Что такое гуманизм?
Чтобы разобраться, что такое гуманизм, нужно изучить его правила, идеи и принципы
Это мировоззрение предусматривает доброе отношение, внимание и сочувствие к каждому человеку, уважение его потребностей. Гуманизм закрепляет в обществе необходимость создания возможностей для всестороннего развития личности каждого человека
Сюда входит духовное, физическое и нравственное совершенствование.
Также нормы гуманизма предполагают уважительное отношение к правам человека и его личному достоинству, обеспечение условий для достижения благополучия и счастья. Современное мировоззрение дополняется идеями бережного отношения к окружающей среде, защите экологии и всего живого на планете.
Что такое светский гуманизм
Светский гуманизм он же секулярный гуманизм — это одно из направлений гуманистической философии, которое не признает существования высших сил, бога. В отличие от религиозных гуманистов, светские гуманисты считают человека обязанным соблюдать законы морали и стремиться к общему благу независимо от веры в бога.
«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:
Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры
Отделение церкви от государства. Свобода совести
Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма
Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум
Моральное образование. Нравственное воспитание детей
Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном
Разум. Рациональные методы исследования, логика
Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира
Эволюция. Невозможность отрицать теорию эволюции, отказ от креационизма — идеи божественного творения
Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития
Что такое агностицизм и кто такие агностики
1 вариант
1. Для обмирщения культуры характерно
1) усиление влияния религии на мировоззрение человека 2) усиление светских элементов в культуре 3) развитие богословия 4) контроль церкви над повседневной жизнью людей
2. В своих трудах Эразм Роттердамский
1) знакомил читателей с идеями и ценностями античной культуры 2) пропагандировал идеи официальной Католической церкви 3) настаивал на опасности образования для простого на рода 4) критиковал ценности античной культуры с позиции католицизма
3. Перу Эразма Роттердамского принадлежит произведение
1) «Утопия» 2) «Похвала Глупости» 3) «Место, которого нет» 4) «Золотая книга»
4. Суть произведения Томаса Мора — описание идеального общества, в котором
1) господствует бесправие простонародья 2) основой экономики является частная собственность 3) нет имущественного и социального неравенства 4) господствует единая официальная религия
5. Франсуа Рабле является автором произведения
1) «Утопия» 2) «Похвала Глупости» 3) «Гаргантюа и Пантагрюэль» 4) «Золотая книга»
6. Основной идеей работы Мишеля Монтеня «Опыты» является
1) важность самопознания в жизни человека 2) большая роль науки в жизни общества 3) опасность духовного поиска для неподготовленного человека 4) вред самостоятельного духовного поиска для веры чело века в Бога
7. Установите соответствие между книгой и основными идеями, содержащимися в ней.
Идеи
А) признание факта господства частной собственности в современном мире Б) идея о необходимости коллективной собственности для нормального развития общества В) равноправие людей в обществе Г) признание наличия коррупции и взяточничества в современном мире
Книга
1) «Золотая книга» 2) «Похвала Глупости»
8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
Система взглядов, в основе которой лежит убеждение в самоценности человеческой личности, — это __________.
Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.
Полная свобода в развитии любого человека как личности;
Гуманизм подразумевает уважение достоинства каждого человека и право человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других;
Концепция гуманизма выступает за самое широкое применение демократических принципов во всех человеческих отношениях;
Гуманисты признают важность человеческой взаимосвязи и необходимость взаимоуважения для дальнейшего развития человечества;
Гуманисты призывают к постоянному улучшению общества, чтобы никто не мог быть лишен основных жизненных потребностей;
Гуманисты поддерживают развитие различных организаций по защите прав и свобод человека, таких как ООН и так далее;
Концепция гуманизма нацелена на мирное урегулирование конфликтов между отдельными лицами, группами и нациями;
Основополагающим принципом гуманизма является отказ от убеждений, которые базируются на бездоказательной базе религий, догматов, верований и суеверий;
Гуманисты выступают за использование научного метода в качестве руководства для решения проблем человечества;
Гуманисты утверждают, что индивидуальные и социальные проблемы могут быть решены только с помощью человеческого разума, критического мышления, соединенного с состраданием и духом сочувствия ко всем живым существам;
Концепция гуманизма утверждает, что люди полностью являются частью природы, и наше выживание зависит от «здоровья» нашей планеты.
Основные понятия и направление мысли
В истории выделялись несколько типов гуманистического мышления:
- Античный или древний гуманизм. Его представители — Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Демокрит, Протагор и другие древнегреческие философы.
- Теистическое направление, которое не исключало Бога из жизни людей, но допускало, что человек способен развиваться и заботиться о спасении своей души самостоятельно без помощи Бога.
- Классическое направление. Отображалось в трудах Бэкона, Петрарки, Монтеня, Боккаччо. Являлось разработанным и дополненным вариантом трудов древнегреческих ученых.
- Атеистический гуманизм. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль. Известен случай, когда в Париже протестующие сложили в повозку церковную утварь и повезли ее на всеобщее обозрение, объявив таким образом похороны Богу. Как потом было выяснено, хоронили люди не самого Бога, а всего лишь предметы. В этой области известны труды Сартра Ж.-П.
- Натуралистический или научный подход к гуманизму характерен для нового времени. Наивысшей ценностью объявлена человеческая личность и самосовершенствование. Натурфилософия впервые встречалась у римского философа Сенеки, далее, ее принципы переняли схоласты в средние века. Впоследствии, ее место заняла философия науки.
- Коммунистический взгляд отразился в трудах К. Маркса, который выступал за революционное решение проблем. К. Маркс нашел поддержку в сотрудничестве с Ф. Энгельсом: как во взглядах, так и в финансах.
- Нормативный гуманизм возвышал потребности человека над государственными интересами. Если у человека есть потребности, то государство обязано их удовлетворять. После провозглашения данной теории, начались вопросы и разногласия. Многие философы интересовались, как можно измерить человеческие потребности, например, в агрессии. Нормативисты считали всякое страдание злом, а обществу известны примеры очищения души через боль и страдание. Мировоззренческие теории нормативного гуманизма наиболее полно отражены в работах Э. Фромма.
Гуманность и человеколюбие считались высшим проявлением способностей, которые раскрывались через признание личности, ее достоинства и точку зрения. В обществе, они реализовывались через помощь ближнему и сочувствие.
Гуманизм в современном мире
В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.
Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.
Основные признаки
На сегодняшний день можно говорить о разделении движения на множество течений, разделенных по религиозным, политическим, идейным и этическим мотивам. Есть и тенденция к универсализму — стремление создать некий общий «гуманистический знаменатель», выносящий нравственные идеалы за рамки тех или иных учений и доктрин.
В целом же основу гуманистической концепции можно свести к следующим основным критериям:
- самодостаточность — свобода от влияния иных доктрин, идеи рождаются через нравственное развитие личности;
- первичность — гуманистические ценности есть главная основа социальной структуры общества;
- универсальность — применимость идей к любому человеку и типу социального устройства.
3-1. Женщина в эпоху Ренессанса
В эпоху Возрождения произошло переосмысление места и роли женщины в обществе и культуре. Появился новый образ женщины — представительницы знати, юной аристократки, питающей особую тягу кучебе и стремящейся кбольшей самостоятельности. Однако нередко таким женщинам оказывалось сложнее распоряжаться имуществом и заявлять о себе в политике, чем представительницам эпохи Средневековья.
Тем не менее в XVIв. было немало женщин-правительниц. Самые известные из них— королевы Екатерина Медичи во Франции, Мария Стюарт в Шотландии, Изабелла Кастильская вИспании, МарияI Тюдор иЕлизаветаI вАнглии.
Шотландский богослов и реформатор Джон Нокс в произведении «Первый трубный глас против чудовищного режима женщин» яростно осуждал женщин-политиков: «Поощрять женщину кгосподству, превосходству, владычеству или имперскому правлению над любым государством, народом или городом отвратительно по природе, это оскорбление по отношению к Богу и подрыв правильного порядка… исправедливости».
В эпоху Возрождения появились уникальные модели устройства общества, в рамках которых было переосмыслено место женщин. Однако эти модели частично воплотились в жизнь только в XX в. Впервые в европейской истории зародилась революционная по своей сути мысль о равенстве мужчин и женщин. Эту идею, вчастности, провозгласил в знаменитой «Утопии» Томас Мор. В своем идеальном государстве он позволил женщинам наравне с мужчинами участвовать вжизни общества, заниматься земледелием, изучать ремесла, становиться священниками, служить в армии, получать образование. Воспитанием же детей, по мнению автора «Утопии», может заниматься все общество. Конечно, подобные идеи были слишком новаторскими для того времени. Большинство современников Т.Мора видели вженщине впервую очередь мать, которая должна воспитывать детей.
Положение женщин вне зависимости от богатства значительно отличалось от положения мужчин. Хорошо образованные аристократки, сведущие в живописи, музыке и танцах, украшали жизнь своих мужей, им отводилась роль заботливых жен и матерей. Исключение составляли некоторые вдовы вИталии иФранции, сумевшие после смерти мужей-коммерсантов стать полноценными членами торговых гильдий.
Женщина из знатной семьи, как правило, всю жизнь зависела от мужчин, которые должны были ее материально обеспечивать: сначала от отца, затем от мужа
Не удивительно, что большое внимание при заключении браков уделялось брачному договору, в котором фиксировалось приданое невесты. Простолюдинки не могли рассчитывать на содержание родителей или мужей
С12лет девочки из простых семей шли работать, чтобы обеспечить себя и собрать деньги на приданое.
Заметным достижением Возрождения стал постепенный рост числа образованных женщин, преимущественно из знати. Обучение вуниверситетах оставалось прерогативой мужчин. Женщины же получали, как правило, домашнее образование. Благодаря развитию книгопечатания они стали активно вовлекаться в интеллектуальную жизнь.
Значительную роль в распространении книжной культуры среди аристократок сыграли светские салоны, организовывавшиеся светскими дамами, как правило, дома. Обретшие популярность с 1600-хгг., салоны стали местом дискуссий, обмена мнениями. Широкую известность приобрели салоны Маргариты Валуа иМаргариты Наваррской во Франции. Все больше знатных дам увлекалось поэзией, литературой иживописью. Некоторые из них стали профессионалами вобласти искусства.
Первой профессиональной писательницей в Европе стала в начале XV в. Кристина Пизанская. В одной из своих поэм она воспела подвиг Жанны д’Арк – знаменитой Орлеанской девы, героини Столетней войны. Еще одна из наиболее образованных женщин Возрождения – французская писательница ипереводчица Мари де Гурне. Самостоятельно изучив латынь и гуманитарные науки, она в 29 лет опубликовала свою первую книгу. М. де Гурне занималась переводами римских авторов, в частности, Вергилия. В своих работах она отстаивала право женщин на образование, собственность, доступ кгосударственным должностям, возможность получения равных с мужчинами возможностей и привилегий.
Своими творческими достижениями прославилась итальянская аристократка Софонисба Ангвиссола, первая известная художница эпохи Ренессанса. Общественным признанием ее таланта стало то, что в27лет она была приглашена в Мадрид ко двору Филиппа II в качестве придворной художницы. Там она создала знаменитые портреты членов королевской семьи. Многие художники той эпохи учились у нее иподражали ее стилю. Великий Микеланджело особо оценил ее талант.
Человек — высшая ценность справедливого общества
Общество может считаться справедливым, если в нем человек представляет ценность сам по себе, просто по факту рождения на свет. Не имеет значения, богатый он или бедный, образованный или безграмотный, красивый или непривлекательный – он человек. Равноценное, уважительное отношение к разным людям, независимо от их национальности и личных особенностей, вот в чем проявляется человечность.
В далеком прошлом общество трудно было назвать человечным, цивилизованным. Тысячи лет назад в большинстве древних государств установился рабовладельческий строй. О сострадании к рабам, не было и речи. Рабы были обязаны бесплатно трудиться на своих хозяев, полностью лишались прав, находились вне закона.
()
Рабовладелец имел право наказать, продать, убить раба, запретить или разрешить ему женитьбу. Из-за этого рабы жили не долго, их жизнь проходила в тяготах и лишениях. Неравенство в обществе сохранилось, и после смены рабовладельческого строя феодализмом. Новой, фактически бесправной категорией людей в феодальном обществе стали крепостные крестьяне.
Проблема человечности волновала мыслителей с древних времен, но реализация этого принципа на практике последовала лишь после отмены крепостного права, установления в обществе демократии, принципов всеобщего равенства. Человеческая цивилизация пришла к выводу, что человек есть высшая ценность, несопоставимая с какими-либо экономическими, социальными благами.
Понятие человечность, как качество духовно развитой личности включает:
- Стремление понять окружающих людей;
- Готовность помочь людям и обществу;
- Признание чужой свободы, предоставление права выбора другому человеку;
- Прощение чьих-либо недостатков;
- Сострадание;
- Великодушие;
- Готовность принять качества другой личности, непохожей на самого себя;
- Радость, при виде чужого счастья, и сочувствие чужому горю.
()
В чем проявляется человечность, примеры человечности из жизни школьников:
- На уроке физкультуры Вася не смог выполнить ни одного норматива. Он бегал медленнее других, постоянно спотыкался, его движения были неуклюжими. Но никто из одноклассников над ним не смеялся, дети знали о проблемах Васи со здоровьем, проявляли к нему сочувствие;
- В 7-А перевели новую ученицу — Алену Сидорову. Большинство детей в классе не желали с ней общаться, из-за того что девочка была бедно одета, не имела мобильного телефона. Но Настя Петренко сказала одноклассникам, что они ошибаются, что нужно ценить в человеке его личные качества, а не красивые вещи. После этого Настя и Алена стали хорошими подругами;
- Саша Федоренко, ученик 9-Б класса увидел на перемене как старшеклассник бил младшего ученика. Он немедленно вступился за малыша, за что получил в глаз кулаком. Саше, все-таки удалось отстоять первоклассника, чему он был очень рад, Саша не пожалел что оказался рядом в этот момент.
Существует много примеров человечности в повседневной жизни и истории, но их суть сводится к одному — проявлению любви и уважения к людям.
Корни гуманизма
Эпоха Возрождения в мировой истории ознаменовалась появлением новых идей.
Это революционное время противопоставило средневековому аскетизму ценность земного бытия, в основе которого лежала любовь к человеку и уважение к его личности.
Эпоха Возрождения принесла в мировую культуру много нового, в том числе и гуманизм
Данная концепция получила название гуманизм. Это новое мировоззрение имело огромное влияние на развития человечества и не только в педагогике.
Что такое гуманизм? Термин произошел благодаря латинским словам humanitas и homo, что в переводе означает «человечность» и «человек».
Любознательные и энергичные гуманисты Возрождения добивались права самим творить свою судьбу и развивать окружающий их мир, опираясь на духовную сторону собственной личности.
Наибольший вклад в развитие этого мировоззрения вложили: Алигьери Данте, Петрарка Франческо, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино, Томас Мор, Пьетро Паоло Верджерио и многие другие.
Мысли и идеи, высказанные в трудах этих людей новой эпохи, легли сначала в основу классического европейского образования, а затем и в современную педагогику, получившую в последствии название гуманистической.
В обществе с этого времени между понятиями воспитание и образование появилась тесная связь.
Главной целью гуманистического воспитания является развитие человеческой индивидуальности, которая неразрывно связана с природой ребенка.
Появилась новая система обучения, которая была направлена прежде всего на развитие творческих и коммуникативных способностей ученика, а также его самостоятельности при принятии решений.
Так что же такое гуманизм в педагогике? Это мы и рассмотрим подробнее.
Гуманизм в наши дни
Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:
Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).
Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов – деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:
- Гуманистический манифест I ();
- Гуманистический манифест II ();
- Декларация светского гуманизма ();
- Гуманистический манифест 2000 ();
Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация , Британская гуманистическая ассоциация , Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество , Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Здравомыслие (общественный фонд) , Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.).
Теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:
- Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag
, 1911-1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС; - Гарольд Джон Блэкхем
(Harold J. Blackham
, 1903-2009), Великобритания; - Пол Куртц (Paul Kurtz
, 1925-2012), США; - Корлисс Ламонт (Corliss Lamont
, 1902-1995), США; - Сидни Хук (1902-1989), США;
- Эрнест Нагель (1901-1985), США;
- Альфред Айер (1910-1989), президент Британской гуманистической ассоциации в 1965-1970;
- Джордж Сантаяна (1863-1952), США.
2-1. Изменения в духовной жизни и культуре
Культура Возрождения имела светский, антирелигиозный характер. Она утверждала гуманистические идеалы гармоничной, раскрепощенной творческой личности. Это произвело грандиозный переворот в системе духовных ценностей: на передний план выдвигалось не поклонение Богу, а интерес к человеку. Гуманисты были глубоко верующими людьми, однако с негодованием относились к порокам католической церкви. Средневековье они оценивали как время религиозной тьмы и невежества.
Одним из самых известных критиков церкви стал голландский мыслитель, ученый и богослов Эразм Роттердамский. В произведении «Похвала глупости» он выразил отвращение к фальшивой морали и паразитическому образу жизни католического духовенства. Ученый-гуманист требовал возврата кистинной христианской морали. Цель жизни человека он видел в следовании законам высокой нравственности, а возможность построения совершенного общества связывал с ростом духовности.
В XVI в. движение гуманистов охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии.
Нужно ли быть человечным
Разобравшись с определением гуманизма, поняв, что такое человечность, у некоторых возникает вопрос: «Всем ли нужно быть человечными и зачем?»
Чтобы ответить на него достаточно вспомнить самый яркий пример проявления бесчеловечности в истории –фашизм. В период Второй Мировой и Отечественной войны весь мир содрогнулся от жестокости фашистских захватчиков. За одну только принадлежность к неарийской расе фашисты стремились уничтожить и превратить в рабов все человечество. Полному уничтожению, согласно идеям фашизма подлежали евреи, цыгане,большая часть славянских народов.
Фашисты жестоко казнили невинных людей, лишь за их принадлежность к «неправильной» расе, национальности. Их сжигали в печах, расстреливали, отправляли в газовые камеры, подвергали бесчеловечным пыткам. После окончания Второй Мировой войны все человечество осознало, какое значение имеет гуманизм во всем мире.
В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая утверждала идеи гуманизма в письменной форме, закрепляла основные права человека на международном законодательном уровне. Главная цель принятия этого документа- признание высшей ценности человека, защита его прав и свобод независимо от пола, национальности, религиозной принадлежности.
Гуманизм и гуманист: разбор понятия
Латинское слово humanitas является истоком термина гуманизм. Как ни странно, но в переводе гуманизм – это человечность. Если для иностранца два понятия являются идентичными, то для русскоязычного человека не всё так однозначно. Человечность – это черта характера или часть психики индивида, а гуманизм – это образ мыслей.
Разобрав термин гуманизм в широком смысле можно сказать, что это важные для устройства общества принципы, устои, миропонимание, моральные и этические качества, в основе которых лежат милосердие, сострадание и человеколюбие.
Гуманисты считают, что люди, понимающие важность жизни, способны инстинктивно определять добро и зло, ведь они основываются на собственных субъективных представлениях о морали (нравственности). Все силы, а также действия гуманиста направлены на получение пользы для себя и окружающих
За каждую принятую задачу он несёт личную ответственность.
На данный момент гуманизм является одной из самых перспективных и долгоживущих моделей устройства общества. Гуманность не позволяет индивидам причинять вред окружающим людям, так как учит морали и нравственности.
Одновременно с этим гуманизм подталкивает человечество к саморазвитию. В мире существует огромное множество разновидностей человеколюбия, но в основе всего лежит право и возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
Гуманизм и Ренессанс
Исторический контекст гуманизма путают с контекстом эпохи Возрождения, учитывая, что именно гуманистическое мышление заложило идеологические основы, послужившие основой для движения эпохи Возрождения.
Между четырнадцатым и семнадцатым веками гуманизм определил новую позицию по отношению к религиозным доктринам, действовавшим в то время, предлагая отход от них и более рациональную и антропоцентрическую интерпретацию мира.
Во время перерождения гуманистическое мышление также характеризовалось попытками освободить человека от строгих правил средневекового христианства. Вообще говоря, гуманизм в то время служил борьбой против средневековой безвестности и привел к созданию научного поведения, свободного от богословских норм.
Узнайте больше о значении перерождения.