Социальная адаптация подростков

Введение

Понятие адаптации (приспособления) играет важную роль в разных отраслях современной науки, в том числе в психологии. В прикладных областях (в медицинской психологии, в исследованиях отклоняющегося поведения и т.) обеспечению индивида в той или иной среде и преодолению его дезадаптации уделяется немало внимания. Однако при рассмотрении теоретических проблем, в особенности относящихся к психологии личности, адаптации специалисты придают частное значение (например, рассматривая ее как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность), либо вообще отрицательно отзываются о применении данного понятия, вплоть до того, что представление о приспособительной функции психического и личности объявляется ложным.

Проблема социально-психологической адаптации стала предметом научного исследования прежде всего вследствие объективных практических потребностей общества в развитии полноценно-функционирующей творческой личности. Социально-психологическая адаптация – сложное явление, связанное и с индивидуальными особенностями человека, и с позицией личности в обществе.

Проблема адаптации – одна из важнейших междисциплинарных проблем, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровне. Количество таких исследований растет, и их актуальность легко объяснить. Ведь именно в результате адаптации обеспечивается эмоциональный комфорт, равновесие, достигаются сбалансированные взаимоотношения с окружающими, успешность в деятельности, гармоничность в поведении, что является важными  условиями  психологического  здоровья  личности,  ее целенаправленного развития.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психологической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психологического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека. Таким образом, проблема психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.

Мы рассматриваем социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

Данное исследование было посвящено изучению особенностей проявления социально-психологической адаптации подростков и старшеклассников относительно некоторых личностных особенностей.

Тема исследования: «Социально-психологические проблемы отношений межличностной значимости»

Объект – социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.

Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.

Цель –  Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.

Быть начеку

Но даже у самых хороших и включенных родителей порой не получается держать все под контролем: адаптация может пойти не по плану, и у школьника начнутся сложности

В этом случае важно быть внимательными и следить за тем, как развиваются события

Вот некоторые «тревожные звоночки», которые могут сигнализировать о проблемах:

  • у ребенка появилась грусть, апатия; он отказывается вступать в диалог, хотя раньше открыто общался с родителями;
  • потеря аппетита;
  • проблемы со сном;
  • новые плохие привычки, которых раньше не было;
  • кардинальные перемены в поведении: всегда был пассивным, а сейчас чрезмерно активный, или наоборот;
  • частые болезни.

Если что-то подобное происходит с вашим ребенком, обратите на это пристальное внимание. И обратитесь к психологу, если проблему не получается решить самостоятельно

Виды социальной адаптации

Определение 2

Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям

По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы

Существует несколько основных видов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют по определенному набору признаков. Безусловно, стоит сразу уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждой:

  1. Управленческая адаптация, или как ее еще называют «организационная» — она подразумевает, что без управления никакая социальная система не может существовать и выполнять свои функции. В этой связи, благодаря управленческой адаптации, руководство может предоставить человеку наиболее благоприятные условия, а также создать предпосылки для дальнейшего развития человеческой личности, обеспечивать его профессиональную и повседневную жизнедеятельность.
  2. Экономическая адаптация – это процесс, который сложился во время усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми располагает общество. Это адаптирование к условиям труда, заработной платы, социальным выплатам, пенсиям, а также к условиям социального страхования, которые предоставляют человеку новые общества. Без материальных ресурсов человек попросту не сможет отрегулировать и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.
  3. Педагогическая адаптация представляет собой процесс приспособления к системе образования, ее стандартам и нормам. Воспитание играет очень важную роль в жизни человека, поскольку образование и воспитание – непрерывны. Человек оканчивает школу, университет, но по-прежнему продолжает обучаться, что дает ему возможность совершенствоваться и в негласном порядке адаптироваться к новым условиям.

Характеристика подросткового возраста и его основные проблемы

Подростковый возраст – это уникальное время, и неслучайно человек в этом возрасте характеризуется в социально-психологических и медицинских исследованиях как личность, находящаяся в болезненном социальном и биологическом кризисе.

Замечание 1

В этот возрастной период подрастающий организм и формирующаяся личность находится под мощнейшим влиянием двух естественных процессов, которые некоторые исследователи называют неоднозначным. Во-первых, интенсивная социализация личности, и во-вторых – это активная физиологическая перестройка организма, смена его биологических качеств.

Вследствие этих противоречивых процессов возникают серьезные социально-биологические проблемы, которые проявляются в той или иной форме, в тех или иных сочетаниях у большинства подростков. Диапазон этих актуальных проблем весьма широк: от легких психоэмоциональных нарушений поведенческого, коммуникативного и нравственного характера до тяжелейших форм пограничных психических нарушений (нервных расстройств), которые могут выразиться в аутодеструктивных, асоциальных, девиантных и антисоциальных формах поведения.

Основная причина проблем современных подростков заключается в имеющемся кризисе, которые главенствует практически во всех основных сферах общества и государства (в социальной, политической, экономической, духовно-нравственной). Все это приводит к усилению проявлений так называемого возрастного («базисного») ухудшения адаптации подростков, и ставит все общество перед лицом ряда достаточно актуальных и острых социальных осложнений:

  • Рост среди подросткового контингента уровня злоупотребления спиртными, табачными и наркотическими веществами;
  • Проявление иных форм саморазрушающей деятельности;
  • Наличие антиобщественной (девиантной) активности;
  • Проявление психических патологий (невротические заболевания).

Симптомы заболевания

Симптоматика заболевания не всегда выражается ярко и может отличаться в каждом индивидуальном случае, что серьезно затрудняет постановку диагноза. Главные признаки заболевания носят тревожный и депрессивный характер. Основное проявление расстройства приспособительных реакций – неспособность преодолевать жизненные трудности. При развитии патологии у ребенка обостряется мнительность, он становится раздражительным. Часто дети жалуются на тревожность и беспокойство. 

Основные симптомы расстройства адаптации у детей:

  • психологический дискомфорт;
  • отклонения в обычном поведении;
  • угнетенное состояние и снижение самооценки;
  • рассеянность и забывчивость;
  • замкнутость и уход от общения;
  • циклометия (колебание эмоционального фона);
  • рассеянность внимания;
  • агрессивность.

При патологии у пациента устойчиво плохое настроение, при запущенном состоянии начинается депрессия. У ребенка пропадает интерес к любимым занятиям. Происходит умственное и физическое истощение, дети перестают нести ответственность за свои действия и не могут адекватно анализировать ситуацию. Поскольку клиническая картина заболевания размытая, необходимо сразу обращаться к врачу, как только заметите отклонения в поведении ребенка.

Особенности социальной адаптации подростков

Как мы указали ранее, социальная адаптация подростков зависит от их возрастных особенностей и личностных характеристик. Для обеспечения успешного процесса социальной адаптации необходимо опираться на активизацию тех процессов, которые способствуют восстановлению социальной адекватности в обществе. Это явление называется ресоциализация.

Замечание 2

Ресоциализация должна быть связана с ценностной переориентацией индивида, а также с формированием механизмов социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения.

Успешность процессов социальной адаптации и социализации обеспечивают очень активную преобразующую позицию человека, развивают его творческий потенциал. Этой точки зрения придерживаются такие исследователи, как В.С. Барулин, Я.Л. Коломинский и А.А. Реан.

Социальная адаптация и социализация, которая не получила возможности своей реализации, неизбежно оборачивается не только для человека, но и для всего общества социальной дезадаптацией, что и является источником девиантного поведения (М.И. Еникеев, А.А. Реан). Единственная возможность преодоления этой ситуации – это организация процесса ресоциализации. Она понимается как процесс усвоения человеком новых ролей, ценностей, знаний взамен имеющимся, которые несут деструктивное воздействие.

Замечание 3

Социальная адаптация подростка усложняется и так называемым «социальным инфантилизмом» человека в таком возрасте. Он еще не усвоил в необходимой мере реальные задачи, нормы поведения и мотивы человеческой деятельности. Это проявляется в так называемом юношеском максимализме, в нереалистичных жизненных планах, в неустойчивых профессиональных установках и представлениях. К тому же, они находятся в явной рассогласованности между индивидуальными устремлениями и потребностями самого общества.

Таким образом, подросток в силу своей незрелости, неопытности, отсутствии должного уровня знаний не может до конца осознать свою социальную роль, свое место в структуре общества. Проблематичен и процесс выработки самосознания представителя данной социальной группы, включенность в социальные отношения недостаточна, так как с мнением подростка редко кто считается, а его идеи недостаточно соответствуют действительным проблемам и установкам.

Тем не менее, данные процессы возможно сформировать благодаря различным социальным институтам. Прежде всего, это семья, где родители прививают человеку первичные понятия о нормах и правилах жизни. Также образовательный институт играет огромную роль, поскольку первоначальные знания теперь формируются с целью дальнейшей профессионализации индивида.

Трудности в общении. У ребенка нет друзей

В большинстве случаев трудности с общением у ребенка довольно легко поддаются коррекции и бесследно проходят. После проведения психологических консультаций или курса игровой терапии, обычно мы видим первые результаты уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или после проведения медицинского лечения, если в нем возникает необходимость (например, при РДА).

Довольно часто можно встретить одиноко стоящего на горке ребенка, отчаянно кричащего: «ну поиграйте со мной кто-нибудь!». И, не найдя отклика, такой ребенок движется обычно по одному из двух путей:

1.Решает поступать агрессивно, толкая остальных детей и мешая им развлекаться и общаться. Выбирая себе хотя бы такое странное, но все же общение, которое, конечно же, не подходит остальным участникам. Очень популярная на сегодняшний день схема взаимоотношений людей: «Лучшая защита – это нападение». В результате чего у ребенка нет друзей в детстве и нет настоящих и верных друзей во взрослой жизни.

2.Уход в себя, в свой внутренний мир может быть некой защитой от мира внешнего, который не удовлетворяет потребности ребенка. Уход от стрессовых и негативных ситуаций, приносящих стресс. И здесь нужно внимательно наблюдать за ребенком, в какие моменты он уходит в себя, что может провоцировать, насколько часто он это делает и с какой длительностью. Если это происходит регулярно, возможно, причиной является синдром раннего детского аутизма.

В чем же могут быть причины такой непопулярности у детей? Почему один ребенок становится душой компании и довольно легко находит себе друзей, а другой остается в одиночестве, в тени?

Одними из главных причин необщительности и непопулярности детей могут быть:

  • неуспешность самого ребенка, в играх, спорте и в учебе
  • попытки манипулировать окружающими детьми, навязывая им свои правила игры, обидчивость, непредсказуемость в поведении, отказ от игр на общих условиях
  • отличный от сверстников интеллектуальный уровень (низкий или наоборот, высокий)
  • особенности внешности и физические особенности
  • неопрятность и несоблюдение гигиенических норм
  • недостаточный или искаженный уровень коммуникативности
  • явное социальное или материальное неблагополучие родителей
  • повышенная опека со стороны родителей
  • переезд и перевод ребенка в другой класс или в другую школу
  • исключительность и одаренность ребенка

То, с чем ребенок выходит на улицу или в детский коллектив, он осваивает и «репетирует» дома. Несомненно, решающим фактором является атмосфера и коммуникация в семье. Насколько она благополучна и насколько располагает к гармоничному и комфортному взаимодействию ребенка с социумом. Часто чрезмерная родительская опека формирует у ребенка пассивность, пугливость, нервозность, что отнюдь не вызывает уважения у сверстников. Или, напротив, ребенок бывает слишком активен, напорист, что также вызывает агрессию со стороны детей.

Важную роль для обретения друзей и сохранения дружбы, для вхождения в коллектив, играет самооценка ребенка. Дети, которых родители чаще хвалили, всячески показывали им свою любовь и заботу, вырастают уверенными, сильными, смелыми. Те же, кого чаще унижали и наказывали, кому высказывали лишь недовольство, могут получить на всю жизнь ощущение слабости, неуверенности и собственной никчемности. При этом, признаками коммуникативного нарушения у ребёнка могут являться защитная агрессивность и возбудимость, склонность к конфликтному поведению, либо наоборот застенчивость и замкнутость.

Еще особая категория детей – одаренные дети,  которые тоже часто попадают в категорию непопулярных. Обычно, им неинтересно со своими сверстниками и скучно из-за разницы в развитии и ярком несовпадения интересов.

Но что делать, если Вы уделяете ребенку достаточное количество времени, подолгу с ним гуляете, ходите на детские площадки, в кружки, а ребенок все равно ни с кем не подружился? Возможно, ребенок необщительный изначально по своей сути и темпераменту, у него присутствует внутреннее нежелание общаться, и дети чувствуют его замкнутость. Если ребенок не пытается ответить на улыбку близкого человека, не смотрит в лицо собеседника, не реагирует на попытки  заговорить, советуем обратиться к специалисту, чтобы исключить синдфром раннего детского аутизма.

Еще одна причина возникновения коммуникативных трудностей может быть обусловлена психофизиологическими нарушениями работы головного мозга, соматическими и наследственными  заболеваниями, например, аутистическим расстройством.

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Существенной особенностью дезадаптивного поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неспособностью, нежеланием или неготовностью подростков адекватно их выполнять . Почему же возникают эти противоречия, в чем причина дезадаптивного поведения подростков?

С одной стороны, это действия, наиболее заметные для окружающих по причинам социального и воспитательного характера. Например, неумение вести себя в общественном месте, трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми, нежелание выполнять требования учителей, воспитателей

Они могут быть вызваны низким уровнем общей культуры семейных отношений, ошибками в семейном воспитании, недостатками образовательного процесса, недостаточным вниманием педагогов к ребенку, равнодушием со стороны школы и семьи к его интересам, нуждам и потребностям

С другой стороны, это могут быть действия психофизиологического или психобиологического характера, которые возникают в определенном возрасте или вызваны отклонениями в физическом или психическом развитии ребенка.

Многочисленные исследования показывают, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка, связаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера подростка, его эмоционально-волевой и мотивационной сфер. На них, в свою очередь, влияют социально-педагогические факторы: семья, ближайшее окружение школьников. Поэтому дезадаптивное поведение подростков, как и поведение подростков в норме, зависит как от психобиологических, так и от социально-педагогических причин .

Подростковый возраст важен для развития и становления личности человека. В этот период значительно расширяется сфера деятельности ребенка, качественно меняется его характер, происходят заметные изменения в структуре личности за счет перестройки ранее сложившихся структур и появления новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Поэтому подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный период, сложный, трудный и критический.

Поэтому неадекватные реакции в отношениях с окружающими, непоследовательность в действиях и поступках воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общепринятых правил.

Такое поведение и отношение к тому, что окружает подростка, усугубляется, а в некоторых случаях и усугубляется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями.
Возникновение психологических новообразований в подростковом возрасте связано со сложностью перехода от детства к взрослой жизни. Подросток — это уже не ребенок и еще не взрослый. И это «уже» и «еще» создает много проблем для подростка.

Стремление к взрослости проявляется у подростка как потребность приобщиться к миру взрослых, их жизни и работе. Чисто внешние аспекты взрослой жизни принимаются за чистую монету: Внешний вид, манеры, видимая свобода в принятии решений. Подросток, стараясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свое отношение к требованиям, предъявляемым родителями, учителями. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводит к разногласиям со взрослыми, создает конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психологического развития подростка

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика преподавания русского языка
  2. Образование как общечеловеческая ценность
  3. Классификация детских игр
  4. Логопедический массаж в коррекции дизартрии
  5. Сравнительная педагогика
  6. Особенности обучению рисованию детей 5-7 лет через игровую деятельность
  7. Нарушение лексики у детей с ОНР
  8. Высшее образование в США по педагогике
  9. Вахтеров Василий Порфирьевич, российский педагог, учёный
  10. Организация контроля качества образовательных результатов при обучении

Оставаться в контакте

Адаптация у подростков отличается от той, которую проходят первоклашки. Разница в том, что когда дети идут в первый класс, на старте у всех примерно равные возможности. К тому же, малыши, чаще всего, относятся к школе как к приключению — для них это что-то новое, очень интересное. У подростков — как правило, разные стартовые позиции и другие проблемы. 

Еще одна проблема, которая часто возникает в старших классах и которой в начальной школе практически нет — это буллинг. Как мы сейчас видим, буллить могут по любому поводу, даже за цвет одежды, который большинству по каким-то причинам не понравился.

Еще до начала учебы договоритесь о комфортных границах в общении друг с другом. Чтобы на ваш вопрос ребенок отвечал хоть каким-нибудь образом. 

При этом не стоит перегибать палку: если видите, что подросток не хочет общаться — не лезьте в душу. Надо уважать личное пространство ребенка. Но и отходить далеко не стоит: мы в ответе за безопасность детей. Поэтому есть смысл следить за соцсетями, но ни в коем случае не комментировать — только, если ребенок сам разрешит.

И, конечно, не нужно себя накручивать, настраивать: «Вот сейчас будет адаптация!» Нет, это просто жизнь, это просто очередной ее этап. Живите, будьте собой, и все в итоге сложится прекрасно.

Низкая самооценка у ребенка

Мы рекомендуем корректировать проблемы самооценки в детстве или подростковом возрасте, пока низкая самооценка не закрепилась и не “пустила корни” во все сферы жизни человека. В большинстве случаев проблема вполне решаема.

Как известно, любой человек нуждается во внешней оценке. Она может быть как позитивной – восхищение, гордость за успехи, любовь, уважение, так и негативной – упреки, презрение, обвинения в  неудачах, грубость, равнодушие. В основном, на оценке внешней и строится своя внутренняя оценка, как результат анализа нескольких мнений. В случае с маленьким человеком проблема пониженной самооценки, однажды возникнув и беспрепятственно продолжаясь, может существенно повлиять на психологическое развитие, наложив негативный отпечаток на личность как таковую. Устранение же психологических проблем, комплексов, фобий, индивидуальных негативных аспектов поведения – берущих начало в раннем возрасте – у взрослого является более трудным и продолжительным процессом, если они не были диагностированы и устранены в детстве.

ети с низкой самооценкой, как правило, робеют при общении и говорят тихим, неуверенным голосом. Низкая самооценка у ребенка формируется, как правило, под влиянием социального окружения. Семья, круг друзей во дворе, детском саду или в школе. Причем это формирование самооценки может произойти под влиянием всего лишь одного человека, если этот человек – единственный из всего круга общения – каким-то образом оказал доминирующее воздействие на формирование самооценки у ребенка. Например: в большой семье агрессивно доминирующая бабушка может создать низкую самооценку у ребенка, которого обожают и боготворят родители. Или неадекватный воспитатель в детском саду может существенно подорвать самооценку ребенка, любимого и всеми уважаемого в семье. Либо сосед, проходя мимо ребенка в неудачный для того психологический момент сказать что-то неприятное и таким образом повлиять на самооценку ребенка. Большинство детей не готовы или не имеют желания делиться своими переживаниями с кем либо. Ребенок остается один на один с проблемами, с переоценкой своих мыслей и поступков, и в данном случае его самоанализ искажен чужим мнением. Последствия подобного самоанализа с течением времени могут быть непредсказуемы.

Самооценка может снизиться ненадолго, например, в результате негативного мнения со стороны. При этом важно и то, кто высказывает мнение. Разумеется, что на длительную, системную, низкую самооценку ребенка влияют, в основном, люди, с которыми у него есть долговременные связи

От воспитателя детского сада до членов семьи, включая детей (старших или даже младших), а не только взрослых. Продолжительные эмоциональные связи создают  авторитеты, учитываемые ребенком при самооценке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий