Примерные тезисы сочинения
Разум и чувства. Именно эти слова станут основным мотивом одной из тем на выпускном сочинении в 2020 году.
Можно выделить два направления, по которым следует рассуждать по данной теме.
1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.
2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.
Эстетика: влияние на человека
Эстетика имеет прямое влияние, так как эстетическое, художественное постепенное развитие личности становится рычагом изменения общества, где он живёт. Общественный прогресс не останавливается, предъявляет огромное количество требований к людям, требуя от них творческой активности, креативного мышления, напрягая духовные силы, проверяя душевные границы
Сила реформирования мира вынуждает общество демонстрировать свой эстетический потенциал, он оказывает равноценное влияние на формирование, этот факт ставит формирование эстетической, художественной культуры личности на важное место при создании благоприятных условий для жизни
Эстетическое воспитание начинается с детства, первых шагов, когда только познаётся мир, тогда ребёнок ощущает, что что-то ему по душе, а другое вызывает смешанные, противные чувства, он эстетически познаёт себя через общение с другими людьми, с помощью своего окружения. Эстетическое воспитание сопровождает человека на всех этапах его жизни, влияя на формирование личности, контролируя человечность
Люди, лишённые этого чувства, зачастую не видят разницы, границ, не определяют правильное и дозволенное, не понимают прекрасного, ведут аморальный образ жизни, о чём нередко писали научные статьи учёные из разных стран, пытаясь привлечь внимание общественности
Сама же эстетическая культура взаимно зависит от людей, ведь она создаётся с помощью их усилий, указывает на законы, факторы функционирования общества, в отличие от естественной природы человека. Философское направление с людьми тесно связаны несмотря на то, что можно сперва решить, что это не так. Эстетическая культура личности является неотъемлемым элементом духовной культуры, а значит, что она является частью общественного сознания, народной культуры.
Что такое эстетическое воспитание
Под эстетическим воспитанием в педагогике понимают целенаправленное воздействие на формирование человеческой личности. При этом выбор средств такого воздействия огромен, начиная от произведения классического искусства и заканчивая естественной прелестью природы. Прививать навыки самопознания, самосовершенствования через призму красоты нужно с самого раннего детства.
Родители, обеспокоенные будущим своего малыша, приступают к его воспитанию с рождения. Красивые яркие игрушки, классическая музыка, ласковые лица родителей – вот главные составляющие воспитательного процесса. Гармония и красота в вещах, словах, поступках позволяет маленькому человечку видеть, чувствовать и ценить прекрасное.
«Правильные» жизненные ориентиры «подхватывает» детский сад и школа. В учреждениях образования углубляют нравственные понятия через призму красоты и доброты, учат на примеры литературных героев выбирать правильный жизненный путь. С помощью живописных полотен учится мечтать, а затем воплощать мечты в жизнь. На уроках трудового искусства постигать науку прекрасных «грязных» рук и способность создавать шедевры в повседневной обыденности.
Однако на практике путь эстетического воспитания тернист и сложен. Часто его неправильное построение или полное отсутствие связано с безграмотностью взрослых, которые сами, не имея четкого понятия о нем, не могут передать ценность красоты окружающего мира.
Правильное воспитание вкуса предусматривает обучение способности воспринимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, труде, чувствах
Важно привитие чувств и вкусов, потребности принимать участие не только в созидании прекрасного, но и в его создании
Красной нитью в эстетическом воспитании должна проходить мысль о необходимости воплощения красоты в обыденную жизнь через примеры и образцы искусства. Нельзя восторгаться прелестью классической музыки, получая наслаждения от ее прослушивания, и нецензурно выражаться, выйдя за пределы театра. Умение ценить «образцы» искусства позволяет переносить красоту в повседневный вещи: быт, работу, семью.
Тесная взаимосвязь эстетики в повседневной жизни активно проявляется во всем. Творчество формирует память, интеллект, умение планировать. Возможность ценить красоту природы – патриотизм, любовь к малой родине. Сложные эмоции и чувства, возникающие на фоне восприятия искусства, учат нравственности.
У эстетически развитой личности все жизненные проявления гармоничны и красивы. Они требуют «равноправного» развития физической, нравственной и интеллектуальной культуры, совершенствовать которые нужно всю жизнь.
Правильно сформированный вкус позволяет оценить жизненные проявления уродства и красоты, комедии и драмы. Он также требует ежедневного совершенствования, «проверки» и развития. Сформировать вкус можно только под воздействием эстетического идеала. И здесь важную роль играет общественное окружение человека: от его гармоничности и нравственности зависит правильный выбор человека.
Важная составляющая эстетического воспитания – формирование навыков нравственного поведения, уважения к общественным, общечеловеческим законам, любви ко всему живому, окружающему миру.
Воспитание эстетики, как и все воспитание, – долгий процесс. Большая «картина» красивой человеческой души рисуется постепенно: каждый год человеческой жизни добавляет в нее новый мазок. Каким он будет, насколько яркими будут краски, зависит от жизненных обстоятельств, семьи, социального окружения человека.
Цели и задачи
Цель эстетического воспитания проста и сложна одновременно: научить человека видеть прекрасное во всех его проявлениях, анализировать и оценивать увиденное, принимать активное участие в его создании.
Задачи воспитания эстетично развитой личности также многогранны. Их условно делят на 2 группы.
1 группа задач работает в таком направлении:
- Формирует вкус, созидательное отношение к окружающей природе;
- Развивает возможности чувствовать, слышать, видеть прекрасное в природе, искусстве, литературе, поступках людей;
- Воспитывает потребность в созерцании красоты и отличный художественный вкус.
2 группа задач направлена на развитие умений создавать прекрасное в искусстве и повседневной жизни.
Только тесное взаимодействие этих задач позволит добиться высоких воспитательных результатов.
Методы и средства
В педагогике разработано множество методик, помогающих развить вкус человека. Однако до сих пор ни одна из них не может заменить личный пример близких, родных людей. Также важна психологическая, нравственная обстановка, в которой человек живет и растет. На личном примере воспитанник учится таким вещам:
- Общаться;
- Ухаживать за собой;
- Относиться к себе и окружающим.
Другие методы тесно связаны со средствами, с помощью которых достигается эффективность воспитания. Перечислим самые популярные из них:
- Беседы;
- Творческие мастерские;
- Занятия в кружках, секциях;
- Посещение выставок, театров, музеев;
- Участие в фестивалях, конкурсах интеллектуального, творческого содержания;
- Домашние творческие вечера.
Мы уже говорили о том, что успех эстетического воспитания во многом зависит от того, когда к нему приступили. Чем раньше ребенок начал постигать красоту окружающей его действительности, тем быстрее у него сформируются правильные эстетические идеалы, к которым он будет стремиться на протяжении всей жизни.
Игра – вторая по эффективности возможность воспитать гармоничную личность, умеющую ценить прекрасное. Являясь частью игрового сценария, его действующим лицом, ребенок накапливает правильно сформулированные эстетические впечатления, вникает в правила нравственного поведения. Игра готовит личность к «выходу» на жизненную арену. Развитие речи помогает сформировать представление о богатстве языка и культуры, прививает потребность к чтению.
Участие в праздниках, концертах, выставках – следующее звено развития вкуса через непосредственное участие в создании прекрасного. Посещение театров, музеев, выставок, концертов совершенствует задатки вкуса, формирует и совершенствует эстетический идеал.
Эстетика и этика: в чем разница
Эстетика тесно граничит с этикой, так как оба направления раньше рассматривалось через религиозную призму, были тесно связаны с божественным желанием. Этика призывала к всеобщей морали, эстетика прививала тягу к прекрасному. Между этими двумя понятиями до сих пор остаётся крепкая связь.
Этика выражает учение о моральных ценностях, делит человеческие поступки, проявления на достойные и недостойные, рассматривая их с позиции зла и добра с помощью своих нравственных критериев. Если соотнести этику и эстетику, то станет ясно, что и то, и другое связано с эмоциональным, духовным миром. Этика символизирует волю, эстетика чувства.
Этика базируется на определениях морали, ценностей, норм, нравственности, добра, зла, а в качестве главного принципа, которым руководствуется, выдвигает следующее выражение:
Наука призывает к чувству меры, благоразумия, порядка, которые создают гармонию. Гармония является неотъемлемой частью эстетики.
Природа как средство развития эстетических вкусов
Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие
Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике
Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные
Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи
В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.
Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.
Формирование эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – часть культуры личности, необходимое направление любого развитого общества. Формирование личности ребенка, познание правильного отношения к красоте окружающего мира – сложный процесс, содержащий в основе гармоничное развитие чувств.
Эстетическое воспитание осуществляется совместно с трудовым, нравственным воспитанием. Оно проходит через все сферы жизни ребенка. Формирование моральных, умственных качеств (тонкость чувств, особенности мышления, характер, моральные ценности, установки) – основа формирования эстетических.
Сформированные способности подчеркивают индивидуальность каждого члена общества. Эстетически развитый человек всегда обладает высоким моральным, интеллектуальным уровнем.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.
Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.
Формы организации эстетического воспитания
Процесс эстетического воспитания тесно связан со всеми сторонами воспитательного процесса в целом, исходя из этого, педагогами используются разнообразные формы организации:
Игры. В осуществлении эстетического воспитания игры занимают ведущее место, так как именно в игре наблюдается интеграция всех видов искусств и разнообразных видов детского творчества.
Занятия. Для эстетического воспитания детей педагогами организуются разные виды занятий. Наиболее эффективными являются лепка, рисование, аппликация. Именно во время данных занятий ребенок может проявить свои творческие способности
В целом же педагог должен в рамках каждого занятия уделять внимание эстетическому воспитанию детей.
Выставки детских работ
Все дети очень трепетно относятся к продуктам своей деятельности, именно поэтому важно делать выставки с детскими работами (фигурки из пластилина, рисунки и т.д.)
Во время таких выставок дети могут оценить свою работу со стороны, сравнить разные работы, все это побуждает их стремиться к лучшему, стараться выполнять работу аккуратно и красиво.
Экскурсии. Во время экскурсий дети имеют возможность познакомиться с красотой природы и ее явлений
Важным моментом является правильность подготовки и проведения экскурсии. Для этого педагог должен соблюдать следующую последовательность ее разработки и организации:
подготовка педагога и детей (постановка цели и задач, подбор необходимого оборудования и т.д.);
подбор актуальных и соответствующих методов и приемов организации;
планирование разнообразной художественно-эстетической деятельность детей во время экскурсии и после нее.
Праздники и развлечения. Данная форма организации воспитательного процесса является одной из самых привлекательных для детей. Проведение праздников и развлекательных мероприятий необходимо осуществлять не чаще, чем два раза в неделю. Содержание развлекательных мероприятий и праздников разнообразно и насыщено, тематика подбирается педагогом в соответствии с временем года и календарными праздниками.
В рамках ДОО праздники и развлекательные мероприятия осуществляются в виде утренников, которые по организации подразделяются на четыре формы:
Первая форма – «затейничество». В основе данного утренника лежит определенный сюжет, идея или «затея».
Вторая форма – концерт. Чаще всего это концерты самодеятельности, где выступают дети, показывают свои таланты и возможности.
Третья форма — «театрализованное представление», в основе которого — игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета.
Четвертая форма – фольклорные праздники
При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соответствующий репертуар
Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов и форм организации эстетического воспитания. Все они опираются на возраст детей, их возможности и потребности в эстетических знаниях. В процессе организации эстетического воспитания педагоги используют одновременно несколько методов и форм, так как их комплексное сочетание способствует достижению поставленной цели воспитания. Верно организованный, с педагогической точки зрения воспитательный процесс, будет не только познавательным, но и интересным для детей.