Индивидуальная или групповая психотерапия – что выбрать?

Основные понятия

Динамика — цикл жизнедеятельности группы, включающий все протекающие в ней процессы, межличностные контакты, распределение ролей, взаимозависимость участников.

Нормы — стандарты поведения, определяющие взаимоотношения в группе: искренность, открытость, принятие других, толерантность, отсутствие критики, активность.

Роли — степень влияния участников друг на друга:

  • альфа — лидер, ведёт за собой, побуждает к активности, направляет, придает уверенность;
  • бета — эксперт, обладающий знаниями, необходимыми в различных ситуациях, вызывает уважение, консультирует;
  • гамма — аноним, ведёт себя пассивно, но при этом адаптируется к условиям, приспосабливается, считает себя лидером;
  • омега — отстранённый, закрытый, мало контактирующий с другими.

Сплочённость — необходимость работать в одной команде для решения общих задач. Напряжение — противоположное понятие, обозначающее несовпадение интересов и взглядов, нарушение стандартов поведения в группе, нарастание конфликта.

Проекция — наложение прошлых межличностных стереотипов на новые, которые принесли с собой и озвучили другие участники.

Подгруппы — неформальная разбивка основной на группы на более мелкие. В основе могут лежать возрастные, половые или интеллектуальные принципы.

Фазы развития — этапы процесса, характеризующиеся специфической активностью и выполняющие нужные психотерапевту функции:

  • I фаза — формирование группы, адаптация к новым условиям, знакомство, псевдоинтеграция, регрессия и неуверенность;
  • II фаза — возрастание активности, борьба за лидерство, распределение ролей, бунт против психотерапевта;
  • III фаза — принятие норм, действующих в группе, спад напряжения, установление личностных контактов, раскрытие, сплочённость, сотрудничество;
  • IV фаза — активная работа, эмоциональная поддержка, решение основных проблем, переоценка приоритетов.

На первые три фазы обычно уходит по 10% от общего количества сеансов, на последнюю — 70%. Например, если курс лечения состоит из 10 встреч, первые три соответствуют первым трём фазам, остальные 7 — последней. Но это идеальная схема, работающая только в том случае, если группы сформированы правильно и среди них нет участников с открытым девиантным поведением.

Групповая терапия

Якоб Морено Групповая терапия появилась в 1931 году. Ее автор — Якоб Морено. Если бы ее не изобрел он, ее бы изобрел кто-то другой, так как назрела социальная необходимость в инструменте, который бы позволил экономней расходовать время терапевта. Первая мировая и Великая депрессия на фоне роста популярности психотерапии порождали спрос, который было практически невозможно удовлетворить при помощи индивидуального консультирования.

Большую популярность получила группа «Анонимные алкоголики», начали проводиться эксперименты и исследования. Формировались новые подходы и теории. Это был прорыв, так как оказалось, что групповая терапия хоть и сильно отличается от индивидуальной, но примерно так же эффективна статистически.

Достоинства групповой терапии

  • Сильные воздействия. Как поддержка, так и фрустрация в группе значительно сильнее, чем в индивидуальном консультировании. Если только психолог указывает вам на то, что сложно принять — вам просто от этого отмахнуться. Куда сложнее это сделать если на это вам указывает 8 человек из 12. Аналогично, принятие от большого количества людей — это огромный ресурс и сильнейшая поддержка, которая практически не достижима в индивидуальной работе.
  • Непосредственные наблюдения. Группа — это «маленькая жизнь». Выполняя упражнения и взаимодействуя в группе, человек так или иначе отыгрывает в миниатюре свое привычное поведение, которое свойственно ему в жизни. Всегда можно исследовать его непосредственно. В индивидуальной терапии это затруднено. Как человек ведет себя в конфликте? Что делает, когда инструкции недостаточно ясны? Похоже ли это на то, как он действует в жизни?
  • Люди как инструмент. В процессе работы с одним из участников группы, можно использовать остальных участников как инструмент. Можно смоделировать ситуацию. Можно придумать упражнение или провести эксперимент. Некоторые психологические методы вообще не могут физически проводиться тет-а-тет. Например, психодрама.
  • Обратная связь. Это рассказ о чувствах в связи с чем-то. Участник группы может узнать что чувствуют другие участники группы когда он что-то делает. В обычной жизни человек не может доверять таким ответам — велико социальное давление, которое не позволит некоторым людям отвечать честно. В группе честный ответ получить проще. В индивидуальной терапии обратная связь используется ограниченно и, в основном, самим терапевтом, который отслеживает свои реакции на клиента и использует их. В группе же, обмен обратной связью — ощутимая часть процесса.
  • Эксперименты. Человек может прямо тут пробовать новые способы поведения, изучать реакцию на них. При этом, это происходит в безопасной и контролируемой среде. Удобно. Как симулятор жизни для тренировки нового поведения.
  • Обмен опытом. Очень важная часть. Если участник группы рассказывает о волнующей ситуации или переживании, другие участники помимо обратной связи, могут поделиться своим жизненным опытом. Самый очевидный плюс кроме «готовых решений» заключается в том, что человек понимает что он не один такой, что другие тоже сталкиваются с похожими трудностями и преодолевают их. Вот они, сидят живые. Значит, это не смертельно.


Мы все странные, но некоторые из нас лучше это прячут.

Недостатки групповой терапии

Выше сопротивление. Согласитесь, признаться в группе в своих слабостях и открыться гораздо сложнее чем тет-а-тет с психологом. Открытость — очень важный показатель группы и опытные ведущие стремятся увеличить его, прибегая к разным техническим приемам

От этого показателя, в частности, согласно исследованиям Роджерса, крайне зависит успешность группы в целом.

Время и внимание. Очевидно, что группа не может работать с одним человеком

Работа ведется со всеми по-ровну. Внимание терапевта переключается от человека к человеку, от людей — к групповым процессам. Участник терапии может быть в центре внимания психолога и группы ограниченное время. Не исключено, что когда внимание группы направлено на особо скучного участника, кое-кто может заскучать. С другой стороны, время и внимание становится ценным ресурсом, который распределяется и которым можно управлять. Как будет управлять им группа? Как будет вести себя каждый из участников в ситуации дефицита? Какие способы будут применять участники, чтобы получить ресурс группы? Похоже ли это на то, что они делают в жизни? Осознанно ли они применяют эти способы? Огромное пространство для исследований уже только в разделении общего ресурса!

Гештальт-терапия

Гештальт не пытается анализировать бессознательное, но уделяет большое внимание чувствам и потребностям клиента. Этот подход учит говорить о чувствах и осознавать их

В конечном счете люди начинают лучше слышать самих себя и разбираются в своих желаниях. Гештальт подойдет тем, кто хочет контакта со своими эмоциями — и, соответственно, тем, кому этого контакта не хватает. Это во многом терапия по поиску себя: клиент исследует свои эмоциональные реакции, учится понимать подавленные. В итоге его уровень осознанности повышается — как и качество жизни.

Карина Зинченко,

психолог, гештальтистка:

«Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации

Гештальт-терапевт уделяет внимание не только рассказу клиента, но и его телесным и эмоциональным реакциям, которые дополняют общую картину. Гештальт подходит не только для решения нынешних сложностей, но и для того, чтобы разобрать ситуации из детства и паттерны поведения, сформировавшиеся там»

Где применяют индивидуальный подход

Если вы чувствуете, что ребёнку не подходит стандартное обучение в большом коллективе, рассмотрите альтернативное образование. Вот несколько вариантов.

Частные школы с индивидуальным подходом

Классы в частных учебных заведениях гораздо меньше, что позволяет учителю уделять внимание каждому ребёнку. У каждой авторской школы свой подход к образованию

Как правило, ученикам даётся больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а воспитании личности. В некоторых школах даже нет классов и уроков в привычном понимании.

‍Вальдорфские школы. Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и реализует сильные стороны под мягким руководством учителя.

‍Школы Монтессори. Эти учебные заведения идеальны для детей с разными стилями обучения: аудиалов, которые воспринимают информацию на слух, визуалов, которые лучше воспринимают с помощью зрения, и кинестетиков, которые познают мир через тактильные ощущения. 

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира — каждый учащийся учит то, что его сейчас привлекает. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.

‍Онлайн-школы. Здесь обучение часто персонализировано: например, в «Домашней школе и Экстернате Фоксфорда» дети могут учиться по индивидуальному маршруту — самостоятельно выбирать методики, темп и профильные дисциплины. К каждому школьнику может прикрепиться наставник, который курирует его на протяжении учёбы. Ещё есть тьюторы — специалисты с педагогическим и психологическим образованием, которые помогают выстроить траекторию обучения с упором на сильные стороны школьника.  

Варианты психодраматической сцены и обозначения ролей в монодраме

Лучшим вариантом создания психодраматических сцен в монодраме, почти всегда будет использование пространства помещения, с обозначением ролей с помощью стульев или предметов.

  • В этом варианте психодраматическая сцена, больше всего похожа на реальность — в «воображаемом росте психодраматических фигур», расстояниях между людьми и т.д.
  • В этом варианте проще всего включать телесную оболочку при введении в любые роли (позу, движения, пластику).
  • В этом варианте проще всего задействовать «движения обращенные к другому» для продвижения коммуникации.
  • В такой сцене возможна работа по поиску реальных телесных импульсов в произошедшей ситуации, и работа с этими импульсами.

Также распространен вариант построения психодраматической сцены на столе, с помощью небольших предметов или игрушек. В этом варианте, лучшим способом обозначить, что клиент сейчас говорит от имени некоторой роли — это взять игрушку или предмет в руку и начать «ею играть», как это делают дети. Технология введения в роль идентична технологии в групповой психодраме, но есть одна особенность

Важно следить, чтобы, когда клиент держит игрушку в руке — он телесно включался в игру, чтобы тело, поза и движения клиента соответствовали играемой роли. Именно поэтому, более предпочтительный вариант — это взять игрушку в руку, а не, скажем, прикоснуться к ней пальцем, т.к

последний вариант может ограничивать свободу движения клиента.

Есть вариант, когда сцена рисуется на листе бумаги. В этом случае клиент может менять роли вращая лист бумаги таким образом, чтобы всякий раз смотреть на сцену со стороны взятой роли.

А когда мы делаем психодраматические встречи мы часто нуждаемся не в сцене как таковой, а просто в двух ролях напротив друг-друга. Еще одним вариантом, как мы можем это сделать — это взять в руки две игрушки, одну в руки клиенту, а вторую терапевту. И они могут сыграть диалог этими игрушками, меняясь ими там, где надо поменяться ролями. Так же можно сделать это с помощью пальцевых кукол или в даже просто «сыграть руками».

В процессе обучения всегда хорошо попробовать разные варианты. А попробовав их, вы убедитесь, самый простой и традиционный вариант — использование пространства помещения со стульями или предметами — чаще чем кажется, будет наилучшим выбором.

Преимущества группового обучения

Более высокий доход

Как бы меркантильно не звучало, но главный плюс преподавания в группах для репетитора — это более высокая стоимость занятия. Ввиду того, что многие стремятся заниматься так из-за низкой стоимости, вы как преподаватель в сумме получаете более высокий доход в сравнении с занятием один на один.

Например, ваше индивидуальное занятие может стоить 1200 рублей. Тогда стоимость за групповой урок (минимум 3 человека) может составлять чуть меньше — 800 рублей. В итоге за одно занятие вы получаете 2400 рублей. Если вам захочется работать в парах, то пусть занятие стоит 900 рублей. Тогда в итоге вы заработаете 1800 рублей. В любом случае — прибыльнее чем тет-а-тет.

Разнообразие методов и приемов

Обучать нескольких людей может быть увлекательнее, так как вы вправе пробовать различные игровые методики: предлагать участвовать в диалогах, дать возможность устроить дебаты, организовывать совместные интерактивные активности.

Еще один плюс — это наличие соревновательного духа внутри группы. Ввиду того, что учащиеся стремятся дать правильные ответы, достойно выступить и не отстать от других, у них большой стимул быть продуктивными и исполнительными. Репетитору такие стремления и мотивация помогают легче вести урок.

Виды и задачи психотерапия

По сути, психотерапия – это беседа, в процессе которой профессиональный психолог/психотерапевт помогает клиенту в осознании и решении своих проблем. Это эффективный метод восстановления душевного здоровья, который рассматривает пациента в целом, изучает его сущность и использует в каждом случае индивидуальный подход.

Целью работы психотерапевта будет выявить, вытащить на поверхность и победить все источники проблем, которые мешают человеку жить. При этом специалист не навязывает свою точку зрения, а лишь помогает клиенту найти пути к гармоничному существованию, используя разные виды и методы психотерапевтических тактик.

Сегодня существует множество видов психотерапии, и какую именно методику применить – решает психотерапевт. Самые распространенные техники – это когнитивно-поведенческая терапия, психоаналитика, реконструктивно-личностная, телесная, рациональная, групповая, системная семейная психотерапия, нейропсихология, арт-терапия, психодрама, гештальт-терапия, техники гипноза, экзистенциальная психотерапия. При выборе методики, психотерапевт опирается на индивидуальный подход, учитывает особенности личности, клиническую картину недомогания и свои возможности.

Если вы интересуетесь современными направлениями в психотерапии и желаете полноценно изучить психотерапевтические методы воздействия на эмоциональное состояние человека, получайте образование психолога/психотерапевта на наших курсах:

Во время своих сеансов психотерапевт решает следующие задачи:

  • помощь пациенту в понимании своих проблем;
  • создание комфортной среды в процессе консультаций;
  • применение результативных терапевтических методик для коррекции психологических убеждений и реакций;
  • подача клиенту маршрутов для поиска ответов на свои вопросы;
  • помощь в адаптации к окружающему миру при новом мышлении и поведении.

Арт-терапия

Это направление в психотерапии основано на искусстве и творческой деятельности. С помощью арт-терапии можно выразить свои чувства и эмоции в виде образов (картин, фигурок из пластилина, фотографии и т. д.). Специалисты по арт-терапии уверены: каждый человек уникален, и если осознать свою уникальность, всегда будет возможность изменить жизнь к лучшему. 

Занятия арт-терапией помогают найти внутренние ресурсы, чтобы решить психологические проблемы. Для этого необходимо установить контакт со своим подсознанием, услышать его голос и следовать его указаниям. 

Специалист в начале работы с клиентом помогает сформулировать наиболее точный запрос (какую проблему необходимо решить, цель работы с психологом). Затем выбирает метод, с помощью которого будет прорабатываться запрос клиента. Это могут быть рисунок, лепка, сценическое мастерство, написание рассказов и др. Ничего страшного, если клиент не обладает умениями в этой области

Важно выражение своих чувств, а не качество конечного продукта. Далее уже следует расшифровка послания. 

Плюсы арт-терапии в том, что она подходит практически всем и не имеет противопоказаний. С ее помощью человек начинает лучше понимать себя, свои истинные потребности, начинает получать удовольствие от жизни, избавляется от чувства тревожности, внутренней пустоты и многое другое. 

Индивидуальная и групповая психотерапия: в чем отличия

Индивидуальная и групповая психотерапия отличаются принципиально. Когда психолог работает индивидуально, происходит диалог двух человек. То есть беседа становится основным форматом взаимодействия. В зависимости от направления, в котором работает психолог, происходит либо глубокая проработка через анализ воспоминаний (психоанализ), либо коррекция иррационального в человеке с помощью чувств и ощущений (когнитивно-поведенческая модель).

Человек в индивидуальной терапии чувствует себя более защищенным, потому что никто посторонний не наблюдает за его раскрытием и работой

Время специалиста тратится только на одного человека, все внимание уделяется ему

Коммуникативные проблемы в индивидуальной терапии решать сложнее, потому что клиент общается только с одним человеком. Некоторые специалисты рекомендуют сочетать два вида терапии, чтобы решать проблемы интенсивнее.

Особые возможности в индивидуальной работе

Этот раздел оставлен напоследок, т.к. он потенциально может быть очень большим. С вашего разрешения, я не  буду претендовать на его полноту, и просто приведу в нем несколько интересных идей.

Использования воображения в индивидуальной работе

Индивидуальная работа, с одной стороны допускает, а с другой — даже требует более широкого использования воображения клиента. Т.е. предложения клиенту что-то представить или достроить мысленно.  В ней более уместно использовать воображение клиента, чем в групповой работе, т.к. у нас нет необходимости делать всю работу понятной для группы, достаточно, чтобы сам клиент понимал, что происходит и был эмоционально вовлечен в сцену. Но во многих ситуациях, нам просто необходимо использовать воображение клиента, т.к. нет никакого способа сделать это иначе

Например, когда клиенту в сцене важно пережить объятия его визави — сделать это в воображении — один из самых простых и функциональных вариантов

Но отмечая необходимость большей опоры на воображение в индивидуальной работе, мне кажется важным отменить, что психодраматист будет психодраматистом, а психодрама — психодрамой, если:

  • Все что может быть произнесено вслух и сказано прямо психодраматическому визави — должно быть произнесено и сказано прямо.
  • Любые движения или позы, которые можно сделать непосредственно телесно — необходимо сделать непосредственно телесно.
  • Все что может быть пережито и опробовано прямо здесь и сейчас — лучше всего реализовать здесь и сейчас.

Варианты использования предметов

В индивидуальной психодраматической работе особое место занимают техники, опирающиеся на символизацию. Например, объект, субъект или явление, вызывающее переживания клиента можно символически обозначить материальным предметом. И когда мы в дальнейшей работе начинаем с этим предметом психодраматически взаимодействовать, то через это взаимодействие мы можем получить доступ к изменению изначальных переживаний клиента.

Также, использование предметов может давать интересные возможности для погружения в сцены или усиления переживаний. Например, что-то мягкое и приятное на ощупь иногда может помочь клиенту мысленно прикоснуться к ощущению теплых объятий. А крепкий предмет в руке, вполне может обозначать оружие для нападения или защиты, давая его обладателю все нужные преимущества.

Что такое групповая психотерапия: теория

В групповой психотерапии происходят так называемые активные динамический процессы. Если человек попадает в группу, то он невольно становится участником множества различных взаимодействий. Все это происходит под контролем специалиста, который направляет процессы в нужную сторону, обеспечивая максимальный терапевтический эффект. Основная особенность групповой терапии заключается в том, что все особенности и склонности человека оказываются на виду, что и обеспечивает высокую интенсивность их проработки.

Трудности, с которыми люди часто приходят к психологам, зачастую легче проработать в составе группы. Это в том числе и проблемы с социальным взаимодействием, самооценкой, трудности с общением в семье. Так получается, потому что в реальной жизни мы так или иначе регулярно сталкиваемся с другими людьми, которые влияют на наше эмоциональное состояние. Если при индивидуальной работе ваш партнер – терапевт, то в группе вы можете взаимодействовать с любым человеком.

Задачи групповой психотерапии при лечении зависимости

Основная цель групповой работы — создание условий для пациента, при которых он сможет отказаться от своих старых представлений о себе, о жизни; пережить болезненные чувства не употребляя алкоголь и наркотики, что приведет к большему пониманию паттернов характера и конфликтных взаимоотношений, которые развивались в течение тех лет, что больной ходил по замкнутому кругу: боль — употребление — больше боли — больше негативного отношения к себе — больше употребления.

Работа в группе способствует формированию социального окружения, поддерживающего трезвость, что является одним из важнейших условий в выздоровлении т.к. зависимому необходимо отказаться от социальных связей, провоцирующих его на употребление.

При каких зависимостях полезны занятия в группе

Практически при всех видах зависимости и зависимого поведения групповая психотерапия оказывает существенную помощь в лечении и достижении выздоровления (ремиссии):

  • Алкогольная зависимость;
  • Наркомания, полинаркомания;
  • Токсикомания;
  • Табакокурение;
  • Игромания;
  • Компьютерная зависимость;
  • Интернет зависимость, зависимость от соц.сетей;
  • Зависимость от лекарств;
  • Любовная зависимость;
  • Созависимость;
  • Сочетание зависимости с психическими расстройствами (“двойной диагноз”).

Виды психотерапевтических групп при лечении зависимости

Различают два основных вида терапевтических групп: группы взаимопомощи и малые терапевтические группы.

Группы взаимопомощи — группа людей с похожими проблемами, помогающие друг другу в их решении. Отличительной особенностью таких групп является отсутствие на них профессионалов, отсутствие обратной связи, отношения «равный – равному». Основные цели таких групп: поддержать друг друга, поделиться знаниями, поделиться информацией, поделиться опытом, как справляться с трудностями, выговориться и получить облегчение. Наиболее известные примеры таких групп: группы Анонимных Алкоголиков (АА) и Анонимных Наркоманов (АН). Данная модель группы используется в большинстве лечебных учреждений при работе с зависимыми, как часть лечебного процесса.

Малая терапевтическая группа. Отличается от групп взаимопомощи присутствием на ней профессионалов (врач, психолог, консультант), возможностью сдавать терапевтические задания, возможностью получать и давать обратную связь. Обратная связь помогает увидеть те черты личности, которые были раньше скрыты, начать их исправлять. Малая группа позволяет пациенту открыто выражать свои чувства, узнавать, как чувства влияют на поведение и мысли, получать поддержку и одобрение, увидеть, как его поведение влияет на других людей, найти новые способы поведения, возможность принять себя таким, какой он есть, и начать меняться, быть понятым и принятым.

Еще немного о положительных сторонах групповой работы

Находясь в группе, пациент имеет возможность почувствовать себя частью коллектива, что позволяет ему легче проживать чувства отчужденности и не нужности, свойственные всем зависимым на начальном этапе выздоровления. Попадая в группу, зависимый сталкивается с людьми, со схожими трудностями, это избавляет его от ощущения уникальности своей проблемы. Человек, приобщающийся к любой социальной группе (в нашем случае это группа выздоравливающих зависимых), начинает копировать ценности, модели поведения, состояния и взгляды группы, в которой находится. То есть зависимый перенимает «трезвое поведение» и «трезвый образ мышления» от других выздоравливающих членов группы. Пациент видит, как другие зависимые со схожими проблемами, решают их и справляются с трудностями, и обретает надежду.

В клинике «Роса» используются обе модели терапевтических групп при работе с зависимыми. Занятия проводятся для пациентов стационара (ежедневно) и для тех, кто не лежит в клинике, а приходит на психотерапию в удобное для него время.

Для того, чтобы попасть на групповую психотерапию зависимости, пожалуйста, обращайтесь к нам. Мы работаем круглосуточно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий