Развивающий игры детям 3-6 лет для изучения алфавита

Азбука и алфавит

Алфавит – это упорядоченные графические изображения звуков (буквы). В каждом языке – свой алфавит. Алфавит, состоящий из 33 букв, существует с 1942 года. В период с 1918 по 1942 год он состоял из 32 знаков. Буква Ё считалась вариантом произношения Е. Порядок букв в современном алфавите своими корнями уходит к его создателям – Кириллу и Мефодию. Каждой букве соответствовал библейский символ.

Азбука – это книга для обучения грамоте. В ней каждая буква имеет смысл. Азбука для дошкольников обычно красочно оформлена. По ней дети только изучают буквы. В азбуке мало текстов для чтения.

Ещё одна книга по обучению грамоте – букварь. Он отличается от азбуки тем, что предназначен для изучения букв и для чтения.

Букварь и азбука очень похожи. Они почти идентичны по содержанию, за исключением некоторых тонкостей. В азбуке буквы расположены по порядку – от А до Я. В букваре даётся другая последовательность изучения букв. Изучение начинается с простых гласных.

Как понять, готов ли ребёнок учиться читать

Прежде чем начать обучение ребёнка чтению, необходимо убедиться, что ребёнок готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:

Владеет ли ребёнок понятиями «справа–слева», «большой–маленький», «внутри–снаружи»?
Может ли обобщать предметы по этим признакам?
Различает ли схожие и несхожие формы?
Способен ли удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? 
Правильно ли строит фразы? 
Чётко ли выговаривает слова?
Может ли пересказать историю, услышанную или произошедшую с ним?
Умеет ли формулировать свои ощущения и впечатления?
Способен ли предугадать концовку простой истории?
Удаётся ли ему участвовать в диалоге?
Умеет ли он слушать, не перебивая?
Может ли он рифмовать слова?
Привлекают ли его внимание буквы?
Возникает ли у ребёнка желания самостоятельно рассматривать книгу?
Любит ли он, когда ему читают вслух?  

Если на эти вопросы вы ответили «да» — ваш ребёнок готов и вскоре научится правильно читать.

«Говорящая азбука»– интерактивный алфавит, сделанный с любовью и заботой.

Основные достоинства игры:

  • Красивая графика и музыка, милые животные;
  • Простой интерфейс. Даже трехлетний ребенок довольно быстро разберется, что к чему;
  • Все буквы озвучиваются. Ребенку постоянно предлагают вступить в диалог.

Из минусов можно выделить разве что небольшое количество игр (их всего шесть) и отсутствие сюжета, который красной нитью проходит от начала и до конца. По факту, это просто интерактивная азбука — да, интересная, веселая. Но необузданного желания возвращаться к ней снова и снова у ребенка не будет — каждая игра самостоятельна, и после ее завершения здесь не остается незавершенных дел.

Хотите познакомиться с Азбукой поближе? Смотрите:

Не заставить, а заинтересовать!

Самый эффективный способ добиться желаемого результата от человека – мотивировать его. В отношении детей мотивация должна быть связана с интересом к обучению. А как проще всего заинтересовать кроху? Конечно же, через игру. Вот несколько способов учиться и играть одновременно:

  1. Обязательно купите дидактический материал – кубики, лото, домино, пазлы с буквами и картинками. Красочные игры всегда вызывают интерес у детей. А если у этой игры есть правила (например, в двойных пазлах нужно подобрать для картинки соответствующую букву), то заниматься будет вдвойне интереснее.
  2. Периодически разрешайте ребенку печатать на компьютере в World. Установите в настройках крупный шрифт и попросите малыша найти букву на клавиатуре. Красочное изображение на экране поможет лучше запомнить изученные знаки.
  3. Наверняка каждый родитель помнит, что когда-то в продаже был суп с буквами. Такой продукт можно и сегодня найти в магазинах. Почему бы не использовать его для обучения? Если позволяет время, можно испечь печенье в виде букв и устроить занимательное чаепитие.
  4. Если дома есть старые глянцевые журналы, их тоже можно использовать для занятий. Возьмите ножницы и вместе с ребенком займитесь вырезанием знакомых букв.
  5. Чтобы малышу было проще запоминать буквы, придумайте ассоциативный ряд. Например, Ж похожа на жука, Д – на домик, Щ – на щётку. Кстати, ассоциации полезны не только для памяти, но и для развития образного и логического мышления.
  6. А ещё в процессе обучения можно развивать моторику. Возьмите пуговицы, бусинки, камушки и складывайте из них слоги. Малышу нравится рисовать? Используйте пальчиковые краски и вместе с ребенком выводите буквы.
  7. Детям возраста 5-6 лет можно предложить распознавать буквы на слух. Суть игры проста: вы загадываете какую-то букву и произносите слово. Если в нём есть такая буква, ребёнок хлопает в ладоши. Только не загадывайте слишком длинные и сложные слова, иначе дошкольник может запутаться.

Есть ещё масса увлекательных игр, которые помогут выучить буквы.

Как научить понимать прочитанное (методики)

Часто случается, что ребенок научился читать, но совершенно не понимает содержание прочитанного

Происходит это от того, что все внимание ребенка ушло на контроль над правильностью произношения букв

Заметив подобное не стоит ругать ребенка. Этим можно только усугубить положение. Но и медлить с исправлением ситуации тоже не нужно, подобная манера чтения может перерости в привычку.

Какие меры можно предпринять:

  1. Для начала нужно убедиться, что ребенок знает все буквы. Не по знакомой ему азбуке, либо другим предметам, где уже есть подсказки. Возьмите отрывок интересного текста, с достаточно крупным шрифтом и позвольте ему читая, зачеркивать знакомые, а не знакомые буквы обводить в кружок.
  2. Книги, которые читает ребенок, должны быть интересными, иметь крупный шрифт, содержать короткие предложения и известные слова. В раннем возрасте исключите классические произведения, в них встречаются слова не знакомые для детей. Старайтесь длинные и сложные предложения читать вместе с ребенком.
  3. Не стоит торопить ребенка, если он читает медленно. Подобное поведение родителей может привести к неправильному произношению, глотанию букв и, как следствие, к полному непониманию прочитанного материала.
  4. Чаще просите ребенка рассказать о том, что он прочитал.
  5. Заведите дома привычку общения записками. Пишите слова разборчиво печатными буквами. Пусть для ребенка это будет некой игрой, к примеру, поиск клада.
  6. Разрешите читать ребенку так, как ему удобно: водя пальцем, при помощи закладки/линейки.
  7. Уча наизусть стих, не стоит его просто заучивать. Убедитесь, что ребенок понимает о чем он.
  8. Читая сказки обязательно проговаривайте сюжетные линии. Обсуждайте поступки главных героев. Анализируйте принятые ими решения.
  9. Гуляя на улице старайтесь больше разговаривать с ребенком, развивая его словарный запас. Это поможет ему в дальнейшем более точно формулировать свои мысли.

Зачем учить ребенка алфавиту

Первые знания об алфавите и буквах человек получает в раннем детстве. Как правило, по итогам первого класса необходимо уметь читать, писать, а это невозможно без знаний букв.

В современном мире дети быстро развиваются, в век информации они раньше осваивают алфавит, приобретают знания о правилах русского и даже английского языка. Алфавит определяют, как совокупность определенных букв и знаков письма.

Перед юными учениками встает вопрос: «Зачем знать алфавит?». Конечно, уметь говорить можно и без знаний алфавита, доказательством этому являются маленькие дети, ведь они совершенно не знают букв, их системы расположения в алфавите, но тем не менее, умеют выражать свои мысли.

Кроме говорения социализированному человеку необходимо уметь читать и писать. Для того, чтобы понять текст, написать письмо необходимо знать письменное обозначение звука. Для изучения любого языка необходимо освоить алфавит.

В 5 лет ребенку необходимо знать все буквы алфавита, это необходимо для того, чтобы он успешно осваивал чтение. Поинтересуйтесь, какие требования к будущим первоклассникам выдвигает та школа, которую вы выбрали для дальнейшего обучения ребенка.

В одних школах будет достаточно, если малыш научится сливать прямые и обратные слоги, в других необходимо чтение от 15 слов в минуту и более. Чем раньше вы начнете изучать алфавит, тем быстрее и легче ребенок получит необходимые знания.

Алфавит является основой интеллектуального развития человека, благодаря ему начинается освоение наук, осуществляется передача знаний. Алфавит является одной из важнейших составляющий развития прогресса всей цивилизации.

Как легко выучить буквы

Осваивать алфавит в 3-6 лет нужно играя, а не проводя скучных школьных уроков. Для эффективных результатов разработаны различные интересные упражнения. Это повседневные детские занятия, которые проходят с использованием азбуки.

Игры для детей в помощь для легкого изучения

Приучать к подобным играм можно с 3 лет и раньше, но не стоит требовать быстрого решения задачи. В раннем возрасте детям во всем требуется помощь взрослых.

  1. «Веселый паровозик».
    Инвентарь:

    • небольшие игрушки, названия которых начинаются с разных звуков;
    • «вагончики» — коробочки, контейнеры, на которых написаны буквы.

    Ребенок берет игрушку и кладет ее в соответствующий контейнер. Необходимо распределить все игрушки по вагончикам.

  2. «Мемори».
    Инвентарь: парные карточки с изучаемыми буквами. Популярная игра, адаптированная под тему. Карточки раскладываются изображениями вниз. Переворачивая их по одной, ребенок ищет и убирает пары. Количество карточек влияет на сложность игры и выбирается в зависимости от возраста и ориентации в алфавите.
  3. «Лото».
    Инвентарь:

    • буквы (карточки, магниты, вырезанные картинки);
    • игровые карты.

    Каждую букву предварительно нужно завернуть в бумагу или фольгу, чтобы ее не было видно. Играть, как в обыкновенное лото. Используется поле, на котором написаны буквы или изображены предметы (животные, растения и т. д.).

Ассоциации с буквами

Популярная методика на эту тему — «Изучаю и запоминаю буквы» Н. В. Пятибратовой. Автор предлагает осваивать звуки по предметам или животным, которые их издают или ассоциируются с ними.

Например, «у» подходит самолету. Взрослый показывает картинку, затем разводит руки и изображает гул «у-у-у-у». «М» изучается через слово «мама», используется карточка с приятным женским лицом.

Написание букв

Существует множество способов рисования и написания алфавита:

  • карандашом или ручкой в прописях;
  • мелом на асфальте;
  • пальцем на рассыпанной крупе, например манке;
  • палочкой на песке;
  • выложив мелкими предметами (пуговицами, орешками, конфетами и пр.);
  • детская мозаика — «грибочки», которые вставляются в отверстия на поле.

Все они способствуют запоминанию азбуки, разработке руки и развитию мелкой моторики.

Лепка букв из пластилина

Используется пластилин или соленое тесто. Лепить можно как сами буквы, так и предметы, названия которых на них начинаются. Самые простые фигурки — фрукты и овощи: арбуз, банан, морковь. Слепив поделку, можно ее раскрасить или дополнить декоративными элементами (бусины, бабочки из пластилина).

Слепив буквы можно с ними познакомиться.

Раскрашивание и обведение контуров

Прописи — полезная тренировка для изучающих азбуку. Ребенок не только запоминает букву, но и учится держать ручку и упражняется в навыке письма.

Раскрашивать распечатанные символы можно не только красками или карандашами. Это полезное занятие, но оно быстро надоедает детям.

Существуют более интересные способы разрисовать и декорировать картинку.

  1. Проявляющиеся чернила. Раскрасив бумагу бесцветным молоком и нагрев лист, дети с удивлением наблюдают, как появляется цвет.
  2. Пластилин. Популярный метод — размазывание тонким слоем пластилина пальцем.
  3. Крупы. Сначала на букву приклеиваются зерна, например, риса, а затем раскрашиваются.
  4. Декоративные элементы. Украсить изображение можно пуговицами, бисером, натертыми восковыми мелками, скомканными кусочками разноцветной бумаги.
  5. Вырезанные картинки. Для «а» подойдут маленькие изображения арбузов, аистов, абрикосов. Их приклеивают по всей площади буквы.

Интересный способ привлечь внимание девочки — испечь печенье в форме букв и украсить его айсингом или кремом. Буквы из крупы помогают выучить алфавит и развить мелкую моторику.

Буквы из крупы помогают выучить алфавит и развить мелкую моторику.

1.«Читания» – приложение, которое научит вашего ребенка читать

Вот что пишет известный пользовательский ресурс Лайфхакер о Читании:

А вот слова генерального директора ООО «Методики Н. Зайцева» Андреева Е.В.

Мы дополним:

Читания — это не просто увлекательная игра для изучения алфавита, это целый сказочный мир, который открывается ребенку. Вам не придется предлагать малышу каждый раз поиграть в Читанию — ребенок сам будет просить включить сказку. Интерфейс настолько простой и понятный, что участие родителей практически не требуется — разве что на первых порах. Акварельная графика, десятки разных локаций и заданий: каждый день ребенка ждет что-то новое и интересное — настоящая сказка, которая не просто рассказывает о чудесах, но и учит ребенка уникальному волшебному мастерству, ведь те, кто умеют читать, способны и временем управлять, и переноситься в разные миры.


Читания — это:

  • Акварельная графика, красивая музыка, проработанный сказочный сценарий. Скучать точно не придется;
  • Эффект полного погружения. Этот эффект поддерживается не только детской озвучкой главных персонажей — никакой фальши, наигранности, но главное здесь, что ребенок активно участвует в сказке. От него зависит дальнейшее развитие сюжета — а это определенная ответственность, которая способствует большей собранности, а значит, и эффективности обучения;
  • Методика Зайцева. На сегодняшний день эта методика признана многими специалистами лучшей среди всех существующих — обучение чтению приходит гладко, легко, эффективно. Читания построена именно на этой методике, игра движется от простого к сложному, что позволяет верить ребенку в свои силы и заниматься-заниматься;
  • Разнообразие заданий — еще одно несомненное преимущество Читании. Скучно не будет. Кроме того, задания выстроены так, чтобы дети с любыми особенностями восприятия хорошо запоминали буквы и складывали их в слова. Например, все буквы озвучиваются, поэтому в процессе развивается фонематический слух.

Хотите узнать Читанию поближе? Предлагаем вам посмотреть небольшое видео:

Осторожно, в эту игру можно быстро влюбиться — оглянуться не успеете, а ребенок уже читает. Родителям мы рекомендуем также периодически заглядывать в блог Читании — здесь регулярно появляются новости о приложении, а также полезные советы и рекомендации по воспитанию и обучению детей.

Скоро в школу: обучение детей 5-6 лет

Если вы всё-таки решили не гнаться за ранним развитием, а отложить обучение до возраста 5-6 лет, то ничего не потеряете. Психологи считают этот период оптимальным для обучения, и именно сейчас ребёнок уже готов осознанно усваивать новую информацию. К тому же совсем скоро идти в школу, а значит, надо как следует подготовиться.

С детьми 5-6 лет заниматься проще, ведь их можно мотивировать. Расскажите дочке или сыну о том, как здорово самостоятельно читать книжки, или объясните, что знание букв и слогов обязательно пригодится в школе. Вчерашняя кроха почувствует себя по-настоящему взрослым и проявит интерес к знаниям.

В этом возрасте нет необходимости концентрироваться на обучении исключительно через игру. Уже можно использовать творческие задания, прописи, наборы карточек для дошкольников. Для изучения слогов можно воспользоваться кубиками, соединяя гласные и согласные

И обязательно обращайте внимание на речь ребёнка

Важно, чтобы все звуки проговаривались чётко и правильно

Тактильный метод: от изучения букв к чтению

Ребенок видит в букве нечто абстрактное. Цепочки ассоциаций помогут в изучении букв. Связывание кождой буквы с чем-то конкретным или знакомым помогает ребенку закрепить это в своей памяти.

1. Слепите букву из пластилина

Запоминаем как выглядит буква и развиваем мелкую моторику.

Нам понадобятся: пластелин (должен быть эластичным), доска для лепки и одноразовый пластиковый нож.

Вместе с ребенком раскатайте из пластелина 8 примерно одинаковых колбасок. 2 – разделите пополам, 2 – разделите на 3 части. Из 4-х оставшихся сделайте колечки слепив их края и 2 из них разрежьте пополам создав полукруги. Таким образом у вас должен получится набор элементов для составления любых букв алфавита. Покажите ребенку пару примеров и попросите повторить, собрав ранее пройденые буквы.

2. Волшебные палочки

Запоминамем буквы, учимся выкладывать буквы из палочек, учимся преобразовывать буквы.

Нам понадобятся: набор счетных палочек. Если нет можно заменить спичками или зубочистками.

Самый простой способ – выкладывать буквы из палочек по образцу или без образца (по представлению). Когда ребенок научится выкладывать все буквы, можно усложнив задачу выкладывая из них знакомые ребенку предметы, а после просить изменить их, например, составьте из палочек фигуру напоминающую дверь, а после попросите ребенка убрать 2 палочки, чтобы получилась буква П.

3. Тактильные буквы

Запоминаем буквы и развиваем мелкую моторику

Нам понадобятся: наждачная бумага, бархатная бумага, ножницы.

Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги буквы. Ребенок должен будет с закрытыми глазами, на ощупь определить букву.

4. Нарисуйте букву на манке

Запоминаем буквы, развиваем мелкую моторику

Нам понадобятся: яркий поднос для посуды, манная крупа

Насыпьте песок или манную крупу тонким слоем на поднос. Подайте ребенку пример, покажите как писать буквы на крупе пальцем или палочкой. Попросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь “неправильной” буквы. Такая игра понравится детям, стоит немного потрясти поднос, и допущенная ошибка или неточность исчезает!

5. Зеркальная буква

Запоминаем буквы и тренируем внимание

Нам понадобятся:картон, карандаш и ножницы

Подготовьте по одинаковые карточки карточки, по 2 штуки для буквы. На каждой карточке напишите по 1 букве. Напишите буквы в зеркальном отражении и правильно. Выложите карточки с одной и той же буквой перед ребенком и предложите выбрать правильную.

6. Игра проверка памяти

Тренируем память

Нам понадобятся: ножницы, картон и карандаш

Игра “Проверка памяти” бросит вызов даже детям постарше. Напишите каждую заглавную букву на одной карточке и строчную букву на другой карточке. Переверните все карточки и разложите их на столе. Попросите ребенка собрать заглавные и строчные буквы в пару. Вы можете усложнить и добавить словарный элемент. Попросите детей сопоставить букву алфавита с изображением, которое начинается с этой буквы.

7. Сумка с фасолью

Тренируем память

Нам понадобятся: мешочек с бобами или другим сыпучим материалом, скатерть или большой лист бумаги.

Если желаете немного размяться, пока изучаете буквы сыграйте в “Сумку с фасолью”. Напишите алфавит в случайном порядке на большом листе бумаги. Дайте детям мешочек с фасолью и попросите бросить на бумагу. Ребенок должен назвать слово начинаеющееся с буквы, на какую выпал мешочек. Если ученик застрял, помогите ему.

Попросите ребенка самостоятельно проверить выбранную букву с буквами из алфавита. Обязательно спрашивайте, как называется буква. Упражнение поможет детям научиться различать визуально похожие буквы и в дальнейшем избежать ошибок при их написании.

Рисование, раскрашивание, вырезание букв из бумаги и склеивание их вместе развивают у детей мелкую моторику. Самодельные флеш-карты с буквами облегчают запоминание и ассоциативное мышление, создавая основу для тактильных игр. Вы можете сделать открытки в одиночку или вместе с ребенком. Буквы могут быть вырезаны из бумаги различной текстуры и наклеены на карточки из картона или бумаги. Затем вы можете попросить ребенка подобрать буквы из 2-3 карточек с закрытыми глазами.

Грамотность начинается с изучения букв алфавита. Комбинируйте разнообразные стили восприятия. Описанные выше обучающие игры для изучения алфавита помогают детям учить буквы на разных уровнях. Более того, мелкая моторика играет решающую роль в формировании систематических связей в сознании ребенка и создаете основу для развития чтения и письменности.

Игра азбука алфавит для детей

Не уступают книжным изданиям электронные азбуки.

В интернете можно найти не одно приложение цель которого — обучить ребенка алфавиту.

Не смотря на схожесть тематики игры, каждое приложение уникальное, так как вмещает в себе разные функциональные возможности. В целом подобные игры включают несколько блоков, рассчитанных на разные возрастные категории. Задание в блоках разной сложности, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку.

Цель игры:

  • научить ребенка произносить все буквы алфавита;
  • складывать буквы в слоги;
  • составлять слова;
  • чтение;
  • в зависимости от направленности приложения, игра может содержать различные функции: исправление ошибок в словах, добавление отсутствующей буквы, написание названия изображенного предмета и т.д.

Показывая ребенку букву, на экране обязательно появляется изображение, цель которого — продемонстрировать предметы, в написании которых данная буква используется.

Занятия с ребенком 3-4 лет: учимся и играем

Далеко не каждый малыш в этом возрасте готов к обучению. Но если вы видите, что ребенок проявляет интерес к красочной азбуке или кубикам с буквами, то, возможно, есть смысл попробовать начать занятия. Сразу необходимо сказать, что обучение должно быть похожим на игру. Никакого принуждения и строгости, иначе вы рискуете выработать у крохи нежелание учиться в дальнейшем.

Несколько важных правил:

  • занимайтесь не чаще двух раз в неделю по 5-7 минут;
  • не ждите моментального результата – трёхлетнему малышу нужно больше времени, чтобы запомнить информацию;
  • изучайте гласные парами: А-Я; Э-Е; Ы-И; О-Ё; У-Ю.

Используйте красочные картинки, игрушки в виде букв, детские книги.

Ближе к четырём годам можно приступать к знакомству с согласными. В этом возрасте ребенок уже хорошо разговаривает, поэтому у него не должно возникнуть проблем с правильным произношением звуков. Кроме того, в четыре года дети неплохо воспринимают абстрактную информацию. Обучение для них будет намного интереснее, если кроме картинок и игрушек использовать кубики, пазлы, интерактивную или магнитную азбуку, раскраски.

На согласные потребуется больше времени, а изучать их будет немного сложнее. Но и с этой непростой задачей вполне можно справиться, если действовать постепенно. Во-первых, согласных в алфавите больше, чем гласных. Во-вторых, большинство согласных букв имеют два варианта звучания: твёрдый и мягкий. Это может вызвать некоторые затруднения, но только в том случае, если ребёнок плохо усвоил гласные. Если же с ними проблем нет, то и со звуками он очень быстро разберётся.

Поняв разницу между тем, как звучат Ы и И, малыш с вашей помощью разберётся с тем, как должны звучать слоги МЫ и МИ. Для наглядности можно сделать таблицу с парными слогами. И не забывайте, что все звуки должны произноситься чётко. Показывайте это на своём примере и добивайтесь этого же от ребёнка, так как правильная артикуляция – основа хорошей дикции.

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

<<Форма курс 1-4>>

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

Как учить буквы – основные советы

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по зоопарку, спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей

Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день

Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Первый этап занятий – словесные игры

Обучение чтению обязательно должно проводиться в игровой манере, в противном случае малыш быстро устанет и утратит интерес. На первом этапе необходимо пояснить ему, что слово состоит из слогов. Сделать это проще всего при помощи карточки. Сначала родитель показывает ребенку карточку, на которой написано простое слово (например, «собака»), потом разрезает его при помощи ножниц: со-ба-ка.

Далее можно предложить малышу поиграть со слогами.

«Рыболов»

Понадобятся рыбки с буквами из бумаги, на каждой закреплена скрепка. Нужно поймать удочкой (на ней магнитик) рыбешек, называя буквы на них, и сложить в ведерко. Можно попросить ребенка называть слова, которые начинаются на эти буквы. Позже из этих букв можно составлять слоги – и тоже их произносить.

Альбом со слогами

Предложите малышу поработать над созданием своего букваря. Такая идея ему точно понравится! Для начала берем обычный альбом для рисования. Каждый лист делим пополам. На одной половинке пишем слог, который изучаем сегодня. Предлагаем ребенку назвать предметы, которые начинаются на этот слог. Затем ему нужно  нарисовать их на второй половине листа. Можно использовать аппликации.

Самолетики

Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.

Магазин

Сначала взрослые готовят материал – те овощи, которые будут продаваться. Это могут быть картинки, игрушечные овощи, трава, даже настоящие продукты. Далее делаются карточки, которые будут играть роль «валюты», – они представляют собой написанные слоги, с которых начинаются наименования товаров (например, если на «прилавке» имеется кабачок, то обязательно должна быть карточка «КА»). Далее «деньги» даются детям, которые от имени кукол должны совершить покупки.

Обучающие игры азбука для детей:

Не многим детям методика обучения чтению путем зубрежки по учебникам  понравится. Опыт показывает, что если ребенку процесс обучения не по нраву — он вряд-ли что-нибудь запомнит. Поэтому, многие родители ухитряются искать новые методики обучения, более адаптированные под детский настрой.

паровозики — Бараново, Разумовская

Цель пособия — в непринуждённой игровой форме обучить ребенка буквам.

Проходя обучение по данному пособию ребенок должен научится произношению букв и складыванию их в слоги.

Также игра подходит для групповых занятий.

паровозики — Е. Сатаевой

Игра «Паравозики» Е. Сатаевой — это набор из 90 картинок, рассчитанных на обучение грамоте детей дошкольного возраста.

дорожная азбука для детей в картинках

Отличный вариант не только выучить буквы алфавита, но и средства передвижения — дорожная азбука для детей. Автор картинок Сергей Жатин сочинил интересные стихи.

азбука для маленьких детей

Не стоит покупать обыкновенную азбуку, если ребенок маленький. В возрасте до 5 лет лучше выбирать литературу красочную, но без лишних элементов.

Прилавки магазинов заполнены маленькими книгами, которые легко вмещаются в детскую лодонь. Обычно на странице изображена буква ярким цветом и максимально простой предмет, теоритически знакомый ребенку. Также это могут быть пластиковые буквы на связке, либо мягкие буквы.

Отличным вариантом для детей этого возраста может оказаться книга О. Жуковой «Азбука с крупными буквами для малышей».

пазлы азбука для детей

Усидчивым детям и маленьким гениям придет по нраву изучение алфавита путем складывания пазлов. Их выбор разнообразен:

Деревянный алфавит — пазл. Повторяя правильное произношение буквы, ребенку также предстоит найти букве «правильное» место.

Стоит также отметить, что подобный способ обучения помимо чтения развивает у ребенка логику, моторику рук.

Чтобы ребенку было легче идентифицировать букву, можно выбирать пазлы с подсказками. Как пример, это могут быть картинки с изображением того предмета, название которого начинается на изучаемую букву алфавита.

Подобные пазлы можно сделать самостоятельно:

Самодельные пазлы для изучения алфавита .

азбука для детей — карточки

Изучение букв может происходить с помощью карточек. При этом они могут быть любого формата:

  • раздвижные карточки, буква в которых спрятана внутри описывающей картинки;

  • разрезные карточки, смотря на изображение необходимо найти нужную букву; 
  • карточки на которых изображены не только буквы, но и звуки; 
  • магнитные карточки;
  • карточки с рисунками

Преимущества такого метода в удобности. Карточки можно взять с собой на прогулку, в поездку. Их легко можно использовать в играх. Рисунки, дополняющие сами буквы, просты и понятны ребенку, облегчают процесс узнаваемости.

С чего лучше начинать (поэтапное обучение)

При проведении занятий важно определить последовательность обучения

При этом нужно обратить внимание на следующее:

Во время первоначального изучения букв нет необходимости осваивать их в соответствии с тем порядком, в каком они расположены в алфавите.
Поскольку гласные и согласные буквы существенно различаются по произношению, не нужно изучать их вперемешку.
Рекомендуется в начале обучения заняться изучением гласных.
Согласные буквы более сложны для ребенка по сравнении с гласными и их нельзя изучать вначале.
При обучении малышей нужно учитывать разницу между названием, которое носит буква, и тем, как она звучит в составе слов

Важно, чтобы ребенок в первую очередь усвоил второе. Это сможет помочь при обучении чтению в дальнейшем.

Важно! Помощь окажет просмотр обучающих мультфильмов. Например, можно остановить выбор на том, где показано, как с помощью Лунтика изучать буквы

Почему важно хорошо выучить 10 гласных

Когда ребенок проходит первые шаги при обучении чтению, он не сможет прочитать слова, если не знает, как правильно произнести гласные. При прочтении слов он будет запинаться каждый раз, когда встретит их в слове

Важно, чтобы малыш вначале хорошо усвоил, как выглядят и как произносятся все 10 гласных букв. Это послужит надёжным фундаментом для дальнейшего обучения

Как выучить согласные

При их изучении начинают с того, что знакомят со звуком и только потом с названием буквы в алфавите. Рекомендуется называть согласные без сопутствующих звуков: не «ЭМ», а «М». Это послужит базисом для дальнейшего изучения букв. Нужно показывать ребенку буквы, которые он знает, в книжках и произносить слова с их участием.

Обратите внимание! Во время прогулок обращают внимание на вывески или рекламу, предлагают малышу находить в них знакомые буквы и произносить их. Спрашивая, какую букву он увидел, за правильный ответ надо его обязательно похвалить

Деревянная рамка для букв

Если такого рода занятия проводить регулярно и ненавязчиво, малыш постепенно освоит все буквы и сможет легко их узнать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий