ребенка.

Агрессивное поведение мальчиков и девочек: отличия

Агрессивное поведение мальчиков всегда более открытое. Контролировать свои негативные эмоции мальчики учатся позже девочек. К тому же, в обществе до сих пор доминирует представление, что агрессия не должна быть присуща девочкам. Потому с детства их учат не показывать свое недовольство и злость. Девочкам никогда не дают советов давать сдачу обидчикам, а мальчиков часто воспитывают именно так.

Отличие также в том, что девочки характеризуются большей впечатлительностью, чем мальчики. Потому грубое проявление агрессии обычно им претит. Они начинают проявлять агрессию словами, а не поступками. Часто это не оскорбления, а сарказм и ирония. Агрессия девочек и девушек-подростков часто направлена на психологически уязвимое место конкретной личности. Потому можно сказать, что агрессивное поведение девочек более эффективно. У мальчиков слабый контроль агрессии, агрессивное поведение их генерализированно, может касаться всех окружающих людей подряд.

В возрасте 10-14 лет девочки часто «подставляют» мальчиков, что такое является проявлением агрессивного поведения. Когда назревают «групповые» конфликты, девочки почти никогда не бывают исполнительницами, в основном они подначивают остальных, разжигают ссору.

Диагностика агрессии

Чаще используется опросный метод изучения агрессии. Это различные тесты на агрессивность. Многие опросники созданы так, чтобы люди, которые их проходят и не догадывалось о заинтересованности в их агрессии. Количество совпадений ответов в опросниках с ключами позволяет выявить степень и форму агрессии. 

Также весьма широко используется методика Басса-Дарки. После ответа на вопросы и их обработки они оцениваются по шкале, относящейся к показателям агрессии. Данный тест позволяет наиболее точно охарактеризовать личность. Для детей методики существенно отличаются. Используются проективные методики, наблюдение по разработанной программе, опросники и беседы. 

Работа на опережение

Вот основные правила:

  • Не бывает плохих эмоций
    Ребенок не видит разницы между собой и своими эмоциями, поэтому когда мама или папа говорят, что злиться — плохо и неправильно, малыш считает плохим и неправильным себя. Чем больше мы его ругаем, тем больше он убеждается в своей правоте и рано или поздно приходит к выводу, что, если ты все равно плохой, то можно вести себя, как хочется.
  • Эмоциями нужно управлять, а не подавлять
    Подавление эмоций — не лучшая стратегия в работе с ними. Чем больше мы их подавляем, тем больше проблем получим в итоге. Подавление гнева приводит к психосоматическим заболеваниям и аутоагрессии. Кроме того, если периодически не выпускать пар, рано или поздно его станет так много, что агрессия переходит на другой уровень и станет опасной не только для ребенка, но и окружающих его людей.
  • Научи ребенка проявлять эмоции экологично
    Дети из-за незрелости коры головного мозга не могут силой воли управлять собой и своими эмоциями. Они плачут и злятся, могут драться и кусаться. Нам, родителям, нужно научить ребенка проживать эти эмоции экологично, ведь они ранят не только окружающих, но и его самого.
    — Вначале покажите ребенку, что его эмоция нормальна, и вы любите его, несмотря ни на что.
    — Обязательно проговаривайте, что он чувствует: «Ты злишься из-за того, что у тебя не получилось / ты не получил того, что хотел». Ребенок должен знать, что это нормально.
    — Позже, когда малыш научился распознавать эту эмоцию, учите его экологично проявлять ее. Бить подушки или игрушки — не лучший вариант. Лучше покричать в специальный пакет злости или заняться любой физической активностью — приседать или бегать, пока вся злость не закончится.
    — Также можно рисовать злость, а потом разорвать ее на мелкие кусочки. По мере роста и взросления ребенку все реже придется прибегать к таким «костылям»: он сможет заранее понимать, что с ним происходит и купировать приступы злости.
  • Направляй ребенка
    Если вы видите, что ребенок склонен к агрессии и злости, найдите ему подходящее занятие. Не стоит отдавать его в бокс. Это может усилить агрессию. Лучше выбрать активные виды спорта типа футбола. Также, когда ребенок подрастет, вы можете подобрать ему кружки по интересам: театр, исторической реконструкции, рисования или лепки.
  • Не дави на ребенка и делегируй ему возможность принимать решения
    Это очень тонкий момент. С одной стороны, ребенок не всегда может принять верное решение и понять, что ему действительно нужно. С другой — если мы будем принимать все решения за него, не будем учитывать его мнение, склонности и интересы, то рано или поздно ребенок будет бунтовать. Мы должны давать ему право выбора в соответствии с возрастом и ментальными особенностями. Это не значит, что мы потакаем всем его желаниям. Это значит, что ребенок вполне может решить, что он хочет есть на ужин или в какой футболке ему идти в детский сад. Чем старше ребенок, тем большую зону ответственности мы на него перекладываем.

С поправкой на возраст эти правила работают и с подростками. Да, это может казаться глупым или неуместным, когда вы проговариваете эмоции со взрослым ребенком. Но это поможет ему лучше понимать себя и справляться со сложными ситуациями.

Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам

Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.

Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).

Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.

Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.

Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.

Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.

Что необходимо делать родителю, чтобы ребенок не боялся проигрывать?

1) Подавайте правильный пример. Если вы тяжело переживаете поражения, психуете, плачете и негативите – ребенок, скорее всего, будет делать также. Он учится у вас. Настрой в семье задаете только вы своим собственным паттерном. 

2) Станьте контейнером для детских эмоций. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку в любых условиях; он должен знать, что нужен и важен не только тогда, когда вышел победителем. Будьте «жилеткой» и праведным другом своему чаду. 

3) Учите действовать снова и снова, мотивируйте на свершения. Не давайте бросать дело после очередного поражения, учите ребенка идти до конца, ведь он идет не один, а вместе с вами. 

4) Помогайте отпускать ситуацию

Переключайте внимание ребенка на что-то другое, чтобы горечь от поражения не затуманивала разум. Предлагайте новые увлечения и развивайте сильные стороны. 

5) Хвалите много и часто. За любой новый шаг и маленький успех, за старание, желание и участие. И не задавайте высоких планок – они нужны разве что только вам и совершенно точно не нужны вашему ребенку.

6) Совместно находите плюсы. И проговаривайте их, опираясь на пользу/выгоду/позитивные моменты. 

7) Донесите до ребенка, что проигрывать – это нормально, не всегда можно быть только победителем. Проигрыш не означает, что ребенок стал плохим. Вы любите его в любом случае, независимо от того, получилось у него что-то или нет.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы. Пример 1

К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Причины

К факторам, провоцирующим неадекватное поведение подростков, относятся:

  • Наследственная предрасположенность – особенности родителей, а также воздействие на плод неблагоприятных факторов среды (вредные привычки матери, условия труда и другие).
  • Социальные и экономические – бытовая неустроенность семьи, семейные конфликты, низкий социальный уровень родителей и малый доход.
  • Непосильные нагрузки – физическое и психоэмоциональное переутомление, связанное с большими объемами заданий в школе либо дополнительными занятиями.
  • Физиологические особенности – физические изъяны, недостатки внешности, дефекты умственного развития, которые приводят к сложностям в адаптации в коллективе, неприятию среди окружающих, тем более сверстников.
  • Психические отклонения – заболевания, нервные и психические расстройства, низкий порог возбудимости.
  • Психологическое воздействие – давление и упреки со стороны родителей, излишняя строгость или вседозволенность, личные особенности характера (перфекционизм либо эгоизм, равнодушие).

Советы родителям: как помочь агрессивному малышу исправить поведение

Придется набраться терпения, поскольку скорректировать агрессию с помощью пары-тройки занятий не получится, потребуются регулярные действия, изменение образа жизни и привычек всех членов семейства.

Следующие рекомендации опытных психологов помогут родителям поменять свое поведение и справиться с проявлением агрессии у ребенка.

Помните, что с агрессией в поведении своих детей сталкиваются многие родители

Важно не отмахиваться от проблемы, не загонять ее вглубь, а попробовать решить прежде всего через любовь, доверие и уважение. Помните, что малыш, в первую очередь, копирует именно вас.

Проявления агрессивного поведения детей

Фурманов И. А. выделил 4 категории детей, исходя из их проявлений агрессии (форм агрессивного поведения):

  • Дети, склонные к физической агрессии
  • Дети, склонные к проявлению вербальной (словесной) агрессии
  • Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
  • Дети, склонные к проявлению негативизма

Классификация агрессивного поведения, исходя из его мотивов:

  • импульсивно-демонстративный тип
  • нормативно-инструментальный тип
  • целенаправленно-враждебный тип

Все агрессивные дети неспособны понимать других детей и взрослых. В окружающих людях такие малыши видят только их отношение к себе: пытается ли человек нанести ему вред, выгодно ли нормальное общение с человеком в данный момент, уделяют ли ему достаточно внимания и пр. Такие дети не склонны к сопереживанию, сочувствие для них остается пустым словом, если вовремя не скорректировать такое поведение и психологию ребенка.

Диагностика детской истерии

Диагностику истерии у ребенка проводят врач-педиатр, невролог, психолог и при необходимости психиатр. Методы диагностики клинические и физические.

  1. Беседа. Врач собирает анамнез, опрашивает родителей о времени начала истерик, их частоте и продолжительности. Обязательно уточняет, сопровождаются ли они физическими осложнениями – остановкой дыхания, бессонницей, обмороками, нарушением пищеварения. Главная задача психолога – выяснить стиль воспитания, наличие внутрисемейных конфликтов, особенно, если речь идет о подростке, его отношения со сверстниками, поведение вне дома.
  2. Наблюдение. Врач на основе опыта оценивает поведение ребенка, его эмоциональную реакцию на происходящее. Выявляет черты характера ребенка- упрямство, негатив по отношению к замечаниям и просьбам со стороны взрослых, чтобы установить признаки возрастного кризиса.
  3. Осмотр. Нередко приступы истерии имеют выраженную симптоматику. В ходе осмотра врач проводит дифференциальную диагностику, чтобы исключить патологию нервной системы. При необходимости назначается дополнительное обследование в виде МРТ головного мозга и УЗДГ сосудов.

Лечение истерии у ребенка, как правило, носит рекомендательный характер, за исключением случаев, когда ребенку требуется помощь в результате самоповреждений во время приступов. В некоторых случаях врач назначает успокоительные средства, нейролептики и антидепрессанты детям постарше, витамины, пищевые добавки, аминокислоты и рекомендует специальные диеты. Заниматься самолечением ни в коем случае не стоит, тем более, давать ребенку препараты без рецепта врача.

Истерика может начаться внезапно, постепенно нарастая и, достигая своего апогея

Родителя важно взять под контроль частоту их появлений.. Специалисты советуют следующие рекомендаций при детской истерии:

Специалисты советуют следующие рекомендаций при детской истерии:

Контролировать свое поведение

Важно сохранять спокойствие, не отвечать на истерику раздражением, не идти на поводу. Однако нужно оставаться в поле зрения ребенка, чтобы не напугать его и не усилить реакцию

Не идти на поводу. Запретив ребенку что-то, не стоит отступать от принятого решения. Уступки могут закрепить у ребенка подобное поведение и сделать истерику способом добиваться желаемого.

Не наказывать. Ругань, шантаж, крики, а тем более насилие не только не успокоят ребенка, но могут привести к обратной реакции. Ребенок будет воспринимать это как знаки внимания и устраивать истерику при их нехватке. Лучше всего не реагировать на поведение, продолжая заниматься своими делами, но находиться в видимости ребенка.

Не избегать проявления чувств. После пика истерии, когда ребенок слил энергию и все, что он может делать – это всхлипывать, нужно обнять его, погладить и поцеловать. Прикосновения родителей позволят ему успокоиться. Нередко после подобной истерики дети погружаются в сон.

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Как лечат агрессию у детей?

Медикаментозное лечение применяется только тогда, когда злоба, гнев и агрессия сопутствуют психическому расстройству. Назначать препараты должен только врач. Во всех остальных случаях агрессивное поведение корректируется при помощи методов психотерапии.

Психолог должен выяснить причину проблемы, определить наличие у ребенка ресурсов, достаточных чтобы с ней справиться, и провести психологическую коррекцию при помощи следующих техник:

  • арт-терапии (лечение с помощью искусства и творчества) и ее многообразных направлений (изотерапии, песочной терапии, глинотерапии, куклотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцев);

  • игровых упражнений (специалист предлагает малышу выплеснуть свое раздражение и злость при помощи физических упражнений, кидания мяча, игр с водой и других материалов);

  • групповых тренингов (занятия в группе способствуют улучшению коммуникативных навыков и искреннему выражению чувств, малыш учится отстаивать свою точку зрению, перестает ощущать себя одиноким);

  • релаксационных техник (дыхательные гимнастики, упражнения на расслабление и переключение внимания помогут уменьшить уровень тревожности).

Обо всех способах и методах работы с агрессивными детьми рассказывают опытные психологи на нашем дистанционном курсе. Освоив эту программу профессиональной переподготовки, вы получите востребованную и гуманную профессию педагога-психолога, сможете помогать детям справиться с нарушениями поведения и отклонениями в развитии, научитесь раскрывать творческий потенциал у детей и подростков.

Если не тянуть и вовремя обратиться к психологу, то агрессия в детском возрасте успешно корректируется, но для этого потребуются усилия и участие не только педагогов и психологов, но и родителей.

Задача взрослых

Агрессивные дети дошкольного возраста – это не страшно. Главное вовремя их остановить, направить энергию правильно. Это могут быть: строительство конструктора, лепка, рисование, футбол. Всё зависит от возраста и хобби. Работа с агрессивными детьми должна проводиться только родителями. Пока они не поймут семейные ошибки, никто не сможет помочь. Для того чтобы «выбросить» свой гнев, агрессивное поведение, есть несколько способов:

  • Останьтесь одни. Пусть выскажет, что хочет, кто его злит, почему.
  • Если карапуз умеет считать, тогда предложите ему в момент гнева несколько раз глубоко вздохнуть, выдохнуть, посчитать до 10. Это самый эффективный способ. Пока будет идти счёт, проявление агрессии пропадёт.
  • Включите музыку как можно громче. Пусть под неё поёт, кричит, танцует, топает.

Какие дети растут агрессивными?

Среди мальчиков шанс вырасти агрессивным человеком высок у мальчиков, которые являются «кумирами семьи». Это мальчики, которые воспитывались мамой и бабушкой без папы. Типичный представитель этой группы — Лермонтов М. Ю., который вырос в окружении женщин. Его склонность к конфликтам прослеживается во всей биографии.

С большой вероятностью агрессивными вырастут мальчики, в семьях которых мать мягкая, а отец авторитарный и требовательный. Мальчик начинает ассоциировать себя с папой, пытаясь вступить в противостояние со всеми, в том числе и с папой. Если отец не сможет противостоять ребенку, тот вырастет авторитарной и агрессивной личностью.

Склонность к агрессивному поведению имеют девочки, которые расли в семье с уступчивым папой и авторитарной, агрессивной мамой. В таких случаях дети начинают идентифицировать себя с матерью. Также агрессивными рискуют вырасти девочки, которые самостоятельно пробивающиеся в жизни; которым родители не уделяют должного внимания, не воспитывают их. В таких случаях агрессия нужна им, чтобы выжить, это почти всегда инструментальный тип. Примером может служить Пеппи-Длиный Чулок.

Что делать родителям?

Семейная атмосфера очень важна для формирования детской психики

Родители всегда обратят внимание на нестандартное поведение ребенка. Но что именно нужно делать, если начались проблемы с учебой или школьными друзьями?

Если вы обнаружили признаки депрессии, то эксперты советуют следующее:

  • Разговаривайте в комфортной для него обстановке. Постарайтесь выяснить, что именно вызвало беспокойство и такой результат.
  • Помогите укрепить его самооценку. Покажите ему, насколько он важен и значим для вас и окружающих.
  • Узнайте о его увлечениях, чем он интересуется, что делает пока вы на работе.
  • Ограничьте опеку, дайте почувствовать, что вы ему доверяете.
  • Дайте право выбора, не стоит все решать за него.
  • Постарайтесь не критиковать, а направлять на правильное действие.
  • Исключите разговоры на повышенных тонах, постарайтесь не конфликтовать.
  • Найдите общий интерес – это может быть совместная вечерняя прогулка или катание на велосипедах, или игра в футбол. Посещайте мастер – классы: рисуйте и творите.

Психологи советуют найти как можно больше точек соприкосновения

Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу. Но не стоит забывать, что усиленная опека только навредит и осложнит ситуацию

Если вы понимаете, что ситуация не поддается вашему контролю, не затягивайте с походом к специалисту.

Что происходит с психикой в подростковом возрасте

В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции. 

Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться

Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:

  • реакции протеста,
  • привлечение к себе внимания,
  • реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
  • нетерпимость.

Как понять, что бунт затянулся

Не только полная покорность говорит о несепарированности, но и затянувшийся бунт! В себе эти черты не всегда легко заметить, но на них могут обратить внимание ваши близкие:

С этим списком всё понятно: он напоминает подростковое поведение, и лучше разобраться (например, с помощью психолога), что действительно происходит.

Но есть и другой перечень черт, который косвенно указывает на то, что бунта в вашей жизни не было — и при этом он всё еще под запретом и заперт глубоко внутри. Это могут быть:

Если такие симптомы затянулись во времени, лучше пойти к психологу и разобраться, что стоит за ними.

Обезопасить ребенка от моих проявлений агрессии можно тремя способами:

  • сдержаться,
  • научить ребенка защищаться от моих проявлений самого,
  • изменить себя так, чтобы либо проявления стали безопасны для ребенка, либо оснований для агрессии по отношению к нему стало как можно меньше.

Сдерживаться умеют все, но это выходит не всегда, и большая сдержанность имеет очень неприятный побочный эффект. К сожалению, наше сознание так устроено, что сдерживать мы можем только все душевные порывы, а не какие-то отдельные. И сдерживая злость, теряем способность проявлять с такой же силой душевное тепло… Так что это не лучший вариант.

Научить ребенка защищаться – хороший метод, но лучше сочетать его с третьим. И использовать в крайних случаях, а не перекладывать на детку ответственность за мои нервные выплески. И этот путь доступен не с рождения ребенка, а с момента, когда он сможет понимать и учиться. Обычно, года в 3-4, не раньше. И до этого возраста желательно дожить без потерь.

А там уже придумать понятное объяснение. Например, что у мамы внутри есть спящая «злюка», которая пока не выгоняется и иногда просыпается и начинает делать гадости и маме, и детке. Поэтому детка может прогонять «злюку», говоря – «злюка, уходи», либо прячась в условленное место, либо еще как-то, как вы придумаете. И еще детка должна понимать, что когда мама ведет себя вот так-то, то это не мама перестала любить (для малыша – это самое страшное), а просто вместо мамы начала действовать «злюка». И когда «злюка» снова уснет, мама вернется и опять будет любить.

Могут быть и другие способы объяснения. Например – совсем правдивый (дети постарше вполне способны это понять) – что мама сейчас злится и ничего с собой сделать не может, что это не специально на ребенка, это ей внутри плохо и не получается это не проявлять. Можно придумать и другие варианты, понятные вашему ребенку. Или не объяснять ничего, а просто договориться – когда я начинаю проявлять себя так-то, ты действуешь так-то, иначе нам всем будет намного хуже.

Важно донести до ребенка – что вы (или другой родитель, можно то же рассказать про другого) так себя ведете не нарочно, и что вы все равно в глубине души ребенка любить не перестаете, даже когда проявляете совсем иное. Это самые главные основы психологической безопасности и защиты ребенка от возможности душевной травмы в связи с вашими агрессивными проявлениями

Изменять себя, как я написала, можно двумя путями. Внешний путь – изменение поведения без, или почти без применения сдержанности. Например, я использовала в свое время такой способ – когда дети меня доставали и хотелось на них страшно наорать, я вместо этого начинала громко и эмоционально рассказывать им свои переживания по их же поводу (это, правда, работает хорошо с детками не младше 5 лет, совсем мелкие не так воспринимают разницу в направленности чувств).

Обычно, дети тут же переставали безобразничать, начинали меня понимать и давать советы, как мне быть, чтобы исправить ситуацию или изменить чувства в связи с ней. И вместо скандала через некоторое время (занятое моими «излияниями») начинался диалог и поиск удобного для всех решения, чтобы всем было хорошо. То есть – я переводила таким образом направление своего «выплеска» с самих детей на «выплеск в их присутствии», но не направленный на них. (Нечто подобное мы делаем, когда делимся какими-то неприятными переживаниями с подружкой – рассказывая о них, пребывая в них, возможно, проживая их перед подружкой, но не направляя на нее.)

Есть и другие способы изменения поведения в случае, когда волна агрессии поднимается – самое простое – это быстро перевести силу эмоции в какое-нибудь безопасное физическое действие – начать отжиматься, приседать, стучать по боксерской груше, бегать, прыгать и т. п. Главное, чтобы было ощущение, что на действие расходуется именно эта сила. Есть и более творческие способы трансформации агрессии, описанные в специальной литературе – в интернете их несложно найти и выбрать что-нибудь себе по вкусу.

Подростковая психология мальчиков

Одна из самых частых жалоб, которую высказывают родители мальчиков- подростков, — это то, что их сын стал злым и агрессивным.

Девочки-подростки тоже злятся, но они обычно более восприимчивы к конструктивным разговорам, что дает родителям немного больше рычагов воздействия. Как отличительную особенность подросткового возраста у мальчиков психология и медицина выделяют всплеск тестостерона. Из-за этого притупляется чувство страха и растормаживается поведение. Все это приводит к частым вспышкам гнева и обилию конфликтов.

Психология мальчиков-подростков устроена так, что для комфортных взаимоотношений с окружающим миром им необходимо четко осознавать ответственность за свое поведение. Юноша должен понять, что если будет вести себя ответственно, то будет получать привилегии, и наоборот. Подростки очень восприимчивы к наградам и поощрениям.

Виды агрессии у детей

По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:

  • гетероагрессия
  • аутоагрессия

Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.

По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:

  • реактивное
  • спонтанное

Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.

По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:

  • инструментальным
  • целевым

Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

По открытости проявления агрессивное поведение может быть:

  • прямым
  • косвенным

Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.

По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:

  • экспрессивное
  • вербальное
  • физическое

Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:

  • интонации
  • мимики
  • жестов и пр.

Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.

Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:

  • социализированная
  • несоциализированная

Социализированная

У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание

Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат

Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.

В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.

Несоциализированная

Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.

При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий