5. Рассказывайте истории
Казалось бы, что тут такого сложного может быть в рассказывании историй? На самом деле, умение выстраивать складное повествование оказывает сильнейшее стимулирующее воздействие на головной мозг, так как требует от нас концентрации внимания на различных важных деталях.
При этом наши эмоции коррелируют с нашими воспоминаниями, заставляя вспоминать не только самые важные и запоминающиеся жизненные моменты, но и события, о которых мы давным-давно забыли. С каждым разом, “ковыряясь” в глубинах своей памяти, вы будете извлекать оттуда такие события и моменты, о которых давно и думать забыли. Извлекать и удивляться. Подобный метод успешно использовался в качестве терапии на пациентах, страдающих от болезни Альцгеймера.
Предлагается следующее упражнение для мозга:
каждый раз, когда вы собираетесь улечься в постель, чтобы сладко поспать, воспроизводите в своем мозгу все моменты ушедшего дня. Постарайтесь припомнить каждую мелочь, любую деталь, начиная с момента утреннего пробуждения и заканчивая вот этим самым моментом, когда вы оказались в кровати.
12. Разрабатывайте свою способность быстро усваивать информацию
Вы схватываете на лету, или вам часто требуется, простите за резкость, чтобы информацию кто-то изначально разжевал, а уж потом выложил на тарелочке? Если вы выбираете второе, это означает, что ваш головной мозг могут ожидать проблемы в обозримом будущем.
Дело в том, что развитие навыков быстрого усваивания информации способно значительно снизить риск наступления деменции. Данный факт нашел свое подтверждение в специальном исследовании японских ученых (ссылка на данное исследование представлена в конце статьи).
Предлагается следующее упражнение для мозга:
для того чтобы научиться быстро усваивать полученную информацию, необходимо прежде научиться ее обрабатывать в максимально короткие сроки. Существует немало упражнений и техник, которые вы можете найти и освоить самостоятельно.
Однако можно использовать простой метод усвоения информации, состоящий из пяти шагов:
– просмотрите информацию, которую необходимо усвоить (допустим, это важный документ);
– сформулируйте для себя ряд вопросов, которые относились бы к ключевым моментам данного документа);
– дайте ответы на поставленные вопросы;
– перечитайте документ более внимательно;
– изучите ответы, которые были даны, сопоставив информацию, полученную в результате беглого изучения, с информацией, полученной в результате внимательного прочтения документа.
Изначально подобный подход отнимает немало времени. Однако регулярные занятия, которые будут проводиться самостоятельно в подобном ключе, обязательно принесут свои плоды – вы начнете автоматически формулировать вопросы, отвечать на них, усваивая таким образом материал гораздо быстрее, чем раньше.
Три важных слова на «С»
Проблемы с памятью преследуют тех, кто уделяет мало времени сну, круглосуточно работает, не позволяя себе оторваться от экрана компьютера. За снижением общего качества жизни постепенно приходит следующая проблема — неспособность запомнить важную информацию, и вот уже человек начинает страдать от забывчивости не только дома, но и на работе.
Причины кроются в так называемой триаде С — сон, спорт, стресс.
Недостаток активности либо крайняя нерегулярность занятий спортом ведет к ухудшению кровоснабжения внутренних органов, в том числе мозга. Сидячий образ жизни способствует различным болезням опорно-двигательного аппарата, все это отражается на нервной системе, и как итог начинаются проблемы с памятью.
Еще один важный момент, который следует учитывать, пытаясь решить задачу «как улучшить память» — проанализируйте, достаточно ли вы спите
Именно хронический недосып ведет к непроизвольному снижению способности концентрировать внимание. И спать надо в комфорте, в домашних условиях, а не урывками в транспорте
Третий момент — минимизация стресс-факторов. Улучшение нашей памяти напрямую зависит от психического состояния. Раздражение, усталость, бессонница отнюдь не способствуют повышению внимательности, в то время как активный выспавшийся человек решит большую часть проблем уже благодаря своему спокойному состоянию.
«Как улучшить память и развить внимание» от Advance
Длительность: 1 занятие.
Формат обучения: вебинар.
Программа обучения: интенсив для тех, кто по работе или учёбе вынужден обрабатывать и запоминать много информации. Также курс будет полезен тем, кто стремится регулярно обучаться чему-то новому, но испытывает сложности и изучением материала и удержанием в памяти всех нюансов. Помимо основной теории слушателей ждут упражнения для развития памяти.
Что узнаете:
- Как запоминать прочитанное в 2 раза быстрее.
- Как возраст влияет на память и можно ли избежать возрастных изменений.
- Как бороться с забыванием с помощью повторения.
- Информативный вебинар без лишних разговоров.
- Практические упражнения для тренировки памяти и внимания.
Об авторе: Николай Ягодкин, специалист по изучению иностранных языков, основатель образовательного центра Advance, имеет 2 высших образования — математическое и педагогическое.
Найдите индивидуальный способ запоминания и решения задач
Мы все разные, и у каждого человека свой неповторимый стиль мышления и запоминания информации. Кто-то сможет развить быстроту памяти за несколько недель, другой личности понадобится несколько месяцев, однако, это вовсе не означает, что надо останавливаться.
Скорость запоминания у всех тоже разная. Одному человеку достаточно единственного повторения материала, другому требуется посмотреть или прочитать его несколько раз.
Проанализируйте, как вы запоминаете информацию. Способ запоминания поможет найти наиболее эффективный метод усваивания информации. Люди условно делятся на три типа:
- Визуалы — они чаще оперируют образами.
Аудиальный — они лучше запоминают то, что слышат.
Кинестетики — для них важны ощущения.
Определив свой ведущий тип, можно выбрать и наиболее удобный способ запоминания. Вспомните, как вам удобнее воспринимать информацию — читать или слушать. Влияют ли эмоции, а также возможность потрогать вещь руками на скорость запоминания.
Пользуйтесь этой системой. Однако не стоит забывать и про другие, их тоже следует развивать, и тогда мышление становится более продуктивным, а память сильнее.
Память с точки зрения физиологии.
Процесс запоминания – одна из главных функций памяти. Без него невозможно дальнейшее ее функционирование. Запоминание позволяет человеку воспроизводить ранее увиденную или услышанную информацию, корректировать ее, использовать в дальнейшей жизни.
Иногда человек с трудом воспроизводит материал. Происходит обратный процесс – забывание. Такая ситуация естественна для людей любого возраста. Происходит это потому, что мозг отсеивает ненужную ему информацию, либо ту, которая давно не задействована. Зато механизм помогает концентрироваться на новом материале, запомнить его лучше.
Процесс запоминания (как и забывания) сугубо индивидуален, зависит от особенностей мозга.
Запоминание в психологии.
Запомнить — значит выстроить воображаемую связь чего-то с чем-то: например, имя человека с его стилем одежды, дату события с его содержанием и т.д. В психологии это называется «ассоциативные связи».
Выстраивание подобных связей обеспечивает поэтапное запоминание информации со всеми деталями. Множество методик основываются на ассоциациях.
Важно: определяем свой тип памяти. Ставя цель запомнить «как можно больше и быстрее», мы часто забываем, что есть определённые факторы, влияющие на скорость, эффективность запоминания
Учтя их, можно упростить этот процесс
Ставя цель запомнить «как можно больше и быстрее», мы часто забываем, что есть определённые факторы, влияющие на скорость, эффективность запоминания. Учтя их, можно упростить этот процесс.
- Психологические особенности памяти. То есть определение, какой ее тип развит больше.
- Характер материала для запоминания (текст, аудиотекст, событие, изображение).
- Если это текст, стоит учесть его тематику, сложность композиции, объем, сюжет.
- На какой период, как подробно нужно запомнить.
Чтобы определить, какой тип памяти преобладает, можно пройти тест. Для этого понадобится три листа бумаги, которые нужно пронумеровать. Следующий шаг – записать (или попросить кого-то об такой услуге) на каждом из листов по 10 слов. Например:
- олень;
- трава;
- дом;
- яблоко;
- осень;
- ночь;
- журнал;
- телевизор;
- музыка;
- папа.
Нужно прочитать слова вслух, после перевернуть лист, записать их по памяти.
Приступаем к следующему листу с новыми 10 словами. Теперь их нужно прочитать про себя, после перевернуть и записать.
Третий шаг, третий лист – чтение слов, записывание их в воздухе.
Теперь проверяем результаты: если наибольшее количество совпадений на листе 1 – это говорит о лучшей работе аудиальной (слуховой) памяти. Большие совпадения на листе 2 свидетельствует о хорошо развитой зрительной. Она преобладает у многих людей. Третий лист отвечает за кинестетическую память. Такая склонность достаточно редкая, но все же встречается.
Отдельно разработанные системы
Методики
Существуют специально разработанные, признанные в психологии методики. Но, прежде чем работать с ними, нужно усвоить ряд нюансов:
- они не универсальны и часто развивают только какой-то один аспект (запоминание, хранение, воспроизведение) или определённый вид (зрительную, слуховую, смысловую, двигательную);
- в связи с этим нужно использовать сразу несколько, чтобы они взаимодополняли друг друга;
- они индивидуальны: кому-то подходят, а кому-то — нет.
Небольшой обзор самых популярных методик поможет сделать правильный выбор.
Диаграмма связей
Другие названия: интеллект-карта, карта мыслей (ума), mind-map, ассоциативная (ментальная) карта.
Суть: в центре изображается основная идея (мысль, проблема), и, исходя от неё, рисуется целое древо — пути решения. Развивает логическую и профессиональную память.
Пример интеллект-карты
Методика Бехтеревой
Суть: нужно ставить перед собой сверхзадачи, даже если изначально они кажутся невыполнимыми. Также она советовала для развития мозга и памяти ежедневно прочитывать хотя бы несколько страниц любого текста и заучивать наизусть хоть какую-то информацию.
Японская методика
Суть методики максимально проста, однако она уже доказала свою высокую эффективность. Нужно 15 мин. в день решать любые математические примеры, задачи, уравнения и 15 мин. в день читать вслух любые тексты с пониманием их смысла.
Цель — развитие интеллекта и памяти.
Методика скорочтения
Суть: повышение техники чтения при сохранении полного понимания смысла текста.
Основные приёмы — тренировка диагонального чтения, расширение угла зрения при чтении, деконцентрация, разорванный текст и др.
Развивает логическую память.
Методика спецслужб
Подробно расписана в книге Д. Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб». Однако предлагаемые в ней способы не представляют собой ничего таинственного и входят в большинство программ по мнемотехнике: ассоциации, метод Айвазовского и другие.
Программы
В детских садах и школах воспитатели и учителя используют коррекционно-развивающие программы для совершенствования памяти, мышления и внимания у детей:
- дошкольного возраста: программы А. Афанасьевой, О. Истратовой, Н. Самоукиной;
- в начальной школе: Е. Лапп и С. Хайрушевой;
- в среднем звене: Л. Черемошкиной.
Для подростков и взрослых программы составляются индивидуально, так как к 14-16 годам уровень когнитивных способностей у каждого человека существенно различается и зависит от того, насколько он был развит до этого.
Об особенностях развития памяти в зависимости от возраста, читайте в наших отдельных статьях:
- Развитие памяти у взрослых
- Развитие памяти у детей
Техники
Чтобы максимально развить память, можно использовать современные техники, одна из самых популярных — мнемоника. Это специально разработанная система, объединяющая в себе приёмы, облегчающие фиксацию, запоминание и воспроизведение только самой необходимой информации.
Цель — увеличение объёма памяти.
Основной метод — ассоциации, когда конкретный объект или факт заменяется абстрактным понятием. Оно может иметь визуальную, слуховую или тактильную природу.
Мнемоника активно использует такие методы, как:
- создание логически законченных предложений из первых букв той информации, которую нужно запомнить (самый яркий пример — присказка про фазана и охотника, чтобы не забыть последовательность цветов радуги);
- рифмы;
- созвучия;
- яркие ассоциации;
- методы Цицерона и Айвазовского;
- закономерности.
Мнемоника использует как простейшие методики, так и достаточно сложные.
Есть и другие технологии, развития когнитивных способностей, которые опираются на чётко разработанную методическую систему. Это эйдетика (сочетание зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, вкусовых, обонятельных образов) и «Джордано» (сложная методика, основанная на квазиголографической природе функционирования мозга).
Как сделать упражнения еще более действенными: важность правильного питания
В процессе работы над умственными способностями важно не только то, как тренировать память и внимание, но и то, какое питание при этом получает мозг. Ведь без поступления в организм нужных микроэлементов не будет эффективной ни одна техника. В рацион необходимо добавлять еду, содержащую в себе витамины группы В
Они являются самыми полезными для улучшения мозговой деятельности. Полезно употреблять различные каши, бобовые, орехи, а также молочные продукты
В рацион необходимо добавлять еду, содержащую в себе витамины группы В. Они являются самыми полезными для улучшения мозговой деятельности. Полезно употреблять различные каши, бобовые, орехи, а также молочные продукты.
Также необходимо внести в рацион рыбу. Она содержит компонент, который не только улучшает память, но и позитивно сказывается на деятельности всего мозга. Сбалансировав питание, следует помнить, что большинство витаминов не любят тепловую обработку. Поэтому как можно чаще рекомендуется употреблять сырую капусту, морковь и горох.
Развить хорошую память под силу каждому. При использовании описанных упражнений на регулярной основе и правильно организованном питании уже очень скоро можно заметить в себе положительные изменения.
Особенности
Многие считают, что развивать память взрослому человеку ни к чему, потому что основы заложены с детства и, если с ребёнком не занимались, ничего исправить уже нельзя. Это частично может касаться речи или мышления, но только не способности запоминать и воспроизводить информацию. Её можно и даже нужно тренировать на протяжении всей жизни.
В молодом возрасте
С 20 до 30 лет память ухудшается чаще всего из-за черепно-мозговых травм, перенесённых инфекций, нездорового образа жизни, психотравмирующих факторов. Злоупотребление алкоголем, хроническое недосыпание, проблемы в отношениях и на работе — всё это отрицательно сказывается на функционировании мозга. Чтобы исправить ситуацию, в первую очередь надо привести в порядок свою жизнь. А затем уже подобрать соответствующие тренажёры и комплексы упражнений. Как правило, в этом возрасте всё ещё не так запущено, и можно спокойно заниматься в домашних условиях по 5-10 минут в день.
В среднем возрасте
С 30 до 40 лет взрослые начинают развивать память чаще всего с целью самоусовершенствования, чтобы больше и лучше запоминать пласты информации, необходимые для успешного продвижения на работе. Это отлично помогает справляться со всеми возложенными обязанностями и попутно повышает IQ, так как подобные методики работают над улучшением ещё и мыслительных процессов. Для этого возраста можно посоветовать достаточно сложные для освоения современные мнемотехники вроде «Джордано».
Серьёзные проблемы начинаются с 40 до 50 лет. В организме происходят гормональные изменения, запускаются процессы старения, замедляется метаболизм, что не лучшим образом сказывается на функционировании мозга. Самое время заняться развитием своих способностей, или с каждым годом ухудшение будет только прогрессировать: провалы будут всё более глубокими и затяжными. В день нужно уделять этому уже не менее 15 минут.
В пожилом возрасте
Если взрослые своевременно занимались развитием памяти и успели к 50-летнему рубежу добиться на этом поприще определённых успехов, они почувствуют, насколько это было полезно. Во-первых, проблем обнаруживается гораздо меньше, чем у тех, кто никогда не слышал о мнемотехниках и нейробике. Во-вторых, это отличная профилактика старческого склероза и маразма, болезней Альцгеймера и Паркинсона.
Если регулярно (=ежедневно) выполнять упражнения, даже после 60 можно ходить в магазин без списка продуктов и по памяти спокойно набирать телефонный номер сына или дочери. Чем больше времени уделять этому в пожилом возрасте, тем эффективнее будут работать используемые методы. Но по поводу их выбора лучше проконсультироваться с врачом.
Факторы, влияющие на развитие памяти
На эффективность запоминания влияют возраст и состояние здоровья. Со временем память ухудшается. После 30 лет нужно прилагать больше усилий, чтобы сохранить функции запоминания и сообразительность в пожилом возрасте.
Пожилая женщина читает
Важно! Стресс, переутомление, тревожность отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии, оказывают влияние на способность быстрого запоминания информации. Ухудшают память некоторые лекарственные препараты, алкоголь, кофеин в неконтролируемых количествах
Информация лучше усваивается, если:
- Она вызывает интерес, процесс познания идет легко, с удовольствием;
- Связана с яркими положительными эмоциями, впечатлениями;
- Используется на практике;
- Понятна, подается легко доступным языком;
- Часто встречается.
Подаваемая информация должна быть логически построена, именно это позволит ее анализировать и запечатлеть надолго. Человек может прибегать к механическому запоминанию, когда в памяти остаются данные в том виде, в котором преподносились, зазубриваются. Такая информация не останется в распоряжении человека надолго. Нужно обдумывать услышанное, уметь выделять главную мыль, прослеживать связь и логику. Тогда в памяти отложатся основные моменты, передающие суть повествования.
Виды и свойства внимания
Внимание – это направленность человеческого сознания на конкретные объекты и явления, обладающие для человека особой значимостью. Оно может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным
Непроизвольное внимание (эмоциональное или пассивное) – это концентрация сознания на определенном объекте в связи с его особенностями. Привлекать интерес может любой раздражитель
В этом случае большую роль играют моральные и интеллектуальные чувства человека. В зависимости от этого определяется продолжительность внимания.
Произвольное внимание (волевое или активное) — это осознанная концентрация на объекте. В данном случае человек фокусируется на то, чем ему нужно заниматься. Это возникает тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую концентрации внимания.
Постпроизвольное внимание – это концентрация, направленная на выполнение поставленной задачи без особых усилий, то есть основывается на уже полученных знаниях ранее. При этом внутренняя мотивация (влечение, которое возникает изнутри человека) преобладает над внешней.
Теперь немного об особенностях развития внимания и памяти.
Мотивация играет большую роль в вопросе удержания внимания на объекте. Учеными доказано, что человек может непрерывно концентрироваться не более 40 минут, а после ему необходим перерыв. Особенности внимания выражаются в его свойствах, понемногу о каждом из них.
Объем внимания – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Это зависит от нескольких факторов: генетических, профессиональных умений и потенциала кратковременной памяти.
Концентрация – способность психики непрерывно сосредоточиться на объекте. Благодаря данному свойству можно обнаружить что-то новое в обычных вещах.
Популярные статьи
Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем
Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов
Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома
Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится
Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы
Распределение – человек способен одновременно выполнять несколько действий или наблюдать за несколькими объектами. В данном случае мозг может оптимально распределять возбудимость участков коры, что обеспечивает возможность управлять несколькими процессами. К минусам такого свойства относится быстрая утомляемость.
Переключаемость – это перестройка внимания человека с одного объекта на другой, причем она может быть как произвольной, так и нет. В зависимости от заинтересованности индивида к виду деятельности будут проявляться волевые усилия.
11. Начните изучать иностранный язык
Вполне возможно, что вы никогда не собираетесь за границу, у вас не возникнет желания смотреть иностранные кинофильмы или читать зарубежную литературу на языке оригинала. Но даже в этом случае имеет смысл начать изучать какой-нибудь иностранный язык, потому что многочисленные исследования неоднократно демонстрировали связь между знанием нескольких языков и высокой функциональностью головного мозга.
Причина заключается в том, что изучение языка – это сложная комплексная задача, которая будет занимать длительный период времени. Но именно такие задачи являются максимально эффективными, когда речь идет о том, чтобы приостановить старение головного мозга. Можно не опасаться негативных когнитивных изменений, если вы начинаете регулярно заучивать слова нового языка, слушать их, пытаться воспроизводить в своей речи.
Предлагается следующее упражнение для мозга:
это занятие не на короткий период, поэтому оно может отнимать немало времени. Никто не заставляет вас записываться на курсы иностранного языка (хотя это тоже возможно, так как стоит благая цель – улучшить память, остановить старение мозга). На самом деле, существует огромное количество онлайн ресурсов, где предлагается изучение того или иного языка в режиме времени, который удобен именно вам.
Лучшие советы от врачей и коучей
Тренируйтесь регулярно
Практика показывает, что только систематические тренировки приносят результат. Об этом говорят не только исследования, но и опыт победителей чемпионатов разных стран по запоминанию. Все они отмечали средние качества своей памяти до момента, пока не начали тренировать регулярно.
Делайте то, что нравится
Если вас раздражает упражнение – не выполняйте его. Найдите методики, которые не будут вас напрягать. В сети сотни вариантов, для смартфонов разработаны десятки приложений. Ищите упражнения, которые будут вам по душе
Важно, чтобы вам нравилось заниматься
Развивайте внимание и логическое мышление
Это так же важно, как читать и учить стихи. Логическое мышление построено на поэтапном восприятии
Откройте учебник по логике – он во многом поможет вам не только направить мышление в правильное русло, но и улучшит память, внимание, концентрацию
Тренируйтесь и чаще гуляйте
Для хорошей памяти крайне важно качество мозгового кровообращения. Оно, в свою очередь, напрямую зависит от кислорода
Поэтому рекомендуется выполнять как можно больше аэробных упражнений (бег, приседания) и чаще гулять.
Ставьте цели
Важно понимать, для чего конкретно вы тренируете память. Поставьте четкие цели, определите проблемы, которые сможете решить
Мотивация очень важна не только для регулярности тренировок, но и для их эффективности.
Резюме
Не каждый человек может развить феноменальную память – запомнить все цифры числа «пи» могут лишь единицы даже при условии регулярных тренировок. Но пока процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации не изучены наукой в деталях, нельзя определить перспективы. Вы сможете узнать о перспективах только опытным путем.
Начните тренировки, чтобы понять, на что вы способны. Прогресс будет заметен уже через 1-2 месяца, но только при условии, что вы сможете обеспечить регулярность занятий, и будете хорошо чувствовать себя во время тренировок. Не забывайте, что вы должны правильно питаться, хорошо высыпаться и как можно реже попадать в стрессовые ситуации.