Виды (блоки) гимнастики после дневного сна в детском саду
Упражнения «лежа в кровати» или «ленивые»
В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж.
Пример:
Это кто у нас проснулся?
Снял одеяло, потянулся? (дети подтягиваются лежа в постели)
Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)
– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.
Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.
Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение. – А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть» лапки.
Блок дыхательных упражнений
В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж,а также задания на развитие дыхательной системы, что способствует наполнению клеток кислородом и увеличению активности ЦНС.
https://youtube.com/watch?v=K3Hww1BRET8
Пример:
– Это кто у нас проснулся?
Снял одеяло, потянулся? (дети потягиваются лежа в постели)
Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)
– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.
Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.
Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение. – А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть лапки».
Упражнение «Змейка»
Задание: Дети делают вдох, на выдохе произносят «с-с-с» (5-7 раз).
Упражнение «Дракоша».
Задание: дети зажимают 1 ноздрю и делают вдох. Выдох происходит через рот. Затем зажимают другую ноздрю и повторяют задание ( 5-7 раз).
Блок активной нагрузки
Этот блок подразумевает подъем с кроватей и переход в игровое и образовательное помещение.
Обратите внимание! Это могут быть: подвижные игры, использование тренажёров, ортопедической дорожи, полосы препятствий и т.д. Задания могут быть на ловкость, смекалку, силу и равновесие, гимнастика для глаз и водные процедуры
Задания могут быть на ловкость, смекалку, силу и равновесие, гимнастика для глаз и водные процедуры.
Корригирующая дорожка
Закаливание
Закаливания производятся в том случае, если они разработаны и закреплены программой ДОУ. При этом методики должны быть индивидуально ориентированы на каждого учащегося с учетом характеристик здоровья каждого ребенка. Если детей в группе много и индивидуальная программа не представляется возможной, рекомендована следующая умеренная методика закаливания.
Часть активных упражнений летом проводится на улице, в более холодный сезон дети проводят гимнастику в прохладной комнате (18–20 оС) без обуви, находясь в майках и трусиках. Проводится оздоровительная ходьба босиком по резиновым массажным коврикам, чередуясь с шагами в тазики с водой. Завершить комплекс гимнастики можно умыванием лица, рук, шеи, груди.
Закаливания тренируют защитные силы организма, которые сделают ребенка менее восприимчивым к меняющимся факторам окружающей среды
Летом допустимы обливания водой комнатной температуры. Детям также будут полезны дозированные солнечные ванны в теплый период с 9:00 до 11:00. Время при этом должно постепенно увеличиваться с 3 до 20 мин.
Дыхательная гимнастика
Важная часть пробуждения – правильно выставленное дыхание, добиться которого поможет ряд специальных манипуляций:
- цоканье языком, пародируя лошадок;
- активное хихиканье;
- надувание шарика: глубокому вдоху следует равномерное выпускание воздуха, руки при этом дети разводят в стороны, имитируя надувание шара; закончить упражнение хлопком в знак лопнувшего шарика;
- дракон: активные вдохи через нос и выдохи ртом;
- змейка: попытки дотронуться языком кончика носа и подбородка;
- коровка: выдохи должны быть плавными, размеренными, сопровождающиеся протяжным «му-у-у»;
- паровоз: согнув руки в локтях, дети ходят друг за другом по комнате (вагончики), при этом произнося «чух-чух-чух».
Все эти упражнения направлены на укрепление и стимулирование дыхательных путей, обеспечение вентиляции отделов легких.
Значение и польза
Каждый ребенок индивидуален, и если один с легкостью пробуждается после обеденного сна, то для другого это может стать настоящим испытанием. Поэтому во многих детских садах воспитатели применяют комплекс гимнастики, который помогает малышам быстрее вернуться в активный режим. Главная цель таких мероприятий – привыкание ребенка к навыкам выполнения зарядки, которая в будущем сформирует привычку ежедневных занятий полезными упражнениями.
Для того чтобы воспитаннику было легче принимать новые для себя вещи, гимнастика проводится в группе детей. Когда с ребенком находятся рядом другие дети, ему легче вникать в суть заданий, а если что-то оказалось непонятным – всегда можно подучиться этому на примере друзей. Кроме формирования командного духа, зарядка очень полезна для здоровья, так как оказывает влияние на все системы организма:
- повышает иммунитет;
- формирует устойчивость к стрессовым ситуациям;
- стимулирует нервную и дыхательную системы;
- ускоряет обменные процессы;
- ускоряет кровообращение;
- оптимизирует работу сердечно-сосудистой системы;
- тренирует мышцы, приводя их в тонус;
- предотвращает появление плоскостопия и искривления осанки;
- развивает мелкую моторику и координацию движений;
- повышает когнитивные способности;
- улучшает настроение.
Внимание! Гимнастика после дневного сна должна проводиться за час до еды или спустя некоторое время после приема пищи. В качестве локации должно быть выбрано проветриваемое помещение без сквозняков.
Конспект гимнастики после сна в старшей-подготовительной группе
Галина Финадеева Конспект гимнастики после сна в старшей-подготовительной группе
Конспект гимнастики после сна (старшая- подготовительная груп па)
Оздоровительная гимнастики после сна
— Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.
Укреплять опорно-двигательный аппарат;
Совершенствовать и развивать координацию движений;
Повысить жизненный тонус;
Учить дышать через нос;
Упражнять в свободном плавном выдохе.
— Формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия;
— Воспитывать привычку здорового образа жизни.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, массажные коврики, дорожки, платочки.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
Важно помнить, что гимнастика должна быть доступной и безопасной для детей. В этом разделе представлены несколько эффективных упражнений и рекомендаций, которые можно использовать при проведении занятий
1. Растяжка мышц
Начните с простой растяжки мышц, чтобы подготовить тело к движению. Можно попросить детей выполнить несколько простых упражнений, таких как наклоны вперед, назад и в стороны, повороты головы и рук.
2. Активизация дыхания
Предложите детям выполнить упражнения на активизацию дыхания. Используйте игровой подход, например, попросите детей представить себя шариком и медленно надувать и выпускать воздух.
3. Упражнения на координацию и равновесие
Далее, можно провести несколько упражнений на координацию и равновесие. Например, попросите детей пройти по прямой линии, бегать на месте с поднятыми коленями или выполнять прыжки на одной ноге.
4. Развитие гибкости
Заключительная часть гимнастики может быть посвящена развитию гибкости. Выполните несколько простых упражнений, например, скручивание тела в разные стороны, наклоны в стороны с растягиванием рук, выпады.
Не забывайте, что гимнастика пробуждения после дневного сна должна быть подходящей для возраста и физических возможностей детей
Помимо упражнений, важно обеспечивать детей достаточным количеством воды и позитивной обстановкой
Закаливание
Выполняемая с воспитанниками детского сада, в том числе и с теми, которые посещают среднюю группу, бодрящая гимнастика после сна должна проводиться с учетом выполнения задач по профилактике простудных заболеваний, а также с целью повышения устойчивости организма воспитанников к природным воздействиям. Для этого физические упражнения понадобится сочетать с различными температурными раздражителями, такими как холодный воздух или вода, которые значительно увеличивают потоки импульсов на нервную систему.
При совокупном воздействии температурных влияний и физических упражнений организм пробуждается намного эффективнее. К тому же одновременно с этим проводятся закаливание, которое повысит сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
Самым эффективным средством при этом считается воздействие на малышей холодной водой. Это связано с большой теплопроводностью жидкости. Наименьшее по своей эффективности средство – солнечные лучи. Они закаливают организм путем повышения тонуса ЦНС и стимулирования процесса синтеза некоторых веществ (например, витаминов, относящихся к группе В). Эти элементы принимают активное участие в усилении в детском организме защитных реакций.
Виды гимнастики после сна
В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:
- упражнения в кровати с элементами самомассажа;
- игровая гимнастика;
- гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
- ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.
При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.
Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.
Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.
Картотека упражнений для разных блоков
Группировать физические нагрузки также уместно по этапам проведения работы.
В кровати
В этом комплексе очень важен доброжелательный настрой воспитателя. Ведь каждый малыш просыпается в определённом настроении, у каждого своё настроение после сна, поэтому перед взрослым стоит задача подвести общую черту, создать единый эмоциональный фон в группе.
Упражнение «Потягивание»
Инструкция:
- Начальная поза — лёжа на спине.
- Прижимаем подбородок к груди.
- Носки подтягиваем на себя.
- Вытягиваемся, стараясь макушку и пятки максимально развести в разные стороны.
- Повторяем 2 раза.
Упражнение «Змейка»
Инструкция:
- Исходное положение — лёжа на спине.
- Перекатываемся с бока на бок, прижав руки к туловищу.
- Повторяем 3–4 раза.
Упражнение «Великаны-карлики»
Инструкция:
- Исходная поза — лёжа на спине.
- Сгибаем ноги в коленях, задерживаем это положение на счёт до 5.
- Вытягиваем ноги.
Упражнение «Велосипед»
Инструкция:
- Лёжа на спине поднимаем ноги.
- Сгибаем их в коленях.
- Делаем круговые движения, как будто крутим педали велосипеда.
- Выполняем в течение 1 минуты.
Упражнение «Лодочка»
Инструкция:
- Исходное положение — лёжа на животе.
- Прогибаем спинку.
- Возвращаемся в начальную позу.
- Повторяем на счёт до 5.
Упражнение «Кошечка»
Инструкция:
- Исходное положение — опираемся на коленки и локти.
- Выгибаем спинку дугой, голову опускаем вниз.
- Прогибаем спинку вниз, голову поднимаем вверх.
Перед следующим этапом рекомендуется сделать пару шагов на месте и попрыгать.
Блок активных нагрузок
Группа этих упражнений включает:
ходьбу по массажным коврикам;
Прыжки на фитболе могут выступать частью самомассажа
ходьбу и бег друг за другом.
В этот блок можно включать и игры со спортивными снарядами, например, «Достань мяч»:
- Становимся вокруг обруча, лежащего на полу.
- Захватываем одной ногой игрушку, лежащую в центре.
- Пытаемся достать и не потерять равновесие.
- Меняем ноги.
Упражнения на потягивание можно проводить и в блоке активных нагрузок, когда дети уже поднялись с кроватей
Дыхательная гимнастика
В этом наборе большой выбор заданий разного уровня сложности
При составлении плана важно сгруппировать упражнения так, чтобы получалось дозировать нагрузку, постепенно увеличивая её
Инструкция:
- Надуваем 3–4 воздушных шарика.
- Сравниваем, у кого шарик получился больше.
Упражнение «Дракон»
Инструкция:
- Вдыхаем через правую ноздрю.
- Выдыхаем через рот.
- Вдыхаем через левую ноздрю.
- Снова выдох через рот.
- Повторяем 10–12 раз.
Инструкция:
- Цокаем языком.
- Убыстряем темп.
- Замедляем темп.
- Повторяем чередование темпов несколько раз.
Упражнение «Змеиный язык»
Инструкция:
- Высовываем язык как можно дальше.
- Стараемся дотянуться до подбородка.
- Возвращаемся в исходное положение.
- Повторяем 6 раз.
Упражнение «Весёлый плакальщик»
Инструкция:
- Имитируем громкие всхлипы.
- Резко, прерывисто двигаем плечами, вдыхая, но не выдыхая.
- Повторяем 30–40 секунд.
Упражнение «Зевота»
Инструкция:
- Исходное положение — сидя, голова опущена, рот широко раскрыт.
- Произносим «о-о-хо-хо-хо-о-о», делая зевок.
- Повторяем 5–6 раз.
Упражнение «Смешинка»
Инструкция:
- Глаза прищуриваем.
- Губы раздвигаем.
- Произносим звуки «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы».
- Повторяем 3–4 раза.
Особенности организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе
Перед проведением упражнений необходимо пробудить всех детей. Норма сна и длительность для каждого индивидуальна. Не стоит проводить гимнастику, когда одни уже готовы встать с кровати или не спали вовсе, а другие продолжают крепко спать. Побудка происходит с музыкальным сопровождением. Опытные педагоги рекомендуют использовать звуки природы, морской воды или детские песни.
Важно! Во избежание психологических стрессов ни в коем случае нельзя пробуждать ребенка путем тормошения или резкого звука.
Правила организации и распределение нагрузок для детей 6-7 лет
Условия проведения зарядки:
- помещение проветривается перед сном;
- температура воздуха 18-20 градусов;
- дети должны находиться в трусиках и майке, либо пижаме;
- для динамической гимнастики на полу или ковриках, на ноги надеваются носки.
Правила организации:
- комплекс упражнений соответствует проведенным занятиям в первую половину дня;
- тем, кто проснулся раньше, необходимо дать упражнение «ленивого» вида;
- отсутствие длительного напряжения;
- необходимо повторить инструкцию по выполнению несколько раз;
- не стоит принуждать едва проснувшегося малыша к активной работе с остальными детьми. Возможно, ему приснился нехороший сон или он не готов к физической работе.
Подготовка к гимнастике
Распределение нагрузки:
Для гармоничного проведения зарядки необходимо комбинировать виды гимнастики. Например, 3 упражнения в кроватке, 1-4 на полу и завершение зарядки упражнениями для развития дыхательной системы.
Для наилучшего результата можно использовать вспомогательные средства: музыку, видео, полосу препятствий, ортопедические коврики и т.д.
Важно! Длительность зарядки не больше 10 минут
Маленькие хитрости для взрослых
Детскую утреннюю зарядку с самого раннего возраста стоит сделать и обязательной домашней традицией. В самом начале взрослым лучше не просто показать ребенку, что и как нужно делать, а принимать активное участие в самом процессе. Родителям лишние занятия также не повредят, а сыну или дочери будет гораздо интереснее.
Родителям нужно понимать:
- Дети непроизвольно копируют движения, поведение, привычки взрослых. Если поставить цель вырастить здорового, активного ребенка, начать следует с себя.
- Для самых маленьких сонь, которым лениво подниматься утром с уютной кроватки, можно придумать игру по мотивам любимой сказки или мультипликационного фильма, подобрать подходящую музыку.
- Не нужно брать с места в карьер: пока никто не готовит чемпионов и рекордсменов. Довольно, если первые комплексы будут рассчитаны на 5−7 минут. Лишь постепенно их следует расширять до 15, а затем и 20 минут, но не более того.
- Упражнения по возможности следует проводить на свежем воздухе (хотя бы в теплое время года). Если же ориентироваться на занятия в обычной квартире, то комнату нужно обязательно проветрить. Занятия в результате будут успешно совмещены с таким важнейшим элементом общего оздоровления, как закаливание.
- В какой-то день ребенок может попытаться проигнорировать занятия. Ничего страшного в этом нет. Взрослым все равно стоит провести обычный комплекс — в усеченном составе, самостоятельно. Возможно, малыш тут же и присоединится к маме или папе.
- Хороший стимул малышам дает участие в физзарядке их любимых игрушек, кукол. Их можно использовать или в качестве партнеров, или в качестве снарядов.
- Упражнения нужно менять, но не все разом, а по одному. Так можно снизить опасность надоедания постоянных движений.
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. 6 вариантов зарядки. ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ.
Watch this video on YouTube
Картотека упражнений для блока в кровати
Гимнастические упражнения в кровати:
- Потягивание. Лежа в кроватях на спине, ребята протягивают руки вдоль тела, а затем вытягивают за голову и тянутся макушкой вверх, одновременно пятки тянут к противоположной спинке кровати.
- Змейка. Дети лежат на спине и выполняют перекатывания с одного бока на другой, при этом руки прижаты к телу.
- Великаны-карлики. Из того же положения ребята сгибают ноги в коленях, а затем выпрямляют их.
- Велосипед. Упражнение на пресс, оно выполняется лежа лицом вверх. Вытянув руки по бокам, дети «рисуют» ногами круги в воздухе, напоминающие прокрутку педалей велосипеда.
- Орех. Из позиции лежа лицом вверх при глубоком вдохе ребята садятся и тянутся руками к носкам прямых ног. Выдыхая воздух, они ложатся обратно на кровать.
- Лодочка. Дети переворачиваются лицом вниз, вытягивают руки вверх и с усилием прогибают спину, при этом верх и низ тела должны оторваться от поверхности кровати.
- Кошечка. Стоя по-кошачьи на коленях и выпрямленных руках, ребята выгибают спину дугой, одновременно опуская лицо вниз, затем прогибают спину вниз, поднимая лицо вверх.
- Горка. Дети садятся в кровати, выпрямив ноги перед собой, ладонями упираются на кровать за спиной. Опираясь на согнутые ноги и ладони, ребята высоко поднимают бедра, затем снова садятся на кровать.
- Волна. Дети становятся на колени. Протягивая руки в одну сторону, они садятся в противоположную сторону рядом с пятками, затем выполняют то же упражнение зеркально.
Комплексы оздоровительной гимнастики после сна для детей 5-6 лет
Оздоровительная гимнастика в старшей группе за последние годы приобрела особую актуальность. Объясняется это в первую очередь тем, что у дошкольников стало стабильно ухудшаться здоровье. В комплекс упражнений после сна должны быть включены только щадящие упражнения и элементы закаливания.
Обратите внимание! Выполнять ее должны только те дети, у которых нет противопоказаний и ограничений к их выполнению
Гимнастика в постели
Перед тем как приступить к зарядке, воспитатель должен тщательно подготовить помещение. Он должен распахнуть шторы, открыть форточку, особенно летом, весной и осенью, и поставить тихую мелодию. Для детей старшей группы рекомендуются следующие упражнения в постели:
- Потягивание — дети ложатся на спину и опускают руки вдоль туловища. Затем поочередно поднимают руки вверх и тянутся.
- Самомассаж головы — воспитатель просит детей сесть на кровати и имитировать мытье головы.
- Отдыхаем — воспитанники ложатся на живот с опорой на локти. Подбородок поддерживается ладонями. Воспитатель просит детей поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
Обратите внимание! Упражнения в постели помогают постепенно восстановить тонус мышц после сна и подготовить их к активным действиям
Гимнастика в постели
Профилактика плоскостопия
Профилактики плоскостопия в детских дошкольных учреждениях уделяется особенное внимание, так как такое заболевание стало очень распространенным среди малышей. Детский возраст более благоприятен для того, чтобы корригировать стопы. После сна в детских садах с целью профилактики используются массажные ортопедические коврики
Дети ходят по ним босыми ногами сразу после дневного сна
После сна в детских садах с целью профилактики используются массажные ортопедические коврики. Дети ходят по ним босыми ногами сразу после дневного сна.
Профилактика нарушений осанки
У детей с раннего возраста должна формироваться правильная осанка, поэтому очень важно, чтобы в детском дошкольном учреждении с воспитанниками выполняли специальные упражнения, направленные на профилактику сколиоза. Основными мероприятиями, которые помогут предотвратить нарушения осанки, считаются комплексы упражнений, направленные на ее улучшение
Дыхательно-звуковая гимнастика
Комплекс специальных упражнений, которые направлены на укрепление здоровья и формирование умения у ребенка расслабляться классифицируется как дыхательно-звуковая гимнастика. Основной целью воспитателя при выполнении таких упражнений является желание научить каждого ребенка глубоко и правильно дышать, уметь координировать собственные движения, развить речевой аппарат и взбодриться после дневного сна.
Помимо всего прочего, элементарные упражнения помогают формировать звуковую культуру речи и исправить нарушения звукопроизношения в детском возрасте. Самыми распространенными и эффективными считаются следующие упражнения:
Обратите внимание! Если у ребенка полностью отсутствуют проблемы с речью, отказываться от дыхательно-звуковой гимнастики в детском саду не стоит, так как упражнения никогда не повредят